"Дон-Кихот в мировой литературе"

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Литература
  • 1414 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 15.12.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
I. Дон-Кихот Сервантеса
II. Образ Дон - Кихота в мировом пространстве литературы
Заключение
Список использованной литературы
Фрагмент для ознакомления

Всецело принял пафос речи, возвеличивающей донкихотов, поборников добра, и Н. Лесков. В образах его любимых персонажей — и милых сердцу праведников, и народных заступников — отражаются черты трагикомической личности Дон Кихота.
«Великим произведением всемирной литературы», принадлежащим к числу книг, которые «посылаются человечеству по одной в несколько сот лет», назвал «Дон Кихота» и Достоевский. «Из прекрасных лиц в литературе христианской стоит всего законченнее Дон Кихот», — писал он.
Достоевского больше всего интересовали нравственные проблемы, поднятые Сервантесом. Постоянный диалог с Дон Кихотом позволил писателю прояснить свою позицию по отношению к собственному герою — князю Мышкину. Еще одна ниточка связывает «Дон Кихота» с «Идиотом» — их карнавально-фантастическая атмосфера, которая «позволяет повернуть жизнь какою-то другою стороною и к себе и к читателю, подсмотреть и показать в ней какие-то новые, неизведанные глубины и возможности».
Поражают сходством с героем Сервантеса герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита», особенно Иешуа и Мастер.
А «Приключения Петрова и Васечкина» — Санчо и Дон Кихота «в миниатюре» — стали любимым фильмом уже нескольких поколений детей.
Для испанцев, которые по-прежнему видели в нем лишь средство от заблуждений ума и сердца, роман о Дон Кихоте открыли писатели «поколения 98-го».
Задумываясь о будущем своей страны, потерпевшей поражение в войне с США, Унамуно, Ганивет, Асорин, Ортега-и-Гассет обратились к роману Сервантеса. Размышления о книге переросли в рассуждения о предназначении Испании, ее трудной судьбе, о врожденном достоинстве и чести испанцев. И благодаря писателям «поколения 98-го» «Дон Кихот» превратился в национальный миф.
Очень много говорил и писал о романе Мигель де Унамуно — поэт, писатель, драматург, публицист. В 1905 году, когда праздновался 300-летний юбилей романа Сервантеса, вышла его книга «Житие Дон Кихота и Санчо».
Подробно комментируя роман, проводя множество параллелей между романной биографией Ламанчского рыцаря и легендарной биографией Христа, Унамуно представил кихотизм как своеобразный вариант испанской религии: наш «жалкий век», которым правят равнодушие и выгода, можно исправить только «безумием», за которое принимается все благородное и героическое.
А для этого необходимо отвоевать «Гроб Рыцаря Безумств у завладевших им вассалов Благоразумия» — священников, каноников, герцогов, цирюльников и им подобных. Мигель де Унамуно был таким же «будоражителем душ», как Дон Кихот, он страстно призывал людей: «Человек должен знать, кем он хочет стать, а не довольствоваться тем, кто он есть!»
Оценки романа Сервантеса и образа Дон Кихот менялись в разные исторические эпохи. Первые истолкователи романа видели в Дон Кихот чисто комический персонаж, пародию на рыцарский идеал, призванную отвадить читателей от чрезмерного увлечения рыцарскими романами.
Та же точка зрения сохраняется у представителей раннего английского Просвещения (Дефо, Аддисон), которые в образе Дон Кихот выделяют лишь нелепые и комические черты.
Но уже у Филдинга Д.К., сохраняя все свои смехотворные стороны, рассматривается как заслуживающий сочувствия персонаж. Под влиянием Дон Кихот в английской литературе был создан образ чудака (у Филдинга, Стерна, Смоллета, Голдсмита, позже, в XIX веке, - у Диккенса).
Заключение
Ряд современников и ближайших литературных потомков Сервантеса создали многочисленные подражания его роману, где продолжали описывать похождения Дон-Кихота. Многие писатели в последующие века продолжали в новом аспекте и с точки зрения их эпохи творить вариации на тему «Дон Кихота».
Одной из таких вариаций был «Освобождённый Дон Кихот» А. В. Луначарского. Истолкованием этого образа занимались не только крупные историки литературы (Пелисер, Тикнор, Хуан Валера, Стороженко), но и философы (Шеллинг, Гегель), и классики литературы (Байрон, Гюго, Гейне, Тургенев), и критики (Белинский).
При всем различии толкований почти все писавшие о Дон Кихоте сходились на утверждении, что Дон Кихот является общечеловеческим образом, выражающим вечные свойства человеческого духа, причисляли его к «вечным спутникам» человечества (Мережковский).
Этот роман - одна из популярнейших книг мировой литературы. По итогам опроса, проведенного в 2002 г. Нобелевским институтом в Осло, «Дон Кихот» признан лучшим литературным произведением в истории человечества.
Образ Дон Кихота получил множество воплощений в литературе и живописи, театре и кино. Имя Дон Кихота стало нарицательным, а выражения «рыцарь печального образа», «сражаться с ветряными мельницами» - крылатыми фразами.



Список использованной литературы
1. Багно В.Е. Дорогами «Дон Кихота»: Судьба романа Сервантеса. - М.: Книга, 1988. - 448 с.
2. Багно В. Русское донкихотство как феномен культуры // Вожди умов и моды. Чужое имя как наследуемая модель жизни. СПб.: Наука, 2003. С. 217—233
3. Красноглазов А.Б. Сервантес. — М.: Мол. гвардия, 2003. — 304 с.
4. Набоков В.В. Лекции о «Дон Кихоте». М.: Независимая Газета, 2001, 328 с.
5. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о «Дон Кихоте»/Пер. с исп. О.В. Журавлева, А.Б. Матвеева. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997. - 332 с.
6. Пискунова С. А. Дон Кихот: динамическая поэтика//Вопросы литературы 2005.-N1, с.27-32
7. Светлакова О.А. «Дон Кихот» Сервантеса: Проблемы поэтики. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1996. - 107 с.
8. Хёйзинга Й. Осень Средневековья/Пер. с нидерландского Д.В. Сильвестрова. - М.: Айрис-пресс, 2002. - 544 с.












14

1. Багно В.Е. Дорогами «Дон Кихота»: Судьба романа Сервантеса. - М.: Книга, 1988. - 448 с.
2. Багно В. Русское донкихотство как феномен культуры // Вожди умов и моды. Чужое имя как наследуемая модель жизни. СПб.: Наука, 2003. С. 217—233
3. Красноглазов А.Б. Сервантес. — М.: Мол. гвардия, 2003. — 304 с.
4. Набоков В.В. Лекции о «Дон Кихоте». М.: Независимая Газета, 2001, 328 с.
5. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о «Дон Кихоте»/Пер. с исп. О.В. Журавлева, А.Б. Матвеева. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997. - 332 с.
6. Пискунова С. А. Дон Кихот: динамическая поэтика//Вопросы литературы 2005.-N1, с.27-32
7. Светлакова О.А. «Дон Кихот» Сервантеса: Проблемы поэтики. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1996. - 107 с.
8. Хёйзинга Й. Осень Средневековья/Пер. с нидерландского Д.В. Сильвестрова. - М.: Айрис-пресс, 2002. - 544 с.

Вопрос-ответ:

Какую роль играет Дон Кихот в мировой литературе?

Дон Кихот занимает важное место в мировой литературе. Его образ стал символом героической борьбы за справедливость и человеческие идеалы. Он вдохновил многих писателей и стал главным героем одного из самых известных произведений мировой литературы - "Дон Кихот" Мигеля де Сервантеса.

Какие черты трагикомической личности отражаются в образе Дон Кихота?

В образе Дон Кихота отражены черты трагикомической личности. Он страстный идеалист, который отказывается видеть реальность и живет в своем фантазийном мире. Он часто попадает в смешные и нелепые ситуации, но в то же время у него есть глубокое чувство справедливости и желание бороться за добро.

К каким литературным героям относится Дон Кихот?

Дон Кихот относится к числу литературных героев, которые стали символами идеализма и борьбы за справедливость. Его образ часто ассоциируется с героями других произведений, такими как Робин Гуд, Шерлок Холмс, Гарри Поттер и другими.

Какие книги посвящены Дон Кихоту?

Существует множество книг, посвященных Дон Кихоту. Одним из самых известных произведений является "Дон Кихот" Мигеля де Сервантеса. Также есть много других книг, в которых встречаются персонажи, вдохновленные образом Дон Кихота.

Что делает образ Дон Кихота великим произведением всемирной литературы?

Образ Дон Кихота считается великим произведением всемирной литературы, потому что он стал источником вдохновения для многих поколений писателей и читателей. Он символизирует борьбу за идеалы и противостояние неправде и злу. Этот образ не потерял своей актуальности на протяжении нескольких веков и продолжает волновать сердца людей.

Какое место занимает Дон Кихот в мировой литературе?

Дон Кихот занимает одно из самых высоких мест в мировой литературе, его произведение считается великим шедевром.

В чем заключается образ Дон Кихота в мировом пространстве литературы?

Образ Дон Кихота в мировом пространстве литературы является символом поборника добра и праведности, а также отражает трагикомическую личность.

Какие черты трагикомической личности отражаются в образах персонажей Дон Кихота?

В образах персонажей Дон Кихота отражаются черты праведников и народных заступников, которые являются милыми сердцу и поборниками добра, но при этом нереальными и комическими.

Какие книги считаются всемирными произведениями, которые посылаются человечеству уже несколько сот лет?

Среди всемирных произведений, посылаемых человечеству уже несколько сот лет, книгой, названной Дон Кихотом, занимает особое место.

Какие персонажи отражают черты трагикомической личности Дон Кихота?

Персонажи, отражающие черты трагикомической личности Дон Кихота, являются его любимыми и милыми сердцу, а также праведниками и народными заступниками.

Какую роль играет образ Дон Кихота в мировой литературе?

Образ Дон Кихота сыграл важную роль в мировой литературе. Он стал символом мечтателя, который борется за свои идеалы, несмотря на невозможность их достижения. Дон Кихот стал источником вдохновения для многих писателей, и его образ часто используется для отражения глубоких философских и социальных проблем.

Какие черты трагикомической личности отражаются в образе Дон Кихота?

В образе Дон Кихота можно увидеть черты трагикомической личности. Он является идеалистом, который верит в невозможное. Он живет в мире своих собственных фантазий и не видит реальности. В тоже время, он смешен и трогателен своей преданностью своим идеалам и борьбой за них. Его нелепые приключения и неуклюжесть делают его героем трагикомедии.