Криминологическое учение о преступнике.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Криминология
  • 5757 страниц
  • 47 + 47 источников
  • Добавлена 10.06.2009
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Криминологическая характеристика личности преступника
1.1. Понятие личности преступника
1.2. Основные факторы, способствующие формированию личности преступника
Глава 2. Структура личности преступника
2.1. Нравственно-психологические признаки личности преступника
2.2. Уголовно-правовые признаки личности преступника
2.3. Социально-демографические признаки личности преступника
Глава 3. Типология личности преступника
3.1. Преступники с корыстной направленностью
3.2. Преступники с насильственной направленностью
3.4. Преступники с дефектами психической саморегуляции
Заключение

Фрагмент для ознакомления

п.
Так, данные о половом составе преступников показывают значительное преобладание мужчин над женщинами. Например, соотношение убийств, совершенных женщинами и мужчинами, составляет 1:11, причинивших тяжкий вред здоровью - 1:36. Однако по некоторым составам преступлений женщины относительно более активны, чем мужчины. Свыше 50% всех преступлений, совершаемых женщинами, носят корыстный характер. Особенно велик процент женщин, совершающих преступления в системе торговли и обслуживания населения. В целом же структура женской преступности отличается от структуры мужской преступности меньшим удельным весом тяжких насильственных преступлений.
Возрастная характеристика преступников позволяет судить о степени и интенсивности проявления криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных групп. В частности, преступления, совершаемые молодыми людьми, чаще носят агрессивный, импульсивный характер, для лиц же старшего возраста, напротив, характерно более обдуманное совершение преступлений.
В целом же наиболее часто совершают преступления лица в возрасте 18 - 40 лет (до 70 - 75%). В этой группе наибольшая криминальная активность характерна для лиц 25 - 29 лет. Затем следуют 18 - 24-летние, 14 - 17-летние, 30 - 40-летние.
Образовательный и интеллектуальный уровни во многом определяют характер преступления. Это и понятно, поскольку данные качества в значительной мере влияют на круг интересов и потребностей, направленность общения и времяпрепровождения и, в конечном счете, на образ поведения лица. Как показывают криминологические исследования, лица с более высокой степенью образования совершают должностные и экономические преступления, лица же, совершающие хулиганство, посягательства на личность, кражи, грабежи и разбои, имеют, как правило, низкий уровень образования.
В социально-демографической подструктуре личности преступника важное криминологическое значение имеют данные о социальном положении, роде занятий и профессиональной принадлежности (рабочий, служащий, представитель индивидуально-трудовой деятельности, учащийся, пенсионер, лицо, не занятое общественно полезным трудом и др.). Эти данные, в частности, показывают, в каких сферах социальной жизни и в каких социальных группах распространены те или иные преступления, какие отрасли народного хозяйства наиболее подвержены криминогенному влиянию, из каких социальных и профессиональных групп наиболее часто "рекрутируются" преступники.
Следует заметить, что чем более дробным является деление социальных групп, тем более достоверными оказываются криминологические результаты. Например, среди совершивших преступления рабочих наиболее высок удельный вес лиц, занятых неквалифицированным трудом, тогда как рабочие высокой квалификации совершают преступления примерно в 25 раз реже.
Наиболее криминогенной социальной группой являются лица, не занятые общественно полезным трудом: они составляют почти третью часть всех преступников.
В комплексе социально-демографических признаков существенное криминологическое значение имеют данные о семейном положении, уровне материальной обеспеченности и месте жительства.
Результаты криминологических исследований показывают, что около 50% преступников к моменту совершения преступления не состояли в браке. В определенной степени это объясняется тем, что среди совершивших преступления весьма значительна доля молодых людей, не успевших обзавестись семьей. К тому же здесь проявляется и такая закономерность: с ростом количества судимостей уменьшается число лиц, состоящих в зарегистрированном браке.
Для социально-демографической характеристики личности преступника существенное значение представляют его социальные роли и социальные статусы.
Под социальной ролью принято понимать реальные социальные функции конкретного лица, обусловленные его положением в системе общественных отношений и принадлежностью к определенным социальным группам.
Социальная роль связана с определенным социальным статусом человека, его обязанностями и правами. В соответствии с социальным статусом от каждого человека ожидается определенный образ поведения и поступков. Невыполнение ролевых предписаний может вызвать конфликт между личностью и обществом либо ее окружением.
Типичными свойствами лиц, совершающих преступления, являются: низкая престижность их социальных ролей, рассогласованность социальных статусов, отчужденность от трудовых и учебных коллективов, ориентация на неформальные группы или отдельных лиц с социально-негативной направленностью, отсутствие или еопределенность социально-позитивных жизненных планов, завышенность социальных притязаний при ограниченных возможностях реализации.
Отмечая общие тенденции некоторых социально-демографических признаков личности преступника, следует указать на то, что их криминологическая информационная емкость намного повышается, когда они анализируются в совокупности и тесной взаимосвязи друг с другом. Абсолютизация какого-либо одного из них может привести к ошибочным выводам.
Глава 3. Типология личности преступника
Рассмотрим подход к описанию личностных черт преступников, который предлагает М.И. Еникеев (19. с. 41).
По содержанию ценностно-ориентационной направленности личности М.И. Еникеев выделяет следующие группы преступников:
1) преступники с антисоциальной корыстной направленностью. Эта группа преступников посягает на основное достояние общества - распределение материальных благ в соответствии с мерой и качеством затраченного труда;
2) преступники с антигуманной, агрессивной направленностью - лица с крайне пренебрежительным отношением к жизни, здоровью и личному достоинству других людей;
3) преступники с антисоциальной корыстно-насильственной направленностью - лица с корыстными посягательствами, соединенными с насилием над личностью.
По психорегуляционному основанию М.И. Еникеев выделяет:
4) преступников, характеризующихся дефектами психической саморегуляции, для которых совершенное преступление противоречит общему типу поведения личности, случайно для нее; это лица, не сумевшие противостоять криминогенной ситуации.
Остановимся подробнее на характеристике личностных особенностей указанных категорий преступников.

3.1. Преступники с корыстной направленностью
Важным фактором поведения всех корыстных преступников выступают устойчивые корыстные побуждения в сочетании с психологической установкой на совершение криминальных действий.
По своим личностным качествам преступники этой категории наиболее разнообразны.
Так, физические лица, уклоняющиеся от уплаты налогов и сборов (ст. 198 УК РФ), отличаются следующими особенностями (38. с. 32-24):
- исключительные деловые качества;
- большая работоспособность и организованность;
- высокий уровень интеллектуального развития и наличие высшего образования, а иногда и ученой степени;
- стремление к самоутверждению и завоеванию авторитета среди окружающих;
- устоявшееся мировоззрение.
Сравнение личностных особенностей лиц, совершающих кражи - тайное хищение имущества (ст. 158 УК РФ), с другими категориями преступников позволяет выделить такие личностные качества, как:
- хорошая ориентация в социальных (в том числе правовых) нормах, но их внутренне непринятие и сознательное нарушение (по сравнению с другими преступниками);
- большая социальная адаптированность;
- наиболее низкий уровень тревоги;
- более высокий уровень контроля своего поведения;
- гибкость поведения и способность ориентироваться в складывающейся ситуации;
- развитые навыки общения;
- менее выраженная импульсивность (необдуманность поведения);
- в меньшей степени выраженные реакции агрессии, тревоги и самоупрека за совершенные действия.
Отметим, что среди одной преступной специальности, в данном случае среди воров, существует большое количество преступных специализаций - карманники (карманные воры), магазинники (совершающие кражи в магазине), домушники (осуществляют кражи имущества граждан путем проникновения в их жилище) и др. Каждый вор выбирает наиболее приемлемые для него способы действий, которые в процессе постоянного применения оттачиваются.
По мнению А.И. Гурова (6. С. 40), в настоящее время существует свыше ста криминальных специальностей. Это почти в два раза больше, чем в 20-е годы XX в. Причем сохраняются практически все виды специализаций прошлых лет и вырабатываются совершенно новые, обусловленные современными социально-экономическими, правовыми и техническими условиями.
Например, относительно новыми являются преступления в сфере высоких информационных технологий, для совершения которых требуются не только глубокие научные знания в области информатики, но и профессиональное мастерство.
Среди преступников с корыстной направленностью следует особое внимание уделить мошенникам.
Мошенничество - хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием(С. 349) (ст. 159 УК РФ).
Перечислим наиболее существенные отличительные черты мошенников (3. С. 87; ; 19; 46. С. 86):
- более высокий уровень интеллекта (по сравнению с ворами и грабителями);
- умение быстро приспосабливаться к современным условиям жизни (в частности, использовать в корыстных целях те или иные изменения в сфере обслуживания населения и в зависимости от этого разрабатывать новые способы совершения преступлений);
- стремление к паразитизму;
- хладнокровие, сдержанность в эмоциональных проявлениях, расчетливость, способность владеть собой;
- умение понять психологию другого человека, вызвать к себе доверие и расположение (хорошие психологи);
- демонстрация сочувствия и сопереживания;
- актерские способности - способность к ролевому перевоплощению и импровизации;
- наблюдательность;
- владение приемами психологического воздействия на другого человека (убеждением, внушением);
- раскрепощенность поведения;
- готовность использовать обман (как сознательное сообщение жертве заведомо ложной информации с целью нанесения имущественного ущерба) и изобретательность в его применении.
Среди методов психологического воздействия мошенников достаточно распространен уличный гипноз, и так как его часто используют цыгане, он еще называется цыганским гипнозом. Цыганский гипноз проводится в состоянии бодрствования и применяется чаще всего для незаметного кратковременного погружения жертвы в состояние управляемого контакта и извлечения корыстной выгоды. Чаще всего цыганский гипноз используется на пляжах, вокзалах, рынках, в аэропортах, поездах и парках. Психологическое воздействие со стороны мошенника направлено на то, чтобы человек перестал частично или полностью соображать и трезво контролировать свое поведение (45. С. 360-361). Это достигается во многом за счет использования преступником состояния повышенного эмоционального напряжения потенциальной жертвы и перераспределения ее внимания, при котором внимание максимально сосредотачивается на процессе психологического контакта с мошенником.
При этом следует отметить, что далеко не всегда жертва случайна. Действия жертвы и преступника в определенной мере взаимообусловлены, поэтому требуется рассматривать их поведение в едином пространстве. Как отмечает немецкий исследователь Г. Шнайдер, определенные физические, психические и социальные черты человека могут сделать его предрасположенным к превращению в жертву преступления (45. С. 125-126).
Анализ очень многих случаев мошенничества дает возможность определить, что воздействие на жертву часто осуществляется непосредственно при контакте с ней.
В 1956 г. немецкий психиатр Иоганнес Шульц ввел понятие преступления на почве личных отношений между преступником и жертвой. Между ними могут существовать различные связи по степени их близости и интенсивности. Преступник и его жертва могут быть знакомы лишь заочно, они могут знать друг друга в лицо. Знакомство может быть шапочным, основанным на проживании по соседству или совместной работе. Связь может возникнуть только непосредственно перед совершением преступления. В данном подходе заложен принцип степени близости жертвы и преступника, в соответствии с которым необходимо также устанавливать причины и формы поведения жертв преступлений.
Поэтому при анализе механизма преступления важно рассматривать не только роль личностных особенностей преступника, социальной среды и конкретной ситуации, но и учитывать психологические свойства жертв преступных посягательств.
3.2. Преступники с насильственной направленностью
Преступники с насильственной направленностью характеризуются агрессивностью, антигуманными тенденциями, крайне пренебрежительным отношением к жизни, здоровью и личному достоинству людей.
Насильственный преступник - лицо, совершающее преступления насильственным способом (29; С. 717).
Насилие - воздействие на организм и психику человека против его воли в качестве средства достижения преступной цели, средства, побуждающего другое лицо совершить преступление (9. С. 767).
Перечислим основные личностные черты преступников этой категории:
- обесценивание жизни, здоровья и достоинства других людей;
- жестокость и агрессивность, выражающиеся в причинении тяжелых физических и психических травм другому человеку;
- злобность и агрессивная мстительность;
- постоянная готовность наносить ущерб людям;
- повышенная импульсивность (необдуманность) поведения;
- низкий самоконтроль;
- эмоциональная тупость;
- стереотипность поведения;
- примитивизм и цинизм;
- стремление к немедленному удовлетворению спонтанно возникших желаний;
- неспособность сдержать первое агрессивное побуждение в конфликтных ситуациях и рассмотрение насилия как самого приемлемого способа разрешения конфликтов;
- неумение прогнозировать последствия агрессивных действий;
- социальная дезадаптация, отсутствие развитых навыков, способствующих социальной приспособленности;
- невладение поведенческими приемами социально приемлемого выхода из конфликтной ситуации;
- самооправдание, переложение вины на потерпевшего и внешние обстоятельства;
- наличие алкоголизма, психических заболеваний, черепно-мозговых травм.
Перечисленные негативные качества формируются в крайне отрицательных условиях микросреды, а именно: в условиях пониженного социального контроля, лишения положительных эмоций в детстве, отчуждения от семьи и социально положительных групп. В жизнедеятельности насильственных преступников агрессивное поведение постоянно оказывалось предпочтительным - формировалась устойчивая готовность к нанесению ущерба другим людям.
Следует сказать, что в поведении насильственных преступников часто выражены так называемые аффектогенные мотивы (23. С. 27). Они обнаруживаются в личностно значимых и эмоционально насыщенных ситуациях; связаны с проявлением отрицательных эмоций и чувств - страха, ревности, гнева, ненависти, выплеск которых приводит к агрессивным и жестоким действиям.
Многие насильственные преступления, совершаемые несовершеннолетними, связаны с агрессией в группе и влиянием группового давления.
Так, в агрессивной действующей толпе массовые беспорядки и хулиганство совершаются под влиянием эмоционального заражения, подражания асоциальным примерам и внушающего воздействия со стороны лидера толпы.
Совершение насильственных действий (в том числе несовершеннолетними лицами) связано во многом с мотивами самоутверждения на социально-психологическом уровне, необходимо для сохранения определенного статуса в значимой группе сверстников.
Несмотря на большое сходство психологических особенностей насильственных преступников, они имеют и отличительные личностные качества. Так, убийцы больше, чем остальные типы преступников, испытывают трудности в социальном общении и отличаются повышенной стойкостью аффекта, а их поведение во многом обусловлено конкретной ситуацией; кроме того, они в наибольшей мере испытывают трудности, связанные с усвоением моральных и правовых норм (6. С. 39).
У лиц, совершивших изнасилование, в наибольшей мере по сравнению с другими преступниками проявляется черствость (у них самая низкая чувствительность к межличностным контактам) и в наименьшей - склонность к самоанализу и самоконтролю. Направленность этого вида преступлений обусловлена стремлением к самоутверждению себя в мужской роли, демонстрацией нарочито мужественного стиля поведения и подчеркиванием силы.
Хулиганы имеют устойчивые отрицательные привычки поведения, злобны, безответственны и убеждены в безнаказанности, а преступления совершаются ими, как правило, в условиях бескультурного досуга.
Немаловажное значение также имеют представления о жертвах, которые зависят от потребностей, мотивов, целей, установок и эмоций человека, то есть от его личностных особенностей.
Сравнивая насильственных и корыстных преступников, стоит отметить различия в их представлениях о жертвах преступлений.
Так, в результате опроса осужденных (34. С. 18) выяснилось, что степень согласия с утверждением о том, что жертвы преступлений сами часто совершают преступления, осужденных за корыстные преступления выше, чем осужденных за насильственные преступления, что указывает на стремление осужденных за корыстные преступления обвинять другого человека в незаконном деянии. Большая степень согласия осужденных за насильственные преступления с утверждением о том, что жертва может простить преступника, по-видимому, свидетельство того, что осужденные за насильственные преступления не осознают, что причинили ущерб, и находятся в состоянии регресса (свойственного детям восприятия действительности, согласно которому любой их проступок прощается). Осужденные за корыстные преступления более осознанно представляют последствия своих поступков.
3.3. Преступники с корыстно-насильственной направленностью
Преступники с корыстно-насильственной направленностью сочетают корыстные посягательства с насилием над личностью и вбирают личностные черты преступников насильственной и корыстной направленности (34. С. 11).
Перечислим эти черты:
- импульсивность и пренебрежение социальными и правовыми нормами и как следствие
- наибольшая (по сравнению с другими категориями преступников) неуправляемость поведения и внезапность асоциальных поступков;
- отчужденность и агрессивность;
- отсутствие гибкости поведения (ригидность);
- устойчивость отрицательных эмоций (стойкость аффекта);
- нарушение общей нормативной регуляции поведения, низкие интеллектуальный и волевой контроль;
- тенденция к непосредственному удовлетворению возникающих желаний и потребностей (6. С. 39).
Подчеркнем, что несмотря на типичность личностных характеристик корыстно-насильственных преступников, эта категория неоднородна.
Так, наемные убийцы (киллеры), как считает Ю.М. Антонян, убивают не из мести или ненависти к конкретному человеку, а за деньги по холодному расчету.
Они отличаются большой осторожностью и осмотрительностью, внимательностью, мобильностью, находчивостью, умением сохранять спокойствие и уравновешенность.
Другой отличительной чертой является способность оставаться незаметными, ничем ни привлекать к себе внимания. Это рациональные преступники и профессионалы.
То есть такие традиционно выделяемые черты корыстно-насильственных преступников, как импульсивность, неуправляемость и внезапность поступков, наемным убийцам не присущи. Хотя обнаруживается существенное сходство с рядом личностных особенностей импульсивных убийц: неспособность сопереживать людям и неумение поставить себя на их место, жесткость, хладнокровие, злобность, завистливость и стремление к самоутверждению.
Следует отметить, что тема профессиональных наемных убийц недостаточно разработана и требует дальнейшего изучения различными специалистами, в том числе криминальными психологами.
3.4. Преступники с дефектами психической саморегуляции
Преступники с дефектами психической саморегуляции отличаются тем, что у них отсутствует прямое побуждение к совершению преступления, т.е. преступный результат не совпадает с мотивами и целями действия; преступление совершается в результате стечения обстоятельств и случайно для данной личности (19. С. 31).
В то же время совершение преступления связано и с отдельными психологическими (и психофизиологическими) особенностями, среди которых встречаются следующие:
- самонадеянность;
- небрежность и неосмотрительность;
- пониженная самокритичность;
- склонность к неоправданному риску поведения;
- неспособность предвидеть результаты своего поведения;
- наличие устойчивых социально отрицательных привычек;
- нарушение правил поведения в обществе;
- невыполнение определенных действий, которые человек мог и обязан выполнять в силу гражданских, профессиональных и должностных обязанностей;
- нераспознание признаков опасности;
- потеря контроля над используемыми орудиями и средствами;
- переживание крайне отрицательных эмоциональных состояний;
- низкий уровень самоконтроля;
- наличие алкогольного или наркотического опьянения.
Здесь важно сказать, что по данным Министерства здравоохранения и социального развития России средний возраст молодых людей, употребляющих наркотики, в нашей стране составляет 15 - 17 лет. Наркомания стремительно молодеет, и сегодня уже немало детей в возрасте 11 - 13 лет употребляют наркотические средства, в Москве даже отмечены случаи употребления наркотиков дошкольниками. Основная вина, несомненно, лежит на взрослых, которые должны осуществлять воспитание и социальный контроль подрастающего поколения. Сотрудникам правоохранительных органов, в свою очередь, необходимо активно осуществлять профилактику наркомании среди молодежи и населения в целом.
В последнее десятилетие приобрела особую остроту проблема аварийности в России, связанная с автомобильным транспортом. Каждое восьмое дорожно-транспортное происшествие совершил водитель, находящийся в состоянии опьянения; а наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы.
В связи с усугублением обстановки с аварийностью и наличием проблемы обеспечения безопасности дорожного движения Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах".
Перечисленные особенности преступников с дефектами психической саморегуляции выступают наиболее общими, типичными, и у конкретной личности могут встречаться не все, а некоторые из них. Например, лицам, совершающим преступления в результате сильного душевного волнения, присуще переживание негативных эмоций - аффекта, стресса и сильного переутомления; а для самонадеянной личности наиболее характерна склонность к повышенному риску поведения.
Заключение

Таким образом, различные категории личности преступников обладают своими отличительными личностными особенностями, которые поддаются анализу и обобщению, и успешно используются в интересах правоохранительной деятельности.
В то же время при всей значимости представленных в литературе результатов психологических исследований личности преступника еще не сложилась концепция, раскрывающая данную личность в совокупности ее проявлений.
Психологические феномены личности преступника изучаются без должного учета психологической структуры (механизма) преступного деяния, недостаточно учитывается соотношение социальной роли преступника и роли жертвы в конкретной ситуации. Остаются малоизученными связи психологических свойств разных сфер личности преступника: интеллектуальной, эмоциональной и волевой. Эти и другие вопросы криминальной психологии еще предстоит изучить.
Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить, что скорое и справедливое судопроизводство возможно только при полном исследовании данных о личности преступника, мотивации его деликтного поведения. Достижение указанной цели возможно только при наличии подробных сведений о личности в материалах уголовного дела, переданного мировому судье органами предварительного следствия. Существует правовая необходимость в установлении следователями мотивов и целей преступления, даже если эти обстоятельства не влияют на квалификацию содеянного. При расследовании уголовных дел в отношении несовершеннолетних необходимо выяснять условия их жизни и воспитания, уровень психического развития, состояние здоровья, влияние на несовершеннолетних старших по возрасту лиц, о чем следует составлять подробные справки. По делам о преступлениях, совершенных группой лиц, особое внимание необходимо уделять пределам умысла отдельного преступника на совершение конкретного деяния, что следует отражать в обвинительном заключении.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 100 "О Федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" // www.rg.ru/tema/doc-any/politika/pravo/kodeks/index.html.
Научная и учебная литература
Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.
Аминов И.И. Юридическая психология: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
Андрюшин Г.Д. Основы криминальной и следственной психологии: Учеб. пособие. Орел: Орловский ЮИ МВД России, 2005.
Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. М.: Пенатес-Пенаты, 2000.
Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. М., 1983.
Божович А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Буянова М.О. и др. Юридический энциклопедический словарь / Отв. ред. М.Н. Марченко. М.: ТК Велби; Изд-во "Проспект", 2006.
Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 1924.
Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
Виолин Э. Детское лицо наркомании // Щит и меч. 2006. N 23(1039).
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
Горьковая И.А. Юридическая психология: Конспект лекций. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005.
Данилина Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989.
Дорожнова К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. М., 1983.
Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. М., 1989.
Дубовик О.Л. Принятие решения в механизме преступного поведения. М., 1977. 
Еникеев М.И. Юридическая психология: Краткий учебный курс. М.: Норма, 2004
Ждан А.Н. История психологии. М., 1985.
Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.
Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. Горький, 1974.
Ковалев В.И. Мотивы, поведение, деятельность. М., 1988.
Козадаев А.В. Преступление и личность // Современные проблемы расследования преступлений: Сб. науч. тр. Волгоград, 1992.
Копылова Г.К., Прозоров А.В. Психология в деятельности органов внутренних дел: Курс лекций. М.: ЦОКР МВД России, 2006.
Косарев В.Н., Зенюков В.П. Личность преступника, норма закона и права человека с точки зрения развития демократического общества // Проблемы обеспечения прав личности в современных условиях: Материалы научно-практической конференции. Волгоград, 1992.
Косарев В.Н. К истокам (причинам) и механизму преступного поведения // Уголовная юстиция: проблемы правоприменения: Сб. науч. тр. Волгоград, 2003.
Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. М., 1968.
Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология. М., 2004.
Ленин В.И. Полное собрание срчинений. Т. 29.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3.
Маслов М.С. Учение о конституциях и аномалиях конституции в детском возрасте и их биологическом и патологическом значении, 1924.
Механизм преступного поведения. М., 1981.
Молоствов А.В. Представления осужденных о жертвах преступлений: диагностика и коррекция. Рязань, 2006.
Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. М., 1990.
Ной И.С. Методологические проблемы советской криминологии. Саратов, 1975.
Пастушеня А.Н. Криминогенная сущность личности преступника: методология познания и психологическая концепция. Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 1998.
Платонова Л.В. Психология личности налогоплательщика, ее поведенческие особенности // Юридическая психология. 2006. N 1.
Познышев С.В. Основные начала науки уголовного права, 1912,
Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. М.: Юристъ, 1998.
Сотникова Ю.Н. Влияние на наказание личности преступника // Мировой судья, 2007, N 1.
Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.
Физиология / Под ред. В.В. Васильевой. М., 1984.
Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990.
Христенко В.Е. Психология поведения жертвы: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
Шейнов В.П. Психология обмана и мошенничества. Библиотека практической психологии. М.: АСТ; Минск: Харвест, 2005
Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.









3

Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1.Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 100 "О Федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" // www.rg.ru/tema/doc-any/politika/pravo/kodeks/index.html.
Научная и учебная литература
2.Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.
3.Аминов И.И. Юридическая психология: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
4.Андрюшин Г.Д. Основы криминальной и следственной психологии: Учеб. пособие. Орел: Орловский ЮИ МВД России, 2005.
5.Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. М.: Пенатес-Пенаты, 2000.
6.Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
7.Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. М., 1983.
8.Божович А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
9.Буянова М.О. и др. Юридический энциклопедический словарь / Отв. ред. М.Н. Марченко. М.: ТК Велби; Изд-во "Проспект", 2006.
10.Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 1924.
11.Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
12.Виолин Э. Детское лицо наркомании // Щит и меч. 2006. N 23(1039).
13.Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
14.Горьковая И.А. Юридическая психология: Конспект лекций. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005.
15.Данилина Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989.
16.Дорожнова К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. М., 1983.
17.Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. М., 1989.
18.Дубовик О.Л. Принятие решения в механизме преступного поведения. М., 1977.
19.Еникеев М.И. Юридическая психология: Краткий учебный курс. М.: Норма, 2004
20.Ждан А.Н. История психологии. М., 1985.
21.Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.
22.Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. Горький, 1974.
23.Ковалев В.И. Мотивы, поведение, деятельность. М., 1988.
24.Козадаев А.В. Преступление и личность // Современные проблемы расследования преступлений: Сб. науч. тр. Волгоград, 1992.
25.Копылова Г.К., Прозоров А.В. Психология в деятельности органов внутренних дел: Курс лекций. М.: ЦОКР МВД России, 2006.
26.Косарев В.Н., Зенюков В.П. Личность преступника, норма закона и права человека с точки зрения развития демократического общества // Проблемы обеспечения прав личности в современных условиях: Материалы научно-практической конференции. Волгоград, 1992.
27.Косарев В.Н. К истокам (причинам) и механизму преступного поведения // Уголовная юстиция: проблемы правоприменения: Сб. науч. тр. Волгоград, 2003.
28.Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. М., 1968.
29.Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология. М., 2004.
30.Ленин В.И. Полное собрание срчинений. Т. 29.
31.Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3.
32.Маслов М.С. Учение о конституциях и аномалиях конституции в детском возрасте и их биологическом и патологическом значении, 1924.
33.Механизм преступного поведения. М., 1981.
34.Молоствов А.В. Представления осужденных о жертвах преступлений: диагностика и коррекция. Рязань, 2006.
35.Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. М., 1990.
36.Ной И.С. Методологические проблемы советской криминологии. Саратов, 1975.
37.Пастушеня А.Н. Криминогенная сущность личности преступника: методология познания и психологическая концепция. Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 1998.
38.Платонова Л.В. Психология личности налогоплательщика, ее поведенческие особенности // Юридическая психология. 2006. N 1.
39.Познышев С.В. Основные начала науки уголовного права, 1912,
40.Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. М.: Юристъ, 1998.
41.Сотникова Ю.Н. Влияние на наказание личности преступника // Мировой судья, 2007, N 1.
42.Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.
43.Физиология / Под ред. В.В. Васильевой. М., 1984.
44.Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990.
45.Христенко В.Е. Психология поведения жертвы: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
46.Шейнов В.П. Психология обмана и мошенничества. Библиотека практической психологии. М.: АСТ; Минск: Харвест, 2005
47.Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.

Вопрос-ответ:

Какое понятие лежит в основе криминологической характеристики личности преступника?

Основой криминологической характеристики личности преступника является понятие личности преступника, которое предполагает изучение особенностей индивидуальности и поведения лиц, совершающих преступления.

Какие факторы являются основными при формировании личности преступника?

Основными факторами, способствующими формированию личности преступника, являются социально-экономические условия, отсутствие благополучия в семье, образовательная и культурная неграмотность, нравственная деформация, наличие психических отклонений и т.д.

Какие признаки входят в структуру личности преступника?

Структура личности преступника включает нравственно-психологические признаки, уголовно-правовые признаки и социально-демографические признаки.

Какие признаки относятся к нравственно-психологическим признакам личности преступника?

Нравственно-психологические признаки личности преступника включают такие характеристики, как аморальность, бездарность, низкий уровень самоконтроля, склонность к агрессии, недостаток эмпатии, отсутствие чувства ответственности и т.д.

Какие признаки относятся к социально-демографическим признакам личности преступника?

Социально-демографические признаки личности преступника включают такие характеристики, как возраст, пол, образование, материальное положение, профессия, национальность, семейное положение и т.д.

Что такое криминологическое учение о преступнике?

Криминологическое учение о преступнике - это научная дисциплина, изучающая личность преступника, ее характеристики, особенности и факторы, которые способствуют ее формированию.

Какие основные факторы способствуют формированию личности преступника?

Факторами, способствующими формированию личности преступника, могут быть: социальные условия, семейное воспитание, образование, работа, психическое и психологическое состояние человека.

Какие признаки входят в структуру личности преступника?

Структура личности преступника включает в себя нравственно-психологические признаки (уровень морального развития, жизненные ценности), уголовно-правовые признаки (соответствие нормам и правилам общества), социально-демографические признаки (возраст, пол, образование, профессия).

Какие признаки влияют на типологию личности преступника?

В типологию личности преступника влияют различные признаки, такие как характер совершаемых преступлений, мотивация, уровень агрессивности, психическое и психологическое состояние, уровень социальной адаптации.

Какие типы личности преступников выделяются?

Существуют различные типы личности преступников, такие как преступники с корыстными мотивами, преступники с насильственными мотивами, преступники-рецидивисты и др. Каждый тип имеет свои особенности и специфические характеристики.

Что такое криминологическое учение о преступнике?

Криминологическое учение о преступнике - это комплекс научных знаний, который изучает личность преступника, его характеристики, факторы формирования и типологию.