Институт президентства в странах Центральной и Восточной Европы на примере Литвы, Латвии и Эстонии.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Политические системы
  • 3434 страницы
  • 45 + 45 источников
  • Добавлена 20.12.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Институт президентства в странах Центральной и Восточной Европы на примере Литвы, Латвии и Эстонии.
Фрагмент для ознакомления

На своем ближайшем заседании Рийгикогу должен утвердить либо отменить указы президента. Таким образом, указы президента являются чрезвычайным средством сохранения государственного строя, и глава государства действует в этом случае как гарант государственного правопорядка.
Согласно Конституции, Президент Республики не имеет права инициировать законы, за исключением изменения Конституции.
Президент Республики с целью исполнения своих конституционных обязанностей издает постановления. Президент Республики в качестве верховного руководителя государственной обороны и в целях организации деятельности Канцелярии Президента Республики издает приказы.
Глава государства назначает кандидата в премьер-министры, которому Рийгикогу должно дать полномочия на формирование Правительства Республики. Президент назначает на должность и освобождает от должности по предложению премьер-министра членов правительства, по предложению совета Банка Эстонии – президента Банка Эстонии, по предложению Государственного суда – уездных и городских судей, а также административных и окружных судей (т. е. судей I и II инстанции), и по предложению правительства и командующего Силами обороны – руководство Сил обороны. Назначение на должность главой государства означает определенное социальное признание, осуществление контроля над законностью назначения лица, обеспечение большей публичности при назначении на должность и гарантию стабильности для чиновника.
Президент Республики вносит в Рийгикогу предложения о назначении следующих высших чиновников: председатель Государственного суда, председатель совета Банка Эстонии, государственный контролер, канцлер юстиции и командующий Силами обороны или главнокомандующий Силами обороны в военное время. Назначение государственных чиновников на должности и их освобождение от должности производится в порядке, установленном Законом о порядке работы Президента Республики.
В исключительной компетенции Президента Республики находится присвоение государственных наград, в чем ему в качестве совещательного органа помогает комитет по наградам. Присвоение государственных наград как выражение государственного уважения в мировой практике обычно относится к компетенции главы государства.
Перечень государственных орденов Эстонской Республики, порядок представления к ним и их присвоения установлены Законом о знаках отличия.
Президент обладает исключительным правом освобождать осужденных по их просьбе от отбывания наказания либо смягчать наказание. Помилование предполагает, что правосудие уже свершилось и лицо передано исполнительным органам для приведения наказания в исполнение. Своим помилованием Президент Республики не дает оценку судебному решению. Согласно международной традиции, помилование является решением по усмотрению главы государства, которое он может принять из соображений гуманности.
Президент возбуждает привлечение канцлера юстиции к уголовной ответственности. Соответствующее предложение президент вносит Рийгикогу по ходатайству государственного прокурора. Президент вправе ознакомиться с материалами уголовного дела.
Роль президента в данном производстве зафиксирована в Уголовно-процессуальном кодексе.
Должностными гарантиями Президента Республики являются должностной оклад и иные государственные льготы для лица, избранного президентом. Должностные гарантии установлены Законом о должностных гарантиях Президента Республики.
Должностной оклад Президента Республики определяется как произведение размера среднего заработка по Эстонии на коэффициент 7,0. Кроме того, Президент Республики получает для покрытия представительских расходов плату на представительство, размер которой составляет 20% от должностного оклада.
В течение срока должностных полномочий Президент Республики имеет право пользоваться служебной квартирой и служебным автомобилем с водителем. В течение срока должностных полномочий президент имеет право получать отпуск продолжительностью до 35 календарных дней в год. Время и продолжительность отпуска определяются президентом. На время отпуска ему сохраняется должностной оклад. В течение срока должностных полномочий глава государства находится под охраной полицейского учреждения (службы безопасности).
По прекращении должностных полномочий президенту выплачивается пенсия в размере 75% от действующей ставки должностного оклада президента. Если во время должностных полномочий президент полностью или частично утратил трудоспособность, его должностная пенсия увеличивается на 25%. В случае смерти президента его нетрудоспособные члены семьи и вдова/вдовец имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца. Размер пенсии члена семьи президента составляет 25% от должностной пенсии президента.

По прекращении должностных полномочий президент имеет право получить в свое распоряжение служебные помещения с оплатой расходов на аренду и канцелярских расходов со стороны государства, получить в свое распоряжение советника и секретаря, получить разовое вознаграждение в размере годового должностного оклада и пользоваться служебным автомобилем с водителем. В случае необходимости премьер-министр назначает для президента по прекращении его должностных полномочий охрану.
Применение указанных выше полномочий Закон о гражданстве, Закон о выборах в Госсобрание, Закон о выборах президента республики, Закон о выборах в местное самоуправление, Закон о референдуме, Закон о внутреннем распорядке и регламенте Госсобрания, Закон о заработной плате президента и членов Госсобрания, Закон о правительстве республики, Закон о привлечении к судебной ответственности президента и членов правительства республики, Закон о культурной автономии национальных меньшинств, Закон о госбюджете, Закон о Банке Эстонии, Закон о Госконтроле, Закон о судах и судопроизводстве, Закон о чрезвычайном положении, Закон о гособороне в мирное и военное время, законы, касающиеся внутренних и внешних долгов и имущественных обязательств государства. Эти законы нельзя изменять или дополнять простыми законами.

2.3. Основные перспективы и направления развития института президентства в Эстонии

Механическое заимствование института Президента из конституции 1938 года в 1992 году было практически невозможно, поскольку сложившаяся на тот момент правовая действительность настолько отличалась от конституционных решений прошлого, что сочетание их на праткике исключено.
Несмотря на утверждение о народе, как единственном источнике верховной власти (ч.1. ст.1), фактически народ не обладает правом напрямую выбирать Президента, не говоря уже о возможности его отзыва. Представляется, что Конституция современного демократического государства должна иметь более осмысленный, наполненный юридическим содержанием постулат о народе как носителе суверенитета.
Заложенная в эстонской Конституции система государственной власти противоречива. Исходя из положения Основного закона, определяющего, что «деятельность Государственного собрания, Президента Республики, Правительства Республики и судов осуществляется по принципу разделения и сбалансированности властей» (ст. 4) деятельность всех государственных органов взаимосвязана, но в то же время они сохраняют свою самостоятельность и независимость при решении вопросов входящих в их компетенцию. В наше время трудно отыскать государство и конституцию, где эти идеи не были бы реализованы.К сожалению авторы Конституции Эстонской Республики пошли по иному пути. Обоих высших руководителей – премьер-министра и Президента – Конституция отдает на откуп Государственному Собранию (п.3, 5 и 13 ст. 65; ст.79, 83 ч.5 и 6 ст.97).Помимо этого, по представлению Президента Республики Государственное Собрание назначает председателя Совета Банка Эстонии, государственного контролера, канцлера юстиции, командующего или главнокомандующего Силами обороны, а также членов Совета Банка Эстонии.
Представляется что отношения взаимозависимости декларированные в Конституции превращены по сути в прямые, вертикальные отношения господства-подчинения. Риийгикогу по сути превращается в олицетворение всей государственной власти, охватывающем все сферы государственной жизни. Рядом с ним нет ни одного органа того же уровня.
При таком порядке вещей говорить о Президенте как об уравновешивающем факторе во взаимоотношениях исполнительной и законодательной власти бессмысленно. Президент может выполнять эту роль только тогда, когда механизм государственной власти не зависит от отношений подчиненности.






























Заключение
Автор данной работы считает целесообразным поколебать монопольное положение Государственного собрания в решении вопроса о проведении референдума (п.2 ст.65) и предоставить такое право Президенту. Преимущество этой модели состоит в том, что парламент и президент имеют своего рода мандат народа и отвечают перед ним.
Проблему повторного вето президента по мнению автора надлжеит решить так: В случае наложения Президентом суспензивного вето на акт государственного собрания, а парламент при повторном рассмотрении подтвердит свое первоначальное решение, не внеся в акт никаких поправок (ст. 107 Конституции), глава государства должен иметь возможность вынсти этот вопрос на референдум.
Целесообразно будет увязать референдум с отставкой: в случае поддержки народом парламента, уйти в отставку должен глава государства. В противном случае президент объявляет внеочередные парламентские выборы.
Что касается взаимоотношений Президента Эстонской республики и правительства Эстонской республики, то следует законодательно закрепить право Президента участвовать в заседаниях Правительства с правом совещательного голоса. это полезно с точки зрения информирования – Правительство представляет законопроекты Парламенту по согласованию с Президентом.
Вызывает сомнения конституционность порядка замещения президента, по которому его обязанности могут быть временно возложены на председателя Государственного собрания (ч.1 ст.83 Конституции Эстонии). По сходству функций и с точки зрения принципа разделения властей было бы правильнее возложить полномочия главы государства на премьер-министра.












Список использованной литературы:

Нормативные правовые акты:
Временная Конституция Эстонской Республики 1919 г.
Конституция Эстонской Республики 1920 г      
Конституция Эстонской Республики 1933 г.
Конституции Эстонской Республики 1937 и
Конституция Эстонской Республики 1938 гг.
Конституция Эстонской Республики 25 августа 1940
Конституция Эстонской Республики 1992 года
Декларация Верховного Совета ЛССР от 28 июля 1989 г. "О государственном суверенитете Латвии",
Декларация Верховного Совета ЛССР от 4 мая 1990 г. "О восстановлении независимости Латвийской Республики"
Конституционный закон Латвийской Республики от 21 августа 1991 г. "О государственном статусе Латвийской Республики".
Конституция Латвийской республики 1922 г.
Конституция ЛССР 1978 г.
Временная Конституция Литовской республики, принятая 2 июня 1920 г.
Конституция Литовской республики 1 августа 1922 г.
Конституция Литовской республики 25 мая 1928 г.
Конституция Литовской республики 12 мая 1938 г.
Закон Литовской ССР N 1-13 «О восстановлении действия Конституции Литвы от 12 мая 1938 г.» от 11 мая 1990 г.
Конституционный закон Литовской Республики от 11 февраля 1991 г. "О литовском государстве"
Конституционный закон Литовской Республики от 8 июня 1992 г. "О неприсоединении Литовской Республики к постсоветским Восточным союзам".
Юридическая литература


Анализ Конституций 1920, 1933 гг. см.: Юханович К.А. Кризис Основного закона и усиление исполнительной власти в Конституции буржуазной Эстонии 1933 года. Тарту, 1971.
Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1998-1999. N 4/1. С. 149.
Правовые акты Эстонии. 2000. N 29. Ст. 740.
Ведомости Эстонской Республики. 1992. N 46. Ст. 582; Правовые акты Эстонии. 1995. N 4-5. Ст. 1517.
Ведомости Эстонской Республики. 1992. N 26. Ст. 349.
Вихалем, П. И. Буржуазные националисты как фальсификаторы истории возникновения буржуазного эстонского государства :Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук /Академия наук СССР. Институт права. -М.,1951. -23 с.
Кирис, А. Ю."Кризис основного закона" и усиление исполнительной власти в конституции буржуазной Эстонии 1933 года :Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.01 – Теория и история государства и права /Тартуский государственный университет. -Тарту,1972. -47
Государственно-правовые проблемы образования и развития
советской государственности в Эстонии :Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Специальность 12.711 Государственное и административное право /Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова. Юридический факультет. -Л.,1970. -32 с.-
Рамишвили, Т. О., Иванов, Ю. В.нач. отд. Управления
по международному гуманитарному сотрудничеству по правам человека МИД России. Латвийское законодательство :Нормы для "неграждан" и международные правовые стандарты. //Журнал российского права. -1998. - № 9. - С. 36- 41
О так называемой идентичности нынешних государств Прибалтики /Б. В. Чернолецкий. //Московский журнал международного права. -2007. - № 1. - С. 149 – 168
Kudinaviciute-Machailoviene, I. (Inga). Legal Regulation of Constitutional relations establishment in Lithuania :Summary of Doctoral Dissertation. Social Sciences, Law (01S) /I. Kudinaviciute-Michailoviene ; Mykolas Romeris University. -Vilnus,2006. -34 p
Политический режим в буржуазной Литве в 1926–1940 гг. Вильнюс: ВГУ, 1974. 115 c.
Государственный строй буржуазной Литвы. Учебное пособие. Вильнюс: ВГУ, 1969. 91 c.
Чрезвычайные меры в осуществлении функции подавления в буржуазной Литве (1926–1940 гг.) // Ученые записки высших учебных заведений Литовской ССР. Право. Вильнюс, 1972. Т. 11. С. 47–54.
Особенности системы государственно-принудительных мер диктатуры буржуазии в Литве (1926–1940 гг.) // Проблемы истории государства и права Эстонской ССР: Материалы научной конференции. Тарту, 1972. С. 20–28.
Особенности политического режима в Литве в 1920–1926 гг. // Роль государственно-правовых наук в развитом социалистическом обществе. Материалы республиканской научной конференции. Вильнюс, 1976. С. 54–61.
Попрание законности буржуазными судами Литвы // Ученые записки высших учебных заведений Литовской ССР. Право. Вильнюс, 1981. Т. 16. Вып. 1. С. 108–115.
Социальная деятельность литовского буржуазного государства // Ученые записки высших учебных заведений Литовской ССР. Право. Вильнюс, 1983. Т. 17. Вып. 1. С. 30–37.
Фашистская сущность концепции «авторитетного» режима в Литве // Ученые записки высших учебных заведений Литовской ССР. Право. Вильнюс, 1983. Т. 17. Вып. 1. С. 46–57.
Либеральная концепция прав и свобод и ее применение в буржуазной Литве // Ученые записки высших учебных заведений Литовской ССР. Право. Вильнюс, 1983. Т. 17. Вып. 2. С. 104–111.
О фашизации государственного механизма в буржуазной Литве // Развитие государственно-правовых наук в советских Прибалтийских республиках: Тезисы докладов и сообщений научной конференции. Рига, 1973. С. 51–53.
Кризис верхов господствующего класса в Литве в 1939–1940 гг. // Развитие государственно-правовых наук в советских Прибалтийских республиках в 1940–1975 гг.: Материалы научной конференции, посвященной 35-летию восстановления Советской власти в Прибалтике. Тарту, 1975. С. 36–40.
Развитие конституции Советской Литвы // Актуальные проблемы государственно-правовых наук: Тезисы докладов. Тарту, 1980. С. 38–40.
К вопросу об отмене прав и свобод граждан фашистским конституционным законодательством // Актуальные проблемы государственно-правовых наук в свете решений XXVI съезда КПСС: Тезисы докладов республиканской научной конференции. Вильнюс, 1981. С. 24–26.
(Riigi Teataja 28.10.1933, № 86, ст. 628)
(Riigi Teataja 16.03.1934, № 22, ст. 156)
Riigi Teataja 03.09.1937 (03.09.1937, № 71, ст. 598)
(Летувос Тариба, лит.: Lietuvos Taryba)
(Вальстибес Тариба, лит.: Valstybės Taryba)
(Стейгямасис Сеймас, лит.: Steigiamasis Seimas)
(Крестьяне народники, лит.: Valstiečiai liaudininkai)
(лит.: tautininkai)
(лит.: Tautininkų sąjunga)
Evald Uustalu. The history of Estonian people, Lnd, 1952, p. 243.
«Uus Eesti», 17. jaanuaril 1939, lk. 14
Кризис основного закона" и усиление исполнительной власти в конституции буржуазной Эстонии 1933 года :Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.01 - Теорияи история государства и права /Тартуский государственный университет. -Тарту,1972. -47 с

Riigivolikogu Il koosseis I istungjark 1.—13. koosolek. Stenograafilised aruan-ded, 1940.
Во время работы VII и VIII составов Рийгикогу Президент Республики отказался провозгласить 33 закона, причем в 8 случаях он обращался в Государственный суд. В 7 случаях Государственный суд удовлетворил заявление главы государства. Во время работы IX и X составов Рийгикогу Президент Республики отказался провозгласить 18 законов; 2 из 4 обращений главы государства в Государственный суд были удовлетворены.












1

1.Временная Конституция Эстонской Республики 1919 г.
2.Конституция Эстонской Республики 1920 г
3.Конституция Эстонской Республики 1933 г.
4.Конституции Эстонской Республики 1937 и
5.Конституция Эстонской Республики 1938 гг.
6.Конституция Эстонской Республики 25 августа 1940
7.Конституция Эстонской Республики 1992 года
8.Декларация Верховного Совета ЛССР от 28 июля 1989 г. "О государственном суверенитете Латвии",
9.Декларация Верховного Совета ЛССР от 4 мая 1990 г. "О восстановлении независимости Латвийской Республики"
10.Конституционный закон Латвийской Республики от 21 августа 1991 г. "О государственном статусе Латвийской Республики".
11.Конституция Латвийской республики 1922 г.
12.Конституция ЛССР 1978 г.
13.Временная Конституция Литовской республики, принятая 2 июня 1920 г.
14.Конституция Литовской республики 1 августа 1922 г.
15.Конституция Литовской республики 25 мая 1928 г.
16.Конституция Литовской республики 12 мая 1938 г.
17.Закон Литовской ССР N 1-13 «О восстановлении действия Конституции Литвы от 12 мая 1938 г.» от 11 мая 1990 г.
18.Конституционный закон Литовской Республики от 11 февраля 1991 г. "О литовском государстве"
19.Конституционный закон Литовской Республики от 8 июня 1992 г. "О неприсоединении Литовской Республики к постсоветским Восточным союзам".
Юридическая литература


1.Анализ Конституций 1920, 1933 гг. см.: Юханович К.А. Кризис Основного закона и усиление исполнительной власти в Конституции буржуазной Эстонии 1933 года. Тарту, 1971.
2.Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1998-1999. N 4/1. С. 149.
3.Правовые акты Эстонии. 2000. N 29. Ст. 740.
4.Ведомости Эстонской Республики. 1992. N 46. Ст. 582; Правовые акты Эстонии. 1995. N 4-5. Ст. 1517.
5.Ведомости Эстонской Республики. 1992. N 26. Ст. 349.
6.Вихалем, П. И. Буржуазные националисты как фальсификаторы истории возникновения буржуазного эстонского государства :Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук /Академия наук СССР. Институт права. -М.,1951. -23 с.
7.Кирис, А. Ю."Кризис основного закона" и усиление исполнительной власти в конституции буржуазной Эстонии 1933 года :Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.01 – Теория и история государства и права /Тартуский государственный университет. -Тарту,1972. -47
8.Государственно-правовые проблемы образования и развития
9.советской государственности в Эстонии :Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Специальность 12.711 Государственное и административное право /Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова. Юридический факультет. -Л.,1970. -32 с.-
10.Рамишвили, Т. О., Иванов, Ю. В.нач. отд. Управления
11.по международному гуманитарному сотрудничеству по правам человека МИД России. Латвийское законодательство :Нормы для "неграждан" и международные правовые стандарты. //Журнал российского права. -1998. - № 9. - С. 36- 41
12.О так называемой идентичности нынешних государств Прибалтики /Б. В. Чернолецкий. //Московский журнал международного права. -2007. - № 1. - С. 149 – 168
13.Kudinaviciute-Machailoviene, I. (Inga). Legal Regulation of Constitutional relations establishment in Lithuania :Summary of Doctoral Dissertation. Social Sciences, Law (01S) /I. Kudinaviciute-Michailoviene ; Mykolas Romeris University. -Vilnus,2006. -34 p
14.Политический режим в буржуазной Литве в 1926–1940 гг. Вильнюс: ВГУ, 1974. 115 c.
15.Государственный строй буржуазной Литвы. Учебное пособие. Вильнюс: ВГУ, 1969. 91 c.
16.Чрезвычайные меры в осуществлении функции подавления в буржуазной Литве (1926–1940 гг.) // Ученые записки высших учебных заведений Литовской ССР. Право. Вильнюс, 1972. Т. 11. С. 47–54.
17.Особенности системы государственно-принудительных мер диктатуры буржуазии в Литве (1926–1940 гг.) // Проблемы истории государства и права Эстонской ССР: Материалы научной конференции. Тарту, 1972. С. 20–28.
18.Особенности политического режима в Литве в 1920–1926 гг. // Роль государственно-правовых наук в развитом социалистическом обществе. Материалы республиканской научной конференции. Вильнюс, 1976. С. 54–61.
19.Попрание законности буржуазными судами Литвы // Ученые записки высших учебных заведений Литовской ССР. Право. Вильнюс, 1981. Т. 16. Вып. 1. С. 108–115.
20.Социальная деятельность литовского буржуазного государства // Ученые записки высших учебных заведений Литовской ССР. Право. Вильнюс, 1983. Т. 17. Вып. 1. С. 30–37.
21.Фашистская сущность концепции «авторитетного» режима в Литве // Ученые записки высших учебных заведений Литовской ССР. Право. Вильнюс, 1983. Т. 17. Вып. 1. С. 46–57.
22.Либеральная концепция прав и свобод и ее применение в буржуазной Литве // Ученые записки высших учебных заведений Литовской ССР. Право. Вильнюс, 1983. Т. 17. Вып. 2. С. 104–111.
23.О фашизации государственного механизма в буржуазной Литве // Развитие государственно-правовых наук в советских Прибалтийских республиках: Тезисы докладов и сообщений научной конференции. Рига, 1973. С. 51–53.
24.Кризис верхов господствующего класса в Литве в 1939–1940 гг. // Развитие государственно-правовых наук в советских Прибалтийских республиках в 1940–1975 гг.: Материалы научной конференции, посвященной 35-летию восстановления Советской власти в Прибалтике. Тарту, 1975. С. 36–40.
25.Развитие конституции Советской Литвы // Актуальные проблемы государственно-правовых наук: Тезисы докладов. Тарту, 1980. С. 38–40.
26.К вопросу об отмене прав и свобод граждан фашистским конституционным законодательством // Актуальные проблемы государственно-правовых наук в свете решений XXVI съезда КПСС: Тезисы докладов республиканской научной конференции. Вильнюс, 1981. С. 24–26.

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет институт президента в странах Центральной и Восточной Европы, таких как Литва, Латвия и Эстония?

Институт президента в данных странах имеет значительное значение, поскольку глава государства выполняет ряд важных функций, таких как представительная, символическая и политическая.

Какие полномочия имеет президент в Литве, Латвии и Эстонии?

Полномочия президента в этих странах включают исполнение законов, представительство страны на международном уровне, назначение высших должностных лиц и принятие решений в кризисных ситуациях.

Что такое указы президента и какова их роль в странах Центральной и Восточной Европы?

Указы президента - это особые документы, выдаваемые главой государства, которые имеют силу закона. Они играют важную роль в поддержании государственного строя и гарантируют правопорядок в случае кризисных ситуаций.

Каким образом президент Литвы, Латвии и Эстонии утверждает или отменяет указы?

Президент утверждает или отменяет указы на своем ближайшем заседании Рийгикогу - парламента соответствующей страны. Это является процедурой, позволяющей главе государства использовать указы как средство сохранения государственного правопорядка.

Какие функции выполняет президент в странах Центральной и Восточной Европы?

Президент выполняет ряд функций, включающих представительство страны на международном уровне, назначение высших должностных лиц, исполнение законов, принятие решений в кризисных ситуациях и действие в качестве гаранта государственного правопорядка.

Какие прерогативы имеет президент в странах Центральной и Восточной Европы?

Президенты Литвы, Латвии и Эстонии имеют широкий набор прерогатив, включающий право инициировать законодательство, заключать международные договоры, утверждать кандидатуры на должности в правительстве и федеральных агентствах, а также назначать и увольнять некоторых высших чиновников. Однако в отличие от президентов стран Западной Европы, президенты Центральной и Восточной Европы обычно имеют меньше полномочий в сфере выполняющей власти и являются, скорее, символами государственности.

В чем заключается роль президента в поддержании государственного строя в странах Центральной и Восточной Европы?

Президенты Литвы, Латвии и Эстонии играют важную роль в поддержании государственного строя. Они являются гарантами государственного правопорядка и могут принимать чрезвычайные меры для его сохранения. Например, президент может выдать указы, которые должны быть утверждены или отменены Рийгикогу. Таким образом, президент выполняет функцию особых полномочий и действует как глава государства в критических ситуациях.

Какие прерогативы имеет Рийгикогу в отношении указов президента?

В отношении указов президента Рийгикогу - это высшее законодательное собрание Эстонии, принимает решение об их утверждении или отмене. Таким образом, Рийгикогу имеет важную роль в контроле за действиями президента и может влиять на их реализацию.

Какие полномочия имеет президент при назначении на должности в правительстве и федеральных агентствах?

Президенты Литвы, Латвии и Эстонии имеют право назначать и увольнять некоторых высших чиновников в правительстве и федеральных агентствах. Однако, конкретные полномочия могут отличаться в каждой стране. Например, президент Литвы назначает премьер-министра и его заместителей, а также министров по предложению премьер-министра. Президент Латвии и Эстонии также назначает премьер-министра, но при этом ему предварительно необходимо получить одобрение Рийгикогу.

Какой институт существует в странах Центральной и Восточной Европы на примере Литвы, Латвии и Эстонии?

В странах Центральной и Восточной Европы, таких как Литва, Латвия и Эстония, существует институт президентства.

Какие функции выполняет президент в Литве, Латвии и Эстонии?

Президенты Литвы, Латвии и Эстонии выполняют разные функции в своих странах. Они являются главами государства и исполняют роль символа нации. Они также назначают премьер-министра и возглавляют Совет национальной безопасности. Однако, их полномочия могут различаться в зависимости от конституции каждой страны.

Какие функции предоставляются президенту в Литве, Латвии и Эстонии в случае чрезвычайной ситуации?

В случае чрезвычайной ситуации президенты Литвы, Латвии и Эстонии имеют право принимать указы, которые позволяют сохранять государственный строй и правопорядок. Это средство позволяет им действовать как гарант государственного правопорядка.