Вам нужна курсовая работа?
Интересует Социология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Социальная политика и социальная работа:взаимосвязь и взаимовлияние.

  • 60 страниц
  • 25 источников
  • Добавлена 04.05.2011
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОВЛИЯНИЕ
1.1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1.2. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ И ВЗАИМОВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
2.1. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ И ВЗАИМОВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
2.2. СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ НУЖДАЮЩЕМУСЯ НАСЕЛЕНИЮ
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТОЙ ИСХОДЯ ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
3.1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
3.2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ, ИСХОДЯ ИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ И ВЗАИМОВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Вид затрат, их совокупность зависят от вида социальной деятельности и реализации тех или иных целей. Применительно к социальной работе затраты могут быть материальные, финансовые (устройство различного рода социальных служб и учреждений, финансовое обеспечение клиентов), а также физические, умственные (в том числе нравственного, психологического характера) и временные.
2) При оценке эффективности социальной работы используются как качественные методы, так и количественные.
3) Для достижения приемлемого уровня социальной стабильности необходимо преодоление наиболее сильных угроз в социальной сфере: низкий уровень жизни значительной части населения, массовая безработица, отрицательный уровень естественного прироста населения страны. Только на основе решения вышеперечисленных проблем и целого ряда менее значимых возможен переход Российской Федерации к следующему этапу – состоянию устойчивого развития социальной сферы, то есть к такому состоянию социальной сферы, при котором происходит постоянное улучшение качественных характеристик социальной сферы, отсутствуют угрозы социальной стабильности развития общества и существует потенциал для дальнейшего прогресса.
3.2. Рекомендации по модернизации управления в социальной работе, исходя из взаимосвязи и взаимовлияния социальной политики и социальной работы
В технологии социальной политики на любом уровне управления выделяются две части: разработка и реализация.
Основу разработки социальной политики на любом уровне управления составляют два ведущих принципа.
1. Обоснованность, т.е. расчетное обеспечение целей, направлений, задач и мероприятий необходимыми ресурсами.
Наиболее распространенная ошибка состоит в том, что разрабатываемая социальная политика не «просчитывается» по необходимым ресурсам. Поэтому документ, содержащий ее изложение, может очаровывать обилием замыслов, но с практической точки зрения предстает как вариант «чрезмерного оптимизма и больших желаний».
2. Реалистичность, т.е. ориентация социальной политики не на все социальные проблемы одновременно, а на практическое решение наиболее значимых из них в определенном объеме на тот или иной период времени.
После окончания разработки и принятия социальной политики «включается» механизм ее реализации.
Практика показывает, что в процессе реализации социальной политики особую значимость представляет следование двум требованиям:
1) конкретизация социальной политики в механизме социальных и экономических программ и социально-экономического планирования;
2) результативность, т.е. социальная политика должна обеспечивать достижение необходимых результатов спустя определенный период времени.
Если социальная политика не реализована, то всегда найдутся конкретные причины, наиболее характерные из которых – необоснованность и нереалистичность.
Разработка и реализация социальной политики требует соответствующей компетенции на любом уровне управления. Следует особо отметить, что поскольку «соседствуют» два процесса – разработка и реализация, то, соответственно, для внедрения социальной политики в жизнь необходимы:
• специалисты, которые имеют профессиональную подготовку в области программно-целевого управления, социального проектирования, т.е. знают и умеют обосновывать и разрабатывать социальную политику;
• руководители, которые получили необходимую подготовку по организации управления процессами разработки и реализации социальной политики, социальных программ.
В практике социального управления иногда складываются ситуации, когда какая-то цель становится приоритетной и требует создания или выделения специального механизма – организационного и ресурсного – для ее реализации. Таким механизмом, в частности, считается программный метод.
Программа – это разрабатываемый и реализуемый комплекс задач и мероприятий (мер), имеющих определенное содержание и направленный на достижение конечной цели.
Существенными признаками данного понятия выступают:
1) конечная цель;
2) комплекс задач, мероприятий (мер);
3) разработка и реализация этого комплекса. [12]
Поскольку ведущим признаком является конечная цель, то сами программы называют целевыми. И смысл словосочетания «программно-целевой» заключается в реализации целей с помощью программы.
В социальной работе возникает потребность выделения того или иного направления в связи с его значимостью. Тогда оно приобретает форму целевой программы, которая вариативно разрабатывается и реализуется:
• существующей организационной структурой;
• специально созданной для этого организационной структурой, которая называется целевой – по продукту или проекту;
• частично существующей и частично созданной организационными структурами – так называемый смешанный вариант.
Организационно-управленческая система, обеспечивающая разработку и реализацию (выполнение) одной или нескольких программ, называется программно-целевым управлением (ПЦУ). [13]
Если у программы нет или слабо работает обеспечивающая организационная структура, то она «зависает» или ее разработка и выполнение проблематичны. Это – одна из распространенных «программных болезней».
Особенностью программ вообще и программ в социальной сфере в частности является выделение «программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей, задач, мероприятий и в конечном счете цели программы. Программно-целевое управление по-своему подтверждает важность определения приоритетов применительно к целям, задачам и их ресурсному обеспечению.
Как итоговый документ программы имеют различные формы фиксации с соответствующими реквизитами, название и количество которых зависит от целого ряда факторов, в том числе опыта специалистов и руководителей.
В качестве примера приведем типовые разделы программ, фиксируемых в документальной форме – паспорте:
• введение (для чего разработана, что собой представляет);
• содержание проблемы (дается краткая ее характеристика);
предполагается осуществить в «проектном» варианте, например, с помощью разработки и реализации какой-то программы. Результаты анализа находят выражение в виде описания ситуации, характеристики условий, «фотографии как есть», предложений и т.д.
Определение главной цели или главных целей производится на основе предпроектного анализа и отражается в формулировке цели (целей) с помощью слов и выражений деловой лингвистики.
Планирование проекта заключается в определении конкретных разработчиков с установлением заданий и сроков предстоящей разработки проекта.
Разработка проекта состоит в определении перечня мер (мероприятий) и ответственных исполнителей, в проведении необходимых расчетов по ресурсам, в заключение договоров (контрактов) на выполнение работ, поставку материалов, оборудования и др. Результатом разработки выступает, например, конкретный проект, а также соответствующие расчеты на календарные периоды.
Принятие и утверждение проекта происходит по организационной процедуре с фиксацией в официальном документе.
Выполнения проекта в социальной организации, как правило, обеспечивается существующей структурой. При необходимости могут создаваться специальные управленческие структуры, подразделения, звенья (должности). С учетом каких-либо значимых факторов в проект «по ходу» могут вноситься коррективы в сторону его расширения или «ужимания».
Подведение итогов выполнения проекта основывается на учете отчетной и контрольной информации и отражается в соответствующем документе, закрывающем данный проект.
Несмотря на различия по конкретным условиям деятельности организаций (предприятий, учреждений), особого внимания заслуживают так называемые универсальные правила, дающие представление о целом ряде реалий и соответствующих проблемах.
Правило 1. Использование готовых программ/проектов для поддержания и развития социальных организаций.
Поддерживающие программы/проекты связаны с улучшением или совершенствованием: информационных систем и технологий; системы подготовки, принятия и реализации решений; организационной структуры и функций, обучения персонала, условий труда и т.д.
Развивающие программы/проекты направлены на определенные изменения в социальных организациях и приобретение ими в целом и/или в своих составных частях иных качественных и количественных характеристик. Поэтому они, как правило, более трудоемкие и ресурсоемкие.
Правило 2. Четкое разделение полномочий между участниками проектирования. Практическая реализация данного правила создает необходимую организационную основу для процессов разработки, принятия и реализации программ/проектов. Следует напомнить, что полномочия включают в себя задачи, обязанности, права и ответственность работников – руководителей и специалистов.
В программном и проектном управлении в социальных организациях различают следующие схемы распределения полномочий:
1) полные линейные полномочия – наделяется руководитель программы/проекта, начиная от разработки и заканчивая реализацией;
2) частичные линейные полномочия – распределяются между руководителем программы/проекта и руководителями тех подразделений, специалисты которых участвуют в процессах разработки и реализации. Это так называемое частичное матричное распределение полномочий;
3) линейно-функциональное распределение полномочий – предполагает наделение руководителя программы/проекта координирующими функциями, а руководители подразделений, принимающих «Хотите разорить организацию или предприятие – выпускайте из бутылки программного и проектного джина».
Правило 6. Распределенный во времени эффект от программ и проектов. Считается, что эффективно работать завтра будет не та организация, которая считается успешной сегодня, а та, которая имеет в своем портфеле текущие и перспективные программы и проекты. Текущие обеспечивают эффект сегодня, а перспективные – дадут эффект завтра. И такое соотношение считается наиболее оптимальным. Организации сложно быть эффективной «с колес», поскольку каждая программа и проект требуют для своей разработки и реализации определенного времени.
Правило 7. «Посмертный» анализ неудавшихся проектов (Б. Гейтс). Чем масштабнее проект, тем больше надежд возлагается на его удачу, но тем и крупнее поражение. Особенно это относится к любимому детищу, в которое вложено много усилий. Поэтому полезно анализировать неудачи. Что и почему не получилось? Где произошли сбои? Какой механизм – организационный, координационный, кадровый, информационный, стимулирующий – оказался слабым? Извлечение уроков из неудач позволяет не только усиливать механизмы реализации других проектов, но и в случае целесообразности реанимировать первоначально проваленный проект.
Выводы:
1) Практически оценка эффективности социальных программ ведется по двум взаимосвязанным направлениям: оценка экономической эффективности и анализ социальной результативности программ. Экономическую эффективность определить проще, она осязаема, теория и практика накопили немало методик, позволяющих с необходимой полнотой проанализировать экономическую эффективность отдельных мероприятий или программ в целом. Что же касается социальной эффективности программ, то пока можно говорить лишь о выработке подходов к ее определению.
2) Как показало изучение взаимосвязи и взаимовлияния социальной политики и социальной работы, разработки и реализации программ необходимость в них возникает тогда, когда появляется достаточно большое количество экономических и социальных проблем, которые де могут быть решены в результате стихийного взаимодействия отдельных производителей по законам рынка. Именно такая ситуация сложилась в сегодняшних условиях России.
Заключение
В заключении следует еще раз подчеркнуть, сто социальная работа с ее обширной сетью центров социальной помощи населению оказывает активное воздействие на социальную политику, поскольку осуществляет обратную информационную связь в системе управления социальными процессами. Чем глубже изучены и осмыслены жизненные потребности различных групп населения, тем полнее они отражаются в задачах социальной политики. Социальная политика становится более реалистичной. Важное значение в социальной работе имеет анализ общественного мнения и социальных ожиданий населения. Этот аналитический материал используется органами государственного управления при обосновании мероприятий социальной политики на различных уровнях.
Таким образом, целенаправленная социальная политика на всех уровнях жизнедеятельности государства приводит к:
• повышению качества жизни населения;
• усилению влияния института социальной работы;
• сохранению и развитию важнейшего ресурса – человеческого потенциала;
• расширению различных форм социального партнерства и становлению гражданского общества.
В настоящее время в российской практике социальной работы основная функция – компенсирующая, т.е. поддержка наиболее проблемных групп населения. Зарубежными специалистами подчеркивается значение интеграционного подхода, в рамках которого ведущее значение имеет профилактическая и психосоциальная работа, направленная на активизацию индивидуальных ресурсов клиентов. Государство обязано создать условия для развития трудовых, творческих способностей человека, что предполагает и повышение ответственности человека за свою судьбу.
Обеспечение качества работы социальных служб, с учетом основных направлений социальной политики достигается следующими положениями:
1) Введение системы регулярной оценки эффективности, результативности, качества, ответственности и равенства в доступе к службам.
2) Развитие внутри и межрегионального обмена знаниями между специалистами по работе с детьми.
3) Развитие практики контроля социальных работников и других специалистов по работе с детьми.
4) Развитие и принятие стандартов по предоставлению услуг в различных сферах социальной работы на основе таких концепций, как эффективность, результативность, качество, ответственность и равенство в доступе к службам.
5) Самые острые проблемы развития уровня качества социальных служб в России это очевидная нехватка стандартов по предоставлению услуг.
6) Общая структура для оценки и самооценки открывает высокий уровень и помогает раскрыть концепцию качественных услуг по нуждам целевого населения.
7) Подробное определение и описание сущности хороших услуг означает то, что стандарты не могут существовать без критического уровня взаимодействия и общения заинтересованных лиц.
8) Развития стандартов можно добиться в сотрудничестве с клиентами, персоналом, непосредственно общающимся с ними, и руководством социальных служб на региональном и местном уровнях, НПО и представителями основных департаментов.
9) Стандарты необходимо рассматривать как более показательную меру эффективности служб с учетом того, что их будут придерживаться различные системы по формированию политики - социальной, образовательной сферы, и т.д.
10) Создания социальной системы, стимулирующей прогресс и инновации является одной из важнейших задач социальной реформы в России.
В ходе изучения взаимосвязи и взаимовлияния социальной политики и социальной работы были сделаны следующие выводы:
1) Система социальных служб, не гарантирующая двусторонней коммуникации и введения принципа субсидиарности (любая деятельность, которая может быть осуществлена более децентрализованной единицей), рискует быстро превратиться в «бюрократическую машину». Безликое и абстрактное деление обязанностей и формирование этих обязанностей. Акцентирование на стандартизации работы и узкой специализации, высокий уровень разделения труда. Риск того, что средства станут целями. Правила и постановления становятся целью без малейшего намека на их первоначальное предназначение.
2) Риск погрязнуть в формальностях, традициях и преувеличенной пунктуальности (негативная коннотация концепции бюрократизма); Обезличение отношений посредством упора на формальные взаимоотношения (Сопутствующие значения: старый, большой, регулирующий, отсутствие технической системы, отсутствие гибкости, простая и стабильная среда, контроль извне, старомодный).
3) Помимо того, что система социальных служб с такими характеристиками будет экономически неэффективной, она не сможет выполнять поставленные перед ней задачи, ни в отношении социальной интеграции, ни в отношении социальной стабильности (безопасности). Основной проблемой системы социальных служб в условиях вертикального взаимодействия станет попытка позволить идеям поступать «снизу вверх» и действовать в соответствии с принципом субсидиарности, т.е. строить механизм формирования политики
4) Проблемой сегодняшней России является то, что здесь не просто происходит видоизменение модели социальной политики или поиск наиболее адекватных изменившимся условиям способов ее проведения, а осуществляется попытка кардинальной смены одной крайней модели социального государства на другую, то есть резкий переход от максимально огосударствленной, перераспределительной социальной политики к полностью либерализованной, индивидуализированной социальной политике. На сегодняшний день можно констатировать резкое обострение противоречия между тенденцией к сокращению объемов непосредственной государственной социальной помощи и предельным увеличением спроса на нее со стороны населения в условиях практической неразвитости, слабости негосударственных институтов социальной поддержки и обеспечения.
5) Важно, чтобы законодательство отражало стандарты по особым социальным службам и обеспечивало возможностью минимальной поддержки на региональном и местном уровнях. Основной проблемой, касающейся целевых групп является не само законодательство, а способ его применения – или, скорее, неудовлетворительное применение. Существует необходимость в усилении и модернизации практик применения социальных законодательства и норм.
Введение реформ, особенно в таких чувствительных сферах как социальные службы, требует информированности общества, понимания и поддержки. Разработчикам политики должно быть хорошо известно, что люди и организации, сопротивляющиеся переменам, будут пытаться навязывать обществу свои собственные взгляды. Поэтому вся система социальной защиты должна развивать и внедрять стратегии информирования общества, для того, чтобы реформы нашли общественное понимание и служили во благо общества.
Крайне важно, чтобы федеральные и региональные социальные администрации поддерживали «социально прибыльный сектор», (включает широкий спектр некоммерческих организаций) работающий для достижения целей в социальном развитии и включении. Новые возможности, которые открыло законодательство перед организациями частного сектора, осуществляющего социальные услуги, является первым шагом в этом процессе. Однако, гораздо важнее, чтобы социальные администрации улучшили возможности национального и регионального спонсорства - программ, подобных проектам ЕС, каким как Программа Развития Социального Партнерства (ПРСП), которая помогает правительству России в улучшении качества жизни и поощрении полноценного участия всех россиян во всех аспектах жизни российского общества.
Оценка социальных программ в большинстве стран стала частью исследовательской политики. Оценка программы должна быть само собой подразумевающимся параметром. Такое возрастание значения оценки и растущий интерес подразумевают, что общественные программы уместны, эффективны и результативны.
6) Для применения правильной практики социальной оценки в России необходимо обратить внимание, по крайней мере, на следующие моменты: четкое видение социальной политики, как точки отсчета для оценочной деятельности; четкое видение уязвимых групп, как точки отсчета для оценочной деятельности; развитие новых технологий и практик для оценочной деятельности, что также включает; отбор и описание показателей успешности социальной политики и мер.
Необходимо будет также включать разных участников в процесс оценки – от пользователей, специалистов и исследователей до НПО, кампаний, граждан и т.д. Следовательно, важно, чтобы мониторинг и оценка социальной программы являлись встроенным параметром для поставщиков услуг и чтобы для этих целей выделялись средства.
Проблема заключается в создании новой культуры социальных служб, где мониторинг и оценка являются неотъемлемой частью работы и обеспечения услуг. Для этого требуется время, но первые шаги можно предпринять уже сейчас. Это повышение информированности среди политиков, администраций социальных служб и специалистов для укрепления инвестиционной и оценочной деятельности, такой как отчетность о случаях со стороны специалистов, привлечения университетов, исследовательских институтов и т.д. к внешней оценке, а также различные технологии оценки тренинг-курсов для профессионалов.
7) Для достижения приемлемого уровня социальной стабильности необходимо преодоление наиболее сильных угроз в социальной сфере: низкий уровень жизни значительной части населения, массовая безработица, отрицательный уровень естественного прироста населения страны. Только на основе решения вышеперечисленных проблем и целого ряда менее значимых возможен переход Российской Федерации к следующему этапу – состоянию устойчивого развития социальной сферы, то есть к такому состоянию социальной сферы, при котором происходит постоянное улучшение качественных характеристик социальной сферы, отсутствуют угрозы социальной стабильности развития общества и существует потенциал для дальнейшего прогресса.
8) Практически оценка эффективности социальных программ ведется по двум взаимосвязанным направлениям: оценка экономической эффективности и анализ социальной результативности программ. Экономическую эффективность определить проще, она осязаема, теория и практика накопили немало методик, позволяющих с необходимой полнотой проанализировать экономическую эффективность отдельных мероприятий или программ в целом. Что же касается социальной эффективности программ, то пока можно говорить лишь о выработке подходов к ее определению.
Как показало изучение взаимосвязи и взаимовлияния социальной политики и социальной работы, разработки и реализации программ необходимость в них возникает тогда, когда появляется достаточно большое количество экономических и социальных проблем, которые де могут быть решены в результате стихийного взаимодействия отдельных производителей по законам рынка. Именно такая ситуация сложилась в сегодняшних условиях России.
Важнейшей стороной социальной ориентированности кадров является понимание необходимости удовлетворения интересов и потребностей человека, развития социальной сферы, ее инфраструктуры. Однако, как показывает практика, этого пока не происходит, а экономический кризис еще более обостряет социальные проблемы.
Нерешенность социальных проблем, особенно неудовлетворение потребности в жилье, усиливает текучесть рабочей силы, снижает трудовую активность, негативно влияет на экономику, благосостояние людей. Ослабление внимания к социальным проблемам стало одной из основных причин ухода сельского населения в город. В результате в некоторых областях, например Тульской, Тверской и Ярославской, прекратили существование сотни сельских населенных пунктов.
В последние годы резко обострились социальные проблемы и в городах. Перенаселение за счет привлечения рабочей силы из окрестных районов, а также за счет миграции из мест обострения социальных конфликтов обостряет транспортные проблемы, проблемы медицинского обслуживания, трудоустройства, жилья и т.п. Социологические исследования в Российской Федерации выявляют устойчивую тенденцию снижения степени удовлетворенности семей в основных потребностях. Продолжает стремительно ухудшаться экологическая ситуация, отрицательную направленность имеет тенденция демографического развития общества, растет преступность. Демонтаж старых экономических структур и хозяйственных связей при практическом отсутствии апробированных структур рыночной экономики и при абсолютной неподготовленности населения к этому типу экономики наряду с падением объема производства резко обострили не только ситуацию на потребительском рынке, но и социальную напряженность в обществе.
Многофакторность социальной напряженности в обществе еще раз подчеркивает важность социальной ориентированности всей государственной структуры управления, а не только ведомства социальной защиты населения, поскольку от этого, в конечном счете, зависит превращение потребностей и интересов людей в реальный факт социальной политики государства.
Таким образом, социальная политика и социальная работа взаимосвязаны. Эта взаимосвязь носит диалектический характер, во многом напоминая соотношения философских категорий сущности и явления. Социальная работа представляет собой форму социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Однако единство социальной политики и социальной работы не означает их совпадения, тождества. Социальная работа по своему содержанию богаче, динамичнее, подвижнее социальной политики, в то же время социальная политика сохраняет большую устойчивость, являясь определяющей стороной в отношении социальной работы.
Как показало исследование, в регионах РФ проделана большая работа по созданию, организации и реализации программ адресной социальной помощи нуждающемуся населению. Тем не менее, такие программы необходимо совершенствовать с целью повышения степени их адресности. Существенным компонентом исследования стало изучение мнения получателей о программах социальной помощи и выявление достоинств и недостатков организации предоставления социальной помощи в отдельных муниципалитетах. Учет мнения населения о работе программ социальной помощи и устранение выявленных проблем позволит органам социальной защиты действовать более эффективно

Список литературы
Апостолов Т.М. Социальная политика Российской Федерации и правовой механизм ее реализации. М.: ВЛАДОС, 2008. – 478 с.
Войтенко А.И. Организация, управление и администрирование в социальной работе. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2010. – 255 с.
Козлов А.А. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность. М.: Международный проект, 2004. – 356 с.
Кравченко А.И. Социальная работа. М.: Проспект, 2008. – 416 с.
Кошелев Н.С. Социальное обслуживание и права населения. М.: Омега-Л, 2010. – 145 с.
Ларионов И.К. Социальная теория: Общие основы и особенности России. М.: Дашков и К, 2005. – 244 с.
Нестерова Г.Ф., Астер И.В. Технология и методика социальной работы. СПб.: Имена, 2006. – 168 с.
Основы социальной работы. Под редакцией Басова Н.Ф. М.: Академия, 2004. – 288 с.
Основы социальной работы. Под редакцией Паленок П.Д. М.: ИНФА-М, 2008 – 560 с.
Платонова Н.М. Введение в теорию социальной работы. СПб.: СПбГИПСР, 2009 – 188 с.
Россия – новая социальная реальность. Богатые. Бедные. Средний класс. Под редакцией Горшкова М.К., Тихонова Н.Е. М.: Наука, 2009. – 259 с.
Социальная политика регион. Под редакцией И.П. Скворцова. М.: КНОРУС, 2010. – 448 с.
Социальная политика. Под редакцией Н.А. Волгина. М.: Экзамен, 2006. – 734 с.
Социальная работа. Под общей редакцией Курбатова В.И. Ростов на Дону: Феникс, 2003. – 480 с.
Тетерский С.В. Введение в социальную работу. М.: Академический проект, 2003. – 496 с.
Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Под редакцией Паленок П.Д. М.: Дашков и К, 2007. – 608.
Технологии социальной работы. Под редакцией Чернецкой А.А. и др. Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 400 с.
Топчий Л.В. Организация социального обслуживания населения. М. 2002.
Управление социальной сферой. Под редакцией Гордина В.Э. СПб.: Питер, 2004. – 452 с.
Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. М.: ЭКСМО, 2005 – 356 с.
Фирсов М.В. Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. М.: Академия, 2007. – 192 с.
Холостова Е.И. Практикум по социальной работе. М.: Дашков и К, 2008. – 296 с.
Холостова Е.Н. Социальная работа. М.: Дашков и К., 2008. – 860 с.
Шарин В. Социальное обслуживание; проблемы, пути развития // Социальное обеспечение. - 2003. - №1.с. 18-21
Шарин В. Принципы современной системы социальной защиты // Социальное обеспечение. - 2003. - №2.с. 12-16.












2

Список литературы
1.Апостолов Т.М. Социальная политика Российской Федерации и правовой механизм ее реализации. М.: ВЛАДОС, 2008. – 478 с.
2.Войтенко А.И. Организация, управление и администрирование в социальной работе. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2010. – 255 с.
3.Козлов А.А. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность. М.: Международный проект, 2004. – 356 с.
4.Кравченко А.И. Социальная работа. М.: Проспект, 2008. – 416 с.
5.Кошелев Н.С. Социальное обслуживание и права населения. М.: Омега-Л, 2010. – 145 с.
6.Ларионов И.К. Социальная теория: Общие основы и особенности России. М.: Дашков и К, 2005. – 244 с.
7.Нестерова Г.Ф., Астер И.В. Технология и методика социальной работы. СПб.: Имена, 2006. – 168 с.
8.Основы социальной работы. Под редакцией Басова Н.Ф. М.: Академия, 2004. – 288 с.
9.Основы социальной работы. Под редакцией Паленок П.Д. М.: ИНФА-М, 2008 – 560 с.
10.Платонова Н.М. Введение в теорию социальной работы. СПб.: СПбГИПСР, 2009 – 188 с.
11.Россия – новая социальная реальность. Богатые. Бедные. Средний класс. Под редакцией Горшкова М.К., Тихонова Н.Е. М.: Наука, 2009. – 259 с.
12.Социальная политика регион. Под редакцией И.П. Скворцова. М.: КНОРУС, 2010. – 448 с.
13.Социальная политика. Под редакцией Н.А. Волгина. М.: Экзамен, 2006. – 734 с.
14.Социальная работа. Под общей редакцией Курбатова В.И. Ростов на Дону: Феникс, 2003. – 480 с.
15.Тетерский С.В. Введение в социальную работу. М.: Академический проект, 2003. – 496 с.
16.Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Под редакцией Паленок П.Д. М.: Дашков и К, 2007. – 608.
17.Технологии социальной работы. Под редакцией Чернецкой А.А. и др. Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 400 с.
18.Топчий Л.В. Организация социального обслуживания населения. М. 2002.
19.Управление социальной сферой. Под редакцией Гордина В.Э. СПб.: Питер, 2004. – 452 с.
20.Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. М.: ЭКСМО, 2005 – 356 с.
21.Фирсов М.В. Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. М.: Академия, 2007. – 192 с.
22.Холостова Е.И. Практикум по социальной работе. М.: Дашков и К, 2008. – 296 с.
23.Холостова Е.Н. Социальная работа. М.: Дашков и К., 2008. – 860 с.
24.Шарин В. Социальное обслуживание; проблемы, пути развития // Социальное обеспечение. - 2003. - №1.с. 18-21
25.Шарин В. Принципы современной системы социальной защиты // Социальное обеспечение. - 2003. - №2.с. 12-16.

У нас вы можете заказать