Франчайзинг как форма взаимодействия малого и крупного бизнеса.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая теория
  • 3535 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 26.12.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
1.Франчайзинг – его история и сущность
1.1.Франчайзинг – взгляд изнутри
1.2.История и современное развитие франчайзинга
2.Формы и классификация франчайзинга
2.1.Формы франчайзинга
2.2.Классификация франчайзинга
3.Франчайзинг в России
3.1.Анализ ситуации - как западные франшизы приспосабливаются к специфическим условиям российского рынка?
3.2.Франчайзинг в условиях финансового кризиса
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Поэтому способность «слиться с пейзажем» той страны, где работает зарубежная франшиза, как это неизменно удается McDonald`s, напрямую зависит от того, сможет ли франшизодатель отказаться от своего классического диктата и предоставить владельцам франшиз определенную степень свободы, учитывая местную специфику.



















Франчайзинг в условиях финансового кризиса
В ситуации мирового финансового кризиса, как ни странно, тяжелее всего людям, у которых есть деньги. Ситуация усугубляется тем, что вкладывать их некуда, так как безопасно вложить деньги в условиях сложившегося кризиса практически невозможно.  Но с другой стороны, «сидеть на деньгах» также опасно, иначе все накопления просто «сгорят», ведь колебания курсов валют непредсказуемы. Поэтому угадаешь ты или нет с валютой, на которой будешь восседать – большой вопрос. Также нужно учесть весьма «горячий» нрав инфляции нашего родного рубля, который совсем не охлажден кризисом, даже наоборот – только раззадорен (прогноз государства на 2008 год 13%, скорее всего реальность значительно хуже). 
Теперь тем, кто раньше пользовался "стандартными" вариантами приумножения капиталов придется задействовать весь свой ресурс (временной и мыслительный) для того, чтобы защитить свое имущество от обмеления. Первое, что приходит на ум – вложения в реальный сектор экономики, то есть в бизнес. Но и тут не все просто. Существует предположение, что российская действительность находится в самом начале проблем и первое, что согласно прогнозам ожидается дальше – это тотальное снижение покупательской способности. Это является угрозой для капитала, инвестируемого в реальный сектор. При детальном же рассмотрении реального сектора можно предположить, что наиболее безопасный вариант вложения – товары постоянной необходимости в среднем ценовом сегменте. Что это за товары? В первую очередь продукты, одежда и в завершении лекарственные средства. К сожалению, для многих инвесторов есть барьер, препятствующий эффективному инвестированию в эти направления – на российском рынке крайне мало компаний специализирующихся на перечисленных товарах, акции которых котируются на бирже. Получается, что нужно инвестировать, создавая новый бизнес в данных областях? Звучит опасно в сложившейся обстановке. Но это кажется наиболее разумным. Правда следует заметить, что тут тоже не без проблем для инвестора: теперь перед ним стоит вопрос отсутствия у многих из них опыта в ведении такого рода бизнеса. В таких областях как продукты, одежда, лекарства бизнес (впрочем, как и везде) полон своих подводных камней. Теперь немного о хорошем. Во многих регионах России рынок указанных товаров еще недоразвит (по крайне мере одежды и в некоторых регионах продуктов). Недоразвитость состоит не в отсутствии конкурентов, а в том, что многие не умеют грамотно и эффективно работать, обслуживать потребителей. В таких условиях очень низок процент постоянных покупателей у значительной части участников рынка, то есть потребитель ищет и активно выбирает, а, следовательно, есть поле для работы с ним. В России франчайзинговая система ведения бизнеса сейчас активно развивается и, учитывая преимущества в условиях кризиса, получит еще большую популярность.
Сегодня франчайзинг стал одной из самых важных и актуальных тем для обсуждения профессиональным сообществом. Мировой финансовый кризис оказался роковым не только для малого бизнеса, но и для компаний – лидеров рынка в своем секторе. Крупные корпорации скупают более мелкие, наблюдаются многочисленные сокращения в разных структурах. Специалисты расходятся во мнениях по поводу дальнейшего развития франчайзинга. Одни считают данную систему выгодным решением для выхода из кризисной ситуации, которое позволит повысить эффективность малого бизнеса. Другие придерживаются того мнения, что в настоящее время франчайзинг лишь усложняет экономическую ситуацию в стране. На данный момент многие компании отказываются от франчайзинга, потому что не считают выгодным начинать бизнес в условиях мирового кризиса. Но с другой стороны, если мы говорим о франчайзинге мирового уровня и качественного продукта, который проверен временем и востребован, то, как правило, не возникает столь серьезных опасений относительно рентабельности, ни у франчайзеров, ни у франчайзи. На подобные франшизы, всегда был и будет постоянный спрос и предложение. Если говорить о компаниях, которые сегодня не готовы заявлять о своей конкурентоспособности, то в условиях кризиса они заинтересованы в покупке франшизы крупной и уверенной в себе компании. Такая покупка поможет «остаться в игре» и позволит причислить себя к мировой корпорации, чья репутация не может сильно пострадать в условиях кризиса. Крупные фирмы также заинтересованы в увеличении своего капитала. Но здесь появляется другая проблема – это отсутствие у большинства предпринимателей потенциальных франчайзи.
Поговорим о том, какие инструменты необходимо использовать для борьбы с кризисом и поддержанием франчайзинга. Следует обратить внимание, во-первых, на то, что главная ошибка большинства франчайзеров заключается в том, что, продав франшизу, они не считают необходимым следить за поддержанием бизнеса франчайзи, что в итоге приводит к снижению деловой активности франчайзи. На начальном этапе необходимо обучение будущего партнера, введение его в курс дела. Во-вторых, необходим постоянный контроль со стороны головного офиса, чтобы региональные компании чувствовали себя частью большой корпорации и ответственно подходили к работе. Это позволит добиться высокого уровня профессионализма региональных специалистов и повысит статус центрального офиса. И третья важный момент, с помощью которого компания будет уверенно держаться на высоте – это юридическая сторона, а именно качественные, подробные договоры. Необходимо тщательно продумывать каждый пункт договора, каждый нюанс. В условиях юридической защищенности франчайзера у компании всегда будет уверенность в процветании бренда. Затрагивая тему контроля, хотелось бы уточнить один момент. Лицензиат, покупая франшизу, имеет свободу действий в последующем ведении бизнеса. Неоспорим тот факт, что контроль над действиями франчайзи необходим. Отношения внутри франчайзинговой системы должны быть партнерскими. Региональное представительство – это полноправный участник. Но, тем не менее, на начальном этапе необходима передача франчайзи ключевых навыков для благополучного самостоятельного ведения бизнеса. Лицензиат должен знать все нюансы и тонкости рынка, в условиях конкуренции – это обязательное условие. В противном случае некомпетентность и неслаженность действий может негативно повлиять на работу не только региона, но и центрального офиса.
Для компании очень важно сделать правильный выбор франчайзи. Это должны быть люди, подготовленные профессионально, с опытом работы в своей профессиональной области, достигшие успехов в карьерном росте. Для создания своего бизнеса необходимы огромный потенциал, лидерские качества и здоровые амбиции. Большинство покупателей франшизы обладают значительным потенциалом собственного развития, вероятные франчайзи буквально вынашивают свою собственную формулу успеха и развития, а потом с чувством азарта и полного удовлетворения реализуют её в своем бизнесе.
В любой ситуации, для качественного ведения бизнеса и достижения стратегических целей необходимо придерживаться четких правил и действий. Франчайзинг – эффективная система, позволяющая малому бизнесу в кратчайшие сроки повысить свою репутацию и статус, а более крупным компаниям подтвердить свою значимость на рынке и приумножить капитал. Все это подчеркивает значимость франчайзинговой системы в условиях мирового финансового кризиса, которую можно рассматривать как один из инструментов выхода из кризиса и развития экономики России.
Краткие статистические данные
Рынок франшиз выходит в России на новый уровень. Потенциальные франчайзи стали разборчивее, что заставляет франчейзеров снижать обязательные платежи и обеспечивать бренд комплексной консультативной поддержкой.
Весной 2007 года количество франчайзинговых предложений в России, по оценкам экспертов, составляло около 550. Сейчас точное количество франчайзеров у нас в стране уже невозможно подсчитать. Примерно половина интересующихся консалтингом в сфере франчайзинга — представители небольших компаний, которые уже используют в отношениях с партнерами форматы, очень близкие к франчайзингу, но пока не собираются выходить на открытый рынок франшиз. Всех их учесть невозможно, тем не менее, анализ соотношения франчайзинговых предложений по различным отраслям и динамики этого соотношения позволяет сделать ряд полезных выводов.
В настоящее время, согласно данным сайта www.beboss.ru , соотношение российских франшиз по отраслям выглядит следующим образом:


Диаграмма 1.

Самый безопасный с точки зрения рисков и выгодный для франчайзера вид франчайзинга — дистрибуционный — значительно увеличил свою долю среди других франшиз по сравнению с началом прошлого года: с 50% до 60%. Франчайзинг для таких компаний — новый канал сбыта. Однако, учитывая конкуренцию среди дистрибуционных и прежде всего одежных франшиз, с "сырым" предложением выйти будет крайне сложно. Сейчас сильные игроки не только дают раскрученный бренд и продуманную ассортиментную матрицу, но также предоставляют качественное обучение сотрудников франчайзи всех уровней, а также и периодические повышения квалификации.
Кроме того, сильные франчайзеры уже настолько опытны в запуске франчайзинговых предприятий, что могут в мельчайших деталях разъяснить, как и что делать. В текущей деятельности франчайзи получают идеальную логистику, оперативные консультации закрепленных менеджеров по любым вопросам работы предприятия, далеко не ограничивающиеся подбором ассортимента и мерчендайзингом.
Франчайзинговые предприятия также являются незаменимым источником информации от потребителя, поэтому франчайзеры так трепетно относятся к прозрачности работы франчайзи, требуют с них отчеты о продажах по артикулам, цветам, размерам и т. п., возвращая эти отчеты в форме крайне ценных рекомендаций по закупкам от высококвалифицированных товароведов франчайзера.
Безусловный лидер по количеству предлагаемых франшиз — одежный франчайзинг (43% франчайзинговых предложений магазинов одежды среди дистрибуционных франшиз и 26% от общего числа франчайзинговых предложений):



Диаграмма 2.
Как отмечают эксперты, в ближайшие годы наиболее активно рынок будет развиваться в регионах. Наладить бизнес в Москве становится все сложнее из-за нарастающей конкуренции, высоких арендных ставок и недостатка квалифицированных кадров. В то же время нельзя не заметить, что в мировой практике франчайзинг больше ассоциируется с фаст-фудом, и есть вероятность, что рынок франшиз быстрого питания со временем может сравняться по количеству предложений с франшизами в сфере розничной торговли. Анализ состояния российского франчайзинга в 2008 году показывает, что продолжается бурный рост франшиз дистрибуторов одежных брендов и франшиз с низким инвестиционным порогом входа в бизнес. Одновременно появляются новые отрасли, охватываемые франчайзингом. В России уже отмечены такие специфические предложения, как франшиза букмекерской конторы, франшизы фирмы по созданию и продвижению интернет-сайтов, школы горнолыжного спорта, фирмы, занимающейся музыкальным оформлением мест досуга, пекарни и др. Франшизные предложения выходят на совершенно новый качественный уровень. Входить на рынок франшиз без специальных знаний и помощи профессионалов уже невозможно. Причина этому — острая конкуренция и высокий уровень знаний о франчайзинге у потенциальных покупателей франшиз. И это очень приятно, поскольку означает, что франчайзинг в России смог достичь серьезного уровня.




 








Заключение
Данная курсовая работа была посвящена вопросу франчайзинга. Для полного раскрытия поднятой в работе темы «франчайзинг как форма взаимодействия малого и крупного бизнеса» требовалось осветить вопросы по истории франчайзинга, его сущности, определению понятия и многое другое.
Исследование, проведенное в ходе выполнения курсовой работы, показывает, что франчайзинговая система ведения бизнеса не менее тяжелый труд, как и любое другое серьезное предприятие.
Эта работа позволяет говорить о том, что франчайзинг (как любое предприятие) имеет свои как преимущества, так и недостатки. Франчайзинг дает обществу, прежде всего следующее.
Культуру ведения бизнеса. Строгая регламентированность франшизных предприятий франшизополучателей в рамках франчайзинговой сети франшизодателя, оперативный контроль со стороны франшизодателя, предусмотренные договором франчайзинга, несомненно, повышают общую культуру ведения бизнеса и обеспечивают более высокий уровень обслуживания потребителей.
Решение проблемы занятости населения. Франчайзинг дает возможность быстрого решения проблемы занятости населения в различных регионах страны путем привлечения во франчайзинговый бизнес обширного круга лиц, не решающихся заниматься малым бизнесом без поддержки и обучения. Поэтому основу потенциальных франшизополучателей могут составить оставшиеся без серьезной привлекательной работы представители военно-промышленного комплекса, научно-техническая интеллигенция, ушедшие в запас военнослужащие, начинающие предприниматели, студенты, домохозяйки и другие категории лиц, желающие и способные заниматься предпринимательской деятельностью под руководством франшизодателя.
Новые технологии на службе малого бизнеса. Освоение нового опыта, приобретение новых идей, методов, технологий всегда полезно для любого вида бизнеса. Российское предпринимательство также нуждается в освоении новых технологий в бизнесе, поэтому международный франчайзинг дает обществу любой страны идеальную возможность перенять у иностранных партнеров все положительные моменты успешного ведения франчайзингового бизнеса и адаптировать их к российским условиям рынка.
Большую узнаваемость продукта и услуги. Потребители различных регионов страны больше узнают о продуктах и услугах с открытием новых франшизных предприятий, и это важно, поскольку новая франчайзинговая точка становится узнаваемой на сегменте рынка по мере предоставления своих франшизных услуг.
Если говорить о недостатках франчайзинговой системы, то их можно рассматривать с двух сторон: недостатки, существующие для франшизодателя и недостатки, существующие для франшизополучателя. Перечислим некоторые для франшизодателя. Это может быть: определенное снижение прибыли с франшизного предприятия - франшизополучателя по причине того, что франшизодатель получает лишь определенный процент от валовой прибыли франшизополучателя; сложность контроля удаленных франшизных предприятий - франшизополучателей для франшизодателя; определенная проблема с отчетностью предприятий - франшизополучателей в сети; франшизодатель фактически готовит себе потенциального конкурента при обучении франшизополучателя.
Теперь приведем недостатки для франшизополучателя. К ним относятся: наличие у франшизополучателя определенного начального капитала; некоторая потеря свободы при работе во франчайзинговой системе; договор франчайзинга обычно заключается с франшизодателем на относительно большой срок, что не дает возможности владельцу франшизы «попробовать» этот бизнес и, если не понравилось, бросить без существенных материальных потерь.
Для инвестора франчайзинговая система построения бизнеса является некой реальной страховкой капитала. Франчайзинг – одна из самых распространенных форм организации бизнеса во всем мире. Терпения, упорства, а главное понимания необходимости работать по стандартам франчайзера нужно будет очень много. Но этот вариант, кажется, является наиболее безопасным (менее рискованным), чем остальные.





Список использованной литературы
Гражданский кодекс РФ (Часть вторая) от 26 января 1996 №14-ФЗ (принят Государственной думой РФ 22 декабря 1995).
Богуславский И.Н. Американский успех: Люди и символы. М.: Альпина, 2004.
Дельтей Ж. Франчайзинг. – СПб, 2003.
Ишина Л.Н., Пономаренко Г.В., Мюррей Я. Франчайзинг как способ ведения бизнеса в России. – М.: Экономика, 2005.
Колесников Владимир. Построение франчайзингового бизнеса. – М.: Питер, 2008.
Лебедев И.В. Франчайзинг по-русски. Мифы и реальность. – СПб: Вектор, 2006.
Сосна С.А., Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. – М.: Академкнига, 2005.














«Franchisetimes» – известный американский журнал, по материалам которого публикуются международные рейтинги.
Роялти (англ. royalty) - компенсация за использование патентов, авторских прав, природных ресурсов и других видов собственности, выплачиваемая в виде процента от стоимости проданных товаров и услуг, при производстве которых использовались патенты, авторские права и др.; Для франчайзера роялти – наиболее часто используемый способ получения регулярных платежей от франчайзинговых партнеров.
Транслитерация (лат. transliteratus (trans- «изменение» и littera «буква»)). Транслитерация - это метод представления букв одной системы письма либо алфавита буквами другой системы. Транслитерация часто используется лингвистами для перевода имен и названий из одного языка на другой. В быту транслитерация получила широкое распространение в SMS в эпоху нерусифицированных сотовых телефонов. Транслитерацию также часто используют вместо кириллицы при работе на нерусифицированных компьютерах.
Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 №14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995). Часть 2, глава 54 «Коммерческая концессия».
Singer Sewing Machine Company. Основана в 1851г., www.singerco.com


Изложенные материалы основаны на опубликованных данных проекта «Энциклопедия маркетинга».
Информационный портал - www.rarf.ru
По материалам интернет-справочника «Вселенная франчайзинга» (интервью Елены Абдаловой, директора компании Leadership Management – Russia).
Статистические данные по запросам компании"FRANSH Стратегия роста"
www.beboss.ru – профессиональный ресурс по поиску франчайзингового партнера












35



Торговая марка,
набор услуг

Соблюдение стандартов, вознаграждение, контроль

Большое предприятие

Малое предприятие

Договор франшизы


Товарный
франчайзинг


Франчайзинг бизнес-формата

Производитель

Оптовые компании

Розничные
сети


Производитель

Производители готовой продукции

Обладатель прав

Производитель

Производители готовой продукции

Производители готовой продукции

Обладатель прав

Производитель

Список использованной литературы
1)Гражданский кодекс РФ (Часть вторая) от 26 января 1996 №14-ФЗ (принят Государственной думой РФ 22 декабря 1995).
2)Богуславский И.Н. Американский успех: Люди и символы. М.: Альпина, 2004.
3)Дельтей Ж. Франчайзинг. – СПб, 2003.
4)Ишина Л.Н., Пономаренко Г.В., Мюррей Я. Франчайзинг как способ ведения бизнеса в России. – М.: Экономика, 2005.
5)Колесников Владимир. Построение франчайзингового бизнеса. – М.: Питер, 2008.
6)Лебедев И.В. Франчайзинг по-русски. Мифы и реальность. – СПб: Вектор, 2006.
7)Сосна С.А., Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. – М.: Академкнига, 2005.


Вопрос-ответ:

Что такое франчайзинг и какую роль играет он в сотрудничестве малого и крупного бизнеса?

Франчайзинг - это форма взаимодействия между крупным и малым бизнесом, когда право пользования товарным знаком, брендом и опытом успешной деятельности предоставляется франчайзером (крупным бизнесом) франчайзи (малому бизнесу) на определенных условиях. Франчайзинг позволяет малому бизнесу пользоваться уже существующей и известной маркой, методами управления, поставкой товаров или услуг и получать поддержку со стороны франчайзера, что способствует его развитию и успеху.

Какой опыт и история стоят за франчайзингом?

Франчайзинг впервые появился в США в начале XX века, когда фирма Cadillac начала продавать свои автомобили через франчайзи. Затем франчайзинг стал популярным форматом сотрудничества в сфере быстрого питания, таких как McDonald's и Subway. С течением времени франчайзинг стал применяться в разных отраслях, как в международных компаниях, так и в малом бизнесе. Сегодня франчайзинг является одним из наиболее распространенных форматов предпринимательства.

Какие существуют формы франчайзинга?

Существует несколько форм франчайзинга, включая продажу товаров или услуг, лицензионные соглашения, соглашения о поставке товаров, франчайзинг на страхование и финансовые услуги. Однако самой распространенной формой является франчайзинг в сфере быстрого питания, когда малый бизнес получает право продавать товары под известной маркой и получает поддержку по методам управления и поставкам товаров.

Как классифицируется франчайзинг?

Франчайзинг может быть классифицирован по разным критериям. Например, по масштабу, франчайзинг может быть международным, национальным или региональным. По природе сотрудничества, франчайзинг может быть с одиночным франчайзи, когда договор заключается с отдельным предпринимателем, или сетевым, когда франчайзер заключает договоры с несколькими франчайзи. Также, франчайзинг может быть продуктовым или услуговым, в зависимости от того, что предлагает франчайзи.

Что такое франчайзинг и какова его сущность?

Франчайзинг - это форма взаимодействия между малым и крупным бизнесом, при которой право использования бренда, знаний и опыта передается от владельца франшизы (франчайзера) малому предпринимателю (франчайзи).

Какова история и современное развитие франчайзинга?

Франчайзинг имеет давние корни, его первые проявления можно наблюдать еще в Древнем Риме. В современной экономике франчайзинг активно развивается с 20-го века. Сегодня франчайзинг стал широко распространенной формой взаимодействия малого и крупного бизнеса и обладает большим потенциалом для дальнейшего развития.

Какие формы франчайзинга существуют?

Существует несколько форм франчайзинга: франшиза сбытовая, производственная, сервисная, франшиза с затратами на открытие и строительство, франшиза мультибренда и др.

Как классифицируется франчайзинг?

Франчайзинг можно классифицировать по различным признакам, например, по степени контроля франчайзера над франчайзи или по временному периоду передачи прав на использование бренда. Также можно выделить классификацию франчайзинга по отраслям экономики или по географическому принципу.

Как западные франшизы приспосабливаются к специфическим условиям российского рынка?

Западные франшизы, желая успешно работать на российском рынке, проводят анализ ситуации и приспосабливают свои модели бизнеса и стратегии под особенности рынка России. Это может включать изменение ассортимента продукции, доступную ценовую политику, адаптацию культурных традиций и т.д.

Что такое франчайзинг и какова его сущность?

Франчайзинг - это форма взаимодействия между малым и крупным бизнесом, при которой франчайзи получает право использовать бренд, товары или услуги франчайзера. Сущность франчайзинга заключается в передаче знаний, опыта и успешной бизнес-модели от франчайзера к франчайзи.