Особенности таможенного оформления товаров и транспортных средств перемещаемых через границу РФ железнодорожным транспортом.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Таможенное дело
  • 6666 страниц
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 01.06.2009
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
1.1. Место и роль железнодорожных перевозок грузов
в транспортной системе России
1.2. Основы правового регулирования перемещения
через таможенную границу товаров и транспортных средств железнодорожным транспортом

2. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ПО ТАМОЖЕННОМУ ОФОРМЛЕНИЮ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
2.1. Особенности таможенного оформления товаров и транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию России
2.2. Особенности таможенного оформления товаров и транспортных средств, вывозимых с таможенной территории России

3. НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1. Обзор основных проблем, возникающих в ходе таможенного оформления и таможенного контроля товаров
и транспортных средств
3.2. Перспективы внедрения новых технологий организации
таможенного оформления товаров и транспортных средств

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Фрагмент для ознакомления

Ответственность за доставку грузов несут железные дороги, которые, как материально-ответственное лицо, вправе участвовать в процедурах фактического контроля за товарами, а также удостоверяться в факте выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом.
3. Недостатки системы организации таможенного оформления товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом и возможные пути их решения
3.1. Обзор основных проблем, возникающих в ходе таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств
В настоящее время железнодорожные перевозки сопряжены с рядом проблем, которые возникают в том числе и на этапе прохождения процедур таможенного оформления и таможенного контроля.
Так, грузовладельцам приходится в процессе осуществления транспортировки груза обращаться к ряду должностных лиц различных государственных органов и учреждений. К примеру, при ввозе товара с момента прибытия в ЖДПП до выпуска товара в соответствии с заявленным таможенным режимом проводятся различные виды государственного контроля – пограничный, таможенный, карантинный фитосанитарный, ветеринарный, санитарно-эпидемиологический. Их проводят должностные лица различных государственных органов, действия которых нуждаются в координации и согласовании. Помимо этого происходит контакт с работниками железных дорог на станциях прибытия, опорных и сортировочных станциях, станциях назначения, работниками СВХ. Учитывая, прежде всего, специфику деятельности каждого контролирующего органа, а также установленный порядок принятия к погрузке и выдаче грузов железными дорогами временные затраты на весь комплекс процедур по перевозке товаров могут быть достаточно велики и требуют сокращения, если, конечно, преследуется цель сохранения железнодорожного транспорта конкурентоспособным по сравнению с иными видами транспорта.
Далее, принимая во внимание тот факт, что железнодорожный состав и даже отдельно взятая единица (вагон, контейнер) достаточно сложны для таможенного контроля (имеются в виду многочисленность грузовых отделений, где находятся или могут находиться товары, включая запрещенные к ввозу/вывозу, которые непросто обнаружить и изъять) и требуют также значительных временных затрат на проведение этого контроля, здесь усматривается проблема оптимизации таможенного контроля, сокращения сроков его проведения с одновременным повышением его эффективности.
В последние годы железнодорожный транспорт, к сожалению, получил статус наиболее благоприятного по сравнению с автомобильным транспортом в том отношении, что именно сюда представители организованной преступности переориентируют потоки контрабанды. Это связано с техническим переоснащением автомобильных пунктов пропуска, использование на них мобильных инспекционно-досмотровых комплексов (далее – ИДК), что делает затруднительным незаконное перемещение товаров помимо либо с сокрытием от таможенного контроля (Итоги заседания Уральского таможенного управления // официальное издание ФТС России «Таможня» (информационно-аналитическое обозрение). – 2009. - № 5 [220]. – С. 15 – 18). Если в отношении автомобильных пунктов пропуска прослеживается положительная динамика развития, то состояние инфраструктуры и технического оснащения ЖДПП остается на уровне начала 90-х гг. ХХ века. Железнодорожный транспорт традиционно способствует притоку незаконных мигрантов из стран СНГ, росту наркотрафика.
Далее, еще один важный аспект, который не способствует повышению эффективности таможенного контроля и логично вытекает из вышеизложенной проблемы заключается в следующем: само расположение ЖДПП, порой, не отвечает ни здравому смыслу, ни предъявляемым законодательством требованиям. Например, одна из наиболее приближенных к границе станций, где функционирует ЖДПП Троицк Челябинской таможни, расположена на расстоянии 13 километров от линии Государственной границы РФ (Итоги заседания Уральского таможенного управления // официальное издание ФТС России «Таможня» (информационно-аналитическое обозрение). – 2009. - № 5 [220]. – С. 15 – 18). На этом участке территории РФ, когда контроль со стороны таможенных органов невозможен, создается риск изъятия товаров из транспортных средств (особенно перевозимых насыпью или на открытых платформах) или изменения их количества и состояния, что является незаконным.
Существуют и проблемы законодательного регулирования сферы железнодорожных перевозок. Одной из них является недостаточная проработка вопроса перемещения припасов под таможенный режим, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания железнодорожного транспорта в пути его следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки. Учитывая, что многочисленная категория товаров, куда включаются топливо, горюче-смазочные материалы, запасные части, инструмент, сопутствующие погрузо-разгрузочные устройства, продовольствие, предназначенное для потребления пассажирами в пути следования пассажирских поездов, заявляются под таможенный режим перемещения припасов на льготных условиях с освобождением от уплаты таможенных платежей, необходимы четкие методики проведения проверок по таким товарам с целью недопущения помещения под этот режим иных товаров, не имеющих отношение к перемещению железнодорожного транспорта и используемых в коммерческих целях.
Вызывают определенные трудности процессы внедрения новых технологий по электронному декларированию и предварительному информированию таможенных органов, непосредственно способствующих ускорению процесса таможенного оформления. К примеру, трудности по внедрению процедуры предварительного декларирования связаны с отсутствием нормативно-правовой базы, регламентирующей статус предоставляемой для таможенных целей информации. Не регламентирован порядок действия должностных лиц таможенных органов по использованию предварительной информации. Кроме того, отсутствует сам механизм передачи и обработки информации – в ТК РФ отсутствует само понятие предварительной информации.
Изложенные проблемы сегодня являются наиболее острыми и требуют совместного решения со стороны различных государственных органов. Их наличие влияет на качество и эффективность таможенного контроля, сроки таможенного оформления, пропускную способность железнодорожных путей.
3.2. Перспективы внедрения новых технологий организации таможенного оформления товаров и транспортных средств
В настоящее время внедряемые технологии организации таможенного оформления товаров и транспортных средств преследуют три глобальные цели:
обеспечение эффективного таможенного контроля за железнодорожными грузами с момента их прибытия на таможенную территорию РФ до их выпуска в соответствии с заявленным таможенным режимом;
автоматизированный контроль за сроками нахождения грузов на подъездных путях и СВХ – для пресечения случаев утраты товаров, наносящих ущерб как федеральному бюджету России, так и железным дорогам, а также исключения случаев необоснованного простоя подвижного состава;
ускорение и формализация документооборота по грузам, находящимся под таможенным контролем – для ускорения таможенного оформления добросовестными участниками внешнеэкономической деятельности, а также исключения случаев получения оригиналов документов для целей их подделки, подмены либо использования обманным путем.
Следуя по пути унификации таможенных правил с таможенными правилами, действующими в развитых странах Европы и США, ФТС России разрабатывает комплекс мер по сокращению сроков таможенного оформления и создания благоприятных условий для прохождения этого процесса.
Так, перспективным выглядит внедрение и использование принципа «одного окна». Данный принцип заключается в том, что для прохождения таможенного оформления, а также иных видов государственного контроля участнику ВЭД достаточно обратиться только к одному специально обученному должностному лицу для прохождения всех этапов таможенного оформления от приема и регистрации документов до выпуска товаров (Карпова Н. Концептуальное решение // официальное издание ФТС России «Таможня» (информационно-аналитическое обозрение). – 2009. - № 1-2 [216-217]. – С. 18 – 19).
Документы, необходимые для проведения различных видов государственного контроля предоставляются исключительно таможеннику, который сам организует их поступление в иные контролирующие органы, расположенные в пункте пропуска, избавляя от процедуры такой доставки документов перевозчика. По крайней мере, так сейчас реализуется этот принцип, что, однако, у некоторых экспертов вызывает сомнения в его эффективности.
Так, все иные сотрудники контролирующих органов остаются на своих местах, а сотрудник таможни получает все документы занимается их доставкой сам. Такие скептические взгляды на проблему констатируют, что принцип «одного окна» - это польза (да и то сомнительная) для перевозчика и лишняя нагрузка на должностных лиц таможенных органов (Пучков А.М. Принцип «одного окна», 2008 // http://www.puchkov.net/publications/law-comments/).
Тем не менее, в таможенной системе России взят курс на поэтапное внедрение принципа «одного окна» на пограничных пунктах пропуска.
Позиция ФТС России в последнее время отличается еще большей радикальностью и заключается в том, что на границе должны остаться только таможенники и пограничники. При этом на таможенные органы в пунктах пропуска должна быть возложена обязанность по проведению не только таможенного и транспортного, но и первичного фитосанитарного, санитарно-эпидемиологического и ветеринарного контроля с проверкой всех сопутствующих документов (Докладная записка СЗТУ от 25.02.2008 № 13-03-07/43 «Об обучении по осуществлению транспортного контроля»).
Далее, отметим процедуры, непосредственно влияющие на сокращение сроков таможенного оформления. Уже сейчас повышение эффективности документального контроля позволяет в большинстве таможенных органов проводить таможенное оформление в кратчайшие сроки и не тратить на эту процедуру максимально возможных три дня (как закреплено в ТК РФ), а уже один день.
Здесь также целесообразным является создание условий для широкого использования предварительного декларирования иностранных товаров (ст. 130 ТК РФ), что является правом, но не обязанностью декларанта. Уплатив суммы таможенных пошлин и сборов, лицо вправе подать ГТД до прибытия иностранного товара на территорию РФ. Документальный контроль начинается, когда товар находится еще в пути, что позволяет к моменту его прибытия уже ознакомиться с ГТД. При этом иностранный товар должен быть предъявлен таможенному органу в течение 15 дней со дня принятия ГТД таможенным органом.
Если для таможенных целей должны использоваться транспортные (перевозочные) или коммерческие документы, сопровождающие товары, таможенный орган при предварительном декларировании товаров принимает заверенные декларантом копии этих документов и при необходимости после прибытия товаров на таможенную территорию РФ сопоставляет сведения, которые содержатся в указанных копиях документов, с теми сведениями, которые содержатся в оригиналах документов. Обмен данными между таможенными органами и соответствующими государственными контрольными органами производится в том числе путем информационного взаимодействия с использованием электронных средств обработки и передачи данных.
Так, таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ с использованием предварительной информации, производится при одновременном выполнении следующих условий (П. 3 Приложения к приказу ФТС России от 03.10.2008 № 1230 «Об утверждении Инструкции об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, с использованием предварительной информации»):
а) пограничными таможенными органами получена предварительная информация о товарах и транспортных средствах, ввозимых на таможенную территорию РФ;
б) у должностных лиц пограничных таможенных органов имеется возможность сопоставления ранее переданной предварительной информации с перемещаемой партией товаров, на основе указанного в транспортных и товаросопроводительных документах уникального идентификатора партии товаров.
Некоторые эксперты считают, что предварительное декларирование даст возможность совсем забыть, где будет проходить таможенное оформление. Оформление в этом случае будет проходить в компьютере в единой глобальной таможенной сети, что «убьет» коррупцию и позволит реально сократить время на таможенные процедуры. Таким образом, уйдут и ненужные посредники, которые сейчас существуют между грузоотправителями и грузополучателями (Пучков А.М. Комментарии Концепции таможенного оформления и таможенного контроля, 2008 // http://www.puchkov.net/publications/law-comments/).
И, наконец, предварительное декларирование при оформлении ввозимых партий товаров, позволит участникам ВЭД сократить расходы на услуги СВХ.
Сходным по своей эффективности является и применение в работе таможенных органов неполного периодического декларирования и специальных упрощенных процедур, позволяющих осуществлять временное хранение импортируемых товаров на собственных складах предприятий без помещения на СВХ.
На ускорение таможенного оформления направлено и внедрение информационных технологий, в частности, электронная форма декларирования, которая пока недостаточно широко и повсеместно встречается на практике. При использовании электронной формы декларирования декларант заявляет в электронной форме сведения, подлежащие указанию в ГТД, а также представляет сведения из документов, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, и представляет их таможенному органу посредством электронного способа обмена информацией при соблюдении установленных требований к документированию информации (П. 2 Приложения к приказу ГТК России от 30.03.2004 № 395 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме»).
Сведения, заявляемые таможенному органу лицом, декларирующим товары, являются сведениями, необходимыми для таможенных целей, и удостоверяются электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП) такого лица.
Данный механизм позволяет сократить бумажный документооборот, а также время, затрачиваемое на передачу документов.
Обратим внимание и на те механизмы, которые позволили бы улучшить качество и эффективность таможенного контроля.
Так, обозначив проблему удаленности станций, где располагаются ЖДПП, от линии Государственной границы РФ, отметим, что необходимо совместное принятие ФТС России и ОАО «РЖД» решения о переносе пунктов пропуска непосредственно на линию границы, а не вблизи ее.
Желательно, чтобы одновременно были учтены предложения по оборудованию ЖДПП новыми и эффективными техническими средствами таможенного контроля. В качестве одного из таких средств можно рассматривать ИДК для контроля железнодорожных вагонов на ЖДПП, что особенно актуальным является, например, на российско-казахстанской границе.
ИДК для контроля железнодорожных вагонов работают на основе генераторов жесткого излучения, позволяющих «просвечивать» крупногабаритные грузы, включая контейнеры, вагоны и другой подвижной состав, на скорости движения 17-19 км/ч при проникающей способности по стали не менее 330 мм. Применение ИДК на ЖДПП позволяет проверять содержимое вагонов, не нарушая целостности запорно-пломбировочных устройств, что значительно (в 2 раза) сокращает время проверки и увеличивает пропускную способность ЖДПП. ИДК выявляет тайники с наркотиками, взрывчатыми веществами, оружием, боеприпасами, несоответствие перевозимых товаров задекларированным, обнаруживает нелегально пересекающих границу людей (Улупов Ю.Г., Мячин Д.А. и др. Инспекционно-досмотровые комплексы: новые возможности таможенной службы России. – Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала РТА, № 3 (29), 2007. С. 49-61).
Что касается законодательного регулирования процедур таможенного оформления и таможенного контроля, то одним из последних заметных нововведений здесь стала разработка новой Концепции ФТС России «О таможенном оформлении и таможенном контроле товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации». В свете разработки и реализации Концепции ФТС России (Письмо ФТС России от 26.08.2008 № 23-41/34978 «О проекте Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации»), до 2020 г. планируется полностью перенести все процессы, связанные с таможенным оформлением и таможенным контролем товаров, перемещаемых, в частности, железнодорожным транспортом, из внутренних таможен в приграничные субъекты РФ и пограничные таможни. Это объясняют необходимостью разгрузить крупные транспортные узлы (Москва, Санкт-Петербург и др.) от следующих в них со стороны границы товаров, в том числе транзитных. При этом с ускорением и упрощением процессов таможенного оформления и таможенного контроля предполагается ужесточить меры таможенного контроля после выпуска товаров.
Установленные в Концепции ФТС сроки мероприятий объясняются тем, что железнодорожный транспорт структурно и технологически гораздо сложнее других видов транспорта, что предполагает значительно более сложный комплекс мероприятий при внесении изменений в сложившуюся транспортно-логистическую систему экономического комплекса страны.
Приведенные рекомендации основываются на положениях ТК РФ и многие из них уже реализуются в качестве эксперимента в регионе деятельности отдельных таможенных органов. Их повсеместное внедрение возможно при качественном прогрессе систем связи и передачи информации, техническом переоснащении железнодорожной инфраструктуры, а также при изменении подходов в администрировании и управлении внутри всей системы таможенных органов РФ.

Заключение
В ходе нашего исследования мы уже отмечали особенности железнодорожной инфраструктуры и организации движения на железнодорожном транспорте. Здесь отмечались постоянство сети железнодорожных путей, необходимость строительства станций, вокзалов, подъездных путей, складов и т.д.
Подобные особенности имеются и в вопросе организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом.
Так, такие документы как железнодорожная накладная, передаточная ведомость характерны только для международного транспорта. В частности, для иных видов транспорта характерны свои виды накладных и иных перевозочных документов.
Далее, в ГТД в обязательном порядке в специальных графах указываются номера железнодорожных вагонов, в которых перемещаются товары, указывается ЖДПП, через который товары пересекали таможенную границу при их ввозе.
Процедура ВТТ может открываться посредством оформления ТД, характерной для всех иных видов транспорта, однако сведения, отражаемые в ней, заносятся из железнодорожных перевозочных документов.
Особенность таможенного контроля железнодорожных грузов заключается в совместном проведении такого контроля сотрудниками таможенных органов и работниками железнодорожных станций. Таможенный контроль отличается достаточной длительностью, поскольку включает в себя сверку номеров железнодорожных вагонов, выборочный досмотр (осмотр) грузовых мест, обследование тех конструктивных мест транспортных средств, куда могут быть помещены товары, перемещаемые помимо либо с сокрытием от таможенного контроля.
Особенностью железнодорожных перевозок является тот факт, что в случае отсутствия необходимости длительного хранения товаров на СВХ, их хранение допускается в перевозящих их транспортных средствах. Гарантом сохранности грузов в таком случае выступают железные дороги. А, вообще, пользование услугами СВХ является практически необходимым, если товар перегружается из одного транспортного средства в другое, либо сортируется на сортировочных станциях либо требует особых условий хранения, для которых обычный грузовой вагон не подходит.
Также стоит отметить, что операции, совершаемые с грузами иными участниками железнодорожных перевозок (представителями железных дорог, сотрудниками СВХ или товарных контор, представителями иных контролирующих органов) осуществляются только с разрешения таможенного органа при условии, что товары имеют статус находящихся под таможенным контролем.
Далее, в качестве основных проблем, затрудняющих процессы таможенного оформления и таможенного контроля, можно назвать длительные сроки этих процедур, отсталость технического оснащения ЖДПП, слабая восприимчивость таможенных органов к внедрению новых технологий декларирования товаров, сокращению бумажного документооборота. Не отвечает современных требованиям и некоторая удаленность ЖДПП от линии Государственной границы РФ. Более того, в местах производства окончательного таможенного оформления местонахождение таможенного органа подчас может быть удалено от станции назначения, где располагаются прибывшие товары, что делает необходимым организацию доставки должностных лиц таможенных органов в места расположения этих товаров.
Частичное решение указанных проблем возможно с повсеместным созданием условий для внедрения электронного декларирования, периодического декларирования, предварительного информирования таможенных органов. ФТС России принимает концептуальные проекты по переносу таможенного оформления и таможенного контроля на границу с изменением железнодорожной инфраструктуры до 2020 г.
Сейчас же возможно локально улучшить работу таможенных органов на отдельных участках работы путем введения в действие новых ЖДПП, комплектования техническими средствами таможенного контроля (в частности, ИДК), повышения эффективности работы таможенных органов на основе оптимизации рабочего времени, тесного взаимодействия с иными контролирующими органами и кадровой работы внутри таможенных органов.
Важным аспектом является вопрос обновления законодательной базы работы таможенных органов. В частности, два таких важны документа, как: Временная технология взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом и Временная Технология взаимодействия Октябрьской железной дороги и Санкт-Петербургской таможни при оформлении таможенных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом и поступающих в Санкт-Петербург или отправляемых из Санкт-Петербурга приняты в 90-х гг. прошлого века и применяются в настоящее время в части, не противоречащей ТК РФ и иным нормативно-правовым актам. При этом некоторые их положения не отвечают действительности (в частности, вместо отсутствовавшей до 2004 г. процедуры ВТТ применялась схожая процедура доставки товаров под таможенным контролем).
Очевидно, что необходима целевая проверка всей законодательной базы, касающейся таможенного оформления товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, на предмет ее соответствия, прежде всего, ТК РФ.
В целом, отметим, что железнодорожный транспорт в России является системообразующим среди всех иных видов транспорта и его конкурентные преимущества, которые мы упоминали в ходе нашего исследования, неоспоримы. Важно, чтобы существующие проблемы в организации железнодорожных перевозок не смогли пошатнуть высокий статус железнодорожного транспорта, а способствовали только скорейшему поиску решений, направленных на их устранение.
Список Литературы
Нормативно-правовые акты Российской Федерации,
акты министерств и ведомств
Конституция Российской Федерации, 1993. – М. Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997 г. – 80 с.
Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ // Российская газета, № 106, 03.06.2003, Парламентская газета, № 99-100, 03.06.2003, СЗ РФ, 2003, № 22, ст. 2066, № 52 (ч. I), ст. 5038; 2004, № 27, ст. 2711, № 34, ст. 3533, № 46 (ч. I), ст. 4494, Приложение к «Российской газете», № 23, 2003 год, Ведомости Федерального Собрания РФ, № 16, 01.06.2003.
Федеральный закон Российской Федерации «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ // СЗ РФ, 13.01.2003, № 2, ст. 169, «Парламентская газета», № 11-12, 18.01.2003, «Российская газета», № 8, 18.01.2003.
Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ // Российская газета, № 8, 18.01.2003, Парламентская газета, № 11-12, 18.01.2003, СЗ РФ, № 2, 13.01.2003, ст.170, Приложение к «Российской газете», № 6, 2003 год, Ведомости Федерального Собрания РФ, № 3, 21.01.2003.
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 № 480 «Об утверждении Правил представления таможенным органам в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации документов, необходимых для осуществления иных видов контроля помимо таможенного контроля».
Постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 872 «Об утверждении Правил осуществления контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации».
Распоряжению Правительства РФ от 20.11.2008 № 1724-р «Перечень пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации».
Временная технология взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом (утв. первым заместителем министра путей сообщения РФ и первым заместителем председателя ГТК РФ 20.04.1995).
Положение о порядке сдачи в аренду железными дорогами грузовых вагонов (утв. Министерством путей сообщения Российской Федерации 01.02.1999 г. № ЦВ-636).
Приказ ГТК России от 08.09.2003 № 973 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров».
Приказ ГТК России от 20.10.2003 № 1166 «О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств».
Приказ ГТК России от 28.11.2003 № 1356 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров».
Приказ ГТК России от 05.12.2003 № 1400 «Об утверждении Инструкции об особенностях совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом».
Приказ ГТК России от 30.03.2004 № 395 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме».
Приказ ФТС России от 16.09.2004 № 50 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом».
Приказ ФТС России от 04.09.2007 № 1057 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации».
Приказ ФТС России от 03.10.2008 № 1230 «Об утверждении Инструкции об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, с использованием предварительной информации».
Распоряжение ГТК России от 18.12.2003 № 689-р «Об утверждении типовой формы поручения на проведение таможенного досмотра и Инструкции о порядке заполнения, регистрации, хранения и учета поручений на досмотр».
Письмо ГТК России и МПС России от 12.03.2002 № 01-06/9588/Д-2515 «О перечне пограничных (передаточных) и предпортовых (припортовых) железнодорожных станций».
Письмо ГТК России от 29.12.2003 № 01-06/50754 «О включении ОАО «РЖД» в Реестр таможенных перевозчиков».
Письмо ГТК России от 30.06.2004 № 01-06/24123 «О проставлении таможенными органами таможенных штампов на железнодорожных накладных».
Письмо ФТС России от 07.04.2008 № 01-11/13246 «О местах доставки товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом».
Письмо ФТС России от 26.08.2008 № 23-41/34978 «О проекте Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации».
Письмо ФТС России от 25.12.2008 № 01-11/55111 «О направлении временных методических рекомендаций».
Докладная записка СЗТУ от 25.02.2008 № 13-03-07/43 «Об обучении по осуществлению транспортного контроля».
Временная Технология взаимодействия Октябрьской железной дороги и Санкт-Петербургской таможни при оформлении таможенных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом и поступающих в Санкт-Петербург или отправляемых из Санкт-Петербурга (утв. и.о. начальника Октябрьской железной дороги и начальником Санкт-Петербургской таможни 06.01.1998).

Учебники, монографии, брошюры
Кулешов А.В. Организация таможенного оформления и таможенного контроля. – СПб.: СПб. Им. В.Б. Бобкова филиал РТА, 2004. – 250 с.
Таможенное право: учебник для вузов / под ред. М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 399 с.
Тимошенко И.В. Таможенное право России: учебник для вузов / Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 456 с.

Периодические издания
Итоги заседания Уральского таможенного управления // официальное издание ФТС России «Таможня» (информационно-аналитическое обозрение). – 2009. - № 5 [220]. – С. 15 – 18.
Карпова Н. Концептуальное решение // официальное издание ФТС России «Таможня» (информационно-аналитическое обозрение). – 2009. - № 1-2 [216-217]. – С. 18 – 19.
Улупов Ю.Г., Мячин Д.А. и др. Инспекционно-досмотровые комплексы: новые возможности таможенной службы России. – Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала РТА, № 3 (29), 2007. С. 49-61.

Электронные ресурсы INTERNET
Аналитические материалы транспортно-экспедиторских компаний. Web: http://www.transair.ru/, 2009.
Верхотуров Д. Железные дороги России: настоящее и возможное будущее. Web: http://www.apn.ru/ (Сайт Агентства политических новостей), 2007.
Перевозка грузов железнодорожным транспортом. Web: http://www.vezemnegabarit.com/ (справочный материал), 2009.
Понятие железнодорожного транспорта. Web: http://www.vezemnegabarit.com/ (справочный материал), 2009.
Пучков А.М. Комментарии Концепции таможенного оформления и таможенного контроля, 2008 // http://www.puchkov.net/publications/law-comments/.
Пучков А.М. Принцип «одного окна», 2008 // http://www.puchkov.net/publications/law-comments/.
Справочные материалы о железнодорожном подвижно составе, 2009 // сайт транспортной компании Трансгрупплогистик http://www.transgroup.by.
Характеристики грузовых вагонов, платформ и контейнеров. Web: http://www.vezemnegabarit.com/ (справочный материал), 2009.
Приложения
Приложение № 1
Классификация грузовых железнодорожных вагонов в зависимости от типов перемещаемых ими грузов (Справочные материалы о железнодорожном подвижно составе, 2009 // сайт транспортной компании Трансгрупплогистик http://www.transgroup.by)
Крытые вагоны
4-осный крытый вагон (с металлической торцовой стеной), модель 11-066 Грузоподъёмность  -- 66 т Масса вагона (тара) -- 23 т Объём кузова            -- 120м3 4-осный крытый цельнометаллический вагон Грузоподъемность -- 68 т Масса тары вагона -- 22,88 т Объём кузова          -- 120м3 4-осный крытый двухъярусный вагон для скота, модель 11-240 - без служебного помещения модель 11-245 - со служебным помещением. Грузоподъемность -- 22 т Масса тары вагона -- 25,4 т 4-осный крытый вагон-хоппер для минеральных удобрений, модель 11-740 Грузоподъемность -- 64 т Масса тары вагона -- 22 т Объём кузова          -- 73м3 Полувагоны
4-осный полувагон, модель 12-753 Грузоподъемность -- 69 т Масса тары вагона -- 22,5 т Объём кузова          -- 74м3 4-осный цельнометаллический полувагон с глухим кузовом, модель 12-1505 Грузоподъемность -- 69 т Масса тары вагона -- 21,1 т Объём кузова          -- 76м3 4-осный вагон для среднетоннажных контейнеров на базе полувагона, модель 13-Н001 Грузоподъемность -- 33 т Масса тары вагона -- 21 т Платформы
4-осная платформа с металлическими бортами, модель 13-401 Грузоподъемность -- 70 т Масса тары вагона -- 20,9 т 4-осная платформа, модель 13-935 Грузоподъемность -- 73 т Масса тары вагона -- 27 т 6-осная платформа для трансфоматора, модель 13-435 Грузоподъемность -- 93 т Масса тары вагона -- 29 т 4-осная платформа для колесных пар Грузоподъемность -- 70 т Масса тары вагона -- 24 т Цистерны
8-осная цистерна для нефтепродуктов, модель 15-871 Грузоподъемность -- 120 т Масса тары вагона -- 48,8 т Объём кузова          -- 140м3 8-осная цистерна для нефти, модель 15-880 Грузоподъемность -- 125 т Масса тары вагона -- 51 т Объём кузова          -- 159м3 4-осная цистерна для бензина и светлых нефтепродуктов, модель 15-869 Грузоподъемность -- 62 т Масса тары вагона -- 23,5 т Объём кузова          -- 88,6м3 4-осная цистерна для вязких нефтепродуктов, модель 15-1566 Грузоподъемность -- 63,5 т Масса тары вагона -- 24,23 т Объём кузова          -- 73,17м3 Вагоны для нефтебитума и думпкары
4-осный вагон для нефтебитума, модель 17-494 Грузоподъемность -- 40.5 т Масса тары вагона -- 36,5 т Объём кузова          -- 53,58м3 4-осный вагон для нефтебитума, модель 17-431 Грузоподъемность -- 40 т Масса тары вагона -- 35,25 т Объём кузова          -- 47,2м3 6-осный думпкар, модель 31-634 Грузоподъемность -- 105 т Масса тары вагона -- 48,5 т Объём кузова          -- 50м3 4-осный думпкар, модель 31-638 Грузоподъемность -- 60 т Масса тары вагона -- 27 т Объём кузова          -- 26,2м3 Приложение № 2
Перечень ЖДПП через Государственную границу РФ, располагающихся в зоне ответственности Северо-Западного таможенного управления (Приложение к Распоряжению Правительства РФ от 20.11.2008 № 1724-р «Перечень пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации»)
Наименование Местоположение Классификация Багратионовск Калининградская
область грузо-пассажирский
постоянный многосторонний Вяртсиля Республика Карелия грузо-пассажирский
постоянный многосторонний Железнодорожный Калининградская
область грузо-пассажирский
постоянный многосторонний Ивангород Ленинградская
область грузо-пассажирский
постоянный многосторонний Лужайка Ленинградская
область грузо-пассажирский
постоянный многосторонний Люття Республика Карелия грузо-пассажирский
постоянный многосторонний Мамоново Калининградская
область грузо-пассажирский
постоянный многосторонний Нестеров Калининградская
область грузо-пассажирский
постоянный многосторонний Печоры Псковские Псковская область грузо-пассажирский
постоянный многосторонний Посинь Псковская область грузо-пассажирский
постоянный многосторонний Светогорск Ленинградская
бласть грузо-пассажирский
постоянный двусторонний
(упрощенный) Скангали Псковская область грузо-пассажирский
постоянный многосторонний Советск Калининградская
область грузо-пассажирский
постоянный многосторонний











60

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты Российской Федерации,
акты министерств и ведомств
1.Конституция Российской Федерации, 1993. – М. Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997 г. – 80 с.
2.Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ // Российская газета, № 106, 03.06.2003, Парламентская газета, № 99-100, 03.06.2003, СЗ РФ, 2003, № 22, ст. 2066, № 52 (ч. I), ст. 5038; 2004, № 27, ст. 2711, № 34, ст. 3533, № 46 (ч. I), ст. 4494, Приложение к «Российской газете», № 23, 2003 год, Ведомости Федерального Собрания РФ, № 16, 01.06.2003.
3.Федеральный закон Российской Федерации «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ // СЗ РФ, 13.01.2003, № 2, ст. 169, «Парламентская газета», № 11-12, 18.01.2003, «Рос-сийская газета», № 8, 18.01.2003.
4.Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Россий-ской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ // Российская газета, № 8, 18.01.2003, Парламентская газета, № 11-12, 18.01.2003, СЗ РФ, № 2, 13.01.2003, ст.170, Приложение к «Российской газете», № 6, 2003 год, Ведо-мости Федерального Собрания РФ, № 3, 21.01.2003.
5.Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 № 480 «Об утверждении Правил представления таможенным органам в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации документов, необходимых для осуществления иных видов контроля помимо таможенного контроля».
6.Постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 872 «Об утверждении Правил осуществления контроля в пунктах пропус-ка через государственную границу Российской Федерации».
7.Распоряжению Правительства РФ от 20.11.2008 № 1724-р «Перечень пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации».
8.Временная технология взаимодействия таможенных органов и желез-ных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодо-рожным транспортом (утв. первым заместителем министра путей сообщения РФ и первым заместителем председателя ГТК РФ 20.04.1995).
9.Положение о порядке сдачи в аренду железными дорогами грузовых вагонов (утв. Министерством путей сообщения Российской Федерации 01.02.1999 г. № ЦВ-636).
10.Приказ ГТК России от 08.09.2003 № 973 «Об утверждении Инст-рукции о совершении таможенных операций при внутреннем и международ-ном таможенном транзите товаров».
11. Приказ ГТК России от 20.10.2003 № 1166 «О формах актов тамо-женного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств».
12.Приказ ГТК России от 28.11.2003 № 1356 «Об утверждении Ин-струкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществ-ляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларирова-нии и выпуске товаров».
13.Приказ ГТК России от 05.12.2003 № 1400 «Об утверждении Инст-рукции об особенностях совершения таможенных операций в отношении то-варов, перемещаемых железнодорожным транспортом».
14.Приказ ГТК России от 30.03.2004 № 395 «Об утверждении Инст-рукции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме».
15.Приказ ФТС России от 16.09.2004 № 50 «Об утверждении Инструк-ции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих та-моженные операции при международной перевозке товаров железнодорож-ным транспортом».
16.Приказ ФТС России от 04.09.2007 № 1057 «Об утверждении Инст-рукции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации».
17.Приказ ФТС России от 03.10.2008 № 1230 «Об утверждении Инст-рукции об особенностях совершения должностными лицами таможенных ор-ганов отдельных таможенных операций в отношении товаров и транспорт-ных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федера-ции, с использованием предварительной информации».
18.Распоряжение ГТК России от 18.12.2003 № 689-р «Об утверждении типовой формы поручения на проведение таможенного досмотра и Инструк-ции о порядке заполнения, регистрации, хранения и учета поручений на дос-мотр».
19.Письмо ГТК России и МПС России от 12.03.2002 № 01-06/9588/Д-2515 «О перечне пограничных (передаточных) и предпортовых (припорто-вых) железнодорожных станций».
20.Письмо ГТК России от 29.12.2003 № 01-06/50754 «О включении ОАО «РЖД» в Реестр таможенных перевозчиков».
21.Письмо ГТК России от 30.06.2004 № 01-06/24123 «О проставлении таможенными органами таможенных штампов на железнодорожных наклад-ных».
22.Письмо ФТС России от 07.04.2008 № 01-11/13246 «О местах достав-ки товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом».
23.Письмо ФТС России от 26.08.2008 № 23-41/34978 «О проекте Кон-цепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации».
24.Письмо ФТС России от 25.12.2008 № 01-11/55111 «О направлении временных методических рекомендаций».
25.Докладная записка СЗТУ от 25.02.2008 № 13-03-07/43 «Об обуче-нии по осуществлению транспортного контроля».
26.Временная Технология взаимодействия Октябрьской железной доро-ги и Санкт-Петербургской таможни при оформлении таможенных грузов, пе-ревозимых железнодорожным транспортом и поступающих в Санкт-Петербург или отправляемых из Санкт-Петербурга (утв. и.о. начальника Ок-тябрьской железной дороги и начальником Санкт-Петербургской таможни 06.01.1998).

Учебники, монографии, брошюры
27.Кулешов А.В. Организация таможенного оформления и таможенного контроля. – СПб.: СПб. Им. В.Б. Бобкова филиал РТА, 2004. – 250 с.
28. Таможенное право: учебник для вузов / под ред. М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 399 с.
29. Тимошенко И.В. Таможенное право России: учебник для вузов / Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 456 с.

Периодические издания
30.Итоги заседания Уральского таможенного управления // официаль-ное издание ФТС России «Таможня» (информационно-аналитическое обо-зрение). – 2009. - № 5 [220]. – С. 15 – 18.
31.Карпова Н. Концептуальное решение // официальное издание ФТС России «Таможня» (информационно-аналитическое обозрение). – 2009. - № 1-2 [216-217]. – С. 18 – 19.
32.Улупов Ю.Г., Мячин Д.А. и др. Инспекционно-досмотровые ком-плексы: новые возможности таможенной службы России. – Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала РТА, № 3 (29), 2007. С. 49-61.

Электронные ресурсы INTERNET
33.Аналитические материалы транспортно-экспедиторских компаний. Web: http://www.transair.ru/, 2009.
34.Верхотуров Д. Железные дороги России: настоящее и возможное будущее. Web: http://www.apn.ru/ (Сайт Агентства политических новостей), 2007.
35.Перевозка грузов железнодорожным транспортом. Web: http://www.vezemnegabarit.com/ (справочный материал), 2009.
36.Понятие железнодорожного транспорта. Web: http://www.vezemnegabarit.com/ (справочный материал), 2009.
37.Пучков А.М. Комментарии Концепции таможенного оформления и таможенного контроля, 2008 // http://www.puchkov.net/publications/law-comments/.
38.Пучков А.М. Принцип «одного окна», 2008 // http://www.puchkov.net/publications/law-comments/.
39.Справочные материалы о железнодорожном подвижно составе, 2009 // сайт транспортной компании Трансгрупплогистик http://www.transgroup.by.
40.Характеристики грузовых вагонов, платформ и контейнеров. Web: http://www.vezemnegabarit.com/ (справочный материал), 2009.

Вопрос-ответ:

Какова роль железнодорожных перевозок грузов в транспортной системе России?

Железнодорожные перевозки грузов играют важную роль в транспортной системе России. Железные дороги являются основным видом транспорта для перемещения крупных грузов на большие расстояния. Они обеспечивают связь между различными регионами страны, способствуют развитию промышленности и экономики в целом.

Какие основы правового регулирования существуют для перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств железнодорожным транспортом?

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу железнодорожным транспортом регулируется нормативными актами, такими как: Таможенный кодекс Российской Федерации, Конвенция о международных железнодорожных перевозках, законы и постановления Российской Федерации, а также международные договоры и соглашения.

Какие операции осуществляются при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу РФ железнодорожным транспортом?

При таможенном оформлении товаров и транспортных средств через границу РФ железнодорожным транспортом осуществляются следующие операции: подача декларации на товары, предоставление необходимых документов, проведение таможенного контроля, уплата таможенных платежей, оформление таможенных документов, осуществление таможенного оформления.

Какова общая характеристика перемещения товаров железнодорожным транспортом в РФ?

Перемещение товаров железнодорожным транспортом в РФ имеет свои особенности. Железнодорожные перевозки характеризуются высокой грузоподъемностью и способностью перевозить крупногабаритные грузы на большие расстояния. Также железные дороги обеспечивают множество сервисных услуг, таких как контейнерные перевозки, доставка грузов "от двери до двери", возможность складирования и хранения товаров на вокзалах.

Какова роль железнодорожных перевозок грузов в транспортной системе России?

Железнодорожные перевозки грузов играют важную роль в транспортной системе России. Они позволяют перевозить большие объемы грузов на дальние расстояния, обеспечивая связь между различными регионами страны. Железнодорожный транспорт обладает высокой грузоподъемностью и способен перевозить разнообразные типы грузов, включая контейнеры, сырье, строительные материалы и т.д. Он также обеспечивает эффективное использование ресурсов и сокращение экологического воздействия, поскольку позволяет снизить количество дорожного и воздушного транспорта.

Какие особенности имеет таможенное оформление товаров и транспортных средств через границу РФ железнодорожным транспортом?

Таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу РФ железнодорожным транспортом, имеет ряд особенностей. Одна из основных особенностей состоит в том, что для таможенного оформления необходимо предоставить специфические документы, такие как товарно-транспортные накладные и экспортные декларации. Также, при пересечении границы РФ железнодорожным транспортом, необходимо выполнить процедуру таможенного контроля и произвести уплату всех необходимых таможенных платежей.

Какая роль железнодорожных перевозок грузов играет в транспортной системе России?

Железнодорожные перевозки грузов занимают важное место в транспортной системе России. Они являются основным способом перевозки крупных и тяжеловесных товаров на большие расстояния. Железнодорожные перевозки обеспечивают связь между различными регионами России и способствуют экономическому развитию страны. Кроме того, через железнодорожный транспорт осуществляется значительная часть международных грузовых перевозок.

Как осуществляется таможенное оформление товаров и транспортных средств железнодорожным транспортом?

Таможенное оформление товаров и транспортных средств железнодорожным транспортом осуществляется в несколько этапов. Сначала необходимо предоставить таможенным органам соответствующие документы, такие как товарно-транспортные накладные, экспортные декларации и другие документы, которые подтверждают легальность и характеристики товара. Затем проходит процедура таможенного контроля, в ходе которой осуществляется проверка товара и его соответствие указанным документам. После успешного прохождения контроля производится оплата таможенных платежей, а затем товар может быть выпущен на таможенную территорию или отправлен дальше в пункт назначения.