Вам нужен реферат?
Интересует Философия?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Философия истории. Запад, Восток, Россия в диалоге культур

  • 16 страниц
  • 10 источников
  • Добавлена 24.12.2008
250 руб. 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение
1. Запад и Восток в системе мировой цивилизации
2. Культурные различия между Западом и Востоком
3. Диалог культур
4. Место России в диалоге культур и цивилизаций.
Заключение
Библиография

Фрагмент для ознакомления

Философ Бердяев одной из главных черт русского народного характера считал глубокую поляризованность и противоречивость. Он писал: «Противоречивость и сложность русской души может быть связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории. Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролось два начала, восточное и западное»
Известно, что Россия занимает особенное место в ряду главнейших мировых цивилизаций.
Основная ее особенность в том, что в этой стране триада «традиция-культура-цивилизация» не представляет собой цельной, отработанной системы, которая определяет общий тип общества.
Как на Востоке, так и на Западе цивилизация идеологическими способами маскирует свое несоответствие традиции и культуре.
В России три составляющих общественной практики людей существовали как бы отдельно друг от друга, зачастую вступая в противоречия и отрицая одна другую.
Традиция представляла жизнь в духе мистического православия с иночеством, старчеством, множеством святых, и подвижников.
Возле этой традиции за последние двести лет в России возникла великолепная культура. В произведениях русских писателей, художников, скульпторов и композиторов отображена жизнь души человека с таким глубоким проникновением, что многих отечественных мыслителей это заставило считать истинным призванием русского человека жизнь в соответствии с переживаниями и влечениями души. Мир цивилизации, внешний и безликий, принимался как производное обмана и фальши, как зло, которое приходится терпеть. Эта цивилизация была, как бы, заимствована у других народов и необходима, в основном, государству. Для народа она была чуждой.
При доскональном изучении ситуации в России получается, что российский вариант в сравнении с «нормальными» цивилизациями Запада и Востока переворачивает саму перспективу рассмотрения традиции, культуры и цивилизации. В России за точку отсчета принимается духовная традиция, т. е. целиком внутренняя реальность. В результате возникает осмысление цивилизации, как вторичного явления в отношении традиции и культуры.
Утверждается невозможность производимой цивилизацией подмены мировосприятия символического идеологическим. Только в Россия отчетливо видны внутренние провалы между традицией, культурой и цивилизацией. Но платить за это приходится эта ценой сильнейшей общественной напряженности, которая периодически выливается в потрясения, в «русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
В истории российской культуры и мысли и, в первую очередь, в важнейшей, черте российской реальности отчетливо виден разрыв между «внутренним» и частным (локальным, общинным) и «внешним» и публичным (гражданским, государственным) аспектами жизни российского общества. Эта глубокая несходимость, разрыв, неустроенность российской действительности ощущается в отношениях между православной церковью и российским обществом.
Возникает вопрос: быть может призвание России в том, чтобы стать посредницей между Западом и Востоком? Поскольку именно в России, и, во многом, благодаря ей, становятся видны коллизии и противоречия человеческого существования, которые маскирует цивилизация?
Эта миссия России обусловлена, открытостью русских самым предельным ценностям человеческой жизни, присущему им интересу к вечным, «роковым» жизненным вопросам. Русская душа не терпит душевной праздности, неуважения к правде, безразличия к людям.
Жизненная позиция русских людям Запада и Востока часто представляется бесцеремонной и глупой. В то же время русским в «цивилизованная» жизнь кажется мертвенной, бессердечной. В России значительно меньше, чем на Западе или Востоке, той брони, которую создает цивилизация. Броня эта гасит или просто прерывает близкое прикосновение человеческих сердец.
На современном этапе развития человечества, когда мир стал огромным всеобщим домом, несколько сместились акценты и в тематике рассматриваемой проблемы. Россия, являясь одной из ведущих мировых держав, не уступающая развитым странам Запада в технологиях, науке и прочих цивилизационных позициях, сохранила особое положение в диалоге культур. Россия — носитель высших культурных достижений в самых различных сферах. Кроме того, географическое положение нашей страны, ее традиции, история и полиэтничность обязывают ее стать не просто активным участником диалога культур, но его руководителем. Экономические, политические, культурные и прочие связи, которыми обладает Россия как в Западном, так и в Восточном мире, в своем роде, уникальны. Их использование непременно должно привести к положительному результату. Мир, к сожалению, еще далек от духовного единства. Способствовать его развитию, всячески продвигать процессы сближения и взаимопонимания разнополюсных систем — историческое призвание России.











Заключение
Проблема отличий Востока и Запада начала свою историю еще в периоде Античности, когда люди разделились на греков и варваров. С течением времени, на смену грекам пришли европейцы, а термин «варвары» потерял негативную окраску, и был заменен понятием «другие». Запад стал ассоциироваться с понятием «европейцы», Восток с понятием «другие».
Известная формула Киплинг: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с места им не сойти», давно перестала быть бесспорной. Наше время требует других подходов, компромиссов, диалога. Одной из первоочередных задач является создание и развитие взаимопонимания на уровне культур, менталитетов, снятие напряженности в релиогизных и иных сферах.
Роль России, как мировой державы, как страны несущей в своем культурном багаже проявления и Западной и Восточной ментальностей, огромна. Именно наша страна самой историей призвана стать третейским судьей в споре, носителем высокой функции взаимной терпимости и примирения двух полюсов мировой цивилизации.




















Библиография
Васильев Л. С. Цивилизации Востока: Специфика, тенденции, перспективы // Цивилизации. Вып. 3. М.: Наука, 1995.
Гершензон М. О. Славянофильство // Гершензон М.О. Собрание сочинений. Т. 3. М.; Иерусалим. 2000.
Глобальные процессы и перспективы взаимодействия России и третьего мира. М., 1994.
Ильин В. В., Ахиезер А. С. Российская цивилизация: Содержание, границы, возможности. М., 2000.
Никипорец Н. Е. Восток и Запад: Единство первич. форм худож. мышления и культуры народов Востока и Запада с древнейших времен до наших дней. М., 1994.
Пилявский В. И. История Русской архитектуры. М., 1984.
Рыбаков Б. А. Очерки русской культуры. М., 1990..
Стенник Ю. О национальных истоках славянофильства // Москва. 1990. № 1.
Орлова И.Б. Евразийская цивилизация. М., 1998.
Чиркин В. Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994.






Чиркин В. Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. с. 28.

Ильин В. В., Ахиезер А. С. Российская цивилизация: Содержание, границы, возможности. М., 2000. С. 132.
Васильев Л. С. Цивилизации Востока: Специфика, тенденции, перспективы // Цивилизации. М., 1995. С. 147.

Никипорец Н. Е. Восток и Запад: Единство первич. форм худож. мышления и культуры народов Востока и Запада с древнейших времен до наших дней. М., 1994. С. 47.

Пилявский В. И. История Русской архитектуры. М., 1984. С. 187.

Рыбаков Б. А. Очерки русской культуры. М., 1990. С. 123.

Гершензон М. О. Славянофильство // Гершензон М.О. Собрание сочинений. Т. 3. М.; Иерусалим. 2000. С. 157.
Стенник Ю. О национальных истоках славянофильства // Москва. 1990. № 11. С. 32.

Глобальные процессы и перспективы взаимодействия России и третьего мира. М., 1994. С. 64.













12

1.Васильев Л. С. Цивилизации Востока: Специфика, тенденции, перспективы // Цивилизации. Вып. 3. М.: Наука, 1995.
2.Гершензон М. О. Славянофильство // Гершензон М.О. Собрание сочинений. Т. 3. М.; Иерусалим. 2000.
3.Глобальные процессы и перспективы взаимодействия России и третьего мира. М., 1994.
4.Ильин В. В., Ахиезер А. С. Российская цивилизация: Содержание, границы, возможности. М., 2000.
5.Никипорец Н. Е. Восток и Запад: Единство первич. форм худож. мышления и культуры народов Востока и Запада с древнейших времен до наших дней. М., 1994.
6.Пилявский В. И. История Русской архитектуры. М., 1984.
7.Рыбаков Б. А. Очерки русской культуры. М., 1990..
8.Стенник Ю. О национальных истоках славянофильства // Москва. 1990. № 1.
9.Орлова И.Б. Евразийская цивилизация. М., 1998.
10.Чиркин В. Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994.

У нас вы можете заказать