Вам нужна курсовая работа?
Интересует Социология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Социальная работа с сиротами

  • 44 страницы
  • 13 источников
  • Добавлена 09.10.2010
800 руб. 1 600 руб.
Купить в 1 клик Скачать превью
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

Введение
1. Социальная работа с детьми сиротами
7.1.1. Сиротство как общественное явление на Руси
1.2. Социальные технологии работы с детьми сиротами
1.3.Особенности социальной защиты и социализации воспитанников детских домов
2. Социальная работа с детьми сиротами в г. Санкт-Петербурге
Заключение
Список использованной литературы
Фрагмент для ознакомления

В 2008 году российские граждане усыновили 224 ребенка, иностранные граждане усыновили 339 детей.
Постепенно удельный вес детей, усыновленных российскими гражданами, увеличивается с 21% в 2002 году до 39,7% в 2008 году. Но это значительно меньше, чем в целом по России. Этот показатель по России в 2002 году составлял 50,8 %, в 2007 году –67,7% (по данным Министерства образования и науки РФ).
Устройство детей в приемные семьи. Приемная семья представляет собой форму устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между ООиП и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).
На 31.12.08 в Санкт-Петербурге создано 373 приемных семьи, в которых воспитывается 469 детей (на 31.12.07 – 251 приемная семья и 317 детей, на 01.01.06 – 35 приемных семей и 48 детей). За 2008 год 200 детей, оставшихся без попечения родителей, были переданы на воспитание в приемную семью, в том числе 38 детей переданы в приемную семью из учреждений, подведомственных Комитету по образованию.
Количество приемных семей, по сравнению с 2005 годом, увеличилось в 10,6 раза, количество детей, которые воспитываются в этих семьях, – в 9,8 раза.
Таблица 6.
Численность приемных семей и в них детей по районам Санкт-Петербурга
Численность на 01.01.08 Численность на 01.01.09 приемных семей приемных детей приемных семей приемных детей Фрунзенский 40 44 49 69 Калининский 32 43 47 57 Василеостровский 26 37 43 56 Выборгский 22 33 37 51 Кировский 25 31 31 42 Приморский 18 22 29 39 Адмиралтейский 24 32 25 33 Московский 15 20 26 30 Колпинский 8 9 18 23 Невский 9 11 13 19 Пушкинский 5 8 11 18 Петроградский 6 7 15 16 Красносельский 8 8 10 11 Центральный 6 6 8 9 Петродворцовый 6 8 6 8 Красногвардейский 4 5 4 5 Кронштадтский 1 1 2 3 Курортный 0 0 0 0
Другие формы семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К другим формам семейного воспитания можно отнести детский дом семейного типа. В Кировском районе создан семейный детский дом Барановых «Забота», в котором проживают 8 детей.
В целях обеспечения возможности воспитания ребенка в замещающей семье, в России разрабатывается такая форма, как патронатное воспитание, при которой законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между патронатным воспитателем и ООиП (или его уполномоченным учреждением).
Согласно п. 6 ст. 145 СК РФ и ст. 14 Закона от 24.04.08 № 48-ФЗ возможно установление опеки или попечительства по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ. Однако правового определения терминов приемная и патронатная семья в законодательстве не содержится. Патронат впервые появился в России в 1994 году на базе детского дома №19 Москвы, как экспериментальная площадка Министерства образования РФ по устройству детей в патронатные семьи. В развитых странах, таких, как Англия, США, аналогичная форма устройства детей (так называемая, foster care) позволяет свести к минимуму или вообще упразднить детские дома. Ценность патронатного воспитания состоит в том, что оно позволяет устроить в семью любых детей, в том числе и тех, кто находится в детском доме, несмотря на наличие опекунов и попечителей, например родителей, отбывающих наказание в местах лишения свободы и при этом не лишенных родительских прав. В настоящее время в 43 субъектах РФ действуют законы, поддерживающие патронат (по данным правовой системы Консультант). В Санкт-Петербурге отсутствует подобная форма семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Подбор, учет, подготовка граждан, желающих принять ребенка на воспитание в свои семьи. Важным аспектом деятельности по семейному устройству детей является подбор, учет, психолого-педагогическая и правовая подготовка лиц, желающих принять ребенка в семью.
Согласно Распоряжению Администрации Санкт-Петербурга от 02.04.01 №18-ра «О порядке учета лиц, желающих усыновить детей» и Распоряжению КТСЗН от 13.02.06 №10-р «Об утверждении методических рекомендаций по вопросам организации приемных семей в Санкт-Петербурге», ООиП направляет граждан, желающих усыновить ребенка или желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, в СПб ГУ «Центр помощи семье и детям», осуществляющее бесплатную подготовку граждан по правовым, психологическим и медицинским вопросам. По окончании занятий Центр готовит рекомендации о возможности граждан быть усыновителями. ООиП составляет заключение о возможности быть усыновителям с учетом данных рекомендаций.
СПб ГУ «Центр социальной помощи семье и детям» с 1993 года осуществляет:
консультирование граждан (российских и иностранных) по вопросам устройства детей на воспитание в семью;
подготовку семей, желающих усыновить ребенка или взять под опеку, в приемную семью;
оказание помощи в оформлении пакета документов, необходимых для принятия ребенка на воспитание в семью:
групповые занятия по подготовке кандидатов в усыновители, опекуны, (попечители) приемные родители, которые проводят юрист, психолог, врач-невролог.
Подготовка граждан, желающих взять ребенка на воспитание, в Санкт-Петербурге осуществляется как государственными организациями, так и негосударственными по их инициативе. Деятельность подобных организаций в этом направлении законодательно не регламентирована.
Контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, оставшихся без попечения родителей и их комплексное сопровождение. Задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству (ст. 4 Закона от 24.04.08 № 48-ФЗ) является обеспечение достойного уровня жизни подопечных, обеспечение исполнения опекунами, попечителями и ООиП возложенных на них полномочий. Задачей ООиП в этой связи является надзор за деятельностью опекунов и попечителей по месту жительства подопечных (п. 3 ст. 34 ГК РФ, ст. 7 Закона от 24.04.08 № 48-ФЗ).
В соответствии с п. 2.3. распоряжения Комитета по труду и социальной защите населения от 27.12.07 №141-р орган местного самоуправления при осуществлении деятельности по опеке и попечительству:
осуществляет последующий контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, оставшихся без попечения родителей;
осуществляет надзор за деятельностью опекунов (попечителей), приемных родителей, оказывает помощь в организации медицинского наблюдения, оздоровительного отдыха и трудоустройства опекаемых (подопечных);
проводит не реже двух раз в год контрольные обследования условий содержания, воспитания и образования детей, находящихся под опекой (попечительством), по соблюдению и защите прав и законных интересов опекаемых (подопечных), выполнению обязанностей заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, по обеспечению получения основного общего образования. По результатам обследования составляется акт, содержащий оценку условий содержания, воспитания и образования опекаемого (подопечного), рекомендации и предложения по устранению выявленных недостатков.
Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории России, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.03.00 №275, предусмотрено ежегодное обследование семей в течение первых трех лет после усыновления. По результатам контрольного обследования специалист по охране детства ООиП, посещавший семью, составляет отчет об условиях жизни и воспитания усыновленного ребенка. В отчете должны быть отражены сведения о состоянии здоровья ребенка, обучении, его эмоциональном и поведенческом развитии, навыках самообслуживания, внешнем виде и взаимоотношениях в семье. Несоблюдение данных требований в 2008 году выявлено прокурорами в 3-х случаях, где выходы в адрес по месту жительства усыновленных детей осуществлялись реже, чем раз в год. По данным фактам прокурорами внесены представления.
По информации прокуратуры Санкт-Петербурга, обобщение прокурорско-следственной практики по уголовным делам и материалам, связанным с выявлением, устройством и воспитанием детей, оставшихся без попечения родителей, показало, что за 2007–2008 годы фактов нарушения законодательства о выявлении и устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, а также защите их интересов при передаче на воспитание в семью районными прокурорами не установлено.
Деятельность органов опеки и попечительства. Система ООиП в последние десятилетия подвергалась неоднократным изменениям. С 01.01.08 согласно п. 1 ст. 34 ГК РФ ООиП являются органы исполнительной власти субъекта РФ. Передача полномочий органам государственной власти субъектов РФ фактически означает придание полномочиям по опеке и попечительству государственного статуса.
В Санкт-Петербурге органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи (закон Санкт-Петербурга от 31.10.07 №536-109 «О наделении органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге отдельными государственными полномочиями Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге»).
Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга (КСП) может издавать в пределах своей компетенции нормативные и иные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий и осуществлять контроль за их исполнением, осуществлять контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, согласовывать назначение на должность и освобождение от должности должностных лиц и муниципальных служащих, к должностным обязанностям которых отнесено выполнение отдельных государственных полномочий и т.д. (постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.09.08 №1182).
Санкт-Петербург в декабре 2007 года принял ряд законодательных актов и ряд поправок в законы и иные нормативные акты, регулирующие организацию и порядок деятельности ООиП.
Меры социальной поддержки для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Важной составляющей системы мер по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, их семейному устройству является материальное стимулирование этой деятельности.
Глава 7 Закона от 24.04.08 № 48-ФЗ устанавливает общие гарантии государственной поддержки подопечных, опекунов или попечителей, как со стороны законодательства РФ, так и дополнительные формы поддержки, установленные законодательством субъектов РФ.
Меры социальной поддержки граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, и детей, передаваемых на воспитание в семью:
В соответствии с ФЗ от 19.05.95 №81 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» гражданам, принявшим ребенка на воспитание, производится выплата единовременного пособия. В 2007 году размер указанного пособия составлял 8000 рублей (с 01.01.08 – 8680 руб., с 01.07.08 – 8840,58 руб., с 01.01.09 – 9592,03 руб.). По данным АИС «Электронный социальный регистр населения», за 2008 год данную выплату получили 955 граждан. По разным причинам на 616 детей, принятых на воспитание, пособие не оформлено, граждане не смогли воспользоваться данной мерой государственной поддержки.
При выпуске из учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети получают:
единовременное денежное пособие, размер которого равен трехкратному размеру стипендии, а также единовременную денежную компенсацию на покупку одежды, обуви, мягкого инвентаря и мебели в размере 40 тысяч рублей после окончания образовательных учреждений или учреждений начального, среднего и высшего профессионального обучения, а также, в случае трудоустройства сразу после выпуска из сиротского учреждения;
при поступлении в образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования выдается комплект новой сезонной одежды и обуви, а также единовременное денежное пособие в размере 4 тысяч рублей;
право зачисления на подготовительные курсы в учреждения среднего и высшего профессионального образования на бесплатной основе;
право на второе бесплатное начальное профессиональное образование в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга;
полное государственное обеспечение при обучении во всех типах государственных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования всех типов, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга;
повышенную стипендию (на 50%) при обучении в образовательных учреждениях, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга;
заработную плату, начисленную в период производственного обучения и производственной практики, в размере 100% при обучении в образовательных учреждениях, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга;
ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехкратной стипендии при обучении во всех типах государственных учреждений.


Заключение

Рассмотренные социальные технологии являются наиболее распространёнными и употребительными в деятельности организаций и учреждений, работающих в сфере социальной защиты, поддержки и помощи.
Использование таких технологий основано на системе традиционных представлений об объектах общественного попечения и заботы. Их системное применение на практике в условиях современного общества предполагает опору на новейшие научные знания о социальных процессах и позволяет государству и обществу, при наличии соответствующего стремления, действительно решать проблемы, с которыми сталкиваются сегодня наиболее уязвимые в социальном отношении слои населения.
Вместе с тем, существующая сегодня система социальной работы с такими группами населения как пожилые люди, дети, инвалиды, малоимущие и т.п., должна стать основанием для последующего развития этого вида деятельности. Основными направлениями такого развития являются: совершенствование финансовых, экономических и организационных основ социальной работы, формирование новых средств и способов её реализации, подготовка соответствующих кадров, дальнейшее развитие социального знания. Это позволит обществу и государству создать наиболее адекватную социально-экономическим и социально-политическим реалиям систему социальной защиты населения, своевременно реагировать на изменения социального климата в обществе и эффективно решать те проблемы, с которыми сталкиваются различные общественные группы в процессе своей жизнедеятельности.
Для решения этих задач необходимы совместные усилия государственных структур и организаций, общественных объединений, научного и педагогического сообщества.
В РФ функционируют дома обслуживания: детей – ивалидов, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей. Их право на образование реализуется в ходе учебно-воспитательного процесса, осуществляемого по специальным программам для инвалидов и умственно-отсталых детей. Творческая реабилитация детей проводится на занятиях кружков и секций, клубов по интересам.
В ходе исследования, автор пришел к следующим теоретическими выводам:
Основной целью деятельности организаций в системе социальной защиты населения является установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы, призванной обеспечить нуждающихся в помощи людей жизненными благами, нормализовать социально-психологические отношения между ними и обществом
Современная социальная работа в России до сих пор находится в состоянии развития, являясь при этом одним из самых перспективных видов деятельности ввиду того, что в настоящее время она востребована нашим обществом.
Практические рекомендации автора: для оптимизации социальной работы с детьми сиротами необходимо формирование определенных программ, который будут охватывать весь спектр проблем и особенностей конкретного ребенка.

Список использованной литературы

Нормативные акты
Декларация прав и свобод человека. // утв. Постановлением ВС РФ от 22.11.1991. - №1920-1.
Конституция РФ. // Первоначальный текст: Российская газета 1993. – 25 декабря; С изменениями и дополнениями – М., 2009.
Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Утверждено постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676.
Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Утверждено постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 867 // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1998. - № 4. - С. 80 - 87.
Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. № 240; поправки от 08.01.1997 г.
Научная и учебная литература
Бетурлакин В. В. Профессиональная социальная работа: состояние и перспективы // Вопросы научной теории и социальной практики: сб. науч. статей. - Вып. 3. - БИТТУ СГТУ - Саратов: Наука, 2007. - С. 63-69.
Костина Е.Ю. История социальной работы. Издательство Дальневосточного университета 2004. ВЛАДИВОСТОК -2003 г. 110 с.
Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с.
Локонова Ю.М. Профессиональное развитие кадров системы социальной защиты населения РФ: Автореф. дис. …канд. социолог. наук. М., 2005.
Павлюк П.Д. Теория, история и методика социальной работы – М., 2009.
Павлюк П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения. – М., 2009.
Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях: Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних. - М., 1996.
Технологии социальной работы. Учебник под ред. Е.И. Холостовой. – М., 2005. 400 с.
Теория социальной работы. // Под общ. Ред. Кузиной И.Г. – Владивосток: ДВГТУ, 2006.
Технологии социальной работы. // Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Владос, 2002.
Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми – М., 2008
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Академия, 2004. С. 8.
Санкт-Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям "Региональный центр "Семья". 2008 год. АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ О ПОЛОЖЕНИИ ДЕТЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. Центр СЕМЬЯ. ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. http://www.homekid.ru/kidscience/kid2008part9.htm.

Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами – М., 2007.
Теория социальной работы. // Под общ. Ред. Кузиной И.Г. – Владивосток: ДВГТУ, 2006.

Костина Е.Ю. История социальной работы. Издательство Дальневосточного университета 2004. ВЛАДИВОСТОК -2003 г. 110 с.

Костина Е.Ю. История социальной работы. Издательство Дальневосточного университета 2004. ВЛАДИВОСТОК -2003 г. 110 с.
Костина Е.Ю. История социальной работы. Издательство Дальневосточного университета 2004. ВЛАДИВОСТОК -2003 г. 110 с.
Костина Е.Ю. История социальной работы. Издательство Дальневосточного университета 2004. ВЛАДИВОСТОК -2003 г. 110 с.
Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с.

Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с.

Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с.
Санкт-Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям "Региональный центр "Семья". 2008 год. АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ О ПОЛОЖЕНИИ ДЕТЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. Центр СЕМЬЯ. ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. http://www.homekid.ru/kidscience/kid2008part9.htm.













2

Нормативные акты
1.Декларация прав и свобод человека. // утв. Постановлением ВС РФ от 22.11.1991. - №1920-1.
2.Конституция РФ. // Первоначальный текст: Российская газета 1993. – 25 декабря; С изменениями и дополнениями – М., 2009.
3.Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Утверждено постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676.
4.Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Утверждено постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 867 // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1998. - № 4. - С. 80 - 87.
5. Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. № 240; поправки от 08.01.1997 г.
Научная и учебная литература
1.Бетурлакин В. В. Профессиональная социальная работа: состояние и перспективы // Вопросы научной теории и социальной практики: сб. науч. статей. - Вып. 3. - БИТТУ СГТУ - Саратов: Наука, 2007. - С. 63-69.
2.Костина Е.Ю. История социальной работы. Издательство Дальневосточного университета 2004. ВЛАДИВОСТОК -2003 г. 110 с.
3.Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с.
4.Локонова Ю.М. Профессиональное развитие кадров системы социальной защиты населения РФ: Автореф. дис. …канд. социолог. наук. М., 2005.
5.Павлюк П.Д. Теория, история и методика социальной работы – М., 2009.
6.Павлюк П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения. – М., 2009.
7.Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях: Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних. - М., 1996.
8.Технологии социальной работы. Учебник под ред. Е.И. Холостовой. – М., 2005. 400 с.
9.Теория социальной работы. // Под общ. Ред. Кузиной И.Г. – Владивосток: ДВГТУ, 2006.
10.Технологии социальной работы. // Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Владос, 2002.
11.Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми – М., 2008
12.Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Академия, 2004. С. 8.
13.Санкт-Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям "Региональный центр "Семья" . 2008 год. АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ О ПОЛОЖЕНИИ ДЕТЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. Центр СЕМЬЯ. ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. http://www.homekid.ru/kidscience/kid2008part9.htm.

У нас вы можете заказать