ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ АКУСТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ГОЛОСА.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 3535 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 01.07.2012
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Организация и методика исследования акустических характеристик голоса
1.1.Цель, задачи и организация исследования
1.2.Методика исследования
Глава 2. Анализ полученных результатов
2.1. Количественный анализ исследования акустических характеристик голоса
2.2. Качественный анализ исследования акустических характеристик голоса
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Голос, помимо избыточной открытой назализации, у детей с ВРГН является слабым, монотонным, неполетным, глухим, сдавленным.
Исследование типа дыхания показало, что при врожденной расщелине неба физиологическое дыхание чаще всего наблюдается поверхностным – грудным или ключичным, когда во время вдоха напрягаются грудные мышцы, в движение приходят ключицы и грудная клетка, а диафрагмальные мышцы не принимают необходимого участия в процессе речеобразования. Нарушается соотношение между вдохом и выдохом. Невозможность осуществления полноценного вдоха и выдоха приводит к нарушению фонационного дыхания. Специфические особенности фонационного, или речевого, дыхания обусловлены также нарушением взаимодействия между артикуляционными и дыхательными мышцами.
Исследование голосовой атаки показывает, что у большей части детей наблюдается мягкая голосовая атака. При этом голос у исследуемых детей слабый, истощаемый, тихий, приглушенный, с выраженным носовым оттенком (назализация), снижена разборчивость речи. Характерным является зажатое, сдавленное звучание, иногда сиплое и хриплое. Тусклый звук голоса обедняет естественные интонации, мелодику речи. Это создает затруднения при общении со сверстниками и взрослыми.
Основной голосовой характеристикой, наиболее страдающей при врожденных расщелинах неба, является тембр. Анализируя полученные результаты мы видим, что ротовые звуки у детей приобретают назальность в результате неполноты небочно-глоточного смыкания или при анатомических дефектах неба. В процессе речевого дизонтогенеза формируются приспособительные (компенсаторные) изменения уклада органов артикуляции.
Таким образом, результаты диагностики показали, что дети с врожденными расщелинами имеют голосовые расстройства, они приобретают назальность звучания звуков в результате неполноты небочно-глоточного смыкания или при анатомических дефектах неба, в процессе речевого дизонтогенеза формируются приспособительные (компенсаторные) изменения уклада органов артикуляции, уровень звуковой стороны речи – низкий. Исходя из полученных при обследовании данных, был выявлен основной дефект голоса детей в экспериментальной группе – гнусавость или ринофония на фоне общей ринолалии.
Устранение патологической назализации голоса при ринолалии, несмотря на многообразие применяемых приемов, представляют известную трудность. Определяется она в первую очередь тяжестью дефекта и характером хирургического вмешательства, которое не всегда достигает хорошего анатомического и функционального эффекта.
Восстановление тембра осложняется тем, что при врожденных расщелинах твердого и мягкого нёба страдает механизм голосообразования, так как иннервация мягкого нёба влияет на функцию голосовых складок. Коррекционная работа требует воздействия на всю систему голоса и речеобразования. Патофизиологические исследования, выявляющие особенности дыхания, фонации и артикуляции у данного контингента, расширяют представление о структуре дефекта и позволяют выбирать более обоснованные и целенаправленные методы логопедической работы. Особенно важными являются ранние профилактические и комплексные коррекционные мероприятия, которые могут ослабить развитие дефекта и способствовать скорейшей социальной реабилитации лиц с врожденными аномалиями нёба.
Заключение
Обобщение полученных в специальной психолого-педагогической и медицинской литературе данных послужило основанием для проведения нами эксперимента по изучению состояния голоса у детей с врожденными расщелинами нёба и губы. Исследование проводилось на базе детского стационара кафедры ДХС и ЧЛХ Стоматкомплекса МГМСУ. В ходе исследования мы обследовали 17 детей с ВРГН дошкольного возраста. Цель исследования: выявить особенности голоса дошкольников с ринолалией и ринофонией. Методика исследования разработана, основываясь на рекомендациях Е.С.Алмазовой , Д.К.Вильсона , О.В.Правдиной , Ф.Ф.Рау , С.Л.Танталовой . Данная методика предполагает индивидуальную работу с каждым ребенком.
Результаты исследования заносились в индивидуальную "Голосовую карту" ребенка. Логопедическое обследование выявляет не только строение и функции резонаторной, генераторной и дыхательной систем, но и их взаимное функционирование, что по данным физиологов оказывает регулирующее влияние на формирование тембра голоса. Голос ребенка оценивается по системе, предложенной Д. Вильсоном, но несколько видоизмененной. Целесообразность такого подхода к оценке голоса объясняется тем, что одно и то же нарушение может быть как слабовыраженным, едва заметным, так и резким, сильно ухудшающим качество голоса. Поэтому подобная оценка, по нашему мнению, наглядно демонстрирует педагогу, на что необходимо в первую очередь обратить внимание в коррекционной работе над голосом. Основным критерием оценки является влияние отмеченных особенностей голоса на внятность устной речи ребенка.
Результаты исследования показали, что у 47% детей наблюдается грудное дыхание, у 41% детей ключичный тип дыхания, у 12% детей брюшное дыхание. Таким образом, можно увидеть, что у подавляющего большинства детей с ВРГН (88%) наблюдается нарушение дыхание, которое приводит к нарушению фонационного дыхания.
Исследование голосовой атаки показало, что у 82% детей наблюдается мягкое состояние голосовой атаки, у 12% придыхательная голосовая атака и у 6% твердая голосовая атака. Таким образом, у большей части детей мягкая голосовая атака.
Все 100% детей обладают средним голосом, 94% детей обладают тихим голосом, а вот громким голосом обладают только 18% и умением произвольно менять силу голоса 12% детей. Таким образом, можно увидеть, что у детей с ВРГН нарушено владение сильным голосом и умением управлять силой своего голоса.
Также все 100% детей обладают средним голосом, 58% детей обладают высоким голосом, и только 18% низким голосом и 12% детей обладают умением произвольно менять высоту голоса. Как и в предыдущем задании, можно увидеть, что большинство детей не могут управлять произвольно своим голосом, а также у них нарушено владение низким голосом.
Нормальный тембр голоса наблюдается только у 24% детей, гиперназальный голос у 35%, назализация средней степени у 29% и назализация легкой степени у 12% детей. Таким образом, можно отметить, что у большей части детей наблюдается назализация голоса средней и высокой степени.
У 76% детей отмечается отмечалась монотонная речь, ее общая смазанность, невыразительность, усредненность. Только у 12% детей внятность речи приближена к норме, а еще у 12% детей речь непонятная, наблюдаются тяжелые нарушения.
Таким образом, проведенное исследование показало, что по 12% детей владеют силой и высотой голоса и 24% детей владеют тембром голоса. Остальные дети с ВРГН не владеют своим голосом.
Список литературы
Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М: Просвещение, 1973. – 167с.
Алмазова Е.С. Методика логопедической работы по устранению ринофонии/Нарушения речи и голоса у детей/Под ред. Ляпидевского С.С., Шаховской С.Н. М.: Просвещение, 1975. - С. 89-108.
Васильева Е.Е. Ринолалия. – Ярославль, 2007. – 63 с.
Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей DOC. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. Пер. с англ. – М.: Медицина, 1990. – 448с.
Волосовец Т.В., Агаева В.Е. Логопедическая работа при ринолалии (дооперационный период) //Логопедия: методические традиции и новаторство /Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. М. - Воронеж, 2003, с. 93 -102.
Зееман, М. Косноязычные дети [Текст] // Волкова Л.С., Селиверстова В.И. (ред.) Хрестоматия по логопедии в 2-х томах. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 560с.
Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О.Н. Усановой.— М.: Просвещение, 1983. – 95с.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
Орлова О.С. Нарушения голоса: учеб. пособие. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 220с.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. –200с.
Очерки по патологии речи и голоса. / Под ред. С.С.Ляпидевского. Вып. 2. – М., 1963. – 274с.
Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 445с.
Правдина О.В. Логопедия.— М.: Просвещение, 1973. — 272с.
Рау Е.Ф., Синяк В.А. Логопедия: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. – М., 1970. – 112с.
Ринолалия: учебное пособие / авт.-сост. Е. Е. Васильева. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. – 181с.
Соболева Е.А. Ринолалия. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 126 с.
Соломатина Г.Н., Водолацкий В.М. Устранение открытой ринолалии у детей: Методы обследования и коррекции. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 160 с.
Таптапова С.Л. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса. – М.: Наука,1987. – 110с.
Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.
Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1959. – 336с.
Васильева Е.Е. Ринолалия. – Ярославль, 2007. – 63 с.
Соболева Е.А. Ринолалия. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 126 с.
Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1959. – 336с.
Правдина О. В. Логопедия. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М., Просвещение, 1973. – 272с.
Зееман, М. Косноязычные дети [Текст] // Волкова Л.С., Селиверстова В.И. (ред.) Хрестоматия по логопедии в 2-х томах. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 560с.
Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О.Н. Усановой.— М.: Просвещение, 1983. – 95 с.
Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.
Волосовец Т.В., Агаева В.Е. Логопедическая работа при ринолалии (дооперационный период) //Логопедия: методические традиции и новаторство /Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. М. - Воронеж, 2003, с. 93 -102.
Алмазова Е.С. Методика логопедической работы по устранению ринофонии/Нарушения речи и голоса у детей/Под ред. Ляпидевского С.С., Шаховской С.Н. М.: Просвещение, 1975. - С. 89-108.
Ринолалия: учебное пособие / авт.-сост. Е. Е. Васильева. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. – 181с.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. –200с.
Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О.Н. Усановой.— М.: Просвещение, 1983. – 95 с.
Орлова О.С. Нарушения голоса: учеб. пособие. – М.: АСТ: Астрель, 2008. - 220с.
Соломатина Г.Н., Водолацкий В.М. Устранение открытой ринолалии у детей: Методы обследования и коррекции. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 160 с.
Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М: Просвещение, 1973. – 167с.
Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей DOC. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. Пер. с англ. – М.: Медицина, 1990. – 448с.
Правдина О.В. Логопедия.— М.: Просвещение, 1973. — 272с.
Рау Е.Ф., Синяк В.А. Логопедия: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. – М., 1970. – 112с.
Таптапова С.Л. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса. – М.: Наука,1987. – 110с.









2

Список литературы
1.Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М: Просвещение, 1973. – 167с.
2.Алмазова Е.С. Методика логопедической работы по устранению ринофонии/Нарушения речи и голоса у детей/Под ред. Ляпидевского С.С., Шаховской С.Н. М.: Просвещение, 1975. - С. 89-108.
3.Васильева Е.Е. Ринолалия. – Ярославль, 2007. – 63 с.
4.Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей DOC. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. Пер. с англ. – М.: Медицина, 1990. – 448с.
5.Волосовец Т.В., Агаева В.Е. Логопедическая работа при ринолалии (дооперационный период) //Логопедия: методические традиции и новаторство /Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. М. - Воронеж, 2003, с. 93 -102.
6.Зееман, М. Косноязычные дети [Текст] // Волкова Л.С., Селиверстова В.И. (ред.) Хрестоматия по логопедии в 2-х томах. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 560с.
7.Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О.Н. Усановой.— М.: Просвещение, 1983. – 95с.
8.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
9.Орлова О.С. Нарушения голоса: учеб. пособие. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 220с.
10.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. –200с.
11.Очерки по патологии речи и голоса. / Под ред. С.С.Ляпидевского. Вып. 2. – М., 1963. – 274с.
12.Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 445с.
13.Правдина О.В. Логопедия.— М.: Просвещение, 1973. — 272с.
14.Рау Е.Ф., Синяк В.А. Логопедия: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. – М., 1970. – 112с.
15.Ринолалия: учебное пособие / авт.-сост. Е. Е. Васильева. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. – 181с.
16.Соболева Е.А. Ринолалия. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 126 с.
17.Соломатина Г.Н., Водолацкий В.М. Устранение открытой ринолалии у детей: Методы обследования и коррекции. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 160 с.
18.Таптапова С.Л. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса. – М.: Наука,1987. – 110с.
19.Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.
20.Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1959. – 336с.

Вопрос-ответ:

Какая цель и задачи организации исследования акустических характеристик голоса?

Целью исследования является изучение акустических характеристик голоса с целью выявления особенностей и распространенных проблем, таких как избыточная открытая назализация у детей с ВРГН.

Какая методика использовалась при исследовании?

При исследовании была использована специальная методика, которая включает в себя запись и анализ звуковых сигналов, а также количественный и качественный анализ полученных данных.

Как происходил количественный анализ исследования?

Для количественного анализа исследования использовались различные акустические параметры, такие как интонация, тембр и ритм голоса. Эти параметры были измерены и проанализированы с помощью специальных программ.

Как происходил качественный анализ исследования?

Качественный анализ исследования включал в себя изучение особенностей голосовых проявлений и выявление характерных черт и трендов в голосе. Это было основано на наблюдениях и субъективном анализе исследуемых данных.

Существуют ли какие-либо рекомендации из этого исследования?

Исследование предоставляет информацию о распространенных проблемах, таких как избыточная открытая назализация у детей с ВРГН, что может помочь в разработке рекомендаций и методик по работе с такими проблемами в будущем.

Какова цель и организация исследования акустических характеристик голоса?

Целью исследования является изучение и анализ акустических характеристик голоса. Организация исследования включает определение методики, сбор данных и анализ полученных результатов.

Как проводится исследование акустических характеристик голоса?

Исследование проводится с использованием определенной методики, которая может включать записывание голосового сигнала с помощью специального оборудования и последующий анализ полученных данных.

Как происходит количественный анализ исследования акустических характеристик голоса?

Количественный анализ включает измерение и оценку различных параметров голоса, таких как высота тона, интенсивность звука, длительность звуковых сегментов и другие. Данные параметры могут быть сравнены для разных голосов или использованы для оценки изменений в голосе во времени.

Как происходит качественный анализ исследования акустических характеристик голоса?

Качественный анализ включает изучение особенностей голоса, таких как его тембр, модуляция, наличие артикуляционных дефектов и другие факторы, которые могут влиять на восприятие и понимание речи. Он может включать также субъективные оценки, например, оценку качества звучания голоса или его эмоциональной окраски.

Какие результаты могут быть получены из исследования акустических характеристик голоса?

Исследование акустических характеристик голоса может дать различные результаты, такие как описание особенностей голоса у конкретного человека или группы людей, оценку эффективности воздействия различных методов лечения на голос, выявление факторов, влияющих на качество звучания голоса и другие.

Какие цели и задачи ставятся перед исследованием акустических характеристик голоса?

Целями и задачами исследования акустических характеристик голоса могут быть выявление особенностей звучания голоса, определение причин и факторов, влияющих на изменение этих характеристик, разработка методов и оценка эффективности мероприятий по коррекции и восстановлению голосовых функций.