Заказать оригинальную работу
Вам нужна курсовая работа?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Цена и ее роль в рыночной экономике

  • 35 страниц
  • 23 источника
  • Добавлена 22.12.2008
360 руб. 1 200 руб.
Купить в 1 клик Скачать превью
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты цены и ценообразования, понятие, сущность и функции цен
1.1. Понятие и сущность цены
1.2. Функции цен
1.3. Теоретические аспекты ценообразования и способы регулирования цен
2. Ценообразование и структура рынка
2.1. Ценообразование в условиях совершенной конкуренции
2.2. Ценообразование на олигополистическом рынке
2.3. Ценообразование в условиях монополии
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

При отсутствии барьеров входа сговор не может обеспечить рост прибылей в долгосрочной перспективе. (16)
Вторая черта – это то, что возможность вхождения может оказывать влияние на поведение олигополистов, имеющих прочное положение в отрасли. Они могут предпринять действия, призванные или воспрепятствовать появлению новых фирм, или вытеснить их с рынка до того, как они смогут там закрепиться.
Чтобы сдержать проникновение новых фирм, находящиеся в сговоре продавцы могут установить объем выпуска выше монопольного уровня. Если имеет место экономия от масштаба, то можно предотвратить вхождение, вынудив новичка основать либо небольшое предприятие с высокими средними издержками, либо крупное, дорогостоящее предприятие, пойдя на риск падения цены ниже уровня издержек в результате значительного увеличения общего объема выпуска отрасли в целом. Практика назначения самой низкой цены, которая препятствует входу на рынок, называется практикой сдерживания цен или ценообразованием, ограничивающим вход в отрасль.
В анализе олигополистического ценообразования все чаще применяется теория игр. Рисунок 4 помогает нам понять, почему сговор является трудным делом. Две фирмы являются единственными продавцами на рынке. Каждый может установить или высокую ($5) или низкую ($3) цену.



Рис. 4. Дилемма олигополистов

Если обе фирмы назначат одинаковые цены, то их прибыли также будут одинаковы (по $10 млн – при цене $3 за шт. и по $15 млн – при цене $5). Таким образом, в данной ситуации имеется побудительный мотив к сговору, но также и стремление к обману соперника. Если одна из фирм назначит низкую цену, а другая – высокую, то их прибыли будут сильно различаться: фирма, имеющая низкую цену, получает $18 млн, а фирма, имеющая высокую цену, – $6 млн.
Если фирмы могут действовать сообща, то ясно, что они обе назначат высокую цену. Если же каждая фирма действует независимо, стремясь максимизировать только свою собственную прибыль, то каждая установит цену более низкую, вне зависимости от того, что будет делать, по ее мнению, другая фирма. У каждой фирмы есть желание сбить цены своим конкурентам, зная, что конкуренты стремятся к тому же. Каково бы ни было желание сотрудничать, каждая фирма беспокоится (и не без основания), что, если она будет конкурировать пассивно, ее соперник может конкурировать агрессивно, захватывая львиную долю на рынке.
В итоге молчаливый сговор недолговечен. Здесь изначально заложено недоверие друг к другу, и поэтому в любой момент может начаться олигополистическая война. (17)
Анализируемая здесь базовая ситуация часто называется «дилеммой заключенных» и иллюстрируется проблемой, стоящей перед двумя содержащимися в отдельных камерах ворами, которые могут или сознаться, или не сознаться в краже, которую они совершили вместе. Когда каждый преследует исключительно собственные интересы, действия заключенных приводят к наихудшему для обоих результату.

2.3. Ценообразование в условиях монополии
Монополия представляет собой рынок, на котором единственная фирма осуществляет 100 % продаж некоего продукта, не имеющего субститутов. При монополии понятия «фирма» и «отрасль» совпадают. На первый взгляд, такая ситуация малореалистична, в масштабе всей страны встречается весьма редко. Однако если взять более скромный масштаб, например маленький город, то ситуация, где наблюдается «чистая» монополия, будет довольно типичной (единственный аэропорт, одна железная дорога, одна электростанция, одна бензоколонка и т. п.).
В этих условиях производитель полностью контролирует объем предложения, т. е. обладает монопольной властью и оказывает сильное влияние на цены.
Монополия на стороне спроса (на рынке выступает один покупатель) называется монопсонией. Рыночная структура, в которой единственному продавцу противостоит единственный покупатель, называется двусторонней монополией. (18)
Монополия – тип структуры рынка, который характеризуется следующими чертами:
– на рынке присутствует единственный производитель, продающий свою продукцию множеству покупателей;
– нет близких заменителей продукта монополиста;
– барьеры входа на рынок столь существенны, что приток новых фирм невозможен;
– отсутствие стратегического поведения.
Барьеры для входа в отрасль могут возникнуть вследствие различных причин:
– получения исключительного права от правительства (примером может служить государственная монополия на производство и продажу алкогольной продукции);
– имеющихся патентов и авторских прав, которые могут обеспечить монопольные позиции производителю, однако лишь на ограниченное число лет (например, по российскому законодательству патент действует в течение 20 лет);
– контроля со стороны монополиста всего предложения какого-либо производственного ресурса (примером могут служить художники, актеры, спортсмены, обладающие монополией на использование своих услуг);
– необходимости осуществления больших единовременных вложений в основной капитал, которые в случае выхода из отрасли нельзя вернуть (например, затраты на создание специализированного оборудования);
– высоких транспортных расходов, способствующих формированию изолированных местных рынков.
В отличие от совершенного конкурента, монополист сам устанавливает не только количество предлагаемой продукции, но и ее цену, выбирая точку на кривой отраслевого спроса.
Поскольку монопольное предприятие сосредоточило в своих руках весь выпуск продукции, кривая спроса предприятия совпадает с кривой спроса отрасли, и монополист стоит перед выбором: ограничить ли объем продаж для поддержания высокой цены или снизить цену в целях увеличения объема реализации (рис. 5).
Таким образом, при определении, как установить объем выпуска, монополист должен иметь в виду, что по мере расширения своего производства он не только что-то приобретает (стоимость дополнительно выпущенной продукции), но и что-то теряет (часть стоимости прежнего объема производства из-за снижения цены).
В условиях совершенной конкуренции это также имеет место: по мере расширения производства в отрасли цена снижается. Но при этом каждый производитель в отдельности не может предотвратить снижение цены, он может только увеличить выпуск и при сложившейся цене получить доход прежде, чем цена снизится в очередной раз. (19)
Отметим, что дополнительный доход, получаемый в результате выпуска дополнительной единицы продукции (MR), обладает следующим свойством. Произведя одну дополнительную единицу продукции и продавая ее по цене Р, мы получим доход: 77? = Р х Q= 1 х Р = Р. Но фирма сталкивается с кривой спроса, имеющей наклон вниз, и поэтому производство и продажа данной дополнительной единицы приводят к небольшому снижению в цене, которое уменьшает доход от всей проданной продукции.
Допустим, при объеме производства монополиста 10 000 изделий в год цена изделия составит 400 ден. ед. Предположим, что увеличение объема производства на 1 изделие приводит к понижению цены на 0,01 ден. ед. Однако прирост выручки будет гораздо меньше, чем 399,99 ден. ед., так как понижение цены коснется всего объема продукции монополиста. В данном случае прирост выручки составит:
MR = 399,99 х 10001 - 400 х 10 000 = 300 ден. ед.
Величина отклонения MR от Р зависит от эластичности спроса по цене:


Как видно на рис. 5, когда предельный доход положителен (MR > 0), общий доход возрастает при сокращении цены, спрос эластичен. Когда предельный доход отрицателен (MR < 0), общий доход сокращается при понижении цены, спрос неэластичен. Общий доход максимален, когда MR = 0 (ED= 1). То есть фактически монополист не действует на участке неэластичного спроса.



Рис. 5. Спрос, общая и предельная выручка монополии

Вернемся к числовому примеру. Если при увеличении объема производства на 1 изделие общие затраты монополиста увеличиваются на 250 ден. ед., то его прибыль увеличивается на (300 - 250) = 50 ден. ед. и монополист заинтересован в расширении производства и в повышении цены. Он будет это делать до тех пор, пока его предельная выручка не сравняется с предельными затратами. Если же, наоборот, МС > MR и равны, например, 350 ден. ед., монополист, стремясь максимизировать прибыль, будет сокращать объем производства и повышать цену.
Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна достичь такого объема продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. (20)




Рис. 6. Максимизация прибыли монополией в коротком периоде

Итак, стремясь к максимуму прибыли, монополия выбирает объем производства, при котором МС = MR. Точка пересечения этих кривых обозначена точкой К (рис. 6), так как точку максимизации прибыли монополией называют точкой Курно. Прибыль монополии в расчете на единицу продукции монопольного объема QM равна длине отрезка FN(PM> AC). Суммарная прибыль монополии на весь выпуск равна площади PFNL (на рис. 6 – заштрихованная область).
Монополист, как правило, производит меньше, чем при совершенной конкуренции, и по более высоким ценам.
Обладание монополией, однако, не гарантирует прибыли. В коротком периоде фирма-монополист может как получать экономическую прибыль, так и терпеть убытки.
В условиях долгосрочного периода монополия должна функционировать по крайней мере безубыточно. Ситуация минимизации убытков не может быть долгосрочным равновесием: фирма уйдет с рынка, если она будет не в состоянии компенсировать свои долгосрочные средние издержки.
В отличие от совершенной конкуренции долгосрочное равновесие в условиях монополии не обязательно должно устанавливаться в точке минимума кривой долгосрочных средних издержек (LACmin). Оно может быть достигнуто как при условии выпуска ниже объема в точке LACmin, так и при уровне выпуска, превосходящем минимум кривой LAC. Покупателю же на монополизированном рынке в любом случае приходится платить за товар цену, превышающую как величину минимально возможных средних затрат, с которыми мог бы быть произведен товар, так и величину фактических средних затрат производства товара, позволяя тем самым производителю получать положительную экономическую прибыль.
Цена, максимизирующая долгосрочную прибыль фирмы, будет ниже, чем цена, максимизирующая краткосрочную прибыль. Это происходит в связи с тем, что спрос на любой продукт более эластичен на долгосрочных временных интервалах, чем на краткосрочных. (21)
Решение монополиста об объеме производства зависит не столько от кривых издержек, сколько от характера спроса. При этом главное значение имеют изменения в эластичности спроса, определяющей положение предельной выручки, что для монополиста является решающим. Так как при смещении кривой рыночного спроса его эластичность для данного уровня цены может увеличиться, а может и уменьшиться, то однозначного соотношения между ценой и объемом предложения не существует. При одном объеме предложения могут сформироваться разные цены, а одному уровню цены могут соответствовать разные объемы предложения. Таким образом, у монополии отсутствует функция предложения, т.е. для монопольного рынка кривой предложения, отражающей зависимость между рыночной ценой и объемом, не существует. (22)
Таким образом, общим вердиктом экономической науки является вывод о том, что монополия менее предпочтительна для общества, чем совершенная конкуренция, поэтому необходимо регулировать ее деятельность, чтобы снизить величину общественных потерь.


Заключение

Таким образом, в ходе проделанной работы можно сделать вывод, что цена как важнейшая экономическая категория не выступает изолированно, а затрагивает все основные элементы хозяйственного механизма, лежащие в основе функционирования экономической системы.
А так же, функции цен отражают их экономическую сущность и предназначение, а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями. Цены играют активную роль как на микро-, так и на макроэкономическом уровне. На макроуровне цена формирует структуру экономики, способствует совершенствованию ее важнейших пропорций. На микроуровне – регулирует хозяйственную деятельность предприятий, фирм, организаций, всех экономических субъектов.
В реальных условиях цены формируются под воздействием двух групп факторов – внешней и внутренней среды. При этом внешние факторы не зависят от действия отдельных субъектов хозяйствования и учитывают изменение общеэкономических пропорций и условий в стране и за ее пределами. Напротив, внутренние факторы, т.е. факторы микроэкономического регулирования (внутренней среды), зависят от деятельности конкретных предприятий и фирм.
Условия и особенности перехода к рыночному ценообразованию в Российской Федерации характеризуются движением от централизованного хозяйства с командно-административными методами управления к рыночной системе. Важнейшей закономерностью эволюции российской экономики в этот период является этап либерализации цен.
Вместе с тем, чтобы перейти к развитому рынку, необходимо последовательно решить ряд задач, которые позволили бы расширить возможности людей по удовлетворению своих потребностей в товарах и услугах, чтобы полнота и качество этого удовлетворения были на одном уровне со странами, обладающими развитой рыночной экономикой. Данная задача шире простого механического реформирования системы ценообразования и включает сложные аспекты социального и культурного характера, которые требуют дальнейшего исследования.
Список использованной литературы

О мерах по упорядочению государственного регулирования цен и тарифов: Указ предиздента РФ от 28.02.95 № 221 (в ред. от 08.04.03) // СЗ РФ. 1995. №. 10. Ст. 859; 2003. № 15. Ст. 1347.
О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов): Постановление Правительства РФ от 07.03.95 № 239 (в ред. от 23.04.2008) // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 997; 2007. № 15. Ст. 1431.
О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РСФСР от 22.03.91 № 948-1 (в ред. от 26.07.2006) // ВСНД и ВС РСФСР. 2006. № 12. Ст. 1093; № 41. Ст. 3969.
Правила продажи отдельных видов товаров: Постановление Правительства РФ от 19.01.98 № 55 (в ред. от 27.03.2007) // СЗ РФ. 2007. № 4. Ст. 482; № 29. Ст. 2998.
Абрютина М.С. Ценообразование в рыночной экономике: Учебник. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008.
Голощапов Н.А. Организация ценообразования на предприятии: Учебно - практическое пособие. - М.: Издательство ГЕЛАН, 2000. - 360с.
Голощапов НА. Цена и ценообразование: Словарь-справочник / Под ред. В.И. Осипова. Обнинск: Викинг, 2006.
Желтякова И.А. Маховикова Г.А., Пузыня Н.Ю. Цены и ценообразование. Краткий курс (учебное пособие). - СПб.: Издательство «Питер», 2006. - 112с.
Желтякова И.А., Маховикова Г.А., Пузыня Н.Ю. Цены и ценообразование: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2006.
Желтякова И.А., Маховикова Г.А., Пузыня Н.Ю. Цены и ценообразование. Тесты и задачи. Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Питер», 2006. - 208с.
Луус Р.А. Ценообразование в России: вчера и сегодня: Дис. – М., 2006. – 212 с.: ил. – Библиогр.: с. 165-174.
Нэгл Т.Т., Холден Р.К. Cтратегия и тактика ценообразования. - СПб.: Издательство «Питер», 2007. - 544с.: (Серия «Теория и практика менеджмента»).
Петренко Т.Ф. Организация ценообразования на предприятии: Дис. – М., 2007. – 230 с. – Библиогр.: с. 119-145.
Проскурин Е.А. Ценовая политика предприятия. Автореферат. – Новосибирск, 2006. – 35 с.
Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Цены и ценообразование: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. - 240с.
Тарасевич В.М. Ценовая политика предприятия. – СПб: «Питер», 2001. – 272с.: (Серия «Учебники для вузов»)
Трацевский И.П., Грекова И.Н. Ценообразование: Учеб. пособие. Минск: Новое знание, 2007.
Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика: Учебник. М.: Экмос, 2007.
Уткин Э.Н. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2006. - 224с.
Цены и ценообразование / Под. ред. В.Е. Есипова. - СПб.: Питер, 2007. - 464 с. (Серия «Учебники для вузов»).
Цены и ценообразование: Учебник для вузов. Под. ред. И.К. Салимжанова. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2007. - 333с.
Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие. – 4-е изд. Перераб. и доп. - М.: Издательство Дом «Дашков и К», 2007. – 216с.
Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование: Учеб. пособие. М.: Ин-форм. внедр. центр «Маркетинг», 2007.












36

Список использованной литературы

1.О мерах по упорядочению государственного регулирования цен и тарифов: Указ предиздента РФ от 28.02.95 № 221 (в ред. от 08.04.03) // СЗ РФ. 1995. №. 10. Ст. 859; 2003. № 15. Ст. 1347.
2.О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов): Постановление Правительства РФ от 07.03.95 № 239 (в ред. от 23.04.2008) // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 997; 2007. № 15. Ст. 1431.
3.О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РСФСР от 22.03.91 № 948-1 (в ред. от 26.07.2006) // ВСНД и ВС РСФСР. 2006. № 12. Ст. 1093; № 41. Ст. 3969.
4.Правила продажи отдельных видов товаров: Постановление Правительства РФ от 19.01.98 № 55 (в ред. от 27.03.2007) // СЗ РФ. 2007. № 4. Ст. 482; № 29. Ст. 2998.
5.Абрютина М.С. Ценообразование в рыночной экономике: Учеб¬ник. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008.
6.Голощапов Н.А. Организация ценообразования на предприятии: Учебно - практическое пособие. - М.: Издательство ГЕЛАН, 2000. - 360с.
7.Голощапов НА. Цена и ценообразование: Словарь-справочник / Под ред. В.И. Осипова. Обнинск: Викинг, 2006.
8.Желтякова И.А. Маховикова Г.А., Пузыня Н.Ю. Цены и ценообразование. Краткий курс (учебное пособие). - СПб.: Издательство «Питер», 2006. - 112с.
9.Желтякова И.А., Маховикова Г.А., Пузыня Н.Ю. Цены и ценооб-разование: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2006.
10.Желтякова И.А., Маховикова Г.А., Пузыня Н.Ю. Цены и ценообразование. Тесты и задачи. Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Питер», 2006. - 208с.
11.Луус Р.А. Ценообразование в России: вчера и сегодня: Дис. – М., 2006. – 212 с.: ил. – Библиогр.: с. 165-174.
12.Нэгл Т.Т., Холден Р.К. Cтратегия и тактика ценообразования. - СПб.: Издательство «Питер», 2007. - 544с.: (Серия «Теория и практика менеджмента»).
13.Петренко Т.Ф. Организация ценообразования на предприятии: Дис. – М., 2007. – 230 с. – Библиогр.: с. 119-145.
14.Проскурин Е.А. Ценовая политика предприятия. Автореферат. – Новосибирск, 2006. – 35 с.
15.Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Цены и ценообразование: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. - 240с.
16.Тарасевич В.М. Ценовая политика предприятия. – СПб: «Питер», 2001. – 272с.: (Серия «Учебники для вузов»)
17.Трацевский И.П., Грекова И.Н. Ценообразование: Учеб. посо¬бие. Минск: Новое знание, 2007.
18.Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика: Учеб¬ник. М.: Экмос, 2007.
19.Уткин Э.Н. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2006. - 224с.
20.Цены и ценообразование / Под. ред. В.Е. Есипова. - СПб.: Питер, 2007. - 464 с. (Серия «Учебники для вузов»).
21.Цены и ценообразование: Учебник для вузов. Под. ред. И.К. Салимжанова. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2007. - 333с.
22.Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие. – 4-е изд. Перераб. и доп. - М.: Издательство Дом «Дашков и К», 2007. – 216с.
23.Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование: Учеб. пособие. М.: Ин-форм. внедр. центр «Маркетинг», 2007.

У нас вы можете заказать