Проблема расширения НАТО на Восток.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Международные отношения
  • 1515 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 31.01.2011
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ПРОБЛЕМА РАСШИРЕНИЯ НАТО НА ВОСТОК
Фрагмент для ознакомления

Проблема достаточно сложная и требует долгого пути решения, причем на самом высоком уровне. в)  Далее с российской стороны больше всего недоверия вызывает не само размещение сил и объектов инфраструктуры альянса в странах Балтии, а именно риторика НАТО. Наличие баз на востоке Польши и в государствах Балтии оправдывается борьбой с «международным терроризмом». До сих пор сам регион в этом плане был достаточно безопасен. Кроме того, он далек от основных «фронтов» борьбы с т.н. «международным терроризмом»: государствами Ближнего и Среднего Востока. Большинству специалистов не понятно, как военные базы в Польше и Балтии позволят лучше бороться с международным терроризмом (при всей размытости данного понятия). Впервые всерьез об угрозе терактов заговорили лишь после участия стран региона в операциях в Афганистане и Ираке. Членство в НАТО скорее привлекает террористов. Опыт Испании оказал определенное влияние на общественность северных стран, негативно оценивших иракские события. Заявления о том, что регион стал бы мишенью террористов в любом случае, подтвердить нельзя.г) Остается проблема, связанная с Калининградской областью и размещенной там российской оперативно-стратегической группой. Это проблемы военного транзита и соседства войск России и НАТО, и в принципе, потенциальный очаг напряженности. д) Проблема дальнейшего расширения НАТО еще связана и с тем, что правящие круги Финляндии и Швеции не раз уже связывали присоединение своих стран к НАТО со вступлением в альянс стран Балтии. До сих пор атлантическая линия правящих элит этих стран наталкивалась на жесткое неприятие и непонимание общественного мнения. Теперь сторонники НАТО получают новый козырь – Финляндия и Швеция остаются единственными из стран региона, не вступившими в НАТО. Данная проблема, скорее всего, обострится и станет особенно чувствительной для России. Поднимаемый вопрос участия Северных стран в единой внешней политике и политике безопасности ЕС остается интересным. А точнее, степень их участия в военных структурах НАТО и ЕС. Что будет для них предпочтительнее? В перспективе этот вопрос можно рассматривать как элемент конкуренции между США, Германией и Северными странами за влияние на Польшу и Балтию. Безусловно, нельзя ставить вопрос о выборе той или иной военной структуры, но будет интересна степень участия в каждой из них. Возможно, представит интерес и новая инициатива США в регионе – «Расширенное партнерство в Северной Европе», заменившая СЕИ. Одним из пунктов инициативы является создание системы коллективной безопасности в Северной Европе, с участием в ней, возможно, Финляндии и Швеции – стран, не являющихся членами НАТО. Станет ли это новым инструментом расширения НАТО (как СЕИ и Балтийская хартия), или чем-то новым?Ну и последнее, что может влиять на безопасность в регионе, это степень адекватности действий России возникшим угрозам. Рядом общественных и политических деятелей непосредственная угроза от расширения НАТО и ЕС преувеличивается. Общественное мнение России находит психологическим давлением от осознания (или подтверждения) ограниченности возможностей России, ее уязвимости. Степень угрозы (прямой и потенциальной) должна быть адекватно оценена.Пока можно лишь констатировать, что расширение НАТО и ЕС не устранило ни одной из проблемных ситуаций военно-политической составляющей безопасности в регионе и в краткосрочной перспективе лишь усугубило их.Делаем следующие выводы:В последнее время военно-политическая ситуация в мире заметно усложнилась и приобрела тенденцию к дальнейшему обострению. Затяжные кризисные явления в экономике и финансовой системе многих стран мира, в первую очередь США и государств Североатлантического союза, ещё больше «подливают масла в огонь» и способствуют росту напряженности. У руководства США и НАТО, стремящегося стабилизировать экономическую ситуацию в своих странах любыми средствами, просматривается желание решать проблемы старым способом — наращиванием военного потенциала и применением военной силы с целью установления контроля над природными ресурсами в различных регионах мира и обеспечения гарантированного доступа к источникам углеводородного сырья. Эти меры ведут к усилению потенциальной опасности для России и увеличивают риски возникновения конфликтов в её ближайшем окружении. В целом, Североатлантический союз, несмотря на произошедшие геополитические изменения, сохранил свою экспансионистскую сущность, по-прежнему стремится к расширению своего влияния в мире, не останавливаясь перед угрозой применения военной силы и её использованием. Такой подход может привести к столкновению интересов с Российской Федерацией, усилению противостояния и даже к  военным конфликтам.Напомним, что в ходе визита в Аргентину в апреле 2010 г. президент России Дмитрий Медведевзаявил, что мир больше не вернется к "холодной войне", несмотря на попытки вновь делить его на две части. Ранее министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, выступая на сессии Генеральной ассамблеиООН, заявил, что существующая архитектура безопасности в Европе не выдержала испытания последними событиями.Работа по трансформации НАТО в элемент стратегического партнерства предполагает тесное сотрудничество с альянсом в области миротворчества и гуманитарных операций, и создание ситуации, когда Россия будет иметь в этом союзе не "комнату", как теперь, а "право". Это в принципе возможно только тогда, когда НАТО будет играть роль не "собственно системы военно-политической безопасности Атлантического альянса", а примет вид только европейской части военной компоненты будущей региональной системы безопасности. Более тесное взаимодействие России и НАТО в области стратегического диалога, стратегического планирования и военно-технического сотрудничества, может стать хорошей базой нашего сближения.Кроме того, новые возможности стратегически корректных и, возможно, партнерских взаимоотношений России и НАТО открываются сегодня с развертыванием конструкции их взаимоотношений по формуле "19 (26) + 1". При этом нам представляется крайне важным, четко разграничить области этого партнерства и, в соответствии с ними, и выстраивать необходимые уровни полномочий, участия и взаимной ответственности сторон.Это значит, что:при решении задач коллективной обороны Альянса - Россия не должна участвовать (без дополнительного приглашения) в их планировании и реализации, а значит и не должна быть полноправным членом НАТО, то есть членом, обладающим правом вето.при решении проблем коллективной безопасности (в том числе и в решении вопросов борьбы с международным терроризмом) - Россия должна иметь правовые полномочия как полноправный член Альянса, то есть она должна быть допущена во все необходимые планирующие и решающие структуры НАТО, и обладать правом вето по этой проблематике.Следует отметить, что также необходима трансформация НАТО из военного оборонительного альянса, в союз безопасности:Прекращение "расширения на Восток" любой ценой.Не соблазняться "рвением" в Альянс стран и "розовых режимов" и не создавать там своих плацдармов .Выработка собственной Европейской стратегии Альянса и отказ от безусловного подчинения североатлантическому гегемону – США.Создание вместе с Россией общего союза безопасности в виде Евро-Азиатской системы безопасности как региональной (межрегиональной) подсистемы безопасности ООН.В целом, руководство нашей страны считает, что в настоящее время Россия и НАТО должны:сосуществовать в отношениях сдержанно дружеской автономии, являясь, друг для друга не раздражающим, а стратегическим сдерживающим фактором;наращивать взаимный потенциал доверия за счет реализации партнерских проектов;не плодить взаимные фобии;не ввязываться в дискуссии и действия несущие явную обоюдную конфронтационную или даже враждебную основу;больше думать не об обороне Европы, но о безопасности ее наций.Нашему руководству представляется важным понимание руководителями Альянса, США и основных держав Западной Европы, объективных, но пока еще не осознаваемых ими фактов:НАТО является региональной организацией только части государств Европы:глобальность НАТО придает только экспансионистская политика США и их вооруженные силы;практически весь остальной мир не знает о НАТО ничего, или против Альянса, поскольку отождествляет его с бесчеловечной политикой США;с неизбежным нарастанием геополитической "скромности" США ответственность за будущее Запада как Христианского мира будет все более ложиться на основные державы Европы и собственно европейскую часть НАТО;в этой связи, у НАТО в уже обозримой перспективе не будет другой альтернативы, кроме как сотрудничать с Россией и дорожить ее дружбой.Теория стратегии говорит о том, что при построении союзнических стратегических взаимоотношений главным является совпадение ценностей и стратегических целей сторон, (в данном случае НАТО и России), а это, в свою очередь означает, что, наверное, со временем, эти условия могут быть найдены в рамках возможного будущего нового Европейского союза континентальной безопасности.В заключение необходимо сказать следующее, что разумная работа по формированию новой формулы взаимоотношений России и НАТО еще впереди, и она необходима Европе, России и миру.Список литературы:В какое будущее дрейфует Украина? Институт национальнойбезопасности и стратегических исследований 1998.Гаджиев К.С. Геополитика. - М., 1997.Геополитика: теория и практика. - М., 1993.Геополитическаяситуация в постсоветском пространстве и проблемы военной безопасности России.Институт национальной безопасности и стратегических исследований 1997.Дугин А. Основы геополитики. - М.: Арктогея, 1997.Золотарев В.А. Военная безопасность Отечества (историко-правовое исследование). – М.1998.Корниенко Г. Закончилась ли "холодная война"? - Независимая газета, 1994, 16 августа.Сорокин К.Э. Геополитика современности и геостратегия России. - М., 1996.Закон Российской Федерации о безопасности // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992 № 15. Ст. 769.Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора //Российская газета. 1997.28 мая.Российская газета. 2010.15 апреля.РОССИЯ И НАТО.Тезисы Совета по внешней и оборонной политике.Стратегия России в ХXI веке: анализситуации и некоторые предложения НГ 18.06.1998.Центральная иВосточная Европа и интересы России. Тезисы Совета по внешней и оборонной политике.www.nns.ru Национальная электронная библиотека.www.nato.int -офицальный сайт НАТО.

Список литературы:
1.В какое будущее дрейфует Украина? Институт национальнойбезопасности и стратегических исследований 1998.
2.Гаджиев К.С. Геополитика. - М., 1997.
3.Геополитика: теория и практика. - М., 1993.
4.Геополитическаяситуация в постсоветском пространстве и проблемы военной безопасности России.Институт национальной безопасности и стратегических исследований 1997.
5.Дугин А. Основы геополитики. - М.: Арктогея, 1997.
6.Золотарев В.А. Военная безопасность Отечества (историко-правовое исследование). – М.1998.
7.Корниенко Г. Закончилась ли "холодная война"? - Независимая газета, 1994, 16 августа.
8.Сорокин К.Э. Геополитика современности и геостратегия России. - М., 1996.
9.Закон Российской Федерации о безопасности // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992 № 15. Ст. 769.
10.Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора //
11.Российская газета. 1997.28 мая.
12.Российская газета. 2010.15 апреля.
13.РОССИЯ И НАТО.Тезисы Совета по внешней и оборонной политике.
14.Стратегия России в ХXI веке: анализситуации и некоторые предложения НГ 18.06.1998.
15.Центральная иВосточная Европа и интересы России. Тезисы Совета по внешней и оборонной политике.
16.www.nns.ru Национальная электронная библиотека.
17.www.nato.int -офицальный сайт НАТО.

Вопрос-ответ:

Какая проблема возникает при расширении НАТО на Восток?

Проблема достаточно сложная и требует долгого пути решения. Она вызывает недоверие со стороны России.

Что именно вызывает недоверие России при размещении сил НАТО на Востоке?

Российскую сторону больше всего беспокоит риторика НАТО. Они сомневаются в необходимости баз на востоке Польши и в государствах Балтии.

Как оправдывается размещение баз НАТО на востоке Польши и в государствах Балтии?

Оно оправдывается борьбой с международным терроризмом. До этого регион считался достаточно безопасным.

Каким образом проблема расширения НАТО на Восток решается на высоком уровне?

Для решения этой проблемы требуется длительное время и участие высокопоставленных политических деятелей.

Почему проблема расширения НАТО на Восток считается сложной?

Эта проблема сложна, потому что вызывает недоверие и напряжение между Россией и странами, в которых размещаются силы и инфраструктура НАТО.

Какая проблема связана с расширением НАТО на восток?

Проблема заключается в том, что Россия испытывает недоверие к риторике НАТО и расположению баз на востоке Польши и в странах Балтии. Она считает, что размещение сил и инфраструктуры альянса в этих странах угрожает ее безопасности.

Какие страны находятся на востоке Польши и включены в расширенную зону влияния НАТО?

На востоке Польши и в расширенной зоне влияния НАТО находятся Эстония, Латвия и Литва - страны Балтии. Расширение НАТО на восток произошло после распада СССР и присоединения этих стран к альянсу.

Какими аргументами оправдывается присутствие НАТО на востоке Польши и в странах Балтии?

НАТО оправдывает свое присутствие на востоке Польши и в странах Балтии борьбой с международным терроризмом. Ранее этот регион был достаточно безопасен, но после террористических акций в Европе НАТО приняло решение усилить свое присутствие для обеспечения безопасности.

Каковы основные причины недоверия России к расширению НАТО на восток?

Основные причины недоверия России к расширению НАТО на восток связаны с восприятием этого шага как угрозы ее безопасности. Россия считает, что размещение сил и объектов инфраструктуры альянса в странах Балтии создает проблемы для своих границ и нарушает баланс сил в регионе.

Как можно решить проблему расширения НАТО на восток?

Решение проблемы расширения НАТО на восток требует долгого пути и рассмотрения на самом высоком уровне. Необходимо проводить диалог и учитывать интересы всех сторон. Возможными решениями могут быть договоренности о демилитаризации определенных территорий или сотрудничество между Россией и НАТО в области безопасности.

Какая проблема связана с расширением НАТО на Восток?

Проблема расширения НАТО на Восток заключается в сложности ее решения и требует согласия всех участников на самом высоком уровне. Российская сторона особенно не доверяет риторике НАТО, а не самому размещению сил и инфраструктуры в странах Балтии.