Проблемы исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Налоги, налогообложение и налоговое планирование
  • 3131 страница
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 02.06.2011
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические основы налога на доходы физических лиц
1.1 История развития налогообложения физических лиц в России
1.2 Практика взимания налога с доходов граждан за рубежом
1.3 Основные изменения налогового законодательства по налогу на доходы физических лиц в 2010-2011 гг.
Глава 2. Исчисление и уплата НДФЛ, проблемы и ошибки при налогообложении
2.1 Обязанности организаций как налоговых агентов по исчислению и перечислению налога на доходы физических лиц
2.2 Типичные ошибки при исчислении налога на доходы физических лиц
2.3 Проблематика и возможные пути решения исчисления и уплаты НДФЛ в современных условиях
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Фрагмент для ознакомления

Таким образом руководители предприятий минимизируют налогооблагаемую базу для уплаты налогов в бюджет.
В порядке исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц имеются и другие нерешенные проблемы. В частности, формирование и использование налоговых льгот, налоговые вычеты, налогообложение доходов индивидуальных предпринимателей и ряд других вопросов. Их необходимо анализировать и на этой основе разрабатывать рекомендации по дальнейшему совершенствованию подоходного налогообложения населения. Вместе с тем без решения вышеизложенных проблем налоговая реформа, на наш взгляд, не может считаться завершенной.
Довольно часто встречаются ошибки при расчете НДФЛ.
Типичными ошибками и нарушениями являются:
- применение стандартных налоговых вычетов при отсутствии заявления на его предоставление;
- предоставление стандартных вычетов в размере 3000 и 500 руб. за каждый месяц только до момента превышения дохода 40 тыс. руб. - указанные вычеты применяются для отдельных категорий налогоплательщиков и предоставляются без учета величины полученного дохода;
- предоставление социальных и имущественных налоговых вычетов организацией, а не налоговым органом на основании поданного налогоплательщиком заявления;
- невключение в налоговую базу по НДФЛ расходов на проезд, осуществленных физическими лицами, работающими по договорам гражданско-правового характера;
- включение в налогооблагаемую базу для исчисления НДФЛ всей суммы материальной помощи - материальная помощь, выплаченная работнику организации, в размере, не превышающем 4000 руб. за налоговый период, не облагается НДФЛ;
- несвоевременное предоставление в налоговый орган информации о налогоплательщике, получившем доход в натуральной форме - при невозможности удержать НДФЛ налоговый агент в течение одного месяца обязан письменно сообщить в налоговый орган о сумме исчисленного налога;
- организация оплачивает квартиры иностранным работникам. Стоимость оплаты не включается в доход этих работников - оплата съемного жилья для работника не облагается НДФЛ, только если работодатель обязан снимать квартиру в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На практике может иметь место такая ситуация: работнику выплатили аванс и не удержали с него НДФЛ. Вторую половину месяца он по какой-то причине не работал (например, взял отпуск за свой счет). В этом случае по итогам месяца организации придется заплатить НДФЛ в бюджет за счет собственных средств, отразив в учете задолженность работника перед организацией, которая, в свою очередь, будет погашена при начислении заработной платы за следующий месяц.
Чтобы избежать проблемы, бухгалтер вполне может удержать НДФЛ сразу при выплате аванса, а перечислить его в бюджет по окончании месяца вместе с суммой налога, удержанного из заработной платы за вторую половину месяца.


2.3 Проблематика и возможные пути решения исчисления и уплаты НДФЛ в современных условиях

Социально-экономические реформы последних лет, изменившие базовые основы российской экономики, преобразовали существовавшую ранее систему формирования государственных доходов, распределения и использования денежных средств, систему бюджетных отношений, обеспечивающих практическое выполнение функций государства.
Переход к рыночным методам управления экономикой, отказ от всеобщего администрирования в области доходов открыли широкие возможности для осуществления населением предпринимательской деятельности.
Однако ускоренное вхождение в рынок имело и свои негативные последствия: налицо расслоение общества, появление лиц как со сверхдоходами, так и живущих за чертой бедности.
Одной из сложных проблем, связанных с налогообложением доходов, является определение налоговой базы.
Методологической основой принципа справедливости выступает прогрессивное и шедулярное налогообложение.
Согласно классическому определению первой методики налоговая система является прогрессивной, если после выплаты налогов неравенство в экономическом положении плательщиков сокращается.
Фактически это достигается посредством сложной прогрессии: размер ставки растет вместе с объектом налогообложения, но повышенная ставка применяется не ко всему объекту, а только к сумме, превышающей предельный уровень. Эта методика применяется в основном в развитых странах и имеет ряд положительных моментов. К их числу можно отнести тот факт, что с его помощью может быть достигнута большая вертикальная справедливость, так как налог исчисляется на основе совокупного дохода индивидуума. Кроме того, налогоплательщик заявляет о своем доходе в одной единственной форме.
Таким образом, при пропорциональном обложении более состоятельный плательщик платит в качестве налогов большую долю своих доходов, чем менее состоятельный плательщик, с чем абсолютно согласен автор.
Что касается шедулярного (классификационного, парциального) налогообложения, то эта методика подразделяет облагаемые объекты, как правило, доходы, в зависимости от источника их поступления на различные группы – шедулы. К каждой шедуле применяются свои правила и размеры налогообложения. Шедулярная методика позволяет каждый вид дохода облагать дифференцировано, поэтому неслучайно, что эта система используется во многих государствах мира.
В числе положительных черт второго подхода можно назвать возможность дифференцирования налогообложения по источникам дохода и, как следствие, достижение преференциального положения одного из источников дохода, например, заработной платы, или же, наоборот, некоторых доходов от капитала.
К важнейшему элементу системы подоходного налогообложения населения относятся социальные вычеты (Приложение 3), которые являются основными налоговыми льготами по налогу на доходы населения в развитых странах. К недостаткам действующего в России механизма применения социальных налоговых вычетов можно отнести:
• низкий уровень вычетов, который не соответствует экономической ситуации;
• значительное ограничение по предоставлению.
В настоящее время, родители, оплатившие лечение или уплатившие страховые взносы по договорам добровольного страхования за своих детей в возрасте до 18 лет, имеют право на социальный налоговый вычет по НДФЛ в сумме таких расходов.
Поправки, предложенные депутатами фракции КПРФ, распространяют такой налоговый вычет еще и на оплату лечения и уплату страховых взносов за детей в возрасте до 24 лет, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях.
Но Правительство РФ эту идею поддерживать не собирается, так как, по его мнению:
- большинство студентов имеют собственные доходы (например, от совмещения учебы с работой, от сдачи своего имущества в аренду), поэтому они могут самостоятельно получить вычет;
- студенты подлежат обязательному медицинскому страхованию, поэтому имеют право на получение бесплатной медицинской и лекарственной помощи;
- расширение сферы применения вычета приведет к уменьшению доходной части бюджетов.
По нашему мнению, это точка зрения не верна, потому что как раз большинство студентов, как раз и не имеют своих доходов. Параллельно с учебой очень сложно найти работу, поэтому работает небольшой процент учащихся.








Заключение

В заключении можно сдать вывод о том, что автором в процессе написания работы были достигнуты цели и задачи, отражающие актуальность данной темы, которые были поставлены во введении.
Введение налога на доходы физических лиц в России в 1916 году предполагало, что у государства есть право, возможность и способность собирать информацию обо всех сторонах экономической деятельности индивида.
Анализ НДФЛ показывает, что он находится в постоянном развитии, впрочем, как и вся налоговая система Российской Федерации. После принятия второй части Налогового кодекса было принято значительное количество документов, внесших изменение в исчисление НДФЛ. Подтолкнул законодателей к принятию этих изменений и мировой финансовый кризис. Теоретическая база для действия этого закона вполне обоснована, налог проработан. В предыдущее десятилетие накоплен большой опыт его взимания.
Сравнивая зарубежный и российский опыт налогообложения налогом на доходы физических лиц, можно отметить высокую долю НДФЛ в доходах бюджета развитых стран. Так, в Австрии он составляет от 21 до 50%, в Норвегии 28-51,3% , в Швеции 0-56%. Но для России это невозможно и преждевременно, так как уровень средней заработной платы в развитых странах значительно выше, чем в России и соответственно, платежи по налогу на доходы так же намного выше.
Создание и все изменения Налогового кодекса преследовали различные цели, в том числе и легализацию высоких доходов физических лиц и выведение их из теневого оборота. Но в РФ до настоящего времени отсутствует действенная система контроля за чрезмерными доходами физических лиц, практически не применяются информационные технологии для повышения эффективности налоговой системы.
Основные проблемы исчисления и уплаты НДФЛ заключаются в ошибках, которые допускают бухгалтера, недостаточно владеющие знаниями НК РФ, в противоречиях в законодательной базе, а так же в самой системе, которая позволяет недобросовестным налогоплательщикам скрывать свои доходы, подлежащие налогообложению НДФЛ.
Налоговые органы в РФ в силу их недостаточной компетентности пока не в состоянии обеспечить выполнение налогового законодательства по полной собираемости налогов, в том числе и НДФЛ. Выполнение плана по наполнению бюджета происходит не за счет высоких доходов состоятельных налогоплательщиков, а за счет оплаты труда работников бюджетной сферы, военных, служащих и работников государственных предприятий.
В связи с тем, что правильность исчисления НДФЛ в конечном итоге отражается на величине налогов, уплачиваемых предприятием, актуальность данной темы касается не только результатов финансовой деятельности предприятия, но и бюджета государства.
Налоговая система нуждается в совершенствовании. Законодательная власть и государственные налоговые органы в условиях финансового кризиса должны осуществлять детальный анализ экономической ситуации в стране для дальнейшего совершенствования налоговой системы.











Список использованной литературы

Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, 2011.-416 с.
НК РФ Российской федерации. Части первая и вторая. - М.: ПРИОР, 2011. - 386 с.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ - издательство МОСКВА-2010г.
Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 23.07.1998 г. в ред. от 03.11.2006 г. // «Собрание законодательства РФ», 25.11.1996, № 48, ст. 5369.
Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г. // Российская газета. 2009. N 4872. 20 марта.
Основные направления налоговой политики на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.
Агапова А.А. Развитие налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации: Автореф. диссертация канд. юрид. наук. М., 2010- 138с.
Булаев С.В. Ближайшие налоговые перспективы // "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 7
Евстигнеев Е.С. Основы налогообложения и налогового законодательства // Питер – 2008-112 с.
Косов М.И. Налогообложение имущества и доходов физических лиц. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010, 240 с.
Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: - ИНФРА-М, 2011.- 507 с.
Никитин С., Глазова Е., Степанова М. Налоги в странах рыночной экономики и в России // Мировая экономика и международные отношения. 2010. N 4. С. 10 - 11.
Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. – 6-е изд., доп. и перераб. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2009-180 с.
Родионов И.В. Управление налоговыми рисками в условиях финансового кризиса: статья / И.В.Родионов, Ф.В.Кудрявцев // Финансовый директор. – 2009. - №5. – с. 43-49
Харитонов С.А. Настольная книга бухгалтера по учету и оплате труда. Издание 6 переработанное. М, 2011-256 с.






















Приложения

Приложение 1. Элементы и характеристика НДФЛ
Приложение 2. Налоговые ставки по НДФЛ
Приложение 3. Социальные вычеты по НДФЛ

Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: - ИНФРА-М, 2011.-с.36
Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. – 6-е изд., доп. и перераб. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2009-с.45
Основные направления налоговой политики на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.

Никитин С., Глазова Е., Степанова М. Налоги в странах рыночной экономики и в России // Мировая экономика и международные отношения. 2010. N 4. С. 10.

НК РФ Российской федерации. Части первая и вторая. - М.: ПРИОР, 2011. - 56 с.

Харитонов С.А. Настольная книга бухгалтера по учету и оплате труда. Издание 6 переработанное. М, 2011-с.78

НК РФ Российской федерации. Части первая и вторая. - М.: ПРИОР, 2011. - 58 с.

Подпункт 3 п. 1 ст. 219 НК РФ.













2

Список использованной литературы

1.Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, 2011.-416 с.
2.НК РФ Российской федерации. Части первая и вторая. - М.: ПРИОР, 2011. - 386 с.
3.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ - издательство МОСКВА-2010г.
4.Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 23.07.1998 г. в ред. от 03.11.2006 г. // «Собрание законодательства РФ», 25.11.1996, № 48, ст. 5369.
5.Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г. // Российская газета. 2009. N 4872. 20 марта.
6.Основные направления налоговой политики на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.
7.Агапова А.А. Развитие налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации: Автореф. диссертация канд. юрид. наук. М., 2010- 138с.
8. Булаев С.В. Ближайшие налоговые перспективы // "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 7
9.Евстигнеев Е.С. Основы налогообложения и налогового законодательства // Питер – 2008-112 с.
10. Косов М.И. Налогообложение имущества и доходов физических лиц. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010, 240 с.
11. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: - ИНФРА-М, 2011.- 507 с.
12.Никитин С., Глазова Е., Степанова М. Налоги в странах рыночной экономики и в России // Мировая экономика и международные отношения. 2010. N 4. С. 10 - 11.
13. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. – 6-е изд., доп. и перераб. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2009-180 с.
14.Родионов И.В. Управление налоговыми рисками в условиях финансового кризиса: статья / И.В.Родионов, Ф.В.Кудрявцев // Финансовый директор. – 2009. - №5. – с. 43-49
15.Харитонов С.А. Настольная книга бухгалтера по учету и оплате труда. Издание 6 переработанное. М, 2011-256 с.


Вопрос-ответ:

Какова история развития налогообложения физических лиц в России?

История развития налогообложения физических лиц в России берет начало еще в царские времена, когда введение налоговых сборов с граждан было одной из основных финансовых мероприятий государства. С течением времени система налогообложения физических лиц менялась и развивалась в соответствии с политическими и экономическими изменениями в стране. В настоящее время налог на доходы физических лиц является одним из основных источников доходов государства и имеет свои уникальные особенности и проблемы.

Какая практика взимания налога с доходов граждан за рубежом?

Практика взимания налога с доходов граждан за рубежом зависит от налогового законодательства страны, где налогоплательщик получает доход. Некоторые страны могут применять двойное налогообложение, когда доходы облагаются налогом как в стране получения, так и в стране резиденства налогоплательщика. В таких случаях могут применяться соглашения о избежании двойного налогообложения, которые направлены на предотвращение повторного налогообложения и обеспечение справедливого распределения налоговых бремен.

Какие основные изменения были в налоговом законодательстве по налогу на доходы физических лиц в 2010-2011 гг?

В 2010-2011 гг в налоговом законодательстве России произошли ряд изменений по налогу на доходы физических лиц. Некоторые из основных изменений включают повышение ставки налога с доходов физических лиц с 13% до 15%, расширение списка доходов, облагаемых налогом, введение новых ограничений и льгот, а также ужесточение ответственности за налоговые правонарушения. Эти изменения были направлены на увеличение доходности бюджета и повышение справедливости налогообложения.

Какова история развития налогообложения физических лиц в России?

История развития налогообложения физических лиц в России начинается с введения налога на доходы граждан в 1998 году. В последующие годы были внесены различные изменения в систему налогообложения, в том числе вводились новые ставки налогообложения и правила исчисления и уплаты налога. В 2001 году была введена консолидированная налоговая база, которая объединила все доходы физических лиц и установила новые ставки налогообложения. В 2011 году налоговая база была расширена, и введены новые льготы и особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Какие основные изменения были внесены в налоговое законодательство по налогу на доходы физических лиц в 2010-2011 гг?

В период с 2010 по 2011 год были внесены значительные изменения в налоговое законодательство по налогу на доходы физических лиц. Была введена новая система исчисления и уплаты налога с доходов граждан, где налоговая база стала шире, были установлены новые ставки налогообложения и льготы. Кроме того, было введено понятие налогового резидента и нерезидента, а также устанавливаются механизмы контроля за исчислением и уплатой налога.

Какие проблемы и ошибки могут возникать при налогообложении и уплате НДФЛ?

При налогообложении и уплате НДФЛ могут возникать различные проблемы и ошибки. Некоторые из них включают неправильное исчисление налога, неправильное заполнение налоговых деклараций, неправильное определение налоговой базы, неправильное применение ставок налогообложения, а также неверное определение налогового статуса налогоплательщика. Кроме того, могут возникать проблемы с недекларированными доходами, несвоевременным уплатой налога, а также с контролем со стороны налоговых органов.

Какова история развития налогообложения физических лиц в России?

История развития налогообложения физических лиц в России насчитывает несколько этапов. Сначала в 1993 году был введен единый налог на доходы граждан, а затем в 2001 году взимание налога на физических лиц было существенно пересмотрено и усовершенствовано.

Какая практика взимания налога с доходов граждан за рубежом?

Практика взимания налога с доходов граждан за рубежом имеет свои особенности и регулируется международными налоговыми соглашениями. Россия имеет соглашения об избежании двойного налогообложения с многими странами, которые определяют порядок взимания налога на доходы за рубежом.

Какие основные изменения произошли в налоговом законодательстве по налогу на доходы физических лиц в 2010-2011 годах?

В 2010-2011 годах были внесены ряд изменений в налоговое законодательство, касающихся налога на доходы физических лиц. Одно из основных изменений состояло в повышении ставки налога с 13% до 30% для некоторых категорий налогоплательщиков, а также введении новых форм исчисления и уплаты налога.

Какие проблемы и ошибки могут возникнуть при исчислении и уплате НДФЛ?

При исчислении и уплате НДФЛ могут возникать различные проблемы и ошибки. Например, организации-налоговые агенты могут неправильно определить размер налоговой базы или применить неверную ставку налога. Также могут возникнуть проблемы с правильным заполнением налоговой декларации или неправильным учетом необходимых документов.