Вам нужна курсовая работа?
Интересует География?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Современная духовная и материальная культура Скандинавских стран.

  • 48 страниц
  • 10 источников
  • Добавлена 01.12.2011
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение…………………………………………………………………..…….…4
Глава 1. Материальная культура Скандинавии
1.1.Дизайн и строительство современного жилья
1.1.1.Архитектура и интерьер…………………………………………………….5
1.1.2.Технология и материалы……………………………………………………7
1.2. Современное ремесло в Скандинавии
1.2.1. Одежда скандинавов
1.2.2. Обработка шерсти
1.2.3. Производство стеклянных изделий
1.2.4. Резьба по дереву
1.2.5. Производство
1.3. Скандинавская кухня
1.3.1. Норвежская кухня
1.3.2. Шведская кухня
1.3.3. Датская кухня
1.3.4. Исландская кухня
Глава 2. Духовная культура Скандинавии
2.1. Скандинавские семьи
2.1.1. Семьи Норвегии
2.1.2. Семьи Дании
2.1.3. Семьи Швеции
2.2. Религия в Скандинавии
2.3. Современное искусство Скандинавских стран
2.3.1. Живопись
2.3.2. Литература
2.3.3. Музыка
2.3.4. Театральное искусство……………………………………………………27
2.3.5. Архитектура……………………………………………………………….29
2.3.6. Кинематография
2.4. Праздники в Скандинавии
Глава 3. Этноэкология…………………..……………………………………….36
Заключение………………………………………………………..…………...…41
Приложение 1…………………………………………………….………………43
Приложение 2…………………………………………………………………….44
Приложение 3…………………………………………………………………….46
Список используемой литературы…..............................…………………….…48
Фрагмент для ознакомления

Одним из самых больших архитектурных событий за последние годы стало открытие нового международного аэропорта Осло в Гардермоене. Деревянное, каменное и стеклянное здание аэровокзала (1999, Авиаплан) имеет простой, открытый дизайн с утонченными деталями. Оно является воротами в Норвегию и предоставляет авиапутешественникам гостеприимную отправную точку в страну. Оборудование вокзала, система дорог, примыкающая высокоскоростная железнодорожная система и различные здания, относящиеся к аэропорту: – все демонстрирует приверженность норвежских архитекторов и строителей к развитию инфраструктуры наивысшего качества.
Традиции современной исландской архитектуры сложились после Второй мировой войны, когда Исландия стала независимой страной. Современная исландская архитектура включает в себя черты как средневековой исландской архитектуры, так и современной мировой архитектуры. В начале XXI века в Рейкьявике были построены первые небоскрёбы в Исландии. Самые известные архитекторы Исландии — Сигурдур Гундмундссон и Гудйоун Самуэльссон [9].
Главными жемчужинами исландской архитектуры являются Кафедральный собор Рейкьявика, Свободная церковь Рейкьявика, Церковь Акюрейри,  Перлан, Хевди и другие.
В Исландии также развита скульптура. Эйнар Йоунссон (1874—1954) был первым и, пожалуй, единственным исландским скульптором, который известен за пределами Исландии. Его произведения можно увидеть на многих улицах и площадях не только Рейкьявика, но и других городов страны. Создан музей Эйнара Йоунссона, располагающий собранием оригиналов и копий его работ. Среди скульпторов XX века известны Сигурйоун Оулафссон (1908—1982) и Аусмундур Свейнссон (1893—1982). Последний работал как в фигуративной, так и абстрактной скульптуре. Главной темой его работ является отображение событий повседневной жизни и современных ему технических достижений, а также таинственный мир исландских саг (например, памятник Сэмунду Мудрому и дьявольскому тюленю возле здания Исландского университета в Рейкьявике). Ещё один исландский скульптор, Рикардур Йоунссон (1888—1972), прославился своими деревянными резными скульптурами и портретами.
Кинематография.
Ведущую роль в кругу популяризации играет государственное Норвежское радио и телевидение. Государство выплачивает субсидии творческим союзам, выставкам, музеям, фестивалям. Существенна роль государства в строительстве и содержании культурно–зрелищных и музейных строений [8]. 
Золотой век шведской кинематографии был зафиксирован на начало 20 века, когда такие режиссеры, как Мауриц Стиллер и Виктор Шёман, занимались съемкой классических немых фильмов. В конце 1960–х годов новоиспеченные перспективы в искусстве кинематографии открыли Бу Видерберг, Вилгот Шёман и Йёрн Доннар. В 1980–е годы мировой общественностью по достоинству были оценены фильмы, снятые Яном Троллем.
В Швеции четыре общенациональные компании возглавляют радио– и телевещание. Трансляция рекламы, как по радио, так и телевидению запрещена. Коммерческие станции были впервые позволены в 1990. Доходы складываются, преимущественно, из лицензионных взносов. В стране выпускают большое количество газет и журналов. По тиражу ежедневных газет Швеции присуждено одно из первых мест в мире.
Дания имеет культурные давние традиции в сфере киноискусства. Наиболее популярен во всем мире датский кинорежиссер – Карл Дрейер, который снял свой шедевр «Страсти Жанны д'Арк» в 1927г. Датские кинофильмы «Пир Бабетты» и «Пелле–Завоеватель» были награждены Королевской академией, а фильмы «Центропа» и «Королевство» заслужили международное признание.
Праздники в Скандинавии.
Норвегия. Из национальных гражданских праздников более популярным считается День конституции 17 мая. В 10 часов утра в столице школьники шествуют к Королевскому дворцу. Вслед за школьниками идут взрослые. Первое мая отмечают, и как День международной солидарности работающих, и как празднование весны и цветов.
Самые почитаемые народные праздники в Норвегии — это рождество, масленица и пасха. Накануне Рождества, так же как и в Швеции, справляют праздник св. Люсии, указывающий на внесение ею света в самое темное время года. День св. Люсии 13 декабря дает начало рождественским праздникам (традиция праздновать этот день всходит к эпохе викингов). На образ Люсии выбирают самую красивую и достойную девушку. Юль –Норвежское Рождество. К нему покупают всевозможные подарки для детей, наряжают елку, в деревнях занимаются выпечкой праздничного хлеба и режут свиней. Сохранилась традиция до наших дней устраивать перед Новым годом шествия ряженых, которые несут на палках голову козла набитую сеном. Масленицу празднуют по окончание зимы: пекут круглые булочки, в каждой по паре изюминок. Пасху принято отмечать два дня: как правило, на этот праздник зовут к себе гостей. В ночь с 23 на 24 июня отмечают день святого Ханса. Девушки по традиции украшают голову венками из цветов, а в домах ставят срубленные березки. Молодежь водит хороводы и прыгает через зажженные костры.
Щвеция. Национальным праздником считается День шведского флага, который отмечают в честь двух исторических событий: 1) избрания 6 июня 1523 короля Швеции Густава I и 2) установления первой конституции 6 июня 1809. В Швеции очень любят и чтят народные праздники. День летнего солнцестояния празднуют в ближайшие к 23 июня выходные дни. Многие из шведских традиций сплочены со временами года. Шведы празднуют весну, лето, осень и зиму особенными блюдами и ритуалами.
Пасха  в Швеции, напоминает взрыв ярких красок.  В чем находят согласие все шведы, так это в том, что Пасха – время, которое необходимо провести с семьей. Многие отправляются на дачи, чтобы открыть дома, которые стояли запертыми с конца лета. Для украшения столов используют крашеные яйца.
Песни в честь весны и Швеции. 30–го апреля песни здесь можно услышать в любой деревне, маленьком и большом городе. Этот день, известный как Вальпургиева ночь. В честь древнего немецкого св. Вальбурга в полумраке загораются большие костры. Когда костры начинают разгораться, вперед выдаются певцы из местных хоровых групп для с целью исполнения торжественных песен, обозначающие конец зимы и вещающие о приходе весны. Обычно празднование продолжается до раннего утра, еще длительное время после того, как костры сгорят до угля, так как следующий день, Первое мая, – праздничный.
Первого мая празднуют Первомай, важный день для трудящихся. Это выходной день, в который обыкновенно проводят политические манифестации. В Швеции 10 декабря отмечают день Нобелевской премии. Лауреатам года вручают Нобелевские премии и затем они в сопровождении знаменитостей и членов шведской королевской семьи отправляются на великолепный банкет и бал, который устраивают в изумительной стокгольмской Ратуше.
Скандинавская свадьба. Одна из самых известных и знаменитых свадебных традиций представляет прекрасный обряд, выполняют который родители невесты, перед тем как невеста отправиться в церковь. Отец кладет серебреную монету в левый ботинок, а мать золотую монету – в правый. Таким считается благословение родителей и пожелания благосостояния будущей семье [5].
Символичный обряд несет в себе свадебный венец, олицетворяющий девственность невесты. Ранее венец заплетали из листьев и различных цветов, затем плетеным венцам пришли на смену прекрасные диадемы, которые передавались из поколения в поколение. Изящные и воздушные на вид, они, все–таки, довольно тяжелые, так как они изготовляются из драгоценных металлов, чистого серебра или золота. Хотя сегодня, естественно, ношение венца, совершенно не тот обряд, который был ранее и на нем сейчас многие не настаивают, поскольку свадебная мода постоянно изменяется и стилисты изобретают роскошные свадебные прически, в результате чего необходимость в дополнительных украшениях отпадает.
Ещё одной популярной традицией, скорее приметой, осуществляемой, на протяжении многих столетий – выбор главного лица. Тот, кто первый из молодых зайдет в церковь, тот и будет выносить решения в семье. Но невесты в подавляющем большинстве выбирают классический вариант, где жених их ждет у алтаря.
Жених дарит своей невесте обручальное кольцо, когда они принимают решение пожениться и ещё одно – в день их свадьбы. Но, помимо этого, шведы предпочитают еще и третье кольцо, так называемое, кольцо материнства, которое говорит само за себя. Итак, на руке невесты к кону свадебной церемонии нередко можно встретить три кольца. Правда, большинство женщин предпочитают надеть его, когда они стали матерями.
Свадебный банкет в Швеции представлен в виде "шведского стола". Первостепенной едой на шведской свадьбе является сельдь, брусничный джем и шведские фрикадельки со ржаным хлебом. Свадебный торт представляет собой, как правило, бисквит, который покрыт карамельной глазурью. На протяжении всей свадьбы гости поют много песен.
В Исландии после наполеоновских войн положение страны стало заметно улучшаться, и в 1874 году, когда страна праздновала тысячелетие первого заселения, движение приобрело от датского короля право на личный официальный устав и право обеспечивать контроль за собственными финансами. В 1904 году Исландия приняла автономию, а в 1918 – суверенитет, но осталась объединенной с Данией под датской короной. 17 июня 1944 года, была формально объявлена Республика Исландия и этот день сейчас отмечают, как Национальный День Исландии.
ГЛАВА 3. ЭТНОЭКОЛОГИЯ

При анализе проблем традиционного образа жизни термин этноэкология заслуживает первостепенное значение, так как, он определяет специализированную научную направленность на стыке этнографии и экологии человека, изучает особенности традиционных режимов жизнеобеспечения этнических групп и этносов в общем, особенности употребления этносами природной среды и их влияние на эту среду, традиций целесообразного природопользования, закономерностей развития и функционирования этноэкосистем.
В западной научной литературе термин ethnoecology, который в буквальном смысле слова переводится на русский как этноэкология обладает другой смысловой нагрузкой. Этноэкология для западных ученых – это проведение исследования окружающей среды самих носителей местных культур. Что касается русской научной литературы, то в этом смысле используется формулировка народная экология, которая считается в нашем понимании частью этноэкологии.
В результате промышленной экспансии и милитаризации территория традиционного природопользования уменьшилась до критической величины. Узость территории и государственное имущество в оленеводстве обусловили и характер трудовых занятий. Фактических перемен в оленеводстве на сегодняшний день не случилось. Поэтому занятость коренного населения в оленеводстве задержалась на уровне последнего десятилетия. В традиционной основной отрасли – оленеводство занимает 16% от числа малочисленных народов в трудоспособном возрасте.
К ключевым видам природных ресурсов можно отнести оленепастбища, промысловые разновидности озерной и речной рыбы, животные и установленная часть дикоросов. Развитие оленеводства непосредственно связано с проблемами охраны природы, так как олень – это единственное сельскохозяйственное животное, содержание которого основывается на использовании природных кормовых угодий, главным образом, ягельников, полное возрождение которых при истреблении, требует от 25 до 40 лет, некоторые специалисты также утверждают, что полное воссоздание происходит по прошествию века.
Кроме очевидного факта, что под натиском промышленности ареал традиционного природопользования урезается, есть еще и косвенные факторы, вызванные увеличением населения на территории области, и открытые потери от усиленного ведения оленеводческого хозяйства в прошлом. Одной из косвенных причин исключения ягельников из оленеемкости пастбищ обнаруживается уничтожение их гусеничным транспортом. Колоссальное количество экспедиций, снабженных тяжелым гусеничным транспортом, почти за предыдущие годы изъездили все площади. Сбором дикоросов, рыбной ловлей в области занимается практически все городское и сельское население. С общим упадком уровня жизни бытовой напор на природу увеличился. У коренных жителей саамов – народная экология возбраняла снимать растительный покров. Если олень копытом обнажил землю, то у нее просили прощенья. Отсутствие у жителей экологической культуры содействует росту числа лесных пожаров, что, главным образом, наносит ущерб ягельникам. Плановое ведение оленеводческого хозяйства содействовало росту поголовья оленей. Оленеемкость пастбищ к середине 80–х годов была почти полностью исчерпана. Отдельным пастбищным территориям был причинен значительный ущерб. Стада оленей до 2000 голов могут вытоптать ягельники. Как представляет опыт оленеводства в скандинавских странах, рыночные условия также активизируют рост поголовья оленей. В Норвегии в районах, занятых оленеводством, ягельники почти отсутствуют. Со слов одного норвежского ученого–исследователя, жадность оленеводов обратила пастбища в техногенные пустыри. Все это принуждает соседей просить в аренду участки земель в Мурманской области для выгона оленей (союз оленеводов Норвегии) или продать ягель на вывоз. В 1990 году была представлена докладная записка о недопустимости снятия ягеля и его торговли. Аргументами для этого послужили нарушение биологической цепи в экстремальных обстановках севера и эрозией почвенного покрова и т.д.
Как представляет опыт зарубежного Севера, обстоятельства такого выбора активизирует интерес к этническим обычаям и традициям природопользования, культурным ценностям и опыту жизнеобеспечения. В итоге складывается новое экологическое мышление. Несомненно, большинство жителей севера уже не могут жить только лишь за счет потребительской охоты и рыболовства, кочевого оленеводства или морского промысла. Но дорога к этому должна быть открыта для всех: как форма устойчивой занятости или как прибавочный источник дохода, или, в конце концов, как способ хранения культурных традиций, особенности образа жизни.
При всем многообразии мнений относительно того, как одолеть этноэкологический кризис, среди ученых–исследователей всех направлений и профилей увеличивается убеждение, что введение крайнего Севера в систему мировой экономики должно основываться не на колониальной эксплуатации его ресурсов, а на признании равенства и культурной равносильности индустриальных и традиционных форм природопользования, обдуманном сочетании интересов северян и экономических нужд общества в целом.
На многих площадях Американской и Канадской Арктики идея возвышенной ценности аборигенных форм природопользования смогла победить в трудной борьбе, которую провели организации коренных обитателей за свои права, за сохранность традиционных методов хозяйствования на земле их предков, и прочно утвердилась в общественном представлении. В законодательства США, Канады, Гренландии, Скандинавских стран уже внесены особые статьи, укрепляющие права коренных жителей на своих территориях и употребление их ресурсов, оговорены соглашения выплат крупных компенсаций за отчужденные промысловые угодья и за причинение урона окружающей среде. Основываясь на этих правах, ассоциации коренного населения смогли принудить промышленные компании вести более разумную и экологически компетентную эксплуатацию минерального сырья и проводить очистку земель от техногенных загрязнений. Ко всему прочему, удалось «заморозить» ряд крупных проектов, пагубных для северных экосистем. Все они истекали из сиюминутного коммерческого расчета или узко понимаемого национального интереса. Прошедшее время сумело показать, что при нестабильности мировых цен на источники энергии и минеральное сырье потрясения, наносимые природе Севера и его коренным жителям, оказываются не имеющими смысла и невосполнимыми.
Экологические движения жителей Севера в защиту собственных земель и их ресурсов является лишь одной из сфер современного использования этноэкологии. Другая сфера – это развитие на Севере коммерческого промыслового и оленеводческого хозяйства, которое было отложено приоритетом индустриального освоения. У северных промыслов и оленеводства есть несомненные преимущества перед нынешней промышленностью. Это долгосрочные экологически «чистые» формы производства, которые поддерживают преемственность трудовой и этнической культуры северных народов, поставляют ценные и высококачественные виды продукции. Современная биологическая наука способствует резкому повышению эффективности коммерческого природопользовании. Она снабжает его комплексной оценкой ресурсов, проверкой за состоянием эксплуатируемых популяций, расчетами их плодотворности и темпов воспроизводства. Нужно привлечь опыт северных народов, отображенный в принципах северной этноэкологии. Главным в нем является гибкость и вариантность способов природопользования, последовательное разделение нагрузки во времени и пространстве, одновременное формирование нескольких стратегий жизнеобеспечения с разнообразной реакцией на модификацию среды. Данные принципы играют большую роль не только в способе организации современного промыслового и оленеводческого хозяйства, но и для индустриального освоения Севера. Экологический опыт северных народов характерно демонстрирует цену устойчивости и законы долгого существования в экстремальных условиях. Законом делается отказ от однолинейного формирования и обращение к сложным хозяйственным системам, которые способны обеспечить возможность скорого перехода к другой форме производства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день Дания и Швеция считаются членами Евросоюза, в то время как Норвегия и Исландия не стали вступать в данное сообщество. Норвегия, Швеция и Дания, по государственному строю, и по сегодняшний день остаются королевствами, и, таким образом, главой этих государств является монарх. А Исландия, по форме управления, является более современным государством, и главой страны является президент, который избирает народ.
Добрые традиции в изучении в особенности материальной и духовной культуры сохраняются и в скандинавских странах. Народы Скандинавских стран, как правило, предпочитают отдельные дома, в которых могут жить постоянно или приезжать на отдых в праздничные и выходные дни. Всех жителей Скандинавии объединят их позднее вступление в брак и позднее рождение детей. Они не стремятся обзаводится большим количеством детей, поскольку все они имеют представление о том, что детям нужно дать достойное образование, что в наше время стоит немалых денег. Дети очень рано привыкают к независимости и часто снимают жилье вместе со своей второй половиной на собственные деньги.
Своими корнями культура Скандинавии погружается в традиции и верования древних народов. Ремесла, которыми в настоящее время занимаются Скандинавы, заимствованы у их предков. Самыми важными, на мой взгляд, являются, обработка шерсти, вековые традиции отделки которой сохранены и до сих пор, благодаря чему товар из настоящей овечьей шерсти ценится по достоинству. Резьба по дереву и производство стеклянных изделий являются основным атрибутом украшения жилья. Пошив одежды в настоящее время также осуществляется под строгим надсмотром Национального совета по бюнаду: в современные дни насчитывается более 300 их разновидностей.
Следует отметить, что кухня у всех четырех стран очень близка между собой. В основном блюда состоят из рыбы и мяса, этот отпечаток наложили традиции предков. Свежих овощей не так много, но в последнее время, количество блюд с ними увеличивается. Большое значение для Скандинавов имеют следующие праздники, которые они почитают – это праздник св. Пасхи, Масленица, день св. Люсии, Рождество и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонова Ю. В. «Замки и крепости Швеции и Финляндии»,2010, с. 320.
2. Баскина А. «Золотая середина: Как живут современные шведы», 2008, с. 216.
3. Бишофф У. «Эдвард Мунк: 1863–1944, картины о жизни и смерти», 2008. с. 96.
4. Дерябин Ю. С. «Северная Европа. Регион нового развития», 2008, с. 512.
5.Кузнецова Е. «Скандинавия», 2009, с. 128.
6. Кумпх Йенс «Норвегия», 2008, с. 96.
7. Надежнин Н. Я. «Руал Амундсен: От полюса до полюса», 2101, с. 192.
8.Росс Зоуи. «Норвегия. Путеводитель», 2010, с. 192
9. Стеблин–Каменский М. И. Культура Исландии. — Л: Наука, 1967. — С 183.
10. Хеммер Б. «Ибсен. Путь художника», 2010, с. 647









2

Список используемой литературы

1. Антонова Ю. В. «Замки и крепости Швеции и Финляндии»,2010, с. 320.
2. Баскина А. «Золотая середина: Как живут современные шведы», 2008, с. 216.
3. Бишофф У. «Эдвард Мунк: 1863–1944, картины о жизни и смерти», 2008. с. 96.
4. Дерябин Ю. С. «Северная Европа. Регион нового развития», 2008, с. 512.
5.Кузнецова Е. «Скандинавия», 2009, с. 128.
6. Кумпх Йенс «Норвегия», 2008, с. 96.
7. Надежнин Н. Я. «Руал Амундсен: От полюса до полюса», 2101, с. 192.
8.Росс Зоуи. «Норвегия. Путеводитель», 2010, с. 192
9. Стеблин–Каменский М. И. Культура Исландии. — Л: Наука, 1967. — С 183.
10. Хеммер Б. «Ибсен. Путь художника», 2010, с. 647

У нас вы можете заказать