Вам нужен реферат?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Общая характеристика теории маржинализма.

  • 22 страницы
  • 7 источников
  • Добавлена 20.11.2011
770 руб. 1 100 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение
1.История и предпосылки возникновения маржиналистской теории
2.Основные понятия, концепции и методология маржиналистской теории
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

маржиналистской теории стал потребитель, которому в теориях классической школы практически не было места. Теории распределения и производства вошли в состав маржиналистской теории несколько позднее – первоначальный прорыв осуществился именно на участке теории потребительского выбора.
Важнейшим преимуществом маржиналистской теории ценности над классической явился её универсализм. Классическая теория издержек описывала происхождение ценности только свободно воспроизводимых благ, а также была неприменима к мировой торговле. Теория предельной полезности описывает субъективную ценность практически всех благ, в том числе даже уникальных, и тех, которые вообще не обмениваются, а остаются у своих владельцев. Более того, теория предельной полезности не только объясняла пропорции обмена, но и создала теоретический язык (предельный анализ) пригодный для применения к другим экономическим проблемам.
Как уже говорилось, маржиналистская революция ознаменовала собой переход экономических исследований с макроэкономического уровня на микроэкономический. Центральными вопросами экономической науки стали вопросы исследования поведения экономических субъектов (потребителя и фирмы) в условиях ограниченных ресурсов. Экономика впервые стала наукой, которая изучает взаимосвязь между данными целями и данными ограниченными средствами. Сутью экономической науки стал поиск условий, при которых производственные услуги распределяются с оптимальным результатом между конкурирующими целями. Это вопросы экономической эффективности, и как раз предельный анализ обслуживает данный принцип.
Интересна связь новых подходов, которые провозгласила маржиналисткая революция с концепцией ценообразования. Наиболее полно этот вопрос разработан представителями "австрийской школы", к анализу взглядов которых мы и обратимся. Как мы знаем, со времен Аристотеля экономисты выделяли в товаре две стороны: потребительную стоимость (или полезность) и меновую стоимость (способность товара в определенных пропорциях обмениваться на другой товар). В качестве основы, определяющей пропорции обмена (цен товаров), у основоположников политической экономии (Смита и Рикардо) выступал труд. Полезность же, рассматриваемая как объективная способность вещи удовлетворять какие либо человеческие потребности, представлялась лишь условием осуществления обмена. Представители же "австрийской школы" не только ввели в экономическую науку понятие субъективной полезности (ценности), но и выдвинули ее в качестве основы ценообразования. Чтобы лучше понять логику их рассуждений, следует уточнить разницу между объективной и субъективной полезностью. Первая представляет собой способность (в принципе!) служить для человеческого благополучия. Субъективная же полезность или ценность представляет собой значимость данной вещи для благополучия (жизненного наслаждения) данного человека. Следовательно, может иметь место ситуация, когда вещь обладает полезностью, но не обладает ценностью. Для образования ценности необходимо, чтобы с полезностью соединялась редкость - редкость не абсолютная, а лишь относительная, то есть по сравнению с размерами существующей потребности в вещах данного рода. И значит, ценностью блага обладают в том случае, если их не хватает для удовлетворения соответствующих потребностей, в противном случае материальные блага ценности не имеют.
Первым из представителей "австрийской школы" это положение развил К.Менгер профессор Венского университета. Он отстаивал точку зрения, что анализ цены должен быть сведен к анализу индивидуальных оценок. Блага Менгер разделил на две категории: экономические блага – редкие по сравнению с потребностью в них и поэтому имеющие ценность, неэкономические блага – широкодоступные и поэтому не обладающие ценностью. Граница между ними подвижна: в зависимости от объема их запаса блага могут переходить из одной категории в другую. Менгер различал и блага различных порядков: блага первого порядка – конечные предметы потребления (первоочередные блага), блага более высоких порядков – экономические ресурсы, необходимые для производства благ первого порядка. Он отмечал, что по мере развития и усложнения производства увеличивается число этапов и временной лаг (производственный период), отделяющий факторы производства от предметов конечного потребления. Анализируя обмен, Менгер утверждал, что он взаимовыгоден (т.е. общая полезность для каждого его участника возрастает) до тех пор пока не наступит ситуация равновесия в которой соотношение предельных полезностей обмениваемых товаров станет одинаковым для обеих сторон.
Ученик Менгера О.фон Бём-Баверк оставил весомое творческое наследие.. К наиболее значимым относится его работа «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886 г). В отличие от Менгера Бём-Баверк различал объективную и субъективную ценность. Объективная ценность – это способность (в принципе) служить для человеческого благополучия, она формируется на рынке в ходе конкуренции и выступает в виде меновых пропорций.(т.е. цен). Субъективная ценность – это значимость данной вещи для благополучия конкретного человека. На основе анализа субъективной ценности Бём-Баверк рассматривал формирование реальных рыночных цен в условиях рзаных рыночных ситуаций (от изолированного случайного обмена до различных вариантов конкуренции), показывая при этом интервал, в котором может установиться рыночная цена.
Ф.фон Визер первым использовал термин предельная полезность, а также ввел в научный оборот понятие «естественная ценность», которая определяется предельной полезностью и отражает связь между количеством товаров и необходимой обществу полезностью. Вклад фон Визера в экономическую теорию заключается в первую очередь в его теориях альтернативных издержек и вменения. В теории ценности концепция полезности и концепция издержек производства традиционно противостояли друг другу. Визер же попытался преодолеть дуализм полезности и издержек. Ценность производительных благ определяется в австрийской теории ценностью (предельной полезностью) продукта, который можно произвести с их помощью.
Изготовляя одни блага производитель жертвует возможностью произвести что-либо другое, именно «общая полезность других продуктов, которые можно получить с помощью данных производительных средств» составляет для него издержки.
Таким образом концепция издержек Визера оказалась чисто австрийской: издержки состоят у него только из неполученной субъективной полезности, не содержат никаких реальных затрат факторов производства как у представителей классической школы или Маршалла, и не связаны с антиполезностью «тяготами» труда как у Джевонса.
Такие издержки непосредственно соизмеримы с полезностью продукта, так что любой экономический субъект без труда осознанно или неосознанно произведет необходимый расчет затрат и результатов.
В своей теории вменения Визер попытался усовершенствовать теорию Менгера об измерении ценности производительных благ ценностью произведенных с их помощью потребительских благ. Главная проблема заключалась в способе определения ценности каждого из набора взаимодополняющих (комплементарных) благ. Менгер определил ценность такого блага через потерю благосостояния, связанную с его утратой. Таким образом ценность производительного блага равняется у него ценности продукта, который был бы произведен при его утрате с помощью оптимально употребленных оставшихся благ. Однако Визер нашел в этом определении слабые места. Во-первых в этом случае ценность производительных благ будет неодинакова в зависимости от того единицу какого из них мы гипотетически «удаляем». Синергический эффект (целое всегда больше суммы частей), который присутствует в оптимальной комбинации, всегда будет отнесен на счет удаляемого блага. Во-вторых, ценность продукта не будет распределена между производительными благами без остатка. Визер доказывает это так: оптимальная производственная комбинация является наилучшим способом употребления всех участвующих в ней благ. Поэтому, если мы изымаем единицу одного из них, все остальные дадут меньший доход. По словам Визера это противоречит закону, согласно которому производительные средства должны оцениваться на основе дохода, возможного при максимальном их использовании. Различия в подходе Менгера и Визера объясняются тем, что Визер в отличие от Менгера исповедовал равновесный подход, при котором все производственные комбинации являются оптимальными и ценность производственных благ в них не может различаться. Поэтому Визер в своей теории вменения попытался усовершенствовать теорию Менгера так, чтобы исключить какой-либо нераспределенный остаток. Визер разделял «общее» и «специфическое» вменение. Под общим вменением понимается случай, когда различные продукты изготовляются с использованием одних и тех же производительных благ. В этом случае мы можем получить систему уравнений, в которых ценности (предельные полезности) продуктов, а также физические затраты производительных благ известны, а ценности производительных благ неизвестны. Если количество продуктов превышает количество производительных благ, а коэффициенты расхода производительных благ для каждого продукта свои (уравнения линейно независимы), то такая система может иметь решение.
Если же кроме них в производстве используется некое специфическое производственное благо, его вклад в ценность продукта определяется как остаток, разность между ценностью продукта и ценностью общих производительных благ.
Предметом исследований основоположника лозаннской школы швейцарского экономиста Л.Вальраса были экономический обмен и распределение богатства между хозяйствующими субъектами. Главные положения теории Вальраса состоят в следующем. Все экономические ресурсы, необходимые для производства потребительских благ, находятся в руках частных собственников, продающих эти ресурсы предпринимателям на рынках факторов производства. Полученные в результате этого доходы домохозяйства используют для приобретения на потребительских рынках товаров и услуг, которые предлагают предприниматели, использующие для производства потребительских благ приобретенные у частных собственников факторы производства. Все хозяйственные решения зависят от цен на соответствующих рынках. При данном наборе цен цель индивидуума заключается в максимизации полезности, которая зависит от особого сочетания полезности потребительских товаров с одной стороны, и доходов от продажи факторов производства с другой. Общее рыночное равновесие достигается, когда имеется система цен, при которой объемы проданных факторов производства и купленных потребительских товаров сбалансированы. Чтобы исключить тенденцию к изменению цен необходимо соблюсти ряд условий: должна существовать единая цена для товаров определенного вида (факторов производства или предметов потребления); спрос и предложение факторов производства и предметов потребления должны быть равны; цена продуктов должна быть равна издержкам их производства, т.е цене факторов производства.
Теория ценности австрийской школы оказалась небесспорной. Критике обычно подвергается абсолютная неэластичность предложения, т.е. предположение о неизменной величине запаса благ (что нетипично для развитой рыночной экономики) и зависимость субъективных оценок потребителя от имеющегося уровня доходов и цен.





Заключение

Таким образом, на рубеже XIX - XX веков, в экономической науке появилось новое теоретическое направление, опирающееся на работы представителей первого этапа маржиналистской революции А.Маршалла, Д.Б.Кларка и В.Парето. Предметом исследования маржиналистов стала экономика, рассматриваемая как равновесная система с ограниченным количеством трудовых и материальных ресурсов (деньги трактовались как нейтральный, связующий их элемент). Главной задачей исследования стал поиск такого варианта функционирования хозяйственного механизма, который обеспечивал бы оптимальное использование ресурсов с целью максимизации прибыли фирмы (микроэкономика) или общественного благосостояния (макроэкономика), Анализ экономических процессов предполагался только количественный. Поэтому качественные (социальные) стороны экономики были вынесены за рамки исследования. Сама экономика в период зарождения маржиналистского направления рассматривалась как рынок совершенной конкуренции. Другим обязательным условием в теориях маржиналистов рубежа XIX - XX веков было отождествление равновесия с экономической статикой. Динамика же трактовалась как временное нарушение равновесия, во время которого основные постулаты маржиналистской теории не действуют. Дальнейшее развитие маржиналистского направления в экономической науке заключалось в создании теорий, выходящих за рамки указанных ограничений.
В заключение данной работы можно сделать вывод о том, что маржиналистское направление безусловно являлось прогрессивным для своего времени и его значение для экономической науки безусловно велико.
Как уже говорилось, решающее значение в развитии маржиналистского направления имела универсальность маржиналистской теории, применяющей одинаковые принципы исследования и аналитический инструментарий к любым хозяйственным (и как окажется впоследствии не только хозяйственным) явлениям и проблемам. Эта универсальность метода и инструментов анализа, формирование единого языка экономической теории – предельного анализа, возможность её формализации безусловно сыграли огромную роль в прогрессе и профессионализации экономической науки и привели к образованию мирового научного сообщества экономистов.
Не случайно именно к периоду после маржиналистской революции относятся создание национальных экономических ассоциаций и профессиональных журналов в Англии США и других странах.
Список литературы

История экономических учений/ под ред.В.Автономова, О.Ананьина, Н.Макашевой: Учеб.пособие. – М.: ИНФРА –М, 2002 – 784 с.
Экономика: учебник / под ред.А.С.Булатова. – М.: Экономистъ, 2005 – 831 с.
Экономическая теория: учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, А.В.Чечелевой – М. издательство «Экзамен», 2005. – 592 с.
Экономическая теория / под ред.Дж.Итуэла, М.Милгейта, П.Ньюмена. – М.: ИНФРА-М, 2004 – 931 с.
История экономической мысли / под ред. В.В. Круглова, В.В.Балахоновой. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с.
Майбурд Е.М. Введение в историю экономических учений: учебник. – Ростов-на-Дону.: Дело, 2000 – 560 с
Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений: учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2008 – 271 с.
Экономика: учебник / под ред.А.С.Булатова. – М.: Экономистъ, 2005 – с.87
История экономических учений/ под ред.В.Автономова, О.Ананьина, Н.Макашевой: Учеб.пособие. – М.: ИНФРА –М, 2002 – с.176.
Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений: учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2008 – с.91

Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений: учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2008 – с.93
Экономическая теория: учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, А.В.Чечелевой – М. издательство «Экзамен», 2005. – с.162
Майбурд Е.М. Введение в историю экономических учений: учебник. – Ростов-на-Дону.: Дело, 2000 – с.236
Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений: учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2008 – с.92
История экономической мысли / под ред. В.В. Круглова, В.В.Балахоновой. – СПб.: Питер, 2008. – с.144












23

Список литературы

1.История экономических учений/ под ред.В.Автономова, О.Ананьина, Н.Макашевой: Учеб.пособие. – М.: ИНФРА –М, 2002 – 784 с.
2.Экономика: учебник / под ред.А.С.Булатова. – М.: Экономистъ, 2005 – 831 с.
3.Экономическая теория: учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, А.В.Чечелевой – М. издательство «Экзамен», 2005. – 592 с.
4.Экономическая теория / под ред.Дж.Итуэла, М.Милгейта, П.Ньюмена. – М.: ИНФРА-М, 2004 – 931 с.
5.История экономической мысли / под ред. В.В. Круглова, В.В.Балахоновой. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с.
6.Майбурд Е.М. Введение в историю экономических учений: учебник. – Ростов-на-Дону.: Дело, 2000 – 560 с
7.Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений: учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2008 – 271 с.

Узнать стоимость работы