Развитие Нейрофизиологии и психологии в 19 веке

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 1010 страниц
  • 3 + 3 источника
  • Добавлена 23.12.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Развитие нейрофизиологии и психологии в 19 веке
2. Нейрофизиология и психология в России
Заключение
Использованная литература


Фрагмент для ознакомления

[1,c.205]
Основные идеи и понятия, разработанные И.М. Сеченовым, получили свое полное развитие в работах Ивана Петровича Павлова. С его именем ассоциируется, прежде всего, учение о рефлексах. Павлов разделил раздражители на безусловные и условные. Эти раздражители, совместно с подкреплением порождают условный рефлекс. Выработка условных рефлексов – основа обучения, приобретения нового опыта.
В ходе дальнейших исследований Павлов существенно расширяет экспериментальное поле. Он переходит от изучения поведения собак и обезьян к изучению нервно-психических больных. Исследование поведения людей приводит Павлова к выводу о необходимости различения двух видов сигналов, управляющих поведением. Поведение животных регулируется первой сигнальной системой (элементы этой системы – чувственные образы). Поведение человека регулируется второй сигнальной системой (элементы – слова). Благодаря словам у человека возникают обобщенные чувственные образы (понятия) и мыслительная деятельность.
Еще одним великим ученым, внесшим огромный вклад в развитие нейрофизиологии и психологии как науки в России стал другой великий русский психолог и физиолог Владимир Михайлович Бехтерев, который был увлечен идеей создания науки о поведении, основанной на изучении рефлексов – рефлексологии. В отличии от бихевиористов и И.П. Павлова, он не отвергал сознание как объект психологического исследования и субъективные методы исследования психики. Бехтерев начинает изучать личность как психологическую целостность.
Иную линию в исследовании рефлекторной природы регуляции психики развивал в своих трудах Алексей Алексеевич Ухтомский. Он сделал основной упор на центральной фазе целостного рефлекторного акта и ввел учение о доминанте, под которой понимал господствующий очаг возбуждёния, который, с одной стороны, накапливает импульсы, идущие в нервную систему, а с другой — одновременно подавляет активность других центров, которые как бы отдают свою энергию господствующему центру, т. е. доминанте.[2,c.157]
Таким образом, именно великие русские ученые подарили миру первые значительные труды по нейрофизиологии и психологии и стали отцами и основоположниками данных наук в России. Заключение

Начало 19 века, вплоть до 60-х годов было ознаменовано формированием естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной науки. Внедрялись новые экспериментальные методы исследования деятельности нервной системы и органов чувств; происходило активное формирование психофизики, психометрии; теории ощущений и восприятия.
К концу 19 века произошло первоначальное развитие и становление психологии как самостоятельной науки. Экспериментальные методы внедрялись в психологию; создавались теоретические программы психологии; кроме того, это период ознаменовался возникновением прикладных исследований и новых областей в психологии.
Так, фундаментальные исследования русских ученых в области нейрофизиологии, проводимые экспериментальные исследования, множественность подходов и тенденций стали предпосылками быстрого развития и становления в России психологии как науки, во всей своей самобытности.










Использованная литература

Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины ХХ в. — М., 1996. - 416 с.
Ждан А. Н. История психологии: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 1990.—367 с.
Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 440 с.














5

1.Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины ХХ в. — М., 1996. - 416 с.
2.Ждан А. Н. История психологии: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 1990.—367 с.
3.Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 440 с.



Вопрос-ответ:

Какие идеи и понятия были разработаны И.М. Сеченовым?

И.М. Сеченов разработал основные идеи и понятия в области нейрофизиологии и психологии. Он сформулировал концепцию рефлексов, теорию связи между психическими процессами и мозговой деятельностью, а также первым ввел понятие "рефлекс".

Какое учение ассоциируется с именем И.П. Павлова?

И.П. Павлов ассоциируется с учением о рефлексах. Он разделил раздражители на безусловные и условные, и показал, что эти раздражители вместе с подкреплением порождают условный рефлекс. Его исследования и эксперименты с собаками стали основой для развития мышления в области психологии и нейрофизиологии.

Какое разделение раздражителей нашел И.П. Павлов?

И.П. Павлов разделил раздражители на безусловные и условные. Безусловные раздражители вызывают автоматические физиологические реакции организма, в то время как условные раздражители изначально не вызывают реакции, но могут стать такими после обучения и связывания их с безусловными раздражителями.

Какова основная идея учения о рефлексах?

Основная идея учения о рефлексах заключается в том, что психические процессы организма определяются и направляются мозговой деятельностью, которая, в свою очередь, определяется рефлексами. Рефлексы – это автоматические непроизвольные реакции организма на стимулы из внешней или внутренней среды.

Как происходит выработка условного рефлекса?

Выработка условного рефлекса происходит путем совместного предъявления безусловного раздражителя (который вызывает автоматическую реакцию) с условным раздражителем (который изначально не вызывает реакции, но становится таким после связывания с безусловным раздражителем) и подкреплением. Повторение этой связи приводит к формированию условного рефлекса, при котором условный раздражитель уже сам вызывает реакцию организма без предъявления безусловного раздражителя.

Какие основные идеи и понятия были разработаны И.М. Сеченовым и И.П. Павловым в 19 веке?

И.М. Сеченовым и И.П. Павловым были разработаны основные идеи и понятия в области нейрофизиологии и психологии в 19 веке. Они пришли к выводу, что поведение человека и его психические процессы, такие как мышление и чувства, являются результатом активности нервной системы и можно объяснить с помощью понятия рефлекса. Это означало, что человек ведет себя в ответ на раздражители окружающей среды, и его поведение можно изменить через условные рефлексы, которые формируются с помощью сочетания безусловных раздражителей и подкрепления.

В чем заключаются основные исследования И.П. Павлова в области нейрофизиологии и психологии?

И.П. Павлов проводил эксперименты на собаках, в которых исследовал различные типы рефлексов. Он выделил два типа раздражителей: безусловные и условные. Безусловные раздражители вызывают автоматический безусловный рефлекс, например, слюнотечение при виде еды. Условные раздражители вначале не вызывают рефлекс, но после сочетания с безусловным раздражителем и подкреплением они формируют условный рефлекс. Павлов считал, что поведение человека и его психические процессы можно объяснить с помощью рефлексов и их формирования.

Какое место занимает И.П. Павлов в развитии нейрофизиологии и психологии в России?

И.П. Павлов занимает важное место в развитии нейрофизиологии и психологии в России. Его исследования и открытия в области рефлексологии и психофизиологии принесли ему мировую известность. Павлов стал основателем и руководителем одной из первых лабораторий по исследованию психических процессов и проводил множество экспериментов, которые впоследствии стали основой для развития физиологии поведения и сравнительной психологии.

Какие идеи и понятия были разработаны И.М. Сеченовым?

И.М. Сеченов разработал основные идеи и понятия, касающиеся нейрофизиологии и психологии. Он выдвинул концепцию рефлексов, считая, что все психические процессы основываются на рефлексах. Также он заложил основы физиологической психологии, считая, что психические явления можно объяснить с помощью физиологических процессов в организме.

Что такое условный рефлекс?

Условный рефлекс - это рефлекс, который возникает в результате повторения связи между безусловными рефлексами и условными раздражителями. Павлов разделил раздражители на безусловные (которые вызывают безусловный рефлекс) и условные (которые при повторении связываются с безусловными рефлексами и порождают условный рефлекс).

Какое влияние оказали идеи Павлова на развитие нейрофизиологии и психологии?

Идеи И.М. Сеченова и И.П. Павлова оказали огромное влияние на развитие нейрофизиологии и психологии. Их работы стали фундаментом для дальнейших исследований в области физиологии мозга и психических процессов. Они открыли новые пути в понимании работы нервной системы и механизмов психических явлений, что повлияло на развитие медицины, психологии и других наук.