Формирование интереса к математике у детей дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 1717 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 03.08.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Математика в детском саду
1.1. Становления методики математического развития дошкольников
1.2. Объем математических знаний дошкольников
1.3. Формы работы по развитию математических представлений
Глава 2. Средства формирования интереса к математике у детей дошкольного возраста
2.1. Игра как средство формирования познавательного интереса к математике
2.2. Использования занимательного материала
2.3. Часы занимательной математики
2.4. Математический уголок и математическая газета
2.5. Математические утренники
Заключение
Библиография

Фрагмент для ознакомления

Они применимы в работе с воспитанниками старшей и подготовительной группы детского сада.
Математический уголок создается при активном участии детей. Все должны делать сами дошкольники при помощи воспитателя и родителей. Математический уголок должен быть оборудован инструментами для черчения (линейками, треугольниками). Здесь же могут храниться и настольные игры (возможно изготовленные самими детьми). Развертывание математического уголка в виде выставки не должно носить стандартного характера. Настенный материал уголка должен периодически сменяться. Выставляемые экспонаты (книги, геометрические модели и т.п.) должны отражать текущую работу, или возбуждать интерес дошкольников к предстоящей работе.
В математическом уголке может находиться и математическая газета. Ее выпуском занимается воспитатель, привлекая при этом ребят, родителей. Математическая газета должна быть использована как можно шире. Так, нужно во время занятий пользоваться газетным материалом, поддерживая интерес к газете.
Газета должна быть ярко и красочно и при этом эстетически оформлена. Следует помнить, что она служит не только средством обучения, но средством воспитания.

2.5. Математические утренники

Из всех видов проводимой работы с дошкольниками широкое распространение имеют детские праздники – утренники.
На протяжении долгого времени математические утренники в детском саду все более и более совершенствовались. Определились некоторые практически выработанные правила их организации и проведения. Рассмотрим их.
1. Следует при проведении утренника избегать излишней массовости, отдавая преимущество устройству таких мероприятий внутри группы или выступлениям детей одной группы перед другими как перед гостями.
2. Хотя руководящая роль в подготовке программы утренника остается за воспитателем, воспитанники и родители также должны быть задействованы при подготовке к проведению.
3. Математический утренник – это одна из форм работы, заключающая итоги математической деятельности, а не самоцель.
4. Утренники не должны проводиться часто.
5. Математические утренники должны быть по возможности тематичны.
6. Устройство математических утренников для определенной группы нужно осуществлять с учетом возрастных особенностей детей, обеспечивая увлекательность и яркость.























Заключение
Решая поставленные во введении задачи, мы установили, что под интересом в методическом плане понимается такое эмоциональное отношение к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение тем или иным учебным предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности детей, в их внимании и активности на занятии.(2, с. 6)
Существуют разнообразные формы математической работы в детском саду. Их использование должно учитывать возрастные, индивидуальные особенностей дошкольников.
Однако неверно считать, что математическая работа должна быть построена исключительно на интересе ребенка. Процесс учения, построенный только на интересе, полностью исключающий требовательную организацию, при всей своей внешней привлекательности и естественности на самом деле в учебно-воспитательном плане не эффективен.
Следуя на занятиях лишь за интересом, который всегда меньше и уже, чем интеллектуальные возможности ребенка, воспитатель ограничивает, сдерживает его умственные силы, созревшие для решения более серьезных задач.
Абсолютизация детского интереса сужает диапазон деятельности на занятиях, сдерживает развитие ребенка, ослабляет его волевые усилия. Практика показывает, что воспитатели, строящие математические занятия исключительно на непосредственном интересе детей, нередко испытывают трудности в поисках все нового и нового увлекательного материала и переходят на примитивную развлекательность. А дошкольники, привыкшие к интересности, увлекательности и развлекательности на занятиях, перестают их серьезно воспринимать, их непосредственно любопытство угасает.
Библиография
Абашина В.В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на материале математики): Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших учебных заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - Сургут: РИО СурГПИ, 2005.
Додонов Б.И. Пути развития у школьников интереса к урокам математики. – М.: Просвещение, 1998.
Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник/Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия/Сост. Н.Б. Мчедлидзе и др.; Под ред. М.Н. Колмаковой, В.И. Логоновой. – М.: Просвещение, 1988.
Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1984.
Математика до школы: Пособие для воспитателей дет. садов и родителей/Сост. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: Акцент, 2002.
Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада. - СПб.: Акцент, 1999.
Панова Е.П. Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста // Начальная школа. – 2002. - №6. – С.56-59.
Программа «Радуга»/Соломенникова О.А. Основные и дополнительные программы ДОУ. – М.: Айрис-пресс: Айрис-дидактика, 2007.
Тарунтаева Т.В. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – М.: Айрис-пресс, 2007.














17

Библиография
1.Абашина В.В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на материале математики): Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших учебных заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - Сургут: РИО СурГПИ, 2005.
2.Додонов Б.И. Пути развития у школьников интереса к урокам математики. – М.: Просвещение, 1998.
3.Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник/Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
4.История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия/Сост. Н.Б. Мчедлидзе и др.; Под ред. М.Н. Колмаковой, В.И. Логоновой. – М.: Просвещение, 1988.
5.Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1984.
6.Математика до школы: Пособие для воспитателей дет. садов и родителей/Сост. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
7.Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: Акцент, 2002.
8.Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада. - СПб.: Акцент, 1999.
9.Панова Е.П. Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста // Начальная школа. – 2002. - №6. – С.56-59.
10.Программа «Радуга»/Соломенникова О.А. Основные и дополнительные программы ДОУ. – М.: Айрис-пресс: Айрис-дидактика, 2007.
11.Тарунтаева Т.В. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – М.: Айрис-пресс, 2007.

Вопрос-ответ:

Какие методики используются для развития математических навыков у детей дошкольного возраста?

Существует несколько методик, которые используются для развития математических навыков у детей дошкольного возраста. Одной из них является игра, которая позволяет детям учиться через взаимодействие, экспериментирование и решение задач. Также используется занимательный материал, представленный в виде пазлов, конструкторов, настольных игр и т.д. Эти материалы позволяют детям развивать логическое мышление, счет, формировать представления о пространстве и времени. Очень важна роль педагога, который должен создавать интерес к математике через игры и развлечения, и в то же время обеспечивать систематическое обучение.

Какой объем математических знаний должен иметь ребенок дошкольного возраста?

В дошкольном возрасте ребенок должен иметь определенный объем математических знаний. Он должен уметь считать до 10, распознавать числа и понимать их значение. Также он должен знать основные геометрические фигуры, обладать представлениями о времени, уметь складывать и вычитать малые числа. Но важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, и развитие математических навыков может происходить в различном темпе и варьировать в зависимости от способностей ребенка.

Как игра может способствовать формированию интереса к математике у детей дошкольного возраста?

Игра является одним из самых эффективных средств формирования интереса к математике у детей дошкольного возраста. Через игру дети учатся экспериментировать, решать задачи, пробовать разные подходы к решению, а также развивать свою фантазию и креативность. В играх с математическим содержанием дети узнают различные числа, формы и пространственные отношения, а также получают удовольствие от процесса обучения. Игра активно вовлекает детей в учебный процесс и стимулирует их интерес к математике.

Какие методики используются для развития математики у детей дошкольного возраста?

Методики математического развития дошкольников включают различные игры, упражнения, задания, которые помогают формировать у детей навыки счета, логического мышления, пространственных представлений и других основ математики.

Каков объем математических знаний у детей дошкольного возраста?

В дошкольном возрасте дети уже могут уметь считать до 10, распознавать имена цифр, узнавать геометрические формы, решать простые логические задачи и т. д. Однако, объем математических знаний зависит от индивидуальных возможностей ребенка и способности обучающего метода.

Какие формы работы используются для развития математических представлений у детей дошкольного возраста?

Для развития математических представлений у детей дошкольного возраста используются различные формы работы, такие как игры с математическим содержанием, конструирование, решение задач, участие в групповых занятиях и т. д.

Как игры помогают формировать интерес к математике у детей дошкольного возраста?

Игры с математическим содержанием позволяют детям активно взаимодействовать с математическими концепциями и операциями, развивать логическое мышление, счет, учиться решать простейшие математические задачи. Это делает процесс обучения интересным и увлекательным для детей.

Какие средства помогают формировать интерес к математике у детей дошкольного возраста?

Для формирования интереса к математике у детей дошкольного возраста используются различные средства, такие как игры с математическим содержанием, занимательные материалы, различные пособия и игрушки, которые помогают детям активно взаимодействовать с математическими концепциями и операциями.

Как развивать интерес к математике у детей дошкольного возраста?

Один из способов - использование игр и занимательных материалов, которые помогают детям узнать мир чисел и форм, и приводят к познавательному интересу к математике.

Какие методики используются для развития математического мышления у дошкольников?

Для развития математического мышления у детей дошкольного возраста используются различные методики, включая игровые формы работы, использование занимательного материала, а также регулярные занятия с использованием специальных программ и упражнений.