Функции цен в рыночной экономике

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Ценообразование
  • 1717 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 15.12.2009
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Понятие и виды цен
2. Функции цен в рыночной экономике
Заключение
Список использованных источников

Фрагмент для ознакомления

Количество звеньев товародвижения в меньшей степени влияет на цену производителя и в большей - на конечную цену товара.

2. Функции цен в рыночной экономике

Функция цены представляет собой предназначение цены в управлении национальным хозяйством в целом и каждым предприятием в отдельности.
Выделяют пять основных функций цены:
1. Учетная функция.
Она связана с самой сущностью цены, являющейся денежным эквивалентом товара или услуги. В цене учитываются затраты труда, сырья, материалов и т.д. на изготовление товара. Кроме того, цена определяет размер прибыли, получаемой предприятием после реализации товара. В условиях рыночной экономики соотношение цены и издержек производства может существенно отличаться, т.к. окончательное признание ценности товара происходит на рынке. Потребители заинтересованы в снижении цены на товар и улучшение его качества, производители - в увеличении объемов сбыта и прибыли. Кроме того, в условиях конкуренции, для того чтобы успешно противостоять конкурентам, производители вынуждены постоянно контролировать свои издержки. Последнее является особенно важным в российских условиях, т.к. в России долгое время господствовал затратный механизм экономики.
2. Стимулирующая функция.
Роль этой функции состоит в воздействии на производство и потребление товаров и услуг. Цены должны стимулировать производство продукции через закладываемый в них уровень прибыли. Посредством цен можно поощрять инвестиции, научно-технический прогресс, изменять структуру производства и потребления, улучшать качество продукции. Для России первостепенное значение имеет стимулирование развития сферы производства, выпуска качественной и конкурентоспособной продукции, как для внутреннего рынка, так и для экспорта.
3. Распределительная функция.
Эта функция связана с колебаниями цены под воздействием рыночных факторов. С помощью этой функции осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, различными формами собственности группами населения. В случае, когда требуется быстрое изменение приоритетов и пропорций развития экономики допускается введение государственного регулирования цен, а в крайних случаях и прямое установление цен государственными органами. Система налогообложения, включающая НДС, возможность установления акцизов и других видов налогов, а также введение или отмену различных налоговых льгот.
4. Функция балансирования спроса и предложения.
Посредством цен в экономике осуществляется связь между спросом и предложением и, следовательно, между производством и потреблением. В случае отклонения цены от ее реального рыночного значения, возникают диспропорции в производстве и потреблении, выражающиеся в возникновении дефицита или избыточного предложения. Возврат к состоянию равновесия, может быть, достигнуть за счет изменения цен или объемов производства.
5. Функция цены как инструмента рационального размещения производства
Роль и значение этой функции возрастет по мере развития и укрепления рыночных отношений в экономике. Складывающийся уровень цен по отраслям и сферам экономики способствует переливу капитала из одной сферы в другую. При этом решение об изменении вида деятельности принимается предприятием самостоятельно, исходя из ожидаемых результатов бизнеса.
В России преобладает тенденция вложения средств в основном в сферу торговли. Сфера производства развивается крайне слабо, и в нее неохотно вкладываются деньги. Это связано с тем, что существует угроза инфляции, производство связано с более долгим сроком окупаемости вложенных средств. Длительный цикл производства и инфляции обесценивают средства, вложенные в сферу производства.











































Заключение

Сделаем выводы.
Цена – денежное выражение стоимости товара. Как экономическая категория, цена отражает комплекс экономических хозяйственных отношений между производителями, между обществом и отдельными товаропроизводителями, между сферами и отраслями национальной экономики по поводу отношения общественно-необходимых затрат на производство товаров и распределения чистого дохода между отдельными производителями и отраслями народного хозяйства.
Регулирующее действие закона стоимости реально производится через экономические функции цены: ориентирующая функция цены, уравновешивающая функция цены, учетная функция цены.
- Распределительная функция цены. Первоначально цены предопределяют распределение ресурса между отраслями, а затем распределяют доходы между конкретными товаропроизводителями.
Результат – развитие структуры национальной экономики и приведение ее в соответствие со структурой и динамикой общественной потребности.
- Стимулирующая функция цены. Цена побуждает товаропроизводителя постоянно снижать издержки, т.к. только при этом условии можно увеличить объем полученной прибыли.
- Дифференцирующая функция цены. Перераспределение доходов приводит к обогащению одних и к разорению других товаропроизводителей.
Дополнительные доходы позволяют расширять производство, а убытки вынуждают сокращать объем производства.   





Список использованных источников

Абрютина М.С. Ценообразование – М.: Дело и сервис, 2005. – 256 с.
Расулев А. Государство и цены: механизм воздействия в условиях рыночной экономики / А.Расулев, С.Воронин, О.Исмаилов // Общество и экономика. - 2008. - № 3-4. - С.5-18.
Ценообразование. Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: Финстатинформ, 2006. – 159 с.
Цены и ценообразование: Учеб. пособие / Ф.М. Шелопаев, А.И. Суслова. – Тула: Тул. гос. ун-т, 2007. – 120 с.
Чепурин М.Н. Курс экономической теории. – Киров: Издательство «АСА», 2006. – 623 с.
Экономическая теория: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 640 с.











Абрютина М.С. Ценообразование – М.: Дело и сервис, 2005. – 256 с.
Расулев А. Государство и цены: механизм воздействия в условиях рыночной экономики / А.Расулев, С.Воронин, О.Исмаилов // Общество и экономика. - 2008. - № 3-4. - С.5-18.
Цены и ценообразование: Учеб. пособие / Ф.М. Шелопаев, А.И. Суслова. – Тула: Тул. гос. ун-т, 2007. – 120 с.
Чепурин М.Н. Курс экономической теории. – Киров: Издательство «АСА», 2006. – 623 с.
Ценообразование. Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: Финстатинформ, 2006. – 159 с.
Экономическая теория: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 640 с.












2

Список использованных источников

1.Абрютина М.С. Ценообразование – М.: Дело и сервис, 2005. – 256 с.
2.Расулев А. Государство и цены: механизм воздействия в условиях рыночной экономики / А.Расулев, С.Воронин, О.Исмаилов // Общество и экономика. - 2008. - № 3-4. - С.5-18.
3.Ценообразование. Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: Финстатинформ, 2006. – 159 с.
4.Цены и ценообразование: Учеб. пособие / Ф.М. Шелопаев, А.И. Суслова. – Тула: Тул. гос. ун-т, 2007. – 120 с.
5.Чепурин М.Н. Курс экономической теории. – Киров: Издательство «АСА», 2006. – 623 с.
6.Экономическая теория: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 640 с.

Вопрос-ответ:

Какие функции имеют цены в рыночной экономике?

Цены в рыночной экономике выполняют пять основных функций: учетную, стимулирующую, регулирующую, информационную и распределительную.

Что такое учетная функция цен?

Учетная функция цен связана с отражением затрат производства, включая материальные, трудовые, финансовые и информационные, а также с установлением себестоимости и прибыли предприятий.

Какую роль играет цена в стимулировании производства и сбыта товаров?

Цена стимулирует производство и сбыт товаров, поскольку обладает информационной функцией, отражая спрос потребителей и предложение производителей. Высокая цена указывает на большой спрос, что может стимулировать увеличение производства и снижение цены, а низкая цена может сигнализировать о недостатке спроса и способствовать урегулированию количества товаров на рынке.

Какие основные виды цен существуют?

Основные виды цен в рыночной экономике включают себестоимость, рыночную цену, оптовую цену, розничную цену, экспортную и импортную цены.

Как функция цен связана с распределением товаров?

Функция цен в рыночной экономике связана с распределительной функцией, так как цены определяют доходы производителей, посредством которых осуществляется распределение товаров и услуг между различными участниками экономики.

Что такое функции цен в рыночной экономике?

Функции цен в рыночной экономике представляют собой роль, которую цены играют в управлении национальным хозяйством и каждым предприятием отдельно.

Сколько функций цен выделяют в рыночной экономике и какие они?

В рыночной экономике выделяют пять основных функций цен: учетную, распределительную, регулирующую, стимулирующую и информационную.

Какая функция цен связана с самой сущностью?

Учетная функция цен связана с самой сущностью цены. Она позволяет учитывать затраты на производство товара и принимать решения о его выпуске.