Вам нужен реферат?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Молодежные субкультуры.

  • 25 страниц
  • 26 источников
  • Добавлена 07.12.2009
500 руб. 1 000 руб.
Купить в 1 клик Скачать превью
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение
«Молодежная субкультура» как научное понятие
Типология молодежной субкультуры
Анализ периодических изданий
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

Мы попытались проанализировать несколько статей, затрагивающих вопросы молодежной субкультуры. Так, исследователи Е. Колосова, Ю. Хромова пытаются разобраться в этом явлении и решить риторический вопрос: добро или зло для неокрепшего сознания подрастающего поколения. В начале статьи авторы рассматривают психологическое состояние подростка, уделяют внимание знаковым признаком этого возраста: агрессивность, эпатажность, самоопределение.
Исследователи дифференцируют характерные черты молодежной субкультуры, отмечая: «Неформалов стали определять по различным внешним характеристикам: одежда, сленг, значковая атрибутика, манеры, мораль, с помощью которых подростки отгораживаются от взрослого сообщества, отстаивая свое право на внутреннюю жизнь».
Авторы анализируют более подробно культуру эмо, готов и выявляют их характерные черты. Исследователи указывают, что при всем многообразии субкультур существуют одни и те же тенденции: грустный вид, темные цвет одежды, определенные символический язык и стиль поведения. В завершении статьи авторы подмечают: «Новые молодежные культуры хотя и отличаются друг от друга по внешнему виду и музыкальным интересам, схожи в главном – невеселом взгляде на жизнь. Умные взрослые уже увидели в этом явлении вызов обществу потребления и развлечений. Опасно ли это? Каждый решает сам».

Психолог И. Гетмаченко также рассматривает молодежные субкультуры. Автор анализирует один из самых провокационных направлений в молодежных субкультурах – готов.
Он выделяет характерные психологические признаки: «К примеру, для готов характерна повышенная возбудимость, в ряде случаев агрессивность, типичны частые депрессии, смена настроения – от подавленного состояния до бурной радости, повышенная чувствительность, сосредоточенность на мрачных сторонах жизни, но при этом четкая жизненная позиция, нестандартное отношение к миру, положительное сочетание серьезности и романтичности».
Психолог описывает негативное отношение к ребенку-готу, а также возникающие конфликты в семье и общеобразовательном учреждении. Автор отмечает удивительную тенденцию: «Необходимо отметить, что часть подростков втягиваются в сумрачный мир готики по велению моды, но есть и такие, кто делает это по велению сердца. Мир готики разнообразен: музыка, литература, архитектура, дизайн одежды и многое другое, что вполне может оказаться для ребенка ценным опытом».
В заключение исследователь отмечает, что, несмотря на наличие психологических проблем у людей-готов необходимо с пониманием относится к их мировоззренческой концепции, уважать их права (тем более призывы к насилию и жестокости данная субкультура не осуществляет).
Кроме этого, известный исследователь в области субкультур С.И. Левикова в журнале «Философские науки» опубликовала статью «Готика как она есть: или о старой-новой молодежной субкультуре».
Ученый анализирует субкультуру с философских позиций и отмечает синкретизм – это явления (сочетание декаданса, буддизма, постмодернизма и т.д.). С.И. Левикова считает, что готика – это отражение и порождение нашей эпохи, «зеркало» социально-культурных болезней.



Заключение

Итак, субкультура – это частичная-культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет (то есть мировосприятие, умонастроение) ее носителей. Таким образом, субкультура – это некая подкультура, или культура в культуре. Эти субкультуры подобны клеткам живой ткани: их множество и все они взаимосвязаны. Кроме того, они несут в себе все особенности материнского организма (или базовой культуры).
Социокультурные системы на идентичной стадии развития обладают одним и тем же набором субкультур. Причем субкультуры в большей мере, чем базовая культура, предоставляют человеку право сознательно выбрать их.
Раскрытие смыслов понятия «молодежь» привело нас к тому, что:
существуют два параллельных «измерения» понятия «молодежь», соответствующих двум природам человека: биологической и социальной. Для изучения молодежной субкультуры социальное измерение является первичным;
юность складывается из периода отрочества (подростки) и молодости (молодежь), которым соответствуют: период обучения в старших классах общеобразовательной средней школы (подростки) и период обучения в техникуме или вузе, а также начальный этап трудовой деятельности в качестве «молодого специалиста» (молодежь);
отличительными признаками молодежи служат: социальное положение обучающегося в «традиционных» учебных заведениях или начинающего трудовую деятельность; еще не достигнутая в полном объеме экономическая активность; отсутствие собственной семьи (не родительской) и собственных детей или наличие таковых при отсутствии какой-либо ответственности и заботы о них; социальная ролевая промежуточность между ролью ребенка и ролью взрослого, а следовательно, наработка социальных ролей; определение собственного социального статуса; молодежь – явление конкретно-историческое, поскольку в разные исторические периоды (не говоря уже о переломных и переходных периодах) оно несет в себе разные смыслы; молодежь – явление социокультурное; молодежь – сложное и многомерное явление в социальной структуре; как «продукт» социальной структуры общества, молодежь дифференцирована в соответствии с социальными слоями (стратами); в период юности происходит окончательное социальное расслоение людей одного возраста.
Рассмотрение понятий «субкультура» и «молодежь», а также «молодежная субкультура» позволило вывести следующее определение: молодежная субкультура – это эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это «элитарная» культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это – частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет (то есть мировосприятие, умонастроение) ее носителей.
На практике между молодежными субкультурами не существует жестких разграничений, и принадлежность молодого человека к одной молодежной субкультуре не исключает его членства в других. Объединяет молодых людей и отличает их от взрослых возможность «тусоваться». В молодежных субкультурах вовсе не обязательно разделять то или иное мировоззрение – здесь молодые люди должны разделять (но обязательно) внешние формы поведения и символику. Способность и возможность для молодых людей не быть жестко прикрепленными к какой-либо одной определенной молодежной субкультуре и одновременно принадлежать сразу к нескольким демонстрирует потребность этих молодых людей «отыграть», «попробовать» как можно большее количество ролей, прежде чем остановиться на какой-либо одной, наиболее свойственной данному молодому человеку.
Список литературы

Башлачев А. Игра в бунт //Алфавит (Москва). – 2000. – № 045. – 9 ноября. – С. 5.
Бобахо В. А., Левикова С. И. Современные тенденции молодежной субкультуры: конфликт или преемственность поколений? // Общественные науки и современность. – 1996. – № 3. – С. 56–60.
Большакова Е. Ваш ребенок – неформал // Семья и школа. – 2009. – №1. – С. 22–23.
Гетмаченко И. Молодежные субкультуры // Школьный психолог. – Приложение к газете «Первое сентября». – 2007. – №17. – С. 14–15.
Гуревич П. С. Субкультура // Культурология. XX век: Энциклопедия. – СПб.:Питер, 1998. – Т. 2. – С. 236.
Давыдов Ю. Н. Эстетика нигилизма (Искусство и «новые левые»). – М.: Искусство, 1975. – 272 с.
Колосова Е., Хромова Ю. Субкультура – опасность или развлечение: путь к пониманию подростка // Классное руководство и воспитание школьников. Приложение к газете «Первое сентября». – 2009. – №3. – С. 40–43.
Краткий словарь по социологии. – М.:Наука, 1989. – С. 401–402.
Курнатовская Е. ЭМО, или мода на слезы // ТВ парк. – 2007. – №22. – С.20–21.
Левикова С.И. Готика как она есть: или о старой-новой молодежной субкультуре // Философские науки. – 2006. – №7.– С. 79–83.
Левикова С.И. Молодежная субкультура: учебное пособие. – М.: Фаир-Пресс, 2004. – 608 с.
Ловецский Г.И. Субкультуры общества: от хаоса к порядку // Культурология. Дайджест. – 2002. – №2. – С.14–15.
Луке Г. А. Молодежь: структура и социальные проблемы. – Самара: СГУ, 1998. – 125 с.
Маргуленис А.А. Включение молодежи в социальную структуру. – Вильнюс, 1983. – 180 с.
Молодежь в системе общественных отношений / Под ред. В.Ф. Долгова. – Липецк, 1999. – 225 с.
Молодежь и культура. Проблемы досуга, художественного творчества, становления личности. – М.: НИИ культуры, 1985. – 140 с.
Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. – М.: Наука, 1987.– 191 с.
Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании.– СПб., 1955. – 285 с.
Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике // Социологические исследования. – 1998. – № 11. – С. 95–102.
Слуцкий С.Г. Молодежь как предмет исследования человеческого потенциала России и ее регионов. – СПб.: Питер, 2000. – 331 с.
Соколова-Сербская М. Молодежные субкультуры // Социальная педагогика. – 2008. – №4. – С. 86–89.
Социология молодежи: учебник / Под ред. проф. В.Т. Лисовского. – СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. – 460 с.
Тарасов А. Кому союзник товарищ Че. Молодежь в провинции — новый тип оппозиции // Век. – 2000. – № 42. – 20–27 октября.
Фролов С.С. Основы социологии. – М.: Юрист, 1997. – 334 с.
Шапинская Е.Н. Молодежные субкультуры в меняющемся мире // Обсерватория культуры. – 2005. – №5. – С.12–19.
Щербакова Г. Бедные ЭМО…// Первое сентября. – 2008. – №18. – С. 19.


Давыдов Ю. Н. Эстетика нигилизма (Искусство и «новые левые»). – М.: Искусство, 1975. – С. 125.
Краткий словарь по социологии. – М.:Наука, 1989. – С. 401–402.
Гуревич П. С. Субкультура // Культурология. XX век: Энциклопедия. – СПб.:Питер, 1998. – Т. 2. – С. 236.
Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. – СПб., 1955.
Цит по: Левикова С.И. Молодежная субкультура: учебное пособие. – М.: Фаир-Пресс, 2004. – С.15.
Социология молодежи / Под ред. В. Т. Лисовского. – СПб.: СПб-ого ун-та, 1996. – С. 32.
Там же. – С. 32.
Бобахо В.А., Левикова С.И. Современные тенденции молодежной субкультуры: конфликт или преемственность поколений? // Общественные науки и современность. – 1996. – №3. – С. 56–60.
Фролов С.С. Основы социологии. – М.: Юрист, 1997. – 334 с.
Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике // Социологические исследования. – 1998. – №11. – С. 95–102.
Тарасов А. кому союзник товарищ Че. Молодежь в провинции – новый тип оппозиции // Век. – 2000. – № 42. – 20–27 октября.
Башлачев А. Игра в бунт // Алфавит (Москва). – 2000. – №045. – 9 ноября. – С. 5.
Колосова Е., Хромова Ю. Субкультура – опасность или развлечение: путь к пониманию подростка // Классное руководство и воспитание школьников. Приложение к газете «Первое сентября». – 2009. – №3. – С. 40–43.
Там же – С. 40.
Там же. – С. 43.
Гетмаченко И. Молодежные субкультуры // Школьный психолог. – Приложение к газете «Первое сентября». – 2007. – №17. – С. 14–15.
Там же. – С. 14.
Там же. – С. 15.
Левикова С.И. Готика как она есть: или о старой-новой молодежной субкультуре // Философские науки. – 2006. – №7.– С. 79–83.













2

Список литературы

1.Башлачев А. Игра в бунт //Алфавит (Москва). – 2000. – № 045. – 9 ноября. – С. 5.
2.Бобахо В. А., Левикова С. И. Современные тенденции молодежной суб¬культуры: конфликт или преемственность поколений? // Обще¬ственные науки и современность. – 1996. – № 3. – С. 56–60.
3. Большакова Е. Ваш ребенок – неформал // Семья и школа. – 2009. – №1. – С. 22–23.
4. Гетмаченко И. Молодежные субкультуры // Школьный психолог. – Приложение к газете «Первое сентября». – 2007. – №17. – С. 14–15.
5.Гуревич П. С. Субкультура // Культурология. XX век: Энциклопедия. – СПб.:Питер, 1998. – Т. 2. – С. 236.
6.Давыдов Ю. Н. Эстетика нигилизма (Искусство и «новые левые»). – М.: Искусство, 1975. – 272 с.
7.Колосова Е., Хромова Ю. Субкультура – опасность или развлечение: путь к пониманию подростка // Классное руководство и воспитание школьников. Приложение к газете «Первое сентября». – 2009. – №3. – С. 40–43.
8.Краткий словарь по социологии. – М.:Наука, 1989. – С. 401–402.
9.Курнатовская Е. ЭМО, или мода на слезы // ТВ парк. – 2007. – №22. – С.20–21.
10.Левикова С.И. Готика как она есть: или о старой-новой молодежной субкультуре // Философские науки. – 2006. – №7.– С. 79–83.
11.Левикова С.И. Молодежная субкультура: учебное пособие. – М.: Фаир-Пресс, 2004. – 608 с.
12. Ловецский Г.И. Субкультуры общества: от хаоса к порядку // Культурология. Дайджест. – 2002. – №2. – С.14–15.
13.Луке Г. А. Молодежь: структура и социальные проблемы. – Самара: СГУ, 1998. – 125 с.
14.Маргуленис А.А. Включение молодежи в социальную структуру. – Виль¬нюс, 1983. – 180 с.
15.Молодежь в системе общественных отношений / Под ред. В.Ф. Долгова. – Липецк, 1999. – 225 с.
16.Молодежь и культура. Проблемы досуга, художественного творчества, становления личности. – М.: НИИ культуры, 1985. – 140 с.
17.Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. – М.: Наука, 1987.– 191 с.
18.Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании.– СПб., 1955. – 285 с.
19.Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике // Социологические исследования. – 1998. – № 11. – С. 95–102.
20.Слуцкий С.Г. Молодежь как предмет исследования человеческого потенциала России и ее регионов. – СПб.: Питер, 2000. – 331 с.
21. Соколова-Сербская М. Молодежные субкультуры // Социальная педагогика. – 2008. – №4. – С. 86–89.
22.Социология молодежи: учебник / Под ред. проф. В.Т. Лисовского. – СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. – 460 с.
23.Тарасов А. Кому союзник товарищ Че. Молодежь в провинции — но¬вый тип оппозиции // Век. – 2000. – № 42. – 20–27 октября.
24.Фролов С.С. Основы социологии. – М.: Юрист, 1997. – 334 с.
25. Шапинская Е.Н. Молодежные субкультуры в меняющемся мире // Обсерватория культуры. – 2005. – №5. – С.12–19.
26. Щербакова Г. Бедные ЭМО…// Первое сентября. – 2008. – №18. – С. 19.

У нас вы можете заказать