Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Взаимосвязть типа личности и выбора профессии.

  • 31 страница
  • 14 источников
  • Добавлена 21.11.2011
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы особенностей типов личности в профессиональной сфере
1.1.Подходы к типологизации личности.
Типы личности по Дж. Холланду
1.2. Классификация профессий Е.А. Климов
Глава 2. Теоретические основы проблемы выбора профессии
2.1. Понятие профессии. Общая характеристика профессий
2.2. Требования профессий к свойствам личности
Глава 3. Практическое исследование взаимосвязи типа личности и выбора профессии
3.1. База и программа исследования
3.2. Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1.Описательные психологические характеристики типов профессионалов (по Е.А. Климову).

Фрагмент для ознакомления

Специальность. Классификация профессий". Модуль "Мир профессий". Предпрофильная подготовка (8–9-е классы) Артюгина Екатерина АнатольевнаПриложение 1.Описательные психологические характеристики типов профессионалов (по Е.А. Климову).Представители профессий типа «Человек-природа».В профессиях данного типа мир видится, усматривается работником и волнует его, прежде всего со стороны имеющих место биотических и абиотических явлений, обретений и утрат в этой области. Профессионалы выделят и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, в которых нуждаются микроорганизмы, растения, животные. Выделяются и удерживаются в сознании многочисленные представления о растениях, животных, микроорганизмах, о факторах и проявлениях «судьбы» чего-либо живого.Цивилизация, культура человечества – это прежде всего культура сельскохозяйственного производства, земледелия, животноводства, пчеловодства и т.п. Люди – потребители «даров» природы и производители продукции, истоки которых находятся в природе же. Международные отношения – это то, что делается в человеческом мире в связи с охраной природы или использование ее «даров» и профессиональных достижений в области растениеводства, животноводства, микробиологии.Представители профессий этого типа умеют делать, создавать, корректировать биотические средства, условия существования и развития людей. Речь идет о растениях, животных, микроорганизмах и условиях их среды как предмете труда.Умения, которые должны быть развиты: способность или умение подмечать самые незначительные изменения в обстановке труда, умение планомерно наблюдать биологические объекты, умение предугадывать события в каким-то сложном биологическом процессе, должен быть необходимый кругозор в общих основах и узко специальной области растениеводства, животноводства, микробиологии, в обслуживающих их соответствующих областях фундаментального знания; знание назначения и возможностей многих технических средств труда, знание об организации и экономике соответствующего производства.Исполнительно-двигательная активность: разнообразна от навыков рисования до управления машинами и их комплексами, иногда бережные движения, иногда – многократно повторяющиеся ручные усилия и значительные физические нагрузки.Познавательные процессы: хорошее цветовое зрение, образная зрительная память, богатое воображение.Личные качества: настойчивость в достижении отсроченных целей, бережность и аккуратность, любовь к природе, нестандартность мышления, терпение.Противопоказания: слабое здоровье, недостаточное физическое развитие, физические недостатки, серьезные дефекты зрения, отсутствие интереса и уважительного отношения к «живому».Представители типа «Человек-Техника».Мир видится, усматривается прежде всего со стороны того, как наша жизнь оснащена или не оснащена, может или должна быть оборудована техникой.Цивилизация, культура, история – это достижения научно-технической революции. Создание придумок указанного рода – электродвигателей, радио, ЭВМ.Условия существования и развития человека – это здания, сооружения, транспортные средства, технические средства связи, обеспеченность теплом и электроэнергией.Деятельность людей – это научно-технические расчеты, автоматизация технологией производства. Создание грандиозных сооружений и миниатюризация оборудования, ориентация на мирное применение новейших достижений техники.Представители этого типа производят вещественные продукты труда, виды, формы энергии, создают машины, механизмы, приборы, обрабатывают различные материалы.Исполнительно-двигательная активность:: монтаж, сборка, наладка, регулировка, ремонт, демонтаж – т.е. ручной труд.Знание, умение: умение разбираться в чертежах и схемах, умение мысленно представлять устройство механизма, процессы рабочего взаимодействия, движения их составляющих, кругозор в области естественных наук: физике, математике, химии, знать устройство и функции приборов, машин, инструментов.Познавательные процессы: сосредоточенность, распределение и переключение внимания, хорошее зрение, линейный и объемный глазомер, пространственное воображение, память на числовые параметры разного рода, хорошее мысленное оперирование предметами в пространстве, способность быстро принимать решения.Личные качества: эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях, повышенная чувствительность, деловитость, способность работать самостоятельно, аккуратность, добросовестность, любовь к технике, находчивость, дисциплина, осторожность, решительность в сложных ситуациях.Противопоказания: нарушение опорно-двигательного аппарата, органов чувств, слабое физическое здоровье.Представители типа «Человек – Человек».Мир видится, усматривается работником и волнует его, прежде всего со стороны наполненности окружающего разными, разнообразными, разномыслящими и разнонаправленными людьми, группами, сообществами, организациями, их сложными взаимоотношениями.Цивилизация, культура, история человечества – это народы, страны, государства, языки, культурные ценности разных народов. Международные отношения – это политические, торгово-экономические, общекультурные взаимодействия между хорошо различимыми социальными системами.Деятельность человечества, людей – это приобщение широких слоев населения к освоению культурных ценностей, культурно-просветительная деятельность, доведение товаров до потребителя, обеспечение гражданских прав, борьба с преступлениями.Представители этого типа умеют руководить группами, коллективами, учить и воспитывать людей, лечить, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей.Исполнительно-двигательная активность: речевые действия, выразительные движения (мимика, пантомимика), точность и координация движений (в медицине).Умения, знания – умение слушать и слышать, понимать другого человека и именно его внутренний мир, кругозор в области гуманитарного знания, знание психологии человека, четкость, связность и ясность речи.Познавательные процессы: наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение мысленно представить, смоделировать именно его внутренний мир.Личные качества: способность сопереживать другому человеку, наблюдательность, отзывчивость, доброжелательность, терпение, снисходительность, творческий склад ума, стремление «идти в ногу» с быстротекущими процессами стремительного движения, развития, выдержка, способность «не выходить из себя», принципиальная требовательность к себе и другим.Противопоказания: дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, необщительность, выраженные физические недостатки, нерасторопность, медлительность, равнодушие к людям.Представители профессий типа «Человек-Знание».Мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего со стороны упорядоченности, развитости, изученности, учтенности и подсчитанности разнообразных его составляющих.Цивилизация, культура, история человечества – это прежде всего письменность, почтовая и иная информационная связь, формулировки правовых норм.Международные отношения – это информационно-технические связи.Деятельность человека – автоматизация связи, документопроизводства, обеспечение законности и правопорядка, совершенствование измерений, систем единиц измерения величин, совершенствование средств фиксации фактов, информационного обеспечения жизни общества.Представители профессий умеют хорошо ориентироваться, разбираться в условных обозначениях, языковых системах, документах, текстах, они создают и перерабатывают тексты, документы, таблицы, формулы, перечни, каталоги, чертежи, карты.Исполнительно-двигательная активность: обычно сильно свернута, важны быстрые и точные, координированные движения пальцев рук, хороший четкий и красивый почерк.Познавательные процессы: вдумчивость и систематичность, хорошее сосредоточение внимания на знаковом материале, способность воспринимать и удерживать в памяти словесно-логическую информацию большого объема, важны аналитичность и критичность в восприятии знакового материала, хорошее владение письменной речью, безупречная грамотность.Личные качества: эмоциональная устойчивость, чувство слова, контекста, важны скрупулезность, аккуратность, систематичность в работе, находчивость, интеллектуальная инициатива, способность контролировать ход и правильность своих умственных действий, усидчивость, настойчивость, терпение.Представители профессии типа «Человек-Художественный образ».Мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего и как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное, и как область, которую можно преобразовать и принести в нее красоту, удобство.Цивилизация, культура, история человечества – это достижения художественного толка, причем часто вполне конкретные.Условия существования и развития человека – это система расселения людей, жилые кварталы, парадные площади города, пространство для отдыха в проектируемом жилом помещении, пространство для рукоделия.Профессионально важные качества: всестороннее знание предметной области и мира прошлой и современной культуры, жизнь общества, развитое цветоощущение (изобразительное искусство), яркие слуховые представления, тонкое различие качеств звуков (музыка), умение чувствовать и изображать личность героя (актер), важны нестандартный ум, мышление, неограниченное шаблонами, эстетическое чувство, чувство красивого, художественный такт, непринужденность, смелый полет фантазии, гибкость в принятии решений.Личные качества: умение подчинять авторские амбиции общим целям, исполнительская четкость и самодисциплина, усидчивость, терпение, способность к многократным переделкам сделанного.Приложение 2МЕТОДИКА "ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК" (ДДО)Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак "+".Инструкция: "Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?"ТЕКСТ ОПРОСНИКА1а.Ухаживать за животными или 1б.Обслуживатъ машины, приборы (следить. регулировать)2а.Помогать больным или2б.Составлять таблицы, программы для вычислительных машин3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, илиЗб.Следить за состоянием, развитием растений4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.д.) или46. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи или5б.Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) илибб.Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)7а.Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) или 7б.Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством — подъемным краном, трактором, тепловозоим и др.8а.Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) или8б.Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище или9б.Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках10а. Лечить животных или10б. Выполнять вычисления, расчеты11а. Выводить новые сорта растений или11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять или12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности или13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты или14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) или15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.16а. Делать лабораторные анализы в больнице или1бб. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий или17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. или 18б. Играть на сцене, принимать участие и концертах19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания или 19б. 3аниматься черчением, копировать чертежи, карты20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада или 20б. Работать на клавишных машинах (компьютерах и др.)ЛИСТ ОТВЕТОВ123451а162а26За364а465а566а667а768а869а9610а10611а11612а12613а13614а14615а15616а16617а17618а18619а19620а206Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков "+" в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков "+". Название типов профессий по столбцам:1. "человек-природа" — все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;2. "человек-техника" — все технические профессии;3. "человек-человек" — все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;4. "человек-знак" — все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;5. "человек-художественный образ" — все творческие специальности.Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20-30 минут. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, и в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.Приложение 3Сводная таблица результатов диагностического исследования профессиональной ориентации старших школьников№Фамилия, имяТипы профессий1Павел П.ЧП – 0; ЧТ – 7; ЧЧ – 4; ЧЗ – 6; ЧХо – 3.2Сергей Г.ЧП – 5; ЧТ – 6; ЧЧ – 0; ЧЗ – 4; ЧХо – 5.3Елена В.ЧП – 7; ЧТ – 7; ЧЧ – 2; ЧЗ – 2; ЧХо – 2.4Владимир Г.ЧП – 1; ЧТ – 7; ЧЧ – 5; ЧЗ – 5; ЧХо – 2.5Виктория М.ЧП – 7; ЧТ – 1; ЧЧ – 6; ЧЗ – 4; ЧХо – 2.6Татьяна Р.ЧП – 4; ЧТ – 4; ЧЧ – 8; ЧЗ – 3; ЧХо – 27Владислав К.ЧП – 2; ЧТ – 6; ЧЧ – 6; ЧЗ – 3; ЧХо – 38Светлана М.ЧП – 2; ЧТ – 7; ЧЧ – 4; ЧЗ – 4; ЧХо – 39Алексей М.ЧП – 3; ЧТ – 7; ЧЧ – 4; ЧЗ – 5; ЧХо – 110Мария С.ЧП – 3; ЧТ – 7; ЧЧ – 3; ЧЗ – 5; ЧХо – 211Вячеслав Д.ЧП – 1; ЧТ – 6; ЧЧ – 2; ЧЗ – 6; ЧХо – 512Марина Р.ЧП – 0; ЧТ – 6; ЧЧ – 5; ЧЗ – 5; ЧХо – 313Олеся П.ЧП – 2; ЧТ – 2; ЧЧ – 7; ЧЗ – 3; ЧХо – 614Роман Т.ЧП – 1; ЧТ – 4; ЧЧ – 3; ЧЗ – 4; ЧХо – 815Альбина С.ЧП – 2; ЧТ – 0; ЧЧ – 7; ЧЗ – 5; ЧХо – 6№Фамилия, имяТипы профессий1Римма О.ЧП – 0; ЧТ – 6; ЧЧ – 5; ЧЗ – 5; ЧХо – 32Юрий ШЧП – 2; ЧТ – 2; ЧЧ – 7; ЧЗ – 3; ЧХо – 63Людмила Н.ЧП – 1; ЧТ – 4; ЧЧ – 3; ЧЗ – 4; ЧХо – 84Александр М.ЧП – 1; ЧТ – 7; ЧЧ – 5; ЧЗ – 5; ЧХо – 2.5Раиса К.ЧП – 7; ЧТ – 1; ЧЧ – 6; ЧЗ – 4; ЧХо – 2.6Григогрий П.ЧП – 4; ЧТ – 4; ЧЧ – 8; ЧЗ – 3; ЧХо – 27Сергей П.ЧП – 2; ЧТ – 0; ЧЧ – 7; ЧЗ – 5; ЧХо – 68Евгений П.ЧП – 3; ЧТ – 2; ЧЧ – 3; ЧЗ – 4; ЧХо – 89Руслан Ш.ЧП – 6; ЧТ – 1; ЧЧ – 6; ЧЗ – 4; ЧХо – 210Кристина Е.ЧП – 2; ЧТ – 1; ЧЧ – 3; ЧЗ – 5; ЧХо – 811Алексей В.ЧП – 2; ЧТ – 4; ЧЧ – 3; ЧЗ – 5; ЧХо – 612Наталья О.ЧП – 2; ЧТ – 2; ЧЧ – 7; ЧЗ – 3; ЧХо – 613Владимир С.ЧП – 2; ЧТ – 6; ЧЧ – 6; ЧЗ – 3; ЧХо – 314Ольга К.ЧП – 4; ЧТ – 4; ЧЧ – 8; ЧЗ – 3; ЧХо – 215Анна К.ЧП – 2; ЧТ – 0; ЧЧ – 7; ЧЗ – 5; ЧХо – 6Приложение 4Опросник Дж. ХолландаОпросник состоит из 42 пар различных профессий. Каждая профессия состоит в паре с относящейся к другому типу одинаковое количество раз. В результате необходимо выбрать 42 профессии. Далее подсчитывается, сколько из избранных профессий относится к каждому типу личности. Можно составить формулу в виде шести букв (соответствующих названиям: Конвенционный – К, Реалистичный – Р, интеллектуальный – И, Артистичный – А, Социальный – С, Предприимчивый – П), ранжируемых в порядке значимости. Основное внимание нужно уделять, по мнению Холланда, 2-3 типам, которые набрали наибольшее количество профессий. На первом месте стоит самая большая буква, соответствующая наиболее ярко выраженному типу и отражающая существенные значения определенных характеристик личности. На втором и третьем месте – следующие по значению, хотя и менее значимы, чем первая, но учитываемые при интерпретации результатов [26].

Список использованной литературы

1.Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. / А.Г. Асмолов - М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. - 360 с.
2. Зеер Э.Ф. «Психология профессии» Уч. пособ. д/вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003 - С. 122
3.Карелин, А.А. Психологические тесты. В 2-т. / А.А. Карелин,– М.: Владос. 2006 - 130 с.
4. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. / Е.А. Климов - М.,2004. - 344 с.
5. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. / Е.А. Климов, Ростов - на - Дону. 1996 - 194 с.
6. Кон, И.С. Психология старшеклассника. / И.С. Кон М., 1980. - 150 с.
7.Краткий словарь системы психологических понятий /под. Ред.К.К.Платонова. - М.: Высшая школа, 1984. – 67 с.
8.Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: 1990. – С. 777
9.Прощицкая Е.Н. «Практикум по выбору профессии». – М.: Просвещение, 1995 Стр. 10-13
10.Пряжников, Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - / Н.С. Пряжников - М.: Издательский центр «Академия». 2003- 345 с.
11.Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А.Ядова. –Л.: 1979. – С. 14 – 15.
12.Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. / Столяренко, Л.Д. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2003- 321 с.
13.http://ru.wikipedia.org Материал из Википедии - свободной энциклопедии / Тип личности
14.http://festival.1september.ru/articles/517461/ Разработка урока по теме "Профессия. Специальность. Классификация профессий". Модуль "Мир профессий". Предпрофильная подготовка (8–9-е классы) Артюгина Екатерина Анатольевна


Узнать стоимость работы