Вам нужен реферат?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Образ "Я" и защитные механизмы человека.

  • 27 страниц
  • 7 источников
  • Добавлена 21.11.2010
700 руб. 1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение
Глава I. История становления учения о психологических защитах
Глава II. Проблемы типологии механизмов защиты
Глава III. Характеристика основных защитных механизмов
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Например, кто-то по некоторым причинам подавляет свою инициативу и самостоятельность мышления. Однако импульсы к свободному и независимому поведению, тем не менее, концентрируются в его подсознании. В конце концов, удерживаемая психическая энергия становится столь мощной, что вырывается из подсознания, но в искаженной форме. А именно, раскованность поведения и смелость мышления под негативным углом начинают оцениваться и у другого человека (например, сокурсника), у которого они не подавлены. Последний наделяется весьма нелестными характеристиками, такими как «выскочка», «нахал » и им подобными. То же самое можно усмотреть в голословном осуждении субъектом кого-либо в «подхалимстве», «жадности», «меркантильности», «трусости», «эгоизме» и т.д. [7, с. 56]
4) Отрицание – это стремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимися представлениями о себе. Защита проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, уклонении от неё. Это как бы барьер, расположенный прямо на входе воспринимающей системы. Он не допускает туда нежелательную информацию, которая при этом необратимо теряется для человека и не может быть впоследствии восстановлена [2, с. 321]. Таким образом, отрицание приводит к тому, что некоторое содержание ни сразу, ни впоследствии не может дойти до сознания.
При отрицании переориентируется внимание. Его направление меняется так, что человек становится особо невнимательным к сферам жизни и граням событий, которые чреваты для него неприятностями, могут его травмировать. Тем самым он превентивно (с опережением) отгораживается от них. Под влиянием отрицания мы стараемся о чем-то не думать, отогнать мысли об этом. Когда в чём-то никак нельзя признаться себе самому, то наилучшим выходом остается по возможности не заглядывать в этот страшный и тёмный угол. Таким образом, действует, например, страх перед неудачей, когда человек стремится избегать положений, грозящих, по его мнению, поражением. Если уклониться полностью невозможно, поведение может стать парадоксальным, поскольку внимание становится «дырчатым» [3, с. 44].
Известно, в условиях больших катастроф всегда есть определённый процент пострадавших, защитная психическая реакция которых выражается в полном отрицании, казалось бы, вполне очевидных событий. Существует много потрясающих описаний столь «странного» поведения в обстановке землетрясений, наводнений, извержений вулканов и т.п.
Известен и специальный термин «алкогольное отрицание». Содержание этого понятия связывают с некритической оценкой своего состояния, заключающейся в отрицании как заболевания в целом, так и отдельных его симптомов. При этом переживания, связанные с болезнью, блокируются с целью ликвидации конфликта между «Я» и непосредственным опытом [3, с. 45 – 46].
Утверждение «Я верю» обозначает некоторое особое состояние психики, при котором всё, что входит в конфликт с предметом веры, имеет тенденцию не восприниматься. Вера организует такое отношение ко всей поступающей информации, когда, сам того не подозревая, человек подвергает её тщательной предварительной сортировке, отбирая только то, что служит сохранению веры. В отличие от других защитных механизмов, отрицание осуществляет селекцию сведений, а не трансформацию их из неприемлемых в приемлемые.
5) Идентификация – разновидность проекции, связанная с неосознаваемым отождествлением себя с другим человеком, переносом на себя желаемых чувств и качеств. Это возвышение себя до другого путём расширения границы «Я». Идентификация связана с процессом, в котором человек, как бы включив другого в своё «Я», заимствует его мысли, чувства и действия. Вообразив себя на месте модели, т.е. переместив свое «Я» в этом общем пространстве, он может испытать состояние сочувствия, соучастия, симпатии, т.е. почувствовать другого через себя и тем самым глубоко его понять. Фрейд рассматривал идентификацию как самоотождествление человека со значимой личностью, по образцу которой он сознательно или подсознательно старается действовать [3, с. 60].
Идентификация расширяет «Я», включая в него не только конкретных людей, но в отдельных случаях общество в целом и даже весь мир. Тогда человек может пережить идентификацию с «планетарным сознанием», когда Земля воспринимается им как сложный целостный космический организм. Ощущение слияния с миром помогает понять принадлежность «духовного мира» объективной реальности. Возникновение особой формы идентификации – «океанического» чувства отмечал еще Фрейд. Он описал это состояние, как момент переживания полного слияния с природой, вселенной – единения, исключающего все возможные различия между «Я» и остальным миром. В отличие от других форм защиты – это не перемещение внешних границ «Я» или формирование дополнительных границ внутри, а утрата внешних границ. В общем случае граница «Я», помогающая личности ощутить свою нетождественность с остальным миром, смещается и приводит либо к тому, что отвергается то, что принадлежит нам самим, либо к принятию того, что принадлежит другому человеку или миру в целом. В данном случае «Я» и мир неразличимы. Это предельный случай расширения собственных границ.
Развивается идентификация в детских ролевых играх: дочки-матери, пожарники, космонавты и т.д., выступая одним из механизмов самопознания. Она увеличивает способность человека испытывать чувства наслаждения, единства и гармонии путем сопричастности к кому-то. Дети идентифицируются с теми, кого больше любят, кого выше ценят, создавая тем самым основу для самоуважения. С её помощью ребёнок усваивает образцы поведения других, значимых для него людей, т.е. активно социализируется. Идентификация опосредует принятие женской или мужской роли, позиции взрослого, т.е. участвует в формировании «Сверх-Я». Отсюда ясно, как важно, чтобы ребёнок имел возможность общаться с такими взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться, перенося на себя их положительные качества. Тогда он, включая в свой внутренний мир нормы, ценности и установки любимых и уважаемых людей, использует их в дальнейшем как собственные. Из этих заимствованных элементов он формирует свой идеал – внутреннее представление о том, каким он хотел бы стать [2, с. 338].
6) Рационализация – это неосознаваемое искажение истины, оправдание неприемлемого поведения в конфликтной ситуации для сохранения самоуважения. С помощью этого механизма психологической защиты оправдывается недостойное или алогичное поведение. При рационализации люди считают, что у их неудач всегда есть какие-то внешние причины: плохое самочувствие, случайное стечение неблагоприятных обстоятельств, несправедливость окружающих и т.п. В то же время успех всегда является их личной заслугой. Несмотря на то, что при рационализации в рассуждениях человека нарушаются законы логики, она помогает избавиться от неприятных переживаний, посмотреть на вещи в «розовом свете».
Рационализация особенно полезна тогда, когда неприятное событие уже произошло, поскольку в этом случае изменить что-либо уже невозможно. Но нельзя забывать и о том, что, с одной стороны, механизм рационализации помогает избежать лишних травмирующих переживаний и сохранить на должном уровне свою самооценку. А с другой, может примирять нас с поражениями и нашими ошибками настолько, что мы утратим способность на них учиться [7, с. 57 – 58].
7) Сублимация – механизм психологической защиты, направляющий неприемлемые побуждения в позитивную, созидательную или творческую сферы деятельности. При сублимации происходит неосознаваемая замена цели, достижение которой невозможно, другой целью – вполне приемлемой и социально одобряемой. Например, можно предположить действие механизма сублимации в случае с молодым честолюбивым спортсменом, оказавшимся не способным к достижению результатов на уровне профессионального спорта и написавшим несколько художественных произведений об этом спорте и спортсменах. Примерами обращения к творческой деятельности под воздействием сублимации являются многие прекрасные лирические стихотворения о несчастной любви, художественные полотна с аналогичным содержанием, а также песни протеста, сочиненные угнетенными людьми [7, с. 59].
Завершая анализ различных видов защиты, надо подчеркнуть, что не все они уравновешивают человека с сами собой за счёт отвергания, полностью или частично, неприемлемой новой информации. Некоторые из них способствуют включению части этой новой информации в собственную систему ценностей, модифицируют модель мира и, таким образом, исключают возможный конфликт между «хочу» и «могу».
Заключение
Таким образом, психологическая защита – это неосознаваемый механизм психической регуляции, направленный на сохранение целостности Я-образа, предупреждающий расстройства психических структур, оберегающий самооценку личности от чувств тревоги, стыда, вины, гнева в условиях мотивационного конфликта.
Посредством действия механизмов психологической защиты человеку удаётся сохранять привычное мнение о себе, отторгая или искажая информацию, расцениваемую как неблагоприятную и разрушающую первоначальный Я-образ или представления о других людях.
В принципе существует два способа справиться с тревогой. Первый, именуемый совладением, состоит в том, чтобы адекватно осознать свою реакцию на обстоятельства, вызвавшие эмоциональный дискомфорт, тревожные переживания, и реально преодолеть то или иное затруднение, внести изменения в ситуацию (порвать с вредной привычкой, поменять место учебы или работы, прекратить отношения с неприятным человеком и т.д.).
Второй способ справиться с тревогой состоит в бессознательной деформации реальности. Иными словами, путем формирования определённого механизма психологической защиты. Защитное поведение не рационально, поскольку регулируется бессознательной мотивацией. Защитная стратегия может выразиться в возникновении психологической зависимости от кого-либо или, наоборот, в неумеренном отвержении именно данного человека (группы людей), а также в злоупотреблении наркотиками, алкоголем, курением, в переедании и даже в возникновении серьезных соматических заболеваний.
Обращение к психологической защите в разной степени свойственно всем людям. Её механизмы запускаются в том случае, когда человек оказывается не в состоянии объективно, непредвзято и всесторонне рационально отнестись к реальности или воспринять неприемлемую информацию о происходящем, честно и прямо «взглянуть правде в глаза». Психологическая защита представляет собой охранительно целесообразное поведение человека в значимых ситуациях, где его Я-образ подвергается угрозе. Степень подверженности человека защитному поведению зависит от недостаточной «силы Я», общей уязвимости его личности, уровня сомнения в собственной адекватности.
В настоящее время нет единства мнений о том, сколько механизмов защиты существует у человека. У А. Фрейд описано 15 механизмов защиты, в словаре-справочнике по психиатрии, опубликованном Американской Психиатрической Ассоциацией в 1975 году, перечисляется 23 механизма защиты, в словаре-справочнике по психологической защите Вайллента их насчитывается 18 и т.д.
Список используемой литературы
Грановская Р.М. Психологическая защита. – СПб.: Речь, 2007. – 476 с.
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб: Речь, 2003. – 655 с.
Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. – СПб.: Знание, 1999. – 352 с.: ил.
Маликова Т.В., Михайлов Л.А., Соломин В.П., Шатровой О.В. Психологическая защита: направления и методы. – СПб.: Речь, 2008. – 231 с.
Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 912 с.
Психология / В.М. Аллахвердов, С.И. Богданова [и др.]; отв. ред. А.А. Крылов. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 752 с.
Рапохин Н.П. Прикладная психология. – М.: Форум: Инфра-М, 2007. – 432 с.
Приложение

Фото 1. Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud) (1856 – 1939) – австрийский психолог и психиатр











2

Список используемой литературы
1.Грановская Р.М. Психологическая защита. – СПб.: Речь, 2007. – 476 с.
2.Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб: Речь, 2003. – 655 с.
3.Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. – СПб.: Знание, 1999. – 352 с.: ил.
4.Маликова Т.В., Михайлов Л.А., Соломин В.П., Шатровой О.В. Психологическая защита: направления и методы. – СПб.: Речь, 2008. – 231 с.
5.Никандров В.В. Психология. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 912 с.
6.Психология / В.М. Аллахвердов, С.И. Богданова [и др.]; отв. ред. А.А. Крылов. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 752 с.
7.Рапохин Н.П. Прикладная психология. – М.: Форум: Инфра-М, 2007. – 432 с.

У нас вы можете заказать