Проблема взаимоотношения человека и природы в античной философии.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 1616 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 09.10.2010
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………3
1.Понятие бытия. Основные атрибуты природного бытия…………………………………………………………5
2.Особенности античной философии……………………...9
3.Главные идеи античной философии об осмыслении мира и человека…………………………………………..11
Заключение……………………………………………………13
Список литературы………………………………………….16
Фрагмент для ознакомления

д., так как все, непрерывно изменяясь, обновляется, то нельзя дважды вступить в одну и ту же реку: на входящего во второй раз текут уже новые воды. Всеобщность изменения и переход каждого свойства в свою противоположность делают все качества и оценки их относительными. В основе познания лежат ощущения.
Иное понимание бытия обнаруживается у Платона, для которого мир чувственных вещей порождается миром «чистых идей». Каждая чувственная вещь имеет свою цель - идею, каждая из вещей является лишь моделью этой идеи. Идеи для Платона и есть сущий род бытия. Они есть «истинное бытие» [10, c. 365].
Таким образом, в древнем мире, как правило, считалось, что природа (космос) есть бытие упорядоченное, организованное и конечное.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если мы хотим жить в гармоничной среде, то гармония человека и природы, согласование общественного развития с естественными, природными законами, коэволюция (ко-вместе, эволюция – развитие), совместное, согласованное развитие общества и природы – единственный выход из сложившегося цивилизованного положения дел.
Современному миру нужно учиться у античного мира трепетному отношению человека к природе, когда человек существовал мирно и гармонично, вместе с ней и у него не возникало даже желания стать над природой и покорить ее.
В современной философии одной из господствующих интерпретаций экологических проблем является этический аспект отношения человека к природе. Более того, возникло целое направление, которое получило название экологической этики.
Английский ученый Д. Блэк считает, что «состояние экологического кризиса есть плата за современный мир комфорта». Его же соотечественник, известный естествоиспытатель Дж. Хаксли, утверждает, что «усложнение глобальной экологической ситуации возникает в результате того, что люди, переселяясь в большие города, разрывают традиционные связи с природой, утрачивая тем самым этические и эстетические ценности по отношению ко всему живому».
В конце своего исследования приведу яркий отрывок из «Экологического манифеста» известного отечественного эколога Н. Ф. Реймерса:
«Мы создавали себе богов и идолов, уходили от языческого почитания сил Земли. В конце этого пути мы преклонили колена перед истуканом техники, не заметив, что уже не прежняя, а измененная природа довлеет над нами. Брошенный нами бумеранг возвращается. Мы сами занесли меч над собственной головой.
Миллион транзисторов не заменит куска хлеба голодному, миллиард телевизоров не спасет от жажды, триллион автомашин не даст глотка воздуха задыхающемуся. Умереть под горой технических побрякушек – удел лишь жадных глупцов.
Выбрасывать 98 процентов используемого природного вещества и потреблять из него не более двух – не лучшая стратегия развития.
Если химия умеет все, то прежде всего убивать. Пестициды уничтожают не только «вредителей». Они угрожают всему живому на земле и прежде всего человеку…
Шум – враг номер один. Он – физический наркотик, калечит тело и душу. Тишина нужна миру.
Радиоволны несут одну информацию и разрушают другую – генетическую. Они способны уничтожить банк данных жизни. Им место лишь в закрытых каналах связи.
Мировая свалка и сточная яма – Океан – уже задыхается от грязи, теряет способность к самоочищению…
Артерии планеты – реки – не должны выступать склеротическими тромбами. Вода – кровь Земли – должна течь в них хрустальными струями, а не гнить в грязных клоаках.
Почва – кожа Земли. Эрозия ее разрушает, химия травит, свалки душат. Без почвы нет и не будет процветания.
Без «братьев наших меньших» мы не можем существовать. В унылом мире одних клопов и тараканов человек обречен на гибель. Сеть жизни едина, и он ее звено.
Лишь естественная, чистая пища – залог крепкого здоровья.
Вместимость космического корабля «Земля» не бесконечна. Нужно трезво думать, как накормить, напоить, где поселить и где дать отдохнуть каждому гражданину Земли…
Уход в Космос – горячечный бред технократа. Счастье на Земле не заменят космические странствия. Землеотступников ждет неминуемая гибель: Земля во Вселенной только одна, и лишь на ней может жить человек…»
К этим словам стоит прислушаться.



























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аблеев С.Р. Основы философии: Вводный курс: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С.Р. Аблеев. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 264 с.
Анищенко А.И. Структура общественного сознания / А.И. Анищенко. – М.: Высшая школа, 1978. – 88 с.
Введение в философию в 2-х частях. - М.: Наука, 1994. Ч.2. – 639 с.
Головченко Н.И. Философия (онтология и гносеология): Учебно-методическое пособие / Н.И. Головченко. – Казань: Казанский филиал Челябинского танкового института, 2002. – 107 с.
Дубровский Д.И. Проблема идеального / Д.И. Дубровский. - М.: Высшая школа, 1988. – 256 с.
Спиркин А.Г. Основы философии / А.Г. Спиркин. - М.: Просвещение, 1993. – 592 с.
Рычков А.К. Философия: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А.К. Рычков, Б.Л. Яшин. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 384 с.
Уткин В.Е. Философия: материалы для сдачи экзамена (кандидатский минимум) / В.Е. Уткин. – Казань: Казанский филиал Челябинского танкового института, 2002. – 152 с.
Философия: учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2002. – 573 с.
Философский словарь. – Москва: Изд-во политической литературы, 1991. – 589 с.













15

1.Аблеев С.Р. Основы философии: Вводный курс: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С.Р. Аблеев. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 264 с.
2.Анищенко А.И. Структура общественного сознания / А.И. Анищенко. – М.: Высшая школа, 1978. – 88 с.
3.Введение в философию в 2-х частях. - М.: Наука, 1994. Ч.2. – 639 с.
4.Головченко Н.И. Философия (онтология и гносеология): Учебно-методическое пособие / Н.И. Головченко. – Казань: Казанский филиал Челябинского танкового института, 2002. – 107 с.
5.Дубровский Д.И. Проблема идеального / Д.И. Дубровский. - М.: Высшая школа, 1988. – 256 с.
6.Спиркин А.Г. Основы философии / А.Г. Спиркин. - М.: Просвещение, 1993. – 592 с.
7.Рычков А.К. Философия: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А.К. Рычков, Б.Л. Яшин. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 384 с.
8.Уткин В.Е. Философия: материалы для сдачи экзамена (кандидатский минимум) / В.Е. Уткин. – Казань: Казанский филиал Челябинского танкового института, 2002. – 152 с.
9.Философия: учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2002. – 573 с.
10.Философский словарь. – Москва: Изд-во политической литературы, 1991. – 589 с.


Вопрос-ответ:

Какие основные атрибуты природного бытия в античной философии?

В античной философии основными атрибутами природного бытия считались постоянство, изменчивость, гармония и цикличность. Постоянство олицетворяло стабильность и неизменность природы, изменчивость - постоянное преобразование и развитие, гармония - взаимосвязь и баланс, а цикличность - повторение и возвращение.

Какие особенности присущи античной философии в контексте отношения человека и природы?

В античной философии особенно важным было понимание и признание гармоничного соотношения между человеком и природой. Человек воспринимался как часть единой вселенной и в то же время, как носитель разума, способного познавать законы мироздания. Взаимодействие человека и природы рассматривалось не как подчинение или превозмогание, а как гармоничное сосуществование и взаимное включение.

Какие главные идеи античной философии сформировались в отношении осмысления мира и человека?

Главные идеи античной философии об осмыслении мира и человека включают концепции природы, бога, человека и знания. Философы античности стремились осознать гармоничное устройство вселенной и выработать представление о месте человека в ней. Они также задавались вопросами о природе божественного начала и пытались обнаружить смысл жизни и пути к счастью через разумное познание и моральное развитие.

Какое значение имело понятие бытия в античной философии?

В античной философии понятие бытия имело особое значение. Оно отражало всеобъемлющую реальность и основу всего сущего. Бытие считалось первоначалом, из которого происходят все объекты и явления.

Какие атрибуты природного бытия выделялись в античной философии?

В античной философии выделялись основные атрибуты природного бытия: бесконечность, изменчивость, гармония и единство. Бесконечность отражала бесконечное разнообразие форм и проявлений природы, изменчивость указывала на постоянные изменения в мире, гармония представляла равновесие и согласованность всех элементов мира, а единство означало объединение всех частей мира в единое целое.

Какие особенности отличали античную философию?

Античная философия отличалась несколькими особенностями. Во-первых, она развивалась в городах древней Греции и Рима, где царило высокое развитие культуры и образования. Во-вторых, античная философия была концептуальной и систематической, она стремилась к построению единой философской системы, объясняющей природу и смысл всего сущего. В-третьих, античная философия была тесно связана с этикой и моралью, философам было важно понять и прожить «хорошую жизнь».

Какие главные идеи об осмыслении мира и человека были характерны для античной философии?

В античной философии были несколько главных идей об осмыслении мира и человека. Одной из них была идея о взаимосвязи между человеком и природой, о важности гармонии между ними. Философы призывали человека прислушиваться к природе и следовать ее законам. Другой важной идеей было учение о самопознании и самосовершенствовании. Философы утверждали, что человек может достичь счастья и гармонии только через узнание себя и своих возможностей. Также античная философия выдвигала идеи о справедливости, добродетели и этике как основа для построения счастливого общества и человеческой жизни.

В чем заключается проблема взаимоотношения человека и природы в античной философии?

В античной философии проблема взаимоотношения человека и природы заключается в поиске баланса между человеческими потребностями и природными ресурсами. Философы задавались вопросом о том, как человек должен относиться к природе, чтобы не нарушать ее равновесие и сохранять устойчивость экосистемы.