Природоохранные лимиты.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Природопользование
  • 2020 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 22.01.2009
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
Глава 1. Нормативы использования природных ресурсов
Глава 2. Охрана права природопользования
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Так, предоставление земельных участков на срок до 3 лет расценивается как краткосрочное, тогда как на срок от 3 до 10 лет и более как долгосрочное. Приблизительно такие же сроки и по такому же принципу устанавливаются и в отношении других природных ресурсов.
До наших дней право природопользования отождествлялось с титулом владения и пользования, будь то это право пожизненно наследуемого владения, аренды и иных видов пользования. Иными словами, в право природопользования не включались отношения собственности. Однако с утверждением права частной собственности на землю, расширением субъектного состава отношений собственности появились основания для включения в институт права пользования и права собственности. Сказанное, однако, не означает, что право собственности на природные ресурсы утратило свое самостоятельное, ведущее положение. Этот институт по-прежнему является центральным и задает тон всем иным отношениям. Мы высказали свою точку зрения потому, что охрана права собственности на природные ресурсы практически не отличается от охраны права природопользования.
В данном случае попытка объединить два самостоятельных института в один продиктована еще и заметным сближением выше названных институтов, например, с гражданским или финансовым правом и другими отраслями права.
Что же представляет собой охрана права природопользования? Охрана права природопользования - это прежде всего обширная деятельность государственных органов и общественных организаций по обеспечению надлежащего порядка природопользования.
Данная деятельность начинается с организации системы управления качеством окружающей среды и обеспечения рационального использования природных ресурсов.
Решающую роль здесь играет организация органов общей специальной и ведомственной компетенции. К сожалению, эта система постоянно реформируется, что не лучшим образом сказывается на управлении качеством окружающей среды и обеспечении рационального использования природных ресурсов.
Организация мониторинга позволяет составлять достаточно достоверные прогнозы и добротные планы. К сожалению, мониторинг только-только начинает набирать силу, но перспективы у него обнадеживающие. Наряду с традиционными формами планирования, в настоящее время начали претворяться в жизнь федеральные и региональные целевые программы охраны природной среды и рационального использования ее ресурсов. Что касается кадастровой деятельности, она развивается пока медленными темпами. [4, стр. 79-125]
Лицензии и лимиты на природопользование способствуют осуществлению природоохранной деятельности в трех формах: заповедная охрана природы, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, улучшение и оздоровление окружающей природной среды.
Эти же документы обеспечивают право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду. С их помощью достигается научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов, интересов в сфере международного сотрудничества.
Лицензии и лимиты на природопользование получили широкое распространение лишь в 90-х годах. Ранее они практиковались только в отношениях, связанных с использованием животного мира.
В настоящее время, по сути дела, лицензирование и лимитирование используются при выделении в пользование всех природных ресурсов, в том числе и ресурсов континентального шельфа.
К органам, выдающим лицензии и устанавливающим лимиты (нормативы), прежде всего относятся Госкомприроды РФ, Сан. эпид. надзор РФ, Госгортехнадзор РФ, муниципальные органы и др.
Действующим законодательством устанавливаются порядок выдачи лицензий и порядок их оформления, а также назначения лимитов на природопользование, как на уровне РФ, так и субъектов Федерации.
Так, лицензия на пользование недрами оформляется на специальном бланке с гербом РФ. Она включает в себя текстовые, графические и иные приложения, которые являются неотъемлемой составной частью лицензии и определяют основные условия пользования недрами.
Лицензия удостоверяет право проведения работ на все виды пользования, а именно, геологическое изучение недр, добыча полезных ископаемых.
Заключение
Сохранение благоприятной природной среды и рациональное использование природных ресурсов для удовлетворения растущих потребностей ныне живущих и будущих поколений является одной из высших целей Национальной стратегии. Реализующие эту цель основные принципы, направления и меры экологической политики должны быть направлены на улучшение качества окружающей среды, сохранение ее ассимиляционного потенциала, обеспечение устойчивого экономического роста в пределах хозяйственной емкости биосферы и преодоление негативных проявлений деэкологизации производства путем разработки и принятия новых управленческих стратегий в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Это обеспечит постепенный переход национальной экономики на природоохранный, ресурсосберегающий тип экономического развития.
Важнейшими принципами экологической политики в прогнозируемый период являются: научная обоснованность экологической политики; сохранение биоразнообразия как условия существования человечества; минимизация негативного воздействия на окружающую среду в условиях экономического роста; возмещение экологических затрат и компенсация эколого-экономического ущерба; экологическая «чистота» хозяйственной деятельности, максимальная утилизация отходов производства и потребления; активизация международного сотрудничества в решении глобальных экологических проблем.
В качестве основных направлений и мер экологической политики должны стать:
· улучшение экологической ситуации на основе повышения технологического уровня производства, сокращения объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, предотвращения деградации земель, увеличения объемов переработки и обезвреживания отходов;
· минимизация эколого-экономических ущербов от катастроф техногенного и природного характера за счет проведения превентивных организационно-технических мер, внедрения рыночных механизмов природопользования;
· сохранение природных экосистем и исчезающих видов живых организмов на основе научно обоснованных и экономически эффективных лимитов использования природных ресурсов, нормативов предельно допустимых концентраций;
· целенаправленное сокращение удельного потребления энергии и ресурсов на основе внедрения высоких технологий;
· экологизация всех сфер производства и потребления как важнейшего средства достижения устойчивого развития и создания благоприятной среды обитания.
Для реализации этих направлений и обеспечения экологической безопасности необходимо осуществить следующие меры:
· усовершенствовать нормативную правовую базу в части установления эколого-экономических ограничений и регламентации режимов природопользования;
· обеспечить развитие рыночных отношений в сфере природопользования, включая платность на основе рентной составляющей, максимально возможную реализацию принципов «загрязнитель платит» и «потребитель платит», отражающих эффективность и справедливость государственного регулирования процессов природопользования;
· осуществить внедрение новых малоотходных и ресурсосберегающих технологий и переход на международные стандарты технологических процессов и выпускаемой продукции;
· расширить использование финансово-экономического механизма регулирования природопользования, включающего ценообразование, рентное налогообложение, а также систему государственной поддержки важнейших инвестиционных проектов;
· усилить роль экологической экспертизы, разработать и внедрить методику экологической оценки инвестиционных проектов, научно-технических и социально-экономических прогнозов и программ;
· сократить объемы образования и накопления отходов, увеличить масштабы использования вторичных ресурсов, обеспечить безопасную утилизацию, в первую очередь, токсичных отходов.
Для повышения эффективности природопользования и сохранения окружающей среды для будущих поколений целесообразна разработка Программы экологической реконструкции и развития Республики Беларусь на перспективу до 2025 г., направленной на комплексное решение экологических проблем в сферах добычи, переработки и транспортировки полезных ископаемых, лесо- и водопользования, развития транспортных коммуникаций, промышленного и сельскохозяйственного производства, роста городов и сельских населенных пунктов.
Литература

1. Ваганов П.А., Им М.-С. Экологический риск. СПб.: СПбГУ, 2003.
2. Куриленко В.В. Основы природо- и недропользованием. Экологи-
ческий менеджмент. СПб.: СПбГУ, 2000.
3. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика природопользования и
экологический менеджмент. СПб.: СПбГУ, 2006.
4. Рюмина Е.В. Анализ эколого-экономических взаимодействий. М.,
2000.
5. Экономическая и финансовая политика в сфере охраны окру-
жающей среды./ Под общей ред. В.И. Данилова-Данильяна. М., 2006.











2

Литература

1. Ваганов П.А., Им М.-С. Экологический риск. СПб.: СПбГУ, 2003.
2. Куриленко В.В. Основы природо- и недропользованием. Экологи-
ческий менеджмент. СПб.: СПбГУ, 2000.
3. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика природопользования и
экологический менеджмент. СПб.: СПбГУ, 2006.
4. Рюмина Е.В. Анализ эколого-экономических взаимодействий. М.,
2000.
5. Экономическая и финансовая политика в сфере охраны окру-
жающей среды./ Под общей ред. В.И. Данилова-Данильяна. М., 2006.

Вопрос-ответ:

Какие нормативы использования природных ресурсов устанавливаются?

Устанавливаются нормативы использования природных ресурсов в соответствии с законодательством. Они определяют допустимый объем использования ресурсов, а также условия и порядок их использования.

Что такое охрана права природопользования?

Охрана права природопользования заключается в защите прав и интересов субъектов природопользования. Это включает в себя контроль за соблюдением установленных нормативов и предотвращение незаконного использования природных ресурсов.

Какие сроки считаются краткосрочными при предоставлении земельных участков?

Предоставлением земельных участков на срок до 3 лет считается краткосрочное. А срок от 3 до 10 лет и более считается долгосрочным.

Какое право природопользования отождествляется с титулом владения?

До наших дней право природопользования отождествляется с титулом владения и пользования. Это означает, что владелец имеет право использовать природные ресурсы на своем земельном участке.

Какие еще природные ресурсы регулируются по принципу кратко- и долгосрочного использования?

Кратко- и долгосрочное использование устанавливается не только для земельных участков, но и для других природных ресурсов. Более точные сроки и принципы использования определяются соответствующим законодательством и регулирующими органами.

Какие нормативы использования природных ресурсов существуют?

Существуют различные нормативы использования природных ресурсов, такие как ограничения на вырубку леса, лимиты на добычу полезных ископаемых, ограничения на загрязнение окружающей среды и т. д.

Как охраняется право природопользования?

Право природопользования охраняется различными законами и нормативными актами. В случае нарушения права природопользования можно обратиться в суд для защиты своих интересов.

Какие сроки предоставления земельных участков считаются краткосрочными, а какие - долгосрочными?

Предоставление земельных участков на срок до 3 лет считается краткосрочным, а на срок от 3 до 10 лет и более - долгосрочным.

На что было отождествлено право природопользования до наших дней?

До наших дней право природопользования отождествлялось с титулом владения и пользования природными ресурсами.

Какие природные ресурсы также подвержены установлению сроков использования?

Практически все природные ресурсы подвержены установлению сроков использования, такие как леса, водные ресурсы, минеральные ресурсы и др.

Какие нормативы использования природных ресурсов устанавливаются?

Устанавливаются нормативы использования природных ресурсов в зависимости от срока предоставления земельных участков: до 3 лет - краткосрочное, от 3 до 10 лет и более - долгосрочное. Аналогичные сроки устанавливаются и для других природных ресурсов.

Что представляет собой право природопользования?

До наших дней право природопользования отождествлялось с титулом владения и пользования, будь то это предоставление земельных участков или других природных ресурсов.