Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Методики социально-педагогической работы в педагогическом коллективе

  • 25 страниц
  • 17 источников
  • Добавлена 15.12.2008
282 руб. 940 руб.
Купить в 1 клик Скачать превью
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

Введение
Глава 1. Педагогический коллектив образовательного учреждения как объект деятельности социального педагога
1.1. Социально-психологические особенности педагогической деятельности
1.2. Формы взаимодействия социального педагога и педагогического коллектива
Глава 2. Методики социально-педагогической работы с педагогическим коллективом
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Все они должны быть соответствующим образом адаптированы для учителей, использовались и интерпретировались в рамках концепции их профессионального развития.
Важный момент, на который специально было обращено внимание, - это формирование тренинговых групп. Здесь возможны два подхода: организация "сборных" групп, в которых участвуют педагоги из разных педагогических учреждений, или набор участников из одного коллектива, например, из одной школы.
Естественно, что педагог, участвовавший в тренинге как один представитель от школы, искренне стремился реализовать свой раскрывшийся потенциал. Однако изменения, происшедшие в нем, могут не согласовываться с нормами, ценностями и ролевыми ожиданиями, присущими его "родному" педагогическому коллективу, и в этом случае он будет испытывать определенные затруднения при осуществлении профессионального саморазвития.
Если целая группа педагогов одной школы участвует в психологическом тренинге, то она становилась в своем коллективе своеобразным ядром, инициирующим нововведения, ориентированном на работу в гуманистической парадигме, способном изменить обстановку в школе. Важно добровольное участие учителей в тренинговых занятиях.
Cоциально-психологический тренинг ставил следующие задачи:
представление информации о психологии взаимодействия людей, влиянии психики на соматическую сферу, возможностях улучшения соматического состояния человека за счет улучшения его психологического состояния, его межличностного взаимодействия;
выяснение проблематики каждого члена группы, осознание возможных путей изменения и решения проблем;
освоение (тренинг) новых, более продуктивных стереотипов поведения при решении этих проблем, в результате этого улучшение социального функционирования в коллективе, семье и других микрогруппах.
В целом данная форма социально-психологического тренинга имеет проблемоцентрированную ориентацию с акцентом на прямом решении "здесь и теперь" в круге. Тренинг освоения новых способов поведения в проблемных ситуациях составлял существенную часть занятий. Коллективная переработка достигнутого, как компонент занятия, формировала независимость от обстоятельств [15].
Тренинг может проводится в небольших группах из 12-16 человек в течение 10 дней ежедневно. Основной принцип тренинга - каждый постигает новое только путем собственных активных усилий. Задача ведущего - создать условия, в которых это может получиться. Задача каждого участника - быть активным и в процессе групповых занятий, и в самостоятельной работе.
Продолжительность одного занятия составляла три часа. Каждое занятие разработанного нами тренинга включало в себя следующие элементы:
краткое теоретическое введение, раскрывающее тему занятия;
выявление привычных для участников способов межличностного взаимодействия;
инструктирование по поводу иных возможностей и способов взаимодействия;
экспериментирование с новыми способами взаимодействия в дискуссиях, ролевых играх и психогимнастических упражнениях.
Основными методы работы в тренинге: 1) групповая дискуссия; 2) ролевые игры с предписаниями и свободными ролями; 3) разбор конкретных ситуаций; 4) деловые игры; 6) отработка отдельных умений и навыков в специальных упражнениях; 7) просмотр видеозаписей игр с разбором и обсуждением выявленных аспектов поведения; 8) моделирование конкретных проблем участников тренинга.
Темы для занятий должны быть определены на основании запроса педагогов. На научно-практических семинарах перед началом проведения социально-психологического тренинга учителя, могут указать наиболее трудные в общении ситуации. Даже беглый анализ указанных ситуаций как правило свидетельствует о том, что большое число педагогов имеют невысокую культуру общения, не владеют навыками как делового, так и неформального общения, не способны к осознанию собственных профессиональных и личностных проблем, не уверены в себе, имеют повышенную тревожность, зачастую неконструктивно решают проблемные ситуации, что собственно и побудило нас выбрать следующие темы для тренинговых занятий.
Таким образом, эффективной методикой работы социального педагога с педагогическим коллективом является тренинг. Для каждой группы должна составляться своя программа, содержательные и формальные аспекты которой зависели от целого ряда факторов: конкретных событий, произошедших в последнее время в данном педагогическом учреждении, межличностных особенностей участников группы, их социального статуса, педагогического профиля, уровня общей педагогической культуры, возраста и т.д. Наполнение программы конкретными психотехниками и упражнениями зависело от перечисленных факторов, а также особенностей групповой динамики в данной группе педагогов. Вместе с тем, тренинг имеет достаточно устойчивую обобщенную структуру, включающую обязательные содержательные блоки и процедурные моменты.
Заключение

Главная отличительная особенность педагогического коллектива состоит в специфике профессиональной деятельности, а именно в обучении и воспитании подрастающего поколения. Эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества. [13]
В работе с педагогическим коллективом социальный педагог использует такие методы как беседа; анкетирование; тестирование; тренинг; семинар; индивидуальное консультирование. Эффективной методикой работы социального педагога с педагогическим коллективом является тренинг. Для каждой группы должна составляться своя программа, содержательные и формальные аспекты которой зависели от целого ряда факторов: конкретных событий, произошедших в последнее время в данном педагогическом учреждении, межличностных особенностей участников группы, их социального статуса, педагогического профиля, уровня общей педагогической культуры, возраста и т.д. Наполнение программы конкретными психотехниками и упражнениями зависело от перечисленных факторов, а также особенностей групповой динамики в данной группе педагогов. Вместе с тем, тренинг имеет достаточно устойчивую обобщенную структуру, включающую обязательные содержательные блоки и процедурные моменты. В ходе тренинга у учителей постепенно повышается активность и самостоятельность, отмечалось ослабление психологической напряженности и тревоги, сопровождавшееся повышением спонтанности в эмоциональных реакциях и их высказываниях, снижением самоконтроля, повышением искренности в выражениях чувств. Развитие этих качеств, свойств и приобретенный опыт позволял им освобождаться от комплекса неадекватных психологических защит, приводил к более эффективному взаимодействию в условиях воспитательного процесса и свидетельствовал о "росте" личности педагога. На основании изложенного выше, можно сделать вывод о целесообразности включения активных методов обучения в арсенал методов, используемых социальным педагогом.

Список литературы

Адов А.В. Социально-психологический тренинг как форма обучения общению педагогов и школьников // Сб. тез. 2-й ежегодн. всероссийск. конф. "Практическая психология в школе (цели и средства)". 27-29 сентября 1996. - СПб.: ГП "ИМАТОН", 1997. - С. 21-22.
Александрова Л.М. Развитие эмоциональной экспрессивности у учителей // Сб. тез. 2-й ежегодн. всероссийск. конф. "Практическая психология в школе (цели и средства)". 27-29 сентября 1996. - СПб.: ГП "ИМАТОН", 1997. - С. 3-4.
Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, упражнения, игры. - СПб.: Соц.-психол. центр, 1996. - 379 с.
Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. СПб: Издательство “ Питер”,2000. ( 304 с.
Виноградов П.Н. Личностные особенности учителей и организация психологической поддержки в ситуации профессиональных затруднений // Сб. тез. 2-й ежегодн. всероссийск. конф. "Практическая психология в школе (цели и средства)". 27-29 сентября 1996. - СПб.: ГП "ИМАТОН", 1997. - С. 12.
Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтельев А.И. Психология труда и инженерная психология. М., 2001
Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.
Карвасарский Б.Д. (Общая редакция). Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 752 с.
Маркова А.К. Психология профессилнадизма.-М.,1996
Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта: Моск. псих.-соц. ин-т, 1998. - 200 с.
Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. - М.: Флинта: Моск. псих.-соц. ин-т, 2001. - 192 с.
Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
Смолкин А.М. Методы активного обучения: Научн.-метод. пособие. - М.: Высшая школа, 1991. - 176 с.
Сидоренко Е.В. Опыты реориентационного тренинга. - СПб., 1995. - 249 с.
Филонов Л.Б. Психодиагностические аспекты установления контактов между людьми (методика контактного взаимодействия). - Пущино, 1982.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 2000.




25

1.Адов А.В. Социально-психологический тренинг как форма обучения общению педагогов и школьников // Сб. тез. 2-й ежегодн. всероссийск. конф. "Практическая психология в школе (цели и средства)". 27-29 сентября 1996. - СПб.: ГП "ИМАТОН", 1997. - С. 21-22.
2.Александрова Л.М. Развитие эмоциональной экспрессивности у учителей // Сб. тез. 2-й ежегодн. всероссийск. конф. "Практическая психология в школе (цели и средства)". 27-29 сентября 1996. - СПб.: ГП "ИМАТОН", 1997. - С. 3-4.
3.Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, упражнения, игры. - СПб.: Соц.-психол. центр, 1996. - 379 с.
4.Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. СПб: Издательство “ Питер”,2000. ? 304 с.
5.Виноградов П.Н. Личностные особенности учителей и организация психологической поддержки в ситуации профессиональных затруднений // Сб. тез. 2-й ежегодн. всероссийск. конф. "Практическая психология в школе (цели и средства)". 27-29 сентября 1996. - СПб.: ГП "ИМАТОН", 1997. - С. 12.
6.Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтельев А.И. Психология труда и инженерная психология. М., 2001
7.Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.
8.Карвасарский Б.Д. (Общая редакция). Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 752 с.
9.Маркова А.К. Психология профессилнадизма.-М.,1996
10.Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта: Моск. псих.-соц. ин-т, 1998. - 200 с.
11.Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. - М.: Флинта: Моск. псих.-соц. ин-т, 2001. - 192 с.
12.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
13.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
14.Смолкин А.М. Методы активного обучения: Научн.-метод. пособие. - М.: Высшая школа, 1991. - 176 с.
15.Сидоренко Е.В. Опыты реориентационного тренинга. - СПб., 1995. - 249 с.
16.Филонов Л.Б. Психодиагностические аспекты установления контактов между людьми (методика контактного взаимодействия). - Пущино, 1982.
17.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 2000.

У нас вы можете заказать