Состояние словообразования существительных у дошкольников 6-7 лет с ОНР 3 уровня.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 6363 страницы
  • 56 + 56 источников
  • Добавлена 01.02.2009
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава I. Научно-теоретические основы исследования состояния словообразования у старших дошкольников с ОНР
1.1. Лингвистические аспекты последствия нарушения словообразования
1.2. Развитие словообразования в онтогенезе
1.3. Кратка характеристика уровней речевого развития у детей с ОНР
1.4. Нарушение словообразования у дошкольников с ОНР
Глава II. Организация и методы исследования
2.1. Цель, задачи и организация исследования
2.2. Характеристика испытуемых
2.3. Методика констатирующего эксперимента
Глава III. Сравнительная характеристика состояния словообразования существительных у старших дошкольников с ОНР и их сверстников с нормальным речевым развитием
Глава IV. Логопедическая работа по развитию словообразования существительных у детей с общим недоразвитием речи
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

Логопед. Назови первую пару картинок.
Ребенок. Иголка и игольница.
Логопед. Это слова совсем разные или похожи?
Ребенок. Похожи.
Логопед. Слова похожи потому, что в них есть одинаковый (по звучанию) кусочек. Послушай: иголка, игольница (интонационно выделяется корневая часть слова).
Затем логопед вместе с ребенком произносят эти слова сопряженно.
Логопед. Какой кусочек слова звучит похоже - в начале или конце слова?
Ребенок. В начале слова.
Логопед вместе с ребенком заштриховывают полоски: короткую полоску - целиком, длинную - только начало полоски. Проговаривают: «Закрашиваем кусочек слова, который звучит похоже». Аналогичным образом проговариваются остальные пары слов, выделяются интонационно и графически их корневые части.

Фрагмент 6

Логопед предлагает ребенку поднять флажок, когда в тексте встретятся похожие слова.
После каждого текста логопед уточняет, какие слова звучали похоже. Просит ребенка назвать их и подобрать соответствующие предметы (контурные силуэтные картинки). Ребенок поясняет, почему названные слова звучат похоже, какой именно кусочек в словах похож (первый или последний), подбирает соответствующие полоски со штриховкой. В качестве усложнения логопед помимо необходимых полосок-маркеров может ввести и ложные, например неправильно заштрихованные.
Задания подобного плана можно использовать при формировании предварительной ориентировки детей в морфемной структуре не только имен существительных, но и других частей речи. Лексический материал при этом подбирают в соответствии с указанными выше принципами.
Таким образом, первое направление логопедической работы фактически направлено нa формирование начальных уровней антиципации как особого качества восприятия, обеспечивающего опережающее опознание объекта и (или) слова еще до того, как они будут полностью восприняты.
Второе направление в рамках первого раздела работы ставит задачу по формированию речемыслительного уровня антиципации (т. е. обобщения, гипотезы об объекте, явлении), а как следствие - обобщенности восприятия морфем. Все ато должно помочь детям осознать морфему как отдельный языковый знак. Для этого необходимо:
• закрепить навык нахождения однокоренных слов в контексте;
• закрепить умение выделять в них корневые морфемы;
• научить детей выделять в словах словообразовательные аффиксы;
• отметить изменение, которое произошло с реальными предметами, явлениями;
• сформировать умение определять позицию словообразовательного аффикса в слове;
• показать наглядно способы конструирования наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
Соблюдая перечисленные выше требования к лексическому материалу, приведем следующие образцы слов:
• существительные с суффиксом -ник: пожарник, дворник, печник, лесник, мясник, огородник, дачник, школьник, ключник;
Приведем фрагменты логопедическик занятий по выделенному направлению работы.

Фрагмент 1

Логопед предлагает ребенку две картинки «пожар» и «пожарник».
Спрашивает, что нарисовано Ha картинках?
Ребенок. Ha первой картинке нарисован пожар, а на второй - пожарник. Это человек, который тушит пожар.
Логопед. Пожар - пожарник. Какое слово короткое? Длинное?
Ребенок. Пожар - короткое слово кладу короткую полоску. Пожарник - длинное слово, кладу длинную полоску.
Логопед. Какая часть этих слов звучит одинаково? Ребенок. Одинаково говорю первую часть слова. Ребенок подбирает полоски-маркеры со штрихом.
Логопед. Давай найдем ту часть слова, которая звучит непохоже. Положи короткую полоску на длинную. Отрежь лишний кусочек полоски. Смотри: длинная полоска состоит из двух кусочков. Так же и длинное слово состоит из двух кусочков. Первый кусочек - «пожар» (выкладывается соответствующая картинка), второй кусочек – «ник» (выкладывается незаштрихованная часть полоски). Пожар...ник, пожарник (выкладывается изображение). Перед ребенком оказывается выложенным следующее словообразовательное уравнение:
картинка « пожар » + карточка-символ = картинка «пожарник » :
Логопед. Назови первый кусочек слова (Показ рукой части схемы).
Ребенок. Пожар.
Логопед. Назови все длинные слова. (Показ итоговой картинки).
Ребенок. Пожарник.
Логопед. Пожар - пожарник (выделяя интонацию). Как звучит новый кусочек слова?
Ребенок вместе с логопедом проговаривает слова и выделяет кусочек «ник». Показывает Ha схеме место этой части (после картинки «пожар») и еще раз называет « ник «.
Логопед. Давай сложим короткие кусочки в длинное слово. Ребенок сопряженно с логопедом показывает и называет части « уравнения » .
Логопед. Смотри - было короткое слово «пожар» мы добавили к нему кусочек « ник » и получилось название человека, который тушит пожар. Какой кусочек слова помог правильно назвать профессию?
Ребенок. Кусочек «ник». (Показ нa схеме).
Фрагмент 2

Логопед предлагает ребенку специальное панно для «записи» словообразовательных уравнений с помощью предметных картинок и карточек-символов. Там уже выложена модель образования слова «пожарник» .
Логопед. Вспомни, как получается длинное слово.
Ребенок. К короткому слову добавляется новый кусочек.
Логопед. Какое длинное слово мы складывали в прошлый раз? (Показ на схему).
Ребенок. Пожарник.
Логопед. От какого короткого слова оно получилось? Ребенок. От слова «пожар » .
Логопед. Hакой кусочек к нему добавляли?
Ребенок вместе с логопедом выделяют часть «ник». 3атем логопед предлагает no аналогии (по заданному образцу) выстроить другое уравнение:
картинка «лес» + карточка-символ = картинка «лесник » . Логопед задает опорные вопросы: какую картинку назовем коротким словом? Какую - длинным? Kак сложить длинное слово? Где на панно должна стоять картинка «лес »? Картинка « лесник » ? Карточка-символ? Какой кусочек добавим к слову «лес»? Назови все части схемы. Kакое слово было вначале? Какое получилось? Какой кусочек елова помог назвать профессию?

Фрагмент 3

Логопед предлагает ребенку панно с уже выложенными словообразовательными « уравнениями » . Просит назвать их части:
картинка «лес» + карточка-символ = картинка «лесник»; картинка «печь» + карточка-символ = картинка впечник»
картинка «пожар» + карточка-символ = картинка «пожарник » .
Ребенок нe только проговаривает сами схемы, но и делает вывод о том, какой кусочек слова помог назвать разные профессии. 3атем логопед нарушает порядок частей в словообразовательных «уравнениях» и просит исправить ошибку. Ребенок восстанавливает последовательность частей в схемах, комментируя свои действия: лесник - человек, который охраняет лес, а не печь, значит, первую картинку кладу «лес».
Логопед. Какие длинные слова у тебя получились?
Ребенок. Лесник, печник, пожарник.
Логопед. Назови и покажи на схеме, какой кусочек слова всегда повторялся?
Ребенок. Кусочек «ник».

Фрагмент 4

Логопед предлагает прослушать названия профессий, поднимая флажок тогда, когда услышит слово с частичкой «ник». Сначала добиваемся грубых дифференцировок, а затем предлагаем ряд слов с похожими по звучанию/значению аффиксами.
Логопед. Огород, мойщик, огородник, дача, дачник, строитель, пианист, мясник и пр.
Логопед. Вспомни и назови все слова с кусочком «ник».
Ребенок. Огородник, дачник, мясник.
Логопед. Подбери к этим словам картинки. Расскажи, что делают люди на картинках.
Ребенок. Огородник - сажает огород. Дачник - живет Ha даче. Мясник - продает мясо.
Логопед. От какого короткого слова получим слово ((огородник»?
Ребенок. От слова «огород».
Логопед. Подбери недостающие карточки и выложи на панно; расскажи, как получилось слово « огородник » .
Аналогичным образом выкладываются схемы к другим вышеназванным словам. Логопед задает опорные вопросы и в конце уточняет, какая часть слова помогла из коротких слов сделать длинные.

Фрагмент 5

Логопед предлагает панно с выложенными неполными словообразовательными « уравнениями » :
картинка «ключ» + карточка-символ = ? картинка «двор» + карточка-символ =?
К схемам предлагаются изображения людей различных профессий.
Логопед. Я задумала длинные слова с частичкой «иик». Какие это слова? Подбери и вставь в схему недостающую картинку. Назови все части схемы. Что обозначают новые слова?
Затем логопед предлагает другой вариант деформированных « уравнений » :
? + карточка-символ = картинка «пожарник » ; ? + карточка-символ = картинка «лесник»; ? + карточка-символ = картинка «печник » .
К «уравнениям» предлагается набор предметных картинок (как соответствующих схемам, так и He подходящих к ним).
Логопед. какие картинки пропущены? Вставь их и назови. Почему нужны именно эти картинки? Назови все части схемы.
Следующий вариант нарушенных «уравнений» предполагает поиск карточек-символов.
картинка «мясо» + ? = картинка нмясник»; картинка «огород» + ? = картинка «огородник»; картинка «дача» + ? = картинка «дачник»;
Логопед. Какую карточку я пропустила? Какая частичка слова помогла правильно назвать людей? Назови все части слова.
Представленные фрагменты занятий иллюстрируют процесс ознакомление ребенка лишь с одной словообразовательной моделью - моделью образования существительного с суффиксом «ник». Аналогичным путем можно знакомить детей со способами образования не только имен существительных, но и прилагательных и глаголов. В последнем случае карточки-символы (префиксы) будут находиться в схеме на первом месте.
Опираясь на данные о генерализации как центральном процессе овладения речью детьми, следует соблюдать поэтапность в порядке введения новых словообразовательных моделей.
1. Знакомство с моделью существительного с суффиксом «ник».
2. Знакомство с моделью существительного с суффиксом «ниц » (а).
3. Дифференциация двух пройденных моделей.

Формирование осознанных навыков применения словообразовательнык правил

Целью является обучение дошкольников с общим недоразвитием речи навыкам осознанного образования производных слов. Подобное осознание становится возможным, когда формируются обобщенное восприятие не только предметного мира, но и языковых явлений, т. е. пo мере усвоения правил словообразования. Демонстрация этих закономерностей в максимально наглядном виде (т. е. в виде словообразовательных « уравнений » ) была начата в предыдущем параграфе. Теперь перед логопедом стоят следующие задачи:
• закрепить навыки составления производных слов по знакомым словообразовательным моделям;
• продолжить формирование у ребенка обобщающего значения словообразовательных морфем;
• научить его сравнивать между собой словообразовательные модели, выделять в них покожие и различные компоненты (на слух и графически);
• сформировать понимание общности производящей основы для несколькик производных наименований;
• закрепить навыки осознанного применения словообразовательных правил.
Ниже приведем фрагменты занятий, проводимых в рамках логопедической работы.

Фрагмент 1

Логопед предлагает ребенку готовые словообразовательные уравнения:
картинка «школа» + карточка-символ = картинка « школьник»;
картинка «школа» + карточка-символ = картинка « школьница» .
Логопед. Kакие картинки в схемах отличаются? Назови их.
Ребенок. Школьник, школьница.
Логопед. Раз последние картинки неодинаковы, значит, различаются какие-то картинки в начале схемы. Какие картинки одинаковы?
Ребенок. Картинка «школа». (Показ в схеме.)
Логопед. Послушай, как я назову части первой и второй схем: школь...ник (выделение голосом), школь...ница (выделение голосом). Первая часть слов одинакова?
Ребенок. Одинакова.
Логопед. А какая часть слов различна?
Ребенок вместе с логопедом еще раз называют оба слова, выделяя интонационно суффиксальную часть.
Логопед. Какая часть слов различна? Покажи место каждой части слов на скеме. 3аштрихуй по-разному эти части. Назови все части первой схемы. Назови все части второй схемы.
Логопед. Посмотри: от одного-короткого слова можно образовать два длинных. Для этого к короткому слову добавляют разные частички.
Логопед предлагает ребенку отдифференцировать слова и картинки двух видов: с суффиксом вник» и «ниц»(а): дачник - дачница, огородник - огородница, школьник - школьница. Логопед. Назови все картинки в первом ряду.
Ребенок. Дачник, огородник, школьник.

Фрагмент 2

Логопед. Какая маленькая часть слова повторяется?
Ребенок. «ник».
Логопед. Назови все картинки во втором ряду.
Ребенок. Дачница, огородница, школьница.
Логопед. Какая часть слова повторяется?
Ребенок. Часть в»ниц»(а).
Логопед. Части слов «ник» и «ниц»(а) - разные, поэтому в первом ряду у нас - изображения мальчиков, а во втором - девочек.
Аналогичным образом проводится работа на новом лексическом материале: ключник - ключница, лучник - лучница и т. д. Затем логопед предлагает придумать несуществующие слова с опорой на наглядно-графические схемы: как назвать мальчика, который ходит no лужам? А девочку?
Картинка «лужа» + карточка-символ = картинка «мальчик ходит no лужам».
Картинка « лужа» +карточка-символ=картинка «девочка ходит no лужам».
Логопед добивается производства ребенком слов-универбов «лужник», «лужница» и объяснения их значения. Ребенок обобщает: разные части слов помогли назвать по-разному девочку и мальчика.

Фрагмент 3

Логопед предлагает знакомые пары картинок: ключник - ключница, дачник - дачница, огородник - огородница и к ним - набор предметных изображений: школа, сад, огород, дача, ключ.
Логопед. Подбери к парам картинок соответствующее изображение.
Ребенок. Вот картинки «дачник» и «дачница». К ним подходит картинка едача».
3атем логопед предлагает ребенку новое панно. На нем изображено дерево с прорезями для картинок.
Логопед. Из короткого слова «дача» (картинку вставляют в панно в осиование дерева) может «вырасти » два длинных слова - вдачник» и вдачница» (картинки вставляют в крону словообразовательного дерева). Назови короткое слово.
Ребенок. Дача.
Логопед. Какие слова из него «выросли»? Ребенок. Дачник, дачница.
Логопед. Это одинаковые слова? Ребенок. Нет.
Логопед. Почему?
Ребенок. Дачник -это мальчик, дачница - это девочка.
Аналогично выстраивают словообразовательные «деревья» для остальных слов. Логопед вместе с ребенком уточняет, от каких слов были образованы длинные слова и одинаковы ли они.
В качестве усложненного варианта задания можно предложить выстраивание подобных схем на материале не существующих в русском языке слов-квазиформ (лужник - лужница, букетник - букетница, дверник - дверница и пр.).

Фрагмент 4

Логопед предлагает картинки с изображением снега, снежинки, снеговика, снегиря, снегопада и предлагает ребенку назвать их. Далее он просит: «Найди самое короткое слово. Расположи картинку "снег" в корни дерева на схеме. Какие длинные слова получились от слова "снег"? Расположи эти картинки в ветвях дерева на схеме».
Фрагмент 5

Логопед проводит дидактическую игру «Во саду ли, в огороде... » . С этой целью он говорит детям, что в н словесном саду» собрали богатый урожай. Но вот беда - все слова перепутали, сложили в одну корзинку, и теперь непонятно, с какого дерева - какое слово.
Логопед предлагает детям 3 схемы дерева, карточки с картинками (стекло, стекольщик, стеклышко, стеклянный; двор, дворник, дворняжка, дворик; гриб, грибочек, грибник, грибной «суп») и просит их рассмотреть картинки и помочь разобрать «урожай», снова «развесить » слова на деревьях и сложить « урожай » с каждого дерева в отдельную корзинку.
Обращается особое внимание на то, какое слово «растет» нa корнях дерева, а какое на ветках.
В результате проведения подобной работы дети должны научиться обобщать значение морфологических элементов слов, закрепить умение их соединения в рамках целого слова в соответствии как с формально-семантическими, так и с фонетическими правилами русского языка. Впоследствии эти умения и навыки следует закреплять в контекстной речи детей.
Впоследствии no мере автоматизации словообразовательных действий и введения их в контекстную речь необходимость в таких материализованных опорах отпадает.
Таким образом, в словарной работе необходимо учитывать:
- тематический принцип организации лексики;
- семантический аспект ознакомления ребенка со значением слова;
- ассоциативный метод объединения слов.
Все виды лексической работы проводятся в форме словесных игр, упражнений, выполнения творческих заданий во взаимосвязи с другими речевыми задачами.
Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы по работе.
Неумение пользоваться способами словообразования приводит к весьма ограниченной возможности варьировать слова. Сама задача преобразования слова нередко оказывается для детей малодоступной. Об этом свидетельствуют примеры подбора однокоренных слов.
Дети с ОНР с трудом выполняют школьные упражнения на подбор однокоренных слов. Способы их образования крайне бедны, они часто сводятся к стереотипным изменениям в роде или числе (снег – «снеги», лес – «лесы», лед – «леды», час –«часы» и т. п.). Очень редко дети прибегают к более сложным приемам с использованием суффиксов, приставок и т. д. Во многих случаях подбор слов оказывается совсем неправильным. Так, к слову гриб подбирается слово «гребцы», садовник – садник», роса –«рос» и т. д.
Стойкими остаются ошибки при употреблении:
1. уменьшительно-ласкательных существительных (пальтовка - пальтишко, платенка - платьице, скворчик, скоречник - скворушка, ременьчик - ремешок и т. д.);
2. существительных с суффиксами единичности (горошка, гороховка - горошинка; пуховка, пушка - пушинка; изюм, изюмка - изюминка; песок, песочка, песочнитуа - песчинка и т. д.);
Нами было проведено исследование по теме работы.
Цель исследования: изучить особенности состояния словообразования существительных у детей с ОНР и с нормальным речевым развитием.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности у детей с ОНР III уровня и с нормальным речевым развитием умения образовывать существительные, обозначающие детенышей животных.
2. Изучить особенности у детей с ОНР III уровня и с нормальным речевым развитием умения образовывать существительных в уменьшительной форме.
3. Изучить особенности у детей с ОНР III уровня и с нормальным речевым развитием умения образовывать существительные приставочным и приставочно-суффиксальным способом.
4. Изучить особенности у детей с ОНР III уровня и с нормальным речевым развитием умения образовывать существительные при помощи суффикса -ищ- (с увеличительным значением).
5. Изучить особенности у детей с ОНР III уровня и с нормальным речевым развитием умения образовывать существительные от глаголов с помощью суффикса – --тель-.
6. Изучить особенности у детей с ОНР III уровня и с нормальным речевым развитием умения образовывать имена существительные с отвлеченным значением при помощи суффикса – - ость - .
В соответствии с целью и задачами исследования была поставлена гипотеза исследования:
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня наибольшие трудности проявляются при словообразовании существительных приставочным, приставочно-суффиксальным способом и при образовании при помощи суффиксов – ищ-, -ость-.
В исследовании участвовало две группы детей:
1 группа – дети с ОНР – 15 человек.
2 группа – дети с нормой речевого развития – 15 человек.
Для того, чтобы лучше оценить состояние словообразования у детей с ОНР и детей с нормой речевого развития дошкольного возраста, были подобраны задания из методик следующих авторов: Т.Б. Филичевой, Р.И. Лалаевой, Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной.
По методике, которая была описана в главе II, было проведено изучение состояния словообразования существительных у дошкольников с ОНР и с нормальным речевым развитием.
Было определено следующее.
У детей с ОНР были более серьезные ошибки при образовании существительных, обозначающих детенышей животных, чем у детей с нормой развития. Если у детей с ОНР трудности вызывали практически все слова, то у детей с нормой развития трудности вызвали в основном слова, от которых образуются слова с новым корнем (собака –щенки, курица – цыплята).
у детей с ОНР были более серьезные ошибки при образовании существительных в уменьшительной форме, чем у детей с нормой развития.
Больше всего у дошкольников с ОНР возникло проблем при образовании существительных приставочным и приставочно-суффиксальным способом от следующих слов: берег, море, озеро, вода, лес. При образовании существительных от данных слов ни один дошкольников с ОНР не справился с задачей. Многие дети просто отказывались выполнять задание, так как не могли образовать слово по образцу.
Также у детей с ОНР возникли проблемы при образовании существительных от слов приятель, погода, доверие.
Больше всего у дошкольников с ОНР возникло проблем при образовании существительных при помощи суффикса -ищ- (с увеличительным значением) от следующих слов: лапа, гора, ветер, борода, волк, город, народ, друг.
Хотя мы можем отметить, что и у детей с ОНР и у детей с нормой речевого развития больше всего было ошибок при образовании существительных от слов: лапа, ветер, борода, волк.
Больше всего у дошкольников с ОНР возникло проблем при образовании существительных от глаголов с помощью суффикса – -тель- от следующих слов: смотреть, искать, читать, жить, хранить, сочинять, мечтать.
Меньше всего ошибок дошкольники с ОНР допустили при образовании существительных от глаголов: учить, писать, водить. Видимо, данные слова наиболее знакомы и более частотно употребляемы в речи, чем другие слова из задания.

Больше всего у дошкольников с ОНР возникло проблем при образовании существительных с отвлеченным значением при помощи суффикса - ость- от следующих слов: терпеливый, ловкий, нетерпеливый, молодой, сухой, легкий.
Итак, нами было проведено изучение состояния словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и у детей старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития.
В процессе исследования мы определили, что у детей с ОНР наибольшее количество проблем возникло при выполнении следующих заданий:
- Исследования умения образования существительных приставочным и приставочно-суффиксальным способом.
- Образование существительных при помощи суффикса -ищ- (с увеличительным значением).
- Образование имен существительных с отвлеченным значением при помощи суффикса – - ость - .
При выполнении остальных заданий у детей с ОНР также были затруднения и серьезные ошибки.
Таким образом, гипотеза работы была доказана.


Список литературы

Андриевская В.В. Особенности словесных ассоциаций как фактор построения предложений // Исследования языка и речи: Уч. записки МГПИИЯ, 1971. - т. 60
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов сред. Пед. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1997
Бадалян Л., Миронов А. Формирование речи у ребенка // Дефектология, № 2 -1998.
Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Логос, 2002.  528 с.  
Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. — М.: Школа-Пресс, 1999.
Волкова Г.А, Логопедическая ритмика. – М.: Просвещение, 1985.
Гвоздев А.Н., Фомичева Г.А., Ушакова О.С. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок // Дошкольное воспитание. - № 1, № 2. – 1998.
Глухов В.П. Методика формирования связной речи дошкольников с ОНР. – М.: АРКТИ, 2004.
Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. - № 4. – 1994.
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие- М.: Логос, 2002.  
Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики/Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Флинта, 1999.
Грибова О.Е. Реализация принципа деятельного подхода в процессе логопедического исследования// Дефектология. – 2004. - № 2. – С. 14 – 20.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
Детская речь / Под ред. Н.А. Рыбникова. - М.: Просвещение, 1980.
Жинкин Н.И. Интеллект, язык, речь // Нарушения речи у дошкольников. – М., 1971.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. – М.: Наука, 2003.
Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Новосибирск, 1975.
Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов. Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1981.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.:, 1985.
Карпова С.П., Колобова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. - М.: Издательство московского университета, 1978.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб., 2003.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников. – СПб., 1999.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.
Леонтьев А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. – М., 1974.
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969.
Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: издательский центр «Академия», 2000.
Лурия А.Р. Речь и мышление. – М., 1975.
Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1988
Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1984.
Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.
Непомнящая Н.И. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет. - М.: Просвещение, 1983.
Никашина Н.А. Глава III. Общее недоразвитие речи. Характеристика общего недоразвития речи//Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р.Е. Левиной – М., 1986 – С. 67 – 85.
Основы теории и практики логопедии / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1986.
Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240стр.
Парамонова Л.Г." Предупреждение и устранение дисграфии у детей" – СПб, 2004.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., 2001.
Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2002.
Развивайте дар слова / Сост. Т.А. Ладыженская и др. - М.: Просвещение, 1990.
Развитие речи дошкольника / Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: АПН СССР, 1990.
Репина З.А., В.И. Буйко Уроки логопедии. – Екатеринбург: издательство «Литур», 2000.
Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. – М.: Владос, 2003.
Рубинштейн С. Н. Основы общей психологии. СПб., 1999.
Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6—7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 96 с.
Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками // Подготовка детей к школе в детском саду. - М.: Педагогика, 1976.
Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2002.
Туманова Т.В. Исправление произношения у детей. Дидактический материал./ под редакцией проф. Т.Б. Филичевой – М.: «Гном – пресс», 1999.
Туманова Т. В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. - N 6. - С. 54-58
Тихеева Е.И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей дет. Сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение,1981.
Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи // Дефектология. – 2004. - № 5. – С. 4 – 15.
Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. - М.: «Просвещение», 1977.
Филичева Т. Б., Чиркина Г.. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993.— 103 с.
Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников – М., 2007.
Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов – М., 2007.
Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с
Юрьева Н.М. Словообразование в онтогенезе //Возрастная психолингвистика – М., 2004.












2

1.Андриевская В.В. Особенности словесных ассоциаций как фактор построения предложений // Исследования языка и речи: Уч. записки МГПИИЯ, 1971. - т. 60
2.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов сред. Пед. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1997
3.Бадалян Л., Миронов А. Формирование речи у ребенка // Дефектология, № 2 -1998.
4.Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И.
Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Логос, 2002. 528 с.
5.Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. — М.: Школа-Пресс, 1999.
6.Волкова Г.А, Логопедическая ритмика. – М.: Просвещение, 1985.
7.Гвоздев А.Н., Фомичева Г.А., Ушакова О.С. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
8.Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок // Дошкольное воспитание. - № 1, № 2. – 1998.
9.Глухов В.П. Методика формирования связной речи дошкольников с ОНР. – М.: АРКТИ, 2004.
10.Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. - № 4. – 1994.
11.Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие- М.: Логос, 2002.
12.Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики/Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Флинта, 1999.
13.Грибова О.Е. Реализация принципа деятельного подхода в процессе логопедического исследования// Дефектология. – 2004. - № 2. – С. 14 – 20.
14.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
15.Детская речь / Под ред. Н.А. Рыбникова. - М.: Просвещение, 1980.
16.Жинкин Н.И. Интеллект, язык, речь // Нарушения речи у дошкольников. – М., 1971.
17.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. – М.: Наука, 2003.
18.Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Новосибирск, 1975.
19.Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов. Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1981.
20.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.:, 1985.
21.Карпова С.П., Колобова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. - М.: Издательство московского университета, 1978.
22.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб., 2003.
23.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников. – СПб., 1999.
24.Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.
25.Леонтьев А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. – М., 1974.
26.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969.
27.Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: издательский центр «Академия», 2000.
28.Лурия А.Р. Речь и мышление. – М., 1975.
29.Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1988
30.Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1984.
31.Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.
32.Непомнящая Н.И. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет. - М.: Просвещение, 1983.
33.Никашина Н.А. Глава III. Общее недоразвитие речи. Характеристика общего недоразвития речи//Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р.Е. Левиной – М., 1986 – С. 67 – 85.
34.Основы теории и практики логопедии / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1986.
35.Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240стр.
36.Парамонова Л.Г." Предупреждение и устранение дисграфии у детей" – СПб, 2004.
37.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., 2001.
38.Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2002.
39.Развивайте дар слова / Сост. Т.А. Ладыженская и др. - М.: Просвещение, 1990.
40.Развитие речи дошкольника / Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: АПН СССР, 1990.
41.Репина З.А., В.И. Буйко Уроки логопедии. – Екатеринбург: издательство «Литур», 2000.
42.Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. – М.: Владос, 2003.
43.Рубинштейн С. Н. Основы общей психологии. СПб., 1999.
44.Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6—7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 96 с.
45.Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками // Подготовка детей к школе в детском саду. - М.: Педагогика, 1976.
46.Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2002.
47. Туманова Т.В. Исправление произношения у детей. Дидактический материал./ под редакцией проф. Т.Б. Филичевой – М.: «Гном – пресс», 1999.
48.Туманова Т. В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. - N 6. - С. 54-58
49.Тихеева Е.И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей дет. Сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение,1981.
50.Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи // Дефектология. – 2004. - № 5. – С. 4 – 15.
51.Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. - М.: «Просвещение», 1977.
52.Филичева Т. Б., Чиркина Г.. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993.— 103 с.
53.Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников – М., 2007.
54.Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов – М., 2007.
55.Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с
56.Юрьева Н.М. Словообразование в онтогенезе //Возрастная психолингвистика – М., 2004.

Вопрос-ответ:

Какие сложности существуют у дошкольников 6-7 лет с ОНР в словообразовании?

У дошкольников 6-7 лет с ОНР 3 уровня наблюдаются сложности в словообразовательных процессах, такие как неправильное образование производных слов, нарушение согласования, ошибки в образовании множественного числа и т. д.

Какие лингвистические последствия могут возникнуть при нарушении словообразования у дошкольников с ОНР?

При нарушении словообразования у дошкольников с ОНР могут возникнуть различные лингвистические последствия, такие как ограничение словарного запаса, затруднения в общении, неправильное понимание и использование слов, трудности в чтении и письме.

Как развивается словообразование у детей в процессе онтогенеза?

Словообразование у детей развивается в процессе онтогенеза, пройдя через несколько уровней. Сначала дети начинают образовывать простейшие слова с помощью приставок и суффиксов, затем переходят к более сложным процессам словообразования, таким как композиция и конверсия. Возникают новые слова и формы слов, увеличивается словарный запас.

Каким образом можно охарактеризовать уровни речевого развития у детей с ОНР?

Уровни речевого развития у детей с ОНР характеризуются постепенным усвоением и освоением различных речевых навыков. На первом уровне дети могут иметь ограниченный словарный запас и проблемы с формированием предложений. На втором уровне дети уже способны строить предложения, но могут иметь затруднения в употреблении сложных грамматических конструкций.

Какие нарушения словообразования могут наблюдаться у дошкольников с ОНР?

У дошкольников с ОНР могут наблюдаться различные нарушения словообразования, такие как неправильное образование производных слов, ошибки в образовании форм слов, нарушение согласования по падежам и числам, затруднения в орфографических правилах и многое другое.

Какие основные теоретические основы используются в исследовании состояния словообразования у старших дошкольников с ОНР?

Научно-теоретические основы включают лингвистические аспекты последствия нарушения словообразования, развитие словообразования в онтогенезе, а также краткую характеристику уровней речевого развития у детей с ОНР.

Какие подходы используются для исследования состояния словообразования у дошкольников с ОНР?

Для исследования состояния словообразования у дошкольников с ОНР применяются организационные и методические подходы, такие как определение цели и задач исследования, а также выбор методов исследования.

Как проявляется нарушение словообразования у дошкольников с ОНР?

Нарушение словообразования у дошкольников с ОНР проявляется в том, что они испытывают трудности в формировании новых слов, не умеют образовывать слова по правилам языка или совершают ошибки в словообразовании.