Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Мотивация учения младшего школьника

  • 41 страница
  • 14 источников
  • Добавлена 29.12.2008
360 руб. 1 200 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение
1 Особенности мотивации учения младших школьников
1.1 Краткая характеристика психологических, социальных, интеллектуальных особенностей младшего школьного возраста
1.2 Мотивация учебной деятельности в школе
1.3 Мотив посещения школы первоклассниками (поступления в школу)
1.4 Мотивация учебной деятельности и поведения младших школьников.
1.5 Разница в особенностях мотивации успевающих и неуспевающих младших школьников
1.6 Мотивы учения младших школьников и их формирование
1.6. 1 Классификация мотивов учения
1.6.2 Широкие социальные мотивы
1.6.3 Роль целей в мотивации учения
1.6.4 Познавательная потребность и мотивы учения
1.6.5 Содержание учения и внутренняя мотивация учения
1.7 Влияние внешнего подкрепления на внутреннюю мотивацию к учению
1.7.1 Влияние отметки на формирование мотивации учения младшего школьника
1.7.2 Ослабление внутренней мотивации под влиянием внешнего подкрепления
1.7.3 Влияние обратной связи и оценки на формирование внутренней мотивации к учению
1.7.4 Пример учителя и формирование внутренней мотивации
1.8 Наказание как способ формирования мотивации учения
1.8.1 Психологический механизм действия наказания (негативных санкций)
1.8.2 Недостатки наказания как метода мотивационного влияния
1.9 Диагностика учебной мотивации младших школьников
2. Выводы
3. Практическое исследование по теме «Мотивация учения младших школьников»
3.1 Цель и задачи исследования
3.2 Ход проведения исследования
3.3 Результаты исследования
3.4 Вывод по проведенному исследованию
Список литературы
Приложение 1. Словарь терминов и понятий
Приложение 2. Методика «Направленность на приобретение знаний»
Приложение 3. Методика «Направленность на отметку»

Фрагмент для ознакомления

Например, если они применяются не сразу после нежелательного действия ребенка, а через значительный промежуток времени, то негативные санкции неэффективны, поскольку существует угроза того, что ребенок будет связывать его с некоторыми другими моментами и ситуациями.
Остановимся на существенных недостатках наказания, которые родителям и воспитателям необходимо помнить и учитывать:
Наказание может играть роль подкрепления негативного поведения ребенка. Например, если на ребенка повышают голос в классе, то это может нравиться ему, поскольку внимание учителя выделяет его среди других детей.
Наказание может нарушать поведение, поскольку оно вызывает озлобление и негативизм у детей. В таком случае ребенок может прибегать к противоположным (социально нежелательным) действиям вследствие негативизма. У ребенка, на которого часто кричат, может возникнуть состояние постоянной тревоги. Это приводит к тому, что ребенок в дальнейшем не воспринимает любое другое влияние этого человека; возможности взаимодействия и воспитательного влияния на ребенка в таком случае резко ухудшаются.
Наказание и ожидание наказания вызывает состояние повышенной тревожности. Тревожность, которая возникает вследствие угрозы наказания, оказывает негативное влияние на деятельность. Тревожный ребенок стремится избежать наказания, побуждается именно мотивом избежания неприятностей, а не внутренними мотивами.
Наказания вызывают псевдодеятельность (имитацию деятельности). Например, школьник, предусматривая возможность применения к нему негативных санкций, садясь за выполнение домашнего задания, только делает вид, что делает уроки, в лучшем случае - выполняет задание формально. Школьник работает тогда кое-как, стремится только избежать наказания. Известно, что эффективность такой деятельности невысока.
Стремление избежать наказания и действовать в соответствии с требованиями окружающих продолжается только до тех пор, пока существует угроза негативных санкций. После отмены негативных санкций нежелательные действия, которые были запрещены, восстанавливаются.
1.9 Диагностика учебной мотивации младших школьников
Диагностика мотивационной сферы направлена на выявление как осознаваемых, так и неосознаваемых мотивов деятельности человека. Для выявления осознаваемых мотивов применяются методики, которые позволяют анализировались свободные высказывания испытуемых о том, что побуждает их к той или иной деятельности, почему они выполняют те или иные конкретные действия. По мнению Матюхиной М.В., такие мотивы составляют как бы первую зону осознания.
«К методикам выявления мотивов второй зоны осознания относятся полупроективные методики, например, такие как: "Неоконченные предложения", "Неоконченный рассказ", а также проективные рисуночные тесты. С помощью таких тестов выявляются особенности потребностно - мотивационной сферы испытуемых, их эмоционально - чувственные переживания, а также обобщенные интеллектуальные особенности».
Для диагностики эмоционально-мотивационной сферы используются субъективные методики, включающие в себя традиционные процедуры наблюдения, самонаблюдения и самоотчета, а также целый ряд тестов и опросников. К ним относятся следующие методики:
• методика изучения мотивационной сферы учащихся М.В. Матюхиной;
• методика «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой;
• мотивационный тест Х.Хекхаузена, модифицированный Л.Н.Собчик;
• методика "Структура мотивации трудовой деятельности";
• психографический тест В.Г. Леонтьева;
• методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» А.А. Реана и В.А.Якунина;
• методика школьной мотивации М.Р. Гинзбурга;
• опросники мотивации достижений Т. Элерса;
• методики «Направленность на отметку» и «Направленность на приобретение знаний», разработанные Е.П. Ильиным и Н.А. Курдюковой;
• методика для диагностики учебной мотивации школьников (модифицированный вариант методики М.В. Матюхиной).
Недостатком проективных тестов является отсутствие корректных числовых показателей, что затрудняет использование результатов тестирования в статистическом анализе. Однако получаемый материал тестирования после его расшифровки является необходимым и ценным для понимания качественных характеристик потребностно-мотивационной сферы испытуемых.
2. Выводы
Анализ литературы по теме показал, что ведущей деятельностью младших школьников является учение. Ребенок ко времени поступления в школу уже готов к такой деятельности, однако, мотивация к учению – процесс сложный, динамичный, многогранный.
Посещение ребенком школы может быть обусловлено не только потребностью в обучении, но и престижной потребностью, потребностью выполнять новую роль и многими другими.
Мотивация собственно учебной деятельности основывается на:
чувстве долга;
направленности на отметку;
направленности на получение знаний;
потребности в достижении успеха;
потребности избегания неудачи.
Иными словами, одни мотивы порождаются учебной деятельностью, связаны с процессом учения и его содержанием (внутренняя мотивация), другие связаны с внешним результатом учения (внешняя мотивация).
Внутренняя мотивация очень хрупкая, может быть разрушена неправильным влиянием внешних стимулов – отметок, оценок, угрозой наказания, ожиданием материального вознаграждения, и стать внешней мотивацией.
Существует большое количество разнообразных методик, позволяющих определить мотивационную направленность младших школьников. От того, насколько грамотно, целенаправленно, своевременно, систематически происходит диагностика мотивации школьников к учению, зависит эффективность учебного процесса, успеваемость учеников.
3. Практическое исследование по теме «Мотивация учения младших школьников»
3.1 Цель и задачи исследования
Цель исследования: определить ведущие мотивы учения детей младшего школьного возраста в 1 – 3 классах.
Задачи исследования:
Подобрать методики для опроса.
Подобрать группу испытуемых.
Провести опрос.
Обработать результаты.
Сформировать выводы.
3.2 Ход проведения исследования
Для проведения исследования были выбраны две методики:
«Направленность на приобретение знаний», разработанная Ильиным Е.П., Курдюковой Н.А. (текст опросника представлен в Приложении 2).
«Направленность на отметку» разработанная теми же авторами (текст опросника представлен в Приложении 3).
Опросники были предложены группам детей в трех классах школы № 286: 1«а», 2«а», 3«в». Для проведения опроса из каждого класса было отобрано по 15 детей.
15 детей из 1«а» класса 15 детей из 2«а» класса 15 детей из 3«в» класса Борисов Миша Бурова Жанна Винницкая Даша Вайчкуте Римма Верейников Толик Гречишников Илья Драгун Женя Верейникова Вика Кривобородько Лиза Каляева Наташа Горелова Саша Крутько Алеша Карпова Света Гусева Валя Лабецкая Кира Никитин Антон Кривошеенко Полина Лазаревич Надя Панфилов Костя Меркулов Ваня Муляр Тимофей Прохорова Аня Николаенко Паша Овчинников Артем Равиковских Лена Орлов Сережа Павлов Слава Рамзоева Гуля Первушина Варя Поликарпов Вова Самойлов Арсений Степанян Рубен Рогова Лена Смирнова Маргарита Трегубова Маша Романов Рома Трифонов Максим Тузова Катя Сидоренко Инна Федотова Настя Фролов Антон Смирнова Катя Якуба Олег Хорькова Таня Филимонов Андрей Таблица 2. Список учеников, выбранных для проведения исследования
3.3 Результаты исследования
Полученные результаты можно представить в виде следующей таблицы.



1 класс Направ. на отметку Направл. на приобрет. знаний


2 класс Направ. на отметку Направл. на приобрет. знаний


3 класс Направ. на отметку Направл. на приобрет. знаний Борисов Миша 9 3 Бурова Жанна 8 5 Винницкая Даша 3 9 Вайчкуте Римма 7 6 Верейников Толик 7 6 Гречишни-ков Илья 6 8 Драгун Женя 10 2 Верейникова Вика 5 4 Кривобо-родько Лиза 4 10 Каляева Наташа 12 2 Горелова Саша 7 6 Крутько Алеша 4 11 Карпова Света 9 3 Гусева Валя 9 6 Лабецкая Кира 3 12 Никитин Антон 11 2 Кривошее-енко Полина 5 5 Лазаревич Надя 3 12 Панфилов Костя 9 4 Меркулов Ваня 7 5 Муляр Тимофей 3 10 Прохорова Аня 11 2 Николаенко Паша 7 6 Овчиников Артем 5 7 Равиковских Лена 10 3 Орлов Сережа 8 4 Павлов Слава 2 12 Рамзоева Гуля 10 4 Первушина Варя 7 4 Поликар-пов Вова 5 10 Самойлов Арсений 10 2 Степанян Рубен 6 7 Рогова Лена 2 12 Смирнова Маргарита 12 1 Трегубова Маша 6 8 Романов Рома 2 10 Трифонов Максим 9 3 Тузова Катя 7 7 Сидоренко Инна 4 9 Федотова Настя 12 2 Фролов Антон 7 6 Смирнова Катя 2 10 Якуба Олег 10 3 Хорькова Таня 8 5 Филимонов Андрей 2 11 Среднее: 10,1 2,8 Итог: 7,6 5,6 Итог: 3,3 10,6 Таблица 3. Преобладающие мотивы учения у младших школьников на примере выборки школы № 286.
Из приведенной таблицы видно, что у детей в первом классе преобладает направленность на оценку, в то время как направленность на знания существенно ниже. Соотношение можно увидеть на графике 1.

График 1. Мотивация учения учеников 1 класс школы №286
Учеников второго класса привлекает в учении также отметки, получаемые на уроках, однако уже меньше, чем учеников первого класса, и увеличивается роль мотивации приобретения знаний – этот показатель в два раза больше, чем у первоклассников (график 2).

График 2. Мотивация учения учеников 2 класс школы №286
Наконец, у школьников в третьем классе направленность на получение выражена сильнее, чем направленность на отметку (график 3).

График 3. Мотивация учения учеников 3 класс школы №286
Оба показателя существенно отличаются от аналогичных показателей у первого и второго классов.
3.4 Вывод по проведенному исследованию
Таким образом, проведенное исследование ярко демонстрирует, что по мере обучения младших школьников, их мотивация изменяется: если в первом классе у детей преобладает направленность на отметку, то к третьему классу направленность резко меняется, и дети начинаю ориентироваться на получение знаний. Это наглядно представлено на графике 4.

График 4. Сравнение результатов по трем классам
Нужно отметить, что для получения сведений о динамике изменений мотивации учения младших школьников необходимо проводить исследования мотивации учения каждого ребенка на протяжении всего обучения в младших классах и сравнивать полученные результаты не между детьми, а результаты каждого ребенка на протяжении трех лет. Это позволит не только планировать учебный процесс, но и своевременно оказывать целенаправленное влияние на формирование мотивации учения каждого ребенка.
Цели исследования достигнуты, поставленные задачи выполнены.



Список литературы
Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1968.
Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Гамезо, М. В. Старший дошкольник и младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Л. М. Орлова. — М.: Институт практической психологии, 1998.
Ефимкина Р.П. Детская психология. Методические указания. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995.
Занюк С. Психология мотивации – К.: Эльга-Н, Ника-Центр, 2002.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000.
Кулешова О.Н. Формирование мотивов учения младших школьников. Ярославль, 2000.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 1982.
Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. - М.: Просвещение,1990.
Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. — М., 1998.
Немов Р.С. Психология. Учебник. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
Талызина Н.Ф., Буткин Г.А. Педагогическая психология: Методические указания. – М., 1988.
Ускова Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. – М.: Академический Проект, 2004.

Приложение 1. Словарь терминов и понятий
Внешняя мотивация - формирование мотива под влиянием внешних факторов.
Внутренняя мотивация – это побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами.
Вознаграждение – стимул, служащий для побуждения людей к эффективной деятельности, в совокупности с понятием «мотивация» имеет более широкий смысл, чем просто деньги или удовольствия.
Желание - отражающее потребность переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить.
Интерес - это тенденция личности, заключающаяся в направленности или сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете.
Мотив – сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам, служащее для них основанием.
Мотивация – это совокупность побуждающих факторов, которые вызывают активность личности и определяют направленность ее деятельности.
Намерение - сознательное решение, предположение сделать что-то, замысел, желание.
Негативная мотивация – побуждения, вызывающиеся осознанием некоторых неудобств, неприятностей, наказаний, которые могут иметь место в случае невыполнения деятельности.
Позитивная мотивация – побуждение человека к деятельности предвидением радости от активности и самореализации.
Позитивное подкрепление – некоторые приятные для человека последствия или результаты деятельности, которые побуждают его к выполнению какой-либо деятельности.
Потребность – психологический или физиологический дефицит чего-либо отраженный в восприятии человека.
Склонность – избирательная направленность личности на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься.
Стимул - внешнее побуждение к действию, толчок, побудительная причин.
Цель – осознанный, запланированный результат деятельности, субъективный образ модели будущего продукта деятельности.


Приложение 2. Методика «Направленность на приобретение знаний»
Методика предложена Е. П. Ильиным и Н. А. Курдюковой.
Инструкция
Дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствующую выбранному ответу.
Текст опросника
1. Получив плохую отметку, ты, придя домой:
а) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил;
б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день.
2. После получения хорошей отметки ты:
а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;
б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.
3. Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой:
а) да; б) нет.
4. Что для тебя учеба:
а) познание нового;
б) обременительное занятие.
5. Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку:
а) да; б) нет.
6. Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно:
а) да; б) нет.
7. Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки:
а) да; б) нет.
8. Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул:
а) да; б) нет.
9. Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя:
а) да; б) нет.
10. Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чем в них идет речь:
а) да; б) нет.
11. Что, по-твоему, лучше — учиться или болеть:
а) учиться;
б) болеть.
12. Что для тебя важнее — отметки или знания:
а) отметки;
б) знания.
Обработка результатов
За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.
Ключ к опроснику
О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы «а» на вопросы 1-6, 8-11 и ответы «б» на вопросы 7 и 12.
Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний.
Приложение 3. Методика «Направленность на отметку»
Методика предложена Е. П. Ильиным, Н. А. Курдюковой.
Инструкция
Дается ряд вопросов. Ответьте на них, поставив в соответствующей ячейке знаки «+» («да») или «-» («нет»).
Текст опросника
№ п/п Вопросы Да Нет 1 Помнишь ли ты, когда получил первую в жизни двойку? 2 Беспокоит ли тебя, что твои отметки несколько хуже, чем у других учеников класса? 3 Бывает ли, что перед контрольной работой сердце у тебя начинает учащенно биться? 4 Краснеешь ли ты при объявлении тебе плохой отметки? 5 Если в конце недели ты получил плохую отметку, у тебя в выходной день плохое настроение? 6 Если тебя долго не вызывают, это тебя заботит? 7 Волнует ли тебя реакция сверстников на полученную тобой отметку? 8 После получения хорошей отметки готовишься ли ты к следующему уроку как следует, хотя знаешь, что все равно скоро не спросят? 9 Тревожит ли тебя ожидание опроса? 10 Было бы тебе интересно учиться, если бы отметок вообще не было? 11 Захочешь ли ты, чтобы тебя спросили, если будешь знать, что отметку за ответ не поставят? 12 После получения отметки на уроке ты продолжаешь активно работать? Обработка результатов
Начисляется по 1 баллу за ответы «да» на вопросы по позициям 1-9 и за ответы «нет» — по позициям 10-12. Подсчитывается общая сумма баллов.
Чем больше набрана сумма баллов, тем в большей степени у учащегося выражена направленность на отметку.
Сопоставление баллов по этой методике и методике «Направленность на приобретение знаний» показывает преобладание той или иной тенденции у данного ученика: на знания или на отметку.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1968. – с. 11.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. – с. 368.
Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. — М., 1998. – с.63.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 1982. – с. 212.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1968. – с. 325.
Кулешова О.Н. Формирование мотивов учения младших школьников. Ярославль, 2000. – с. 17.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1968. – с. 77-78.
Занюк С. Психология мотивации – К.: Эльга-Н, Ника-Центр, 2002. – с. 109.
Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. - М.: Просвещение,1990. – с. 39.
Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004. – с. 417-418.












2

Список литературы
1.Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004.
2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1968.
3.Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
4.Гамезо, М. В. Старший дошкольник и младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Л. М. Орлова. — М.: Институт практической психологии, 1998.
5.Ефимкина Р.П. Детская психология. Методические указания. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995.
6.Занюк С. Психология мотивации – К.: Эльга-Н, Ника-Центр, 2002.
7.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000.
8.Кулешова О.Н. Формирование мотивов учения младших школьников. Ярославль, 2000.
9.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 1982.
10.Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. - М.: Просвещение,1990.
11.Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. — М., 1998.
12.Немов Р.С. Психология. Учебник. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
13.Талызина Н.Ф., Буткин Г.А. Педагогическая психология: Методические указания. – М., 1988.
14.Ускова Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. – М.: Академический Проект, 2004.

У нас вы можете заказать