Заказать оригинальную работу
Вам нужен реферат?
Интересует Философия?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Философия как область знания: предмет и метод философии

  • 22 страницы
  • 13 источников
  • Добавлена 28.02.2011
500 руб. 1 000 руб.
Купить в 1 клик Скачать превью
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I . Философия: предмет и метод философского знания
1.1.Общая характеристика философии
1.2. Предмет и метод философии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Большое место в творческом процессе философов занимает интуиция. Ее, однако, не всегда признают в качестве способа достижения новых результатов, представляя себе движение мысли к этому результату в виде непрерывного развертывания цепи умозаключений и доказательства.
Такое мнение касается не только философии. М.Бунге пишет: «В науке широко распространен миф, будто ученые располагают двумя независимыми, хорошо отработанными и стандартизированными методами, опираясь на которые они в состоянии браться за любую научную проблему. Эти методы - дедуктивный и индуктивный - позволяют якобы ученому действовать без оглядок, без проб, а пожалуй, и без таланта... Трудно Придумать что-нибудь нелепее и смешнее этой карикатуры на научную работу». «Одна логика никого не способна привести к новым идеям, как одна грамматика никого не способна вдохновить на создание поэмы, а теория гармонии - на создание симфоний. Логика, грамматика и теория музыки дают нам возможность обнаруживать формальные ошибки и подходящие мысли, а также развивать последние, но они не поставляют нам «субстанции» - счастливые идеи, новые точки зрения» Такие идеи дает интеллектуальная интуиция. Науке известны многие ученые, сделавшие открытия посредством интуиции
Особое место в методологии философского исследования принадлежит методу универсального сомнения, предложенному еще в XVII в. Р. Декартом,
Сомнение является не только компонентом психологии творчества, но и методологической установкой подлинно творческой личности. Абсолютизация скептицизма, конечно, способна противостать научному поиску и обратиться своим острием не против заблуждений, а против самой истины. Но не следует отрывать скептицизм от истины; мера скептицизма определяется тем, насколько он помогает решению проблем науки, проблем исторически-позитивной практики. Такая ориентация философов, как показал опыт истории, единственно верна и особенно значима сейчас.
Между тем некоторые философы полагают, что свои проблемы она, т. е. философия, должна решать лишь собственными средствами, эта точка зрения не отличается оригинальностью.
Справедливо поэтому несогласие с этой позицией, все чаще выражаемое в литературе, и стремление применить в философии также не-философские методы (например, системный), а также логику, методологию научного исследования.
Не принимая неопозитивистскую подмену всеобщефилософского общенаучным, реалистическая философия в то же время чужда цехового методологического высокомерия и не содержит в себе запрета на использование методов других наук в решении частных задач философского познания или при главенстве специфически философских средств исследования.
В силу предельно общего характера предмета философского знания заключающийся в нем метод содержит не менее общие принципы. К ним относятся: принцип объективности; принцип детерминизма (т.е. всеобщей причинной обусловленности и закономерной связи явлений); принцип развития; принцип системности и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как видим, средства исследования, методы исследования в области философии многообразны и неравнозначны по своему характеру; но все они необходимы в научно-философском анализе проблем.
В философии нет стандартной установки на то, чтобы всегда и везде применять лишь одно из средств философского познания. Как и во всякой науке, возможен выбор любых познавательных средств, в любой их комбинации - лишь бы было достигнуто решение проблемы или обеспечено продвижение в ее разработке.
Поэтому естественно, что для проблем жизневоззрения философы в первую очередь прибегают к герменевтике, вчувствованию, пониманию, при разработке законов развития материальных систем - преимущественно к индукции, обобщению материала физики, химии, космологии, биологии, при систематизации категорий - главным образом к дедукции, во всех этих случаях - к диалектике как методу с его нацеленностью на разрешение противоречий познания. Использование рассмотренных средств философского исследования не исключает применения в философии каких-либо общенаучных или иных средств
Не смотря на то, что многие методы познания используются как наукой, так и философией, следует учитывать, что заслуга создания методов теоретического мышления принадлежит не частным наукам, а философии: науки приняли на вооружение методы, открытые философией и описанные в философской науке - логике. В западноевропейской культуре философия и наука долгое время развивались вместе, поэтому отношения между ними для многих продолжают оставаться сложными.
Вклад философии в систему методов познания в не меньшей мере заключается и в разработке содержания предельно общих понятий нашего мышления - категорий общего и единичного, необходимого и случайного, формы и содержания и т.д. Категориальная сетка нашего мышления имеет и методологическую функцию. Система категорий есть не только средство сохранения знания, но одновременно и средство анализа, рассечения любой реальности и на любом уровне (будь то теоретический или обыденный). Установление точного значения этих категорий и отслеживание их генезиса и исторической изменчивости есть не что иное, как построение метода познания, причем самого общего и универсального из всех возможных. Систему наиболее общих методов познания, а также учение об этих методах принято называть методологией
Однако степень влияния философии на процесс познания определяется не только, и даже не столько, сугубо теоретическими ее построениями в области методологии. Философия оказывает воздействие на общее развитие познания, встраивая свои базовые принципы в мировоззрение людей (как ученых, так и неученых). Один из таких принципов - гносеологический оптимизм - безусловная уверенность в том, что истина в процессе познания, в конечном счете достижима. Однако философия не была бы философией, если бы и здесь не увидела проблему, а не просто констатацию очевидности
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Базенков В.Г. Философия науки. На пути к единству науки : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки ВПО 030100 - «Философия (магистратура)» / В.Г. Борзенков .— М. : КДУ, 2008 .— 319 с
Бунге М. Интуиция и наука. - М.: Высш. шк. 1967. - 356 с.
Воронина Н.Ю. Философия: в поисках себя: Вводный курс лекций : учеб. пособие. — Самара: Самар. гуманит. акад., 2001. — 456 с.
Грядовой Д.И. Философия : Структурный курс основ философии: Учеб. пособие/Д.И. Грядовой. — М.: Щит-М, 1999.— 265 с.
Гусев С. С. , Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии. Философско-гносеологический анализ. - М.: Книга, 1985. – 267 с.
Зиммель Г. Сущность философии //. «Вопросы теории и психологии творчества». Харьков, 1916. Т. VII. – с. 226 – 238.
Кохановский В.П. Философия науки : учебное пособие / В.П. Кохановский, В.И. Пржиленский, Е.А. Сергодеева .— Ростов н/Д ; М. : МарТ, 2006 .— 492 с
Кочергин А.Н. Методы и формы познания. – М.: Наука .1990 – 348 с.
Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль, 2000-2001. Т. 4. - 2600 с.
Скворцов В.Н. Философия : Учебник для вузов / Скворцов В. Н., Обухов В.Л., Мочалова И.Н. и др.; Под ред. В. Л. Обухова и Г.В. Стельмашука .— СПб. : Химиздат, 1999. – 356 с.
Смирнов И.Н. Философия: Учебник для студ. Вузов/И.Н. Смирнов .— М.: Наука,1998 .— 287 с.
Спиркин А.Г. Философия: учебник/ А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2002. – 736 с.
Философия: учебник для высших учебных заведений// Под ред. Л.Г. Кононович, Г.И. Медведева. – Ростов н/Д, «Феникс», 1998.- 576 с.

Грядовой Д.И. Философия : Структурный курс основ философии: Учеб. пособие/Д.И. Грядовой. — М.: Щит-М, 1999.— с. 15.
Скворцов В.Н. Философия : Учебник для вузов / Скворцов В. Н., Обухов В.Л., Мочалова И.Н. и др.; Под ред. В. Л. Обухова и Г.В. Стельмашука .— СПб. : Химиздат, 1999. – с. 45.
Философия: учебник для высших учебных заведений// Под ред. Л.Г. Кононович, Г.И. Медведева. – Ростов н/Д, «Феникс», 1998.- 576 с.
Воронина Н.Ю. Философия: в поисках себя: Вводный курс лекций : учеб. пособие. — Самара: Самар. гуманит. акад., 2001. — с. 113.
Кочергин А.Н. Методы и формы познания. – М.: Наука .1990 – с. 118.

Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль, 2000-2001. Т. 4. - 2600 с.
Смирнов И.Н. Философия: Учебник для студ. Вузов/И.Н. Смирнов .— М.: Наука,1998 .— с. 56.
Спиркин А.Г. Философия: учебник/ А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2002. – с. 56.
Кохановский В.П. Философия науки : учебное пособие / В.П. Кохановский, В.И. Пржиленский, Е.А. Сергодеева .— Ростов н/Д ; М. : МарТ, 2006 .— с .113.
Кохановский В.П. Философия науки : учебное пособие / В.П. Кохановский, В.И. Пржиленский, Е.А. Сергодеева .— Ростов н/Д ; М. : МарТ, 2006 .— 492 с
Воронина Н.Ю. Философия: в поисках себя: Вводный курс лекций : учеб. пособие. — Самара: Самар. гуманит. акад., 2001. — 456 с.
Воронина Н.Ю. Философия: в поисках себя: Вводный курс лекций : учеб. пособие. — Самара: Самар. гуманит. акад., 2001. — с. 256.
Гусев С. С. , Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии. Философско-гносеологический анализ. - М.: Книга, 1985. – 267 с
Гусев С. С. , Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии. Философско-гносеологический анализ. - М.: Книга, 1985. – 267 с.
Бунге М. Интуиция и наука. - М.: Высш. шк. 1967. - с. 99.
Там же. – с. 101.
Зиммель Г. Сущность философии //. «Вопросы теории и психологии творчества». Харьков, 1916. Т. VII. – с. 226 – 238.









1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Базенков В.Г. Философия науки. На пути к единству науки : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки ВПО 030100 - «Философия (магистратура)» / В.Г. Борзенков .— М. : КДУ, 2008 .— 319 с
2. Бунге М. Интуиция и наука. - М.: Высш. шк. 1967. - 356 с.
3.Воронина Н.Ю. Философия: в поисках себя: Вводный курс лекций : учеб. пособие. — Самара: Самар. гуманит. акад., 2001. — 456 с.
4.Грядовой Д.И. Философия : Структурный курс основ философии: Учеб. пособие/Д.И. Грядовой. — М.: Щит-М, 1999.— 265 с.
5.Гусев С. С. , Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии. Философско-гносеологический анализ. - М.: Книга, 1985. – 267 с.
6.Зиммель Г. Сущность философии //. «Вопросы теории и психологии творчества». Харьков, 1916. Т. VII. – с. 226 – 238.
7.Кохановский В.П. Философия науки : учебное пособие / В.П. Кохановский, В.И. Пржиленский, Е.А. Сергодеева .— Ростов н/Д ; М. : МарТ, 2006 .— 492 с
8. Кочергин А.Н. Методы и формы познания. – М.: Наука .1990 – 348 с.
9.Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль, 2000-2001. Т. 4. - 2600 с.
10.Скворцов В.Н. Философия : Учебник для вузов / Скворцов В. Н., Обухов В.Л., Мочалова И.Н. и др.; Под ред. В. Л. Обухова и Г.В. Стельмашука .— СПб. : Химиздат, 1999. – 356 с.
11.Смирнов И.Н. Философия: Учебник для студ. Вузов/И.Н. Смирнов .— М.: Наука,1998 .— 287 с.
12.Спиркин А.Г. Философия: учебник/ А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2002. – 736 с.
13.Философия: учебник для высших учебных заведений// Под ред. Л.Г. Кононович, Г.И. Медведева. – Ростов н/Д, «Феникс», 1998.- 576 с.

У нас вы можете заказать