Вам нужно эссе?
Интересует Социология?
Оставьте заявку
на Эссе
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Толпа и массовое поведение. Методы контроля над стихией толпы.

  • 11 страниц
  • 11 источников
  • Добавлена 18.12.2008
215 руб. 430 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Фрагмент для ознакомления

Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности. (Фрейд 3. «Я» и «Оно». Москва, «Знание». 1991. 860 с.)
Толпе очень легко внушить чувство обожания или ненависти. Это заставляет ее находить счастье в фанатизме, подчинении и с готовностью жертвовать собой ради своего идола. Толпа почти всегда находится в состоянии выжидательного внимания, которое облегчает всякое внушение. Именно доверчивостью можно объяснить рождение легенд и их быстрое распространение. Толпа подвержена внушению, и, как следствие, одинаковому направлению эмоций. Идея, овладевшая толпой, часто стремится выразиться в действии. А невозможного для толпы не существует. (Социальная психология. \Под ред Р.И. Мокшанцевой, А.В. Мокшанцева. Москва-Новосибирск, 2001г.)
Заражаемость. Психологическое заражение способствует образованию в толпе особых свойств и определяет их направление. Человек склонен к подражанию. Мнения и верования распространяются толпе путем заражения.
Техники управления толпой могут быть различными. Все зависит от того, кто стремится быть в ней лидером — демагог или интеллигент. Управлять отдельными личностями много сложней, чем толпой. Механизмами массового поведения может воспользоваться политик с любыми взглядами и любого морального уровня. В таких случаях лидер может манипулировать толпой в своих интересах. Лидер должен знать: чтобы эффективно воздействовать на толпу, надо понять, какие чувства ее воодушевляют, притвориться, что разделяешь их, а затем вызвать в воображении толпы прельщающие ее образы. Основное правило: толпе необходимо всегда предъявлять идеи в цельных образах. Оратор может и должен злоупотреблять сильными выражениями. Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями — вот способы воздействия на толпу. Если какое-либо утверждение повторяется многократно в одних и тех же выражениях, тогда оно воздействует на толпу. В итоге идея внедряется в умы так прочно, что в конце концов воспринимается как доказанная истина, а затем и врезается в самые глубокие области бессознательного.
Подробный анализ механизмов формирования и поведения толпы может помочь контролировать ее поведение. Здесь можно выделить следующие задачи:
1) пробудить у людей осознание своих действий, возвратить им утраченное чувство самоконтроля и ответственности за свое поведение;
2) предотвратить образование толпы или расформировать уже образовавшуюся толпу на мелкие толпы, группы.
Эффективными средствами управления толпой могут стать следующие:
- переключение внимания толпы на разные объекты. Как только внимание людей в толпе оказывается распределенным между несколькими объектами, сразу же образуются отдельные группы, то есть, толпа в итоге распадается. Индивидуальные качества человека как бы «оживают» — каждый человек начинает регулировать свое поведение. Толпа перестает быть активной, функционирующей и постепенно рассеивается;
- объявление по громкоговорителю о том, что скрытыми камерами осуществляется видеосъемка участников толпы; отсутствие «анонимности» сразу повышает ответственность человека за свое поведение,
- обращение к участникам толпы с названием конкретных фамилий, имен, отчеств, наиболее распространенных в данной местности;
- захват и последующая изоляция лидеров толпы. Если лидер исчезает, а другого нет, то толпа снова становится простым сборищем без всякой связи и устойчивости.
Нужно помнить, что с толпой сложно и бесполезно говорить голосом разума. Она воспринимает лишь приказ и обещания.

Литература

Американская социологическая мысль. Сборник статей. — М., 1994. 144 с.
Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., Алтейя, 1996. - 583 с.
Митрохин С. Трактат о толпе // «Век XX и мир». — 1990. № 11.
Московичи С. Век толп. М., «Знание», 1996. - 398 с.
Преступная толпа. Сборник статей. М., 1998. – 220 с.
Психология господства и подчинения: Хрестоматия. Минск, «Слово», 1998. - 167 с.
Психология масс. Хрестоматия. Самара, издательство Самарского государственного университета. 1998. - 189 с.
Психология толп. М., 1998.
Руткевич А.М. Человек и толпа // Диалог. — 1990. — № 12.
Социальная психология. \Под ред Р.И. Мокшанцевой, А.В. Мокшанцева. Москва-Новосибирск, 2001г. – 170 с.
10. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Москва, «Знание», 1991. - 860 с.













2

Литература

1)Американская социологическая мысль. Сборник статей. — М., 1994. 144 с.
2)Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., Алтейя, 1996. - 583 с.
3)Митрохин С. Трактат о толпе // «Век XX и мир». — 1990. № 11.
4)Московичи С. Век толп. М., «Знание», 1996. - 398 с.
5)Преступная толпа. Сборник статей. М., 1998. – 220 с.
6)Психология господства и подчинения: Хрестоматия. Минск, «Слово», 1998. - 167 с.
7)Психология масс. Хрестоматия. Самара, издательство Самарского государственного университета. 1998. - 189 с.
8)Психология толп. М., 1998.
9)Руткевич А.М. Человек и толпа // Диалог. — 1990. — № 12.
10)Социальная психология. \Под ред Р.И. Мокшанцевой, А.В. Мокшанцева. Москва-Новосибирск, 2001г. – 170 с.
10. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Москва, «Знание», 1991.

У нас вы можете заказать