Развитие игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Коррекционная педагогика
  • 6262 страницы
  • 80 + 80 источников
  • Добавлена 05.04.2009
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Игровая деятельность как предмет исследования в психолого – педагогической литературе
1.1.Современный подход к изучению игровой деятельности
1.2.Развитие игровой деятельности дошкольников в норме
1.3. Своеобразие игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Глава 2. Экспериментальное исследование развития игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
2.1. Цель, задачи, методики констатирующего эксперимента
2.2. Особенности игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
2.3. Методические рекомендации по эффективности развития игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Заключение
Список литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

п.
Необходимо оборудовать кабинет регистратора, сделать с детьми на занятиях по ручному труду для каждого свою карточку, номерки. Должно быть отведено и специальное место для организации аптеки. В ней необходимо представить большое разнообразие «лекарств», медицинских предметов, предметов для личной гигиены.
При организации этой игры надо особенно внимательно относиться к подбору вещей, к тому, из чего изготавливается все оборудование, т.к. дети дошкольного возраста с нарушением интеллекта могут брать в рот, сосать лекарства и др. Нельзя использовать натуральные лекарственные средства!
Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры «Моряки»:
«Учимся строить корабль»; «Моряки плывут на корабле по морю»; «Моряки ловят рыбу, работают рыболовами»; «Моряки проверяют здоровье у корабельного доктора»; «Моряки плывут по морю, ловят рыбу, обедают»; «Моряки выходят на берег, идут в театр»; «Моряки привозят улов на берег, сдают рыбу в магазин»; «Моряки приплывают в большой город и идут в Зоопарк» и т.п. Таким образом, игра «Моряки» постепенно объединяется с играми «Автобус», «Поликлиника», «Магазин», «Кукольный театр» и т.п.
Подготовительная работа: рассматривание картины «Моряк» из серии «Кем быть?», набора последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом капитана, матроса, корабельного доктора, рыболова; экскурсия в порт, на речную или морскую набережную (исходя из возможностей), привлечение родителей к данной экскурсии (индивидуальные экскурсии детей с родителями); экскурсии в Военно-Морской музей или любой другой соответствующего типа (с родителями); чтение детской литературы; дидактические игры.
Атрибуты: корабль из крупного строителя, штурвал, якорь, бинокли, бескозырки, гюйсы, сети, рыбки и т.п.
Эту игру можно проводить и по другому сценарию. Для игры педагог из детских стульев делает большой корабль, на борт которого прикрепляется спасательный круг. В центре устанавливают большую трубу, кладут доску-трап, на пристани устанавливают билетную кассу. Пассажиры с детьми (куклами) берут с собой в дорогу еду, чтобы кормить детей, когда они проголодаются, а также деньги на билеты. Пассажиры прибывают на пристань - кто на автобусе, кто на машине, кто пешком; приобретают билеты и садятся на теплоход. Дежурный матрос стоит у трапа, проверяет билеты и помогает пассажирам садиться. По палубе ходит капитан с подзорной трубой, его приказа ждет рулевой; когда все размещаются, корабль отправляется. Корабль делает остановку, пассажиры идут гулять в лес, потом плывут назад домой.
Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры «Школа»:
«В магазин за школьными принадлежностями», «Урок веселого счета», «На большой перемене», «Кукольный театр в гостях у школьников», «Школьники на экскурсии по городу», «В школьной библиотеке», «Обед в школьной столовой», «На уроке физкультуры» и т.п.
Подготовительная работа: рассматривание картины «Учитель» из серии «Кем быть?»; экскурсии в школу; видеофильм о школе (авторские материалы); чтение детской литературы; дидактические игры.
Оборудуется игровой уголок для игры в «Школу», в котором расставляются парты, стол для учителя, отгораживается коридор для прогулок в перемену, оформляется школьный буфет и т.п.
Сначала дети идут в «Магазин» (в группе оборудуется «Магазин школьных принадлежностей»), где покупают все необходимое для школьника. Большая часть этих принадлежностей предварительно изготавливается детьми с воспитателями на занятиях по ручному труду (маленькие тетради, альбомы, пеналы и т.п.). После этого могут пойти в парикмахерскую подстричься, чтобы быть аккуратными. Затем дети посещают поликлинику, где проходят медосмотр. Лишь после этого они идут в школу, где их встречает учительница. Роль учителя берет на себя в начале игры дефектолог. Она знакомит детей со школой, рассказывает, чем они здесь будут заниматься, как нужно вести себя в школе и т.п. В процессе последующих игровых занятий дети рассаживаются на места, учитель проводит урок. Во время перемены дети выходят из класса, гуляют по коридору, завтракают в буфете и т.д. Игра заканчивается тем, что дети идут после уроков домой.
Постепенно роль учителя передается каждому из детей группы, он с помощью учителя-дефектолога, воспитателей проигрывает весь сюжет или часть его. Особое внимание обращается на звонок, часы, показывающие время уроков и т.п.
Организуя игру, учитель-дефектолог, воспитатели постоянно придумывают различные ситуации общения, чередуют «уроки», ведут всю игру очень эмоционально, показывая детям, как интересно будет учиться в школе.
Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры «Зоопарк»:
«Строим клетки для зверей», «Экскурсия по зоопарку», «Едем на автобусе в зоопарк», «Плывем на корабле в зоопарк», «Где обедал воробей?» (игра-инсценировка по стихотворению С. Маршака), «Убираем клетки для животных», «Кормим зверей» и т.п.
Подготовительная работа: экскурсия в зоопарк (с родителями); рассматривание картины из серии «Дикие животные»; рассматривание и конструирование по рисункам-образцам с последующим обыгрыванием «Зоопарка» из конструктора "Lego"; чтение детской литературы; дидактические игры.
Для игры педагоги вместе с детьми строят клетки для животных, в зависимости от размеров, удобно их размещает. Всю территорию обносят забором, делают ворота, а рядом с ними помещают кассу. В зоопарк дети едут на автобусе. При входе покупают в кассе билеты, которые затем проверяет контролер. В зоопарке их встречает экскурсовод (дефектолог), он рассказывает и показывает животных. Дети видят, как надо ухаживать за животными (ухаживает служитель, на первом занятии им может быть воспитатель): кормить, мыть клетки и т.п. После экскурсии дети могут купить мороженое, покататься на пони. В конце игры дети едут домой.
Сюжеты для данной игры могут разнообразиться, в игре педагогам предоставляется большая возможность для активизации речи детей, закрепления имеющихся представлений об окружающем.

Таким образом, темы сюжетно-ролевых игр разнообразны, сюжеты могут усложнять в зависимости от возраста детей и года их обучения. Мы предлагаем примерный план проведения сюжетно-ролевых игр с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Первый год обучения Второй год обучения Третий год обучения Четвертый год обучения Сентябрь «Магазин игрушек» и «Продуктовый магазин». «Магазин» (Универсам) Октябрь обучение действиям с различными игрушками (куклами, животными - собака, кошка, курочка, лошадка, заяц, лиса, белка, медведь, еж). последовательное обыгрывание куклы «Магазин игрушек» и «Продуктовый магазин». «Поликлиника». Ноябрь обучение действиям с различными игрушками «Дочки-матери» «Доктор» «Поликлиника» и «Аптека». Декабрь обучение действиям с различными игрушками «Дочки-матери» «Семья» и «Автобус» (объединение сюжетов). «Вызов врача на дом», «Скорая помощь». Январь обучение действиям с различными игрушками «Автобус» «Детский сад». «Детский сад». Февраль обучение действиям с различными игрушками «Магазин игрушек». «Парикмахерская». «Моряки». Март обучение действиям с двигателями (грузовая машина, поезд, автобус). «Семья» (игры с куклой, поездки на автобусе, прогулки, посещение гостей и т.п.). «Вызов врача на дом», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская» (объединение сюжетов). «Почта». Апрель обучение действиям с двигателями (грузовая машина, поезд, автобус). «Доктор» (прием врача в детском саду). «Кукольный театр» (в игру входят инсценировки сказок). «Школа» и «Магазин школьных принадлежностей» (объединение сюжета). Май обучение действиям с двигателями (грузовая машина, поезд, автобус). «Детский сад» (с использованием игры «Автобус» и «Семья»). «Зоопарк». «Зоопарк»
Рассмотрим более подробно несколько занятий.
«Семья»
Педагогический замысел: Учить детей брать на себя роль члена семьи и действовать в соответствии с ней: папа (мама) идет в магазин и покупает продукты; мама (папа) готовит обед; дочь (сын) накрывает стол к обеду; мама (папа) моет посуду; папа (мама) укладывает спать младшую дочку-куклу.
Материал: игровой уголок с кухней, где стоят стол и стулья, шкаф с посудой, мойка (мыть руки и посуду); спальня с кроваткой для куклы, постельное белье, кукольный стульчик или шкаф, куда можно сложить одежду куклы-дочки; магазин с продуктами, необходимыми для приготовления обеда, развернут отдельно.
Содержание игры:
Педагог повязывает косынку, надевает фартук и объявляет: «Давайте играть в семью, я буду мамой, и звать меня будем...» Педагог придумывает себе имя или оставляет свое, но в любом случае нужно быть готовым к тому, что «папа-муж» будет называть «маму-жену» на «ты» и по имени. «А кто хочет быть папой? А дочкой (сыном)?» — спрашивает взрослый.
Распределяются роли. Если дети захотят, изменяются их имена; в уголке наряжения подбираются подходящие предметы одежды, украшения: «папе» можно нарисовать усы, а «взрослой дочке» подвести глазки, — все хорошо, что поможет ребенку войти в роль и удержаться в ней, кстати, это относится и к педагогу.
«Ой, какая красивая семья у нас получилась! — подводит педагог итог подготовки к игре и вводит детей в сюжет. — Давайте пойдем на кухню и обсудим, как проведем наш семейный выходной день». Семья рассаживается вокруг стола. Мама говорит: «Я очень устала, поэтому вместе с папой прошу съездить в магазин за продуктами тебя, доченька. Вы согласны? Что вы хотите на обед?» «Голодное» семейство составляет меню. Мама перечисляет продукты, необходимые для приготовления обеда, дает сумку, напоминает папе, чтобы он взял деньги, права и ключи от машины — до магазина далеко, продуктов надо купить много, лучше поехать на машине, по дороге заправиться бензином, добавить масла и т.д. Так незаметно подсказываются игровые действия, которые выполнит ребенок-«папа» (все эти действия знакомы из игры в «шоферов»). «Доченька, пока папа подготовит машину, одень сестричку и возьмите ее с собой, пожалуйста!» В течение игры педагог, не забывая, что он — «мама», помогает тому, кто нуждается, а это надо чувствовать в каждую конкретную минуту, чтобы не сбивать ритм и общий положительно-эмоциональный фон игры.
В сильной подгруппе уже хорошо играющих детей роль продавца можно опустить (как в «магазине самообслуживания»), но если дети «слабые», то роль продавца надо брать опять-таки на себя: «Давайте понарошку — мама осталась дома, а я пока буду продавцом!» Трудно представить, чтобы дети не согласились, и педагог быстро переодевается в халатик продавца, добавляет еще какую-нибудь характерную деталь к облику и встает за прилавок: «Здравствуйте, рада видеть наших постоянных посетителей!» Дети здороваются, и, если не знают, что делать дальше, продавец помогает: «Вы хотите купить продукты к обеду? Что вы решили приготовить на первое?» Предположим, семья решила сварить картофельный суп, тогда продавец, если покупатели забыли, подсказывает: «Вам нужно мясо, картофель и морковь для супа...». Он помогает вспомнить и назвать все необходимые продукты. Вернувшихся из магазина членов семьи встречает мама (педагог быстро переодевается), расспрашивает о поездке, благодарит за покупки, предлагает дочери приготовиться к обеду и помочь в этом сестричке, а папе — помочь ей готовить обед (понятно, что обязанности могут быть распределены по-другому). Педагог, не выходя из роли мамы, руководит приготовлением обеда, сервировкой стола; когда все готово, приглашает семью рассаживаться, благодарит всех за участие, не жалея слов поощрения ни для кого. Для детей будет приятным сюрпризом получить на десерт что-нибудь «настоящее» — печенье или конфету, а если и педагог съест угощенье с удовольствием, значит, игра идет удачно.
«А теперь давайте быстренько уберем со стола, помоем посуду, уложим малышку спать, — кто это будет делать, педагог смотрит по ситуации, — а сами поедем в кино».
При повторных играх замена элементов сюжета и смена ролей может проходить постепенно, главное, чтобы игра приносила детям радость, раскрепощала и развивала их.
«Кукла Катя заболела»
Педагогический замысел: Учить двух детей брать на себя роли мамы и врача, действовать адекватно роли, доводить взятую роль до конца игры. Учить детей действиям врача: осмотреть больного, измерив температуру, посмотрев горло, послушав трубочкой; пользоваться в игре атрибутами по назначению, сопровождать свои действия речью, вести простые диалоги. Воспитывать чувство заботы о больном, передавать это ласковой речью.
Материал: медицинская сумка, в которой находятся градусник, трубочка, шпатели, таблетки; детский белый халат, колпачок; кукла с завязанным горлом в кроватке, два телефона.
Содержание игры:
Кукла с завязанным горлом лежит в постели. Педагог спрашивает детей о том, что могло случиться с куклой? Почему она не встает с постели? Почему у нее завязано горло? Выслушивает ответы детей, дает комментарии по поводу них.
Затем взрослый уточняет, знают ли дети, что надо делать, когда кто-то заболел? Кто лечит детей и взрослых? Предлагает детям подумать и сказать, кого надо вызвать к больной кукле.
Педагог предлагает поиграть в поликлинику. Он распределяет роли, коротко инструктирует о том, кто что должен делать во время игры. На первом занятии дети действуют по словесному побуждению.
В процессе развития сюжета мама (ребенок) вызывает врача на дом, позвонив по телефону в поликлинику: «Здравствуйте, у меня заболела дочка. Можно вызвать врача?» Врач (ребенок) отвечает, что он придет к больной. Приходит врач с медицинской сумкой, в халате и колпаке. Взрослый помогает развернуть диалог мамы и врача о болезни куклы. Затем врач измеряет температуру, слушает, смотрит горло, дает рекомендации по лечению (пить таблетки, полоскать горло). Взрослый помогает врачу-ребенку вести диалог с куклой и мамой. Мама дает дочке таблетки, питье. Ласково разговаривает с дочкой. Педагог помогает ребенку вести беседу с куклой, выполнять игровые действия.
«Папа вызывает врача»
Педагогический замысел: Учить детей брать на себя роли мамы, папы и врача, действовать адекватно роли, доводить взятую роль до конца игры. Продолжать учить действиям врача: осмотреть больного, измерив температуру, посмотрев горло, послушав трубочкой; пользоваться в игре атрибутами по назначению; сопровождать речью свои действия, вести простые диалоги. Воспитывать у детей устойчивый интерес к игре, дружеские взаимоотношения. Учить относиться к кукле, как к дочке.
Материал: медицинская сумка с инструментами, дополнительно включаются: пипетка, бутылочка с каплями, горчичники; детский белый халат, колпачок; кукла с завязанным горлом в кроватке, два телефона, умывальник, мыло, полотенце (из кукольного уголка).
Содержание игры:
Педагог предлагает поиграть «в доктора». Распределяются роли врача, мамы и папы, обговариваются действия участников.
Взрослый помогает детям начать игру, распределив роли «в семье»: папа вызывает доктора по телефону к больной дочке, а мама сидит около ребенка, гладит ее по головке, дает пить и т. п. Приходит врач в белом халате со всеми атрибутами. Папа встречает врача при входе и предлагает ему помыть руки, проводит врача к дочке. Врач спрашивает дочку о том, что у нее болит, осматривает, ставит градусник, слушает, смотрит горло. По ходу игры педагог постоянно помогает детям выполнять действия и сопровождать их речью, обращаясь к детям согласно их роли, например: «Мама, спросите у доктора, как вам лечить дочку?» или: «Доктор, скажите маме и папе, какая температура у их дочки: высокая или нормальная» и т. п.
На следующем занятии роль больного может играть ребенок, таким образом, в игру включаются четверо детей и т.д. по мере развития сюжета. Желательно, чтобы все дети по очереди играли разные роли.
«Скорая помощь»
Педагогический замысел: Закрепить умение детей брать на себя роли врача, шофера, мамы, папы, больного, действовать соответственно взятой роли. Учить адекватно пользоваться атрибутами игры, закрепить их назначение и действия с ним.
Материал: машина «Скорая помощь» (игрушка, напольная машина с рулем), халат, шапочка, сумка с инструментами для врача, кровать-кушетка для больного.
Содержание игры:
В короткой вступительной беседе педагог рассказывает о том, что надо делать, если человек тяжело заболел, или если заболел ночью, то как ему можно оказать помощь. Предлагает сюжет игры детям. Помогает распределить роли.
Начиная игру, педагог рассказывает детям о том, что заболел папа, он не может встать с кровати, чтобы пойти к врачу. Взрослый спрашивает у детей, что надо делать в таком случае? Дети, в соответствии с предложенным сюжетом, догадываются о том, что надо вызвать скорую помощь. Дочка или сын вызывают скорую помощь по телефону, дежурный в скорой помощи принимает вызов и сообщает врачу. Приезжает врач, звонит в дверь, мама открывает, приглашает пройти в квартиру, помыть руки, дает мыло, полотенце. Врач моет руки и проходит к больному. Взрослый помогает, в случае необходимости, вести диалог больного и врача, сопровождать действия речью. По ходу игры врач осматривает больного, ставит ему градусник, предлагает сделать укол. При выполнении этого действия педагог может оказать помощь (показ, пояснения действий). Если врач пытается сразу уйти, педагог обращает внимание на то, что желательно понаблюдать за больным, посидеть у его кровати, еще раз смерить температуру и т. п.
Врач сидит какое-то время у постели больного, задает ему вопросы о здоровье. Члены семьи провожают его, прощаются. Врач уезжает на машине.
Скорая помощь увозит куклу Катю в больницу
Педагогический замысел: Продолжать детей учить брать на себя роли врача, шофера, мамы, папы, больного, действовать соответственно взятой роли, адекватно пользоваться атрибутами игры, закрепить их назначение. Продолжать воспитывать вежливое отношение друг к другу, сочувствие больному.
Материал: машина «Скорая помощь» (игрушка, напольная машина с рулем), халат, шапочка, сумка с инструментами для врача, кровати для больных, 2—3 куклы.
Содержание игры:
Педагог предлагает новый сюжет игры, подробно его объясняет детям, помогает распределить роли.
Взрослый вместе с детьми-родителями переживает по поводу болезни куклы Кати, предлагает вызвать врача скорой помощи. Мама (ребенок) вызывает врача по телефону. Врач отвечает, что он выезжает, садится в машину, водитель скорой помощи ведет машину, едет. Папа встречает врача, предлагает вымыть руки и провожает к больной дочке. Мама встречает врача у постели дочки, отвечает на вопросы врача. Врач осматривает больную, слушает, измеряет температуру, ощупывает живот и т. п. Врач предлагает отвезти дочку в больницу. Мама берет дочку на руки, вместе с врачом садится в машину, и они едут в больницу. Папа остается дома, наводит порядок, готовит обед и т. п.
В больнице, куда приезжают мама и больная кукла Катя, стоят 2—3 кроватки, на которых лежат «больные» куклы. Врач встречает приехавших, забирает Катю и укладывает ее в кровать, успокаивает маму, предлагает ей приехать вместе с папой в больницу «завтра». Мама уезжает. Врач дает Кате лекарство и т. д.
Родители звонят в больницу, узнают о здоровье Кати.
В ходе этой игры можно учить детей «навещать» больных в больнице, гулять с ними, помогать нянечке кормить больных кукол и т. п.
«Кукла поправилась»
Педагогический замысел: Познакомить детей с новым сюжетом, закрепить игровое действие врача: измерить температуру, осмотреть горло, выслушать трубочкойи т.п. Продолжать учить детей сопровождать речью свои действия, вести простые диалоги.
Материал: белый халат, шапочка, инструменты для врача.
Содержание игры:
Короткая беседа о работе врача в поликлинике, распределение ролей.
По ходу игры мамы с дочками и сыночками (куклами) приходят на прием к врачу в поликлинику.
Врач по очереди принимает посетителей. Мама с куклой входит к врачу, здоровается. Врач задает вопросы о здоровье ребенка, смотрит горло, измеряет температуру, слушает и т. п. Все действия сопровождаются речью, педагог помогает организовывать диалоги, направляя действия и вопросы врача, например: «Доктор, вы посмотрите горло, оно не красное?..» После осмотра и рекомендаций прощаются.
Входит следующая мама с ребенком и так далее (2-3 ребенка).
Данный сюжет может проигрываться в течение нескольких игр, пока все дети не побывают в роли врача и родителей больных детей.
«Врач и медсестра»
Педагогический замысел: Познакомить детей с ролью медсестры, ее обязанностями, трудовыми действиями: делает уколы, закапывает капли в глаза, уши, ставит горчичники, компрессы, смазывает ранки, забинтовывает. Закрепить цепочку игровых действий врача, мамы, пришедшей на прием с ребенком, врача и медсестры, в которых врач дает распоряжения медсестре. Продолжать учить пользоваться атрибутами, ввести заменители. Продолжать работать над активизацией словаря детей.
Материалы: атрибуты игр «Поликлиника» и «Аптека».
Содержание игры:
Педагог беседует с детьми о работе врача и аптекаря, предлагает ход игры, помогает распределить роли.
Перед кабинетом врача в поликлинике рассаживаются посетители. Врач вызывает по очереди больных. Он беседует с пациентом о его болезни, слушает, смотрит, назначает лечение, выписывает рецепт, дает указания медсестре.
Затем больной-ребенок отправляется в аптеку, покупать лекарство, В это время врач принимает следующего посетителя. Далее игра «Поликлиника» идет параллельно с игрой «Аптека».

Таким образом, дошкольники с интеллектуальной недостаточностью способны при особой организации педагогических воздействий овладеть начальными действиями с различными предметами, чтобы впоследствии их можно было включать в игровые действия.
В связи с изложенным выше, представляется уместным внести ряд предложений по совершенствованию методики, использовавшейся в данной работе.
1. Полезно было бы углубить взаимодействие игровых структур с личностно-деятельностным и системным подходами. Чрезмерное увлечение единственной методикой имеет свои недостатки. В курс занятий желательно вводить и некоторые проверенные временем и практикой традиционные приемы обучения. Расширение целей требует взаимодействия разных подходов к обучению, разнообразия технологий. Рассматривая использование игр в качестве составляющей обучения и применяя его в качестве центрального метода, нельзя не учитывать положительное влияние других известных подходов, способствующих более плодотворному решению методических задач.
2. Безусловно, особого внимания заслуживает положительная эмоциональная насыщенность всех компонентов обучения. Подключение эмоциональных факторов к обучению значительно активизирует процесс усвоения, открывая новые перспективы в развитии методики. Вся атмосфера занятий организуется таким образом, что освоению навыков сопутствуют положительные эмоции. С одной стороны, это является важным стимулом для создания и поддержания интереса ребенка. С другой стороны, интеллектуальная деятельность детей, подкрепленная эмоциональной деятельностью, обеспечивает наиболее эффективное развитие и овладение соответствующими умениями.



Заключение
Игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей.
Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей.
Центральным компонентом сюжетно-ролевой игры выступает роль - соответствующий принятым в обществе нормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях.
Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Дошкольник встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных.
Экспериментальное исследование было направление на выявление особенностей развития игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Исследование показало, что дошкольники по уровню сформированности игровой деятельности неоднородны. Дети, имея общие для всех старших дошкольников черты (в каждой отдельно взятой группе), характеризующие их игровую деятельность, демонстрируют и свои специфические особенности овладения игрой.
В результате экспериментального исследования были выявлены особенности развития игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью:
наряду с манипуляциями наблюдаются действия, когда ребенок беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс (процессуальные действия);
игровые действия бедны, формальны, в игре отсутствует замысел;
не сформирован целевой компонент, дошкольники не могут договориться с другими детьми, отобрать необходимые игрушки, найти место для игры.
отсутствует потребность в игре, подчиняются побуждениям взрослого;
интерес к игрушкам носит кратковременный характер, неумение действовать с игрушками в соответствии с их назначением;
сюжеты игр бедны, сводятся к воспроизведению уже многократно проигранных действий без эмоциональных реакций.
Результаты исследования показывают необходимость проведения коррекционной работы.
Необходимым условием для формирования сюжетно-ролевой игры у дошкольников является определенный уровень воображения, игровых, изобразительных, двигательных, поведенческих навыков, сохранность органов чувств, обеспечивающих запас ярких и четких представлений, определенный уровень развития мышления и общения. У детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью все эти процессы нарушены, соответственно предпосылки сюжетно-ролевой игры не сформированы. Эти особенности требуют особого подхода к организации обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.


Список литературы

Баряева Л.Б. Развивающие игры на основе сказок в работе с детьми с проблемами интеллектуального развития // Программа элективных курсов по вопросам воспитания и обучения детей с проблемами интеллектуального развития. – СПб., 1999.
Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин А.П. и др. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. – Псков, 1999.
Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно – ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – СПб., 2001
Баряева Л.Б., Зарин А.П. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью. – СПб., 2000.
Баряева Л.Б., Зарин А.П. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием / Инновации в Российском образовании: Дошкольное образование. – М., 1999. – С. 46 - 50
Белопольская Н.Л., Лубовский В.И. Дифференциально-психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью // Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская. – М., 2000.
Божович Л.И. Концепция культурно – исторического развития психики и её перспективы // Вопросы психологии. – 1977. - № 2. – С. 25 – 38.
Бондренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1985.
Буре Р.С. Готовим детей к школе. – М., 1987
Вайзман Н.П. Психомоторика детей - олигофренов. – М., 1976.
Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). – М., 1969.
Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1980.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е. - М., 1957
Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. – 1966. – 3 6. – С. 62 – 76.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997
Гаврилушкина О.П. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития // Дефектология. – 1998. - № 2.
Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М., 1980.
Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста: Программы для специальных дошкольных учреждений. – М., 1991.
Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. – М., 1974.
Готовимся к школе: Программно-методическое оснащение коррекционно – развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР / Под ред. С.Г. Шевченко. – М., 1998.
Григорьева С.М., Процко Т.А. Формирование представлений об эмоциях у младших учащихся вспомогательной школы // Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями умственного и физического развития. – Минск, 1985
Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. – М., 1982.
Дошкольное воспитание аномальных детей / Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина и др. // Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1993.
Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей – олигофренов. – М., 1970
Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. - М., 1963
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.
Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. – М., 1998.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т. 1: Психическое развитие ребёнка. – М., 1986.
Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М., 1988.
Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новосёловой. – М., 1989.
Игры – драматизации в детском саду: Методические рекомендации // Сост. Е.Л. Трусова. – Киев, 1991.
Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. – М., 1997.
Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. – М., 1986.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М., 1988.
Катаева (Венгер) А.А., Давыдова С.И. Обучение умственно отсталых дошкольников в игровой форме с использованием показа и словесной инструкции // Дефектология. – 1976. - № 1.
Каукенайте Л.Ю. К вопросу формирования культуры поведения у учащихся вспомогательной школы // Коррекционная работа в процессе обучения и воспитания. – Л., 1974.
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. – М., 1994.
Короленко М.П., Фролова Г.В. Чудо воображения (воображение в норме и патологии). – Новосибирск, 1975.
Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1989.
Кулеша Э. Освоение предметных действий умственно отсталыми дошкольниками // Дефектология. – 1989. - № 3. – С. 65 – 68.
Лалаева Р.И. Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. – Л., 1988.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.
Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры.// Психологическая наука и образование. - М., 1996. - №3
Летуновская Л.С. Пути формирования способности к наглядному моделированию у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью // Актуальные проблемы специальной педагогики и социальной психологии. – М., 1999.
Лубовский В.И., Ясман Л.В. Применение сюжетных картинок в диагностике психического развития // Проблемы психологической диагностики / Под ред. К.М. Гуревича, Ю.Л. Быэрда. – Таллин, 1977.
Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка. 2-е изд. - М., 1965. - С. 234-235
Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971.
Медведева Е.А. Изучение особенностей развития воображения дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх // Дефектология. – 1998. - № 4.
Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. – М., 1999.
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре.// Дошкольное воспитание. – 1993. - №4. - С.18-23
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – Екатеринбург, 1999.
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2000.
Морозова Н.Г. Особенности поведения аномальных детей дошкольного возраста // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1984.
Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. – М., 1969.
Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981
Неверович Я.З. Некоторые психологические особенности овладения дошкольниками нормами поведения в коллективе. – М., 1965.
Никитина М.И. Педагогические инновации в специальных (коррекционных учреждениях С. – Петербурга // Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии. – СПб., 1995.
Обучение сюжетно – ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии / Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой. – СПб., 1996.
Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования. – Бишкек, 1992
Пантина Н.С. Взаимоотношения в игре – предмет психологического исследования и педагогического руководства // Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. – М., 1978.
Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей – олигофренов. – М., 1968
Петрова В.Г., Белякова И.В. К вопросу о разнообразии форм обучения детей с нарушенным интеллектуальным развитием // Дефектология. – 1995. - № 2. – С. 19 – 22.
Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. – М., 1996.
Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. / Под ред. Н.Н. Подьякова, Н.Я. Михайленко. - М., 1987
Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.
Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М., 1966.
Рогожникова Т.М. Сопоставление ассоциативных реакций детей разных возрастных групп в условиях нормы и патологии // Психолингвистические исследования в области языка и фонетики / Под ред. Н.В. Уфимцевой. – Калинин, 1983.
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1979.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2. – М., 1989.
Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой. – М., 1986.
Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. – М., 1990.
Соколова Н.Д. Формирование нравственно-волевых предпосылок к обучению в школе умственно отсталых дошкольников // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1984
Соколова Н.Д. Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1993. – С. 135 – 147.
Соколова Н.Д. Развитие речевого общения умственно отсталых дошкольников в игре // Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста / Отв. ред. Л.П. Носкова. – М., 1982. – С. 56 – 66.
Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. – М., 1980.
Стернина Т.З. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с нарушением умственного развития // Дефектология. – 1988. - № 3.
Шиф Ж.К. К вопросу о конкретности мышления детей – олигофренов. – М., 1969. – С. 20 – 24
Эльконин Д.Б. Основные вопросы теории детской игры./ В сб.: психология и педагогика игры дошкольника. – М., 1966
Эльконин Д. Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей. // Дошкольное воспитание. – 1976. - №5
Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.






2

1.Баряева Л.Б. Развивающие игры на основе сказок в работе с детьми с проблемами интеллектуального развития // Программа элективных курсов по вопросам воспитания и обучения детей с проблемами интеллектуального развития. – СПб., 1999.
2.Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин А.П. и др. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. – Псков, 1999.
3.Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно – ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – СПб., 2001
4.Баряева Л.Б., Зарин А.П. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью. – СПб., 2000.
5.Баряева Л.Б., Зарин А.П. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием / Инновации в Российском образовании: Дошкольное образование. – М., 1999. – С. 46 - 50
6.Белопольская Н.Л., Лубовский В.И. Дифференциально-психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью // Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская. – М., 2000.
7.Божович Л.И. Концепция культурно – исторического развития психики и её перспективы // Вопросы психологии. – 1977. - № 2. – С. 25 – 38.
8.Бондренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1985.
9.Буре Р.С. Готовим детей к школе. – М., 1987
10.Вайзман Н.П. Психомоторика детей - олигофренов. – М., 1976.
11.Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). – М., 1969.
12.Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1980.
13.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е. - М., 1957
14.Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. – 1966. – 3 6. – С. 62 – 76.
15.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997
16.Гаврилушкина О.П. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития // Дефектология. – 1998. - № 2.
17.Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М., 1980.
18.Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста: Программы для специальных дошкольных учреждений. – М., 1991.
19.Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. – М., 1974.
20.Готовимся к школе: Программно-методическое оснащение коррекционно – развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР / Под ред. С.Г. Шевченко. – М., 1998.
21.Григорьева С.М., Процко Т.А. Формирование представлений об эмоциях у младших учащихся вспомогательной школы // Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями умственного и физического развития. – Минск, 1985
22.Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. – М., 1982.
23.Дошкольное воспитание аномальных детей / Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина и др. // Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1993.
24.Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей – олигофренов. – М., 1970
25.Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. - М., 1963
26.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.
27.Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. – М., 1998.
28.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т. 1: Психическое развитие ребёнка. – М., 1986.
29.Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М., 1988.
30.Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новосёловой. – М., 1989.
31.Игры – драматизации в детском саду: Методические рекомендации // Сост. Е.Л. Трусова. – Киев, 1991.
32.Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. – М., 1997.
33.Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. – М., 1986.
34.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М., 1988.
35.Катаева (Венгер) А.А., Давыдова С.И. Обучение умственно отсталых дошкольников в игровой форме с использованием показа и словесной инструкции // Дефектология. – 1976. - № 1.
36.Каукенайте Л.Ю. К вопросу формирования культуры поведения у учащихся вспомогательной школы // Коррекционная работа в процессе обучения и воспитания. – Л., 1974.
37.Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. – М., 1994.
38.Короленко М.П., Фролова Г.В. Чудо воображения (воображение в норме и патологии). – Новосибирск, 1975.
39.Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1989.
40.Кулеша Э. Освоение предметных действий умственно отсталыми дошкольниками // Дефектология. – 1989. - № 3. – С. 65 – 68.
41.Лалаева Р.И. Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. – Л., 1988.
42.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.
43.Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры.// Психологическая наука и образование. - М., 1996. - №3
44.Летуновская Л.С. Пути формирования способности к наглядному моделированию у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью // Актуальные проблемы специальной педагогики и социальной психологии. – М., 1999.
45.Лубовский В.И., Ясман Л.В. Применение сюжетных картинок в диагностике психического развития // Проблемы психологической диагностики / Под ред. К.М. Гуревича, Ю.Л. Быэрда. – Таллин, 1977.
46.Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка. 2-е изд. - М., 1965. - С. 234-235
47.Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971.
48.Медведева Е.А. Изучение особенностей развития воображения дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх // Дефектология. – 1998. - № 4.
49.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. – М., 1999.
50.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре.// Дошкольное воспитание. – 1993. - №4. - С.18-23
51.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – Екатеринбург, 1999.
52.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2000.
53.Морозова Н.Г. Особенности поведения аномальных детей дошкольного возраста // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1984.
54.Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. – М., 1969.
55.Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981
56.Неверович Я.З. Некоторые психологические особенности овладения дошкольниками нормами поведения в коллективе. – М., 1965.
57.Никитина М.И. Педагогические инновации в специальных (коррекционных учреждениях С. – Петербурга // Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии. – СПб., 1995.
58.Обучение сюжетно – ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии / Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой. – СПб., 1996.
59.Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования. – Бишкек, 1992
60.Пантина Н.С. Взаимоотношения в игре – предмет психологического исследования и педагогического руководства // Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. – М., 1978.
61.Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей – олигофренов. – М., 1968
62.Петрова В.Г., Белякова И.В. К вопросу о разнообразии форм обучения детей с нарушенным интеллектуальным развитием // Дефектология. – 1995. - № 2. – С. 19 – 22.
63.Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. – М., 1996.
64.Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. / Под ред. Н.Н. Подьякова, Н.Я. Михайленко. - М., 1987
65.Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.
66.Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М., 1966.
67.Рогожникова Т.М. Сопоставление ассоциативных реакций детей разных возрастных групп в условиях нормы и патологии // Психолингвистические исследования в области языка и фонетики / Под ред. Н.В. Уфимцевой. – Калинин, 1983.
68.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1979.
69.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2. – М., 1989.
70.Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой. – М., 1986.
71.Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. – М., 1990.
72.Соколова Н.Д. Формирование нравственно-волевых предпосылок к обучению в школе умственно отсталых дошкольников // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1984
73.Соколова Н.Д. Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1993. – С. 135 – 147.
74.Соколова Н.Д. Развитие речевого общения умственно отсталых дошкольников в игре // Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста / Отв. ред. Л.П. Носкова. – М., 1982. – С. 56 – 66.
75.Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. – М., 1980.
76.Стернина Т.З. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с нарушением умственного развития // Дефектология. – 1988. - № 3.
77.Шиф Ж.К. К вопросу о конкретности мышления детей – олигофренов. – М., 1969. – С. 20 – 24
78.Эльконин Д.Б. Основные вопросы теории детской игры./ В сб.: психология и педагогика игры дошкольника. – М., 1966
79.Эльконин Д. Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей. // Дошкольное воспитание. – 1976. - №5
80.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

Вопрос-ответ:

Какова цель экспериментального исследования развития игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью?

Целью экспериментального исследования является изучение развития игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью и выявление особенностей этого процесса.

Какой подход используется при изучении игровой деятельности в современной психолого-педагогической литературе?

В современной психолого-педагогической литературе используется комплексный подход, который включает анализ различных аспектов игры, включая психологические, педагогические и социокультурные факторы.

Как развивается игровая деятельность дошкольников в норме?

Игровая деятельность дошкольников в норме развивается постепенно, начиная с простых игр и постепенно прогрессируя к более сложным формам игры. Важным аспектом развития игровой деятельности является совместная игра с другими детьми или взрослыми, которая способствует развитию социальных и коммуникативных навыков.

Каким образом отличается игровая деятельность дошкольников с интеллектуальной недостаточностью?

У дошкольников с интеллектуальной недостаточностью игровая деятельность может отличаться от нормы. Они могут проявлять меньший интерес к игре, иметь ограниченный выбор игровых активностей и испытывать трудности в управлении игровым процессом. Важно проводить индивидуальную работу с такими детьми, чтобы помочь им развивать свои игровые навыки.

Что изучается в первой главе статьи?

В первой главе статьи изучается игровая деятельность дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, как предмет исследования в психолого-педагогической литературе, современный подход к изучению игровой деятельности, развитие игровой деятельности дошкольников в норме и своеобразие игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Какие аспекты игровой деятельности изучаются в психолого-педагогической литературе?

В психолого-педагогической литературе изучаются различные аспекты игровой деятельности, такие как ее функции, особенности, развитие и связь с другими видами деятельности.

Чем отличается развитие игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью от развития игровой деятельности дошкольников в норме?

Развитие игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью имеет свои особенности. Эти дети могут испытывать трудности в эмоциональной саморегуляции, общении, а также в освоении определенных навыков игры. Поэтому для них требуется особый подход и поддержка со стороны педагогов и родителей.

Какая цель экспериментального исследования развития игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью?

Цель экспериментального исследования развития игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью заключается в выявлении эффективных методов и подходов, которые помогут развивать игровую деятельность у этих детей. Исследование также направлено на определение особенностей игры у детей с интеллектуальной недостаточностью и разработку рекомендаций для их образовательного процесса.