Заказать оригинальную работу
Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Методика и техника работы социального педагога с молодежными организациями и детскими движениями

  • 27 страниц
  • 15 источников
  • Добавлена 15.12.2008
282 руб. 940 руб.
Купить в 1 клик Скачать превью
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

Введение
Глава 1. Молодежные организации и детские движения как объект социально-педагогической деятельности
1.1. Особенности молодежных организаций и детских движений
1.2. Содержание деятельности социального педагога с молодежными организациями и детскими объединениями
Глава 2. Технология и методики социально-педагогической деятельности с молодежными организациями и детскими движениями
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Рекомендуемое время — 15 минут. Обязательное условие — грамотный ведущий, лаконично и доходчиво объясняющий условия.
Основная фаза. Свободное высказывание идей. Рекомендуемое время — 1 час. Обязательные условия — активная позиция ведущего, который, не подавляя участников, стимулирует их активность; присутствие наблюдателя, фиксирующего все идеи и высказывания участников.
Заключительная фаза. Подведение итогов. Собранные идеи передаются специалистам, занимающимся данной проблемой, для; отбора наиболее ценных из них. Вариантом завершения брейнсторминга может стать выбор экспертной группы, которая подготовить обзор высказанных идей и сформулирует окончательное решение.
Синектика — своеобразная модель групповой творческой деятельности, предусматривающая семь основных шагов:
Первоначальная постановка проблемы.
Анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации компетентным лицом (педагог, подготовленный член группы, специально приглашенное лицо).
Выяснение возможностей решения проблемы. Члены группы предлагают всевозможные пути решения проблемы. Педагог и эксперт при этом подробно комментируют их предложения, поясняя, почему они не подходят, хотя случайное решение проблемы путем удачных догадок в принципе возможно уже на этой ступени.
Переформулирование проблемы. Каждый член группы работает самостоятельно, исходя из собственного понимания.
Совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы (первоначальная формулировка временно откладывается). поиску ярких, образных, метафорических аналогий для заложенных в проблемной ситуации явлений. Этот этап — ключевой для синектики. Используются личностные, символические и фантастические аналогии («Представь, что бы ты ощущал, если бы сам был пораженной алкоголем печенью?»).
Подгонка намеченных группой подходов к решению проблемы или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы.
Групповая дискуссия. Дискуссия — целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истины, причем все участники — каждый по-своему — участвуют в организации этого обмена.
На первых порах вовлечения группы в дискуссию усилия педагога сосредоточены на формировании дискуссионных процедур. В дальнейшем в центре внимания оказывается не только выявление различных точек зрения, позиций, способов аргументации, их соотнесение и составление более объемного и многопланового видения явлений, но также сопоставление интерпретаций сложных явлений, выход за пределы непосредственно данной ситуации, поиск личностных смыслов.
Дискуссия всегда решает задачи двух уровней: задачи конкретно-содержательного плана и задачи организации и взаимодействия в группе. В основе дискуссии лежит совместно распределенная деятельность.
Виды дискуссий: с педагогом в роли ведущего; с одним из членов группы в роли ведущего; без ведущего (самоорганизующаяся).
В педагогическом опыте получили распространение следующие формы дискуссии.
«Круглый стол» — беседа, в которой на равных участвует небольшая группа (обычно около пяти человек). Обмен мнениями происходит как между ними, так и с аудиторией (остальной частью группы).
«Заседание экспертной группы» («панельная дискуссия») предполагает выделение экспертной группы в составе 4—6 участников с заранее назначенным председателем. Вначале обсуждается намеченная проблема всеми экспертами, а затем они излагают свои позиции присутствующим. При этом каждый участник выступает с коротким сообщением.
«Форум» — обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы», в ходе которого группа участников вступает в обмен мнениями с аудиторией.
«Симпозиум» — более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории. на основе заранее представителей двух противостоящих, соперничающих групп, и их опровержений. Вариантом дебатов являются так называемые британские дебаты, воспроизводящие процедуру обсуждения вопросов в британском парламенте: обсуждение начинается с выступления представителей сторон, после чего трибуна предоставляется для вопросов и комментариев участников поочередно от каждой стороны.
«Судебное заседание» — обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).
«Техника аквариума» — особый вариант организации коллективного взаимодействия, применяется при работе с материалом, содержание которого связано с противоречивыми подходами, конфликтами, разногласиями. Ход процедуры:
педагог ставит проблему;
педагог определяет подгруппы, которые обычно располагаются по кругу;
педагог либо участники каждой из подгрупп выбирают человека, который будет представлять позиции подгруппы всему классу;
подгруппам дается время, обычно небольшое, для обсуждения проблем и определения общей точки зрения;
педагог просит представителей подгрупп собраться в центре, чтобы высказать и отстоять позицию своей подгруппы в соответствии с полученными от нее указаниями. Кроме представителей, никто не имеет права высказаться, однако участникам подгрупп разрешается передавать им указания записками; педагог может разрешить представителям, равно как и подгруппам, взять тайм-аут для консультаций;
«аквариумное» обсуждение проблемы между представителями подгрупп заканчивается либо по истечении заранее установленного времени, либо после достижения решения;
после такого обсуждения проводится его критический разбор всеми участниками.
В практике в качестве наиболее эффективного способа организации дискуссии используется разделение группы на подгруппы и последующая организация общения малых групп. В каждой из них между участниками распределяются основные роли-функции:
«ведущий» (организатор) — организовывает обсуждение проблемы, вовлекая в него всех членов группы;
«аналитик» — задает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергая сомнению высказываемые идеи, формулировки;
«протоколист» — фиксирует все, что относится к решению проблемы; после окончания первичного обсуждения именно оно обычно выступает перед собравшимися, чтобы представить мнение, позицию своей группы;
«наблюдатель» — оценивает участие каждого члена группы на основе заданных критериев.
Порядок работы собравшихся: постановка проблемы; разбивка участников на группы, распределение ролей в малых группах, пояснения педагога о том, каково ожидаемое участие учащихся дискуссии; обсуждение проблем в малых группах; представление результатов обсуждения перед всеми собравшимися; продолжение обсуждения и подведение итогов.
Ориентиры для социального педагога в выборе темы: соответствие темы социально-педагогическим задачам; значение и своевременность, значимость для всех членов группы; подготовленность самого педагога; достаточная зрелость членов группы для понимания и подробного изучения темы; отсутствие у них чрез мерной эмоциональной напряженности, связанной с данной проблемой.
Социальный педагог не должен допускать какого бы то ни было открытого или косвенного давления на участников группы; ему следует приучать их к самостоятельности суждений, дать им возможность самим прийти к решению проблемы.
Правила ведения дискуссии: выступления должны проходит организованно, каждый участник может выступать только с разрешения председательствующего (ведущего); повторные выступления могут быть только отсроченными; недопустима перепал между участниками; каждое высказывание должно быть подкреплено фактами; в обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться; каждое высказывание, позиция должны быть внимательно рассмотрены; в ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т. п.
Подведем итоги главы:
В своей деятельности социальный педагог использует приемы организации групповой деятельности. Наиболее популярной технологией, которая может быть использована и в практике социально-педагогической деятельности, является технология коллективно-творческой деятельности, построенная на взаимодействии детей в малых группах.
В работе приведены лишь отдельные методики организации групповой деятельности. В арсенале социального педагога должны накапливаться подобные технологические сценарии, что обеспечит грамотность и четкость деятельности в конкретной ситуации, создаст условия для творческого преобразования собственной практики.
Заключение

Сегодня актуальна нехватка различных секций и клубов, разнообразных трудовых, туристических и краеведческих отрядов. То есть в настоящее время мало занято в организационном плане внеучебное время школьника. Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями. Социальный педагог не похож на школьного учителя или другого работника школьного образования. Социальная педагогика имеет свои цели, содержание, структуру. Ее место действия — не только школа, семья, двор, но в целом социум или микросоциум. Объектами педагогического влияния становятся не только школьник, его семья, но большие группы людей, часто разновозрастные объединения, т.е. клубы, секции, отряды. В таких объединениях все держится на добровольности, свободе, самодеятельности.
Педагогическая поддержка социальных инициатив детей и взрослых, создание условий для их самостоятельного выбора, его стимулирования, развития готовности и способности действовать на основе постоянного творческого поиска и умения выходить из ситуации выбора без стресса в современных условиях являются насущной задачей в воспитательной работе образовательных учреждений, испытывающих дефицит новых форм и методик.
Под социальной инициативой понимается деятельность, направленная на преобразование социокультурной среды в интересах гармонизации социального поля ребенка, учитывающая историко-культурный опыт и современное состояние теории и практики социально-педагогической работы, порождающая новое содержание, методы, формы и технологии работы с детьми, молодежью, семьями, общинами, эксклюзивными группами населения, обществом.
Основной целью деятельности социального педагога в плане поддержки социальных инициатив детей и взрослых является гражданское становление детей, их духовно-нравственное воспитание через создание в образовательном учреждении, на его базе или в микрорайоне интегративной, межведомственной модели педагогической поддержки детско-молодежных общественных движений.
Список литературы

Башкатов И. П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. - М., 2000.
Дети ради детей: Программа социальной защиты детей в деятельности детских организаций. — М., 1996.
Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. — М., 1995.
Василькова Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций. - М.: Академия, 2006. - 269 с.
Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М., 2001.
Дейч Б.А. Социальная педагогика и дополнительное образование: учебное пособие. - Новосибирск: НГПУ, 2005.  -  120 с.
Загвязинский В.И., Зайцев М.П. и др. Основы социальной педагогики.-М., 2002.- с. 79
Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику.- М., 2004.- с. 83
Пель B.C. К истории создания и развития системы дополнительного образования в российской воспитательной системе./ Проблемы педагогического образования: сб. науч.\ст.-М., 1999.С. 50
Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Справочник социального педагога: Защита детства в Российской Федерации. – М.: Феникс, 2005. – 474 с.
Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.
Сластенин В.А. и др. Педагогика - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
Словарь по социальной педагогике / Автор-составитель Мардахаев Л.В. - М.: Академия, 2002. - 388 с.
Шульга И.И. Подготовка социальных педагогов–аниматоров для детских оздоровительных лагерей в педагогическом вузе.//Содержание летнего отдыха детей и региональная социальная политика: Материалы межрегиональной научно-практической конференции.- Новосибирск, 2002.- с. 153




6

1.Башкатов И. П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. - М., 2000.
2.Дети ради детей: Программа социальной защиты детей в деятельно¬сти детских организаций. — М., 1996.
3.Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. — М., 1995.
4.Василькова Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций. - М.: Академия, 2006. - 269 с.
5.Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М., 2001.
6.Дейч Б.А. Социальная педагогика и дополнительное образование: учебное пособие. - Новосибирск: НГПУ, 2005. - 120 с.
7.Загвязинский В.И., Зайцев М.П. и др. Основы социальной педагогики.-М., 2002.- с. 79
8.Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику.- М., 2004.- с. 83
9.Пель B.C. К истории создания и развития системы дополнительного образования в российской воспитательной системе./ Проблемы педагогического образования: сб. науч.\ст.-М., 1999.С. 50
10.Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Справочник социального педагога: Защита детства в Российской Федерации. – М.: Феникс, 2005. – 474 с.
11.Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с.
12.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.
13.Сластенин В.А. и др. Педагогика - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
14.Словарь по социальной педагогике / Автор-составитель Мардахаев Л.В. - М.: Академия, 2002. - 388 с.
15.Шульга И.И. Подготовка социальных педагогов–аниматоров для детских оздоровительных лагерей в педагогическом вузе.//Содержание летнего отдыха детей и региональная социальная политика: Материалы межрегиональной научно-практической конференции.- Новосибирск, 2002.- с. 153

У нас вы можете заказать