Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Межличностное общение младших школьников.

  • 40 страниц
  • 27 источников
  • Добавлена 16.12.2011
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение
Глава I. Теоретический анализ особенностей межличностного общения младших школьников
1.1. Понятие межличностного общения
1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста
1.3. Особенности общения младших школьников
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей межличностного общения младших школьников
2.1. Организация эмпирического исследования
2.2. Результаты эмпирического исследования
Заключение
Список литературы
Приложения

Фрагмент для ознакомления

Неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений означает их неудовлетворенность в общении.
Коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями в группе (КУВ)
КУВ определяется процентным соотношением числа детей, имеющих взаимные выборы, к числу всех детей группы. Выделяются следующие уровни:
Низкий КУВ - 33% и ниже
Средний - 34-65%
Высокий - 66 % и выше.
Сравнительный анализ результатов социометрического выбора в первой и второй ситуации.
Результаты проведенного сравнения выявляют влияние академической успеваемости на социометрический статус ребенка в группе сверстников. С помощью данного критерия можно выявить основание по которому осуществляется социометрический выбор.

















Приложение 2
Методика: Особенности межличностных отношений (ОМО) для детей.
Модификация и критерии анализа: Хузеева Г.Р.
Методика направлена на определение особенностей межличностного общения ребенка со взрослыми и сверстниками, отношение к лидерству, субъективное ощущение включенности ребенка в группу сверстников, эмоциональное отношение к сверстникам и взрослым. Методика предназначена для детей от 5 до 10 лет.
Даная методика была разработана на основе методике ОМО (Особенности Межличностных Отношений), предложенной Шутцем в 1958 году и предназначенная для исследования взрослых. Шутц предполагает, что в основе межличностных отношений лежат три основные межличностные потребности. Это потребность включения, контроля и аффекта.
1. Потребность включения направлена на создание и поддержание удовлетворительных отношений с другими людьми, на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество. На уровне эмоций потребность включения определяется как потребность создавать и поддерживать чувство взаимного интереса. Это чувство включает в себя:
- интерес субъекта к другим людям;
- интерес других людей к субъекту.
Потребность быть включенным трактуется как желание нравиться, привлекать внимание, интерес.
2. Потребность контроля определяется как потребность создавать и сохранять удовлетворительные отношения с людьми, опираясь на контроль и силу
На эмоциональном уровне эта потребность опирается как стремление создавать и сохранять чувство взаимного уважения, опираясь на ответственность и компетенцию. Это чувство включает:
- достаточное уважение по отношению к другим;
- получение достаточного уважения со стороны других людей.
Поведение, вызванное потребностью контроля, по мнению Шутца, относится к процессу принятия решения людьми, а также затрагивает области силы, влияния и авторитета. Потребность в контроле варьируется в континиуме от стремления к власти, авторитету и контролю над другими до необходимости быть контролируемым, то есть быть избавленным от ответственности.
3. Межличностная потребность в аффекте определяется как потребность создавать и удерживать удовлетворительные отношения с остальными людьми, опираясь на любовь и эмоциональные отношения. На эмоциональном уровне данная потребность определяется как стремление создавать и сохранять чувство взаимного теплого эмоционального отношения. Если такая потребность отсутствует, то индивид как правило, избегает близкой связи.
Таким образом, включение можно охарактеризовать словами включение «внутри-снаружи», контроль - «вверху-внизу», а аффекцию – «близко-далеко».
Для нормального функционирования индивида, считает Шутц, необходимо, чтобы существовало равновесие между тремя областями межличностных потребностей и с окружающими людьми.
На основе этой методики, учитывая особенности общения детей, нами была разработана методика неоконченных предложений для детей.
Процедура проведения обследования
Инструкция: «Давай поиграем, я начну читать предложение, а ты его закончишь. Постарайся отвечать быстрее».
1. Когда ребята собираются вместе, я обычно…….
2. Когда ребята говорят мне, что я должен делать…..
3. Когда взрослые обсуждают мое поведение……
4. Я думаю, что иметь много друзей …..
5. Когда мне предлагают участвовать в разных играх….
6. Отношения с ребятами в группе ……
7. Когда мне предлагают придумать и провести игру, я…..
8. Дружить со многими ребятами……
9. Быть главным в группе…..
10. Ребята, которых не приглашают в совместные игры……
11. Когда я прихожу в детский сад, ребята …….
12. Обычно мы с ребятами……..
13. Когда другие ребята что-то делают вместе, я…….
14. Когда меня не принимают в игру……
15 Когда взрослые говорят мне, что нужно сделать…….(можно отдельно спрашивать про родителей и воспитателя)
16. Когда у ребят что-то не получается, …….
17. Когда я что-то хочу сделать, ребята……
Оценка и анализ результатов
Ключ:
Критерии оценки Номер предложения 1 Содержание общения 1,12 2 Особенности отношений со сверстниками 6,11,16,17, 10 3 Широта круга общения 4, 8 4 Отношение к лидерству, к доминированию в группе сверстников. 7,9 5 Автономия или подчинение сверстнику 2 6 Поведение в случае отвержения 10,13,14 7 Активность в общении. 1,13,14 8 Особенности общения со взрослым 3,15 Остановимся на описании каждого из критериев.
1. Содержание общения
Данный критерий направлен на определение ведущего мотива общения. Выявляются как возрастные, так и индивидуальные особенности мотивации общения. Мотив общения может быть деловой, игровой, познавательный, личностный.
Содержание общения оценивается следующим образом: преобладание делового мотива -1 балл; преобладание игрового мотива – 2 балла; преобладание, познавательного или личностного мотива – 3 балла.
Например: «Когда ребята собираются вместе, мы обычно строим», «Обычно, мы с ребятами гуляем», «любим играть», «разговариваем», «рисуем» и т.д..
2. Особенности отношений со сверстниками
Данный критерий направлен на определение особенностей эмоционального отношения ребенка со сверстниками, его эмоциональное благополучие в группе. Отношения могут быть положительными или отрицательными, могут удовлетворять, могут не удовлетворять ребенка. При положительном отношении ребенок считает, что в его группе хорошие отношения с детьми, что дети рады его приходу в садик, что при неудачах он готов помочь сверстникам, а те готовы помочь ему, поддержать его. Соответственно, при отрицательном отношении ребенок говорит, что отношения в группе не очень хорошие, ребенок либо сам не готов поддержать другого, либо, что другие дети не поддерживают его и не рады его приходу.
Особенности эмоционального отношения к сверстникам оцениваются следующим образом: проявления отрицательного отношения – 1 балл, при положительном отношении – 2 балла.
Приведем примеры:
Отношения с отношения с ребятами в группе - «хорошие», - «у меня ко всем хорошие», - «по разному», - «когда как» - «бывают хорошие, бывают плохие», - «не очень», - «мне обидно, со мной никто не дружит».
Когда я прихожу в детский сад: - «говорят привет», - «играют со мной», «радуются», «мы садимся и начинается урок», «ничего особенного не делают» (низкий социометрический статус), - «тоже приходят» (низкий социометрический статус)», - «меня иногда встречают, а иногда совсем нет».
Когда у ребят что-то не получается – «я им помогаю», «зовут меня», «я им помогаю, смотря кто», «и у меня не получается», «зову взрослых», «я играю», «мы не должны ныть, надо стараться», «прошу, чтобы меня не трогали».
Когда я хочу что-то сделать – «они мне помогают», «делают это со мной», «мне разрешают», «не соглашаются», «тоже хотят делать, только свое», «мне не разрешают, это плохо, Максим всегда командует».
Ребята, которых не приглашают в совместные игры: «я их приглашаю», «я сделаю так, чтобы их пригласили», «я с ними не дружу», «они плохие», «их нельзя приглашать».
3. Широта круга общения
Ребенок может стремиться к общению с широким кругом сверстников («иметь много друзей – это очень хорошо»), а может избегать общения с большим количеством детей и быть более избирательным в общении («дружить со многими ребятами я не люблю, это не очень хорошо»).
Ответы по данному критерию оцениваются следующим образом: узкий круг общения оценивается в 1 балл, широкий круг общения в 2 балла.
Приведем примеры:
Я думаю, что иметь много друзей – «хорошо», «плохо», «тогда передружу», «можно», «это значит человек добрый», «сама знаю сколько друзей иметь, много, но не очень».
Дружить со многими ребятами - «надо», «это хорошо и весело», «не очень».
4. Отношение к лидерству, к доминированию в группе сверстников
Ребенок может избегать принятия решений и взятия на себя ответственности; может стараться брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью, может положительно или отрицательно относиться к лидерству.
Ответы оцениваются следующим образом: отрицательное отношение к лидерству - 1 балл, положительное отношение к лидерству - 2 балла.
Приведем примеры:
Когда мне предлагают придумать и провести игру: «я организую», «я организую игру «Прятки», «Дочки - матери»», «я не хочу», «мне не предлагают».
Быть главным в группе: «я главный», «это очень хорошо», «это очень плохо, воспитатель главный, «плохо».
5. Автономия или подчинение сверстнику
Ребенок в отношениях со сверстниками демонстрирует разные виды взаимодействия. Можно выделить стремление к подчинению и стремление к независимости и автономии.
Ответы детей по данному показателю оценивались следующим образом. Реакция подчинения, как 1 балла, автономию как 2 балла.
Приведем примеры:
Когда ребята говорят мне, что я должен делать:
автономия: «я не делаю», «я делаю, но только не глупости», «я делаю, если подружка попросит, но если из окна прыгнуть, я это не сделаю», «иногда не делаю», «я говорю им « не управляйте мной».
подчинение: «Я делаю», «Слушаюсь», «Я должна делать», и т.д.
6. Поведение в случае отвержения, принятие ребенка в группу сверстников.
Ребенок может быть включенным в группу, может находиться в изоляции. Каждый ребенок сталкивается с ситуацией отвержения. Реагируют все дети по-разному. Можно выделить конструктивные способы реагирования (договориться, попросить, организовать свою игру), и непродуктивные способы выхода из проблемной ситуации (обижаться, плакать, уйти, пожаловаться).
Поведение в случае отвержения со стороны сверстников оценивается следующим образом: неконструктивные способы оцениваются как 1 балл, конструктивные способы как 2 балла.
Приведем примеры:
Когда меня не принимают в игру: «я обижаюсь», «я придумываю новую», «я все расскажу воспитателю», «я играю сам с собой», «сержусь», «я иду и занимаюсь своими делами».
Когда ребята что-то делают вместе: «не обижаюсь», «им помогаю», «играю во что-нибудь другое», «прошусь с ними», «спрашиваю, что они делают и если они разрешают, то я присоединяюсь к ним», «обижаюсь».
Ребята, которых не приглашают в совместные игры: «обижаются», «сердятся».
Ответы на предложенные вопросы выявляют субъективное ощущение включенности ребенка в группу сверстников.
Приведем примеры:
Ребята, которых не приглашают в совместные игры: «Я их приглашаю», , «делаю так, чтобы их пригласили», «я с ними играю», «они плохие», «я иду занимаюсь своими делами» (этот ребенок имеет низкий социометрический статус в группе), «я с ними не дружу».
Когда ребята что-то делают вместе: «Я к ним присоединяюсь», «Я ухожу», «Я не влезаю», «не обижаюсь», «я к ним не лезу», «я попрошусь и присоединюсь к ним».
Когда меня не принимают в игру: «они меня всегда принимают», «не принимают, не знаю игр».
7. Степень активности в общении
Активная позиция выражается в том, что ребенок предлагает какой-то вид деятельности и общения, проявляет готовность взять на себя ответственность. Пассивная позиция выражается в отсутствии инициативы и готовности взять на себя ответственность. Активная позиция в общении оценивается в 2 балла, пассивная позиция - 1 балл.
Приведем примеры:
Когда ребята собираются вместе, я обычно:
выражение пассивной позиции - «Я тоже», «Я с ними», «Стою с ними», «Сижу и смотрю», «Не знаю»;
выражение активной позиции – «предлагаю поиграть со мной», «вхожу в их компанию».
Когда другие ребята что-то делают вместе, я «прошусь с ними», «тоже играю вместе с ними», «хочу с ними», «я не лезу», «ухожу», «не путаюсь».
Когда меня не принимают в игру «то я ухожу», «грустить», «обижаюсь»; «я придумываю новую», «я все равно играю с ними», «с другими играю».
8. Особенности общения со взрослым
Также данная методика позволяет выявить особенности общения со взрослыми. Склонность ребенка к подчинению, сопротивлению или сотрудничеству со взрослыми.
Ответы на вопросы оцениваются следующим образом: сопротивление – 1балл, подчинение – 2 балла, сотрудничество – 3 балла.
Приведем примеры ответов:
Когда взрослые обсуждают мое поведение:
1 балл - «мне нравится, когда не говорят», «пусть не обсуждают», «они меня достали»; 2 балла - «извиняюсь»; «я слушаюсь», «прошу у них прощения»; «я слушаю», «нужно не баловаться»; 3 балла - «я с ними обсуждаю»;
Когда взрослые говорят мне, что нужно сделать: «я делаю», «я их никогда не слушаюсь».
Данная методика позволяет выявить как возрастные (например, преобладающие мотивы), так и индивидуальные особенности общения.










Приложение 3
Схема наблюдения «Особенности общения детей младшего школьного возраста со сверстниками»
Модификация и критерии анализа: Хузеева Г.Р.
Предлагаемая схема наблюдения направлена на выявление особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Применяется с целью объективного контроля уровня коммуникативной компетентности детей и объективизации результатов диагностики сферы общения детей с помощью проективных методик. Следует учитывать, что ни одна из методик, предназначенных для определения особенностей общения в данном возрасте, не позволяет выявить эти особенности в полном объеме. Данная схема наблюдения позволяет определить многие особенности общения. Методика направлена на диагностику:
возрастных особенностей общения (преобладающие мотивы, наличие просоциального поведения и т.д.)
определение особенностей общения отдельного ребенка
определение детей с проблемными формами общения (отрицательное эмоциональное отношение, низкая инициативность, низкая продуктивность общения и т.д.).
определение особенностей отношения к ребенку со стороны сверстников.
Процедура проведения
Наблюдение проводится по заданной схеме за свободным взаимодействием детей в разное время пребывания ребенка в ГОУ. За каждым ребенком проводится 3 наблюдения по 20 минут: утром, на прогулке, вечером. Желательно проводить наблюдение в разные дни.
Для каждого наблюдения заполняется протокол.
При наблюдении учитываются следующие критерии:
Инициативность в общении – количество обращений ребенка к другим за определенный отрезок времени.
Мотивы общения с которыми ребенок обращается к сверстнику – деловой, игровой, познавательный, личностный.
Эмоциональное отношение ребенка к сверстнику в процессе обращения и общения – положительное, амбивалентное или отрицательное.
Популярность ребенка – количество обращений к ребенку со стороны сверстников за определенный отрезок времени.
Мотивы обращения к ребенку - деловой, игровой, познавательный, личностный.
Эмоциональное отношение к ребенку со стороны сверстников - положительное, амбивалентное или отрицательное.
Продуктивность общения - показатель того, достигнута или нет цель обращения и общения со сверстниками.
Избирательность в общении со сверстниками – стремление общаться с одними и теми же детьми или общение с широким кругом
Тип общения – сотрудничество, подчинение, подавление другого, избегание.
Способность к просоциальному поведению, готовность оказать бескорыстную помощь другому.
Обработка и интерпретация результатов
Предложенные критерии наблюдения оценивались следующим образом:
1. инициативность (1 балл - низкая степень, определялась, если в среднем за одно наблюдение ребенок демонстрирует 1-2 обращения к сверстникам, 2 балла – средняя степень инициативности, если в среднем за одно наблюдение демонстрируется 3-4 обращения, 3 балла – высокая степень инициативности в общении, если в среднем обращений более 5).
2. мотив общения оценивался а) по степени преобладания, б) по наличию разных мотивов общения.
- преобладающий мотив общения (1балл - деловой, 2 балла - игровой, 3 балла - познавательный, 4 балла – личностный мотив преобладает.)
- разнообразие мотивов общения (1 балл – в общении в основном используется один мотив; 2 балла – представлены разные мотивы общения)
3. эмоциональное отношение к сверстникам (1 балл – отрицательное отношение к сверстникам, 2 балла – амбивалентное отношение к сверстникам, 3 балла – положительное отношение к сверстнику).
4. популярность ребенка (1 балл - низкая степень популярности (не обращаются к ребенку), 2 – средняя степень популярности (редко (1-2 раза) обращаются к ребенку), 3- высокая степень популярности, к ребенку обращаются часто и регулярно).
5. эмоциональное отношение к ребенку со стороны сверстников оценивалось следующим образом (1 балл – отрицательное отношение к ребенку, 2 балла – амбивалентное отношение, 3 балла – положительное отношение к ребенку).
6. продуктивность общения оценивается также по трехбалльной шкале (1 балл – ребенок редко достигает цели общения, 2 балла – равноценные показатели достижения и не достижения целей общения, 3 балла – часто достигает целей общения).
7. тип общения оценивался по преобладанию тех или иных воздействий на другого ребенка (1 балл - преобладание избегания, 2 балла –преобладание подавления сверстников, 3 балла – преобладание подчинения сверстникам, 4 балла – преобладание сотрудничества).
8. наличие просоциальных действий (1 балл – ребенок никогда не проявляет просоциальных действий, в общении преимущественно используется равноценный обмен, 2 балла – ребенок проявляет просоциальное поведение).






Приложение 4
Методика «Картинки»
Цель: изучение коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками.
Стимульный материал: набор тематических картинок.
Форма проведения: индивидуальная.
Процедура проведения:
Ребенку показывают картинки с изображением конфликтных ситуаций, на каждой из которых есть обиженный персонаж. Каждая картинка предъявляется отдельно.
Предлагается следующая инструкция:
«Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке?» Ответ ребенка фиксируется в протоколе.
Если ребенок видит на рисунке конфликтную ситуацию, задается следующий вопрос: «Что бы ты сделал на месте этого (обиженного) после чего предъявляется следующая картинка.
Обработка результатов.
Ответы ребенка заносятся в протокол:
Что нарисовано на этой картинке?
Что ты сделаешь на месте этой девочки?
В случае если на первый вопрос во всех случаях ребенок не может дать развернутого ответа (например, отвечает: «Дети», «Мальчики и девочки играют»), констатируется отсутствие коммуникативной компетентности. Если ребенок дает содержательную интерпретацию событиям, изображенным на картинках, варианты ответов на второй вопрос квалифицируются и оцениваются следующим образом.
Уход от ситуации – ответы типа «убегу», «не знаю», «пожалуюсь маме», «обижусь» - 1 балл.
Агрессивный выход (всех прогоню, побью, расстреляю, покусаю и пр.) – 2 балла.
Вербально-оценочное решение (скажу, что так нельзя; скажу, что она плохо сделала; объясню как надо) – 3 балла.
Конструктивное решение (найду других друзей, построю новый дом, починю куклу, подожду) – 4 балла.
Полученные результаты подвергаются качественной и количественной оценке. Наиболее благоприятным является последний вариант ответа. Если все ответы ребенка относятся к этому типу, он получает 20 баллов, что составляет максимальный результат по данной методике. Если ребенок предпочитает ответы третьего типа, то можно сказать, что он умеет вербально оценить возникшую ситуацию. Если более половины ответов ребенка (3 и более) относятся ко второму типу, можно констатировать склонность ребенка к агрессивным формам поведения. В случае, если преобладают ответы первого типа, свидетельствующие о коммуникативной беспомощности и несамостоятельности, фиксируется низкий уровень коммуникативной компетентности.
Стимульный материал
№1




№ 2


№ 3




№4



№ 5



Приложение 5
Социометрическая матрица № 1
Ф.И. ребенка № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Айкина Т. 1 + + + Артамонов А. 2 + + + Ахмедов М. 3 + + + Бойков В. 4 + + + Дорожкина Е 5 + + + Живодеров С. 6 + + + Зиновьев М. 7 + + + Итрина И. 8 + + + Кошменков С. 9 + + + Куликов Н. 10 + + + Кузьмин Е. 11 + + + Макарова Т. 12 + + + Минзарипов Р. 13 + + + Невоструева Е. 14 + + + Немыкина О. 15 + + + Нечаева М. 16 + + + Порфирьева О. 17 + + + Сабиров Р. 18 + + + Сабирова Г. 19 + + + Тюнин В. 20 + + + Файзуллин И. 21 + + + Чугунова М. 22 + + + Число полученных выборов 2 3 5 2 6 2 1 2 1 4 4 1 2 3 6 1 2 4 4 2 5 4 Число взаимных выборов 2 3 3 1 3 1 1 2 1 3 2 1 2 2 3 1 2 3 3 1 3 3



Социометрическая матрица № 2

Ф.И. ребенка № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Айкина Т. 1 + Артамонов А. 2 + Ахмедов М. 3 + Бойков В. 4 + Дорожкина Е 5 + Живодеров С. 6 + Зиновьев М. 7 + Итрина И. 8 + Кошменков С. 9 + Куликов Н. 10 + Кузьмин Е. 11 + Макарова Т. 12 + Минзарипов Р. 13 + Невоструева Е. 14 + Немыкина О. 15 + Нечаева М. 16 + Порфирьева О. 17 + Сабиров Р. 18 + Сабирова Г. 19 + Тюнин В. 20 + Файзуллин И. 21 + Чугунова М. 22 + Число полученных выборов 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 4 1 2 1 Число взаимных выборов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1



Приложение 6
Результаты наблюдения «Особенности общения детей младшего школьного возраста со сверстниками»
№ Ф.И. ребенка Инициативность
(кол-во обращений ребенка к другому) Эмоциональное отношение ребенка к сверстнику Мотив общения ребенка со сверстниками Популярность
(кол-во обращений к ребенку со стороны сверст.) Эмоциональное отношение
к ребенку со стороны сверстника Мотив обращения сверстника

Продуктивность общения
Тип общения
Наличие просоциальных действий 1 Айкина Т. 2 2 3 3 2 3 2 2 2 2 Артамонов А. 3 3 3 2 2 3 1 2 2 3 Ахмедов М. 3 3 3 3 3 4 2 3 2 4 Бойков В. 2 2 2 2 2 3 1 3 2 5 Дорожкина Е 3 3 3 3 3 4 3 4 2 6 Живодеров С. 2 3 2 2 2 3 1 2 1 7 Зиновьев М. 1 2 1 2 2 3 2 4 1 8 Итрина И. 3 2 2 3 2 2 2 3 2 9 Кошменков С. 2 3 3 2 3 3 3 4 1 10 Куликов Н. 3 3 4 2 3 3 3 4 2 11 Кузьмин Е. 3 2 2 2 3 4 1 2 1 12 Макарова Т. 3 2 3 3 2 3 1 3 2 13 Минзарипов Р. 2 3 3 3 3 3 2 4 2 14 Невоструева Е. 3 2 3 3 3 3 2 4 2 15 Немыкина О. 3 3 4 3 3 1 3 4 2 16 Нечаева М. 1 2 1 2 3 3 2 3 1 17 Порфирьева О. 2 2 1 2 3 3 2 3 2 18 Сабиров Р. 2 3 3 3 3 3 3 4 2 19 Сабирова Г. 3 3 3 3 3 3 2 2 2 20 Тюнин В. 2 2 2 2 2 2 2 2 1 21 Файзуллин И. 3 3 4 3 3 4 3 4 2 22 Чугунова М. 3 3 4 3 3 4 3 4 2 23 Хср. 2,5 2,5 2,7 2,5 2,6 3 2,1 3,2 1,7
Вердербер, Р., Вердербер, К. Психология общения. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2003. - 320 с., с. 23.
Психология. Учебник./ Под редакцией А.А. Крылова. - М.: “Проспект”, 2005, с. 160.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1981, с. 129.
Социальная психология: учебное пособие для вузов /Под ред. А.А. Журавлева. М.: 2003, с. 33 – 70.
Хрестоматия по возрастной психологии. /Под ред. Фельдштейна Д.И. - М., 2008.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России.- 2000, с. 115.
Мухина В.С. Детская психология. М., 2005.
Общение и формирование личности школьника. /Под ред. Бодалева А.А., Кричевского Р.Л. - М., 2007.
Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 2007, с. 112.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 2006.
Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей. - М.: 2005.
Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. М., 2006, с. 132.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 томах. Т.4. Детская психология. / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 2004, с. 198.
Развитие психологии ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. /под ред. Репиной Н.Е. - М., 2005.
Мудрик А. В. Характеристика общения у младших школьников // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1979.
Мудрик А. В. Характеристика общения у младших школьников // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1979.









2


1

5

15

13

11

3

2

21

6

4

9

22

10

14

18

19

8

16

17

20

7

12

15

1

9

18

6

5

4

3

2

7

11

10

16

14

13

22

8

12

17

19

20

21

Список литературы
1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 2000.
2.Актуальные проблемы психопедагогики начального образования. (Под ред. Бережковской Е.Л., Кравцовой Е.Е., Корепановой К.М.). - М., 2007.
3.Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 378 с.
4.Бодалев А.А. Психология личности. М, 2005.
5.Вердербер, Р., Вердербер, К. Психология общения. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2003. - 320 с.
6.Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. Петровского А.В. - М., 2007.
7.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 томах. Т.4. Детская психология. / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 2004.
8.Галлигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи. М., 2006.
9.Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. М., 2006.
10.Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей. - М.: 2005.
11.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 2006.
12.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1981.
13.Мудрик А. В. Характеристика общения у младших школьников // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1979.
14.Мухина В.С. Детская психология. М., 2005.
15.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России.- 2000.
16.Общение и формирование личности школьника. /Под ред. Бодалева А.А., Кричевского Р.Л. - М., 2007.
17.Практикум по возрастной психологии. Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб.: Речь, 2008.
18.Психология. Учебник./ Под редакцией А.А. Крылова. - М.: “Проспект”, 2005.
19.Развитие психологии ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. /под ред. Репиной Н.Е. - М., 2005.
20.Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика - Самара: БАХРАХ, 2001. - 402 с.
21.Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выгодского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии.- 1996.- №6.
22.Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 2007.
23.Социальная психология: учебное пособие для вузов /Под ред. А.А. Журавлева. М.: 2003.
24.Хрестоматия по возрастной психологии. /Под ред. Фельдштейна Д.И. - М., 2008.
25.Цукерман Г.А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1999. - №6. - С. 3 - 13.
26.Шипицына Л.М., Заширинская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (Для детей от 3 до 6 лет). М., 2008.
27.Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.




Узнать стоимость работы