Вам нужна дипломная работа?
Интересует Банковское Дело?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Потребительское кредитование: проблемы и перспективы развития.

  • 130 страниц
  • 31 источник
  • Добавлена 22.02.2010
1 950 руб. 6 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение
Глава 1. Теоретические основы потребительского кредита
1.1. Понятия потребительского кредитования и его роль в экономике
1.2. Классификация потребительских кредитов
1.3. Правовое обеспечение потребительского кредита
1.4. Границы потребительского кредита
Глава 2. Состояние потребительского кредитования в РФ
2.1. Анализ рынка потребительского кредитования
2.2. Оценка надежности банков с помощью системы CAMEL
2.3. Анализ кредитоспособности заемщика
2.4. Формы и методы минимизации банковских рисков в системе потребительского кредитования
2.5. Роль и место кредитных бюро в системе потребительского кредитования
Глава 3. Тенденции и перспективы развития рынка потребительского кредитования в России
3.1. Перспективы правового развития потребительского кредитования
3.2.Оптимизация формирования кредитного портфеля и управления им
3.3. Перспективы совершенствования анализа кредитоспособности заемщика
3.4.Новые направления кредитования физических лиц в современных условиях
Заключение
Список используемой литературы

Фрагмент для ознакомления

Заемщик-потребитель имеет право вернуть всю сумму кредита раньше срока возврата потребительского кредита, указанного в договоре. В случае досрочного погашения кредита заемщик обязан сообщить кредитной организации об этом не менее чем за 30 дней до момента фактической передачи денег кредитной организации, если более короткий срок не предусмотрен договором потребительского кредита. При таких обстоятельствах заемщик-потребитель обязан выплатить кредитору проценты за фактический срок пользования кредитом. Заемщик-потребитель может досрочно погашать на указанных условиях кредит, срок которого не превышает 10 лет.
Также заемщик вправе отказаться от исполнения договора потребительского кредита без объяснения мотивов в течение 14 календарных дней. Отказ осуществляется в письменной форме. При этом он обязан выплатить неустойку, предусмотренную договором, которая не может превышать 0,5% от основной суммы займа.
Если в момент заключения договора кредитор не сообщил потребителю о его праве на отказ от исполнения договора, потребитель вправе отказаться в течение 30 дней со дня заключения договора.
Все перечисленные положения являются для существующей банковской практики отработанными и вполне приемлемыми. Они позволяют в достаточной степени не только сохранить действующий порядок предоставления указанных услуг, но получить нормативно-правовое закрепление юридической точности совершаемых в настоящее время действий. Такой подход в первую очередь предоставляет юридические гарантии судебной защиты прав, вытекающих из уже существующих фактических отношений. До настоящего момента судебная и иная правоприменительная практика не имела четкости и однозначности в определении такого рода отношений.
Права кредитора при заключении договора потребительского кредита
Кредитная организация имеет право предоставлять немотивированный отказ в предоставлении кредита и вступлении с потенциальным заемщиком в договорные отношения (ст. 19 законопроекта).
Совершенно очевидно, что кредитор после предварительной проверки платежеспособности потенциального должника имеет право требовать досрочного возврата денежных средств, предоставленных по договору потребительского кредита, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и договором потребительского кредита. Причем, как правило, основную часть случаев, когда кредитная организация будет иметь право потребовать досрочного исполнения договора, представляется обоснованным закреплять именно в договоре, так как из существующей в настоящее время практики видно, что законодательство не предоставляет всего необходимого спектра возможностей для кредитных организаций в области досрочного прекращения договорных отношений.
Для непосредственного информирования потребителя до заключения с ним договора кредитования, для предъявления ему в последующем требований по обязательствам, возникшим из договора потребительского кредита, а также взыскания соответствующей задолженности банками могут привлекаться коллекторские агентства.
Согласно законопроекту, коллекторские агентства — это организации, осуществляющие в соответствии с законодательством деятельность по приобретению денежных требований, срок исполнения которых наступил, с целью их последующего предъявления должнику и взыскания долга и(или) осуществляющие по поручению кредитора деятельность по предъявлению должнику денежных требований, срок исполнения которых наступил, и взысканию долга.
Таким образом, проект предлагает законодательно закрепить возможность цессирования долга от непосредственного кредитора любым третьим лицам.
На сегодняшнем этапе развития кредитных отношений на потребительском рынке правоприменительная практика позволяет сделать вывод о безусловной необходимости принятия подобного рода закона. В целом рассмотренный проект представляется вполне приемлемым с точки зрения финансово-экономических реалий и сложившейся банковской практики.
3.2.Оптимизация формирования потребительского кредитного портфеля и управления им

Кредитный риск находится в прямой зависимости от качества кредитного портфеля. Кредитный портфель — это результат деятельности банка по предоставлению кредитов, который включает в себя совокупность всех выданных банком кредитов за определенный период времени. Качественная оценка риска кредитного портфеля становится особенно актуальной в связи с диверсификацией банками своих операций.
Анализируя качество потребительского кредитного портфеля, российские банки в последние годы осуществляют ранжирование кредитов, т.е. используют метод систематической и объективной классификации ссудного портфеля в соответствии с характеристиками качества и риска. Основные цели ранжирования кредитов:
повышение эффективности ссудных операций;
улучшение качества портфеля за счет: использования предупреждающих сигналов; улучшения управленческой информации и контроля; определения стандартов и установления границ ответственности;
создание основы для управленческих решений.
Важнейшими факторами, в соответствии с которыми осуществляется ранжирование потребительских кредитов, является состояние отчетности, информация о состоянии дел и счетов клиента, отношения с клиентами, наличие обеспечения. Чтобы обезопасить себя от заведомо безвозвратных ссуд, банк должен строить свою работу с клиентами, используя две аксиомы, проверенные временем:
заниматься кредитованием преимущественно тех направлений, в кредитовании которых у банка уже накоплен значительный опыт;
не выдавать ссуды за пределы обслуживаемого региона.
Отсутствие понимания необходимости тщательного анализа качества ссудной задолженности (особенно предварительного анализа возвратности ссуды) во многом объясняет неустойчивое положение многих отечественных банков. Отчасти низкое качество ссудного портфеля определяется общим кризисным состоянием общества. Основными отличительными чертами кредитных портфелей российских банков можно считать: краткосрочность кредитов, формирующих портфель, и повышенную рискованность потребительского портфеля. Краткосрочность большой части кредитов обусловлена отсутствием благоприятной инвестиционной среды на российском рынке.
Банки в процессе своей деятельности должны проводить четкую целенаправленную политику в области вложений капитала. При этом они должны преследовать цели получения максимальной прибыли от вложений; достижения оптимального управления кредитным портфелем; поддержания необходимого уровня ликвидности и платежеспособности; создания резервов роста и т.д.
При невозможности погашения ссуды непосредственно заемщиком и поручителем банк списывает ссуду на убытки. Для этих целей в банках создаются специальные резервные фонды на покрытие кредитных рисков. Резервы на покрытие убытков по кредитным операциям создаются в размере страхового возмещения, необходимого для покрытия рисков по каждой группе кредитов. Таким образом, чем более рисковую кредитную политику проводит банк, тем больший резерв он должен создать, использовав для этого средства из прибыли. Зарубежные коммерческие банки в настоящее время, например, создают резервы на покрытие убытков по кредитам, предоставляемым по кредитным картам, в размере 2-3% от сумм предоставленных кредитов.
В российской банковской практике своеобразным амортизатором кредитного риска служит резервный фонд, создаваемый коммерческими банками для компенсации потерь по выданным кредитам. На основании Инструкции Банка России № 62а банки обязаны создавать резерв на возможные потери по ссудам.
Современные банки проявляют глубокую заинтересованность в качественной оценке степени кредитного риска и снижении его влияния на финансово-хозяйственную деятельность с применением соответствующего комплекса мероприятий. Но реальная оценка кредитного риска банка возможна при проведении детального анализа совокупности факторов, приводящих к возникновению риска при кредитовании.
Качественный анализ целого ряда рискообразующих факторов позволил бы банкам не только принимать адекватные решения по выдаваемым потребительским ссудам, но и в дальнейшем свести к минимуму прямые финансовые потери от невозврата кредитов.
Анализ факторов, в наибольшей степени влияющих на рост потерь банков по различным потребительским ссудам, позволил западным банкирам сделать следующие выводы. По данным Всемирного банка (таблица 6), внутренние для банка факторы являются причиной 67% потерь банков по ссудам, а на долю внешних факторов приходится, соответственно, 33% потерь.
На первом месте в списке основных внешних причин потерь банков по потребительским ссудам стоит банкротство компании. Индивидуальный заемщик банка в полной мере испытывает на себе влияние этого фактора.
Анализируя кредитоспособность индивидуального заемщика, банкир обязательно должен выяснить финансовое состояние компании, в которой работает потенциальный заемщик.

Таблица 6 - Факторы, вызывающие потери банка при кредитовании, %

Среди многообразия рискообразующих факторов целесообразно выделить макро- и микроэкономические. Исследование макроэкономических факторов показало, что ведущим фактором является общее состояние экономики, а также региона, в котором банк развивает свою деятельность. Кроме того, среди них выделяются факторы, обусловленные уровнем инфляции, а также темпами роста ВВП. Существенную роль играет активность денежно-кредитной политики Банка России, которая путем изменения учетной процентной ставки во многом определяет спрос на банковские ссуды. Одним из определяющих рискообразующих факторов является уровень развития банковской конкуренции, характеризующийся увеличением концентрации банковского капитала в отдельных регионах и развитием гаммы банковских операций и услуг.
Среди микроэкономических факторов большую роль играет уровень кредитного потенциала коммерческого банка, зависящий от общей величины мобилизованных в банке средств, структуры и стабильности депозитов, уровня обязательных резервов в Банке России, общей суммы и структуры обязательств банка. Факторами, оказывающими прямое влияние на возникновение риска невозврата кредита, являются степень риска отдельных видов ссуд, качество кредитного портфеля банка в целом, ценовая политика банка и уровень риск-менеджмента.
В свою очередь, степень рискованности отдельных видов ссуд определяется исходя из их качества. Качество конкретной ссуды и потребительского кредитного портфеля банка в целом является одним из ключевых факторов кредитного риска. Совокупность факторов, влияющих на качество отдельно выдаваемой ссуды, включает в себя следующее:
назначение ссуды (на увеличение капитала, на временное пополнение средств, на формирование оборотных активов, капитальное строительство);
вид кредита (потребительский);
размер кредита (крупный, средний, мелкий);
срок кредита (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный);
порядок погашения (по мере поступления выручки, единовременный);
форма собственности (частная, акционерная, муниципальная);
размер заемщика (по величине уставного капитала, по величине собственных средств);
кредитоспособность (в соответствии с рейтинговой оценкой);
степень взаимоотношений банка с клиентом (наличие расчетного счета в банке, разовые отношения);
степень информированности банка о клиенте;
способы обеспечения (залог, гарантии, поручительства).
Своевременный и длительный анализ выдаваемых ссуд в соответствии с рекомендуемой структурой рискообразующих факторов позволит снизить вероятность возникновения риска невозврата кредита и принять адекватные меры по минимизации влияния данных факторов на кредитный процесс банка. Вместе с тем оценка предлагаемых факторов риска отдельно выдаваемой ссуды и их всесторонний анализ и учет предоставляют реальную возможность банкам избежать повторного влияния данных факторов в своей будущей деятельности.
Под управлением риском (регулированием риска) понимают мероприятия, направленные на минимизацию соответствующего риска и нахождение оптимального соотношения доходности и риска, включающие оценку, прогноз и страхование соответствующего риска.
Управление рисками банка осуществляется, как правило, в несколько этапов:
выявление содержания рисков, возникающих в связи с осуществлением данной деятельности;
определение источников и объемов информации, необходимых для оценки уровня риска;
выбор критериев и методов для оценки вероятности реализации риска, построение шкалы риска;
выбор или разработка метода страхования риска;
5) ретроспективный анализ результатов управления риском и осуществление необходимой коррекции по предыдущим пунктам.
Наиболее часто встречающиеся недостатки в банковской деятельности, свидетельствующие о серьезных проблемах в отношении управления кредитным риском, следующие:
отсутствие документа, излагающего кредитную политику банка;
отсутствие ограничений концентрации рисков в кредитном портфеле;
излишняя централизация или децентрализация кредитного руководства;
плохой анализ кредитуемой сделки;
поверхностный финансовый анализ заемщиков;
завышенная стоимость залога;
недостаточно частые контакты с клиентом;
отсутствие контроля за использованием "ссуд;
плохой контроль за документальным оформлением ссуд;
неполная кредитная документация;
неумение эффективно контролировать и аудировать кредитный процесс.
Для снижения влияния этих недостатков необходимо применять комплекс методов управления кредитным риском. Основные методы регулирования, управления кредитным риском следующие:
диверсификация портфеля активов;
предварительный анализ платежеспособности заемщика или эмитента;
создание резервов для покрытия кредитного риска;
анализ и поддержание оптимальной (для банка) структуры кредитного портфеля.
Диверсификация ссудного портфеля является наиболее простым и дешевым методом хеджирования риска неплатежа по ссуде. Основные способы, применяемые для обеспечения достаточной диверсификации ссудного портфеля, следующие:
рационирование кредита, которое предполагает: установление гибких или жестких лимитов кредитования по сумме, срокам, видам процентных ставок и прочим условиям предоставления ссуд; установление лимитов кредитования по отдельным заемщикам или классам заемщиков в соответствии с финансовым положением; определение лимитов концентрации кредитов в руках одного или группы тесно сотрудничающих заемщиков в соответствии с их финансовым положением;
диверсификация заемщиков по отраслевой принадлежности может осуществляться также путем прямого установления лимитов для всех заемщиков данной группы в абсолютной сумме или по совокупной доле в ссудном портфеле банка;
диверсификация принимаемого обеспечения по ссудам;
применение различных видов процентных ставок и способов начисления и уплаты процентов по ссуде;
диверсификация кредитного портфеля по срокам, имеющая особое значение, поскольку процентные ставки по судам разной срочности подвержены различным колебаниям и уровень косвенно принимаемых на себя деловых рисков заемщика также существенно зависит от срока ссуды.
Реализация данного аспекта управления риском неплатежа по ссуде производится в русле проводимой банком кредитной политики.
3.3. Перспективы совершенствования анализа кредитоспособности заемщика

Один из основных способов снижения риска неплатежа по ссуде — тщательный отбор потенциальных заемщиков. Оценка способности клиента возвратить кредит проводится по следующим направлениям:
проверка кредитоспособности заемщика;
проверка его платежеспособности;
проверка кредитной истории;
проверка банковских счетов клиента;
проведение экспертного анализа рассматриваемого проекта сделки;
анализ технико-экономического обоснования коммерческой сделки.
Существует множество методик анализа финансового положения клиента и его надежности с точки зрения своевременного погашения его долга банку. В практике американских банков применяется «правило пяти си»:
character (характер заемщика);
capacity (финансовые возможности);
capital (капитал, имущество);
collateral (обеспечение);
conditions (общие экономические условия).
В практике могут применяться и другие способы оценки кредитоспособности заемщиков:
на основе системы финансовых показателей;
на основе анализа денежных потоков;
на основе анализа делового риска
Оценка кредитоспособности заемщика потребительского кредитования проводится на основе системы финансовых коэффициентов и баланса клиента. Финансовая оценка клиента является существенным элементом бизнес-диагностики и состоит из двух взаимосвязанных частей: коэффициентного анализа и оценки баланса. Основное содержание финансовой оценки клиента состоит в представлении и измерении финансовой стороны деятельности клиента, качества его менеджмента, степени предпринимательского риска, способности к наращиванию капитала, рациональности использования оборотных средств.
Таким образом, финансовые отчеты служат важнейшим источником информации о состоянии дел перспективного заемщика, которые банки используют для определения перспектив развития фирмы и степени вероятности неплатежа по ссуде.
Таблица 7 - Зависимость возможностей и условий предоставления ссуды от Кредитного рейтинга заемщика
Кредитный рейтинг заявителя Возможность выдачи и предварительные условия кредитования Очень высокий Допускается: увеличение Кредитного рейтинга ссуды на 2 балла; установление льготного процента за пользование кредитом. Контроль за финансовым состоянием Заемщика не обязателен Высокий Допускается: увеличение Кредитного рейтинга ссуды на 1 балл; установление процентов за кредит по средней ставке, действующей на рынке. Контроль за финансовым состоянием не обязателен. Удовлетворительный Кредит может быть предоставлен на общих основаниях. Осуществляется текущий контроль за финансовым состоянием Заемщика. Предельный Кредит может быть предоставлен по повышенной ставке, включающей премию за риск. Осуществление контроля за документооборотом кредитуемой коммерческой сделки. Низкий Как правило, не принимается.
Если же банк решил удовлетворить просьбу заемщика о выдаче ему кредита, то кредитный отдел должен решить вопросы о стоимости кредита, его сроке, способе погашения, виде и определить ставку по кредиту. При определении ставки по кредиту должны учитываться различные факторы:
валютно-финансовое, экономическое и политическое положение в стране заемщика;
характер проектных рисков;
источники кредитов;
международные соглашения о регулировании стоимости кредитов;
вид процентной ставки;
наличие конкурентных предложений;
срок кредита;
темп инфляции;
связанность или несвязанность кредита с коммерческими операциями;
состояние рынков ссудных капиталов;
статус, коммерческая репутация и финансовое положение заемщика;
качество обеспечения кредита;
наличие страхового покрытия по кредиту;
наличие твердых обязательств заемщика использовать кредит в заранее согласованные сроки;
момент заключения кредитного соглашения по отношению к коммерческому контракту;
сумма контракта;
валюта кредита и валюта платежа;
динамика валютного курса.
Для того чтобы учесть в цене кредита степень риска непогашения ссуды банки применяют рейтинговую оценку кредитов путем начисления очков по заранее принятым критериям. После подсчета и суммирования очков по перечисленным в таблице группам факторов определяется общий рейтинг, т.е. уровень кредитного риска по ссуде 1, 2, 3 и т.д. Каждому уровню соответствует определенная частота неплатежей, рассчитанная на основе прошлого опыта. Так, если сумма очков соответствует первому уровню, то частота непогашения кредита 0,5%. Это означат, что в этой категории заемщиков происходит одно непогашение кредита на 200 случаев. Для четвертого уровня этот показатель уже равен трем неплатежам на каждые 100 кредитов. Наиболее важными факторами, определяющими рейтинг кредита, являются цель кредита, размер кредита и общий размер возможных потерь, связанный с заемщиком, отрасль, в которой работает заемщик, финансовое положение и прошлые кредиты заемщика. Можно дать следующее общее описание каждого класса кредита.
Таблица 8 - Рейтинг кредитов
Рейтинг Классификация Состояние или описание 1 «Прайм» Заемщик с высочайшим кредитным рейтингом, известен великолепным обслуживанием долга, мощный денежный поток, первоклассный залог, привлекательные характеристики займа (назначение, срок, схема погашения, отрасль) 2 Высокого качества Заемщик с хорошим финансовым положением, хорошая кредитная предыстория, солидный залог, привлекательные характеристики займа 3 Удовлетворительный Заемщик с приемлемым финансовым положением, хорошо погашал долги в прошлом, приемлемый залог 4 Предельный Слабый заемщик, недостаточный залог, кредит слишком велик по отношению к капиталу заемщика, необходимы постоянное внимание и гарантия 5 Хуже предельного Возвращение долга сомнительно, ситуация, требующая специальной работы по погашению долга, выделен в категорию сомнительных при проведении банковского надзора
С учетом этих данных определяется ставка по ссуде. Если это краткосрочная самоликвидирующаяся ссуда заемщику с хорошей репутацией, то ставка будет близка к базовой. С увеличением риска и ухудшением надежности заемщика возрастает накидка на базовую ставку как способ возмещения потерь в случае возможного непогашения по ссуде.
3.4.Новые направления потребительского кредитования в современных условиях

Кредит выступает опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития. Его используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые структуры; как государства, правительства, так и отдельные граждане.
Потребительский кредит в современных условиях оказывает двоякое влияние на экономические процессы. Потребительский кредит способствует развитию экономики, поскольку:
- Стимулирует расширению покупательского спроса, ускоряет производство и реализацию товара;
- Способствует перераспределению доходов не только пространстве (между различными участниками процессов производства и потребления), но и во времени.
Устанавливает баланс между совокупным спросом и совокупным предложением в краткосрочном периоде.
Сокращает временные разрывы между потребностью в определенных товарах и услугах и возможностью их оплаты.
Сокращает издержки обращения, связанные с хранением товаров.
Увеличивает скорость денежного обращения. С помощью кредита свободные денежные капиталы и сбережения помещаются их владельцами в банки, а последние путём предоставления ссуд пускают их в оборот. Оборот денег ускоряется также тем, что покупка товаров в кредит исключает необходимость предварительного накопления денег, а долг может оплачиваться немедленно после получения дохода.
Дает возможность производителям снять остроту проблемы перепроизводства товаров и услуг, скоординировать в будущем производственные планы с учетом прогноза потребительского спроса и избежать кризиса сбыта.
В тоже время потребительский кредит может оказывать и отрицательное влияние на экономические процессы:
- На уровне индивида потребительский кредит создает иллюзию богатства и приводит к чрезмерным тратам. По мере роста задолженности часто возникают трудности с ежемесячными платежами. Кроме того, потребитель с высокой долей задолженности в потребительском бюджете отчасти теряет покупательский потенциал и привлекательность для товаропроизводителей в будущем.
- Как правило, покупки в кредит обходятся дороже, чем при оплате наличными. Увеличение расходов связано с необходимостью оплаты процентов за пользование кредитом.
- На макроуровне потребительский кредит, временно форсируя рост производства и создавая видимость высокой конъюнктуры, в конечном счёте, может способствовать выходу производства за рамки платёжеспособного спроса населения, нарастанию перепроизводства и обострению экономических кризисов. Уровень потребительского кредитования зависит от экономического цикла. На стадии подъема население увеличивает покупки в кредит, в период пика - замедляет, в период спада - резко снижает, в период депрессии - стабилизирует, а затем повышает объемы покупок товаров в кредит. Потребительский кредит в период подъема может способствовать «перегреву» экономики.
- В условиях глобализации экономики особенно явно проявляются отличия в возможности предоставления потребительского кредита отечественными и ведущими зарубежными компаниями. Крупнейшие, транснациональные компании, столкнувшись с кризисом сбыта в странах базирования и производства товаров и услуг, предлагают более выгодные условия потребительского кредитования на российском рынке, повышая свои шансы в конкурентной борьбе. Отечественные компании, часто более слабые в финансовом отношении, предлагают менее выгодные условия кредитования. Данный факт оказывает отрицательное воздействие на конкурентоспособность отечественных компаний.
При росте количества заемщиков банк может столкнуться с проблемами: качества обслуживания, порядке приема платежей и программном обеспечении. Поэтому необходимо использовать современные системы автоматизации. Для повышения эффективности работы следует также придерживаться линии на специализацию персонала, его мотивациютавящих размер вознаграждений в зависимость от фактической доходности и качества кредитного портфеля, а также достижения плановых показателей.
В Банках уделяется максимум внимания раскрытию информации об условиях получения кредитов. По каждому кредиту в банке имеется буклет с подробной информацией, в т.ч. о комиссиях, связанных с обслуживанием кредитов. Аналогичная информация приведена на информационных стендах внутри банка. График платежей по кредиту может быть распечатан по запросу клиенту до подачи кредитной заявки.
В целях формирования и управления кредитным портфелем Банка, предоставляемые кредиты подразделяются на два вида:
кредиты юридическим лицам (в том числе индивидуальным предпринимателям);
- кредиты физическим лицам.
Предоставление Банком кредитов клиентам осуществляется следующими способами:
- разовым зачислением денежных средств на банковские счета, либо выдачей наличных денег заемщику - физическому лицу;
- открытием кредитной линии, т.е. заключением договора, на основании которого заемщик приобретает право на получение и использование в течение обусловленного срока денежных средств, при соблюдении одного из следующих условий: а) общая сумма предоставленных заемщику денежных средств не превышает максимального размера (лимита), определенного в договоре; б) в период действия договора размер единовременной задолженности заемщика не превышает установленного ему данным договором лимита.
- кредитованием Банком банковского счета заемщика (при недостаточности или отсутствии на нем денежных средств) и оплаты расчетных документов с банковского счета заемщика. При этом устанавливается максимальная сумма, на которую может быть проведена указанная операция и срок, в течение которого должны быть погашены возникшие кредитные обязательства клиента Банка;
- участием Банка в предоставлении денежных средств клиенту Банка на синдицированной основе;
- учетом векселя;
- предоставлением кредита другому банку.
По целевому назначению выделяются следующие направления кредитования:
- физические лица:
а) кредиты на потребительские цели;
б) ипотечные кредиты;
в) кредиты на покупку векселей Банка;
г) кредиты на приобретение личного автотранспорта;
д) кредиты в режиме «овердрафт» работникам предприятий, перечисляющих заработную плату на пластиковые карты;
е) кредиты на неотложные нужды (экспресс-кредитование) в рамках действующего зарплатного проекта;
ж) кредиты сотрудникам Банка.
- юридическим лицам:
а) кредиты на пополнение недостатка собственных оборотных средств;
б) кредиты на коммерческие цели;
в) инвестиционные кредиты (кредиты, направленные на финансирование капитальных вложений);
г) кредиты на покупку векселей Банка;
д) предоставление гарантии.
Развитие кредитных операций производится в рамках общей стратегии развития Банка, с учётом установленных отраслевых, региональных, количественных и качественных приоритетов, рыночной ситуации и напряжённости конкуренции.
Несмотря на достаточно высокие темпы роста потребительского кредитования, существует ряд проблем:
- отсутствие единой базы данных заёмщиков (системы «бюро кредитных историй») делает невозможным процесс отслеживания дисциплины исполнения обязательств по ранее полученным кредитам, позволяет одному и тому же человеку кредитоваться в нескольких банках, что неизбежно ведёт к «закредитовыванию» и, как следствие, к невозможности исполнения своих обязательств;
- кредита в банках сильно растянуты. От момента подачи документов до выдачи кредита проходит от 8 до 18 дней в зависимости от вида кредита;
- несовершенство отечественного законодательства не позволяет в полной мере использовать в качестве обеспечения залог жилья.
Развитие потребительского кредитования в России ставит перед кредитными учреждениями новые задачи. Наиболее актуальная из них - отслеживание кредитной истории потенциального заёмщика в различных банках. В этой связи возникают вопросы:
- какова кредитная история заёмщика, т.е. своевременно ли он обслуживал основной долг и проценты по нему;
- какова платёжеспособность заёмщика, т.е. насколько для него вернуть заёмные средства и причитающиеся проценты;
- что предлагается в качестве обеспечения по кредитной сделке, т.е. нет ли других обязательства. В случае поручительства граждан, не выступает ли этот поручитель поручителем по другим кредитным сделкам, если да, то на каких условиях (сумма основного долга, проценты, срок)?
Получая отказ в одном банке по любой из перечисленных причин, заёмщик может взять ссуду в другом. Максимальный размер кредита для конкретного заёмщика устанавливается исходя из его платёжеспособности и возникает проблема «закредитованности» клиента, что затрудняет исполнение им своих обязательств по всем кредитам. Что касается обеспечения, особенно если это поручительство физических лиц, то актуальна проблема, где поручитель должен иметь возможность исполнить обязательства заёмщика в случае возникновения у него проблем с платёжеспособностью. Так, возник вопрос о решение создания информационных центров (бюро кредитных историй) и был принят Федеральный закон «О кредитных историях» 218-ФЗ от 30.12.2004.
В целом, видится три основных направления решения рассматриваемых проблем в сфере потребительского кредитования:
- пресечение фактов недобросовестной конкуренции в рамках рассмотрения административных дел о нарушениях антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг;
- выработка стандартов раскрытия информации о потребительских кредитах;
- законодательное урегулирование вопросов, связанных с обеспечением надлежащего информирования кредитными организациями населения об условиях предоставления потребительских кредитов.
В настоящее время ФАС России совместно с Банком России разрабатывает рекомендации кредитным организациям по стандартам раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов, направленные на защиту конкуренции на рынке финансовых услуг, повышение прозрачности деятельности кредитных организаций, формирование более полного представления населения об услугах кредитных организаций, повышения доверия к ним.
Кроме того, Минифин России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Банком России разрабатывает проект федерального закона «О потребительском кредите», направленного на регулирование отношений, возникающих между потребителями и кредиторами при предоставлении потребительского кредита, установление прав потребителей на получение достоверной информации об условиях потребительского кредита.
Управление ресурсами коммерческих банков в условиях кризиса
Последствия финансового кризиса для российских банков не назовешь приятными: закрылись внешние рынки заимствований, и, похоже, никто не знает сейчас, когда они откроются. Российские участники глобальных финансовых взаимоотношений, постоянно заимствующие ресурсы на международном рынке капиталов, столкнулись с потерей ликвидности на этом рынке. Как отмечают специалисты, проблемы эти временные. С одной стороны, российский рынок заимствований привлекателен сравнительно высокими процентными ставками. С другой стороны, можно усмотреть и позитивные последствия случившегося. Приходит понимание того, что не может российская экономика поступательно развиваться без опоры на национальный финансовый рынок. Многое зависит от позиции российского правительства по созданию институтов развития, через которые с минимальными рисками могли бы трансформироваться свободные государственные средства, а также ресурсы страховых пенсионных фондов в ценные бумаги (в том числе ипотечные) российских банков. Необходимо решать проблему фондирования банковской системы, в частности, через упрощение механизма публичного размещения акций, особенно среди российского массового инвестора. Конечно, серьезного пересмотра потребует дивидендная политика, а также механизмы обращения фондовых инструментов отечественных банков.
Одно несомненно — пострадали только те банки, менеджмент которых явно недооценил риски. Во-первых, на рынок внешних заимствований пропуска имеются только у наиболее известных кредитных организаций — основная же масса российских банкиров подкрепляется на внутреннем рынке. А отечественный рынок ресурсов — строг, да и его инструменты немногочисленны и коротки, поэтому, работая в «стандартных» российских условиях и без особого нажима со стороны регулятора, управленцы научились, в основном, минимизировать риски потери ликвидности. А главный фактор этого риска — несбалансированность между сроками размещения активов и, соответственно, привлеченных для этих целей пассивов. Временные разрывы ликвидности могут покрываться за счет системы рефинансирования ЦБР и МБК, однако российских инструментов покрытия долгосрочных разрывов сегодня, к сожалению, практически не существует. Поэтому и возникли проблемы главным образом у тех, кто понадеялся на рынок внешних дешевых заимствований как на неисчерпаемый и постоянный источник привлечения средств.
Что касается межбанковского рынка, то в России он еще не сложился на достаточно высоком уровне. Однако, разработана схема, при которой опасность невозврата по межбанку минимизируется. В основу этой модели были положены следующие принципы:
• бесспорность списания денежных средств банка заемщика с его корреспондентского счета в день, следующий за днем исполнения обязательства по договору межбанка;
• открытость и доступность информации о финансовом состоянии банков-контрагентов;
• оперативность согласования параметров спроса и предложения участников рынка.
Так, аналитики отмечают, что в целом, по отношению к мировой банковской системе финансовый кризис ликвидности не является достаточно существенным, при имеющихся проблемах в мире. Кризис доходности тоже не коснулся российских банков впрямую. Серьезные проблемы ожидают национальный фондовый рынок. Крайне опасной тенденцией станет естественное желание российских фондовых спекулянтов поиграть на инструментах кризиса — это повлечет за собой дополнительный отток и без того скудных средств с национального рынка капиталов. Возрастет цена ресурсов и, соответственно, ставок по кредитам реальному сектору. Серьезные проблемы ожидают те российские корпорации, которые по-большому, неразумно и неэффективно занимали на западном рынке
В 2009г. рассчитывать на серьезный прирост портфелей банкам не приходится, поэтому необходимо очень консервативно планировать объемы новых выдач. Основная борьба развернется за пассивы — как депозиты физических лиц, так и депозиты предприятий. Государство вынуждено будет оказывать определенную поддержку банковской системе, замещая отток депозитов и средств предприятий, но возможности государства не безграничны. Соответственно, основной объем работы будет вестись с уже существующими портфелями—на предмет сокращения проблемных кредитов, реструктуризации задолженности и сбора долгов. Это ключевые элементы стратегии на ближайший год. Для подавляющего большинства банков основной целью на 2009-2010 годы будет выживание и далеко не все переживут этот период.
Важно отметить, что очень большую роль играют внешние факторы: состояние глобальной экономики, цены на энергоносители, спекулятивные ожидания международных инвесторов. Для банков это означает рост корпоративных дефолтов, сворачивание кредитных программ, сокращение депозитной базы, поскольку основные усилия будут направлены на поддержание приемлемого качества кредитного портфеля и рефинансирование существующих клиентов.
Власти делают многое для поддержки банковской системы — риски массового банкротства крупных банков в России сведены к минимуму. В 2009г. поддержка потребуется экономике в целом. Скорее всего, будут приняты новые меры, и прежде всего — налоговое стимулирование, вплоть до временной отмены ряда налогов для малого и среднего бизнеса. Снижение налогов позволит хотя бы частично компенсировать предприятиям резкое повышение процентных ставок по кредитам.
Банкам необходимо выбрать ту стратегию, которая позволит сохранить капитал, обеспечить приемлемое качество активов и разумное соотношение доходов и издержек. Это максимально консервативный подход, при котором умеренный рост возможен по отдельным направлениям, например в кредитовании крупных компаний, возможности которых по привлечению капитала на финансовых рынках сейчас резко сузились. Но вряд ли это может быть экспансия, как это было в предыдущие годы. Увеличение доли рынка в ближайшие год-два будет происходить только за счет консолидации сектора, отчасти вынужденной. Очевидно, что российский рынок перераспределяется в пользу банков с государственным участием, но это сейчас происходит почти везде, включая европейские рынки.
Основными факторами, которые будут влиять на стратегию российских банков на ближайший год, будут продолжительность мирового финансового кризиса и его глубина. Политика, которую выберет банк для развития своей деятельности, во многом будет зависеть от наличия у данного банка ресурсов для роста. Но каковы бы ни были возможности по привлечению банками фондирования, новые рыночные условия в целом делают целесообразным смещение акцентов от агрессивного роста к повышению эффективности и более внимательному отношению к управлению рисками, активами и пассивами, к более сбалансированному по срочности кредитному портфелю, к акценту на привлечение клиентских пассивов.
Если говорить о конкретных вариантах действий, то первая возможная стратегия — минимизация потерь и сохранение основы бизнеса для послекризисного развития. Основные действия в рамках данного подхода: поддержание необходимой ликвидности, активная работа с кредитным портфелем, сокращение издержек и инвестиций. И при этом выполнение всех обязательств перед своими клиентами.
Вторая возможная стратегия на 2009 год — усиление позиций банка на рынке. В дополнение к «обязательному набору» антикризисных действий из первой стратегии, здесь речь должна идти об определенном росте клиентской базы за счет лучших клиентов более слабых банков-конкурентов.
И наконец, третий возможный для следующего года вариант — увеличение доли рынка. Это агрессивная стратегия, использующая возможности, предоставляемые кризисом, — ухудшение положения многих игроков на рынке, значительное снижение цены активов. Данная стратегия предполагает активные приобретения других банков, точек продаж или отдельных активов.
Методы и инструменты по поддержанию банковской системы
Предоставление государственных гарантий банкам при кредитовании предприятий из приоритетных отраслей могло бы помочь преодолеть кризис доверия и стать фактором для поддержки реального сектора. Причем для достижения действительно ощутимого эффекта такие гарантии должны предоставляться не только государственным, но и частным банкам, удовлетворяющим определенным требованиям.
Рефинансирование государством банков под залог портфелей однородных ипотечных кредитов позволило бы начать восстановление рынка ипотечного кредитования.
Установление страхового покрытия по депозитам физических лиц в размере 100% от суммы вне зависимости от ее размера и законодательное закрепление безотзывных вкладов с повышенной ставкой может стать существенным позитивным фактором для стабилизации и дальнейшего долгосрочного роста величины вкладов населения в банках.
Увеличение размера субординированных кредитов, предоставляемых банкам, или даже временное вхождение государства в капитал крупнейших частных банков через покупку привилегированных акций также существенно увеличило бы их пассивную базу.
Снижение ставки налога на прибыль в случае ее реинвестирования в собственный капитал банка стало бы положительным моментом для увеличения капитализации банковской системы.
Среди возможных мер также можно назвать упорядочение и упрощение процедур поглощения и слияния кредитных организаций, банкротства банков, разрешение внесудебного истребования залогов.  Рост доли государственных расходов и инвестиций в ВВП, замещение частного, корпоративного долга государственным, а также консолидация глобального финансового сектора на базе госструктур представляются мне эффективными мерами по противодействию текущему финансовому кризису.
Для российских банков в следующем году самым важным будет вопрос качества корпоративной и розничной клиентской базы. Причем в первую очередь речь идет о розничных клиентах, поскольку риск стагнации и даже снижения реальных доходов населения, а также увеличение безработицы повлечет за собой рост просроченной задолженности и невозврат кредитов со стороны населения. Поэтому работа с существующей и потенциальной розничной клиентской базой является приоритетом для любого крупного и среднего банка, достаточно вовлеченным в ритейловый бизнес. При этом некоторое ограничение темпов развития розничной сети может выглядеть весьма разумным, а банкам, обладающим широкой сетью, требующей постоянных операционных затрат, придется задуматься о серьезной оптимизации издержек. В случае с корпоративными клиентами необходимо будет проводить детальный анализ кредитных портфелей по таким направлениям, как отраслевая привлекательность на каждом из этапов развертывающегося кризиса, финансовое положение каждого конкретного предприятия и важность этого клиента для банка.
В интересах кредитных организаций будет помогать клиентам, которые, пусть и испытывают определенные финансовые трудности, но при этом являются важными партнерами, доказавшими стабильность своего денежного потока по процентным и комиссионным доходам, чья финансовая состоятельность оправдается в будущем по мере преодоления временных проблем.
Также крайне важным для банков будет научиться сотрудничать и зарабатывать на тех проектах и секторах экономики, которым будет оказываться целевая государственная поддержка. В ближайшие год два можно ожидать некоторого сокращения доли розничного банковского бизнеса по отношению к корпоративному: как с точки зрения объемов кредитов и депозитов, так и в отношении объемов получаемых доходов.
В начале банковского кризиса государство объявило о выделении 950 млрд руб. на капитализацию банков. Госбанки уже получили свою долю — 500 млрд руб. Сбербанка, 200 млрд руб. — ВТБ и 25 млрд руб. — Россельхозбанк в виде субординированных кредитов. Получают такие кредиты и частные банки после того, как их собственники сами внесут такую же сумму, что и запрашивают у государства, в капитал банков. Суммарный объем государственной поддержки банковскому сектору на начало 2009г., по некоторым оценкам составляет около 3 трлн руб.
Для физических и юридических лиц последствия банковского кризиса весьма различны. Вклады частных лиц до 700 тыс. руб застрахованы государством, что гарантирует практически 100% вероятность их возврата. Частные вкладчики с более крупными суммами оказываются в ситуации более близкой к юридическим лицам. Юридические лица в банковском кризисе могут потерять денежные средства почти полностью в случае банкротства банка. Частные лица находятся в некотором привилегированном положении, поскольку в случае задержек с исполнением банком своих обязательств с ними рассчитываются обычно в первую очередь.
Депозит или счет юридического лица. Для юридических лиц, разместивших депозиты в банке или имеющих деньги на расчетном счете, ситуация может быть самой сложной. Худший вариант, если положение будет двигаться к банкротству банка. Существует процедура досудебного урегулирования споров между банком и клиентом. В случае отсутствия договоренности клиент банка может подать иск в арбитражный суд. Однако делать это необходимо с участием квалифицированных юристов и своевременно. От юридических лиц могут потребоваться немедленные действия в условиях банковского кризиса в зависимости от ситуации.
Финансовое положение банка Потери/издержки компании, % от суммы Временный кризис ликвидности (задержки платежей) 1-5% (потери из-за задержек платежей) до 10-25% (штрафные санкции контрагентов) Длительный кризис ликвидности (невозможность исполнения всех платежей или реструктуризация долгов после покупки более крупным банком) 5-15% (потери при реструктуризации долга) Отсутствие денег на коррсчете банка (все платежи не проводятся) до 20-25% (затраты на выигрыш дела в арбитражном суде, исполнительное производство) Отзыв лицензии и банкротство банка (назначение временной администрации) до 80-95% (конкурсной массы не хватает на всех кредиторов) Однако, важно отметить и неожиданный побочный эффект - очередной виток сближения банковского и промышленного капиталов. С точки зрения лоббизма, с точки зрения государственного патроната и давления - банкиры и промышленники окажутся не только на одном лайнере, но и в одной лодке. Больше того: банковский капитал будет прирастать промышленными активами: предприятия будут отдавать банкам имущество за долги. Будут формироваться новые финансово-промышленные группы. Что интересно, отраслевой состав их будет чрезвычайно разношерстным - ведь в составе таких ФПГ окажутся не специально подобранные активы предприятий, а просто те, которые будут взяты в счет невыплаченных кредитов.
В результате банкирам в 2009 году предстоит не только выживать, но и формировать новый облик народнохозяйственного комплекса страны. Влезать в реальный сектор уже не только кредитами, но и менеджментом, управленческими решениями.








Заключение

Таким образом, проведенный анализ в работе, позволяет сделать следующие выводы. В процессе изучения проанализированы и систематизированы имеющиеся литературные и практические данные, относящиеся к кредитной деятельности.
Кредит выступает опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития. Его используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые структуры; как государства, правительства, так и отдельные граждане.
Предоставление кредитов, в частности - физическим лицам, относится к наиболее важным операциям большинства коммерческих банков. Объемы кредитования составляют существенную часть активов банковской системы и отдельных банков, а доходы от кредитования - значительную долю их общих доходов. Развивая потребительское кредитование, банки значительно расширяют свою клиентскую базу, увеличивают прибыль. Однако данный вид кредитования опасен для банков ввиду возможности не возврата кредитов. Предъявляя минимальные требования к заемщикам, кредитные организации увеличивают кредитный риск и пытаются его компенсировать за счет высоких процентных ставок.
Потребительский кредит в современных условиях оказывает положительное и отрицательное влияние на экономические процессы. Потребительский кредит способствует развитию экономики:
- Стимулирует развитие потребительского кредита способствует расширению покупательского спроса на услуги, товары длительного пользования, ускоряя их реализацию и увеличивая доходную часть федерального бюджета.
- Способствует перераспределению доходов в пространстве (между различными участниками процессов производства и потребления), и времени.
- Устанавливает баланс между совокупным спросом и совокупным предложением в краткосрочном периоде.
- Сокращает временные разрывы между потребностью в определенных товарах и услугах и возможностью их оплаты.
- Сокращает издержки обращения, связанные с хранением товаров.
- Увеличивает скорость денежного обращения.
Дает возможность производителям снять остроту проблемы перепроизводства товаров и услуг, скоординировать в будущем производственные планы с учетом прогноза потребительского спроса и избежать кризиса сбыта.
В тоже время потребительский кредит может оказывать и негативное влияние на экономические процессы:
- На уровне субъекта, потребительский кредит создает иллюзию богатства и приводит к чрезмерным тратам. По мере роста задолженности часто возникают трудности с ежемесячными платежами. Кроме того, потребитель с высокой долей задолженности в потребительском бюджете отчасти теряет покупательский потенциал и привлекательность для товаропроизводителей в будущем.
- Покупки в кредит обходятся дороже, чем при оплате наличными. Увеличение расходов связано с необходимостью оплаты процентов за пользование кредитом.
- На макроуровне потребительский кредит, временно форсируя рост производства и создавая видимость высокой конъюнктуры, в конечном счёте, способствует выходу производства за рамки платёжеспособного спроса населения, нарастанию перепроизводства и обострению экономических кризисов.
- В условиях глобализации экономики особенно явно проявляются отечественными и ведущими зарубежными компаниями. Крупнейшие, транснациональные компании, столкнувшись с кризисом сбыта в странах базирования и производства товаров и услуг, предлагают более выгодные условия потребительского кредитования на российском рынке, повышая свои шансы в конкурентной борьбе. Отечественные компании, часто более слабые в финансовом отношении, предлагают менее выгодные условия кредитования. Данный факт оказывает отрицательное воздействие на конкурентоспособность отечественных компаний.
В современных условиях банки ориентируются на использование метода предоставления кредитных ресурсов, основанного на экономических факторах и позволяющего сочетать интересы банков как коммерческих образований и интересы их клиентов и народного хозяйства в целом.
Проблемы в области кредитования физических лиц, стоящие перед банками:
- Работодатели зачастую отдают предпочтение «серым» схемам выплаты вознаграждения своим работникам. Заемщик не может официально подтвердить уровень доходов, а банк лишается платежеспособного клиента.
- Нет простого механизма возврата денег инвестору в случае несостоятельности заемщика по потребительскому кредиту. Стоимость таких ошибок очень велика: потеря основной суммы долга, судебные издержки, административные издержки, потерянное время и т.д.
- Проблемы классификации заемщиков потребительского кредита. Необходима достоверная оценка потенциального заемщика, отсечение «плохих» заемщиков. Неверная классификация порождает проблему обеспечения возврата средств заемщиком в принудительном порядке.
- Проблема залога в случае потребительского кредита. Механизм реализации залога - неудобное и дорогостоящее занятие. Отсутствие регистрации залога движимого имущества позволяет продать или повторно заложить недобросовестным заемщиком заложенное имущество.
- Проблема оценки реальных возможностей поручителей. Российские банки решают вопрос снижения своих кредитных рисков путем переноса их на поручителей заемщика, при этом поручителями, особенно при крупных размерах кредита, являются различные юридические лица (крупные, средние и малые предприятия). В контексте будущих пластиковых кредитов такая практика будет активно применяться, поскольку удобно выдать заемщику пластиковую карточку, а в случае каких - либо затруднений с возвратом кредита востребовать его с поручителя - предприятия, на котором он работает.
Построение нового банковского механизма потребительского кредита возможно лишь путем восстановления принципа функционирования кредитных организаций, принятых в цивилизованном мире и опирающихся на многовековой опыт рыночных банковских структур. Поэтому столь важным представляется изучение зарубежной практики организации банковских систем, которые продемонстрировали свою высокую эффективность.
В перспективе, характерными особенностями организации системы коммерческого кредитования банков будет являться ориентация на экономические (качественные), а не технические (количественные) критерии при решении вопроса о предоставлении ссуд, а в конечном итоге - на потребности социально-экономического развития общества, что все в большей степени будет являться единым критерием для всех банковских организаций страны. Росту рынка способствует ряд факторов, в числе которых продолжающийся рост экономики страны, сопровождаемый ростом доходов населения, появление на рынке новых игроков и новых кредитных продуктов и, как следствие, снижение ценовых условий кредитования. Анализ практики кредитования населения показывает, что для совершенствования обеспечения возвратности кредита необходима реализация следующих мероприятий: развитие законодательства о банкротстве физических лиц; развитие агентств по взысканию долгов (коллекторных агентств); развитие института кредитных бюро; страхование кредитных сделок.
Список используемой литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 17.07.2009)
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. Ш95-ФЗ
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. N 63-ФЗ
О Банках и банковской деятельности: Федеральный закон РФ от 02.12.90 г. № 395 -1 (ред. от 28.04.2009)
О Центральном банке РФ (Банке России): Федеральный закон РФ от 10.07.02. г. № 86 ФЗ (ред. от 22.09.2009)
О кредитных историях: Федеральный закон РФ от 30.12.2004 N 218-ФЗ ( ред. от 24.07.2007)
О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения): Положение ЦБ РФ от 31.08.1998 г. №54-П (ред. от 27.07.2001)
О порядке формирования кредитными организациями резерва на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности: Положение ЦБ РФ от 26.03.04 г. № 254 – П (ред. от 02.02.2009 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.07.2009)
Об обязательных резервах Кредитных организаций: Положение ЦБ РФ от 29.03.04 г. №255-T
Об обязательных нормативах банка: Инструкция ЦБ РФ от 16.01.04.г. №110-И (ред. от 26.06.2009)
Письмо ЦБ РФ от 17 марта 2008 г. N 26-Т «Об эффективной процентной ставке»
Письмо ЦБ РФ от 29.12.2006 года № 175-Т «Об определении эффективной процентной ставки по ссудам, предоставленным физическим лицам»
Банковское право: Учебник/ под ред. Алексеевой Д. Г., Пыхтина С. В., Хоменко Е. Г. - М.: Юристъ, 2008. - 480 с.
Банковское дело: Учебник/Под ред. Белоглазовой Г. Н., Кроливецкой Л.П. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 592 с.
Банковское дело: Учебник/Под ред. Коробовой Г.Г. - М.: Экономистъ, 2007.-751 с.
Банковское дело. Экспресс курс: Учеб. пособие/ под ред. Лаврушина О. И.- М.: КНОРУС, 2009. – 348 с.
Деньги, кредит, банки: Учеб. пособие / под ред. Лаврушина О. И.- М.: КНОРУС, 2010. – 560 с.
Деньги, кредит, банки, экспресс-курс: Учеб. пособие / под ред. Лаврушина О. И.- М.: КНОРУС, 2010. – 320 с.
Банковское дело: Учеб. пособие/ под ред. Глушковой Н. Б. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. - 432 с.
Экономика: Учеб. пособие / под ред. Ефимовой Е. Г. - М. : Флинта : МПСИ, 2008. - 390 с.
Кредитование и расчетные операции в России: Учеб.пособие. / под ред. Журавлевой Н. В. - М.: Экзамен, 2008. - 284 с.
Банковские операции Каджаева М. Р. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 400 с.
Финансы: Учеб. пособие / под ред. Колпакова Г. М. Денежное обращение. Кредит. - М. : Финансы и статистика, 2008. - 543 с.
Банковское дело: Учебник / под ред Костериной Т.М. - М.: Маркет ДС, 2008.- 240 с.
Банковское кредитование. Лиманов К.Д. – М.: Инфра-М, 2008.-349с.
Организация деятельности коммерческих банков/ Под ред. Тагирбекова К.Р. - М.: Весь Мир, 2004. - 848 с.
Основы банковского дела: Тавасиев А. М. Учеб. пособие. - М.: Маркет ДС, 2008.-568 с.
Человеческий фактор в управлении / под ред. Абрамовой Н. А., Гинсберга К. С, Новикова Д. А. - М.: Ком Книга, 2006. - 496 с.
Особенности банковского кредитования Цамеева А.Э. – М.: Инфра-М, 2008.-481с.
Банковское дело Шмакова Н.М. - М.: Инфра-М, 2009.-376с.
Ковалев В. А. О кредитоспособности заемщика. - // Деньги и кредит. - 2008. - №1. - С. 56-59.
Микрофинансирование: новые потребительские рынки для банковской сферы. - // Банк. дело. - 2008. - №10. - С. 100-102.
Максуров, А. А. Правовой статус должника. - // ЭКО. - 2009. - №6. - С. 152-156.
Усков О. Ю. Права потребителя при оказании банковских услуг. - //Законы России: опыт, анализ и практика, 2007 № 2
Алексеев А.А. Проблемы правового регулирования банковского кредитования потребителей. - // Предпринимательское право. 2007, №3
Кисурина Л. Г Кредиты и займы. - // Экономико-правовой бюллетень, 2008 № 4
Потребительское кредитование: правовые аспекты. - //Юридическая работа в кредитной организации, 2009, N 1
www.ubrr.ru
www.rating.rbc.ru
www.bm.ru
www.credits.ru
www.uficon.ru
http://bankir.ru
http://kreditplanet.ru/
Consumer Credit Protection Act, http://www.access.gpo.gov/uscode/title15/chapter41_.html.
Consumer Credit Act 1974, http://www.crw.gov.uk/resources/consumercreditact1974.pdf.
Consumer Code, Legislative Part, Book III: Endebtment, Title I: Credit, http://195.83.177.9/upl/pdf/code_29.pdf.
Банковское дело: Учебник/Под ред. Белоглазовой Г. Н., Кроливецкой Л.П. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 592 с.
Приложение к письму ЦБ РФ от 05.05.08 №52-Т О «Памятке заемщику по потребительскому кредиту»
http://kreditplanet.ru/2008/01/15/ponjatie-potrebitelskogo-kredita.html
Тавасиев А. М. Основы банковского дела: Учеб. пособие. - М.: Маркет ДС, 2008.-568 с
Лиманов К.Д. Банковское кредитование. – М.: Инфра-М, 2008.-349с.
Лиманов К.Д. Банковское кредитование. – М.: Инфра-М, 2008.-349с.
Тавасиев А. М. Основы банковского дела: Учеб. пособие. - М.: Маркет ДС, 2008.-568 с.
Лиманов К.Д. Банковское кредитование. – М.: Инфра-М, 2008.-349с.
Алексеева Д. Г., Пыхтин С. В. Банковское право: Учебник. - М.: Высшее образование, 2009. - 830 с.

Алексеева Д. Г., Пыхтин С. В. Банковское право: Учебник. - М.: Высшее образование, 2009. - 830 с.
Алексеева Д. Г., Пыхтин С. В. Банковское право: Учебник. - М.: Высшее образование, 2009. - 830 с.
Потребительское кредитование: правовые аспекты, "Юридическая работа в кредитной организации", 2009, N 1
Consumer Credit Protection Act ,http://www.access.gpo.gov/uscode/title15/chapter41_.html.
Consumer Credit Act 1974, http://www.crw.gov.uk/resources/consumercreditact1974.pdf.
Consumer Code, Legislative Part, Book III: Endebtment, Title I: Credit,
http://195.83.177.9/upl/pdf/code_29.pdf.
Алексеев А.А. Проблемы правового регулирования банковского кредитования потребителей Предпринимательское право. 2007. N 3.

Усков О.Ю. Права потребителя при оказании банковских услуг. Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 2.
Алексеев А.А. Проблемы правового регулирования банковского кредитования потребителей. Предпринимательское право. 2007. N 3.

Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки. – М.: Кнорус, 2010. – 560 с.
Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс – М.: Кнорус, 2010. – 320 с.
www.rating.rbc.ru

www.rating.rbc.ru
www.rating.rbc.ru
Лиманов К.Д. Банковское кредитование. – М.: Инфра-М, 2008.-349с.
Банковское дело. Экспресс курс: Учеб. пособие/ под ред. Лаврушина О. И.- М.: КНОРУС, 2007. - 344 с.
Банковское дело/Под ред. Коробовой Г.Г. - М.: Экономистъ, 2007.-751 с.
Глушкова Н. Б. Банковское дело. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. - 432 с.

www.credits.ru

Лиманов К.Д. Банковское кредитование. – М.: Инфра-М, 2008.-349с.
Банковское дело: Учебник/Под ред. Белоглазовой Г. Н., Кроливецкой Л.П. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 592 с.
www.credits.ru
Банковское дело. Экспресс курс: Учеб. пособие/ под ред. Лаврушина О. И.- М.: КНОРУС, 2007. - 344 с.
Банковское дело. Экспресс курс: Учеб. пособие/ под ред. Лаврушина О. И.- М.: КНОРУС, 2007. - 344 с.
http://www.buzdalin.ru

http://www.buzdalin.ru

http://www.buzdalin.ru
Журавлева Н. В. Кредитование и расчетные операции в России: Учеб.пособие. - М.:Экзамен, 2008. - 284с.
Банковское дело/Под ред. Коробовой Г.Г. - М.: Экономистъ, 2007.-751 с.
Тавасиев А. М. Основы банковского дела. - М.: Маркет ДС, 2008.-568 с.
Журавлева Н. В. Кредитование и расчетные операции в России: Учеб.пособие. - М.:Экзамен, 2008. - 284с.
Глушкова Н.Б. Банковское дело:Учеб.пособие.-М.:Академический Проект;Альма Матер,2008.-432с.

Глушкова Н. Б. Банковское дело: Учеб. пособие. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. - 432 с.
Глушкова Н. Б. Банковское дело: Учеб. пособие. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. - 432 с.
Банковское дело: Учебник/Под ред. Белоглазовой Г. Н., Кроливецкой Л.П. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 592 с.
http://bankir.ru

http://bankir.ru

http://bankir.ru
Шмакова Н.М. Банковское дело. - М.: Инфра-М, 2009.-376с.
Цамеева А.Э. Особенности банковского кредитования. – М.: Инфра-М, 2008.-481с.
Шмакова Н.М. Банковское дело. - М.: Инфра-М, 2009.-376с.
Шмакова Н.М. Банковское дело. - М.: Инфра-М, 2009.-376с.
Цамеева А.Э. Особенности банковского кредитования. – М.: Инфра-М, 2008.-481с.
Шмакова Н.М. Банковское дело. - М.: Инфра-М, 2009.-376с.
Цамеева А.Э. Особенности банковского кредитования. – М.: Инфра-М, 2008.-481с.












2



Кредитование для домашних хозяйств, фермеров

На прочие нужды, нацеленные на личное потребление

Ипотечные кредиты

Кредиты на образование

Автокредитование

Экспресс - кредиты

Инвестиционные кредиты

На неотложные нужды

Кредиты на собственно потребительские нужды

Потребительские кредиты



Факторы, влияющие на кредитоспособность заемщика

Условия жизни

Надежность

Достоверность

Хозяйственный опыт

Личные качества

Материальное состояние

Обязательства

Имущество

Доход

Долги

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть вторая от 26.01.96 г. № 14-ФЗ
2.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. Ш95-ФЗ
3.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. N 63-ФЗ
4.О Банках и банковской деятельности: Федеральный закон РФ от 02.12.90 г. № 395 -1
5.О Центральном банке РФ (Банке России): Федеральный закон РФ от 10.07.02. г. № 86 ФЗ
6.О кредитных историях: Федеральный закон РФ от 30.12.2004 N 218-ФЗ
7.О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения): Положение ЦБ РФ от 31.08.1998 г. №54-П
8.О порядке формирования кредитными организациями резерва на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности: Положение ЦБ РФ от 26.03.04 г. № 254 – П
9.Об обязательных резервах Кредитных организаций: Положение ЦБ РФ от 29.03.04 г. №255-T
10.Об обязательных нормативах банка: Инструкция ЦБ РФ от 16.01.04.г. №110-И
11.Письмо ЦБ РФ от 17 марта 2008 г. N 26-Т «Об эффективной процентной ставке»
12.Письмо ЦБ РФ от 29.12.2006 года № 175-Т «Об определении эффективной процентной ставки по ссудам, предоставленным физическим лицам»
13.Алексеева Д. Г., Пыхтин С. В., Хоменко Е. Г. Банковское право: Учебник. - М.: Юристъ, 2008. - 480 с.
14.Банковское дело: Учебник/Под ред. Белоглазовой Г. Н., Кроливецкой Л.П. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 592 с.
15.Банковское дело: Учебник/Под ред. Коробовой Г.Г. - М.: Экономистъ, 2007.-751 с.
16.Банковское дело. Экспресс курс: Учеб. пособие/ под ред. Лаврушина О. И.- М.: КНОРУС, 2007. - 344 с.
17.Глушкова Н. Б. Банковское дело: Учеб. пособие. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. - 432 с.
18.Ефимова Е. Г. Экономика. - М. : Флинта : МПСИ, 2008. - 390 с.
19.Журавлева Н. В. Кредитование и расчетные операции в России: Учеб.пособие. - М.: Экзамен, 2008. - 284 с.
20.Каджаева М. Р. Банковские операции. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 400 с.
21.Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. - М. : Финансы и статистика, 2008. - 543 с.
22.Костерина Т.М. Банковское дело: Учебник. - М.: Маркет ДС, 2008.- 240 с.
23.Лиманов К.Д. Банковское кредитование. – М.: Инфра-М, 2008.-349с.
24.Организация деятельности коммерческих банков/ Под ред. Тагирбекова К.Р. - М.: Весь Мир, 2004. - 848 с.
25.Тавасиев А. М. Основы банковского дела: Учеб. пособие. - М.: Маркет ДС, 2008.-568 с.
26.Человеческий фактор в управлении / под ред. Абрамовой Н. А., Гинсберга К. С, Новикова Д. А. - М.: Ком Книга, 2006. - 496 с.
27.Цамеева А.Э. Особенности банковского кредитования. – М.: Инфра-М, 2008.-481с.
28.Шмакова Н.М. Банковское дело. - М.: Инфра-М, 2009.-376с.
29.Ковалев В. А. О кредитоспособности заемщика. - // Деньги и кредит. - 2008. - №1. - С. 56-59.
30.Микрофинансирование: новые потребительские рынки для банковской сферы. - // Банк. дело. - 2008. - №10. - С. 100-102.
31.Максуров, А. А. Правовой статус должника. - // ЭКО. - 2009. - №6. - С.

У нас вы можете заказать