Вам нужен реферат?
Интересует Философия?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Эстетика эпохи Возрождения

  • 18 страниц
  • 11 источников
  • Добавлена 20.05.2010
490 руб. 700 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение
1. Особенности эстетики эпохи Возрождения
2. Развитие эстетической мысли Возрождения
2.1 Эстетика гуманизма
2.2 Эстетика эпикуреизма и неоплатонизма
2.3 Теория искусств
2.4 Натурфилософия
3. Кризис Ренессанса
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Бруно находит в природе стремление к совершенствованию и к развитию, живое и духовное начало. В этом смысле природа в определенных отношениях выступает даже выше искусства. «Искусство во время творчества рассуждает, мыслит». По словам Бруно, природе присущ бессознательный художественный инстинкт. В этом смысле слова она «сама есть внутренний мастер, живое искусство, удивительная способность...».
Данное прославление творческих потенций природы приводит к зарождению материалистического понимания философии творчества и красоты.
Энтузиазм в истолковании Бруно – это любовь к прекрасному и хорошему. Как и неоплатоническая любовь, она раскрывает духовную и телесную красоту. Но в противоположность неоплатоникам, учившим, что красота тела является всего лишь одной из низших ступеней в лестнице красоты, ведущей к красоте души, Бруно делает акцент на телесной красоте.
Значительное место проблемы эстетики занимают в сочинениях известного итальянского философа, одного из основоположников утопического социализма Томмазо Кампанеллы (1568-1639). Он резко выступает против схоластической традиции как в области философии, так и эстетики. Он подвергает критике всяческие авторитеты в области философии, отвергая в равной степени как «мифы Платона», так и «выдумки» Аристотеля. В области эстетики этот свойственный Кампанелле критицизм проявляется, прежде всего, в опровержении традиционного учения о гармонии сфер, в утверждении, что эта гармония не согласуется с данными чувственного познания. В основе эстетического учения Кампанеллы лежит гилозоизм – учение о всеобщей одушевленности природы.
Красота у Кампанеллы заключается не в красивой внешности, а во внутренней целесообразности. Именно поэтому красота относительна. Концепция прекрасного у Кампанеллы не отвергает безобразного в искусстве, а включает его как соотносительный момент красоты. Прекрасное и безобразное – относительные понятия.
В целом эстетика Кампанеллы содержит принципы, выходящие порой за пределы ренессансной эстетики; связи красоты с пользой, с социальными чувствами человека, утверждение относительности прекрасного – все эти положения свидетельствуют о вызревании в эстетике Возрождения новых эстетических принципов.
Видным представителем итальянской натурфилосфии XVI века был Франческо Патрици (1529-1597). Патрици модифицирует платоническую концепцию любви в духе так называемой «филавтии», то есть любви всего сущего к самому себе. У Патрици она получает психологическую и этическую характеристику. Любовь к самому себе и связанное с ней чувство самосохранения лежит в основе всех видов любви. Любовь к ближним порождается любовью к себе и желанием себе блага.
3. Кризис Ренессанса
Расцвет гуманистической культуры и искусства приходится на довольно короткий период европейской истории. Уже в середине XVI века в искусстве Возрождения начинают проявляться серьезные противоречия. Вера в достижение гармонии уступает место ощущению трагических конфликтов.
Прежде всего, утопичным оказался главный тезис Возрождения, полагавшего, что самое идеальное и совершенное внутренне присуще реальности, надо только суметь извлечь и воплотить эти идеалы. В соответствии с этим Возрождение педантично искало неопровержимые компоненты идеального. Бесстрашие в восхождении духа, соединенное с неустанной творческой активностью, рождало поистине невиданные образцы совершенства. Таковы «Сикстинская капелла» Микеланджело, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи и др. Все великое в культуре Возрождения осуществилось как захватывающая мечта, упоительная иллюзия, ожидание лучшего мира.
Реальная жизнь была жестокой и кровавой. Бешеные успехи ростовщичества и интриги, которые плелись вокруг него, провоцировали заказные убийства; в политической жизни действовал подкуп, враждующие кланы не стеснялись в средствах; о доносах друг на друга (в том числе и самих художников) не приходится и говорить. Все это была реальная почва жизни; ее «нестыковка» с творческим воодушевлением была не просто обычной несоизмеримостью желаний и возможностей. Глобальные установки Возрождения были заведомо утопичны, рисовали мир совсем не его красками.
Недолговечность Ренессанса была сопряжена с сочиненностью и недолговечностью самих ренессансных идеалов. С одной стороны, творчество Возрождения полно праздничности, равновесия, открытости, соразмерности, а с другой – когда эти качества развиваются до предела, налицо колоссальное духовное и художественное перенапряжение. Возрождение творит с бесконечной уверенностью в том, что нужно и можно стремиться к абсолютному и при том – земному, к божественному и одновременно – человеческому. Эпоха убеждена, что над искомой цельностью несоединимых начал можно трудиться, максимально мобилизуя волевой порыв.
Главное противоречие Ренессанса – противоречие между абсолютностью умозрительного идеала и относительностью реальных возможностей обычного человека. Осуществить идеал нельзя, потому что это означало бы превзойти идеал и лишить его идеальности. Идеал можно выразить, но нельзя остановить. Как и бесконечность в математике, идеал не может быть исчерпан в конечном результате, а ведь именно к этому бесстрашно шла художественная практика титанов Возрождения.
Таким образом, нарастание тенденций кризиса обнаруживалось в самой внутренней логике развития ренессансной культуры, в ее исходных принципах.
Одним из очень ярких признаков нарастающего падения Ренессанса является то художественное и теоретико-эстетическое направление, которое обычно носит название маньеризма (вторая треть XVI).
Маньеристы на практике и в теории отказываются от ясности, гармоничности и спокойствия искусства зрелого Ренессанса. Его идеализированному «реализму», опиравшемуся на научные методы изучения природы, они противопоставляют утонченное, стилизованное искусство, питающееся достаточно холодной, но часто изощренной фантазией художника, тонким эстетизмом. Главными эстетическими идеалами маньеристов становятся искусственность, утонченность или изощренность формы, изысканность цвета. Напряженность форм, духовное смятение, экзальтированная религиозность – основные характеристики художественного мышления маньеризма, приведшего к искусству барокко в XVII в.



Заключение
Таким образом, в работе были рассмотрены основные особенности эстетики эпохи Возрождения.
Эстетические воззрения данной эпохи выражалась в стремлении к духовному, нравственному и общественному обновлению человека и человечества на путях обращения к наследию как христианской, так и языческой античности. Эстетика Возрождения антропоцентрична, ее главные творческие усилия направлены на изучение феномена человека, какую бы трактовку он ни получал в различных богословских, этических, хозяйственных, политических, социальных и эстетических учениях эпохи. Систему духовных ценностей и миросозерцание, сложившиеся в ренессансную эпоху и ориентированные на человека, принято именовать гуманизмом.
Эстетика Ренессанса развивалась в русле основных философских течений эпохи: эпикуреизма, неоплатонизма. В эту эпоху существовала довольно разнообразная философская эстетика, точно так же как и существовала так называемая практическая эстетика, то есть эстетика, связанная с теорией искусства.
Эстетика Ренессанса сформулировала многие теоретические принципы, которые не утратили значения вплоть до современности. Среди них – идеал «универсальной» человеческой личности, представление об универсальных возможностях человеческого познания, принцип единства художественной теории и практики.
Эстетика Ренессанса сформулировала многие теоретические принципы, которые не утратили значения вплоть до наших дней. Среди них – идеал «универсальной» человеческой личности, представление о безграничных возможностях человеческого познания, принцип единства художественной теории и практики, понимание реализма как метода творчества.
И сегодня, изучая пути развития современной художественной культуры, мы постоянно обращаемся к богатому наследию эстетической мысли эпохи Возрождения.
Список литературы
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М.: РГГУ, 1995. – 446 с.
Бернсон Б. Живописцы итальянского Возрождения. М.: Искусство, 1967. – 436 с.
Бычков В.В. Эстетика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. – 556 с.
Дедюлина М.А. Эстетика. Таганрог: ТРТУ, 2004. – 136 с.
История зарубежного искусства / Под. ред. Н.Л. Мальцевой, М.Т. Кузьнецовой. - М.: Изобразительное искусство. - 1980. - 472 с.
История эстетической мысли. В 6-ти т. Т. 2. Среневековый Восток. Европа XV-XVIII веков. - М.: Искусство, 1985. – 456 с.
Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 434 с.
Лосев Н.Фю Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1998. – 752 с.
Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. – М.: Высш. шк., 1984.– 336 с.
Эстетика Ренессанса: Антология. В 2-х т. Т.1 / Сост. Шестаков В.П. - М.: Искусство, 1980. - 495 с.
Эстетика Ренессанса: Антология. В 2-х т. Т.2 / Сост. Шестаков В.П. - М.: Искусство, 1980. - 639 с.















19

1.Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М.: РГГУ, 1995. – 446 с.
2.Бернсон Б. Живописцы итальянского Возрождения. М.: Искусство, 1967. – 436 с.
3.Бычков В.В. Эстетика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. – 556 с.
4.Дедюлина М.А. Эстетика. Таганрог: ТРТУ, 2004. – 136 с.
5.История зарубежного искусства / Под. ред. Н.Л. Мальцевой, М.Т. Кузьнецовой. - М.: Изобразительное искусство. - 1980. - 472 с.
6.История эстетической мысли. В 6-ти т. Т. 2. Среневековый Восток. Ев-ропа XV-XVIII веков. - М.: Искусство, 1985. – 456 с.
7.Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 434 с.
8.Лосев Н.Фю Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1998. – 752 с.
9.Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. – М.: Высш. шк., 1984.– 336 с.
10.Эстетика Ренессанса: Антология. В 2-х т. Т.1 / Сост. Шестаков В.П. - М.: Искусство, 1980. - 495 с.
11.Эстетика Ренессанса: Антология. В 2-х т. Т.2 / Сост. Шестаков В.П. - М.: Искусство, 1980. - 639 с.


У нас вы можете заказать