Соотношение мифа и ритуала

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Антропология
  • 2020 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 12.03.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Стр.
Введение.......................................................................................................................3
I. Понятие миф и происхождение мифологии……………………………………..4
II. Понятие и сущность ритуала…………………………………………………….9
III. Соотношение мифа и ритуала…………………………………………………14
Заключение………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы……………………………………………...20

Фрагмент для ознакомления

Обряд поясняется мифом, или миф проявляет себя в ритуале. Так, например, миф опосредует восприятие «священного», а ритуал – его творит и актуализирует, становясь тем самым «священно-действием». По мнению Топорова и миф, и ритуал стали теми важнейшими вехами в истории, которые отразили переход человека от природного, «необузданного» состояния к культурному и социальному.
Важнейшая функция мифического времени и самого мифа - создание модели, примера, образца. Оставляя образцы для подражания и воспроизведения, мифическое время и мифические герой одновременно источают магические духовные силы, которые продолжают поддерживать установленный порядок в природе и обществе; поддержание такого порядка также является важной функцией мифа.
Эта функция осуществляется с помощью ритуалов, которые часто прямо инсценируют события мифического времени и даже включают иногда рецитирование мифов.
В ритуалах мифическое время и его герои не только изображаются, но как бы возрождаются с их магической силой, события повторяются и реактуализируются. Ритуалы обеспечивают их «вечное возвращение» и магическое влияние, гарантирующее непрерывность природных и жизненных циклов, сохранение некогда установленного порядка.
Миф и ритуал составляют две стороны - как бы теоретическую и практическую - того же феномена. Однако наряду с мифами, имеющими ритуальный эквивалент, есть мифы, не имеющие такого эквивалента, равно как и ритуалы, лишённые своего мифологического двойника.
В ритуале,   как и в мифе, главное - структура, «положительные или отрицательные оценки героев,   та или иная мотивация их поступков  вторичны  по  отношению к самим действиям,   составляющим синтагматическую структуру».
Таким образом, основным содержанием такого ритуала является схема порождения системы категорий, определяющей и мифологические представления.   И в силу этиологизма мифологического  мышления,   в котором "причина" вещи есть её "сущность",   по этой схеме, в этих категориях и будет восприниматься мир.
Поскольку содержание ритуала развернуто в последовательность действий, он сопровождается мифом, «священным сказанием», объясняющим «сюжет» культового акта. Тот, кто совершает ритуал, принимает на себя функции тех сакральных фигур, что стали его источником.
Система ритуалов, язык и мифология конкретного народа, – это три различные семиотические системы, каждая из которых представляет собой определенное содержание (информацию о мире) и специфический для данной конкретной семиотики способ хранения и передачи этой информации из поколения в поколение. Ритуал имел своей целью, если обратиться к  древностям Индии и Китая, воспроизводить установленный богами порядок, закон  и правила.
Сценарии при проведении ритуала – мифологичны, как  исток самой жизни, наполненный  благом. Древние считали, что  через какое-то время  этого блага становилось всё меньше и меньше - источник скуднее, так-так нарушался миропорядок и нуждался в обновлении, как и все вещи.
Человек погружался в миф, проживал его и приобщался к космическим процессам. И в момент переживания мифа в ритуале, по словам А.В Лосева жизнь человеку « предстаёт как бесконечный символ, сложившийся миф». Если обратиться к мифу, то обнаруживаем, что в мифе всегда есть герой, как и в ритуале – жрец.
М. Мюллер объясняет происхождение мифа через слово, а ритуально-социологическая концепция рисует иную картину мифопоэтического генезиса. Речь идет о ритуале как прообразе мифа.
И ритуал этот отражает «более или менее систематическую связь правил поведения, которые относятся к обычаям частной и общественной жизни, социальному порядку, к природе, к образу жизни вообще».
Иными словами, согласно этой точке зрения, именно миф берет свое происхождение в ритуале, а не ритуал - в мифе. С другой стороны, представитель ритуалистической Школы Б. Малиновский говорит об обратной связи в отношении некоторых мифов. Очевидно, мы можем говорить о тесной взаимосвязи мифа и ритуала как двух сторон духовной жизни древнего человека.
В науке же ХХ века сложилось множество направлений исследования мифа, среди которых можно выделить несколько основных. Прежде всего, это так называемый ритуализм, позиции которого в научной мысли были особенно сильны в тридцатых - сороковых годах; виднейшим представителем его был Дж. Фрезер.
Это течение усматривало важнейший источник развития мифов в ритуалах, а наиболее радикальные представители его вообще склонны были считать, что мифы - это, по существу, ритуальные тексты.
Далее, несомненно, следует назвать функционализм, полагавший, что миф в архаических обществах предназначен поддерживать социальный (а в глазах самих членов общества - и космический) порядок. Апеллируя к сакрально значимым доисторическим событиям, миф объясняет и оправдывает обычаи, предписывает модели поведения - и тем самым консолидирует племя и обеспечивает непрерывность его культуры.
Заключение
Миф - самая первая возможность человека в мире, благодаря которой уже могут существовать все позднейшие его возможности и проекты, даже если они далеко, далеко отходят от этого первоначала.
Миф, ритуал и символ теснейшим образом переплетены и составляют единство, но единство, не означающее путаницы в отношении функций и занимаемого места, миф являлся истинной основой общественной жизни и культуры, истинной историей того, что произошло у истоков времени, основанием структуры реальности и, в то же время, иллюстративно являясь моделью человеческого поведения.
Миф - изображение форм бытия в мире, а когда миф больше не воспринимается как откровение таинства, он превращается в сказку или легенду. В ритуале происходит одновременное соприкосновение точек сакрального пространства и времени, поэтому ритуал является средством реализации специфического хронотопа, в котором единство пространства, времени освящено единым сакральным смыслом.
Символический аспект мифа помогает объяснить эти серьезные причины. Т.к. именно символизм в мифе соединяет человеческое с космическим, практическое с духовным, беспорядок с порядком, случайное с причинным.
А также указывает на трансцендентальное, он побуждает к единению всех форм сознания человека, открывает его для универсального. Это позволяет сказать, что сознание архаических культур управляется символическим сознанием и основывается на мифологическом мышлении.
Этот тип сознания, являющийся специфичным для культур архаического периода сохраняется и присутствует как некий уровень в сознании людей более поздних культур, вплоть до современности.
Ритуал выступает как символическая форма поведения, символическая деятельность, ориентированная на структуры священного, трансформирующая Хаос в Космос, а значит, и делающая возможным человеческое бытие, не давая ему опуститься на уровень животного существования.
По мысли П.А. Флоренского, ритуал не просто созидает и воссоздает культурную форму социума, но и снимает при этом натуралистическую форму оппозиции культура - природа, очеловечивая, наделяя личностным смыслом, как природную среду жизнедеятельности, так и человеческую телесность.
Т.о., ритуал составляет основу жизнедеятельности архаических обществ и в связи этим необходимо подробно рассмотреть его структуру. Ритуал представляет собой социальное символическое действие, которое может реализовывать, разыгрывать мифологические события, идеи, пытаясь приспособить силу, присущую этим событиям, для достижения наличествующих целей членов данной культуры, кроме того, он может никак не соотноситься с мифологическими темами.
Тем не менее, любой ритуал реализует две основные архетипические идеи: - разрывает мирское, физическое, внешнее время, действующее в сторону «энтропийной хаотизации мира» (по П.А. Флоренскому) и является средством соприкосновения с сакральным временем.
Пользуясь другим сравнением, принадлежащим Э. Каунту, можно сказать, что миф составляет потенциальную, а ритуал — кинетическую энергию единого обрядово-словесного комплекса. Хокарт так описывает эту нерасчлененность: «Миф это часть ритуала, а ритуал — часть мифа. Миф описывает ритуал, а ритуал разыгрывает миф».










Список использованной литературы
Зыкова М.Н. Психолого-педагогическое воздействие фольклора на личность учащегося: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Курск, 2002.-32 с.
Леви-Стросс К. Мораль мифов. // Мифологики. – Т.3. Происхождение застольных обычаев. – М.; СПб. 2000. – 400 с.
Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994.- 900с.
Мелетинский Е. М. Мифологический словарь.. Москва.: Советская Энциклопедия. 1995.- 426 с.
Ретюнских Л.Т. Игра как она есть, или Онтология игры. М.-Липецк, 1997.-254 с.
Смирнов М. Ю. Российское общество между мифом и религией: Историко-социологический очерк. — СПб.: Санкт-Петербург. ун-та, 2006. — 228 с.
Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. Сборник в честь 90-летия профессора М.И. Шахновича. Серия «Мыслители». Выпуск №8 - СПб.: Издательство Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - 380 с.
Хюбнер К., Истина мифа, М: Республика, 1996,- 180 с.
Элиаде М. Аспекты мифа: Пер. с фр. М., 1996.-230 с.
. Мелетинский. Е. М. Мифологический словарь.. Москва.:Советская Энциклопедия. 1991.-с.174
Ретюнских Л.Т. Игра как она есть, или Онтология игры. М.-Липецк, 1997.-с.46
Элиаде М. Аспекты мифа: Пер. с фр. М., 1996.-с.123
Зыкова М.Н. Психолого-педагогическое воздействие фольклора на личность учащегося: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Курск, 2002.-с.14
Мелетинский Е. М. Мифологический словарь.. Москва.: Советская Энциклопедия. 1995.- с.269

Хюбнер К., Истина мифа, М: Республика, 1996, - с.46












20

Список использованной литературы
1.Зыкова М.Н. Психолого-педагогическое воздействие фольклора на личность учащегося: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Курск, 2002.-32 с.
2.Леви-Стросс К. Мораль мифов. // Мифологики. – Т.3. Происхождение застольных обычаев. – М.; СПб. 2000. – 400 с.
3.Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994.- 900с.
4.Мелетинский Е. М. Мифологический словарь.. Москва.: Советская Энциклопедия. 1995.- 426 с.
5.Ретюнских Л.Т. Игра как она есть, или Онтология игры. М.-Липецк, 1997.-254 с.
6.Смирнов М. Ю. Российское общество между мифом и религией: Историко-социологический очерк. — СПб.: Санкт-Петербург. ун-та, 2006. — 228 с.
7.Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. Сборник в честь 90-летия профессора М.И. Шахновича. Серия «Мыслители». Выпуск №8 - СПб.: Издательство Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - 380 с.
8.Хюбнер К., Истина мифа, М: Республика, 1996,- 180 с.
9.Элиаде М. Аспекты мифа: Пер. с фр. М., 1996.-230 с.

Вопрос-ответ:

Какое соотношение мифа и ритуала?

Миф и ритуал являются взаимосвязанными явлениями в мифологии. Миф представляет собой рассказ о священных событиях, обычно включающих богов или героев, и служит для объяснения мира. Ритуал, с другой стороны, представляет собой формальное действие или церемонию, связанную с исполнением определенных обязанностей и обрядов. Часто мифы и ритуалы связаны друг с другом, причем миф может сопровождать ритуал и объяснять его смысл, а ритуал может отображать или проявлять мифологические события.

Что такое миф и как возникла мифология?

Миф – это священная история или рассказ о происхождении мира, богах и героях. Мифология возникла в древние времена как попытка людей объяснить те явления в мире, которые имели сложное или непонятное объяснение. Люди создавали мифы, чтобы понять, откуда они пришли, почему происходят природные катастрофы или почему у них есть определенные обычаи и традиции. Мифы часто передавались из поколения в поколение и оставались основой для верований и ритуалов.

В чем сущность ритуала?

Ритуал – это формализованное действие или церемония, которые выполняются в рамках религиозных или общественных обязательств. Сущность ритуала заключается в том, чтобы создать связь или коммуникацию с божественным или священным. Ритуалы могут включать промывание, жертвоприношение, танцы, пения, молитвы или другие действия. Они часто связаны с определенными обрядами или событиями, такими как рождество, свадьба или погребение. Ритуалы передают и поддерживают веру и традиции, а также укрепляют социальные связи и солидарность внутри группы.

Какая связь существует между мифом и ритуалом?

Между мифом и ритуалом существует тесная связь. Миф, это рассказ о происхождении и природе мира, он объясняет основные явления и события. Ритуал, в свою очередь, является действием, которое символически представляет или воплощает определенный мифологический сюжет или идею. Таким образом, миф и ритуал взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга.

Какое предназначение мифа и ритуала в религиозной практике?

Предназначение мифа и ритуала в религиозной практике заключается в обеспечении связи верующего с священным и представлении символического воплощения религиозных идей и учений. Миф и ритуал помогают укрепить веру, передать знания и ценности от поколения к поколению и обеспечить ощущение общности с божественными силами.

Каким образом миф опосредует восприятие священного?

Миф опосредует восприятие священного через свою символическую функцию. В мифе заключаются мифологические образы, символы и сюжеты, которые позволяют верующим понять и воспринять священное и божественное. Миф создает образ мира и действующих в нем божеств, подробно описывает ритуалы, позволяет понять и интерпретировать священное в контексте основных религиозных идей и представлений.

В чем заключается сущность ритуала?

Сущность ритуала заключается в его символическом характере и способности передавать определенные религиозные идеи и ценности. Ритуалы выполняются с использованием определенной последовательности действий, символов, жестов, слов и предметов. Они могут иметь различные цели - от благодарения божеству до обрядов вступления во взрослую жизнь. Ритуалы создают священное пространство и время, позволяют верующим установить контакт с священным и выразить свою веру и преданность.

Какое влияние оказывает миф на ритуал?

Миф оказывает существенное влияние на ритуал. Мифологические образы и сюжеты, описанные в мифе, становятся основой для создания и проведения ритуалов. Ритуалы могут повторять действия божеств или символически воплощать идеи, выраженные в мифе. Миф придает ритуалам особую значимость и помогает верующим осмыслить их символическое значение.

Какое соотношение между мифом и ритуалом?

Миф и ритуал тесно связаны между собой. Миф опосредует восприятие священного и может проявляться в ритуале. Ритуал, в свою очередь, может служить средством передачи и воплощения мифологических представлений.

Что представляет собой мифология?

Мифология - это система мифов и мифологических представлений, которая объясняет происхождение и сущность мира, божественные силы, жизненные циклы, обряды и ритуалы.