Заказать оригинальную работу
Вам нужен реферат?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Учение Аристотеля о государстве и праве

  • 21 страница
  • 9 источников
  • Добавлена 22.12.2008
360 руб. 720 руб.
Купить в 1 клик Скачать превью
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АРИСТОТЕЛЬ ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ И ГОСУДАРСТВЕ
1.1. Родовая община как элемент государства
1.2.Рабовладельческий универсализм Аристотеля
1.3.«Среднее» и идеальное государство в понимании Аристотеля
1.4.Историческая жизнь и ее структура по Аристотелю
ГЛАВА 2. СИЛА И СЛАБОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ АРИСТОТЕЛЯ
2.1. Рассуждения философа о государстве
2.2. Отношение к общей и частной собственности
2.3. Представление Аристотеля о праве
2.4. Формы правления по Аристотелю
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Аристотель выделяет справедливость уравнивающую и распределительную. Первая основана на равенстве, вторая предполагает неравенство и оправдывает его.
Если несколько человек вкладывают деньги в общее дело, то прибыль следует поделить между ними в соответствии с долей капитала каждого из них. Это справедливо.
Тот же принцип должен применяться и при организации полиса. Цель полиса - общее благо. Чтобы обеспечить справедливое распределение власти, почестей, прав и обязанностей, нужно учесть вклад каждого в общее благо.
Вклад подданных не определяется только их состоянием и тратами на общественные нужды. Следует учитывать участие в вооруженных силах, в управлении, в образовании, и интеллект, и опыт, и богатство.
Политическая организация представляется Аристотелю сферой не уравнивающей, а распределяющей справедливости. Важным показателем справедливости Аристотель считает отсутствие крайностей между бедностью и богатством, золотую середину.

2.4. Формы правления по Аристотелю
Формы правления зависят от того, кто признается гражданином, или от числа властвующих. Нельзя, по мнению Аристотеля, признавать гражданами всех, кто полезен для государства. Из числа граждан нужно устранить не только рабов, но и тех, кто из-за отсутствия достатка, досуга, образования не способен самостоятельно приходить к разумным решениям. Это чужеземцы, ремесленники, торговцы, матросы.
Аристотель не наделяет гражданскими правами женщин.
Граждане - это те, «кто участвует в законосовещательной и судебной деятельности». Между ними может не быть полного равенства. Полноправным гражданином является тот, кто может быть избран на любую должность. Признаком хорошего гражданина может быть практическое знание организации и жизни полиса как в качестве подданного, так и в качестве должностного лица.
Государства Аристотель делит на три группы по числе участвующих в управлении: где властвует один человек, немногие и большинство. Но к численному критерию он прибавляет этический. В зависимости от того, думает ли правитель об общем благе или печется только о собственных интересах, формы правления бывают правильные и неправильные (извращенные).
На основании сочетания этих двух критериев Аристотель выделяет и характеризует шесть форм правления. Правильная власть одного человека именуется монархией, а неправильная - тиранией. Правильная власть немногих - аристократией, а неправильная - олигархией. Правильная власть большинства называется политией, а неправильная - демократией.
Монархия - это реальное сосредоточение власти в руках одного лица. У Аристотеля нет пристрастия к этой форме. Он предпочитает власть наилучших законов власти наилучшего мужа. Чтобы монархия была правильной, царь должен быть великим человеком.
Неправильную монархию (тиранию) Аристотель считает худшей из форм правления.
Философ отдает предпочтение аристократии - власти ограниченного числа лучших в нравственном и интеллектуальном отношении лиц. Чтобы аристократия не вырождалась, нужна группа очень хороших людей, что бывает редко. При отсутствии выдающихся правителей аристократия перерождается в олигархию.
При олигархии господствуют богатые. Высокий имущественный ценз оттесняет от власти большинство населения. Царят беззаконие и произвол. В олигархии имеет место полное неравенство. Аристотель считает это несправедливым. Но, по мысли философа, несправедлив и противоположный принцип - полного равенства, что характерно для демократии.
Богатые и бедные являются существенными элементами государства. В зависимости от преобладания тех или других устанавливается и соответствующая политическая форма. Признаком олигархии является не столько власть меньшинства, сколько власть богатства. Для демократии характерно преобладание бедных в структуре власти.
Аристотель выделяет несколько типов демократии. Все граждане, независимо от их имущественного состояния могут участвовать на равных в осуществлении верховной власти или же может иметь место невысокий имущественный ценз.
Худшим видом демократии является такой, когда народ правит, не опираясь на законы, возводя в закон каждое свое решение. Беззаконие роднит этот вид власти с тиранией и олигархией.
Аристотель относится к демократии избирательно. Умеренную цензовую демократию философ одобрял. Такая демократия, по мнению Аристотеля, была в Греции в период правления Солона в начале VI века до н.э. Этот правитель поделил всех граждан в зависимости от их состояния на четыре разряда.
Порядки же, установившиеся в Греции при Перикле Аристотель осуждал, так как не признавал уравнительной справедливости. Мыслитель считал, что у большинства бедных людей нет ни образования, ни досуга, чтобы заниматься делами управления. Их бедность создает условия для подкупа, для групповых дрязг.
Демократия - неустойчивая форма правления, но Аристотель ставит ее выше олигархии и даже аристократии, потому что считает: в множестве людей есть в каждом частичка или таланта, или мудрости.
Полития - вариант власти большинства. В ней сочетаются достоинства олигархии и демократии, это та золотая середина, к которой стремился Аристотель. Гражданами признаются только лица, имеющие средний достаток. Они участвуют в народном собрании, выбирают магистратов. Чистая форма политии - редкость, так как для нее требуется сильный средний класс.
По мнению Аристотеля, причиной переворотов, насильственной смены форм правления является нарушение справедливости, абсолютизация принципа, лежащего в основе формы правления. Например, при демократии это абсолютизация равенства. Аристотель связывает перевороты с с социальными противоречиями. Причинами переворотов являются усиление одного из классов, слабость среднего класса.
В своих трудах философ дает советы, как укрепить разные формы правления. Но лучшим способом обеспечения стабильности он считает установление политии.

Заключение
До Аристотеля, который своим учением о необходимости рабства подвел итог тысячелетнему существованию Древней Греции, еще никто не говорил на эту тему так открыто и категорически. Мыслитель дал глубокий и разносторонний анализ понятия раба.
Природа требует рабства для существования самого государства. В рабстве нет ничего постыдного или противоестественного.
Политическая организация представляется Аристотелю сферой не уравнивающей, а распределяющей справедливости. Важным показателем справедливости Аристотель считает отсутствие крайностей между бедностью и богатством, золотую середину.
На основании сочетания этих двух критериев Аристотель выделяет и характеризует шесть форм правления. Наиболее совершенной формой правления он считает политию».
Идеалом Аристотеля является «среднее» государство, осуществляющее добродетель. Добродетель трактуется как гармония между двумя крайностями.
Центром учения Аристотеля является понятие «политии». Полития есть основанное на родовой общине и рабовладении общность людей, которые вознамерились создать и всегда поддерживать закономерную и физиологически оправданную автаркию в целях приобщения к вечности во всех своих поступках, мыслях, жизненных целях.
Понятия государства и права тесно связаны. Полис должен основываться на праве. Право - нормы, регулирующие общественную жизнь политии. Закон должен основываться на разуме, он должен быть лишен эмоций, симпатий и антипатий.
Истоки естественно-правовых идей исследователи находят в глубокой древности. Первой цельной, хорошо разработанной естественно-правовой теорией, дошедшей до нас, является Аристотелева теория. Однако, несмотря на обязательные, можно сказать — «ритуальные», ссылки современных авторов на Аристотеля, правовое учение Стагирита занимает несоразмерно малое место в их исследованиях. Ряд вопросов получил недостаточное и даже искаженное освещение в юридической литературе. Как представляется, анализ творчества Аристотеля дает возможность сформулировать ответы, которые не совпадают с распространенным сегодня мнением: речь идет прежде всего о проблеме соотношения закона и права и о правопонимании Аристотеля в целом.
Вклад Аристотеля в историю политической мысли очень велик. Он создал новую методологию эмпирического и логического исследований, обобщил огромный материал. Его подход отличается реализмом и умеренностью. Он довел до совершенства систему понятий, которой человечество продолжает пользоваться до сих пор.
 

Список литературы
Асмус В.Ф. История античной философии. - М.: Дело, 2005.
История политических и правовых учений. Учебник // Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: ГЮРМА-ИНФРА, 2005.
История политических учений // Под ред. О.В. Мартышиной. - М.: Юристь, 2006.
Канке   В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. - М.: Логос, 1999.
Кессиди Ф.X. Проблема происхождения греческой философии // Вестник МГУ. Серия XII. Философия - 1998. - №3. – 18 - 27
Лосев А.Ф. Античная история философии. - СПб.; Алтейя, 2001.
Макуев Р.Х. Теория государства и права. Учебник. Орел: Издательство ОРАГС, 2003.
Политология. Учебник. / Под ред. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2003.
Реале Дж,, Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.З. - СПб.: Петрополис, 2006.
История политических и правовых учений. Учебник // Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: ГЮРМА-ИНФРА, 2005. – с. 113
История политических учений // Под ред. О.В. Мартышиной. - М.: Юристь, 2006. – с. 149
Канке   В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. - М.: Логос, 1999. – с. 85
Кессиди Ф.X. Проблема происхождения греческой философии // Вестник МГУ. Серия XII. Философия - 1998. - №3. – 24
Лосев А.Ф. Античная история философии. - СПб.; Алтейя, 2001. – с. 151
Макуев Р.Х. Теория государства и права. Учебник. Орел: Издательство ОРАГС, 2003. – с. 201
Политология. Учебник. / Под ред. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2003. – с. 73
Реале Дж,, Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.З. - СПб.: Петрополис, 2006. – с. 188















3

1.Асмус В.Ф. История античной философии. - М.: Дело, 2005.
2.История политических и правовых учений. Учебник // Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: ГЮРМА-ИНФРА, 2005.
3.История политических учений // Под ред. О.В. Мартышиной. - М.: Юристь, 2006.
4.Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. - М.: Логос, 1999.
5.Кессиди Ф.X. Проблема происхождения греческой философии // Вестник МГУ. Серия XII. Философия - 1998. - №3. – 18 - 27
6.Лосев А.Ф. Античная история философии. - СПб.; Алтейя, 2001.
7.Макуев Р.Х. Теория государства и права. Учебник. Орел: Издательство ОРАГС, 2003.
8.Политология. Учебник. / Под ред. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2003.
9.Реале Дж,, Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.З. - СПб.: Петрополис, 2006.

У нас вы можете заказать