Заказать оригинальную работу
Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Исследование особенностей эмоционального реагирования медицинского работника

  • 42 страницы
  • 0 источников
  • Добавлена 24.12.2008
360 руб. 1 200 руб.
Купить в 1 клик Скачать превью
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА
1.1. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ В ПСИХОЛОГИИ
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Фрагмент для ознакомления

Дифференциальные шкалы эмоций (по К. Изарду).
По результатам анализа специальной литературы по изучаемой проблеме были сделаны следующие выводы:
1) Эмоции, как и мысли, – объективно существующее явление, их характеризует чрезвычайно широкий диапазон разнообразных форм и оттенков. Они – непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия, и способны предвосхитить ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях. В результате обобщения и конкретизации эмоций формируется особый их вид – чувства. Воля – психический процесс, заключающийся в целенаправленной, мотивированной активной деятельности, связанный с преодолением внешних и внутренних препятствий и направленный на удовлетворение потребностей человека.
2) Профессиональная деятельность медицинской сестры объективно, независимо от ее воли и желаний, сталкивает ее с психологическими явлениями, которые ставят ее в зависимость от различных проявлений их и в свою очередь влияют на них. Исследователи обнаружили положительную зависимость между уровнем эмпатии, проявляемой медсестрой при взаимодействии с пациентом, и уровнем ее оценки пациентом; отрицательную зависимость между уровнем проявляемой медсестрой эмпатией и уровнем дистресса, в котором находится пациент. Положительное влияние проявляемой медсестрой эмпатией на состояние пациента очевидно.
В результате проведенного практического исследования были поучены результаты, позволяющие сделать следующие выводы:
1) У медицинских сестер преобладает смешанный тип эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды.
Следовательно, у медицинских сестер имеются: положительные стимулы, то есть они обладают позитивным личностным смыслом или социальным значением (хорошая погода, радость на душе, комплимент окружающих, шутка); амбивалентные (или нейтральные) – они двойственны по своей природе, в них можно обнаружить либо положительный, либо негативный смысл – все зависит от установок самой личности, от ее тенденции приписывать вещам, явлениям, людям хорошие или плохие качества (амбивалентны как стимулы новый деловой партнер вообще, телевизионная передача, сомнительные идеи, окружающие люди, жизнь в целом, обычная обстановка на работе); отрицательные – отрицательный смысл, значение (ощущение усталости, надо пройти интеллектуальное испытание, трудное обстоятельство в жизни).
2) Анализ результатов исследования по методике дифференциальные шкалы эмоций К. Изарда показал, что у медицинских сестер были получены результаты, что самочувствие в целом более отвечает положительному стимулу, и это необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека.
Потенциал психологических особенностей высокопродуктивного, компетентного медицинского работника включает развитие профессионализма личности, развитие личностно деловых качеств, развитие психологических профессионально важных качеств, повышение потребности в самореализации и достижениях, расширение кругозора.
Медицинская работа предполагает использование знаний и технологий, определенных тремя основными сферами деятельности медсестры: лечебная; аналитическая (наблюдение) работа; оказание консультативной и психологической помощи.
В результате проведенного исследования можно сделать следующее заключение: цель исследования – выявить особенности эмоционального реагирования медицинских работников – достигнута.
Задачи исследования: провести теоретический анализ литературы по проблеме эмоционально-волевой сферы в работах отечественных и зарубежных психологов; охарактеризовать эмоционально-волевую сферу медицинского работника; провести исследование особенностей эмоционально-волевой сферы медицинских работников – выполнены.
Гипотеза исследования: мотивационная сфера медицинских работников отличается рядом особенностей – доказана.
В заключении следует отметить, что медицинский работник должен обладать рядом черт, включающих, естественную потребность помогать людям, способность облегчать их страдания и качественное лечение. Специалисты выделяют три основных качества, которыми он должен обладать: соответствие гуманистического потенциала личности данному роду деятельности; компетентность, включающая знания и умения в области медицины; умение устанавливать адекватные межличностные и конвенциальные отношения в различных ситуациях общения. Два последних качества проявляются в целом ряде умений социального взаимодействия, например в умении, менять ролевые позиции и отношения по отношению к больному, умении облегчить общение, умении формировать позитивное мышление, направленное на выздоровление у пациентов и т.п.
Список используемой литературы
Агаджанян Н.А., Телль Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека. М.: Медицинская книга, 2005. – 526 с.
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 2000. – 298 с.
Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М.: Сфера, 2006. – 216 с.
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2001. – 276 с.
Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2008. – 512 с.
Ефимова Н.С. Основы общей психологии. М.: ИНФРА-М, 2007. – 288 с.
Изард К. Эмоции человека: (Пер. с анг.) Под ред. Л.Я. Гозмана, М.С.Егоровой. М.: Наука, 2002. – 464 с.
Колотвина Е. Синдром выгорания белого халата. Сестринское дело, 2006. № 8. с. 41.
Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. СПб.: Питер, 2008. – 406 с.
Лакосина Н.Д., Сергеев И.И., Панкова О.Ф. Клиническая психология. М.: МЕДпресс-информ, 2007. – 416 с.
Матвейчик Т.В. Иванова В.И. Организация сестринского дела. Минск: Вышейшая школа, 2006. – 301 с.
Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор и составитель Райгородский Д.Я. Самара, 2001. – 672 с.
Пропедевтика внутренних болезней. Под редакцией Василенко В.Х., Гребнева А.Л. М.: Медицина, 2000. – 640 с.
Психология. Под редакцией Крылова. М.: Проспект, 2007. – 752 с.
Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. – 864 с.
Приложение
Приложение 1
Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В. В. Бойко
Выберите подходящий вариант ответа – «а», «б» или «в». Будьте искренни.
1. Когда я усталый прихожу с работы домой, то усталость:
а) быстро проходит;
б) остается какое-то время, но я ее не показываю;
в) отрицательно сказывается на общении с домашними.
2. Жизнь показывает, что я склонен:
а) все видеть в основном оптимистично;
б) воспринимать все преимущественно в спокойных, нейтральных тонах;
в) относиться ко всему по большей части пессимистично.
3. Когда на улице хорошая погода, то чаще всего:
а) у меня улучшается настроение или повышается активность;
б) мне хочется расслабиться, отложить дела, бездельничать;
в) я на это никак не реагирую или чувствую себя несчастным, подавленным.
4. Если бы мне предложили пройти тест на определение уровня интеллекта, то я:
а) охотно согласился бы;
в) постарался бы не проходить;
в) категорически отказался бы.
5. В общении с новым деловым партнером (коллегой) обычно:
а) легко и быстро вступаю в контакт;
б) сначала некоторое время присматриваюсь и проявляю осторожность;
в) стараюсь вообще особенно не сближаться.
6. Когда бывает радостно на душе, то обычно мне хочется:
а) чтобы это увидели, почувствовали все;
б) чтобы это увидели, почувствовали только близкие мне люди;
в) чтобы этого никто не заметил.
7. Очередное трудное обстоятельство в жизни я чаще сего воспринимаю:
а) с готовностью успешно преодолеть;
б) с некоторой тревогой, беспокойством;
в) с чувством досады или раздражения.
8. Написать письмо на телевидение меня могла бы побудить скорее всего:
а) передача, которая очень понравилась;
б) передача, которая содержала вопрос, требующие ответа;
в) передача, которая вызвала протест, неудовлетворение.
9. Когда возникают нежные чувства к близким, я обычно;
а) проявляю их открыто;
б) стесняюсь своей сентиментальности;
в) стараюсь не показывать.
10. Необходимость принимать ответственные решения в личной жизни обычно:
а) мобилизует меня;
б) вызывает растерянность, ставит в тупик;
в) огорчает или расстраивает.
11. Сомнительные, но интересные идеи, знания, факты я обычно:
а) включаю в багаж своих знаний;
б) тщательно обдумываю, взвешиваю;
в) решительно отторгаю или опровергаю.
12. Когда представители противоположного пола говорят мне комплименты, я обычно:
а) не скрываю своего удовольствия;
б) смущаюсь, чувствую неловкость;
в) сомневаюсь в их искренности.
13. Если мое предложение будет отвергнуто руководителем, то я скорее всего:
а) сделаю новое предложение или внесу исправления в прежнее;
б) буду переживать в себе случившееся;
в) выскажу свое недовольство или не стану впредь вносить предложения.
14. Я человек:
а) очень доверчивый;
б) осмотрительный, настороженный;
в) очень недоверчивый.
15. На юмор и шутки в основном реагирую так:
а) открыто смеюсь, радуюсь;
б) воспринимаю сдержанно;
в) отношусь критично или реагирую редко.
6. Если кто-либо из членов семьи опять делает не то не так, я чаще всего:
а) терпеливо и спокойно объясняю, как надо сделать;
б) начинаю ворчать, брюзжать;
в) шумлю, ругаюсь, устраиваю разгон.
17. Жизнь чаще:
а) радует;
б) не вызывает определенных эмоций;
в) огорчает или разочаровывает.
18. Анекдоты я:
а) обожаю;
б) воспринимаю без особого восторга;
в) не люблю.
19. Неприятные обязанности на работе я большей частью выполняю:
а) столь же терпеливо, как и остальные;
б) нехотя;
в) с неудовольствием или с досадой, раздражением.
20. Для моего стиля жизни больше характерно:
а) активное планомерное продвижение к намеченной цели;
б) стабильность, постоянство;
в) желание периодически многое или что-нибудь резко изменять.
21. Если бы мне предложили отметить круглую дату моего трудового пути, я бы вероятнее всего ответил:
а) принимаю предложение;
б) мне не очень хочется или неловко оказаться в центре внимания;
в) я не люблю подобные мероприятия.
22. На справедливые, но обидные по форме замечания в мой адрес я обычно в первый момент реагирую так:
а) принимаю с благодарностью, признанием;
б) обижаюсь, но не показываю это;
в) защищаюсь или теряю самообладание, «завожусь». 23. Я хотел бы, чтобы моя профессиональная деятельность:
а) была связана с активным общением с людьми;
б) не требовала активного общения;
в) по возможности исключала общение.
24. Дружеские подшучивания по моему адресу:
а) вполне принимаю;
б) не одобряю, но терплю;
в) не выношу, не приемлю.
25. Недостатки личности делового партнера чаще всего;
а) принимаю как обстоятельство, которое надо преодолевать;
б) стараюсь молча терпеть;
в) заставляют, нервничать, огорчаться.
26. Будь я руководителем, то для завоевания авторитета у коллег предпочел бы такое средство:
а) оказание помощи и поддержки;
б) терпение и выдержку;
в) строгость и требовательность.
27. Если бы на собрании коллектива меня похвалили за хорошую работу, то по всей вероятности:
а) я не скрывал бы своего удовлетворения;
б) смутился бы или постарался скрыть свои чувства;
в) не испытал бы особых чувств или это меня не порадовало.
28. Если меня кто-либо разозлит, то:
а) быстро отхожу, забываю о случившемся;
б) успокаиваю себя, убеждаю, что надо уметь прощать, и у меня это получается;
в) злюсь долго и ничего с этим не могу поделать.
29. Когда вечером раздается неожиданный стук в дверь, я по обыкновению:
а) ожидаю что-нибудь приятное;
б) настораживаюсь, но не подаю вида
в) явно нервничаю, жду что-нибудь неприятное.
30. Когда в дружеской компании меня просят петь или плясать, то я:
а) тут же откликаюсь;
б) некоторое время смущаюсь и не решаюсь;
в) предпочитаю, чтобы меня не просили.
31. Мелочи жизни я воспринимаю:
а) как тонизирующий фактор;
б) как беспокоящее меня обстоятельство;
в) как досадные неприятности.
32. Моя жизнь в целом:
а) наполнена яркими событиями, которые я чаще всего сам себе организую;
б) размерена и спокойна;
в) скучна и однообразна.
33. Если бы кто-нибудь из коллег, с которым не было особых отношений, вдруг стал мне оказывать дружеское расположение, то:
а) я тут же ответил бы взаимностью;
б) сначала постарался бы понять причину, а потом решил, как себя вести;
в) воздержался бы от дружеских отношений.
34. Если коллега нанесет мне какую-то обиду, то я скорее всего:
а) быстро смогу простить его;
б) буду переживать, стараясь не показывать это;
в) когда-нибудь отвечу ему тем же.
35. Обстановка на работе чаще всего вызывает:
а) хорошее или бодрое, приподнятое настроение;
б) внутреннее напряжение, беспокойство;
в) раздражение или плохое, сниженное настроение
36. Полезные советы со стороны знакомых я обычно:
а) тут же принимаю с благодарностью;
б) тщательно обдумываю и проверяю на надежность1
в) не принимаю в расчет, стараюсь жить своим умом.
37. Если кто-либо из коллег проявит недовольство беспорядками в нашей работе, я скорее всего:
а) постараюсь своим участием уладить конфликт;
б) буду наблюдать за развитием действий;
в) приму сторону недовольных или обиженных.
38. Большинство людей в моем окружении на работе (в учебном заведении):
а) вызывает доверие;
б) заставляет держаться настороженно;
в) вызывает недоверие.
39. В последнее время праздники я обычно встречаю:
а) с подъемом и радостью;
б) с некоторой грустью, тревогой, разочарованием или безразличием;
в) с явной досадой, раздражением или ощущением пустоты, одиночества.

Приложение 2
Дифференциальные шкалы эмоций (по К. Изарду).
Шкалы эмоций в понятиях Сумма Эмоция Внимательный Концентрированный Собранный 1. Интерес Наслаждающийся Счастливый Радостный 2. Радость Удивленный Изумленный Пораженный 3. Удивление Унылый Печальный Сломленный 4. Горе Взбешенный Гневный Безумный 5. Гнев Чувствующий
неприязнь Чувствующий отвращение Чувствующий омерзение 6. Отвращение Презрительный Пренебрегающий Надменный 7. Презрение Пугающий Страшный Сеющий панику 8. Страх Застенчивый Робкий Стыдливый 9. Стыд Сожалеющий Виноватый Раскаивающийся 10. Вина В этой связи полезно дополнительно сравнить результаты сложения сумм отдельных эмоций, а именно (при K20-80=60/45 C=0)
К(самочувствие)
Если отношение первой скобки ко второй Кс больше единицы, то самочувствие в целом более отвечает положительному, и при Кс меньше 1 – отрицательному. Иначе говоря, самочувствие отвечает скорее либо гипертимному (с повышенным настроением), либо дистимному (с пониженным настроением) типу акцентуации характера человека. Пути дальнейшего качественного анализа характера рассматриваются в соответствующей главе данного практикума.
В случаях неудовлетворительного самочувствия (Кс < 1) самооценка человека в целом понижается, в особенности когда наступает состояние, близкое к депрессии. Депрессивное состояние характеризуется тоскливым настроением, апатией, резким снижением работоспособности. Приобретенная в этом состоянии беспомощность, отсутствие волевой активности приводят иногда к патологической депрессии и суициду.
Приложение 3
Сводная таблица результатов исследования
эйфорическая рефрактерная дисфорическая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 К самочувствие 1 23 21 16 16 16 10 21 10 4 5 6 4 10 1,32 2 20 24 15 16 12 12 20 10 4 2 4 4 7 1,56 3 19 22 21 12 16 10 8 6 1 5 2 7 6 2,32 4 24 24 22 9 8 10 21 10 4 5 6 4 7 0,98 5 23 17 17 11 9 14 18 6 4 5 6 5 5 1,12 6 23 16 18 20 9 15 12 6 4 3 4 6 2 1,76 7 19 24 15 18 8 15 12 6 4 3 4 6 2 0,67 8 18 25 16 17 12 12 20 10 4 2 4 4 7 0,57 9 18 22 18 18 23 14 15 7 10 12 6 7 12 1,44 10 22 22 17 9 12 9 11 9 7 11 14 13 18 1,09 11 20 18 22 8 13 11 9 8 8 12 16 13 18 1,01 12 28 29 18 17 12 12 20 10 4 3 4 4 7 0,59 13 20 19 17 21 11 21 13 6 9 3 4 6 2 1,87 14 20 28 16 9 8 10 21 10 4 5 6 4 7 0,93 15 17 14 18 16 16 10 21 10 6 5 6 4 10 1,29 16 23 22 17 20 13 13 20 10 9 4 4 5 8 1,41 17 23 18 19 11 9 14 18 6 4 5 6 5 5 1,18 18 21 26 15 15 8 10 17 10 6 6 10 4 7 0,86 19 21 18 17 18 12 12 20 10 4 3 4 4 7 0,54 20 24 29 18 17 17 10 21 10 4 5 6 4 10 1,38 21 29 27 16 19 9 15 12 6 4 3 4 6 2 1,75 22 18 22 12 17 12 12 20 10 4 2 4 4 7 0,56 23 19 22 14 18 11 21 15 6 4 6 8 10 9 1,91 24 27 25 15 12 8 10 17 10 6 6 10 4 7 0,83 25 29 22 17 20 10 15 12 6 4 3 4 6 2 1,74 26 19 27 18 16 8 15 12 6 4 3 4 6 2 0,64 27 13 17 20 15 16 10 21 10 6 5 6 4 10 1,27 28 10 27 22 18 11 21 13 6 9 3 4 6 8 1,84 29 22 14 21 16 18 10 21 10 4 5 6 4 10 1,37 30 19 19 14 11 8 10 21 10 4 5 6 4 7 0,91
Лакосина Н.Д., Сергеев И.И., Панкова О.Ф. Клиническая психология. М.: МЕДпресс-информ, 2007. с. 111.
Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. с. 222.
Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. с. 223.
Психология. Под редакцией Крылова. М.: Проспект, 2007. с. 78.
Агаджанян Н.А., Телль Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека. М.: Медицинская книга, 2005. с. 103.
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 2000. с. 24.
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2001. с. 190.
Ефимова Н.С. Основы общей психологии. М.: ИНФРА-М, 2007. с. 167.
Ефимова Н.С. Основы общей психологии. М.: ИНФРА-М, 2007. с. 168.
Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. с. 226-228.
Изард К. Эмоции человека: (Пер. с анг.) Под ред. Л.Я. Гозмана, М.С.Егоровой. М.: Наука, 2002. с. 30-34.
Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. СПб.: Питер, 2008. с. 109.
Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М.: Сфера, 2006. с. 19.
Колотвина Е. Синдром выгорания белого халата. Сестринское дело, 2006. № 8. с. 41.
Лакосина Н.Д., Сергеев И.И., Панкова О.Ф. Клиническая психология. М.: МЕДпресс-информ, 2007. с. 70.
Там же, с. 71
Матвейчик Т.В. Иванова В.И. Организация сестринского дела. Минск: Вышейшая школа, 2006. с. 17.
Колотвина Е. Синдром выгорания белого халата. Сестринское дело, 2006. № 8. с. 42.
Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. с. 21.
Лакосина Н.Д., Сергеев И.И., Панкова О.Ф. Клиническая психология. М.: МЕДпресс-информ, 2007. с. 71.
Матвейчик Т.В. Иванова В.И. Организация сестринского дела. Минск: Вышейшая школа, 2006. с. 175.
Там же, с. 176.
Лакосина Н.Д., Сергеев И.И., Панкова О.Ф. Клиническая психология. М.: МЕДпресс-информ, 2007. с. 72.
Пропедевтика внутренних болезней. Под редакцией Василенко В.Х., Гребнева А.Л. М.: Медицина, 2000. с. 115.
Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: БахраХ-М, 2002. с. 184-192.
Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2008. с.226.












36

У нас вы можете заказать