Вам нужна дипломная работа?
Интересует Маркетинг?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Организация торгово-технологического процесса магазина и пути его улучшения ( на материалах магазина).

  • 108 страниц
  • 38 источников
  • Добавлена 11.01.2010
1 950 руб. 6 500 руб.
Купить в 1 клик Скачать превью
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение
1. Теоретические основы управления торгово-технологическими процессами в розничной торговле
1.1. Содержание торгово-технологического процессов в розничной торговле
1.2. Организация товароснабжения, приемки и хранения товаров в розничной торговле
1.3. Основные методы и формы обслуживания покупателей
1.4. Технологии формирования ассортимента и выкладки в розничной торговле
2. Исследование торгово-технологических процессов магазина ООО «Терра»
2.1. Краткая характеристика магазина и его системы управления
2.2. Исследование ассортимента, ценовой и рекламной политики магазина
2.3. Исследование методов и форм обслуживания в магазине
2.4. Исследование организации товароснабжения, приемки и хранения товаров в магазине
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию торгово-технологических процессов в магазине ООО «Терра»
3.1. Разработка мероприятий по повышению качества обслуживания
3.2. Разработка рекомендаций по оптимизации ассортимента
3.3. Разработка рекомендаций по повышению эффективности выкладки товаров
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2

Фрагмент для ознакомления

Наиболее прогрессивные розничные торговые предприятия давно уже осознали необходимость уделять должное внимание данным аспектам своей деятельности.
Как было сказано ранее, покупатели зачастую испытывают проблемы с поиском нужного товара в магазине. Особенно это актуально с учетом организации торговли в ООО «Терра» посредством самообслуживания.
Эффективная выкладка позволит покупателям быстро сориентироваться в ассортименте и ускорит время обслуживания покупателей, которые не будут вынуждены объяснять продавцу, какой именно товар они хотят приобрести.
Рекомендации можно разделить по нескольким направлениям:
определение места расположения товарных групп в торговом зале;
определение площади торгового зала под ассортиментную группу;
определение способа и места выкладки товара на оборудовании;
оформление полок.
Разработку стандартов мерчандайзинга рекомендуется возложить на компанию «Юнион-Консалтинг», имеющую большой опыт работы в данной сфере. Самостоятельно разработать стандарт выкладки при таком большом ассортименте весьма затруднительно и трудоемко. Кроме того, необходимо разработать стандарт зонирования пространства в магазине ООО «Терра».
Разработка зонирования магазина «Терра» должна осуществляться на основе качественного и количественного анализа. Проведение количественного анализа должно базироваться на данных о продажах в магазине в 2008 году.
1. Проведение количественного анализа.
1.1. Определение соотношения коэффициентов (торговая площадь к общей, экспозиционная площадь к торговой площади).
Для соответствия планировки магазина требованиям необходимо определить:
Коэффициент «качество проектировки магазина» = торговая площадь/ общая площадь. Наиболее оптимальное значение коэффициента должно равняться 0,7, то есть 70% торговой к 30% складской.
Торговая площадь ООО «Терра» = 541 м2.
Площадь ООО «Терра» со складскими помещениями = 746 м2.
Коэффициент «качество проектировки магазина» = 541/746 * 100% = 72,5%.
Таким образом, полученное значение коэффициента соответствует рекомендуемому.
1.2. Определение целевого пространства для каждой подгруппы в рамках типа стеллажа (с количеством и видом стеллажей и полок).
Определение целевого пространства подгруппы (c учётом маржинальной прибыли).
Рассмотрим пример:
а) Суммарная маржа по магазину по подгруппе «Соки» составляет = 59946,67 руб.
б) Суммарная маржа по магазину по всем группам (расположенным на сухих стеллажах) в магазине – составляет 899034,05 руб.
Таким образом, подгруппа соки должна составлять:
6,6% от площади всех сухих стеллажей магазина.
Определение целевого пространства подгруппы (c учетом «среднесуточного выбытия»).
Рассмотрим пример:
а) Суммарное среднесуточное выбытие по магазину по подгруппе «Соки» составляет = 749,87 шт.
б) Суммарное среднесуточное выбытие по магазину по всем группам (расположенным на сухих стеллажах) в магазине – составляет 12181,65 шт.
Таким образом, подгруппа соки должна составлять
6,16% от площади всех сухих стеллажей магазина.
Окончательное определение целевого пространства под подгруппу.
При расчете учитываются данные, полученные выше:
Целевое пространство под подгруппу = (6,6%+6,16%)/2 = 6,38% площади сухих стеллажей.
Качественный анализ – это определение местоположения товарных групп в торговом зале.
Качественный анализ состоит из следующих этапов:
Определение высокоприоритетных зон в магазине.
Распределение категорий товаров по ролям с учетом формата магазина.
Распределение категорий товаров по различным по приоритетности зонам в магазине согласно с их ролями.
Соблюдение правил товарного соседства при зонировании магазина.
Проведение качественного анализа строится на понятии «потребительских потоков».
«Потребительские потоки» - путь, который проходят покупатели в магазине. Как правило, основные потоки идут по периметру зала, справа налево, при правостороннем входе. При левостороннем - потоки разделяются, что осложняет определение приоритетности зон в магазине. В магазине существует естественное направление движения покупателей, которое должно определяться еще на стадии проектирования магазина: расположение входа, торгового оборудования в зале и касс.
Важной стадией в проведении качественного анализа является определение приоритетности мест в магазине. Выделение приоритетных мест базируется на знании потребительских потоков: чем большее количество человек проходит по определенным маршрутам в магазине, тем более приоритетными они являются.
Учитывая фактор «приоритетности», в магазине ООО «Терра» можно выделить следующие зоны (рис. 3.1): высокоприоритетные зоны (магистральные проходы, периметр зала, зона возле касс); зоны средней приоритетности (проходы в центре зала); низкоприоритетные зоны (проходы на выходе из зала) . Определение приоритетности зон в магазине исходит из определения «потребительских потоков» и основывается на данных потребительских исследований и опросов.


- Высокоприоритетные зоны.

- Зоны средней приоритетности.

- Низкоприоритетные зоны.


Рис. 3.1. Приоритетные зоны в магазине

Помимо разбиения торгового зала на зоны необходимо классифицировать категории товаров, в соответствии с их ролями, для распределения по различным, по приоритетности, зонам в магазине. В таблице 3.8 представлены роли категорий.
Таблица 3.8
Роли категорий
Роль
категории Значимость для магазина Значимость для покупателя Статистика Категории (см. таблицы и рисунки далее ) Целевые Эти категории должны иметь наивысший приоритет в данном магазине зарабатываем на:
1 Марже.
2. Обороте
Привлекаем данной категорией.
1.Имидж, Разнообразие, Удовольствие, Развлечение.
2.Свежесть, Качество, Обычно таких 5 / 7% категорий Овощи-фрукты (101), Молочка + (103), Традиция (104, 105, 106, 107, 110, Кондитерка (214, 215), Выпечка (217), - Холод (102, 103, 104, 105, 108, 110), Пиво ?, Соки ? Гриль ? Необходимые Эта категория нужна для увеличения продаж и удовлетворения основных потребностей в плановых покупках целевой аудитории магазина. Привлекаем ценой (убыточные лидеры). Зарабатываем на обороте. Привлекаем ассортиментом и ценой. Каждодневные нужды потребителей, Товары, удовлетворяющие определенную рядовую потребность, Товары первой необходимости, Для длительного потребления, Социально-значимые товары. 55 / 60 % категорий Безалкогольные напитки (201), Яйца (109), Хлеб (217), пищевые концентраты (210), Вакуум + (104, 105, 106), Масло (208), Консервация (205), Бакалея (209), Мука (209), Сахар (209), "Сухая" молочка (103), Чай (203), Кофе (204), Туалетная бумага (308), СМС (301), ЧС и Хоз. Товары (314, 315). Сезонная Они важны для привлечения покупателей, и повышения продаж в «мертвые» сезоны (постоянная смена ассортимента).
Привлекаем месторасположением категории.
Зарабатываем на:
Марже.
Товарообороте. 1.Разнообразие, оригинальные товары, товары «по случаю»,
2.Покупка с дисконтом (распродажа, акция). 10% категорий Сухофрукты (220), мороженое (103), Канцелярия. Акции.



Продолжение таблицы 3.8
Импульсная Зарабатываем на обороте и марже за счет небольших размеров товаров и привлекательным месторасположением категории. Для «моментального» потребления, Полное удовлетворение определенных потребностей. 10% категорий Чипсы (212), Специи (211), Соусы (206), полиграфия (339), Предкассовая зона, Соусы, Одноразовая посуда. Удобство (несезонные товары) Минимальный ассортимент в категории. Повышения лояльности целевой аудитории. Необходима для конкурентной борьбы (покупатель может купить все в одном месте).
Зарабатываем на марже. «Купить все в одном месте». 15 / 20% категорий Косметика (305, 306), Парфюмерия (305, 306), игрушки (322), карты оплаты (334), лампочки, Продукты для детей (308, 305), Товары для животных (313), Бритье (311), Део (305), Средства для рта (303), Женская гигиена (308), Диабетика (213), Батарейки, Текстиль (330), Посуда (317), Галантерея (331).

Целевые категории: поскольку магазин ООО «Терра» ориентируется на сегмент среднего достатка, он позиционируется как «магазин средних цен», следовательно, целевые категории должны быть таковыми, что целевая аудитория хочет и может себе позволить материально более разнообразный и затратный уровень удовлетворения потребностей, нежели первостепенные (голод, жажда, гигиена), то речь идет о разнообразии, развлечении, самовыражении, заботе о близких. Поэтому одним из критериев попадания категории в группу «Целевые» будет физическая возможность целевой аудитории позволить себе удовлетворить вышеуказанные потребности при таком уровне цен, с другой стороны, будет желание покупателя удовлетворять эти потребности посредством данной категории.
Для демонстрации первой стороны возьмем «Элитный алкоголь». Он не должен быть целевым т.к. люди со средним достатком не могут в полной мере использовать возможности ассортимента и других преимуществ Целевой роли. С другой стороны характерен пример Бакалеи, данная категория затрагивает первостепенные потребности в приготовлении каждодневной пищи, поэтому вряд ли целевая аудитория захочет тратить большую сумму денег за ассортимент, эксклюзивность или особенность в данной категории.
Есть категории, которые потенциально могут заинтересовать своим разнообразием (возможностью пробовать новинки, дорогие товары, редкие), но могут и быть необходимыми, это Соки, Безалкогольные Напитки, Пиво, Вино, Ординарный алкоголь, Снеки, Чай, Кофе, Консервы.
Есть категории, которые попадают в роль Целевые по географическому признаку формата магазина, то есть «Магазин у дома». То есть те товары, которые вызывают то же желание «расширенного» удовлетворения потребности, но дополнительно могут быть куплены потому, что человек по какой либо причине не поедет в более дальние магазины (не довезет, испортиться или станет не свежим, потеряет товарный вид, тяжело везти или тащить, хрупкий товар, редко бывает свежим в больших магазинах и т.д.). Мы говорим о «-» холоде, «+» холоде (особенно мясных и рыбных деликатесах и также молочных десертах), традиционном прилавке (салаты и готовая кулинария), овощи и фрукты.
Необходимые: существуют для удовлетворения основных, «Базовых» потребностей покупателей, тех потребностей, при которых не нужно разнообразие, новинки или специальные отличия продуктов, к таким категориям всегда относятся: Бакалея, Яйца, Сахар, Часть молочной продукции, которые обеспечивают те же базовые потребности (молоко, кефир, сметана, творог). Плюс та часть категорий которая не попала в целевые это могут быть (Соки, Безалкогольные Напитки, Пиво, Вино, Ординарный алкоголь, Снеки, Чай, Кофе, Консервы), а также «обязательный» нонфуд (СМС, чистящие средства, хозтовары, Гигиена, туалетная бумага и освежители).
Сезонные: определяются достаточно жестко позиционированием магазина и собственно сезоном. Зима (омыватель для автомобилей, товары для спорта и отдыха, электротовары, галантерея), Весна (садовый инвентарь, инвентарь для шашлыков), Лето (товары для отдыха и досуга, туризма), Осень товары (для мытья авто, зонтики).
Импульсные: определяются достаточно жестко потребительским поведением (незапланированной или частично запланированной мотивацией к покупке) сюда входят как чисто импульсные каждодневные товары: Жевательная резинка, Шоколад (и вся предкассовая зона), Снеки, Соусы, Приправы. Также сюда входят праздничные товары (частично импульсные): Цветы, открытки, игрушки, товары к определенным праздникам (Новый год, Масленица, Рождество, Пасха, 9 Мая, 8 Марта, 12 февраля и т.д.).
Удобство: это те категории, которыми нам не очень выгодно торговать или непрофильные товары, но либо ими уже торгуют конкуренты, или потребительские исследования говорят о необходимости присутствия данной категории в магазине, или мы знаем, что данная группа не займет много места и лояльность от ее присутствия компенсирует финансовые потери магазина с квадратного метра площади. К данным категориям относятся Батарейки, Парфюмерия, и др.)
Определив роли категорий (групп), можно выработать стратегические действия по каждой категории товаров (таблица 3.9).
Таблица 3.9
Стратегии по категориям
Роль категории Ассортимент Ценообразование Пространственное представление Промоушен Целевая Полный ассортимент (шире, чем у конкурентов), эксклюзив 1.Высокие цены, высокое качество.
2.Низкие цены, высокое качество. Наилучшее место в магазине (периметр, магистральные проходы). Высокий уровень активности. Высокая частота. Высокая продолжительность Необходимая Широкий ассортимент (равен, либо шире чем у конкурентов) Цены ниже рыночных (для убыточных лидеров). Конкурентоспособные цены (на остальное). Наихудшее положение (центр зала). Средний уровень активности. Средняя частота и продолжительность. Импульсная Топовые, известные марки товаров Конкурентоспособные цены, выше среднего. Хорошее и лучшее местоположение (Вход, выход, торцы, касса). Средний уровень активности. Сезонная Сезонные изменения широты ассортимента Низкие Хорошее и лучшее местоположение (Вход, выход, торцы, касса). Сезонная активность Определив роли категорий необходимо распределить их по различным по приоритетности зонам в магазине согласно с их ролями (рис. 3.2).



- Целевые категории товаров.

- Необходимые категории.

- Импульсные и Сезонные категории.

- Категория Удобство.


Рис. 3.2. Распределение категорий в магазине
Целевые категории – высокоприоритетные зоны, импульсные и сезонные категории – высоко и – среднеприоритетные зоны, необходимые категории – средне и – низкоприоритетные зоны, категория Удобство – низкоприоритетные зоны. Для определения положения категории в зонах различной приоритетности используются следующие данные: данные потребительских исследований и опросов; данные по продажам и маржинальной прибыли различных категорий; концепция компании.
При зонировании магазина особую роль отводилась учету требований СЭС по соседству товарных подгрупп в торговом зале. Требования СЭС имеют наивысший приоритет при зонировании магазина.
При зонировании учитывают следующие требования СЭС:
«Традиционные» прилавки. Тот сегмент «традиционного» прилавка, на котором расположена рыбная продукция, должен быть отделён от соседних сегментов герметичной перегородкой. Размещение ценников на палочках, втыкаемых в товар, также противоречит нормам СЭС, так как в этом случае нарушается целостность упаковки/оболочки товара.
Товарное соседство: фуд/нон-фуд. Согласно санитарным нормам, продовольственные и непродовольственные товары не могут соседствовать на стеллажах. Это означает, что они не должны находиться в прямом контакте друг с другом. Соответственно, как, например, в случае с соседством детского питания и товаров по уходу за детьми, эта проблема может быть решена разделением двух соседствующих сегментов плексигласовой перегородкой, такой же, какая используется на молочных «пристенках». При условии наличия такой перегородки между вышеуказанными товарными группами любые претензии сотрудников органов Санэпиднадзора (если таковые появятся) будут совершенно необоснованными. Согласно старым же правилам, пищевые и непищевые продукты могли располагаться только на расстоянии более 120 см друг от друга. В любом случае, если они расположены на стеллажах друг напротив друга, это не противоречит даже правилам в старой редакции, так как минимальная ширина стандартного немагистрального прохода равна 140 см.
Нижняя полка стеллажа. Согласно нормам СЭС, товар, расположенный на нижней полке стеллажа, должен находиться на расстоянии не менее чем 15 см. от пола. Считается, что базовая полка наших стеллажей типа «ёлка» находится на расстоянии 13 см. от пола. В связи с этим, теоретически могут возникнуть проблемы. Этот же момент касается и паллетной выкладки.
Определение местоположения категорий товаров в торговом зале проводиться в соответствии с классификатором зонирования (таблица 3.10).

Таблица 3.10
Классификатор зонирования
А В С D E 1 Туристская
2 Группы\подгруппы Номера
сегментов
Кол-во Полок в
сегменте Отклонение от комплекта для всего магазина 3 Овощи, фрукты 1-4 4 Спец.оборудование 4 ''-'' Овощи, фрукты 7-9 3 Спец.оборудование

5 Картофель Вместе с овощами и фруктами Спец.оборудование
6 Сухофрукты, семечки, несоленые и без сахара орехи 82 1 Спец.оборудование
7 Соки, морсы, сокосодержащие напитки (кроме молочных)
83-88
6
6
6
8 Сладкая вода (+ холодный чай, энергетические напитки).
10-11
2
5
0
9 Питьевая, минеральная и столовые воды (кроме детской).
12-13
2
5
0
10 Кулеры под корпоративный договор 9а-Кола, 89-2 кулера пиво 3 Спец.оборудование 11 Шкаф с элитным алкоголем 22 1 Спец.оборудование
12 Водка, коньяк, коньячные напитки, настойки, виски, тэкила
18-21
4
5
0 13 Вино, шампанское, вермуты 14-17 4 5 0 14 Пиво 90-94 5 5 0 15 Слабоалкогольные напитки 90а 1 6 1
16 Закуски к пиву (чипсы, сухарики, кальмары и т.д.). 95-98 4 6 4 17 Яйца 124 1 Спец.оборудование 18 Выпечка 35 1 Спец.оборудование 19 Хлеб и хлебобулочные изделия 36-37 2 Спец.оборудование
20 Пищевые концентраты (в т.ч. красное сусло, желатин, супы, завтраки, лапша) 100-102а 4 7 8 21 Диабетика 103 1 7 2
22 Вакуум (+) (деликатесы, рыба, мясо, колбасные изделия) 30-34 5 Спец.оборудование
Рекомендуемое распределение категорий товаров в магазине представлено в Приложении 2.
Рассмотрим рекомендации по совершенствованию выкладки.
Для каждой товарной группы из представленных в торговом зале необходимо разработать свои принципы мерчандайзинга, на основе которых осуществляется выкладка товаров (планограммы). Мерчандайзинг – это комплекс мер, направленных на продвижение того или иного товара, марки, упаковки в торговом зале. Для этого используются три основных инструмента:
выкладка товара. Товар, имеющий привлекательный для целевой группы дизайн, притягивает уже своим наличием на полке;
наличие рекламных элементов в пространстве магазина; Это плакаты, буклеты, воблеры, ценники, подвесные и «стоячие» модели товара, монетницы, стенды и пр..
обеспечение наличия товара. Функция этого инструмента проста: обеспечить необходимое и достаточное количество товара.
Планограмма – документ, в котором отображены товарные позиции в том виде, как они должны располагаться на стеллажах. Планограмма может существовать в двух видах – в виде фотограммы и схемограммы. На фотограмме отображается то, как должен выглядеть стеллаж товара после выкладки. Каждой фотограмме соответствует схемограмма, из которой можно получить дополнительную информацию о количестве фейсингов товара и штрих-коде, но нельзя узнать, как выглядит тот или иной товар.
Одним из важнейших условий успешной работы магазина ООО «Терра» является правильная выкладка товара. Выкладка может считаться правильной только тогда, когда она соответствует планограмме. Планограмма, которая предоставляется для реализации в торговом зале, является оптимальной для магазина, поскольку она основана на результатах глубокого анализа экономических параметров товаров. Практика показывает, что осуществление выкладки по планограмме увеличивает товарооборот магазина.
Важно отметить, что ответственность за соблюдение стандартов выкладки в равной степени лежит и на продавцах и на администрации магазина. Если в обязанности продавцов входит физическое поддержание выкладки, то в обязанности администрации – контроль наличия товаров, своевременный заказ недостающих позиций, контроль соответствия выкладки планограмме.
Пример требований к осуществлению выкладки товарной группы «Соки и нектары» представлен ниже на рис. 3.3.

Морсы
(~18 включая
сокосод. нап.)
СОКИ И НЕКТАРЫ (~139) Сокосодержащие напитки
(~18 включая морсы) Высокая ценовая
категория /соки
премиум класса/ Средняя ценовая категория Низкая ценовая категория БРЕНД Объем /0,2-0,5л./
БРЕНД
БРЕНД
БРЕНД
БРЕНД Объем /1л. и более/ Объем
/не более 1,5 л./ Объем
/не более 1,5 л./ Объем
/не более 1,5 л./ Объем
/не более 1,5 л./ Низкая ценовая
категория Объем /0,2-0,5л./ Объем /0,2-0,5л./ Объем /0,2-0,5л./ Объем /0,2-0,5л./ Объем /0,2-0,5л./ Объем
/1л. и более/ Объем /1л. и более/ Объем
/1л. и более/ Объем /1л. и более/ Объем /1л. и более/ Рис. 3.3. Принципы выкладки товарной группы «Соки и нектары»
На основе планограмм разработан стандарты работы для администраторов-товароведов.
Стандарт для администраторов-товароведов (работа с планограмами)
Визуальное восприятие:
визуальная привлекательность;
аккуратность размещения товара на полке;
аккуратность (гармоничность) расположения полок на стеллаже.
Эффективность использования места на стеллажах:
избежание финансовых потерь магазина (каждый сантиметр торгового оборудования должен приносить прибыль);
положительное восприятие со стороны покупателей. Поддержание имиджа магазина.
Удобство покупки:
лёгкость снятия товара с полки;
быстрота поиска товара на полке
Безопасность:
оптимальное количество вертикальных фейсингов (с целью сохранения устойчивости выкладки на стеллаже);
наличие перегородок на полках с товаром в неустойчивых упаковках;
целостность транспортной упаковки (актуально для формата «Дёшево»).
Основная задача – не разместить на полках как можно больше товара любым путём. Покупатель, подходя к стеллажу, должен видеть аккуратность выкладки. Товар, наваленный в несколько слоёв, не добавляет приятных эмоций. Тем более настроение покупателя не улучшится, если товар, не поместившийся на стеллажах, будет стоять в проходах, затрудняя передвижение по магазину и закрывая доступ к товарам на полках.
При расчете объема и кратности заказа того или иного товара необходимо учитывать возможность размещения заказанного количества на том пространстве, которое отведено этому товару согласно планограмме и возможность своевременного пополнения запаса товара на полке до прихода следующей партии.
На планограмме представлен ассортимент товаров согласно утвержденной отделом матрице, поэтому товар, не представленный на планограмме, не должен заказываться, а товар, представленный на планограмме, должен присутствовать в магазине всегда. Необходимо исключить возможность приема товара, заказанного представителями поставщика. Заказы должны осуществляться только администратором-товароведом магазина.
Также разработан стандарты работы для продавцов-консультантов.
Стандарт для продавцов (работа с планограммами)
Терминология:
Выкладка – это то, каким образом товары размещены на стеллажах.
Планограмма – документ, в котором отображены товарные позиции в том виде, как они должны располагаться на стеллажах. Планограмма может существовать в двух видах – в виде фотограммы и схемограммы. На фотограмме отображается то, как должен выглядеть стеллаж товара после выкладки. Каждой фотограмме соответствует схемограмма, из которой можно получить дополнительную информацию о количестве фейсингов товара и штрих-коде, но нельзя узнать, как выглядит тот или иной товар.
Сегмент – стеллаж, на котом расположены товары.
Стеллаж - совокупность сегментов, стоящих рядом друг с другом.
Группировка – способ расположения товарных позиций относительно друг друга.
Бренд - торговая марка.
Передняя линия – линия, которая проходит по краю полки, она нужна для того, чтобы первый ряд был ровным. Первая линия должна быть заполнена всегда
Фейсинг – единица товара, находящаяся в передней линии.
Типы оборудования:
«Сухие» стеллажи
«Сухие» стеллажи бывают 2-х типов – «ёлка» и «4 ноги».
Стеллаж «ёлка» отличается тем, что базовая полка на 10см. глубже остальных. Её глубина чаще всего составляет 53см., тогда как глубина остальных – 43см. Ширина «ёлок» может быть 100см. и 125 см. Как правило, торцевые стеллажи имеют ширину 100см.
У стеллажа «4 ноги» глубина всех полок одинакова (60 см.). В абсолютном большинстве случаев ширина таких стеллажей составляет 125см., однако встречаются нестандартные стеллажи «4 ноги» шириной 100см.
«Боннета»/«Холод - » - холодильник для хранения замороженных продуктов.
«Молочная горка»/«Холод +» («пристенки») - холодильник для хранения скоропортящихся продуктов, не требующих глубокой заморозки.
«Ценникодержатель» - пластмассовое приспособление для закрепления ценников на стеллаже.
Одним из важнейших условий успешной работы магазина является правильная выкладка товара. Выкладка может считаться правильной только тогда, когда она соответствует планограмме. Планограмма, которая предоставляется для реализации в торговом зале, является оптимальной для магазина, поскольку она основана на результатах глубокого анализа экономических параметров товаров. Помните, что осуществление выкладки по планограмме увеличивает товарооборот магазина. Реализация и поддержание выкладки в соответствии с планограммой – необходимые действия сотрудников торгового зала.
Важно отметить, что ответственность за соблюдение стандартов выкладки в равной степени лежит и на продавцах и на администрации магазина. Если в обязанность продавцов входит физическое поддержание выкладки, то в обязанность администрации – контроль наличия товаров, своевременный заказ недостающих позиций, контроль соответствия выкладки планограмме.
Основные требования к размещению товара на полке:
а) Аккуратность (опрятность, визуальная привлекательность).
Полки стеллажей должны поддерживаться в постоянной чистоте. Товар в бракованной или поврежденной упаковке должен удаляться с полки.
б) Обзорность
Товар располагается на полке лицевой частью к покупателю.
в) Заполненность полок.
Необходимо постоянно поддерживать заполненность полок. Если товар отсутствует необходимо заполнять образовавшиеся промежутки. Не должна создаваться ситуация, когда на полке стоит ценник, а соответствующего товара нет.
В этом случае ценник снимается до поступления товара.
г) Пополнение запасов.
Обязательное правило - первый ряд должен быть постоянно заполнен.
Передвижение продуктов на переднюю линию (по мере выбытия).
Правило сроков хранения и выбытия товаров - Первым пришел первым ушел.
Партия товара, поставленная в магазин ранее должна продаваться в первую очередь. Для пополнения товаров на полках следует выбирать продукцию из партии, поставленной раньше или сроки хранения которой истекают быстрее. При пополнении запаса в торговом зале (на полках и прилавках) товар, поступивший со склада, должен ставиться назад, а имеющийся товар продвигаться вперед.
д) Соответствие.
Каждый ценник должен соответствовать своему товару. Ценник должен находиться в центре под товарной позицией на ценникодержателе. Если товар отсутствует на полке, то ценник необходимо убрать. Рваные и грязные ценники необходимо заменять.
е) Правила презентации товара в торговом зале.
Продавец дополняет информацию в магазине, своевременно обновляя ценники и рекламные материалы, а также, отвечая на вопросы покупателей.
Основная задача – не разместить на полках как можно больше товара любым путём. Покупатель, подходя к стеллажу, должен видеть аккуратность выкладки. Товар, наваленный в несколько слоёв, не добавляет приятных эмоций. Снять любой продукт с полки должно быть для покупателя легко и безопасно. Необходимо исключать ситуации, когда снятие одного продукта с полки может привести к тому, что другие товары упадут или повредятся. Поэтому нельзя расставлять такие товары, как, например, консервы в стеклянных банках, в несколько вертикальных фейсингов (ставить банки одна на одну).
Процесс осуществления и поддержания выкладки по планограмме.
Подготовка оборудования:
Перед тем, как начинать выставлять товар, необходимо протереть полки, на которых он будет располагаться.
На планограмме указаны количество полок на стеллаже и высота, на которой они должны располагаться. При помощи рулетки необходимо отмерить нужную высоту и переставить полки.
Снятие товара для перемещения:
Для того чтобы переставить товар в соответствии с планограммой, необходимо сначала его снять с полок. Поскольку перестановка происходит в часы работы магазина, нецелесообразно снимать сразу весь товар, так как это не позволит покупателям купить то, за чем они пришли, и будет препятствовать свободному перемещению по торговому залу. Таким образом, оптимальной является посегментная перестановка: т.е. в продуктовые тележки снимается товар с того сегмента, где будет осуществляться выкладка, на освободившееся место в соответствии с планограммой выставляется товар, недостающий товар берут на складе, излишки – убирают на склад.
Во время перестановки необходимо следить, чтобы тележки с товаром не мешали проходу покупателей по торговому залу. После завершения выкладки обязательно переместить ценники.
Основное требование к осуществлению выкладки – строгое соблюдение планограммы.
В случае отсутствия товара, изображённого на планограмме (и на складе тоже), выполняются следующие действия:
Правило №1 - в случае отсутствия товарной позиции, которая располагается на полке в 1 фейсинг, замена происходит на товар из стоящих рядом (слева или справа) на полке с меньшим количеством фейсингов. После выбора товара-«заменителя», необходимо заполнить весь ряд в глубину упаковками этого выбранного товара-соседа (рис. 3.4).


Рис. 3.4. Правило №1 заполнения свободных мест на полках
Правило №2 - в случае отсутствия товарной позиции, которая располагается на полке в 2 и более фейсингов, замена происходит на товары из стоящих рядом (слева или справа), то есть по одному фейсингу от каждой товарной позиции, начиная с той, у которой меньше фейсингов (рис. 3.5).

Рис. 3.5. Правило №2 заполнения свободных мест на полках
Правило №3 - в случае отсутствия двух или более товарных позиций, замена происходит по следующему принципу: рядом стоящие позиции занимаю места отсутствующих (рис. 3.6).


Рис. 3.6. Правило №3 заполнения свободных мест на полках
Заключение


На Западе рынок розничной торговли характеризуется сегодня незначительным ростом, ценовой войной, и, как результат - невысокой прибылью, размеры которой неуклонно снижаются. Та же самая тенденция начинает проявляться и в России. Поэтому даже небольшое преимущество над конкурентами может значительно повлиять на успех работы торгового предприятия. Сейчас, в большей степени, чем когда-либо, успех приходит к тем компаниям, которые постоянно реагируют на запросы рынка и потребителей.
Любого руководителя торгового предприятия интересует вопрос о том, как сделать магазин эффективно работающим, т.е. приносящим максимальную прибыль.
Критерии оценки магазина базируются на эффективности торговли – максимальной прибыли владельца, успешном удовлетворении потребностей покупателей и формировании спроса на основе формирования эффективных торгово-технологических процессов. Сформулируем качества, которыми должен  обладать успешный магазин:
Индивидуальность. Продуманная концепция и ее удачное воплощение в форме и материале выделяют магазин из ряда других торговых объектов. Магазин не кажется грубым и чужеродным включением в окружающую застройку, а, наоборот, становится украшением и событием для улицы, района или города. Это увеличивает лояльность покупателей, а соответственно, продажи.
Единство образа магазина. Все элементы объемно-планировочных и дизайнерских решений создают единый образ магазина, не противоречат, а взаимно усиливают друг друга и мощным лучом направляются на целевую группу покупателей.
Эффективность внутренней организации торгового пространства. Владелец должен получать максимальную отдачу со всех участков площади. Это возможно только при правильной организации потоков в торговом зале.
Комфортные условия для совершения покупок, создание благоприятной эмоциональной среды для продаж. В хорошем настроении покупатель больше тратит, и для создания нужного настроения задействуются все органы чувств и эмоции покупателя.
Эффективность планировки для торговых и технологических процессов. Конфигурация, размеры и расположение помещений позволяют магазину осуществлять все операции с минимальными издержками и максимальным удобством.
Высококвалифицированный персонал, действующий на основе четко разработанных стандартов обслуживания.
Эффективная выкладка продукции, обеспечивающая удобство для покупателей и сокращающая время на обслуживание.
Эффективная рекламная кампания, нацеленная на повышение осведомленности покупателей о магазине и его ассортименте.
Магазин ООО «Терра» был открыт в Москве в 2002 году, а в 2005 году магазин был переведен на формат самообслуживания. Численность персонала составляет 30 человек, организационная структура является линейно-функциональной. Заработная плата персонала соответствует среднерыночному уровню, текучесть низкая. В 2004-2008 годы отмечен рост выручки (среднегодовой рост выручки превышает 10%), балансовой прибыли, рентабельности деятельности и продаж ООО «Терра».
В ООО «Терра» существует система рейтинговой оценки поставщиков, позволяющей своевременно менять тех из них, которые получают низкие оценки по итогам работы. Также выявлено, что приемка продукции в ООО «Терра» осуществляется в соответствии с инструкциями П-6 и П-7, хранение осуществляется стеллажным и штабельным способами на складе магазина. Однако, выявлено, что требуется совершенствование приемки, т.к. в последние месяцы растет количество жалоб потребителей на качество продукции в магазине.
Ассортимент магазина насчитывает около 10000 позиций, для ух учета используется программный продукт Axapta. Ассортимент условно делится на три группы – убыточные лидеры продаж, траффик-мейкеры и профит-билдеры. Целевым сегментом для ООО «Терра» являются представители «среднего класса» (служащие, мелкие предприниматели, высокооплачиваемые рабочие) и «среднего класса минус» (люди с несколько меньшим доходом). Магазин ориентирован на проведение малозатратной рекламной кампании, поэтому радиус охвата ограничен районом для СМИ и 15-минутной доступностью для остальных средств рекламы.
Коэффициент использования площадей высок, что позволяет говорить об эффективном управлении пространством. Была оценена удовлетворенность потребителей от посещения магазина, что позволило определить направления ее повышения. Кроме того, были выявлены недостатки в выкладке продукции.
В ходе конкурентного анализа также были выявлены ключевые направления совершенствования деятельности ООО «Терра».
Таким образом, как показал анализ, на сегодняшний день, основными проблемами ООО «Терра» являются необходимость разработки стандарта выкладки (мерчандайзинга), разработка стандарта обслуживания, внедрение новых товарных групп в ассортимент, а также повышение квалификации торгового персонала и совершенствование процесса приемки продукции от поставщиков и производителей.
На основе анализа существующих торгово-технологических процессов в магазине ООО «Терра» были разработаны рекомендации по повышению объема реализации магазина и формированию долгосрочного результата от их внедрения.
предлагается провести оценку текущего качества обслуживания в магазине и обратиться за услугами по оценке и разработки стандарта обслуживания к компании-эксперту ООО «Ваши люди»;
предлагается провести обучение торгового персонала на семинаре-тренинге «Отличный сервис: эффективное обслуживание покупателей»;
предложена новая система оплаты труда, тесно увязывающая качество работы торгового персонала и уровень его оплаты труда;
предлагается обратиться к услугам ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», что позволит повысить удовлетворенность потребителей и избежать их ухода за счет постоянного дополнительного выборочного контроля качества продукции;
предлагается ввести в ассортимент товарные группы охлажденные мясо и рыба и замороженные морепродукты;
даны рекомендации по проведению дегустаций в рамках взаимодействия с поставщиками;
даны рекомендации по совершенствованию выкладки продукции в торговом зале ООО «Терра».
Список использованной литературы

Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изменениями от 26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3, 10 января, 2 февраля, 3, 30 июня, 27 июля, 3 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 26 января, 5 февраля, 20 апреля, 26 июня, 19, 24 июля, 2, 25 октября, 4, 29 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 24, 29 апреля, 13 мая, 30 июня, 14, 22, 23 июля, 8 ноября, 25, 30 декабря 2008 г., 9 февраля, 9 апреля, 29 июня, 17 июля 2009 г.)
Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. - М.: ИНФРА-М, 2007.
Бондаренко В., Федько В. Мерчандайзинг и сэплинг. – Ростов-на-Дону: Март, 2006.
Борисова Н. Ассортимент в магазине: 7 принципов успеха // Российская торговля. – 2005. - №5.
Брагин Л.А. Экономика торгового предприятия. – М.:Инфра-М, 2008.
Бузукова Е. Структурирование ассортимента // Sales Business. - №8-9. – 2006.
Васильев А.И. Розничная торговая сеть крупного города в реформируемой экономике / А.И.Васильев; Науч. ред. В.Ф.Егоров; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007.
Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Экономистъ, 2005.
Внуков Д. Совершенствование процедур выбора ассортимента на предприятиях оптовой торговли. // Современные аспекты экономики. - №12. – 2005.
Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс MBA. Принципы управленческих решений и российская практика. – М.: Эксмо, 2006.
ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения.»
ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий.»
Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2008.
Егоров В.Ф. Организация торговли. – СПб.: Питер, 2006.
Заикин А.А. Маркетинг в розничной торговле // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - №1.
Канаян К. , Канаян Р. Мерчандайзинг. – М.: РИП-Холдинг, 2006.
Кислов Д.В. Башилов Б.Е. Организация и ведение бизнеса в сфере торговли и услуг. – М.: Дашков и К, 2006.
Марданова Э.У. Планирование мероприятий маркетинга на предприятиях розничной торговли // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. - №1.
Основные правила торговли - М.: Книга сервис, 2004.
Памбухчиянц О.В. Технология розничной торговли  - М.: Дашков и К, 2008.
Панкратов Ф.Г., Новиков О.А., Гаджинский А.М. и др. Практикум по организации, технологии и проектированию торговых предприятий. - М.: Дашков и К, 2005.
Парамонова Т. Планировка магазина как важнейший элемент мерчендайзинга // Практический маркетинг. – 2006. - №4.
Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. Маркетинг в розничной торговле. – М.: ФБК-Пресс, 2004.
Письмо Роскомторга от 17 марта 1994 г. N 1-314/32-9 «О Примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети»
http://www.bizidei.ru/primernyie_pravila_rabotyi_predpriyatiya_roznichnoy_torgovli.html
Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007.
Рамазанов И.А. Мерчандайзинг в розничном торговом бизнесе. - М.: Деловая литература, 2008.
Романеева Е.В., Ерохина Л.И., Башмачникова Е.В. Маркетинг в оптовой и розничной торговле. - М.: КноРус, 2007.
Сенина Н.А. Использование маркетинговых коммуникаций в мерчендайзинге // Сборник трудов конференции «Маркетинговые коммуникации». - М.: ВЗФЭИ, 2007.
Сенина Н.А. Повышение качества обслуживания покупателей – важнейшее направление деятельности персонала в розничной торговле // Управление персоналом». - №8. – 2007.
Современный супермаркет. Учебник по современным формам торговли – М.: BBPG, 2006.
Технология розничной торговли / Л.А.Брагин, И.Б.Стукалова, С.С.Шипилова и др.; Под ред. Л.А.Брагина. - М.: Академия, 2004.
Толпушов Р. Мерчандайзинг: Управление розничными продажами. – М.: BBPG, 2008.



Приложение 1

Данный стандарт обязателен к выполнению КАЖДЫМ работником при обслуживании КАЖДОГО покупателя в магазине ООО «Терра»

Цель работы продавца – обеспечение максимального объема продаж посредством создания оптимальных условий покупателям для выбора и оплаты товара.
Приступая к работе, торговый персонал должен иметь опрятный внешний вид (чистую спецодежду, аккуратную прическу, руки и вычищенную обувь), носить форменную одежду и бэйджик с указанием Ф.И.О., которые должны соответствовать стандарту. Согласно санитарным правилам, категорически запрещается появление торгового персонала в рабочей одежде вне пределов торгового предприятия.
Торговый персонал обязан готовить товары к продаже (проверка наименования, количества, цены, состояния упаковки, осмотр внешнего вида, переборка и др.), размещать и делать выкладку товаров по группам, видам и сортам с учетом товарного соседства, частоты спроса и удобства работы, оформлять витрины и контролировать их состояние, выполнять все работы по расположению товаров в магазине.
Находясь в торговом зале или за прилавком, торговому персоналу запрещено вести частные разговоры, не связанные с продажей товаров, перекрикиваться между собой, принимать пищу и напитки, жевать жевательную резинку, держать руки в карманах и читать.
Торговый персонал обязан консультировать покупателя о наличии товара, ассортименте, цене и поступлении, о свойствах отдельных видов товаров, предоставлять полную и объективную информацию при продаже, максимально показывая покупателю пользу от приобретения товара.
Если покупатель обращается с вопросами о товарах, продаваемых в других секциях (отделах), или с другими вопросами, касающимися работы магазина, продавец должен дать справку или пригласить администратора торгового зала (замдиректора). Справки, даваемые покупателю, должны быть правильными и исчерпывающими.
При отсутствии товара, необходимого покупателю, торговый персонал должен предложить равноценный заменяющий товар. Кроме того, продавцу следует предлагать покупателям новые товары и оказывать услуги покупателю по упаковке товара.
Торговому персоналу необходимо быть одинаково внимательным ко всем покупателям независимо от стоимости приобретаемой продукции, длительности выбора, количества детей, внешности и возраста покупателя, не проявляя резкости, раздражения, нетерпеливости в обращении.
Если покупатель сомневается или нуждается в консультации, торговый персонал должен выяснить потребность с помощью грамотно поставленных вопросов. Необходимо предлагать товар под потребность покупателя, не навязывая сове мнение. Кроме того, следует предупреждать покупателя о неправильном выборе товара.
Если покупатель готов к общению, продавцу следует посмотреть на покупателя и произнести: «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!» или «Здравствуйте!». Предлагая покупателю помощь, продавцу следует доброжелательно произнести, глядя в лицо покупателю: «Чем я могу Вам помочь?», «Что я могу Вам показать?», «Какой товар я могу Вам предложить?» или «Какой товар Вас интересует?».
Если покупатель готов к совершению покупки, продавцу необходимо упаковать товар и отдать покупателю со словами: «Пожалуйста, Ваша покупка!» или «Пожалуйста, Ваш товар!» (необходимо назвать приобретенный покупателем товар). В заключение продавец должен сказать: «Спасибо за покупку! Ждем Вас еще» или «Спасибо за то, что выбрали наш магазин! Будем рады снова видеть Вас».
В предпразничные и праздничные дни продавцу, прощаясь с покупателем, следует произносить, доброжелательно глядя в лицо покупателю: «С наступающим Вас праздником!», «Поздравляем Вас с праздником!». Вместо слова «праздник» может указываться конкретное название или дата (Новый год, Рождество и др.).
Продавец обязан в случае необходимости показать товар покупателю. Нельзя показывать товар молча без объяснений.
Торговый персонал должен участвовать в планировании закупок и выявлять спрос на новые товары. Для этих целей торговый персонал обязан иметь специальную книжку для записей всех случаев неудовлетворенного спроса на товары. Содержание этих записей следует сообщать администратору-товароведу, директору.
В любой ситуации продавец должен постоянно визуально контролировать обслуживаемую территорию, чтобы в случае необходимости незамедлительно прийти на помощь покупателю. При спаде покупательской активности продавцу следует заняться выкладкой товара на витрину или торговое оборудование, следить за санитарным состоянием отдела.
Торговый персонал должен постоянно повышать свою квалификацию, вносить предложения администрации магазина по повышению качества обслуживания покупателей.
Торговый персонал должен знать свойства, характеристики продаваемого товара и заниматься самообучением, изучая спецификации и потребительские свойства всех вновь поступивших товаров в течение 3-х дней.
По указанию администрации магазина торговый персонал должен принимать участие в стимулировании продаж определенных видов товара для скорейшей их реализации по причине выведения этих товаров из ассортимента, истечения сроков годности, а также для увеличения объема продаж этих видов товаров при участии магазина в рекламных акциях и акциях по стимулированию продаж. При стимулировании продаж товара торговому персоналу следует обращать внимание покупателей на заданный товар путем размещения его на самых просматриваемых местах и с помощью дополнительных консультаций покупателей по особенностям и преимуществам данного товара.
Кассир не имеет права оставить свое рабочее место, не закончив обслуживание очередного покупателя, а также не дождавшись замены. По окончании рабочего времени ему следует в вежливой форме предупредить покупателей о закрытии кассы, попросив очередного покупателя, чтобы за ним не занимали очередь. Уходя из-за кассы на непродолжительное время (например, для выяснения вопросов, связанных с маркировкой или ценой товара), следует предупредить об этом покупателей и извиниться за отсутствие.
В случае возникновения конфликтной ситуации торговый персонал обязан не пререкаться с покупателем, а пригласить заместителя директора магазина для разрешения спора, сохраняя при этом спокойствие и выдержку.
Продажа товаров в магазине осуществляется в соответствии с установленным порядком.
Торговому персоналу запрещено выходить на крыльцо и в тамбур магазина для курения и ведения личных бесед.





Приложение 2
Распределение товарных категорий в магазине


Государственный стандарт Российской Федерации. Розничная торговля. Классификация предприятий. ГОСТ Р 51773-2001
Технология розничной торговли / Л.А.Брагин, И.Б.Стукалова, С.С.Шипилова и др.; Под ред. Л.А.Брагина. - М.: Академия, 2004.
Романеева Е.В., Ерохина Л.И., Башмачникова Е.В. Маркетинг в оптовой и розничной торговле. - М.: КноРус, 2007.
Егоров В.Ф. Организация торговли. – СПб.: Питер, 2006.
Васильев А.И. Розничная торговая сеть крупного города в реформируемой экономике / А.И.Васильев; Науч. ред. В.Ф.Егоров; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007.
Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2008.
Технология розничной торговли: Учеб. пособие для образоват. учреждений нач. проф. образования / Л.А.Брагин, И.Б.Стукалова, С.С.Шипилова и др.; Под ред. Л.А.Брагина. - М.: Академия, 2004.
Сенина Н.А. Использование маркетинговых коммуникаций в мерчендайзинге // Сборник трудов конференции «Маркетинговые коммуникации». - М.: ВЗФЭИ, 2007.
Памбухчиянц О.В. Технология розничной торговли  - М.: Дашков и К, 2008.
Письмо Роскомторга от 17 марта 1994 г. N 1-314/32-9 «О Примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети»
http://www.bizidei.ru/primernyie_pravila_rabotyi_predpriyatiya_roznichnoy_torgovli.html
Панкратов Ф.Г., Новиков О.А., Гаджинский А.М. и др. Практикум по организации, технологии и проектированию торговых предприятий. - М.: Дашков и К, 2005.
Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. Маркетинг в розничной торговле. – М.: ФБК-Пресс, 2004.
ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения.»
http://gost.fixa.ru/trade/gost_r_51303-99/gost_r_51303-99_2.6.php
Технология розничной торговли: Учеб. пособие для образоват. учреждений нач. проф. образования / Л.А.Брагин, И.Б.Стукалова, С.С.Шипилова и др.; Под ред. Л.А.Брагина. - М.: Академия, 2004.
Памбухчиянц О.В Технология розничной торговли  - М.: Маркетинг, 2007.
Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007.
Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. - М.: ИНФРА-М, 2007.
Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2006.
Технология розничной торговли / Л.А.Брагин, И.Б.Стукалова, С.С.Шипилова и др.; Под ред. Л.А.Брагина. - М.: Академия, 2004.
Бузукова Е. Структурирование ассортимента // Sales Business. - №8-9. – 2006.
Брагин Л.А. Экономика торгового предприятия. – М.:Инфра-М, 2008.
Памбухчиянц О.В Технология розничной торговли.  - М.: Дашков и К, 2008.
Егоров В.Ф. Организация торговли. – СПб.: Питер, 2006.
Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2006.
Внуков Д. Совершенствование процедур выбора ассортимента на предприятиях оптовой торговли. // Современные аспекты экономики. - №12. – 2005.
Брагин Л.А. Экономика торгового предприятия. – М.:Инфра-М, 2008.
Канаян К. , Канаян Р. Мерчандайзинг. – М.: РИП-Холдинг, 2006.
Толпушов Р. Мерчандайзинг: Управление розничными продажами. – М.: BBPG, 2008.
Рамазанов И.А. Мерчандайзинг в розничном торговом бизнесе. - М.: Деловая литература, 2008.
Сенина Н.А. Использование маркетинговых коммуникаций в мерчандайзинге // Сборник трудов конференции «Маркетинговые коммуникации». - М.: ВЗФЭИ, 2007.
Бондаренко В., Федько В. Мерчандайзинг и сэплинг. – Ростов-на-Дону: Март, 2006.
Сенина Н.А. Использование маркетинговых коммуникаций в мерчандайзинге // Сборник трудов конференции «Маркетинговые коммуникации». - М.: ВЗФЭИ, 2007.
Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Экономистъ, 2005.
Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс MBA. Принципы управленческих решений и российская практика. – М.: Эксмо, 2006.
Современный супермаркет. Учебник по современным формам торговли – М.: BBPG, 2006.
Современный супермаркет. Учебник по современным формам торговли – М.: BBPG, 2006.
Современный супермаркет. Учебник по современным формам торговли – М.: BBPG, 2006.
Парамонова Т. Планировка магазина как важнейший элемент мерчендайзинга // Практический маркетинг. – 2006. - №4.
Основные правила торговли - М.: Книга сервис, 2004.
Сенина Н.А. Использование маркетинговых коммуникаций в мерчендайзинге // Сборник трудов конференции «Маркетинговые коммуникации». - М.: ВЗФЭИ, 2007.
Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. Маркетинг в розничной торговле. – М.: ФБК-Пресс, 2004.












2








115









Алкоголь

Бакалея

“-“ Холод

Директор магазина

Бухгалтеры

Продавцы

Грузчики

Администраторы-товароведы

Генеральный директор

Уборщицы

Дворник





























































































Апельсин
“Добрый”

Яблоко
“Добрый”

Ананас
“Добрый”
отсутствует в магазине

















Апельсин
“Добрый”

Яблоко
“Добрый”



+

















Апельсин
“Добрый”

Яблоко
“Добрый”

Ананас
“Добрый”
отсутствует в магазине

















Апельсин
“Добрый”

Яблоко
“Добрый”







+

+

















Апельсин
“Добрый”

Яблоко
“Добрый”

















Апельсин
“Добрый”

Яблоко
“Добрый”







Мультифрукт
“Добрый”
отсутствует в магазине

Ананас
“Добрый”
отсутствует в магазине









+

+

+

+

Список использованной литературы

1.Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. - М.: ИНФРА-М, 2007.
2.Бондаренко В., Федько В. Мерчандайзинг и сэплинг. – Ростов-на-Дону: Март, 2006.
3.Борисова Н. Ассортимент в магазине: 7 принципов успеха // Российская торговля. – 2005. - №5.
4.Брагин Л.А. Экономика торгового предприятия. – М.:Инфра-М, 2008.
5.Бузукова Е. Структурирование ассортимента // Sales Business. - №8-9. – 2006.
6.Васильев А.И. Розничная торговая сеть крупного города в реформируемой экономике / А.И.Васильев; Науч. ред. В.Ф.Егоров; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007.
7.Великанов В. Современные технологии в розничной торговле и их применение // Практический маркетинг. – 2001. - №5.
8.Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Экономистъ, 2005.
9.Внуков Д. Совершенствование процедур выбора ассортимента на предприятиях оптовой торговли. // Современные аспекты экономики. - №12. – 2005.
10.Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс MBA. Принципы управленческих решений и российская практика. – М.: Эксмо, 2006.
11.ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения
12.ГОСТ Р 51773-2001 Розничная торговля. Классификация предприятий.
13.Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2008.
14.Егоров В.Ф. Организация торговли. – СПб.: Питер, 2006.
15.Заикин А.А. Маркетинг в розничной торговле // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - №1.
16.Канаян К. , Канаян Р. Мерчандайзинг. – М.: РИП-Холдинг, 2006.
17.Кислов Д.В. Башилов Б.Е. Организация и ведение бизнеса в сфере торговли и услуг. – М.: Дашков и К, 2006.
18.Колборн Р. Мерчандайзинг / Пер. с англ. / Под ред. И.О. Черкасовой. - СПб.: Питер, 2002.
19.Марданова Э.У. Планирование мероприятий маркетинга на предприятиях розничной торговли // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. - №1.
20.Никишкин В.В. Маркетинг розничной торговли: Теория и методология / В.В.Никишкин. - М.: Экономика, 2003.
21.Основные правила торговли - М.: Книга сервис, 2004.
22.Памбухчиянц О.В. Технология розничной торговли - М.: Дашков и К, 2008.
23.Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К., Серегина Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001.
24.Панкратов Ф.Г., Новиков О.А., Гаджинский А.М. и др. Практикум по организации, технологии и проектированию торговых предприятий. - М.: Дашков и К, 2005.
25.Парамонова Т. Планировка магазина как важнейший элемент мерчендайзинга // Практический маркетинг. – 2006. - №4.
26.Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. Маркетинг в розничной торговле. – М.: ФБК-Пресс, 2004.
27.Письмо Роскомторга от 17 марта 1994 г. N 1-314/32-9 «О Примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети»
http://www.bizidei.ru/primernyie_pravila_rabotyi_predpriyatiya_roznichnoy_torgovli.html
28.Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007.
29.Рамазанов И.А. Мерчандайзинг в розничном торговом бизнесе. - М.: Деловая литература, 2008.
30.Романеева Е.В., Ерохина Л.И., Башмачникова Е.В. Маркетинг в оптовой и розничной торговле. - М.: КноРус, 2007.
31.Росситер Дж., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. – СПб.: Питер, 2000.
32.Сенина Н.А. Использование маркетинговых коммуникаций в мерчендайзинге // Сборник трудов конференции «Маркетинговые коммуникации». - М.: ВЗФЭИ, 2007.
33.Сенина Н.А. Повышение качества обслуживания покупателей – важнейшее направление деятельности персонала в розничной торговле // Управление персоналом». - №8. – 2007.
34.Современный супермаркет. Учебник по современным формам торговли – М.: BBPG, 2006.
35.Сорокина М.В. Менеджмент торгового предприятия. – СПб.: Питер, 2003.
36.Технология розничной торговли / Л.А.Брагин, И.Б.Стукалова, С.С.Шипилова и др.; Под ред. Л.А.Брагина. - М.: Академия, 2004.
37.Толпушов Р. Мерчандайзинг: Управление розничными продажами. – М.: BBPG, 2008.
38.Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько, - М.: ИНФРА-М, 2002.

У нас вы можете заказать