Импринтинг

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Этнология
  • 1515 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 18.05.2009
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Что такое импринтинг
Импринтинг: общебиологический аспект
Виды импринтинга
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

А если еще и повторит это сам в квартире и незаметно для вас на улице, то всю оставшуюся жизнь будет рассматривать кусок на земле как нормальный пищевой объект.
Менее изучен инструментальный импринтинг, к которому можно отнести обучение особенностям подниматься на ноги, стоять и передвигаться новорожденных животных, некоторые пантомимические движения и другие двигательные реакции, освоенные в чувствительный период. Инструментальный импринтинг характеризуется быстрым процессом выработки каких-либо двигательных реакций, которые стабилизируются после небольшого числа сочетаний действия раздражителя и подкрепления.
Данные, полученные рядом исследователей (Н.М. Вавилова, Р.Г. Зевальд, В.А. Трошихин), свидетельствуют о наличии в раннем онтогенезе незрелорождающихся животных периода, наиболее благоприятного для приобретения новых положительных временных связей. В возрасте от 1.5 до 4 месяцев у щенков собак было обнаружено более быстрое образование моторных навыков, чем у животных младших и старших по возрасту. Общее число предъявлений условного сигнала, необходимое для выработки реакции у животных старше 4-х месяцев, было, как правило, в два раза большим, чем у животных в оптимальный период.
Суммируя многочисленные данные, реально предположить, что детский импринтинг заканчивается у щенков собак к 1,5-2- месячному возрасту, «социальное» и половое запечатление, вероятно, продолжается до 3-5 месяцев, но у некоторых собак может завершаться и позже. Максимальное выражение пищевого импринтирования наблюдается в 3-4 месяца, а затем постепенно снижается. Чувствительный период к инструментальному научению у собак максимально выражен в возрасте от 2 до 4 месяцев, а заканчивается к шести. Экологический импринтинг, по всей видимости, завершается к 6-10 месяцам.7
С информационной точки зрения, чувствительные периоды, обеспечивающие получение необходимой информации и освоение инструментальных действий, заканчиваются тогда, когда накоплено минимально необходимое количество информации, обеспечивающее выживание организма в данных условиях существования. С учетом физиологии высшей нервной деятельности, оказывается, что завершение формирования свойств центральной нервной системы как раз и наступает к 6-10 месяцам жизни щенка.
Следует отметить, что и волчата с 6-8-месячного возраста, начинают вести кочевой образ жизни вместе с семье, то есть с этого периода они становятся достаточно полноправными членами стаи.
В связи с этим, если тот или иной вид запечатления произошел, соответствующий чувствительный период заканчивается и становится практически невозможным изменить его последствия. По окончании чувствительного периода новая информация, даже сверхзначимая, не оказывает влияния на развитие.
Геномный импринтинг - по меньшей мере теоретически - может затрагивать любой ген. В основе исключений, связанных со сцеплением с полом или с наследованием органелл по материнской линии, лежат различия в генетическом вкладе родителей в генотип потомков. В случае геномного импринтинга, напротив, оба родителя могут передавать потомкам совершенно идентичные гены, но при разном - материнском либо отцовском - импринтинге действие этих генов будет неодинаковым. Эти необычные свойства привлекли внимание биологов.
Значение периода импринтирования трудно переоценить по его влиянию на последующую жизнь. Так, по мнению известного физиолога Л.Г. Воронина, по механизму импринтирования устанавливается конечный объем (базовая информация) долговременной памяти, ограниченная именно продолжительностью периода запечатления. Л.Г. Воронин приходит к заключению, что «после окончания этого периода (импринтирования), вероятно продолжающегося до полового созревания, строение мозга во всех его деталях отражает базовый объем и качественный состав долговременной памяти, то есть ее алфавит, который на протяжении всей последующей жизни организма будет многократно перекодироваться и перекомбинироваться по условнорефлекторным законам в связи с потребностями организма и изменениями во внешней среде. Тогда в зрелом возрасте, в любом обучении мы будем наблюдать лишь различные варианты становления процесса считывания (условного отражения) ранее зафиксированной информации».










Заключение
В заключении необходимо отметить, что импринтинг, от англ. imprinting, оставлять след, запечатлевать, фиксировать — в этологии (наука о поведении животных) и психологии специфическая форма обучения; фиксация в их памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов. Объектами могут являться родительские особи (выступающие и как носители типичных признаков вида), братья и сестры (детёныши одного помёта), будущие половые партнёры (самцы или самки), пищевые объекты (в том числе животные-жертвы), постоянные враги (образ внешности врага формируется в сочетании с другими поведенческими условиями, например, предостерегающими криками родителей), характерные признаки обычного места обитания (рождения). Импринтинг осуществляется в строго определённом периоде жизни (обычно в детском и подростковом возрасте), и его последствия чаще всего необратимы.
Наиболее изученная и показательная форма запечатления — «реакция следования» зрелорождающихся птенцов или детёнышей млекопитающих за родителями и друг за другом (на фото).























Список литературы
Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия.- СПб: «Питер», 2006 г., с. 239-240.
Майнарди Д. Рождение и импринтинг //http://www.ethology.ru/library/?id=97
Сапиенца К. Геномный импринтинг //http://humbio.ru/humbio/genexp/0006bcc2.htm
Тинберген Н. Поведение животных. Пер. с англ. - М., 1969
Хорн Г. Память, импринтинг и мозг.- М.: «Мир», 1988




1 Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия.- СПб: «Питер», 2006 г., с. 239-240.

2 Хорн Г. Память, импринтинг и мозг.- М.: «Мир», 1988
3 там же
4 Хорн Г. Память, импринтинг и мозг.- М.: «Мир», 1988

5 Тинберген Н. Поведение животных. Пер. с англ. - М., 1969
6 там же
7 Тинберген Н. Поведение животных. Пер. с англ. - М., 1969













15

Список литературы
1.Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия.- СПб: «Питер», 2006 г., с. 239-240.
2.Майнарди Д. Рождение и импринтинг //http://www.ethology.ru/library/?id=97
3.Сапиенца К. Геномный импринтинг //http://humbio.ru/humbio/genexp/0006bcc2.htm
4.Тинберген Н. Поведение животных. Пер. с англ. - М., 1969
5.Хорн Г. Память, импринтинг и мозг.- М.: «Мир», 1988

Вопрос-ответ:

Что такое импринтинг?

Импринтинг - это процесс, когда животное развивает привязанность к определенному объекту или организму в раннем возрасте.

Какие есть виды импринтинга?

Существуют два основных вида импринтинга: импринтинг на своего родителя и импринтинг на другой объект.

Как проявляется импринтинг?

Импринтинг проявляется в виде привязанности животного к определенному объекту, которое часто сопровождается эмоциональными и поведенческими реакциями.

Каким образом осуществляется импринтинг?

Импринтинг может осуществляться через зрительные, звуковые или другие сенсорные воздействия, которые вызывают эмоциональную привязанность животного.

Какие последствия может иметь импринтинг?

Импринтинг может оказывать влияние на поведение, выбор партнера, обучение и адаптацию животного к окружающей среде.

Что такое импринтинг?

Импринтинг - это процесс, при котором молодой организм формирует прочную связь с определенным объектом во время критического периода развития. Эта связь может возникать с объектом самого вида, средой обитания или с родителями.

Какие виды импринтинга существуют?

Существуют различные виды импринтинга, включая импринтинг на предметы, импринтинг на родителей и социальный импринтинг. Импринтинг на предметы - это формирование связи с определенными предметами или объектами. Импринтинг на родителей - это формирование связи с родителями или определенными особями своего вида. Социальный импринтинг - это формирование связи с другими особями своего вида и обучение определенным социальным навыкам.

Какие еще возможности имеет инструментальный импринтинг?

Инструментальный импринтинг может быть использован для обучения молодых животных особенностям передвижения, пантомимическим движениям и другим двигательным реакциям. Например, молодые животные могут быть обучены подниматься на ноги, стоять и передвигаться с помощью инструментального импринтинга.