Вам нужен реферат?
Интересует Экология?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Взаимосвязь систем "человек-техника", "человек-культура", "человек-природа"

  • 15 страниц
  • 8 источников
  • Добавлена 10.12.2009
350 руб. 700 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение:
1.Взаимосвязь «человек – техника»
2.Взаимосвязь «человек - культура»
3.Взаимосвязь «человек – природа»
Вывод:
Литература:

Фрагмент для ознакомления

Все они обличаются тем, что, строясь по различным основаниям, высвечивают преимущественно какой-либо один (реже несколько) аспектов развития этих отношении. Нам представляется наиболее обоснованным подход, предложенный В.Б.Прохоровым, в соответствии с которым взаимодействия человека с природной средой должны рассматриваться через призму его хозяйственной деятельности. С этой точки зрения первостепенное значение для построения периодизации процесса становления взаимоотношении людей и природы имеет изучение хозяйственно- культурных типов человеческого общества.
Основываясь на представлении о хозяйственно-культурном чипе как системообразующем факторе во взаимоотношениях природы и общества, мы сочли возможным выделим в четыре эпохи (этапа) становления отношений между ними.
1.)Эпоха охотничье собирательской культуры.
2. )Эпоха аграрной культуры.
3.)Эпоха индустриального общества.
4.)Постиндустриальная эпоха.

Взаимосвязь системы «Человек – природа» является одним из «простейших» контуров из множества существующих.

Ч+ - П (-)


При условии равновесности он был бы неотличим от пары «хищник — жертва» данном случае можно применить и более «мягкие» наименования, скажем, «эксплуататор — ресурс». Будучи системой с отрицательной обратной связью (—), она должна быть и самоподдерживающейся, авторегуляторной. В том смысле, что человек (эксплуататор) неизбежно угнетает сам себя через посредство угнетения природы (ресурса) и для того, чтобы этого избежать, вынужден соизмерять свой аппетит с ресурсами породы. Это важное заключение, но вряд ли можно ограничиться таким уровнем анализа. Приведенная аналогия далеко не совершенна. В действительности в настоящее время эта система не равновесна и не устойчива: сильная прямая отрицательная связь Ч П не уравновешивается слабой положительной обратной связью Ч+ П. Человек (хищник, эксплуататор) ведет себя так, как будто почти не испытывает ограничений и сопротивления со стороны природы (жертвы, ресурса). Как волк в овчарне.
«Развернем» компоненты системы следующим образом (рис. 1). Здесь система «Природа» (П) подразделена на биоту - совокупность всех живых организмов биосферы — и на их среду, включая среду человека. А система «Человек» (Ч) подразделена на собственно человека, людей, и на человеческое хозяйство — экономику.

Рис. 1. Развертка контура «Человек-Природа»
Выделение «среды» в отдельный подблок, как бы равноправный с другими элементами, в данном случае сделано лишь для удобства формального анализа. В действительности все элементы системы находятся в одной общей среде.
Контур Ч имеет положительный знак, поскольку взаимозависимость между людьми и экономикой положительна: человечество растет и наращивает производство продуктов — ресурсов для своего дальнейшего роста. Второй контур П имеет отрицательный знак, так как взаимодействия между организмами и средой в природе в целом превосходно уравновешены: биота биосферы обладает средообразующей функцией и точно контролирует свойства собственной среды, а условия среды (в основном ограниченность количества вещества, которое может быть использовано биотой) лимитируют увеличение массы биоты. Воздействие человеческого хозяйства на биосферу противонаправленно (негативна), а состояния среды и человеческого сообщества сопряжены положительной причинной связью. Контур всей суперсистемы имеет отрицательный знак. Но и в таком виде модель не отражает всех важных особенностей взаимодействий..


Вывод

По результатам можно сделать вывод, что человек во взаимосвязях систем "человек-техника", "человек-культура", "человек-природа" является главенствующим звеном. От поведения и взаимоотношения с данными системами будет зависеть как судьба самого человека, так и судьба дальнейшего развития этих систем.
Техника может и должна служить базой для гуманизации технической
деятельности, для использования современных наукоемких технологий в качестве средства реабилитации и сохранения естественной среды и освобождения человека от тяжелого, рутинного, нетворческого труда. Быстрое развитие информационных технологий большие возможности повышения интеллектуального потенциала для каждого человека. В этом коренится возможность совсем иначе вписать технику в социально-культурный контекст, видоизменить само содержание технологии, соединить профессиональное, технологизированное мастерство с индивидуальным творчеством, гармонизировать и гуманизировать научно-технический прогресс.
Человек - творение культуры лишь постольку, поскольку он ее творец. Без развития человека культура теряет свое значение. Только развитие личности и возможности реализации ее творческого потенциала являются показателями уровня развития общества. В обыденной жизни трудно выявить влияние человека на культуру. Каждая культура, выражая незавершенность и открытость человеческой природы, постоянно стремящейся к поиску смысла своей жизни и деятельности, к совершенствованию себя и окружающего мира, дает возможности для творческой самореализации индивида.
Взаимодействия человека с природной средой должны рассматриваться через призму его хозяйственной деятельности. С этой точки зрения первостепенное значение для построения периодизации процесса становления взаимоотношении людей и природы имеет изучение хозяйственно- культурных типов человеческого общества. Дальнейшая судьба природы во все зависит от человека, его поведения и отношения к природным ресурсам.

Литература

Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. М.: Юнита,2001. - 566с.
Воронков Н.А. Экология общая, социальная ,прикладная. М.: Агар,1999.- 424с.
Горелов А.А. Экология. М.: Юрайт,2002. - 312с.
Кисилев В.Н. Основы экологии. Мн.: Университетское,1998. -367с.
Общая экология. Чернова Н.И., Былова А.М. М.: Дрофа, 2004. - 416с
Прохоров Б.Б. Социальная экология. М.: Академия, 2005.- 416 с.
Ситаров В.А.,Пустовойтов В.В. Социальная экология. М.: Академия,2000. -280с.
Экология человека. Словарь-справочник. Под ред. Агаджанян Н.А. М.: "КРУК", 1997. - 208 с
См Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. М.: Академия,2000. с. 120-125
См Горелов А.А. Экология. М.: Юрайт,2002. – с.161-163
См Прохоров Б.Б. Социальная экология. М.: Академия, 2005.- с.118-119
См Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. М.: Академия,2000. – с 94-95
См Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. М.: Академия,2000. – с.39-41
См Воронков Н.А. Экология общая, социальная ,прикладная. М.: Агар,1999.- с. 61-63












15



человек

п

ч

(+)

Хозяйство
человека

+

+

(-)

-

+

(-)

-

+

среда

Биота биосферы


1.Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. М.: Юнита,2001. - 566с.
2.Воронков Н.А. Экология общая, социальная ,прикладная. М.: Агар,1999.- 424с.
3.Горелов А.А. Экология. М.: Юрайт,2002. - 312с.
4.Кисилев В.Н. Основы экологии. Мн.: Университетское,1998. -367с.
5.Общая экология. Чернова Н.И., Былова А.М. М.: Дрофа, 2004. - 416с
6.Прохоров Б.Б. Социальная экология. М.: Академия, 2005.- 416 с.
7.Ситаров В.А.,Пустовойтов В.В. Социальная экология. М.: Академия,2000. -280с.
8.Экология человека. Словарь-справочник. Под ред. Агаджанян Н.А. М.: "КРУК", 1997. - 208 с

У нас вы можете заказать