Вам нужна курсовая работа?
Интересует География?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Формирование этнического состава Скандинавских стран, на примере Исландии.

  • 32 страницы
  • 17 источников
  • Добавлена 01.12.2011
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Эпоха викингов и история ее изучения
1.1. Причины экспансии и ее начало
1.2. Археологические данные и значение викингских походов
Глава 2. Исландское общество в эпоху викингов
2.1. Материальная культура викингов
2.2. Быт Скандинавов – Викингов
2.3. Духовная культура исландцев
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Согласно закону в 12 лет мальчик становился взрослым. Обычно, он оставался дома еще в ходе нескольких лет, но порой мог пуститься с викингами в поход даже в столь раннем возрасте: к примеру, святому Олаву исполнилось только 12, когда он оказался на корабле, которым распоряжался его приемный отец, и будучи подростком уже стал вождем. Большое количество молодых людей, скопив богатство за годы грабежа и разбоя, возвращались домой, для того чтобы вести размеренную и спокойную крестьянскую жизнь. Местные условия устанавливали, возвращался ли женатый сын в дом отца, создавал ли новый дом вблизи с его домом (как в Ярлсхофе) или передвигался на несколько миль от него (как правило так бывало в Исландии). Безусловно, многие решали селиться за морем, и там к ним примыкали их родственники. Остальные проводили большую часть бытия, сражаясь на службе у одного или другого вождя, и уже никогда в жизни не вернулись к сельскому хозяйству.
Исландия намеренно отвергала королевскую власть, так как многие ведущие поселенцы были нерасположением к намерению Харальда Прекрасноволосого подчинить себе всю Норвегию. Исландцы передали власть 36 вождям, статус которых в теории был одинаковым.
С течением времени, когда монархия созревала, изначально простой и элементарный двор стал более сложно организован: дружинники всевозможных рангов организовывали королевский совет. Рядом с королем постоянно находилась вооруженная охрана, которая помогала сохранить его авторитет, собирала налоги и сопровождала его на местных тингах. Летом король со своей дружиной путешествовали по стране: король председательствовал на тингах и высказывал решения; зимой они главным образом жили в поместьях короля, если их не звали в дома иных знатных людей на зимние пиры.
Древняя религия скандинавов опиралась на поклонения силам природы. Данная черта сохранилась в памяти о «старших богах» – ванах. Ньерд, Тир, Улль, Фрейр, Фрейя были плодородия и изобилия, неба, солнца, морской стихии. По основанию эпохи викингов в религиозных соображениях скандинавов случились некоторые сдвиги. Ключевое место в скандинавском пантеоне передалось от ванов к асам. В соответствии с легендой, между асами и ванами приключилась война, которая закончилась соглашением и обменом заложниками.
Повидимому, в этой легенде нашёл отображение конфликт двух религий, а скорее всего, и какие–то столкновения между племенами. Понемногу складывается изображение об асах, как о семье богов, проживающих, подобно людям в собственной усадьбе Асгард. Главой рода асов считался Один. По верованиям скандинавов, скончавшиеся люди попадали в Хель – хмурое царство мёртвых, где господствуют холод и печаль. Но воины, павшие в бою слыли избранниками Одина. Они приобретали доступ в Валхаллу – большой чертог Одина. Туда добирались либо на кораблях, либо на конях, что подтверждают погребения и рисунки на камнях. Когда настанет конец света, Один выйдет в бой во главе его воинства. Один был не только лишь военным вождём и зачинщиком битв. Он вечный странник, который никогда не остается на одном месте, старик в надвинутой на глаза шляпе. Будучи верхом на восьминогом коне Слейпнире, в сопровождении волка и воронов, он неизменно охотится. Он ведь покровитель торговли, олицетворение высшей мудрости. Обширно популярен был также бог грома и молнии, рыжебородый силач Тор. Амулет, представлявший молот Тора, можно найти в большинстве погребений. Его отображение скандинавские правители отчеканивали на своих монетах. Исландские конунги считали себя его предками, викингов порой называли «народом Тора» [5].
В жизни скандинавов в конце VIII – первой половине IX вв. произошёл крутой сдвиг – перерыв в неторопливом постепенном развитии. Среди них зарождается новый тип людей – мореплаватели, искатели добычи, имевшие связи в разнообразных странах. Сложность в предоставленном случае в том, что главные памятники скандинавского эпоса и творений литературы, в которых можно было бы позаимствовать представления о духовной жизни и религии древних скандинавов, касаются более позднего времени. Песни о богах, героях, известных под названием «Старшей Эдды», как и большее количество исландских саг, достигли нас в записи XIII в [16]. Поэтому более точным путём для изучения духовной жизни скандинавов эпохи викингов было бы изучение нынешних ей источников. Знаменита поэзия исландских и норвежских скальдов–поэтов, которые жили в IX–X вв.; их песни сочиняли устно и были зафиксированы письменно много позднее, в XII–XIII вв., в виде небольших отрывков, цитируемых в сагах [7].
Искусством слова викинги дорожили: из двух последних даров Ронгвальда – поэзии и игры на арфе – первое, разумеется, было более ценным. Мастерский поэт, очутившись при дворе короля и выдумывая утонченные поэмы, хвалящие его победы, мог обогатиться: его вознаграждали кольцами, оружием или иными подарками. Особый талант к этому был у исландцев: многие из них служили при заморских дворах, порой в течение нескольких лет, а иногда и на всю жизнь, и их поэмы зачастую являются бесценным источником для историка.                                   
В эпоху викингов, наравне с развёртыванием военного оживления, наблюдался крупный духовный подъём, который проявился в расцвете поэзии и изобразительного искусства. Стихотворство скальдов наиболее свойственное и значимое явление душевной жизни Скандинавии эпохи викингов [11]. Поэзия той поры характеризуется использованием кеннингов, характерных метафорических оборотов и формулировок, в которых обозначаемое суждение передаётся при посредстве других понятий, сопредельных или противоположных. Поэзия, будь то эддическая или скальдическая, по–видимому, была не единственной литературной забавой при княжеском дворе. Хорошо знакома история о том, как один бедный исландец пришел к королю Харальду. Но к Рождеству исландец поник и признался, что поведал уже все истории, какие знал, за исключением одной, которую не примется повествовать, – историю о странствиях самого короля Харальда в Византию и Святую Землю. Король попросил его поведать эту историю небольшими частями за 12 дней Рождества, так как «большие пиры будут на Рождестве, и мало будет времени сидеть и слушать». В итоге, королю пришлась по душе история исландца, и он спросил, где тот ее услыхал. Исландец ответил, что изучил ее постепенно, каждый год заезжая на альтинг в Исландии, от одного из бывших товарищей Харальда. Король наделил исландца массой дорогих товаров, и тот разбогател.
Также существуют короткие рунические надписи, которые вырезались на камнях, оружии и дереве. Важным материалом считается изучение форм и характера погребений, так как оно может пролить свет на веру скандинавов и на их соображения о смерти и загробном мире. Наконец, имеются произведения искусства – отображения, орнаменты, ремесленные изделия.
«Животный стиль», превалировавший в скандинавском искусстве со времени «Великого переселения народов», лишается былой живости и силы. В VIII веке завязывается новый стиль, опять–таки «животный». Его более свойственные черты: большая экспрессивность, плавность, выпуклость, трёхмерность изображения. Наиболее популярный мотив того времени – так называемый «хватающий зверь», существо с большой головой и маленьким телом, с развитыми цепкими лапами. Фигуры зверей сворачиваются в тугие узлы и оцепеневают в угрожающих и загадочных позах.
Картина мира, которая лежала в основании мировосприятия скандинава, определялась той моделью, какую доставляла жизнь в усадьбе. Мир людей, каким он воспринимался в ту эпоху, назывался «срединной усадьбой», Мидгардом – это был уютный мир культуры [8]. Кругом него располагался мир неосвоенной и агрессивной стихии, хаоса – Утгард, «то, что размещено за пределами усадьбы»; данный мир населяли чудовища и великаны. А над миром людей возносилась «усадьба богов», Асгард, враждующих с великанами и защищающих от них «срединный мир».
Заключение

Народы Скандинавии проделали уникальный исторический путь. Пребывая изначально в роли землевладельцев, они возделывали плодородные участки земли в Дании, Швеции и Норвегии. Все–таки такой земли было немного. Некоторые из них в скором времени стали прибегать к морской торговли. Далее, приблизительно в 800 году н.э., большинство неожиданно стали «викингами», которые совершали грабительские набеги на Британские острова, Западную Европу и на территорию нынешней Турции. А затем опять успокоились, обстроились, начали обрабатывать землю и строить города, причём не исключительно в родных краях, а во многих странах, которые ими были покорены и колонизированы.
Что же явилось основными причинами той небывалой экспансии за несколько поколений? Устойчивые государственные образования во Франции и Англии очевидно не могли устоять перед набегами. Картина этой эпохи, которую мы описываем на основе письменных источников, удостоверяет сказанное, т.к. викинги изображаются как ужасные разбойники. Тем не менее, они обладали и другими свойствами. Их лидеры, наверняка, являлись одаренными организаторами. Действенная военная тактика гарантировала викингам победу на поле сражения, но у них также получалось основывать стабильные государственные образования в захваченных районах. Отдельные из таких образований просуществовали недолго (к примеру, королевства в Дублине и Йорке), иные, – такие как, Исландия, по–прежнему жизнеспособны.
Общество, выходцами которого они были, считалось обществом крестьян, которые занимались, главным образом, земледелием и животноводством, охотой и ловлей рыбы, и изготовлением элементарной утвари из металла и камня. Несмотря на то, что крестьяне могли обеспечивать себя практически всем необходимым, они вынуждены были приобретать некоторые продовольствия как, например соль, которая была необходима и людям и скоту.
Существует теория о том, что недостаток жизненно необходимых ресурсов на фоне увеличения численности населения считалась причиной экспансии викингов. Археологические материалы указывают об организации новых заселений в ранее безлюдных местах с синхронным усилением интереса к чужеземным ресурсам. Иным объяснением может прибывать добыча и обрабатывание металла. Чем больше металла, тем больше оружия и, следовательно, бесспорное преимущество для тех, кто уходит в боевой поход.
Скандинавия оторвалась в своем развитии от оставшейся Европы. У викингов длительно сохранялся неприкосновенный родовой строй, свобода и равноправие крестьян–воинов, главного рабочего материала, из которого сформировывалась дружина викингов.
К началу эпохи викингов в Скандинавии начали постепенно возникать города и большие поселения. Обитатели Северных Стран крайне редко селились деревнями, так как на каждую «душу населения», для того чтобы прокормиться, были нужны пространные лесные угодья для охоты. Как правило имелся один большой дом, окружённый хозяйственными строениями и обязательными сараями для лодок и корабля. А в доме проживала всего одна семья.
Религия скандинавов не несла в себе нравственных понятий добра и зла. Для достижения успеха в чужой стране викинг, купец, переселенец заручались поддержкой властвующего в ней бога, иначе, по их мнению, божества, которые правили у них на родине, вне Скандинавии силы не имели. Скандинавы принимали христианство в Европе, а по возращении домой снова становились язычниками.          
Список использованной литературы

Гуревич А. Я. – Походы викингов. М. 1966. 
Гуревич А. Я. – Норвежское общество в раннее средневековье: Проблемы социального строя и культуры. М. 1977.
Исландские саги. Ирландский эпос. М., 1973.
Лебедев Г.С. – Эпоха викингов в Северной Европе. Л. 1985.
Лебедев Г. С. Конунги-викинги (к характеристике типа раннефеодального деятеля в Скандинавии) // Политические деятели античности, Средневековья и нового времени. Л., 1983.
Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе: Историко-археологические очерки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 285 с.
Стеблин-Каменский М. И.. Исландские саги М., 1970.
Стеблин-Каменский М. И. Культура Исландии. М., 1967.
Стриннгольм А. М. Походы викингов, государственное устройство, нравы и обычаи древних скандинавов. М., 2002.
Стриннгольм А. М. Походы викингов. — Москва: АСТ, 2007. — 272 с. 
Петров С. В. Поэзия древнеисландских скальдов и понятие народности в искусстве // Скандинавский сборник, 1973, № 18.
Петрухин В. Я. Погребения знати эпохи викингов (по данным археологии и литературных памятников) // Скандинавский сборник, 1976, № 21.
Сойер П. Эпоха викингов. СПб., 2002.
Фиркс И. Суда викингов. Л., 1982.
Флорентьев Л. «Викинги: набеги с севера», 1996.
Художественная лит-ра, 1973. Исландские саги. М., 1973. 
The Vikings. Arbman, Holger. Translated and edited by Alan Binns. New York: Fredrick A. Praeger 1961.








4

Список использованной литературы

1.Гуревич А. Я. – Походы викингов. М. 1966.
2.Гуревич А. Я. – Норвежское общество в раннее средневековье: Проблемы социального строя и культуры. М. 1977.
3.Исландские саги. Ирландский эпос. М., 1973.
4.Лебедев Г.С. – Эпоха викингов в Северной Европе. Л. 1985.
5.Лебедев Г. С. Конунги-викинги (к характеристике типа раннефеодального деятеля в Скандинавии) // Политические деятели античности, Средневековья и нового времени. Л., 1983.
6.Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе: Историко-археологические очерки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 285 с.
7.Стеблин-Каменский М. И.. Исландские саги М., 1970.
8.Стеблин-Каменский М. И. Культура Исландии. М., 1967.
9.Стриннгольм А. М. Походы викингов, государственное устройство, нравы и обычаи древних скандинавов. М., 2002.
10. Стриннгольм А. М. Походы викингов. — Москва: АСТ, 2007. — 272 с.
11.Петров С. В. Поэзия древнеисландских скальдов и понятие народности в искусстве // Скандинавский сборник, 1973, № 18.
12.Петрухин В. Я. Погребения знати эпохи викингов (по данным археологии и литературных памятников) // Скандинавский сборник, 1976, № 21.
13.Сойер П. Эпоха викингов. СПб., 2002.
14. Фиркс И. Суда викингов. Л., 1982.
15.Флорентьев Л. «Викинги: набеги с севера», 1996.
16.Художественная лит-ра, 1973. Исландские саги. М., 1973.
17.The Vikings. Arbman, Holger. Translated and edited by Alan Binns. New York: Fredrick A. Praeger 1961.

Узнать стоимость работы