Влияние структуры личности на синдром эмоционального выгорания у медицинских работников среднего звена

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 4444 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 25.12.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
Глава 1. Представление о личности в трансактном анализе
1.1. Структура личности в трансактном анализе
1.2. Виды трансакций
1.3. Особенности проявления трех аспектов личности по Э.Берну в профессиональной деятельности медицинского персонала среднего звена
Глава 2. Синдром эмоционального выгорания
2.1. Представление о СЭВ
2.2. Симптомы СЭВ
2.3. Причины развития СЭВ
2.4. Особенности развития и проявления СЭВ у медицинского персонала среднего звена
2.5. Профилактика синдрома эмоционального выгорания
Глава 3. Эмпирическое исследование влияние структуры личности на синдром эмоционального выгорания у медицинских работников среднего звена
3.1. Результаты исследования
3.2. Анализ результатов исследования
Выводы
Заключение
Список литература
Приложения


Фрагмент для ознакомления

Возможно, слабая выраженность состояния “Ребенок” влияет на развитие синдрома эмоционального выгорания. У медсестер в состоянии эмоционального выгорания затруднено выражение спонтанных реакций типа радости, печали и т.д., происходит экономия эмоций, что сказывается на эффективности выполнения профессиональных обязанностей.
В. В. Бойко выделяет три фазы – «напряжение», «резистенция», «истощение» – и 12 симптомов, характеризующих эти фазы: напряжение (переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревога и депрессия), резистенция (неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей), истощение (эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность (деперсонализация), психосоматические и психовегетативные нарушения).
Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и менее баллов – несложившийся симптом, 10–15 баллов – складывающийся симптом, 16 и более – сложившийся. Симптомы с показателями 20 баллов и более относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».
Методика В. В. Бойко, направленная на определение уровня «эмоционального выгорания», показала, что синдром «эмоционального выгорания» сформировался у 18,6% исследуемых, у 41,2% медицинских работников данной выборки синдром находится на стадии формирования, а у 40,2% – эмоциональное выгорание не сформировано, причем выраженность каждого из симптомов, характеризующих фазы «выгорания», имеет определенный качественный разброс. Фаза напряжения сформирована у 4,2% сестер и находится на стадии формирования у 10,5%. Наиболее часто определяемые респондентами симптомы – переживание психотравмирующих обстоятельств (12,3% исследуемых).
Состояние резистенции зафиксировано у 64,7% медсестер. Самыми распространенными симптомами этой фазы «выгорания» явились неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (55%) и редукция профессиональных обязанностей (42% ).
Фаза истощения, наличие эмоциональной и личной отстраненности, а также психосоматических и психовегетативных расстройств, находится на стадии формирования у 20,6% и полностью сформирована у 9,8% исследуемых. В то же время хотелось бы отметить, что у 50% испытуемых встречаются в поведении психовегетативные и психосоматические нарушения.

Выводы

Профессия врача предъявляет к личности требования, связанные с эмоциональными перегрузками, частыми стрессовыми ситуациями, с дефицитом времени, необходимостью принимать решения при ограниченном объеме информации, с высокой частотой и интенсивностью межличностного взаимодействия. Работа врача — особый вид деятельности, характеризующийся состоянием постоянной психологической готовности, эмоциональной вовлеченности в проблемы окружающих, связанные с состоянием их здоровья, практически в любых ситуациях, предполагающих межличностное взаимодействие. Существование в подобных условиях требует от специалиста медицинского учреждения высокой эмоциональной устойчивости, стабильности, психологической надежности, умения противостоять стрессу, информационным и эмоциональным перегрузкам.
По результатам теста Берна у большинства медицинских сестер преобладает состояние личности “Родитель”, затем “Взрослый”, наименее выражено состояние “Ребенок”. Методика В. В. Бойко, направленная на определение уровня «эмоционального выгорания», показала, что синдром «эмоционального выгорания» сформировался у 18,6% исследуемых, у 41,2% медицинских работников данной выборки синдром находится на стадии формирования, а у 40,2% – эмоциональное выгорание не сформировано, причем выраженность каждого из симптомов, характеризующих фазы «выгорания», имеет определенный качественный разброс. Возможно, слабая выраженность состояния “Ребенок” влияет на развитие синдрома эмоционального выгорания. У медсестер в состоянии эмоционального выгорания затруднено выражение спонтанных реакций типа радости, печали и т.д., происходит экономия эмоций, что сказывается на эффективности выполнения профессиональных обязанностей.
Заключение

Анализ литературы по теме особенностей эмоциональной сферы медицинских работников позволяет сделать следующие выводы. Работа врача — особый вид деятельности, характеризующийся состоянием постоянной психологической готовности, эмоциональной вовлеченности в проблемы окружающих, связанные с состоянием их здоровья, практически в любых ситуациях, предполагающих межличностное взаимодействие. Профессия врача предъявляет к личности требования, связанные с эмоциональными перегрузками, частыми стрессовыми ситуациями, с дефицитом времени, необходимостью принимать решения при ограниченном объеме информации, с высокой частотой и интенсивностью межличностного взаимодействия.
Проводилось эмпирическое исследование влияние структуры личности на синдром эмоционального выгорания у медицинских работников среднего звена. Использовались методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко и тест Берна. По результатам теста Берна у большинства медицинских сестер преобладает состояние личности “Родитель”, затем “Взрослый”, наименее выражено состояние “Ребенок”. По результатам диагностики у медицинских сестер высокий показатель эмоционального выгорания как расширение сферы экономии эмоций. Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. "Выгорание" отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда "выгорание" отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
Поскольку для врача важна высокая степень устойчивости к стрессу, к информационным и эмоциональным перегрузкам, наличие развитых механизмов адаптации и компенсации, на основе полученных результатов можно разработать программу психологического сопровождения по профилактике и предотвращению дальнейшего развития синдромов эмоционального выгорания с использованием методов трансактного анализа.
Цель работы достигнута, результаты подтверждают гипотезу.
Список литература

Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. «Психология в медицине». - Москва: «Наука», 1998. – 248 с.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб, 1992
Бойко В.В., «Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении». – Санкт-Петербург: «Питер», 1999. – 105 с.
Бойко В.В. «Энергия эмоций в общении: Взгляд на себя и на других». – Москва, 1999.
Водопьянова Н.Е. «Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях». – Санкт-Петербург, 2000. – 469 с.
Заманаева Ю.В., Фрумкин А.А. Психологическая помощь медицинскому персоналу: постановка проблем и возможные пути решения. – СПб., 2005. С. 6.
Лешукова Е. «Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики». – Москва, 2003.
Макарова Г.А. «Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. – 2002. - №7. – С. 3 – 9.
Макаров В.В., Макарова Г.А. Трансактный анализ – восточная версия . – М., 2002.
Орел В.Е. «Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа». - №3. – 2001 г.
Ронгинская Т.И. «Синдром выгорания в социальных профессиях/Психологический журнал». – Москва: «Наука», 2002. – Т. 23. – № 3. – С. 85–95.
Робертс Г. А. Профилактика выгорания // Вопросы общей психиатрии. 1998. Вып. 1.
Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания. // Медицинская газета. № 43, 25 июня 2005.
Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» // Вопросы психологии. 1994. № 6. С.58.
Харди И. «Врач, сестра, больной. Психология работы с больными». – Будапешт: «Издательство Академии Наук Венгрии», 1981. – 286 с.


Приложения

Приложение 1. Тест "Трансактный анализ общения" Э.Берна
Инструкция. Оцените каждое из приведенных ниже высказываний по 10-балльной шкале. Оценка 10 баллов означает, что вы полностью согласны с высказыванием. Оценка 0 баллов означает, что высказывание вам категорически не подходит. Все промежуточные баллы указывайте, исходя из принципа: чем больше подходит Вам данное высказывание, тем больше баллов Вы ставите, чем меньше подходит Вам высказывание, тем меньше баллов Вы ставите.
 
Высказывание Личная оценка
высказывания
1 Мне порой не хватает выдержки
2 Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять
3 Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей
4 Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях
5 Меня провести нелегко
6 Мне бы понравилось быть воспитателем
7 Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому
8 Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события
9 Каждый должен выполнять свой долг
10 Нередко я поступаю не как надо, а как хочется
11 Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия
12 Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить
13 Я, как и многие люди, бываю обидчив
14 Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе
15 Дети должны безусловно следовать указаниям родителей
16 Я – увлекающийся человек
17 Мой основной критерий оценки человека – объективность
18 Мои взгляды непоколебимы
19 Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать
20 Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны
21 Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств


Обработка результатов
Я-состояние Суммируемые строки Сумма баллов
Д "Дитя" 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19
В "Взрослый" 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20
Р "Родитель" 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21

По результатам теста выделяется доминирующее состояние личности.
Приложение 2. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться.
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
10. Моя работа притупляет эмоции.
11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером. .
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
26.Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
28. У меня часто возникают тревожные ожидания, святые с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.
29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
34. Я очень переживаю за свою работу.
35.Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
36.При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
37.У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным уководителем.
38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
40.Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
43.Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
45.Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами, без души.
47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
48.После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
50. Успехи в работе вдохновляют меня.
51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной).
52. Я потерял покой из-за работы.
53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).
54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
56. Я часто работаю через силу.
57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не тратить нервы, береги здоровье.
59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
70.Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
74.Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
75. Моя карьера сложилась удачно.
76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
78.Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.
83. Работа с людьми плохо повлияла на меня, как на профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.




7

Список литература

1.Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. «Психология в медицине». - Москва: «Наука», 1998. – 248 с.
2.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб, 1992
3.Бойко В.В., «Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении». – Санкт-Петербург: «Питер», 1999. – 105 с.
4.Бойко В.В. «Энергия эмоций в общении: Взгляд на себя и на других». – Москва, 1999.
5.Водопьянова Н.Е. «Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях». – Санкт-Петербург, 2000. – 469 с.
6.Заманаева Ю.В., Фрумкин А.А. Психологическая помощь медицинскому персоналу: постановка проблем и возможные пути решения. – СПб., 2005. С. 6.
7.Лешукова Е. «Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики». – Москва, 2003.
8.Макарова Г.А. «Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. – 2002. - №7. – С. 3 – 9.
9.Макаров В.В., Макарова Г.А. Трансактный анализ – восточная версия . – М., 2002.
10.Орел В.Е. «Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа». - №3. – 2001 г.
11.Ронгинская Т.И. «Синдром выгорания в социальных профессиях/Психологический журнал». – Москва: «Наука», 2002. – Т. 23. – № 3. – С. 85–95.
12.Робертс Г. А. Профилактика выгорания // Вопросы общей психиатрии. 1998. Вып. 1.
13.Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания. // Медицинская газета. № 43, 25 июня 2005.
14.Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» // Вопросы психологии. 1994. № 6. С.58.
15.Харди И. «Врач, сестра, больной. Психология работы с больными». – Будапешт: «Издательство Академии Наук Венгрии», 1981. – 286 с.


Вопрос-ответ:

Что такое структура личности в трансактном анализе?

Структура личности в трансактном анализе представляет собой концепцию, которая описывает трехаспектную природу личности: Родитель, Взрослый и Ребенок. Каждый из этих аспектов имеет свои особенности и функции, которые влияют на поведение и взаимодействие с окружающими. Взаимодействие между этими аспектами определяет основные черты личности и ее поведение в профессиональной деятельности.

Какие виды трансакций существуют в трансактном анализе?

В трансактном анализе существуют три основных вида трансакций: коммуникативные, кросс-стимулирующие и ультрапарентальные. Коммуникативные трансакции выражаются в языковых или невербальных сигналах между людьми. Кросс-стимулирующие трансакции возникают, когда одна личность активизирует определенный аспект личности у другой личности. Ультрапарентальные трансакции возникают, когда один аспект личности активизирует другой аспект у той же личности. Взаимодействие между этими видами трансакций имеет значение для понимания профессионального поведения медицинского персонала среднего звена.

Как проявляются трех аспектов личности по Э. Берну в профессиональной деятельности медицинского персонала среднего звена?

В профессиональной деятельности медицинского персонала среднего звена аспекты личности проявляются различными способами. Аспект Родителя может проявиться через желание контролировать ситуацию, заботу о пациентах и стремление помогать. Аспект Взрослого проявляется в логическом мышлении, принятии решений на основе опыта и профессиональных знаний. Аспект Ребенка может проявиться через эмоциональную реакцию на сложные ситуации и стремление к игре. Взаимодействие этих аспектов определяет поведение медицинского персонала в работе и взаимоотношениях с коллегами и пациентами.

Какое влияние имеет структура личности на синдром эмоционального выгорания у медицинских работников среднего звена?

Структура личности влияет на развитие синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников среднего звена. В трансактном анализе выделяются различные аспекты личности, такие как родительский, взрослый и детский. Каждый аспект влияет на восприятие профессиональной деятельности и межличностные отношения. Например, перфекционисты, часто испытывающие стресс и перегрузку, более подвержены синдрому эмоционального выгорания.

Каковы особенности проявления трех аспектов личности по Э. Берну в профессиональной деятельности медицинского персонала среднего звена?

По Э. Берну в трансактном анализе выделяются три аспекта личности: родительский, взрослый и детский. В профессиональной деятельности медицинского персонала среднего звена эти аспекты могут проявляться по-разному. Родительский аспект может выражаться в заботе о пациентах и их контроле. Взрослый аспект проявляется в принятии решений на основе знаний и опыта. Детский аспект может проявляться в эмоциональной реакции на стресс и несправедливость. Знание и учет этих особенностей позволяет более эффективно предотвращать синдром эмоционального выгорания.

Каковы основные симптомы синдрома эмоционального выгорания?

Симптомы синдрома эмоционального выгорания включают усталость, эмоциональное и физическое истощение, повышенную раздражительность и апатию. Работники медицинского персонала среднего звена, страдающие от синдрома эмоционального выгорания, могут испытывать снижение мотивации, ухудшение качества работы, проблемы в отношениях с коллегами и пациентами. Важно своевременно определить данные симптомы и принять меры по профилактике и лечению этого синдрома.

Какие виды трансакций в трансактном анализе?

В трансактном анализе выделяются три основных вида трансакций: комлимента-комлименту, перекрестные икомлиментацию.

Какие симптомы проявляются у медицинских работников с синдромом эмоционального выгорания?

У медицинских работников с синдромом эмоционального выгорания наблюдаются такие симптомы, как физическое и эмоциональное истощение, деперсонализация, снижение мотивации и эффективности в работе.

Какие особенности проявления трех аспектов личности по Э. Берну в профессиональной деятельности медицинского персонала среднего звена?

По Э. Берну, у медицинского персонала среднего звена могут проявляться три аспекта личности: Родитель, Взрослый и Ребенок. Родитель может выражаться через принятие пациентов или контроль и критику. Взрослый проявляется через анализ и принятие решений. Ребенок может проявляться через эмоциональную реакцию на пациентов.

Какие причины развития синдрома эмоционального выгорания?

Синдром эмоционального выгорания может развиваться по ряду причин, включая высокий уровень стресса в работе, перегрузку, отсутствие поддержки со стороны руководства, низкую оплату труда и низкую оценку в обществе.

Какие особенности развития и проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинского персонала среднего звена?

У медицинского персонала среднего звена синдром эмоционального выгорания может проявляться через снижение мотивации, утомляемость, эмоциональную истощенность и деперсонализацию. Это связано с высоким уровнем стресса и эмоциональной нагрузкой в работе.