Творчество А.С. Грибоедова "Горе от ума". Сюжет, композиция, система персонажей.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Литература
  • 1414 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 25.12.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
I Идейный замысел комедии и ее композиция
II Идейно-тематическое содержание комедии.
III Система персонажей

Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Фамусов поучает:
Ученье – вот чума, учёность – вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений (2, с.86).
Он предлагает решительный способ борьбы с этим злом:
Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.
Фамусову вторит Скалозуб:
Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий, -
Там будут лишь учить по-нашему: раз, два,
А книги сохранят так: для больших оказий (2, с.87).
Против рассадников просвещения – «пансионов, школ, лицеев», педагогического института, где «упражняются в расколах и безверье профессора» выступают и Хлестов, и княгиня Тугоуховская.
7 Воспитание, которое получают представители фамусовского общества, делает их чуждыми своему народу. Чацкий возмущается системой воспитания, царящей в дворянских домах Москвы. Здесь воспитание детей с самых юных лет поручалось иностранцам, обычно немцам и французам. В результате дворяне отрывались от всего русского, в их речи господствовало «смешенье языков французского с нижегородским»; с детства прививалось убеждение, «что нам без немцев нет спасенья», прививался «нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья» всему иностранному. «Французик из Бордо» приехав в Россию, «ни звука русского, ни русского лица не встретил» (1, с.22).
Таково же фамусовское общество, которое с таким художественным мастерством выведено Грибоедовым в его комедии и в котором отображены типичные черты всей массы дворян-крепостников того времени. Это дворянство, проникнутое страхом перед нарастающим освободительным движением, сплочённо выступает против передовых людей, представителем которых является Чацкий.
Это общество выведено в замечательной комедии Грибоедова в ярких индивидуализированных образах. Каждый из них – правдиво нарисованное живое лицо, со своеобразными чертами характера и особенностями речи.

Заключение

«Горе от ума по богатству своего содержания и художественной формы явилось комедией исключительной, для того времени небывалой и в русской, и в западноевропейской драматургии. Её значение необычайно велико.
Прежде всего, комедия очень важна в познавательном отношении. «Горе от ума» представляет собой реалистическую написанную широчайшую картину жизни России после Отечественной войны 1912 года. В богатой галерее образов, данных в комедии (и сценических, и внесценических), мастерски представлен и чиновничий мир, и сановное дворянство, и крепостники-помещики, и передовые люди, носители декабристких взглядов (3, с. 13).
В комедии подняты все остро стоявшие в то время политические и общественные вопросы; нашли своё отражение злободневные споры о суде присяжных, о пансионах, институтах, о взаимном обучении, о цензуре и т.п. Преддекабрьская эпоха освещена всесторонне.
Не менее важно и воспитательное значение комедии. Грибоедов подверг резкой критике мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия; со всей отчетливостью и убедительностью он показал, как гибнут в этом мире, где господствуют Фамусовы и Молчалины, лучшие человеческие качества.
Особенно велико и важно значение комедии «Горе от ума» в развитии русской драмы. Это значение определяется ее реализмом. Грибоедов черпал материал для своей комедии из подлинной жизни московского дворянства 10-20-х годов XIX века и воспроизвел ее как художник-реалист, вскрыв основные противоречия того исторического периода – борьбу декабристки настроенных людей с защитниками самодержавно-крепостнического строя.
Грибоедов полно, всесторонне обрисовал героев комедии. Каждый из них не воплощение какого-либо одного порока или добродетели, а живой человек, наделенный ему свойственными качествами.
Грибоедов как гениальный писатель-реалист показал человека в одно и тоже время и как личность, обладающую особой индивидуальностью, и как типичное, выросшее в определенных общественных условиях. Поэтому имена его героев стали нарицательными: синонимами бездушного чиновничества (фамусовщина), подхалимства (молчалинство), грубой и невежественной военщины (скалозубовщина), гоняющегося за модой пустословия ( репетиловщина).
В нашу разговорную речь вошло много стихов из комедии Грибоедова, например:
Счастливые часов не наблюдают.
И дым отечества нам сладок и приятен.
Свежо предание, а верится с трудом. И многие другие.
Художественный реализм и мастерство писателя-гражданина, смело выступившего на борьбу с социальными язвами своей эпохи, обусловили судьбу комедии «Горе от ума». Не пропущенная цензурой при жизни Грибоедова, комедия стала достоянием тысяч людей в рукописном виде и сыграла большую роль в развитии освободительного движения в нашей стране. Поставленная в первый раз на сцене театра в Петербурге 26 января 1831 года, комедия «Горе от ума» не сходит со сцены и в наши дни (5, с.19).


Список литературы

1. Артюхов И.С. 155 сложнейших сочинений. Русская литература – М.: Эксмо, 2008 – 544 с.
2. Грибоедов А.С. «Горе от ума» - Издательство «Детская литература» Ленинград, 1968 – 175с.
3. Круковер В.И. Лучшие школьные сочинения 5-11 классы 2-е изд. испр. и доп./ - М.: ООО ИКТЦ «Лада», ООО Этрол, 2008 – 420
4. Лукьянченко О.А. Новые сочинения и изложения : 11 класс : учеб.пособие/ - Ростов н/Д : Феникс, 2006 – 416 с
5. 60 сочинений на «отлично» Выпуск 1 под редакцией Полкова Э. – Санкт-Петербург: Издательский дом «Литера», 2006 – 64 с.













2

1. Артюхов И.С. 155 сложнейших сочинений. Русская литература – М.: Эксмо, 2008 – 544 с.
2. Грибоедов А.С. «Горе от ума» - Издательство «Детская литература» Ленинград, 1968 – 175с.
3. Круковер В.И. Лучшие школьные сочинения 5-11 классы 2-е изд. испр. и доп./ - М.: ООО ИКТЦ «Лада», ООО Этрол, 2008 – 420
4. Лукьянченко О.А. Новые сочинения и изложения : 11 класс : учеб.пособие/ - Ростов н/Д : Феникс, 2006 – 416 с
5. 60 сочинений на «отлично» Выпуск 1 под редакцией Полкова Э. – Санкт-Петербург: Издательский дом «Литера», 2006 – 64 с.


Вопрос-ответ:

Какие темы освещает комедия "Горе от ума"?

Комедия "Горе от ума" освещает такие темы, как дворянская порядком в России, проблемы образования и нравственности, существование безделицы в обществе и другие.

Какой идейный замысел у комедии "Горе от ума" и как он отражается в ее композиции?

Идейный замысел комедии заключается в критике дворянского порядка и призыве к существенным изменениям в обществе. Это отражается в композиции пьесы через противопоставление образованной и нравственной главной героини Софьи и безделицы и лицемерия других персонажей.

Каково идейно-тематическое содержание комедии "Горе от ума"?

Идейно-тематическое содержание комедии "Горе от ума" связано с обличением нравственного и интеллектуального разложения дворянской среды и призывом к образованию и нравственности как основам прогресса общества.

Какие проблемы и конфликты отражаются в системе персонажей комедии "Горе от ума"?

В системе персонажей комедии "Горе от ума" отражаются проблемы дворянской бюрократии, нравственного и интеллектуального разложения, а также конфликт между образованностью и безделицей, идеализмом и лицемерием.

Какие идеи предлагаются по борьбе с пороками общества в комедии "Горе от ума"?

В комедии "Горе от ума" предлагается бороться с пороками общества через образование, нравственность, критическое мышление и осуждение безделицы и лицемерия.

Какие основные идеи заложены в комедии "Горе от ума"?

Основные идеи комедии "Горе от ума" - критика образования и воспитания, борьба с глупостью и бюрократией, насмешка над общественными пороками и предрассудками.

Какова структура и композиция произведения "Горе от ума"?

Произведение "Горе от ума" имеет пятиактную структуру с экспозицией, завязкой, развитием конфликта и развязкой. В центре сюжета - идейный противоборство между Молчалиным и Фамусовым, который может быть искоренен только через образование и просвещение.

Каково идейно-тематическое содержание комедии "Горе от ума"?

Идейно-тематическим содержанием комедии "Горе от ума" является критика образования и нравственности, насмешка над общественными пороками, разоблачение глупости и предрассудков.

Какие персонажи входят в систему персонажей комедии "Горе от ума"?

Основными персонажами комедии "Горе от ума" являются Александр Сергеевич Молчалин, Анна Андреевна Премудрая, Алексей Степанович Фамусов и Маска.

Какое искусство А. С. Грибоедова критикуется в комедии "Горе от ума"?

В комедии "Горе от ума" критикуется как словесное, так и общественное искусство. Автор осуждает глупость и пустоту литературных произведений, а также низкое качество образования и нравственности.

Какую тему освещает комедия Горе от ума?

Комедия Горе от ума освещает тему безумия, глупости и негативных тенденций в обществе. Автор критически относится к множеству общественных явлений и явно выражает свою позицию.