Заказать оригинальную работу
Вам нужен реферат?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Специфика обучения одаренных детей

  • 19 страниц
  • 14 источников
  • Добавлена 20.05.2010
490 руб. 700 руб.
Купить в 1 клик Скачать превью
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение
1.Определение понятия «одаренность»
2.Исследование феномена одаренности
3.Обучение одаренных детей
4.Стратегия работы с одаренными детьми
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Основное отличие интеллектуально одаренных детей - высокая умственная активность, потребность к умственной работе, к познавательной деятельности [9].
Успех познавательной деятельности обучающегося определяется четко сформулированной целью, алгоритмом коллективных действий, индивидуальной продуктивностью познавательной деятельности в направлении цели и самооценкой результатов собственных действий.
Существенным элементом познавательной деятельности является рефлексия. Сократовское изречение: «Неотрефлексированная жизнь недостойна того, чтобы быть прожитой».
В основе развивающих программ лежит принцип опережающего отражения, который дает возможность непрерывного движения в направлении цели.
Однако лишь повышение уровня сложности и увеличение количества материала не способствует созданию оптимальных условий развития одаренности. Нужно иное качественно новое содержание образования, специальные программы обучения одаренных детей творчеству, формирование лидерства, умения общаться и других качеств, способствующих в будущем социальной реализации творческой личности [11].
Отношение специалистов к проблеме обучения одаренных детей можно условно развести на две позиции. Согласно одной из них, исходящей из того, что одаренных детей не больше 3%, нужны хорошие методики диагностики и выявления таких детей и специальные классы и школы, в которых они могли бы успешно развивать свои способности [12].
Согласно другой точки зрения, стратегия работы с одаренными детьми должна быть основана на подъеме интеллектуального и творческого потенциала всего контингента школьников. Число детей, обладающих творческим началом и потенциалом к развитию своих способностей, существенно больше 3%. поэтому нужно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую творческую развивающую образовательную среду. Такой подход больше подходит обучению одаренных детей в условиях общеобразовательной школы и в учреждениях дополнительного образования [13].
Сформулируем условия стимуляции саморазвития (познавательной стимуляции), как основы развития его способностей:
создание соответствующего психологического климата на уроках (и в семье): доброжелательного отношения к ученикам, эмоционального отношения к познанию;
создание у ребенка высокой самооценки, «вкуса успеха», уверенности в своих силах;
соблюдение принципа «права на ошибку»;
диалогическая форма проведения занятий, «субъект - субъектные» отношения между учителем и учениками;
учет результатов индивидуальной творческой деятельности (у каждого ученика свой «портфель» достижений). Ученики ведут дневник собственных творческих достижений;
сравнение новых успехов ученика с его прошлыми успехами, а не сравнение друг с другом;
оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы, как на уроках, так и при проведении различных форм внеурочной работы;
познание явлений и законов природы и общества на уровне сущностей.
Переход к количественным закономерностям возможен лишь после их усвоения на качественном уровне. Для решения данной проблемы полезно: формирование обобщенных понятий, а не обучение набору разрозненных фактов; выделение сквозных идей и принципов (симметрии и асимметрии, относительности, сохранения, направленности природных процессов, соответствия, дополнительности); использование обобщающих таблиц., позволяющих структурировать большие разделы изученного материала, выделять основные его идеи; формирование у школьников целостного видения мира и понимание места и роли человека в этом мире, превращение всей получаемой учащимися в процессе обучения информации в личностно значимую для каждого ученика; создание системы проблемно-познавательных задач поискового характера. Важный тип таких задач - парадоксы. Парадоксы и их разрешение сыграло большую роль, как в науке, так и в педагогической практике. При возникновении противоречия возможны два пути его разрешения: компромисс, примирение противоположных требований или создание качественно новой идеи.
Заключение
Время от времени то в одной, то в другой газете промелькнет не перестающее казаться удивительным сообщение о поступлении в ВУЗ школьника 13–14 лет. Значит, кто-то учился в школе вместо 10–11 лет всего 6–7 лет. Чаще всего необыкновенно развитый ребенок поступает, как и все, в шесть – семь лет в первый класс, но потом его ускоренно, иногда в первом же учебном году, переводят в последующие классы. Бывает и так, что “перескок” через класс или несколько таких “перескоков” происходят уже в подростковом возрасте. Раньше для этого требовалось специальное разрешение органов народного образования. Теперь, согласно новому Положению об общеобразовательной средней школе, официально введено право сдавать экстерном за любой класс и за школу в целом.
Но и это не снимает трудностей в развитии одаренных детей. Ведь при этом возникают новые сложности.
Во-первых, образуются определенные пробелы в знаниях, умениях и навыках, не обеспечивается должная систематичность в их усвоении.
Во-вторых, приходится иметь дело с различиями в физическом и нравственном развитии одаренного ребенка и его одноклассников. Тут и физкультура, и трудовое обучении, и, наконец, этика и психология семейной жизни... Как в этих условиях идет формирование самооценки, отношений с одноклассниками и взрослыми? Кто и как должен разрабатывать для одаренных детей индивидуальные учебные программы и планы? Прежде всего необходимо, чтобы во всех классах, где есть такие дети, учителя как минимум прошли соответствующую курсовую подготовку. Иначе члены педагогического коллектива, прежде всего руководители школы, будут относиться к “перескакиванию” с большими опасениями.
Второй путь – создание лицеев и гимназий для одаренных. В наши дни эти виды учебных заведений пользуются большой популярностью. Что же – это неплохое решение проблемы. Тем более, если учебно-воспитательный процесс в лицеях и гимназиях будет построен на научных принципах и достаточно разнообразной методической базе (что пока, к сожалению, не везде).
Третий путь – создание для детей с повышенными способностями особых классов в структуре массовой общеобразовательной школе. Сейчас этот путь внедряется во многих школах. Одной из его положительных черт можно назвать то, что проблема обучения и воспитания одаренных детей не рассматривается изолированно от судьбы детей с менее развитыми способностями. Да и сама структура обучения и воспитания детей разных уровней развития должна быть не только дифференцированной, но и единой.
Список литературы
Ахутина Т.В., Бабаева Ю.Д., Егорова А.Ю., Кричевец А.Н. Неравномерность интеллектуального и психомоторного развития одаренных детей // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов.25-28 июня 2003 года:Т.1. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та,2003. – c.23-27
Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Холодная М.А., Шадриков В.Д. Одаренность. Рабочая концепция. – М., 1963. – 312с.
Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1989. – 336с.
Выготский Л.В. Развитие высших психологических функций. – М.: АПН, 1960. – 200с.
Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1964. – 672с.
Лазурский А.Ф. Классификация личностей. – СПб.: 1995. – 339с.
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., 1971. – 560с.
Матюшкин А.М. Загадка одаренности. – М., 1993. – 170с.
Моляко В.А Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. – № 5 – 1994.– С86-95.
Мартынов С. Хочу, чтобы мой ребенок был вундеркиндом. // Дошкольное воспитание. – № 8. – 1994. – с. 77–80.
Одаренные дети. / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991. – 289с.
Савенков А. И. Одаренный ребенок дома и в школе.- Екатеринбург: У-Фактория, 2004-272с.
Савенков А.И. Путь к одаренности. – СПб, 2004. – 340с.
Современная начальная школа: Информационно-методические письма Министерства образования РФ по организации обучения и воспитания в начальной школе. / Авт.-сост. И. А. Петрова и др. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 287с.










2

1.Ахутина Т.В., Бабаева Ю.Д., Егорова А.Ю., Кричевец А.Н. Неравномерность интеллектуального и психомоторного развития одаренных детей // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов.25-28 июня 2003 года:Т.1. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та,2003. – c.23-27
2.Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Холодная М.А., Шадриков В.Д. Одаренность. Рабочая концепция. – М., 1963. – 312с.
3.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1989. – 336с.
4.Выготский Л.В. Развитие высших психологических функций. – М.: АПН, 1960. – 200с.
5.Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1964. – 672с.
6.Лазурский А.Ф. Классификация личностей. – СПб.: 1995. – 339с.
7.Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., 1971. – 560с.
8.Матюшкин А.М. Загадка одаренности. – М., 1993. – 170с.
9.Моляко В.А Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. – № 5 – 1994.– С86-95.
10.Мартынов С. Хочу, чтобы мой ребенок был вундеркиндом. // Дошкольное воспитание. – № 8. – 1994. – с. 77–80.
11.Одаренные дети. / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991. – 289с.
12.Савенков А. И. Одаренный ребенок дома и в школе.- Екатеринбург: У-Фактория, 2004-272с.
13.Савенков А.И. Путь к одаренности. – СПб, 2004. – 340с.
14.Современная начальная школа: Информационно-методические письма Министерства образования РФ по организации обучения и воспитания в начальной школе. / Авт.-сост. И. А. Петрова и др. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. – 287с.

У нас вы можете заказать