Тактика финансового менеджмента

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Финансовый менеджмент
  • 4040 страниц
  • 1 + 1 источник
  • Добавлена 19.12.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РАЗРАБОТКА ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. СООТНОШЕНИЕ ПОЛЕЗНОСТИ И ЦЕНЫ
1.2. ЦЕНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.3. ВИДЫ ЦЕН КАК ЭЛЕМЕНТЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ГЛАВА 2 ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ И КРАТКОСРОЧНЫМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ
2.1. ЧИСТЫЙ ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ И ТЕКУЩИЕ ФИНАНСОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
2.2. МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТЕКУЩИМИ АКТИВАМИ И ПАССИВАМИ
2.3. ПОЛИТИКИ КОМПЛЕКСНОГО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТЕКУЩИМИ АКТИВАМИ И ПАССИВАМИ
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ И ОСНОВНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ
3.1. АНАЛИЗ СОБСТВЕННЫХ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ И ЧИСТОГО ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА
3.2. УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ
3.3. УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
3.4. УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ АКТИВАМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Финансируя часть постоянн7ых активов, отрицательные ТФП превращаются, таки образом, в хорошее долгосрочное вложение средств.
Финансовые решения:
Рекомендации для промышленного предприятия – см. ситуацию 2. Торговому предприятию рекомендуется произвести финансовые вложения свободных ДС.
Ситуация 6.
СОС=-375 тыс. руб.
ТФП=-225 тыс. руб.
ДС=-375-(-225)=-150 тыс. руб.
Финансовая диагностика
Постоянных ресурсов не хватает для финансирования всей стоимости иммобилизованных активов: на 60% они покрыты благодаря отрицательной величине ТФП, а остаток в 40% покрывается краткосрочными банковскими кредитами.
Анализ
Для промышленного предприятия это положение может служить предположением предыдущего. Действительно, отрицательные ТФП – источник временный и подверженный случайностям – могут упасть, и, в отличие от прошлого периода, стать недостаточными для финансирования нехватки СОС. Отсюда необходимость обращение к банковскому кредиту. Если раньше предприятие зависимо от клиентов и поставщиков, то теперь еще – и от кредиторов.
Финансовые решения
Промышленному предприятию следует сконцентрироваться на восстановление СОС (см. ситуацию 2). Торговое предприятие должно снизить недостаток СОС с тем, чтобы повысить стабильность их финансирования (увеличить Уставной капитал, повысить рентабельность деятельности, взять долгосрочный кредит).
3.2. Управление запасами
Определение необходимого объема финансовых средств, авансируемых в формирование запасов товарно-материальных ценностей, осуществляется путем определения потребности в отдельных видах запасов. В процессе определения потребности запасы товарно-материальных ценностей предварительно группируются следующим образом:
Производственные запасы (запасы сырья и материалов, необходимые для производства продукции);
Запасы готовой продукции, предназначенные для бесперебойной ее реализации потребителям.
Принципиальная формула, по которой определяется необходимый объем финансовых средств, авансируемых на формирование запасов товарно-материальных ценностей, имеет вид:
ФЗз= СР*Нз-КЗ,
Где
ФЗз- объем финансовых средств, авансируемых в запасы;
СР – среднедневной объем расхода запасов в сумме;
Нз – норматив хранения запасов, в днях (при отсутствии разработанных нормативов может быть использован показатель средней продолжительности оборота запасов в днях);
КЗ – средняя сумма кредиторской задолженности по расчетам за приобретенные товарно-материальные ценности (этот элемент включается в расчет, как правило, только по производственным запасам; при реализации готовой продукции он включается лишь при установившейся практике предоплаты за нее)
Расчет ведется по каждому виду запасов. Суммирование результатов расчетов позволяет получить общую потребность в финансовых ресурсах, авансируемых на формирование запасов, т.е. определить размер оборотных активов, обслуживающих эту стадию производственно-коммерческого цикла.
Минимизация текущих затрат по обслуживанию запасов представляет собой оптимизационную задачу, решаемую в процессе их нормирования.
Для производственных запасов она состоит в определении оптимального размера партии поставляемого сырья и материалов.
Расчет оптимального размера партии поставки, при котором минимизируются совокупные текущие затраты по обслуживанию запасов (т.е. ТЗ1+ТЗ2=min) осуществляется по следующей формуле (известной как модель Уилсона):

ОРmin – оптимальный размер партии поставки;
Зг – необходимый объем закупки товаров (сырья и материалов) в год (квартал);
ТЗ1 – размер текущих затрат по размещению заказа, доставке товаров и их приемке в расчете на одну поставляемую партию
ТЗ2 – размер текущих затрат по хранению единицы запасов.
Пример
Годовая потребность в определенном виде сырья, определяющая объем его закупки, составляет 1500 тыс.руб. Размер текущих затрат по размещению заказа, доставке товаров и их хранению в расчете на одну поставляемую партию составляет 18 тыс. руб. Размер текущих затрат по хранению единицы запаса составляет 9 тыс. руб. в ггод. Подставляя эти данные в модель Уилсона, получаем:

Следовательно, на протяжении года товар должен доставляться 19 раз (1500/77,46) или каждые 19 дней (360/19). При таких показателях размера партии и частоты поставки совокупные текущие затраты по обслуживанию товарных запасов будут минимальными.
3.3. Управление дебиторской задолженностью
На уровень дебиторской задолженности влияют следующие факторы:
Оценка и классификация покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности клиентов, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты;
Контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности;
Анализ и планирование денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации.
В основе управления дебиторской задолженностью – два подхода:
1) сравнение дополнительной прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции;
2) сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей. Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам инвестора.
Оценка реального состояния дебиторской задолженности, т.е. оценка вероятности безнадежных долгов – один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения. Финансовый менеджер может при этом использовать накопленную на предприятии статистику, а также прибегнуть к услугам экспертов-консультантов. Пример оценки реального состояния дебиторской задолженности приведен в таблице 3.
Таблица 3. Оценка реального состояния дебиторской задолженности
Классификация дебиторов по срокам возникновения задолженности Сумма дебиторской задолженности, тыс. руб. Удельный вес в общей сумме, % Вероятность * безнадежных долгов, % Сумма безнадежных долгов, тыс. руб. Реальная величина задолженности, тыс. руб. 0-30 дней 1500 43,82% 3 45,00 1455 30-60 дней 900 26,29% 6 54,00 846 60-90 дней 750 21,91% 10,5 78,75 671,25 90-120 дней 150 4,38% 22,5 33,75 116,25 120-150 дней 75 2,19% 37,5 28,13 46,875 150-180 дней 30 0,88% 75 22,50 7,5 180-360 дней 15 0,44% 75 11,25 3,75 Свыше 360 дней 3 0,09% 95 2,85 0,15 Итого: 3423 100,00% 8,07%** 276,23 3146,78
*Рассчитывается на основе экспертных оценок или на основе статистики самого предприятия
**Расчетная величина: 276,23/3423=8,07%.

Цифры говорят, что предприятие не получит 276,23 тыс. руб дебиторской задолженности (8,07% от общей суммы). Соответственно, именно на эту сумму целесообразно сформировать резерв по сомнительным долгам.
С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует разрабатывать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной оплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.
3.4. Управление денежными активами
Определение минимально необходимой потребности в денежных активах для осуществления текущей хозяйственной деятельности направлено на установление нижнего предела остатка необходимых денежных активов в национальной и иностранной валютах.
Расчет минимально необходимой суммы денежных активов ( без учета их резерва в форме краткосрочных финансовых вложений) основывается на планируемом денежном потоке по текущим хозяйственным операциям, в частности, на объеме расходования денежных активов по этим операциям в предстоящем периоде.
Минимально необходимая потребность в денежных активах для осуществления текущей хозяйственной деятельности может быть определена по следующей формуле:

ДАmin – минимально необходимая потребность в денежных активах для осуществления текущей хозяйственной деятельности в предстоящем периоде;
ПРда – предполагаемый объем платежного оборота по текущим хозяйственным операциям в предстоящем периоде (в соответствии с планом поступления и расходования денежных средств предприятия)
Ода – оборачиваемость денежных активов (в разах) в аналогичном по сроку отчетном периоде (она может быть скорректирована с учетом планируемых мероприятий по ускорению оборота денежных активов).
Пример
В соответствии с планом поступления и расходования денежных средств на предстоящий год объем платежного оборота по текущим хозяйственным операциям предусмотрен в размене 30 млн. руб.. Оборачиваемость остатков денежных активов в отчетном году составила 24 раза. Подставляя эти данные в формулу, получим:

Расчет минимально необходимой потребности в денежных активах для осуществления текущей хозяйственной деятельности может быть осуществлен и иным методом по следующей формуле:

Где ДАк - остаток денежных средств на конец отчетного периода;
ПРда – планируемый объем платежного оборота по текущим хозяйственным операциям в предстоящем периоде;
ФРда – фактический объем платежного оборота по текущим хозяйственным операциям в отчетном периоде;
Ода – оборачиваемость денежных активов (в разах) в отчетном периоде.
Пример
Дополним данные предыдущего примера следующими показателями: остаток денежных активов на конец отчетного года составил 1,65 млн. руб., фактический объем платежного оборота по текущим хозяйственным операциям составил в отчетном году 39,3 млн. руб. подставляя эти данные в формулу, получим:

Заключение
В ходе работы над данной курсовой работой была достигнута поставленная цель и решены задачи. В целом, можно сделать следующие выводы:
1. Любое предприятие в своей деятельности должно прежде всего ориентироваться на маркетинговую функцию, т.к. именно покупатель в конечном счете будет определять, куда и в какой объеме будут поступать товары на рынке. Отталкиваясь от данного утверждения, на предприятии, прежде чем формировать политику управления финансами, необходимо определиться с ценовой политикой. Руководителям и финансовым менеджерам нужно определиться, на каком рынке (чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополистической конкуренции) работает их предприятие. Это даст возможность обоснованно разработать базовую цену и надбавку на реализуемый товар (оказываемую услугу).
2. После того, как цена установлена и предприятие осуществляет свою деятельность на рынке, необходимо проанализировать текущие активы и текущие пассивы, а также рассчитать размер собственных оборотных средств, текущих финансовых потребностей и дефицита (излишка) денежных средств. Данный анализ позволит предприятию выявить проблемы и недостатки в управлении текущими активами и пассивами на предприятии (велик ли размер финансового риска) и определить финансовые решения (необходимо ли наращивать собственный капитал и какие способы подойдут для этого, нужно ли снижать текущие финансовые потребности и как это лучше сделать), необходимые в том или ином случае. При это следует учитывать характер деятельности предприятия, т.к. финансовые решения для промышленного и торгового предприятия будут значительно различаться (для предприятий, ведущих производственную деятельность, важно покрытие долгосрочными источниками величины основных средств, т.к. без зданий и оборудования оно просто не сможет работать, а для торговых предприятий это не является настолько существенным, т.к. почти все их средства вложены в оборотные активы). Приведенные в работе примеры продемонстрировали несколько ситуаций, которые могут возникнуть в процессе хозяйственной деятельности предприятия и пути выхода из них. Идеальным вариантом оказалась ситуация, когда собственные оборотные средства на 88% финансируют текущие финансовые потребности и на 12% у предприятия остаются свободные денежные средства. Поддержание данного равновесия не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде – задача каждого финансового менеджера.
3. Для рационального и грамотного управления финансами на краткосрочном периоде, финансовым менеджерам необходимо особое внимание уделять оборотным активам. Нельзя закупать материалы и формировать запасы в неограниченных объемах. Нужно четко понимать, какой объем финансовых средств можно авансировать на формирование товарно-материальных ценностей. Для этого в практике финансового менеджмента зачастую прибегают к расчету оптимальной партии заказа, позволяющей определить, сколько раз в течении года товар должен доставляться и каким должен быть размер партии, чтобы минимизировать текущие затраты по обслуживанию товарных запасов.
4. Полезным и необходимым элементом в работе финансовых служб на предприятии будет анализ дебиторской задолженности и выявление суммы безнадежных долгов. Это позволит определиться с разработкой моделей управления дебиторской задолженностью ( предоплата, частичная предоплата, предложение скидок).
5. Особое внимание следует уделять управлению денежными активами, т.к. их недостаток на расчетном счете может привести к кризисной ситуации, когда предприятие не сможет рассчитаться со своими поставщиками и подрядчиками. А это, в свою очередь, может сказаться на репутации компании и привести в конечном итоге к банкротству. Финансовому менеджеру нужно хорошо понимать, какое количество денежных средств должно каждый день быть в распоряжении предприятия, чтобы осуществлять свою деятельность.
6. Для эффективного управления текущими активами и пассивами предприятия в краткосрочном периоде существуют несколько способов. Среди них – вексель и факторинг. Каждый из этих способов имеют свои преимущества и недостатки, но общепризнанным является факт, что оба они позволяют предприятию получить необходимые денежные средства в более короткий срок. Приведенный пример факторинговой операции показал, что даже если за осуществление данной сделки нужно выплатить комиссионные, она более выгодна, чем «мертвая» дебиторская задолженность на балансе предприятия.
В целом можно сказать, что тактика финансового менеджмента не менее важна для предприятия, чем стратегия, т.к. она ориентирует руководству предприятия и финансовых менеджеров на основные направления в работе предприятия в краткосрочном периоде и позволяет выявлять и устранять проблемы, которые, если на них не обращать внимания, в долгосрочном периоде могут привести к краху компании.
Список литературы

1. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/Под ред. Е. С. Стояновой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:Изд-во «Перспектива», 2002.
Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/Под ред. Е. С. Стояновой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:Изд-во «Перспектива», 2002.с.264-270

Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/Под ред. Е. С. Стояновой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:Изд-во «Перспектива», 2002.,с.292-299.

Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/Под ред. Е. С. Стояновой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:Изд-во «Перспектива», 2002.с.307-314.

Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/Под ред. Е. С. Стояновой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:Изд-во «Перспектива», 2002., с.381-382.

Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/Под ред. Е. С. Стояновой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:Изд-во «Перспектива», 2002., с.325-327

Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/Под ред. Е. С. Стояновой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:Изд-во «Перспектива», 2002., с.329-347.

Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/Под ред. Е. С. Стояновой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:Изд-во «Перспектива», 2002.,с. 347-351.

Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/Под ред. Е. С. Стояновой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:Изд-во «Перспектива», 2002.,с.352-356.

Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/Под ред. Е. С. Стояновой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:Изд-во «Перспектива», 2002.,с.356-357.













40


Список литературы

1. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/Под ред. Е. С. Стояновой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:Изд-во «Перспектива», 2002.

Вопрос-ответ:

Как разрабатывается ценовая политика на предприятии?

Ценовая политика на предприятии разрабатывается на основе анализа конкурентного окружения, сбора информации о рыночных условиях, определения целей и стратегии предприятия. Затем происходит установление оптимальной цены, которая удовлетворяет и потребителей, и предприятие.

Какие виды цен используются в маркетинговой политике предприятия?

В маркетинговой политике предприятия используются следующие виды цен: базовая цена, которая определяется на основе затрат и наценки; дисконтная цена, которая предлагается для привлечения новых клиентов или поддержания лояльности существующих; специальная цена, которая устанавливается на определенный период или для определенных групп клиентов.

Какие методы повышения эффективности управления текущими активами и пассивами существуют?

Существуют различные методы повышения эффективности управления текущими активами и пассивами. Некоторые из них включают оптимизацию запасов, сокращение сроков оборачиваемости дебиторской задолженности, управление кредиторской задолженностью, применение факторинга и лизинга, управление денежными потоками и прогнозирование финансовых показателей.

Что такое чистый оборотный капитал и текущие финансовые потребности предприятия?

Чистый оборотный капитал - это разница между текущими активами и текущими обязательствами предприятия. Он показывает, сколько средств доступно предприятию для покрытия текущих финансовых потребностей. Текущие финансовые потребности предприятия определяются с учетом платежеспособности, оборачиваемости активов и масштаба деятельности.

Какие политики комплексного оперативного управления текущими активами и пассивами применяются?

Для эффективного управления текущими активами и пассивами применяются следующие политики: политика управления запасами, политика управления дебиторской задолженностью, политика управления кредиторской задолженностью, политика управления денежными потоками. Каждая из этих политик направлена на оптимизацию использования ресурсов и обеспечение финансовой устойчивости предприятия.

Зачем нужна разработка ценовой политики?

Ценовая политика представляет собой стратегическое решение о выборе ценового уровня, которое позволяет предприятию достигать своих финансовых целей. Разработка ценовой политики необходима для определения оптимальной совокупности цен, которая будет удовлетворять потребности потребителей, обеспечивать желаемую прибыльность предприятия и конкурентоспособность на рынке.

Что такое чистый оборотный капитал и текущие финансовые потребности предприятия?

Чистый оборотный капитал – это разность между оборотными активами и оборотными обязательствами предприятия. Он отражает ликвидность и финансовую устойчивость предприятия. Текущие финансовые потребности предприятия – это средства, необходимые для покрытия текущих операций и обеспечения непрерывности деятельности. Управление чистым оборотным капиталом и текущими финансовыми потребностями предприятия является важной частью финансового менеджмента.

Какие виды цен существуют в маркетинговой политике?

В маркетинговой политике существуют такие виды цен как базовая цена, акционная цена, дисконтная цена, цена позиционирования и др.

Что такое чистый оборотный капитал и текущие финансовые потребности?

Чистый оборотный капитал - это разница между оборотными активами и оборотными обязательствами предприятия. Текущие финансовые потребности - это требуемые суммы денежных средств для покрытия операционных расходов и обеспечения нормального функционирования предприятия.