Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Нарушение психического развития в детском возрасте

  • 36 страниц
  • 12 источников
  • Добавлена 10.02.2009
390 руб. 1 300 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание


Введение
1. Типы классификаций психического дизонтогенеза
2. Общее психическое недоразвитие
3. Задержанное психическое развитие
4. Поврежденное психическое развитие
5. Дефицитарное психическое развитие
6. Искаженное психическое развитие
7. Дисгармоническое психическое развитие
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Все эти особенности прослеживаются в динамике развития аутичного ребенка с самого раннего возраста и, по существу, формируют специфическую аномалию его развития.
Связанное с аутизмом недоразвитие социальных контактов резко искажает весь ход психического развития. Плохо формируется разграничение собственного Я и окружающего мира, страдают все стороны психической деятельности, направленные на овладение социальными отношениями. Наиболее уязвимыми оказываются те стороны развития восприятия, речи, мышления, которые формируются под воздействием предметной практики. Дефицит предметного синтеза приводит к изоляции между гнозисом, действием и речью. Каждая из этих функций развивается в значительной степени изолированно от других. Таким образом, при аутизме наиболее отчетливо выступают явления асинхронии развития.
7. Дисгармоническое психическое развитие


Показательной моделью дисгармонического психического развития являются психопатии и патологическое развитие личности – аномалии психического развития, в основе которых лежит дизонтогенез эмоционально-волевой сферы.
Психопатия представляет собой стойкий дисгармонический склад психики. Ее клинико-психологическая структура ограничена кругом аномальных личностных свойств, не имеющих самостоятельной тенденции к прогрессированию, хотя и видоизменяющихся под влиянием ряда социальных и биологических факторов.
Систематика психопатий представляет большие трудности, т.к. существует многообразие психопатических вариантов личности, их промежуточное положение и нечеткость границ между нормальными вариантами характера и психическими заболеваниями.
Этиология психопатий связывается либо с генетическими, наследственными, факторами (конституциональные формы психопатий), либо с экзогенными вредностями, действовавшими на ранних этапах онтогенеза (органические формы психопатий) и в ряде случаев создающими так называемые фенокопии генетических пороков развития.
Большое значение в формировании психопатической личности отводится патологическим особенностям конституции индивида. Это означает, что в первую очередь страдает ее базальная основа – темперамент.
Формирование психопатий занимает длительный период в развитии и заканчивается за пределами детства.
На начальных этапах в клинической картине преобладает патологическое заострение детских черт психики, постепенно выкристаллизовываются симптомы, определяющие ту или иную форму психопатии.
Ядерную группу составляют так называемые конституциональные психопатии, как правило, имеющие наследственное происхождение. Сюда относятся шизоидные, эпилептоидные, циклоидные, психастенические и в значительной части истерические психопатии.
У ребенка с шизоидной психопатией патологические черты в характере появляются рано, уже в 3-4 года. Первичное нарушение темперамента проявляется в виде малой его интенсивности, вялости реагирования, особенно на уровне инстинктов, неловкости, некоординированности движений, медленного формирования автоматизмов. Дети с трудом овладевают навыками самообслуживания, не любят подвижных игр. Характеризуются повышенной чувствительности и ранимостью, отсутствием непосредственности, жизнерадостности, внешней сухостью по отношению к родным и близким. Одиночество и мир фантазий эти дети предпочитают обществу сверстников.
Для многих детей с шизоидной психопатией характерны раннее возникновение интеллектуальных интересов, любовь к чтению, природе. В школе их часто привлекают математика, физика, другие точные науки.
При эпилептоидной психопатии речь идет лишь о стойких характерологических особенностях в виде эмоциональной вязкости, напряженности эмоций и влечений. Малейшие неудачи приводят к возбуждению и раздражению. Малоподвижность аффекта ведет к застреванию на негативных переживаниях, злобности, колебанию настроения по типу дисфории, резким аффективным вспышкам.
Психастенические личности отличаются низкой активностью, слабостью психического тонуса, неспособностью к длительному напряжению. Психастения в своей выраженной форме наблюдается у взрослых. Однако отдельные психастенические черты отмечаются и в детском возрасте: склонность к тревожности, мнительность.
Истерическая психопатия не всегда имеет конституциональный характер, в части случаев она может быть обусловлена негрубыми экзогенными вредностями, нередко обменно-трофического характера, перенесенными в раннем детстве.
Г.Е.Сухарева, отмечая психическую незрелость как основу данного варианта психопатии, указывает на дисгармоничность этого инфантилизма, подчеркивает выраженную диссоциацию отдельных его компонентов. Для темперамента истерической личности характерны высокая возбудимость, бурные аффективные реакции, не соответствующие силе средовых воздействий, раздражительность, неспособность к отсрочке желаний, потребность в постоянной смене впечатлений.
Психопатии типа неустойчивых. Такие дети отличаются незрелостью интересов, поверхностностью, нестойкостью привязанностей, импульсивностью поступков, действиями по первому побуждению.
Органические психопатии связаны с ранним поражением нервной системы во внутриутробном периоде, при родах, в первые годы жизни.
У такого ребенка, прежде всего, проявляется недостаточная способность правильно оценивать свои поступки, действия, свою деятельность и преобладание примитивных влечений.
Своеобразно развивается у таких детей эмоциональная сфера. Так, при сохранении элементарных эмоциональных проявлений, у них не развиваются сложные эмоциональные образования. Кроме того, у этой группы психопатов не возникает глубоких переживаний, поэтому у них нет проявлений самолюбия, обидчивости, ранимости.
Развитие интеллекта, речи и моторики обычно протекает нормально. Если не принимается мер к преодолению имеющихся у таких детей особенностей, они, как правило, оказываются неподготовленными к школьному обучению и недостатки их характера и поведения проявляются в школе с первых же дней.
В детском возрасте наиболее отчетливо выступает сочетание биологического и социального факторов в формировании различных типов психопатий. Несмотря на биологически обусловленные предпосылки темперамента, становление психопатии реализуется в соответствующих неблагоприятных средовых условиях, способствующих ее формированию.
Этиологией патологического формирования личности являются неблагоприятные условия воспитания, длительная психотравмирующая ситуация.
В патогенезе патологических формирований личности основная роль принадлежит двум факторам:
1. закреплению патологических реакций, представляющих собой форму ответа на психотравмирующую ситуацию; фиксируясь, они становятся устойчивыми свойствами личности, особенно в детском возрасте;
2. непосредственному «воспитанию» таких патологических черт характера, как возбудимость, неустойчивость, истеричность, способствует прямая стимуляция отрицательным примером.
К дисгармоническому развитию можно отнести невропатию – особый вид аномалии эмоционально-волевой сферы, обусловленный неустойчивостью регуляции вегетативных функций. Эта аномалия может иметь как конституциональный характер – «конституциональная детская нервность», связанная с генетическим фактором, так может быть вызвана ранними экзогенными вредностями.
Особым видом дисгармонического развития является аномалия психического развития, связанная с отклонением темпа полового созревания. Здесь речь идет о нарушении вегетативно-эндокринной регуляции, в одних случаях приводящей к замедлению темпа полового созревания (его ретардации), в других – к ускорению (акселерации). Эти аномалии развития могут быть обусловлены как генетическими особенностями, так и экзогенно обусловленной органической недостаточностью нервной системы.
При задержке полового развития церебрального генеза будет наблюдаться недоразвитие моторики, эмоционально-волевой сферы. В ряде случаев черты «гипогенитальной конституции» в виде своеобразного сочетания описанных особенностей моторики, эмоциональной сферы и речи могут прослеживаться и во взрослом возрасте как стойкая аномалия развития.
Ускоренное половое созревание церебрально-органического генеза часто формирует аномалию психического развития, по своим проявлениям обратную, чем при задержке полового развития. К ее проявлениям относятся односторонняя взрослость интересов, связанная с ранним пробуждением сексуальности и других влечений, а также аффективная возбудимость, взрывчатость, обусловленные дисгармоничной эндокринной перестройкой. По мере нормализации эндокринной формулы уменьшаются напряженность влечений и аффективная возбудимость. В благоприятных средовых условиях девиация поведения претерпевает обратное развитие.
Следует отметить, что описанные варианты дисгармонического развития являются аномалиями развития, которые не сочетаются с симптомами болезни.
Заключение


Нарушения психического развития, по данным психоневрологов, детских психиатров, специалистов в области лечебной педагогики, наиболее резко проявляются в эмоционально-волевой сфере ребенка и его характере. В литературе выделяются различные характерологические и поведенческие отклонения ребенка. Перечислим наиболее типичные из них.
Расторможенность, гиперактивность. Двигательная расторможенность может сочетаться с другими отклонениями. Наиболее часто расторможенность сочетается с психической незрелостью, которую называют инфантилизмом.
Повышенная эмоциональная возбудимость (аффективностъ). Аффективное поведение – не медицинский диагноз, а склонность детей к частым, острым и разрушительным эмоциональным состояниям. Проявляется в повышенной обидчивости, необузданности эмоций смеха и плача, капризах, упрямстве, остро выраженных симпатиях и антипатиях к людям, импульсивности поступков и побуждений ребенка. Могут быть заторможенность, страхи и асоциальное поведение.
Застенчивость, пугливость, наличие болезненных страхов (фобий), пассивность свойственны не только ребенку, но и подростку. Они могут быть выражены в разной степени и разных формах. Пессимизм в юношеском возрасте – тоже аномалия, так же как и его противоположность – чрезмерная постоянная веселость. Постоянное недовольство собой и окружением создает множество проблем в общении, решении жизненных задач.
Особую группу составляют дети с аутичным поведением. Такие дети относятся к категории «трудных», поскольку обычные способы взаимодействия и воспитательные воздействия не всегда ими принимаются.
С нарушениями в развитии волевых процессов у человека связывается и такое явление, как импульсивность. Она проявляется в том, что действие непроизвольно вырывается у субъекта, он не может сознательно регулировать свои намерения, взвешивать и обдумывать их. Иногда это может приниматься за решительность.
Негативизм проявляется в немотивированном сопротивлении любому влиянию, исходящему от других. Негативизм возникает как защитная реакция на воздействия, которые противоречат потребностям человека. Жестокость, деспотизм, агрессивность выражаются в драках, разрушительном отношении к вещам, оскорблениях, брани, стремлении мучить слабого или животных. Агрессия может быть физическая и вербальная, прямая и косвенная.
В целом нарушения в психическом развитии проявляются в устойчивой низкой успеваемости или неуспеваемости ребенка; «трудновоспитуемости», асоциальном поведении.
В нашей стране создана и постоянно совершенствуется система помощи аномальным детям, способствующая их полноценному развитию. Для всех категорий аномальных детей дошкольного возраста предусмотрены профильные детские сады и сады-ясли, а также группы для детей с некоторыми аномалиями развития при массовых детских садах. В условиях дошкольного учреждения проводится коррекционно-воспитательная работа и подготовка ребенка к обучению в школе. Многие из этих школ – школы интернатного типы. В последнее время наблюдается тенденция увеличения числа аномальных детей, обучающихся в массовых общеобразовательных школах. Отсюда вытекает насущная необходимость в создании специальных классов компенсирующего обучения.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: нарушение психического развития в детском возрасте проводят к трудностям в обучения и воспитании, однако при правильной коррекции во многих случаях могут быть компенсированы.
Список литературы


1. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.
2. Гилберг, К., Питерс, Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. – СПб.: ИСПиП, 1998. – 124 с.
3. Гонеев, А.Д., Лифинцева, Н.И., Ялпаева, Н.В. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред В.А. Сластенина. – 2-е изд., перераб. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
4. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста. (Руководство для врачей). – М.: Медицина. – 1979. – 608 с.
5. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. – 5-е изд. – М.: Academia, 2007. – 142 с.
6. Манелис, Н.Г. Ранний детский аутизм: психологические и нейропсихологические механизмы // В мире науки. – 2006. – №7. – C. 32-43 (6-22).
7. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). – М.: Коменс-центр, 1993. – 198 с.
8. Никольская, О.С., Баенская, Е.Р., Либлинг, М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2007. – 288 с.
9. Никольская, О.С., Баенская, Е.Р., Либлинг, М.М. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. – М.: Теревинф, 2008. – 224 с.
10. Репина, Н.В., Воронцов, Д.В., Юматова, И.И. Основы клинической психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480 с.
11. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – Т. 1. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 608 с.
12. Сухарева, Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. – М.: Медицина, 1974. – 320 с.
Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. – 5-е изд. – М.: Academia, 2007. – 142 с.
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2007. – 288 с.
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. – М.: Теревинф, 2008. – 224 с.
Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – С. 231.
Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. – 5-е изд. – М.: Academia, 2007. – С. 38.
Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. – М.: Медицина, 1974. – С. 42.
Там же.
Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста (Руководство для врачей). – М.: Медицина. – 1979. – С. 92-93.
Сухарева Г.Е. Указ. раб. – С. 45-46.
Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – Т. 1. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – С. 110.
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – С. 4.
Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред В.А. Сластенина. – 2-е изд., перераб. – М.: Академия, 2002. – С. 149.
Блинова Л.Н. Указ. раб. – С. 9.
Сухарева Г.Е. Указ. раб. – С. 95-96.
Лебединский В.В. Указ. раб. – С. 40.
Лебединский В.В. Указ. раб. – С. 60.
Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Указ. раб. – С. 192.
Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. – СПб.: ИСПиП, 1998. – С. 13.
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2007. – С. 4
Лебединский В.В. Указ. раб. – С. 93.
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. – М.: Теревинф, 2008. – С. 8.
Манелис Н.Г. Ранний детский аутизм: психологические и нейропсихологические механизмы // В мире науки. – 2006. – №7. – C. 32-33.
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2007. – С. 3.
Лебединский В.В. Указ. раб. – С. 95.
Лебединский В.В. Указ. раб. – С. 101.
Ковалев В.В. Указ. раб. – С. 110.
Сухарева Г.Е. Указ. раб. – С. 115.
Ковалев В.В. Указ. раб. – С. 112.












3

Список литературы


1. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.
2. Гилберг, К., Питерс, Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. – СПб.: ИСПиП, 1998. – 124 с.
3. Гонеев, А.Д., Лифинцева, Н.И., Ялпаева, Н.В. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред В.А. Сластенина. – 2-е изд., перераб. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
4. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста. (Руководство для врачей). – М.: Медицина. – 1979. – 608 с.
5. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. – 5-е изд. – М.: Academia, 2007. – 142 с.
6. Манелис, Н.Г. Ранний детский аутизм: психологические и нейропсихологические механизмы // В мире науки. – 2006. – №7. – C. 32-43 (6-22).
7. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). – М.: Коменс-центр, 1993. – 198 с.
8. Никольская, О.С., Баенская, Е.Р., Либлинг, М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2007. – 288 с.
9. Никольская, О.С., Баенская, Е.Р., Либлинг, М.М. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. – М.: Теревинф, 2008. – 224 с.
10. Репина, Н.В., Воронцов, Д.В., Юматова, И.И. Основы клинической психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480 с.
11. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – Т. 1. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 608 с.
12. Сухарева, Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. – М.: Медицина, 1974. – 320 с.

У нас вы можете заказать