Скульптурная группа Аменемхеб с женой и матерью (Эрмитаж, отдел др. Египта)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Искусствоведение
  • 1010 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 24.12.2010
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
СКУЛЬПТУРНАЯ ГРУППА АМЕНЕМХЕБА С ЖЕНОЙ И МАТЕРЬЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

На одежде Аменемхеба читаем: «Верховный писец царя, любимый им, начальник храма Джесеркара (Аменхотепа I), начальник житниц Амона, покойный князь Города, Аменемхеб, рожденный Кало». Текст на одежде матери Аменемхеба: «Певица Амона, госпожа дома покойная Кало, правогласная, мать покойного Аменемхеба, правогласного, князя Гермонтиса». Текст на одежде Таисеннеферт: «Начальница затворниц Хатор, владычицы Инерти, певица Амона, покойная Таисеннеферт, сестра Аменемхеба, князя Фив»».
Задняя сторона скульптуры плоская и обработана в виде стелы; на ней высечены четыре столбца иероглифического текста таким образом, что позади фигуры Аменемхеба приходится два столбца, а позади фигур женщин - по одному. Каждый текст содержит молитву от имени данного лица к тому или иному божеству.
«Так, позади фигуры Аменемхеба читаем: «Дары, которые дает царь Гору-Ахути и Атуму, владыке Гермонтиса, Духу, живущему в небе, Прекрасноликому, вожатому Преисподней. Я пришел к тебе, Птах-Сокар-Осирис, владыка Расетау, да дадут они выйти его душе живой, чтобы следовать в место, которое ей угодно на земле, подниматься и спускаться перед Ра при сопровождении бога в его час, (сказано) верховным писцом царя, любимым его, начальником закромов Амона в Карнаке, покойным Аменемхебом, князем Города, рожденным покойной Кало». Приведенные в молитве Аменемхеба пожелания содержатся в ряде глав ритуального погребального сборника «Книги Мертвых».
Текст позади фигуры Кало: «Дары, которые дает царь Осирису Уннеферу и Нут, родившей пять богов, да дадут они процветать телу в некрополе, входить и выходить в двери Преисподней, чтобы видеть диск утром, чтобы пить на водопое реки - для духа покойной Кало, матери князя Аменемхеба».
Текст позади фигуры Таисеннеферт: «Дары, которые дает царь Исиде, великой, матери бога, владычице Инерти, Прекрасноликой, Хефтетхернебес, да даст она соединиться моей душе с ее телом, да летит она к месту, которое ей угодно, получая жертвы чистые перед владыкой Абидоса - для духа начальницы затворниц владычицы Инерти, Таисеннеферт, жены князя Аменемхеба».
Группа «Аменемхеб с женой и матерью» является высокохудожественным произведением фиванской скульптуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Это один из редких сохранившихся памятников времени, последовавшего за крушением реформ Эхнатона. В пользу такой датировки этой группы говорит ряд фактов. Если мягкость моделировки фигур, мелкая игра света и тени на прядях париков и складках одежд женщин могли быть характерными и для времени Аменхотепа III, т. е. конца XV в. до н. э., то одежда самого Аменемхеба, как уже было описано, указывает на после амарнское время, равно как и его парик. Близкий парик можно видеть на статуе самого Харемхеба, изображающей его еще полководцем и, следовательно, относящейся ко времени Тутанхамона. Далее, почти идентичные парики носят современники Сети I - начальник гарема в Мемфисе Хормин и главный царский писец Юни. Послеамарнская датировка подтверждается строгостью одинаковых круглых, несколько плоских лиц и тем, что на шеях всех фигур имеются две характерные врезанные линии, передающие складки; такие линии появляются на амарнских статуях и сохраняются в последующее время. Отсутствие повреждений в написании имен богов также свидетельствует о том, что памятник был сделан после Амарны.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что семейная группа, изображающая фиванского градоначальника вместе с женой и матерью - интересный памятник рубежа XVIII-XIX династий, когда произошел откат от традиций амарнского искусства, но присущая ему мягкость отчасти сохранилась. Чрезвычайно характерна декоративность, достигающаяся тщательно проработкой складок плиссированной одежды и прядей париков. Вместе с тем лица довольно плоски и грубы, что связано уже с возникновением стиля времени Рамессидов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Лапис И. А., Матье М. Э. Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. - М., 1969.
Лурье И. М.: Матье М. Э. Культура и искусство Древнего Египта: Путеводитель по выставке Государственного Эрмитажа. - М. - Л., 1952.
Матье М.Э. Искусство Древнего Египта // Искусство Древнего Востока. М., 1968. С. 5–36.
Матье М. Э. Из истории семьи и рода в Древнем Египте, - ВДИ, 1954, № 3, стр. 73.
Матье М. Э. Эрмитажная скульптурная группа Аменемхеба. - Древний мир, М., 1962, стр. 144-150.
Мертц Б. Древний Египет: храмы, гробницы, иероглифы. М., 2003.
Мертц Б. Красная земля, черная земля. Древний Египет: легенды и факты. М., 2003.

Мертц Б. Древний Египет: храмы, гробницы, иероглифы. М., 2003.
Матье М.Э. Искусство Древнего Египта // Искусство Древнего Востока. М., 1968.
Матье М. Э. Из истории семьи и рода в Древнем Египте, - ВДИ, 1954, № 3, стр. 73.
Матье М. Э. Эрмитажная скульптурная группа Аменемхеба. - Древний мир, М., 1962, стр. 144-150.
Там же.
Матье М. Э. Эрмитажная скульптурная группа Аменемхеба. - Древний мир, М., 1962, стр. 144-150.
Там же.












2

1.Лапис И. А., Матье М. Э. Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. - М., 1969.
2.Лурье И. М.: Матье М. Э. Культура и искусство Древнего Египта: Путеводитель по выставке Государственного Эрмитажа. - М. - Л., 1952.
3.Матье М.Э. Искусство Древнего Египта // Искусство Древнего Востока. М., 1968. С. 5–36.
4.Матье М. Э. Из истории семьи и рода в Древнем Египте, - ВДИ, 1954, № 3, стр. 73.
5.Матье М. Э. Эрмитажная скульптурная группа Аменемхеба. - Древний мир, М., 1962, стр. 144-150.
6.Мертц Б. Древний Египет: храмы, гробницы, иероглифы. М., 2003.
7.Мертц Б. Красная земля, черная земля. Древний Египет: легенды и факты. М., 2003.

Вопрос-ответ:

Какая скульптурная группа хранится в Эрмитаже?

В Эрмитаже хранится скульптурная группа Аменемхеба с его женой и матерью.

Какие надписи присутствуют на одежде Аменемхеба?

На одежде Аменемхеба присутствуют надписи "Верховный писец царя", "любимый им начальник храма Джесеркара", "Аменхотеп I начальник житниц Амона", "покойный князь Города Аменемхеб рожденный Кало".

Какие надписи присутствуют на одежде матери Аменемхеба?

На одежде матери Аменемхеба присутствуют надписи "Певица Амона", "госпожа дома покойная Кало", "правогласная мать покойного Аменемхеба", "правогласный князь Гермонтис Текст на одежде Таисен".

Кто был Аменемхебом?

Аменемхеб был покойным князем Гермонтиса.

Какие детали присутствуют на скульптурной группе Аменемхеба?

На скульптурной группе Аменемхеба присутствуют фигуры Аменемхеба, его жены и матери, а также надписи на их одежде.

Кто изображен на скульптурной группе Аменемхеб с женой и матерью?

На скульптурной группе изображены Аменемхеб, его жена и его мать.

Какие надписи находятся на одежде Аменемхеба?

На одежде Аменемхеба есть надписи: "Верховный писец царя", "любимый им начальник храма Джесеркара", "Аменхотеп I начальник житниц Амона", "покойный князь Города Аменемхеб", "рожденный Кало".

Что написано на одежде матери Аменемхеба?

На одежде матери Аменемхеба написано: "Певица Амона", "госпожа дома", "покойная Кало", "правогласная мать покойного Аменемхеба", "правогласный князь Гермонтиса".

Какие есть источники литературы о скульптурной группе Аменемхеб с женой и матерью?

Источники литературы о скульптурной группе Аменемхеб с женой и матерью включают: "Список Литературы".