Относительная роль наследственности и среды в формировании черт темперамента

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Генетика
  • 2020 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 26.05.2009
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Темперамент и его признаки
Биологическая сторона темперамента
Нью-Йоркское лонгитюдное исследование
Психогенетические исследования А.Торгерсен
Работы А. Басс и Р. Пломина
Психобиологический подход к исследованию темперамента
Луизвильское лонгитюдное исследование темперамента
Исследования темперамента у детей в раннем возрасте
Итоги
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Это расхождение может быть отчасти следствием неаддитивного генетического компонента, особенно в вариативности оценок экстраверсии.
Существенную роль могут играть и специфические особенности диадических взаимодействий в парах близнецов и сиблингов, однако они показывают, по-видимому, разное влияние на разные характеристики индивидуальности.
Исследования темперамента у детей в раннем возрасте
В исследовании М. Риза, проведенном на 45-47 парах МЗ близнецов, 38-39 однополых парах и 70-82 парах разнополых ДЗ первых дней жизни, у тех и других получены одинаково низкие внутрипарные корреляции по четырем чертам темперамента (возбудимость, способность успокаиваться и др.) и по характеристикам активности во сне и бодрствовании. Корреляции у МЗ близнецов колеблются в пределах 0,06-0,31, у однополых ДЗ они равны 0,06-0,59, у разнополых — 0,13-0,30. Автор полагает, что главной причиной этого являются пренатальные условия и особенности родов. Как заключает Дж. Лоэлин, в этом возрасте гены еще не являются основным источником индивидуальных различий по темпераменту [5].
В ближайшие месяцы ситуация существенно меняется. В четырех исследованиях, проведенных с близнецами 10 возрастов — от 3 до 12 месяцев жизни (группы МЗ — от 29 до 117 пар, ДЗ — от 18 до 213 пар), использовавших разные методики оценки поведения детей - от лабораторных до наблюдения, только в одном случае сходство в парах ДЗ близнецов оказалось выше, чем МЗ; в остальных 9 возрастных группах корреляции МЗ выше, чем ДЗ.
Влияние генотипа подтверждается и методом приемных детей: в Колорадском исследовании биологические сиблинги имели корреляцию по шкале Н. Бейли, оценивающей особенности поведения ребенка, равную 0,20, а у 83 пар приемных сиблингов она была практически нулевой (0,09). На следующем, втором, году жизни генотипические влияния еще более отчетливы.
Таким образом, уже начиная примерно с 9 месяцев жизни проявляется
генетически заданная индивидуальность в сфере динамических характеристик поведения ребенка, т.е. темперамента [6].
По данным упоминавшегося близнецового исследования А. Торгерсен,
из пяти компонентов синдрома трудного темперамента в 6 лет три имеют высокую генетическую составляющую (слабая реакция «к», высокая интенсивность реакций, низкая регулярность: h2 = 0,94; 0,82; 0,68 соответственно),
один — плохая адаптивность — определяется в основном общесемейной средой (с2 = 0,55), и еще один — негативное настроение — индивидуальной средой (е2 = 0,63). Правда, в двух последних признаках влияния наследственности тоже констатируются: h2 = 0,26 и 0,37 соответственно [6].
Итоги
Как можно объяснить полученные в ходе различных исследований темперамента выводы?
Полученные результаты могут свидетельствовать о неаддитивном наследовании свойств темперамента.
Другой причиной, влияющей на сходство между родственниками, является ассортативность в выборе брачного партнера.
Как уже было упомянуто, у ДЗ близнецов может быть значительно сильнее, чем у МЗ близнецов, выражен контрастный эффект. Не только родители, но и сами ДЗ близнецы акцентируют внимание на различиях.
Средовые факторы могут повышать сходство МЗ близнецов. Окружающие их не различают и относятся к ним одинаково, они чаще, чем ДЗ близнецы выбирают одинаковые занятия.
Разный возраст испытуемых при сравнении родителей с детьми и сибсов друг с другом может также оказывать влияние на результаты исследования, т.к. с возрастом меняется сенситивность к средовым факторам, влияющим на свойства темперамента, поэтому влияния среды, важные для темперамента, например, старшего ребенка или родителей, могут никак не сказываться на темпераменте младшего ребенка [3].

Подводя итоги можно сказать, что уровень генетической обусловленности активности, эмоциональности и общительности оказывается примерно одинаковым, то есть по результатам, имеющимся на сегодняшний день можно сказать, что какое-то из этих свойств темперамента испытывает большее влияние генотипа, а какое-то – меньшее. Генотипическая компонента в фенотипической дисперсии свойств темперамента связана преимущественно с неаддитивными влияниями.
Заключение
Приведенные данные показывают, что в зависимости от условий формирования личности каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт: «лучших» или «худших». Только положительных, или только отрицательных темпераментов не существует. Задача воспитателя заключается, следовательно, не в том, чтобы в процессе индивидуальной работы с ребенком переделывать один тип темперамента на другой, а в том, чтобы планомерной и систематической работой добиваться, с одной стороны, развития свойственных каждому темпераменту положительных качеств, а с другой стороны, ликвидации или ослабления тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении ребенка.
Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от условий жизни и деятельности. Так, при соответствующем воспитании и условиях жизни у человека с нервной системой слабого типа может образоваться сильный характер, и, наоборот, черты слабохарактерности могут развиться при «тепличном», изнеживающем воспитании у человека с сильной нервной системой.
Поскольку формирование особенностей темперамента есть процесс, в огромной степени зависящий от развития волевых черт личности, первостепенное значение для воспитания темперамента имеет формирование морально-волевых сторон характера. Овладение своим поведением и будет означать формирование положительных качеств темперамента.
Список литературы

Александров А.А., Психогенетика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 192 с.;
Лучинин А.С., Психогенетика: учеб. пособие для студентов высш. мед. учеб. заведений - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 115 с.;
Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А., Психогенетика. Том 1: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 408 с.;
Психогенетика: хрестоматия. Авторы составители Алфимова М.В,, Равич-Щербо И.В. - М.: Академия, 2006. – 432 с.;
Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика: учебник для вузов - М.,: Аспект Пресс, 1999. – 447 с.;
Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика - М.,: Аспект Пресс, 2006. – 445 с.











2

Список литературы

1.Александров А.А., Психогенетика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 192 с.;
2.Лучинин А.С., Психогенетика: учеб. пособие для студентов высш. мед. учеб. заведений - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 115 с.;
3.Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А., Психогенетика. Том 1: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 408 с.;
4.Психогенетика: хрестоматия. Авторы составители Алфимова М.В,, Равич-Щербо И.В. - М.: Академия, 2006. – 432 с.;
5. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика: учебник для вузов - М.,: Аспект Пресс, 1999. – 447 с.;
6.Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика - М.,: Аспект Пресс, 2006. – 445 с.

Вопрос-ответ:

Какие факторы влияют на формирование темперамента?

Факторы, влияющие на формирование темперамента, включают генетическую предрасположенность и внешнюю среду, в которой растет человек.

Что научные исследования говорят о роли наследственности в формировании темперамента?

Научные исследования, такие как Нью Йоркское лонгитюдное исследование и работы А. Торгерсена, подтверждают, что генетическая составляющая играет значительную роль в формировании темперамента.

Какие методы используются в изучении темперамента?

В изучении темперамента применяются психогенетические исследования, психобиологический подход и лонгитюдные исследования, такие как Луизвильское лонгитюдное исследование.

Какие результаты получены в исследованиях темперамента у детей в раннем возрасте?

Исследования темперамента у детей в раннем возрасте показали, что генетические факторы играют важную роль в формировании темперамента с самого начала жизни.

Может ли формирование темперамента зависеть от внешней среды?

Да, формирование темперамента может зависеть от внешней среды, так как взаимодействие с родителями, ровесниками и окружающей обстановкой может влиять на развитие определенных черт темперамента.

Какую роль играет наследственность в формировании черт темперамента?

Наследственность играет важную роль в формировании черт темперамента. Биологическая сторона темперамента определяется генетическими факторами и наследуется от родителей.

Какое влияние оказывает среда на формирование черт темперамента?

Среда также оказывает значительное влияние на формирование черт темперамента. Например, родительское воспитание и обучение влияют на развитие определенных черт темперамента у ребенка.

Какие исследования свидетельствуют о взаимодействии наследственности и среды в формировании темперамента?

Нью Йоркское лонгитюдное исследование и Луизвильское лонгитюдное исследование показывают, что как наследственность, так и среда влияют на формирование черт темперамента. Исследования у детей в раннем возрасте также подтверждают это взаимодействие.

Какие другие подходы к исследованию темперамента существуют?

Психогенетические исследования, проведенные А. Торгерсеном, и работы А. Басса и Р. Пломина основаны на психобиологическом подходе к исследованию темперамента и выявлению генетических и окружающих факторов, влияющих на него.

Какие выводы можно сделать о роли наследственности и среды в формировании черт темперамента?

Исследования показывают, что наследственность и среда оба оказывают влияние на формирование черт темперамента. Они взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, создавая уникальный набор черт темперамента у каждого человека.