Просвещение и наука эпохи Петра I

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Отечества
  • 2020 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 15.12.2009
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Развитие образования и науки
2.Просвещение петровской эпохи
3. Культура и искусство эпохи Петра Великого
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

С 1720 г. Никитин, которым так гордился Петр, стал «гоф-малером» русского царя, писал портреты как самого Петра, так и членов его семьи.
Андрей Матвеев был моложе Никитина. Он происходил из подьячих. Жена Петра I Екатерина как-то приметила мальчика — брата своей прачки — с удивительно каллиграфическим почерком и поручила его обучать. Матвеев делал успехи в рисовании и вместе с другими русскими «пенсионерами» — архитектурными учениками Иваном Коробовым, Иваном Усиновым — он отправился в Голландию, которая славилась не только кораблестроением, но и живописью. Учение портретному мастерству в Голландии было продолжено во Фландрии, в Антверпенской Академии художеств — одной из лучших академий в Европе. Матвеев вскоре стал там лучшим учеником. Он вернулся в Россию, когда Петра уже не было в живых, но всегда помнил: благодаря воле великого царя он, подьяческий сын, стал выдающимся живописцем России.
Гравер Алексей Зубов вышел из семьи иконописца, учился и работал в Москве, в Оружейной палате, потом в Петербурге, куда он приехал уже опытным мастером. Первой его большой работой стала гравюра «Изображение брака Петра I и Екатерины Алексеевны». В 1716 г. он начал работу, которая обессмертила его имя в русском искусстве. Это была серия гравюр «Вид Петербурга» — первая изобразительная «летопись» новой столицы на восьми больших досках с проспектами отдельных его частей и зданий. Гравюры Зубова изящны, глубоки, наполнены жизнью. Благодаря им мы видим великий город в самом начале его истории.
Вместе с Зубовым работали и другие русские мастера. Григорий Мусикийский был мастером редким — он изготавливал миниатюры в технике финифть. Работа была сложнейшая, тонкая. Изготовленные Мусикийским портреты царя предназначались в качестве наград отличившимся в воинских подвигах. Особенно восхищала современников миниатюра «Семейный портрет Петра I» 1717 г. На крошечном квадратном пространстве миниатюры — полноценный парадный портрет царской семьи.
Петр не успел увидеть творений многих художников и архитекторов, которые по его воле учились за границей. Но успехи и прилежание их были известны ему, все это внушало надежду на будущие времена. Ведь в России изменилась вся обстановка, уже возникла хрупкая, но благодатная среда научного и художественного творчества. Созданные Петром школы и академии, верфи и заводы, армия и флот, архитектура, новые обычаи и развлечения требовали в огромном количестве специалистов разных профессий. Стали переводиться и издаваться книги по военному делу, архитектуре, строительству, осаде крепостей, математике, физике, истории. Эти книги стали печататься в новых типографиях, которые стали возникать в России. С января 1703 г. начала выходить первая русская газета «Ведомости».
В 1714 г. в Петербурге была организована библиотека, ставшая впоследствии Библиотекой Академии наук, а также первый русский музей — Кунсткамера. Здание для них начали строить на Васильевском острове. По указу Петра по всей стране разыскивали старинное оружие, рукописи, различные редкости — «кунсты» (заспиртованные уроды, кости и т. д.).
Петровская Россия еще не могла похвастаться выдающимися писателями, но в круг чтения русских людей вошло немало книг светского содержания. Феофан Прокопович сочинял пьесы, речи. Он стал одним из зачинателей русского классицизма, учителем Антиоха Кантемира и Михаила Ломоносова. Особой популярностью среди читателей пользовались оды, орации, канты — сочинения по случаю одержанных побед и знаменитых событий. Из прозы читатели любили анонимные сочинения: «Гисторию о российском матросе Василии Кариотском» и «Историю об Александре, российском дворянине».










Заключение
Реформаторская деятельность Петра Великого коренным образом изменила социальную структуру России, а так же дала новое направление культурному развитию страны. Петр I коренным образом меняет быт и культурные традиции дворянского сословия, социальную структуру всего населения России.
Помимо того, что Петр активно отправлял боярских и дворянских детей в Европу с целью получения образования, он так же становится основателем Российского светского школьного образования. Указом 1701 года в Москве открывается Навигатская школа, где готовили моряков, артиллеристов и инженеров. В 1715 году высшие классы Навигатской школы перевели в Петербург и превратили в Морскую академию. На заводах стали действовать особые горные школы, которые готовили геологов и металлургов.
Помимо образования, Петр стремился привить русскому дворянству и прочим служивым сословиям нормы европейского воспитания. Преобразования в быту происходили наиболее тяжело в среде пожилой части русского населения. Петр требовал от них брить бороды, что на Руси считалось позорным, носить европейское платье, которое они считали тесным и не удобным. Особой раздражение народа вызывали прилюдные наказания за несоблюдение царских указов относительно нововведений в области быта. Одной из причин восстания, начавшегося в Астрахани в 1705 году против царя, было недовольство европейскими нововведениями: «Бороды резаны у нас с мясом и русское платье по базарам и по улицам и по церквям обрезали, от чего учинился плачь..».
Молодежь гораздо быстрее привыкала к нововведениям и старалась во всем им следовать. В 1717 году появляется на свет знаменитое «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению». Это была книга, которая учила молодого человека, как нудно вести себя в обществе. «Зерцало» рисует молодого человека трудолюбивым, старательным в службе, образованным, воспитанным и вежливым. Помимо этого, юноша еще должен быть хорошим оратором, знать иностранные языки, хорошо танцевать, владеть шпагой и быть отличным наездником.
Петр не только создавал в России новое светское общество, но и приучал его к новым развлечением. Согласно указу Петра Новый год в России стали праздновать 1 января. С 1718 года широкое распространение в России получили Ассамблеи – собрания в домах высокопоставленных лиц с различными развлечениями, основным из которых считались танцы. Всего танцевали три танца: менуэт, аглонеза и полька. Обязательным на ассамблее считалось употребление спиртного и курение табака (для мужчин).
Особенно отличительным для петровской эпохи стало то, что на увеселительные мероприятия стали допускаться женщины, точнее Петр требовал их присутствия. Женщины стали одеваться соответственно европейской моде, сопровождать мужей на все важные мероприятия.
В «Зерцале» есть целый раздел для девиц, который называется «Девической чести и добродетели венец». В нем перечислены двадцать добродетелей, которыми должна обладать воспитанная девица. Среди них набожность, богобоязненность, почитание родителей, трудолюбие, приветливость, милосердие, стыдливость и т.д. Статус незамужней девицы определялся по статусу ее отца, замужней – по мужу.
Таким образом, преобразования в области культуры и быта внесли значительные изменения в сферу жизни в первую очередь привилегированных слоев общества, тогда как низшие слои по прежнему продолжали придерживаться традиционных русских обычаев.





Список литературы


Анисимов Е.В. Время Петровских реформ. М., 1989.
Анисимов Е.В. Петр Великий. Рождение империи.//История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России. X - нач. XX века. М., 1991.
Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. М., 1945.
Ключевский В.О. Краткое пособие по курсу Русской истории. М., 1992.
Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. М., 1990.
Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1990.
Петр Великий: воспоминания, дневники, анекдоты. – Спб., 1993.
Россия при царевне Софье и Петре Великом: записки русских людей. – М., 1990.
Россия XVIII века глазами иностранцев. – Л., 1989.
Медушевский А. Реформы Петра Великого в сравнительно – исторической перспективе.//Вестник Высшей школы. 1990., № 2.
Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских людей. М., 1990.
Черкасов П., Чернышевский Д. История Императорской России. М., 1994.



Анисимов Е.В. Время Петровских реформ. М., 1989. с. 197.
Анисимов Е.В. Время Петровских реформ. М., 1989. с. 204.
Анисимов Е.В. Время Петровских реформ. М., 1989. с. 206.
Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. М., 1945. с. 92.
Россия XVIII века глазами иностранцев. – Л., 1989. с. 142.
Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских людей. М., 1990. с. 174.

Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских людей. М., 1990. с. 206.

Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских людей. М., 1990. с. 208.
Россия XVIII века глазами иностранцев. – Л., 1989. с. 179.
Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских людей. М., 1990. с. 228.

Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских людей. М., 1990. с. 254.
Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских людей. М., 1990. с. 262.
Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1990. с. 318.

Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских людей. М., 1990. с. 115.





2

Список литературы


1.Анисимов Е.В. Время Петровских реформ. М., 1989.
2.Анисимов Е.В. Петр Великий. Рождение империи.//История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России. X - нач. XX века. М., 1991.
3.Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. М., 1945.
4.Ключевский В.О. Краткое пособие по курсу Русской истории. М., 1992.
5.Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. М., 1990.
6.Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1990.
7.Петр Великий: воспоминания, дневники, анекдоты. – Спб., 1993.
8.Россия при царевне Софье и Петре Великом: записки русских людей. – М., 1990.
9.Россия XVIII века глазами иностранцев. – Л., 1989.
10.Медушевский А. Реформы Петра Великого в сравнительно – исторической перспективе.//Вестник Высшей школы. 1990., № 2.
11.Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских людей. М., 1990.
12.Черкасов П., Чернышевский Д. История Императорской России. М., 1994.

Вопрос-ответ:

Что можно сказать о развитии образования и науки в эпоху Петра I?

В эпоху Петра I произошло значительное развитие образования и науки. Петр I признавал важность образования для современного государства и предпринял шаги для его развития. Были созданы новые учебные заведения, введены обязательные программы по изучению русского и латинского языков, математики и естественных наук. Также была организована академия наук и многочисленные научные экспедиции.

Какова роль просвещения в эпоху Петра I?

Просвещение играло важную роль в эпоху Петра I. Петр I осознавал, что развитие образования и науки необходимо для прогресса государства. Он призывал к учению и сам был активным сторонником научных исследований. Петр I внедрил в России западные научные и образовательные принципы, что способствовало современному развитию страны.

Какие направления науки были развиты в эпоху Петра I?

В эпоху Петра I были развиты различные направления науки. Были проведены экспедиции и исследования в области астрономии, географии и естественных наук. Были созданы астрономические обсерватории, ботанические сады и музеи. Также была организована академия наук, которая стала центром научных исследований в России.

Каким было культура и искусство в эпоху Петра Великого?

Культура и искусство в эпоху Петра Великого испытали значительное влияние западных тенденций. Петр I признавал важность культуры и искусства для развития государства и активно поддерживал их развитие. Были созданы новые театры, художественные школы и музеи. В эпоху Петра Великого развивались такие виды искусства, как живопись, скульптура и архитектура.

Как развивалось образование и наука в эпоху Петра I?

В эпоху Петра I произошел значительный рывок в развитии образования и науки. Петр I стремился приравнять Россию к развитым западным странам и восстанавливать техническое отставание. В 1701 году была создана первая российская академия наук, Академия наук, которая стала центром научной деятельности. Также были открыты государственные школы, в которых обучались аристократические дети.

Что было особенным в просвещении петровской эпохи?

В просвещении петровской эпохи особенным было то, что Петр I принимал активное участие в просветительских исследованиях и сам знакомился с новыми научными открытиями. Он приглашал иностранных ученых для работы в России и создал Академию наук, где проводились исследования в различных научных областях. Просвещение в эпоху Петра I было направлено на развитие науки и техники в стране.

Какое влияние Петр Великий оказал на культуру и искусство?

Петр Великий оказал значительное влияние на культуру и искусство своей эпохи. Он вводил западные культурные и художественные традиции в Россию, заказывал произведения зарубежным художникам и архитекторам. Под его руководством были построены многие здания, в том числе и Летний сад и Ростов-Великий. Культура и искусство эпохи Петра Великого претерпели значительные изменения и стали более западными и современными.

Какие художники были активны в эпоху Петра I?

В эпоху Петра I активными художниками были Никитин и Матвеев. Никитин был гоф-малером русского царя и писал портреты Петра и его семьи. Матвеев, который поначалу был прачкой Екатерины, обладал удивительно каллиграфическим почерком и был обучен образованной императрицей. Они вместе оказали значительное влияние на культуру и искусство своего времени.

Как развивалось образование и наука в эпоху Петра I?

Образование и наука в эпоху Петра I развивались активно. Петр проводил реформы, которые направлены на модернизацию страны во всех сферах, в том числе и в образовании и науке. Он создал первые российские учебные заведения, такие как Петербургская академия наук и Шляхетный Корпус. Также были организованы зарубежные поездки для молодых русских ученых, где они имели возможность познакомиться с западными методами и достижениями. Все это способствовало развитию науки и образования в России.

Какое значение имело просвещение в эпоху Петра I?

Просвещение имело огромное значение для эпохи Петра I. Он считал, что только образованные и просвещенные люди могут привести к стране прогресс и процветание. Поэтому Петр I активно развивал образование и науку, создавая новые учебные заведения и приглашая известных ученых из-за границы. Он также поддерживал научные исследования и эксперименты, считая, что это помогает стране совершенствоваться и догонять западные державы. Таким образом, просвещение было одной из главных целей Петра I и имело огромное значение для развития России в то время.

Какую роль играли культура и искусство в эпоху Петра Великого?

Культура и искусство играли важную роль в эпоху Петра Великого. Он придавал большое значение развитию культуры и искусства, считая их неотделимой частью прогресса и цивилизации. Петр I приглашал западных художников и архитекторов, чтобы они украшали новые города и строения, такие как Санкт-Петербург и Петропавловская крепость. Он также собирал коллекцию произведений искусства и поддерживал развитие театра и музыки. Все это обогатило культурное наследие России и способствовало развитию искусства в стране.