Вам нужна курсовая работа?
Интересует Культура?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Музей в системе культуры 20 века.

  • 40 страниц
  • 14 источников
  • Добавлена 12.12.2012
540 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение
Тенденции развития и проблемы современного музея.
1. Музей в современном мире
2. Современные концепции моделей музея
3.Музейные коммуникации
Современная практика музейного дела
1.Традиционные и нетрадиционные музеи
2.Музей Маяковского как пример нетрадиционного музея
Заключение
Библиография

Фрагмент для ознакомления

Ярким представителем такого рода музеев является музей С. Гуггенхайма, к примеру, экспозиция в г. Бильбао «Вопрос времени», спроектированная Ричардом Серра
5. Предметы экспозиции современного музея отличаются от стандартных экспонатов. В традиционных музеях это в основном те экспонаты, которые проверены временем и несут в себе историческую или культурную значимость для человека. В художественных музеях – это картины, иконы, скульптуры и т. д. В исторических музеях – археологические находки, предметы истории и быта различных времен. Это может быть одежда, снаряжение, утварь, скелеты, чучела или муляжи животных, людей и другое
Существуют музеи, где представлены различные технические изобретения, например, средства передвижения, или демонстрируются различные рабочие места: кузнеца, швеи и др В основном все представленные предметы относятся к истории. В современных музеях экспозиция строится из предметов более близких нам по времени. Это может быть практически тот же набор предметов, что и в традиционном музее, но время их жизни будет значительно короче. Для современных художественных музеев это те же картины и скульптуры, но уже современных авторов или авторов недалекого прошлого. Четкой грани, разделяющей эти два типа музеев, нет, это процесс постоянно текущий и изменчивый, как и сама современность.
Экспонаты современных музеев нацелены на познание через вызов определенного эмоционально-психологического состояния у посетителя, эти экспонаты интересны для современного человека тем, что отвечают на запросы данного времени. В связи с этим в современных музеях, помимо традиционных экспонатов, могут быть представлены совсем необычные «предметы».
Так, в музее «Сенсориум» (Германии) в экспозиции представлены современные технические объекты или физические явления, процессы. Например, экспозиция «Звуковые трубы» или «Водный вихрь» Здесь посетители в игровой форме познают различные законы физики или, как в экспозиции «Качели для инвалидной коляски», можно узнать, какие бывают технические устройства. Также в этом музее есть несколько экспозиций посвященных свету и тени, цвету и оптическим иллюзиям. Но это не единственный музей, чьей отличительной чертой являются развлекательно-познавательные процессы. Музей «Немо» в Амстердаме (Голландия) всегда готов встретить посетителя новой увлекательной игрой, которая публично демонстрирует процессы и явления современного мира В этом музее можно не только смотреть на экспонаты, но и трогать их, играть с ними, познавать их всеми возможными для человека способами. Один из девизов этого музея «Трогать руками – обязательно!».
Помимо музеев с развлекательно-познавательными экспозициями существуют и другие музеи, которые соответствуют понятию «современные». Например, в музее и общественном центре им. А. Сахарова (Россия) в 2003 году была создана пробная экспозиция «Идея музея СССР» под названием «Иммунитет против иллюзий». В этой экспозиции были не только предметы быта времен Советского Союза, но и звуки того времени, которые раздавались в пространстве экспозиции, и запахи, аккуратно упакованные в банки Еще пример: передвижная экспозиция с аудиовизуальной фотоинсталляцией, которая побывала в музеях некоторых немецких городов (Франкфурт-на-Майне, Берлин, Майнц), а также в городах США и ОАЭ. Хоть эти экспозиции не постоянны, но они наглядно показывают тенденцию перехода от традиционных предметов к неожиданным, но актуальным на сегодняшний день экспонатам: звук (иногда музыка), запах, свет, тени, цвет, ощущения и т.д. Так же немаловажным предметом экспозиции на сегодняшний день является информация. Это достаточно абстрактное беспредметное понятие, поэтому для его демонстрации используются совершенно разные способы. Это может быть простое письменное изложение текста – надписи, листовки, письма, газеты, документы и пр. Звуковая информация – предметно-индивидуальный текст или звуки, относящиеся ко всей экспозиции, информация в личном диктофоне или же радио общего охвата пространства. А так же аудио-видео инсталляции, смешанные, интерактивные (в реальном времени). При этом все разнообразие форм подачи представляемого «предмета» несет в себе одну и ту же цель: экспонирование информационного потока
Отдельного внимания заслуживают музейные предметы, созданные дизайнерами. Существуют некоторые музеи, посвященные тому или иному дизайнеру, или фирме, выпускающей дизайнерские предметы. Так или иначе, музеи, обладающие дизайнерскими предметами или предметами недалекого прошлого, можно смело причислять к «актуальным», ведь вещи которые они хранят – это зачастую повседневные предметы современного человека, его родственников, друзей. В качестве примера можно обратить внимание на музей Мерседес-Бенц в Штутгарте (Германия), который открылся в 2006 году. В каждой экспозиции музея есть части эпохи Мерседес. Это автомобили различных периодов – от первой коляски с мотором до современных «железных коней» Также здесь можно найти одежду гонщиков, технические детали, маленькие модели автотранспорта и много побочной продукции, которая выпускалась под данной маркой (ключи, брелоки, ножи и др.).
Итак, с изменениями современного общества меняются и музеи, которые наиболее полно отражают культурную ситуацию в мире. В прошлом веке отмечен переход от традиционных музеев к их новым формам. Главной характеристикой современных музеев стала их непостоянство. Они вынуждены все время меняться, чтобы быть актуальными и поддерживать свой новаторский статус. Традиционные музеи, наоборот, менее подвержены динамичным изменениям. В современной ситуации они оказались более инертными. Это привело к выявлению следующих отличий:
- современные музеи – эмоциональны, традиционные – рациональны;
- музеи отличаются планировкой, расположением залов и размещением экспозиций. В традиционных музеях прослеживается четкая структура, а в современных – свободная;
- традиционный музей делает акцент на монологе экспозиции, современный – на диалоге «экспозиция – посетитель»;
- в современном музее к организации экспозиции привлекается профессиональный проектировщик – дизайнер;
- музеи отличаются экспозиционным материалом, который они демонстрируют. Музейный предмет, как и сам музей, тоже меняется. Наряду с традиционными экспонатами появляются необычные объекты и беспредметные явления. Условно их можно разделить на четыре типа:
- игровые (развлекательно-познавательные экспонаты);
- физические (свет, тени, цвет, звук, запахи, ощущения);
- информативные («информация» – как самый абстрактный и самый актуальный экспонат);
- предметные (современные технические достижения, дизайнерские вещи и предметы современной повседневной жизни или недалекого прошлого).
2.Музей Маяковского как пример нетрадиционного музея
Государственный музей В.В. Маяковского – уникальное культурно-просветительское учреждение, представляющее огромный интерес для всех, кто мыслит неординарно, любит поэзию и искусство русского авангарда. Государственный музей В.В. Маяковского был открыт в январе 1974 года в доме 3/6 по Лубянскому проезду, где жил поэт с 1919 по 1930 год. Основу его коллекции составили фонды Библиотеки-музея В.В. Маяковского, открытой в 1938 году в пер. Маяковского (бывшем Гендриковом). В настоящее время основной фонд музея насчитывает более 50 тысяч единиц хранения.
В структуру музея входит экспозиционный отдел, занимающийся совершенствованием существующей экспозиции, разработкой планов выставок и их организацией.
Экспозиция музея, открытая а 1989 году, создавалась экспериментальным путем, в нарушение всех традиций музейного дизайна. Это образно-символическая модель творческого мира и времени Маяковского. Поэт, встречая вас при входе заглавным буквенным знаком «Я», олицетворяющим его самого и тождественным названию его первого авторского сборника стихов, сразу поведет с каждым из вас «разговор о времени и о себе» от первого лица, на языке для него привычном, языке образов, символов, метафор, аллегорий и гипербол.
В музее вы не увидите привычных застекленных витрин и полуприлавков с аккуратно разложенными в них экспонатами. Их заменяют пластические конструкции, похожие на театральные декорации. Экспозиция музея – это свободно перетекающее пространство, лишенное глухих перегородок и междуэтажных перекрытий. Ее центральным нервом является мемориальная лестница. Она ведет на 4 этаж в пространство бывшей коммунальной квартиры к маленькой комнатенке лодочке, где  с весны 1919 года в течение 11 лет жил и работал Маяковский и где 14 апреля 1930 года прозвучал роковой выстрел «товарища маузера», обозначивший «точкой пули» конец его жизненного пути.
Геометрия объемных фигур и плоскостей, мощная энергетика красок, овеществленные метафоры духовных настроений поэта дадут почувствовать живое дыхание его эпохи, понять триумф и трагедию его жизни и творчества.
Государственный музей
МаЯковского

___Вход в музей выполнен в стиле постмодерн. Лежащая перед домом-памятником ферма-табу, ограждение, знак остановившегося времени в потоке современной жизни.



___Новый музей создает модель времени и мира Маяковского, переводя поэтические композиции, раскрывает внутренний смысл вещей, реализует интеллект и фантазию автора, превращает посетителя из послушного статиста в соавтора и соучастника.



Дом Маяковского ...

___Пространство дома, преобразованное волею авторов экспозиции - сценаристов, художников, архитекторов, строителей, - напоминает Жизненный Лабиринт, сердцем которого является «Комнатенка - лодочка» - мемориальная комната поэта на четвертом этаже, а живым нервом - дорога Маяковского в доме, след памяти. Гости дома Маяковского.

___Музей, как и театр, начинается с вешалки. Гости этого дома - поэты «не любившие, не докурившие последней папиросы»: Франсуа Вийон, Александр Пушкин, Марина Цветаева... и все те кто увидит себя в зеркале... Рождение Маяковского: человека, гражданина, поэта!

___МаЯковский родился в грузинском селении Багдади 19 июля 1893 года. Из огромного кувшина вина («Чури»), как джин из бутылки, появился человек, готовый бросить вызов ярким багдадским небесам: «Эй, вы! Небо! Снимите шляпу! Я иду!»



___Рождение поэта ознаменовалось первым сборником «Я» и трагедией «Владимир Маяковский» на сцене Петербургского Лунапарка. Ее герой окружен карнавальными масками, скрывающими лица Д.Бурлюка, В.Хлебникова, М Матюшина, А.Крученыха... У футуристов появился новый лидер, а в России новый Поэт. Борьба.

«Долой вашу Любовь!», ___«Долой ваше искусство!», ______«Долой вашу религию!», _________«Долой ваш строй!» - такова программа поэмы «Облако в штанах» (1915). Разрушая окружающий мир в своем сознании, поэт делает свой шаг. Строительство.

___«Маяковский вошел в революцию как в собственный дом» и провозгласил: «Да здравствует новый строй, новая религия, новое искусство, новая любовь!».



___От Бога и Рая к Человеку и Коммуне. Здесь «полное изобилие вещей и продуктов». Правда пока только на бумаге. Коммуна оборачивается коммунальной квартирой, комната - комодом. Коммуна, коммуналка, комод или зеркальный шкаф, которым «обеспокоен» Присыпкин - Пьер Скрипкин из «Клопа». Это ли не трагический путь перерождения идеалов. Быт размораживает обывателя. Путешествие в пространстве.

___Реальное путешествие рождает путешествие в сознании: Бруклинский мост соседствует с недостроенным «мостом в социализм». Поиск идеала государства граничит с идеализмом («Хорошо»), идеала искусства - с экипажем не понимающих друг друга пилотов, а идеал человека - с фантомом, «фотографией на белой стене»... Путешествие во времени или Завещание...

___Путешествие к вечности «через головы поэтов и правительств» осуществлено с помощью машины времени из пьесы «Баня». Это путешествие-завещание пронизано тремя ведущими мотивами: ненавистью к «дряни», оптимизмом обманутых «чудаковых», мастерством профессионала. Маяковский сегодня - это и «мраморная слизь», и «Гранита грань», и «сто томов» его книжек, и холод общественного восприятия, и попирание пьедестала. Но не смотря ни на что «Маяковский был и остался...». М а Я к о в с к и й Маяковскийпродолжается !

Музей живет полнокровной жизнью. Помимо экскурсий в нем читаются тематические лекции, устраиваются поэтические и музыкальные вечера, проходят театральные спектакли. В постановке московского театра «Комедиантъ» каждый месяц идет спектакль «Он – сам» (Этюды о жизни и творчестве Маяковского). Все его действия разворачиваются в экспозиционном пространстве музея.
В программе музейного кинолектория – художественный фильм «Барышня и Хулиган» 1918 года, снятый по сценарию Маяковского и при его участии как исполнителя главной роли
Заключение
. На рубеже XX-XXI веков традиционное понимание музея как хранителя культурных ценностей претерпело значительную трансформацию, связанную с изменениями, произошедшими в музейной практике. Появление музеев новых типов (экомузеи, «детские» музеи, музей-культурные центры и др.), расширение функций музеев, внедрение программ, увеличивающих области социального охвата (игровые занятия для дошкольников, многоуровневые музейно-педагогические программы, работа студий и мастерских, разработки для особых категорий посетителей) требует теоретических исследований, позволяющих анализировать многообразие новых реальностей музейной практики с позиций общих принципов.
Преобразования в образе жизни порождают целый ряд новых возможностей и проблем, в то время как существующие системы мышления и структурирования, например, музейной реальности оказываются несостоятельными для анализа, объяснения и нахождения решений в возникающих ситуациях.
В переходные периоды неизбежны ошибки. Успешное решение проблем зависит от экспериментов и адекватного анализа приобретенного исторического опыта. Базовые принципы остаются по-прежнему необходимыми и могут возникать из многих источников. А музей как раз и являются одним из основных институтов, обеспечивающих трансляцию этих ценностей. Культурные механизмы, при помощи которых общество будет выбирать, ранжировать и транслировать свои цели и ценности, приобретают решающее значение
Библиография
Адамс М. Роль музея в распространении знаний. – //Museum. – 1984. – № 141. – С.15.
Арзамасцев В.П. О семантической структуре музейной экспозиции.// На пути к музею XXI века. Музееведение. – М.:НИИК, 1989. – С.48.-52
ВансловаЕ.Г. Динамика социальных функций советских музеев (по материалам экспертного опроса).// Музееведение. Вопросы теории и методики. Сб. научн. тр. НИИ культуры.- М., 1987.- С.25— 41.
Гнедовский М.Б., Дукельский В.Ю. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования.//. Музейное дело: музей-культура-общество. – М., 1992. – С.9. -12
Иксанова И.В. Опыт разработки модели регионального музейного объединения. В сб. науч. тр. Вопросы теории и методики. Музееведение. – М.:НИИК, 1987. – С.121-127.
Калугина Т. Художественный музей как феномен кулььтуры.- М.: Петрополис, 2008
Никишин Н.А. «Язык музея» как универсальная моделирующая система музейной деятельности.// Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности-. М.: НИИК. 1989. С.8— 12
Пшеничная С.В. Концептуальная модель музея как теоретическая основа подготовки музейных кадров.// Музей и образование. Сб. научн. трудов.- СПб., 1999.- С.75 92
Равикович Д.А. Социальные функции и типология музеев. // Музееведение. Вопросы теории и методики. Сб научн. тр.- М :НИИ культуры.-1987. - С.8-9
Сотникова С.И. Музеология– М.: Дрофа, 2004.
Странский З. Понимание музееведения. // Музееведение. Музеи мира.- М., 1991.- С.8— 26
Тоффлер Э. Третья волна – М.АСТ, 2004
Юренева Т. Музей в мировой культуре» .-М.: Русское слово, 2003
. Шрайнер К. Предмет исследования музееведения и происхождение дисциплины// Музееведение. Музеи мира.; Сб. научн. тр.- М.: НИИК 1991.- С.43 — 44.
Тоффлер Э. Третья волна – М.АСТ, 2004 – С.348
Юренева Т. Музей в мировой культуре» .-М.: Русское слово, 2003
.-С.487
Тоффлер Э. Третья волна – М.АСТ, 2004 – С.432

Сотникова С.И. Музеология / С.И. Сотникова. – М.: Дрофа, 2004..-С.112
Иксанова И.В. Опыт разработки модели регионального музейного объединения. В сб. науч. тр. Вопросы теории и методики. Музееведение. – М.:НИИК, 1987. – С.121
Цит. По кн. Пшеничная С.В. Концептуальная модель музея как теоретическая основа подготовки музейных кадров.// Музей и образование. Сб. научн. трудов.- СПб., 1999.- С.78
Адамс М. Роль музея в распространении знаний. – //Museum. – 1984. – № 141. – С.15.
Цит. По кн. Пшеничная С.В. Концептуальная модель музея как теоретическая основа подготовки музейных кадров.// Музей и образование. Сб. научн. трудов.- СПб., 1999.- С.79

Цит. По кн. Пшеничная С.В. Концептуальная модель музея как теоретическая основа подготовки музейных кадров.// Музей и образование. Сб. научн. трудов.- СПб., 1999.- С.79
Цит. По кн. Пшеничная С.В. Концептуальная модель музея как теоретическая основа подготовки музейных кадров.// Музей и образование. Сб. научн. трудов.- СПб., 1999.- С.81
Гнедовский М.Б., Дукельский В.Ю. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования.//. Музейное дело: музей-культура-общество. – М., 1992. – С.9.
Арзамасцев В.П. О семантической структуре музейной экспозиции.// На пути к музею XXI века. Музееведение. – М.:НИИК, 1989. – С.48.
Иксанова И.В. Опыт разработки модели регионального музейного объединения. В сб. науч. тр. Вопросы теории и методики. Музееведение. – М.:НИИК, 1987. – С.122
ВансловаЕ.Г. Динамика социальных функций советских музеев (по материалам экспертного опроса).// Музееведение. Вопросы теории и методики. Сб. научн. тр. НИИ культуры.- М., 1987.- С.25

Юренева Т. Музей в мировой культуре» .-М.: Русское слово, 2003.-С.465












2

Библиография
1.Адамс М. Роль музея в распространении знаний. – //Museum. – 1984. – № 141. – С.15.
2.Арзамасцев В.П. О семантической структуре музейной экспозиции.// На пути к музею XXI века. Музееведение. – М.:НИИК, 1989. – С.48.-52
3.ВансловаЕ.Г. Динамика социальных функций советских музеев (по материалам экспертного опроса).// Музееведение. Вопросы теории и методики. Сб. научн. тр. НИИ культуры.- М., 1987.- С.25— 41.
4.Гнедовский М.Б., Дукельский В.Ю. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования.//. Музейное дело: музей-культура-общество. – М., 1992. – С.9. -12
5.Иксанова И.В. Опыт разработки модели регионального музейного объединения. В сб. науч. тр. Вопросы теории и методики. Музееведение. – М.:НИИК, 1987. – С.121-127.
6.Калугина Т. Художественный музей как феномен кулььтуры.- М.: Петрополис, 2008
7.Никишин Н.А. «Язык музея» как универсальная моделирующая система музейной деятельности.// Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности-. М.: НИИК. 1989. С.8— 12
8.Пшеничная С.В. Концептуальная модель музея как теоретическая основа подготовки музейных кадров.// Музей и образование. Сб. научн. трудов.- СПб., 1999.- С.75 92
9.Равикович Д.А. Социальные функции и типология музеев. // Музееведение. Вопросы теории и методики. Сб научн. тр.- М :НИИ культуры.-1987. - С.8-9
10.Сотникова С.И. Музеология– М.: Дрофа, 2004.
11.Странский З. Понимание музееведения. // Музееведение. Музеи мира.- М., 1991.- С.8— 26
12.Тоффлер Э. Третья волна – М.АСТ, 2004
13.Юренева Т. Музей в мировой культуре» .-М.: Русское слово, 2003
14.. Шрайнер К. Предмет исследования музееведения и происхождение дисциплины// Музееведение. Музеи мира.; Сб. научн. тр.- М.: НИИК 1991.- С.43 — 44.

У нас вы можете заказать