Проблема развития лидерских способностей в современном образовании.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 2323 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 30.01.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава 1. Понятие лидерства в современном образовании
1.1. Лидерство как философская категория
1.2. Лидерство в теории и практике психологов и педагогов
Глава 2. Развитие лидерских способностей у подростков
2.1. Роль лидера в подростковой группе
2.2. Формирование лидерских способностей у подростков
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Облекать собственные идеи в нечто интересное, интригующее. И конечно, мотивировать других на реализацию этих идей. Здесь проявляется одно из важных качеств молодежного лидера — смелость. Лидерам, обладающим этим качеством, доверяют, к ним тянутся, за ними идут. Оправданный риск и смелость — неотъемлемая черта лидерства вообще. С другой стороны, чрезмерная смелость и бесшабашность (ощущение вседозволенности) позволяет подростку переступить некую черту, за которой находятся такие асоциальные проявления, как алкоголизм, проституция, наркотики и т.д. «Поэтому, для молодежи, особенно с ярко выраженным лидерским потенциалом, необходимо прививать моральные устои и навыки, а также учить осознавать последствия своих действий». Это позволяет из молодежного лидера формировать зрелого, незаурядного человека.
Среди подростков и молодежи важно иметь статус «включенности» в разные социальные группы. Не случайно молодым людям так важно совместное время провождение, ощущение сопричастности, поддержка окружающих. «Они формируют свой мир, в котором им легче проявить себя и удовлетворить ряд базовых потребностей, таких как самоактуализация, внимание, уникальность». Сейчас в среде Интернет очень популярно создание живых журналов и различных сообществ по интересам, форумов, чатов. Наглядный пример: формирование определенного сленга для конкретных групп. В таких группах также появляются лидеры, при этом они могут меняться в зависимости от темы обсуждения.
Некоторые группы имеют определенную направленность. Например, в спортивной секции по борьбе лидером становится самый сильный участник секции, а по бегу самый быстрый. Поскольку подростки все время проверяют свои силы — соревнуются. Но в тех же группах ситуация коренным образом может измениться если изменить контекст. Лидером станет совершенно другой участник. К сожалению, направления актуализации некоторых подростковых групп является совершенно асоциальной. И если у подростка нет возможности быть лучшим или, по крайней мере, признанным в спорте, учебе и т.д. Он идет по другому пути и часто этот путь оказывается тупиковым.
Можно также отметить внешние различия в лидерстве у девушек и юношей. Молодые люди лидеры, как правило, отличаются хорошими физическими данными, поскольку часто свою позицию приходиться доказывать. Уверенное, иногда вызывающее поведение, часто громкий голос с нисходящими интонациями. У девушек лидерство направленно на привлечение внимания, за счет модной одежды, прически, коммуникативных навыков. Физическая привлекательность играет огромную роль.
Для эффективного формирования лидерских качеств подростков нужно вовлекать в специально организованную деятельность, направленную на приобретения лидерского опыта. Отметим, что не любая деятельность развивает лидерские качества, а лишь та, которая ставит подростка в определенное отношение к коллективу людей. Именно многообразная деятельность, направленная на приобретение лидерского опыта способствует развитию лидерских качеств. Если же деятельность подростков односторонняя, к примеру, сведена преимущественно к решению интеллектуальных задач, то и возможности развития лидерских качеств будут ограничены.
Хорошо, если подросток может сознательно выбирать и занимать ту позицию, где наиболее полно будет происходить реализация его возможностей и развитие лидерских качеств. Считаем уместным привести здесь близкую нам позицию Г.К. Ашина и А.В. Петровского, заключающуюся в следующем: выполнение функций лидера формирует или способствует формированию определенных качеств лидера: если человек долго выполняет эту роль, то происходит интериоризация (присваивание) нормативных требований роли, а это ведет к закреплению черт личности, необходимых для эффективного лидерства.
Отметим важность создания педагогом «ситуации успеха». «Ситуацию успеха» в развитии лидерских качеств подростков мы определяем как целенаправленное сочетание психолого-педагогических приемов, которые способствуют осознанному включению каждого подростка в специально организованную деятельность, направленную на приобретение опыта лидерского поведения в зависимости от индивидуальных возможностей, обеспечивают положительный эмоциональный настрой подростков на выполнение поставленных задач и адекватное восприятие.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что подростковый возраст является очень благоприятным для формирования у человека лидерских качеств. Формирование таких качеств будет более эффективно, если подросткам будут помогать знающие педагоги и психологи.
Заключение

В качестве заключения резюмируем основные положения курсовой работы. Так, мы можем констатировать, что проблема лидерства — это традиционная проблема социальной философии от античности до наших дней. Только если прежде в центре исследования были великие исторические личности, то сейчас проблема лидерства исследуется главным образом в малых группах.
Лидер — это человек, способный объединить людей для достижения определенной цели. Тип лидерства связан с природой общественного строя, характером группы и конкретной ситуацией. В рамках исследования лидерства в малых группах различают формальное и неформальное лидерство. Формальный лидер назначается или избирается, приобретая таким путем статус руководителя. Неформальный лидер — это член группы, который способен объединить группу на основе личного влияния. Отношения при формальном и неформальном лидерстве выстраиваются по двум типам: руководитель — подчиненные или лидер — последователи.
Подростковый возраст характеризуется как чрезвычайно важный в становлении личности. В этот период происходит расширение жизненного пространства, социального окружения. Это, прежде всего, проявляется в возникновении особого комплекса потребностей, выражающегося в стремлении выйти за рамки школы и приобщиться к жизни взрослых. Но самая существенная трансформация жизненного пространства происходит во временном измерении: возникает осознанная связь настоящего и будущего, подросток перестает смотреть на будущее с позиции настоящего, начиная рассматривать настоящее из будущего.
Для внутренней позиции подростка становится очень значимой новая потребность — найти и занять удовлетворяющее его положение в группе сверстников, завоевать авторитет, уважение, симпатию и внимание товарищей. Это ведет к повышению реакции конформности подростка по отношению к референтной группе (стремление ничем не выделяться в среде сверстников, быть «как все»), к усилению реакции группирования (стремлению подростка в группу сверстников, тяга к сплочению с ними) и реакции имитации (подражание кому-либо из сверстников, чаще — более популярному, преуспевающему, лидеру). Чувство принадлежности к «подростковой» общности и определенной группе внутри этой общности, часто отличающейся не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т.п., имеет существенное значение для развития личности подростка, влияя на формирующиеся у него нормы и ценности. В этой ситуации лидер становится референтным лицом, имеющим наибольший авторитет и популярность. Лидер может прямо влиять на становление направленности своей микрогруппы, формировать у товарищей нормы и идеалы.
Для того, чтобы лидер подростковой группы не привел ее членов к асоциальному поведению, педагогам и психологам следует помогать подросткам в формировании здоровых лидерских качеств. Достигать этого можно с помощью вовлечения подростков в интересную для них деятельность, в которой каждый из них сможет реализовать себя в силу своих возможностей и желаний.
Литература
1. Андреева О.И. Феномен лидерства. К.: Освита. 2004. 312 с.
2. Возник Л.А. Теории лидерства. М.: Феникс. 2004. 264 с.
3. Евтихов О.В. Тренинг лидерства: Монография. СПб.: Речь, 2007.
4. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М., 2000.
5. Канджеми Дж.П. Психология современного лидерства: Американские исследования. М.: Когито-Центр. 2006. 288 с.
6. Кричевский Р.Л. Синтетический подход к исследованию лидерства // Вопросы психологии. 1977. №6.
7. Лансберг М. Лидерство. Видение, вдохновение и энергия. М.: Феникс, 2000.
8. Менегетти А. Психология лидера. ННБФ «Онтопсихология», 2003.
9. Рожков М.И. Стратегия и тактика воспитания // Лидера в образовании. 2004. №4. С.21.
10. Уманский А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства. Диссертация доктора пед. наук. Кострома, 2004. 318 с.
Кричевский Р.Л. Синтетический подход к исследованию лидерства // Вопросы психологии. 1977. №6.
Уманский А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства. Диссертация доктора пед. наук. Кострома, 2004. 318 с.
Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М., 2000.
Возник Л.А. Теории лидерства. М.: Феникс. 2004. 264 с.
Андреева О.И. Феномен лидерства. К.: Освита. 2004. 312 с.
Канджеми Дж.П. Психология современного лидерства: Американские исследования. М.: Когито-Центр. 2006. 288 с.
Андреева О.И. Феномен лидерства. К.: Освита. 2004. 312 с.
Канджеми Дж.П. Психология современного лидерства: Американские исследования. М.: Когито-Центр. 2006. 288 с.
Андреева О.И. Феномен лидерства. К.: Освита. 2004. 312 с.
Возник Л.А. Теории лидерства. М.: Феникс. 2004. 264 с.
Там же.
Канджеми Дж.П. Психология современного лидерства: Американские исследования. М.: Когито-Центр. 2006. 288 с.
Лансберг М. Лидерство. Видение, вдохновение и энергия. М.: Феникс, 2000.
Возник Л.А. Теории лидерства. М.: Феникс. 2004. 264 с.
Менегетти А. Психология лидера. ННБФ «Онтопсихология», 2003.
Уманский А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства. Диссертация доктора пед. наук. Кострома, 2004. 318 с.
Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М., 2000.
Кричевский Р.Л. Синтетический подход к исследованию лидерства // Вопросы психологии. 1977. №6.
Лансберг М. Лидерство. Видение, вдохновение и энергия. М.: Феникс, 2000.
Евтихов О.В. Тренинг лидерства: Монография. СПб.: Речь, 2007.
Канджеми Дж.П. Психология современного лидерства: Американские исследования. М.: Когито-Центр. 2006. 288 с.
Рожков М.И. Стратегия и тактика воспитания // Лидера в образовании. 2004. №4. С.21.
Кричевский Р.Л. Синтетический подход к исследованию лидерства // Вопросы психологии. 1977. №6.
Евтихов О.В. Тренинг лидерства: Монография. СПб.: Речь, 2007.
Рожков М.И. Стратегия и тактика воспитания // Лидера в образовании. 2004. №4. С.21.












24

Литература
1. Андреева О.И. Феномен лидерства. К.: Освита. 2004. 312 с.
2. Возник Л.А. Теории лидерства. М.: Феникс. 2004. 264 с.
3. Евтихов О.В. Тренинг лидерства: Монография. СПб.: Речь, 2007.
4. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М., 2000.
5. Канджеми Дж.П. Психология современного лидерства: Американские исследования. М.: Когито-Центр. 2006. 288 с.
6. Кричевский Р.Л. Синтетический подход к исследованию лидерства // Вопросы психологии. 1977. №6.
7. Лансберг М. Лидерство. Видение, вдохновение и энергия. М.: Феникс, 2000.
8. Менегетти А. Психология лидера. ННБФ «Онтопсихология», 2003.
9. Рожков М.И. Стратегия и тактика воспитания // Лидера в образовании. 2004. №4. С.21.
10. Уманский А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства. Диссертация доктора пед. наук. Кострома, 2004. 318 с.

Вопрос-ответ:

Что такое лидерство в современном образовании?

Лидерство в современном образовании - это способность человека выступать в роли лидера, то есть принимать инициативу, оказывать влияние на окружающих, мотивировать их к достижению общих целей.

Какие аспекты лидерства рассматриваются в теории и практике психологов и педагогов?

Психологи и педагоги рассматривают лидерство с точки зрения личностных качеств и навыков лидера, эмоциональной интеллектуальной сферы, коммуникативных навыков, способности к адаптации и принятию решений, а также этических аспектов и этики лидерства.

Какую роль играет лидер в подростковой группе?

Лидер в подростковой группе играет роль организатора и инициатора деятельности, он может вдохновлять и мотивировать сверстников, помогать им в разрешении конфликтов и принимать участие в принятии коллективных решений.

Как формируются лидерские способности у подростков?

Лидерские способности у подростков формируются через участие в различных командных проектах, обучении навыкам лидерства, практике принятия решений, развитии коммуникативных навыков и самостоятельности в принятии решений.

Какие идеи помогают мотивировать других на реализацию?

Идеи, которые заинтересуют других и будут иметь практическую значимость, способствуют мотивации на реализацию. Также важна умение аргументировать свои идеи и предлагать конкретные пути их воплощения.

Что такое лидерство?

Лидерство - это философская категория, которая означает способность человека влиять на других, организовывать их деятельность и достигать общих целей.

В чем заключается роль лидера в подростковой группе?

Лидер в подростковой группе играет важную роль в организации и управлении коллективом. Он влияет на мнения и поведение других подростков, помогает им принимать решения, разрешать конфликты и достигать общих целей.

Как формируются лидерские способности у подростков?

Лидерские способности у подростков формируются через опыт взаимодействия с другими людьми, участие в коллективной деятельности, развитие коммуникативных и организационных навыков, осознание своих сильных сторон и умение использовать их для достижения общих целей.

Почему развитие лидерских способностей важно в современном образовании?

Развитие лидерских способностей в современном образовании важно, потому что оно помогает подготовить молодых людей к будущей профессиональной и социальной активности. Лидерские навыки помогают стать успешным, самостоятельным и ответственным гражданином, способным принимать решения, реализовывать свои идеи и влиять на окружающих.

Как лидерство влияет на современное образование?

Лидерство играет важную роль в современном образовании, поскольку оно способствует развитию индивидуальности, творческого мышления и самореализации учащихся. Лидерские способности помогают формировать у подростков навыки руководства, командной работы и принятия решений, что особенно актуально в современном обществе, где ценятся личностная автономия и активность.

Какое значение имеет лидерство в современном образовании?

Лидерство имеет огромное значение в современном образовании, так как помогает формировать и развивать лидерские способности у студентов, что помогает им успешно реализовываться в будущей профессиональной сфере.

Что понимается под лидерством в современном образовании?

Лидерство в современном образовании означает способность человека организовывать и вести группу или коллектив, взаимодействовать с ними, принимать решения и достигать общих целей.