Особенности готовности к школьному обучению мальчиков и девочек, посещающих подготовительную группу детского сада

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 3131 страница
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 30.04.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Понятие и структура психологической готовности детей к обучению в школе
1.1. Понятие готовности детей к обучению в школе
1.2. Структура психологической готовности к школьному обучению
Глава 2. Особенности психологической готовности к школе мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Они молчат, и нам кажется, что они не думают, не ищут решений, а поиск идет, он интересней и богаче, чем мы можем себе представить. В целом, мальчики чаще, чем девочки, ориентируются на свои телесные ощущения, а девочки чаще, чем мальчики, на зрительные. По сравнению с мальчиками, девочки в целом, менее агрессивны, у них выше самооценка, т.е. они обычно считают свои возможности достаточно высокими. [6 c.26]
Рассмотрим особенности воспитания мальчиков и девочек. В числе социально-психологических факторов, влияющих на психофизиологическое развитие детей, на формирование и реализацию их познавательных способностей и личностных свойств, на осознание себя с позиции пола и полоролевого поведения, ведущими являются культурные и этические традиции социума, которые формируют систему личностных ценностей, мотивацию действий, характер. Поведение родителей и другого окружения ребенка закладывает эмоциональную установку и комплекс представлений о стереотипах (в ряде случаев архетипах) половых ролей, о «мужском» и «женском» в поведении человека.
Интуитивно чувствуя различие в зарождающейся психике малыша, родители по-разному разговаривают с сыном и дочкой, используя отличающиеся жесты и мимику. Не у всех родителей это проявляется достаточно чётко: у большей части интуиция, направленная на ребёнка, вытесняется чувствами, связанными с собственным комфортом или дискомфортом. Специальные исследования показали, что родители чаще ругают мальчиков и более ласковы с девочками, даже если детям только по 2 года. Видимо, их раздражает «излишняя» подвижность мальчиков и их выраженная поисковая активность («всюду лезут, всё ломают и портят»). То есть на половые различия в психике детей мы реагируем разным к ним отношением.
Мальчиков, даже совсем маленьких, чаще ругают, реже берут на руки. По отношению к ним речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания (отойди, принеси, дай, сделай, перестань...), а в разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях (нравится, люблю, грустный, веселый...). [10 c.284]
Рассмотренные различия влияют на адаптацию к дошкольному учреждению. Период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению (детскому саду) или школе возможны нарушения, вызываемые разными стрессорами (внешними или внутренними). Одним из факторов влияния на переживание стресса является субъективное восприятие объективных характеристик этой ситуации (воспитательница, другие дети и др.). На поведенческом уровне у ребенка 4-6 лет уже обнаруживаются психологические защитные механизмы, типичные для взрослых. Они свидетельствуют о становлении зрелой системы психологической защиты. [22 c.61]
На микрострессовое состояние и у мальчиков, и у девочек с возрастом всё больше влияют детские взаимоотношения. У мальчиков с возрастом взаимоотношения со сверстниками становятся более значимыми, чем у девочек. Особенно нарастает социализация в 5 лет, и несколько уменьшается в 6 лет. Роль родителей от 4 до 6 лет уменьшается. Воспитатель имеет самое большое значение для ребенка в 4 года, в 5 лет роль воспитателя явно уменьшается и вновь возрастает в 6 лет. Это объясняется состоянием перед кризисом 7 лет, формирующимся мотивом учения и возрастанием роли воспитателя как будущего учителя.
Рассмотрим различия мальчиков и девочек в готовности к школьному обучению. Начало школьного обучения ребенка ставит перед родителями, учителями и психологами ряд практических вопросов. Целесообразно перед началом обучения оценить психологический возраст ребенка. Имеющиеся эмпирические данные, касающиеся психологической готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе, показывают, что большинство – от 50% до 80% – детей в том или ином отношении не полностью еще готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ [19 c.204].
Большое значения для готовности к ребенка школе имеют не только интеллектуальные особенности, но и личностные. На уровень готовности к школе влияет личностная тревожность ребенка. В частности, у мальчиков средне-высокие и несколько завышенные значения личностной тревожности оказывают стимулирующее влияние на академическую успешность. Лучше всего начальных классах учатся мальчики, у которых индивидуальные значения личностной тревожное укладываются именно эти диапазоны.
А вот у девочек наблюдается диаметрально противоположная картина: самые высокие оценки получают девочки, имеющие средние и несколько сниженные индивидуальные значения личностной тревожности. Повышенные же значения выраженности данной психологической характеристики приводят к формированию боязни школы и академической неуспешности. Объясняются такие различия тем, что повышенная тревожность у мальчиков и девочек по-разному влияет прежде всего на мотивационный компонент учебной деятельности. [13 c.11]
Из личностных характеристик на готовность к школе влияет и агрессивности. Высокий уровень агрессивности приводит к значительному снижению академической успешности прежде всего девочек. У мальчиков снижение успеваемости наблюдается только в том случае, если индивидуальные показатели агрессивности являются очень высокими, выходя за все разумные диапазоны. Интересно также отметить, что практическое отсутствие агрессивности в структуре формирующейся личности ребенка также приводит к снижению академической успешности, что, вероятно, указывает на снижение энергетических ресурсов организма таких детей.
Значительный вклад в готовность детей к школе привносят индивидуально-типологические особенности, в частности — типы темперамента. Так вот больше всего сложностей испытывают мальчики-меланхолики и девочки-холерики. По всей вероятности, затруднения у детей с данными типами темперамента во многом определяются несоответствием их поведения стереотипным представлениям о мужественности и женственности, которых придерживается подавляющее большинство людей, в том числе и учителей. Наиболее благоприятным с точки зрения обучения в начальной школе является сангвинический тип темперамента, особенно для мальчиков. [13 c.13]
Наличие тех или иных конкретных знаний и умений у ребенка не может служить критерием его готовности к школе. Более адекватный подход к установлению готовности ребенка к школе состоит в проверке степени развития основных психических функций: восприятия, памяти, внимания, воли и т. д. [21 c.78].
Академическая успешность мальчиков во многом определяется развитием как общего и невербального, так и вербального (речевого) интеллекта. Иными словами, чем лучше у мальчика развиты все стороны интеллекта, тем лучше он будет учиться в школе. А вот у девочек непосредственной связи интеллектуального развития и академической успешности нет. В частности, уровень развития общего и невербального интеллекта вообще практически никак не влияет на получаемые оценки. Несколько более существенный вклад в академическую успешность девочек привносит вербальный компонент интеллекта. Вклад вербального компонента интеллекта в академическую успеваемость девочек определяется их эмоциональным отношением и к учебному процессу, и к учительнице.
Неодинаков у мальчиков и девочек вклад в готовность к школе и отдельных высших психических функций. Так, академическая успешность мальчиков во многом зависит от уровня развития слухоречевой памяти, а у девочек академическая успешность определяется развитием произвольности внимания и поведения. [13 c.15]
Социальный интеллект, наряду со всеми прочими сторонами интеллектуального развития, во многом определяет академическую успешность прежде всего мальчиков. И чем лучше развит у мальчиков социальный интеллект, тем лучше такой мальчик будет учиться в начальной школе. У девочек же уровень развития социального интеллекта влияет на получаемые в школе оценки в очень незначительной степени. Складывается впечатление, что социальный интеллект начинает негативно влиять на успеваемость девочек только в том случае, если уровень его развития является крайне низким.
Существует точка зрения, что общество переоценивает роль левого полушария в становлении мыслительной деятельности ребенка, а следовательно, и роль рационального, логического мышления. Методики обучения в начальной школе, а частично, по-видимому, уже и в детском саду, тренируют главным образом левое полушарие, игнорируя половину умственных возможностей ребенка. В то же время известно, что именно правое полушарие связано с развитием творческой интуиции. Основным типом мышления шестилетнего ребенка является наглядно-образное, тесно связанное с эмоциональной сферой, а значит, оно предполагает активное участие правого полушария в обучении. Остаётся лишь сожалеть о практическом исчезновении групповых игр в детских садах, превратившихся в ДОУ - дошкольные образовательные учреждения. [3 c.41]
Итак, рассматривая развитие психики ребенка даже под одним углом зрения: асимметричного распределения функций между двумя полушариями мозга, неравнозначности в работе правой и левой руки, глаза, уха, мы приходим к выводу о том, что процесс обучения ребенка-дошкольника, а тем более школьника, обязательно должен учитывать его индивидуальные особенности. Задача школьной психологии и педагогики – целенаправленно разрабатывать новые подходы.
Между мальчиками и девочками существуют различия в познавательной сфере: в развитии памяти, мышления, восприятии, усвоении учебного материала, которые идут разными путями в зависимости от пола. В этой связи важен переход от одинакового обучения девочек и мальчиков к обучению, способствующему формированию познавательных интересов с учётом гендерных особенностей.

Выводы по главе 2

Разные формы активной психической деятельности у мальчиков и девочек имеет разную мозговую организацию и разную нейрофизиологическую основу. Очередность и скорость созревания разных психических функций у мальчика и девочки разные. У мальчиков, по-видимому, медленнее созревает левое полушарие, а у девочек — правое. На ранних этапах развития (примерно до 7 лет) девочки в своем интеллектуальном развитии опережают мальчиков, у них лучше развит так называемый вербальный интеллект и в более раннем возрасте формируется речь. У мальчиков в этом же возрастном периоде более развиты зрительно-пространственные и математические способности, они уже в дошкольном возрасте лучше справляются с заданиями, требующими понимания пространственных соотношений.
Готовность к обучению в школе мальчиков во многом определяется развитием как общего и невербального, так и вербального (речевого) интеллекта. А вот у девочек непосредственной связи интеллектуального развития и академической успешности нет. Готовность к обучению в школе мальчиков во многом зависит от уровня развития слухоречевой памяти, а у девочек академическая успешность определяется развитием произвольности внимания и поведения.

Заключение

Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются: качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности; рефлексия, анализ, внутренний план действий; развитие нового познавательного отношения к действительности; ориентация на группы сверстников. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Установленные различия в готовности девочек и мальчиков к обучению к школе заключаются в несколько лучшей как интеллектуальной, так и эмоционально личностной готовности девочек, в силу чего они, оказавшись в начальной школе, имеют ряд преимуществ. Таким образом установленные различия в психологической готовности к школе мальчиков и девочек определяют и различия в способах достижения высоких оценок. У мальчиков средне-высокие и несколько завышенные значения личностной тревожности оказывают стимулирующее влияние на академическую успешность. Самые высокие оценки получают девочки, имеющие средние и несколько сниженные индивидуальные значения личностной тревожности. Высокий уровень агрессивности приводит к значительному снижению академической успешности прежде всего девочек. У мальчиков снижение успеваемости наблюдается только в том случае, если индивидуальные показатели агрессивности являются очень высокими, выходя за все разумные диапазоны.Если говорить о влиянии темперамента на готовность к обучению, то больше всего сложностей испытывают мальчики-меланхолики и девочки-холерики. Готовность к обучению в школе мальчиков во многом определяется развитием как общего и невербального, так и вербального (речевого) интеллекта. А вот у девочек непосредственной связи интеллектуального развития и академической успешности нет. Готовность к обучению в школе мальчиков во многом зависит от уровня развития слухоречевой памяти, а у девочек академическая успешность определяется развитием произвольности внимания и поведения.
Развивающая работа в подготовительной группе детского сада может быть организована психологом и воспитателями, кроме того, некоторые игры и упражнения могут быть рекомендованы родителям ребенка для проведения домашних занятий. Необходимо заинтересовать ребенка предметами и явлениями окружающего мира, одновременно расширив его кругозор, стимулируя познавательную активность дошкольника. Необходимо приучать ребенка рассказывать о своих впечатлениях от увиденного или услышанного, такие рассказы необходимо внимательно и заинтересованно выслушивать, даже если они односложны и сбивчивы. Полезно при этом задавать ребенку вопросы, стараясь получить от него более подробный и развернутый рассказ. Родителям можно посоветовать больше читать ребенку детские книги, водить в кино, обсуждать с ним прочитанное и увиденное. Для повышения уровня развития мышления и речи большое значение имеет участие ребенка в подвижных и развивающих коллективных играх. Для формирования у ребенка позиции школьника и предпосылок перехода от игры к учению воспитателю рекомендуется уделять внимание формированию произвольного поведения, умения планировать свои действия, видеть их результат. Также при подготовке ребенка к школе большое внимание следует уделять развитию личностных особенностей, помогающих мальчикам и девочкам лучше адаптировать к школе в будущем.
Цель работы достигнута. Результаты позволяют подтвердить гипотезу.
Список литературы

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968. – 464 с. 4
Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. -М.: Знание, 1994. - 192 с
Вьюнова Н. И. И др. Психологическая готовности ребенка к обучению в школе. М, 2005. – 256 с., с. 30
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
Геодакян В.А. Два пола: зачем и почему? СПб., 1992; Геодакян В.А. Эволюционная логика функциональной асимметрии мозга // Доклады Академии наук. 1992. № 6. С. 42–48; Геодакян В.А. Системно-эволюционная трактовка асимметрии мозга. М., 1992.
Гариен М., Гариан Майкл. Мальчики и девочки учатся по-разному! Издательство: Астрель, АСТ, Издательство, 2004
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический проект, 2000. – 184 с.
Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира СПб: Тускарора, 2000-184с.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины -СПб: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2001-286с.
Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
Кравцов Г. Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М.: Знание, 1987 – 118с.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.,1993.
Каменская В. Г., Томанов Л. В., Зверева С. В., Шапиро Е. И. Готов ли ваш ребенок к школе? СПб., 1996.
Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986 – 144с.
Леонтьев А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1990.-175 с.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.-С. 255-275.
Особенности психического развития детей 6 - 7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера. - М.,1988.
Психология детства. Учебник. Под редакцией А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с.
Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М., 1988. - Гл. 4.
Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.
Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь. Гродно: ГрГУ, 2002. - 119 с.
Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Учпедгиз, I960.— 289 с.
Эриксон Э. Детство и общество. М. 1996




5

1.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968. – 464 с. 4
2.Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. -М.: Знание, 1994. - 192 с
3.Вьюнова Н. И. И др. Психологическая готовности ребенка к обучению в школе. М, 2005. – 256 с., с. 30
4.Выготский Л. С. Детская психология. М., Педагогика, 1984 – 432 с.
5.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
6.Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Под ред. В.В.Слободчикова. - М.:ВНИК «Школа», 1989. - 90 с.
7.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический проект, 2000. – 184 с.
8.Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. - М., 1979. -С. 69-101.
9.Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2 т. – М., Педагогика, 1986. Т. 1 Психическое развитие ребенка. – С. 36 – 275
10.Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.– 32 с.
11.Кравцов Г. Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М.: Знание, 1987 – 118с.
12.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.,1993.
13.Каменская В. Г., Томанов Л. В., Зверева С. В., Шапиро Е. И. Готов ли ваш ребенок к школе? СПб., 1996.
14.Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986 – 144с.
15.Леонтьев А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
16.Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1990.-175 с.
17.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.-С. 255-275.
18.Особенности психического развития детей 6 - 7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера. - М.,1988.
19.Психология детства. Учебник. Под редакцией А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с.
20.Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М., 1988. - Гл. 4.
21.Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.
22.Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь. Гродно: ГрГУ, 2002. - 119 с.
23.Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Учпедгиз, I960.— 289 с.
24.Эриксон Э. Детство и общество. М. 1996

Вопрос-ответ:

В чем заключаются особенности готовности к школьному обучению мальчиков и девочек?

Особенности готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек могут проявляться в разной степени развития определенных навыков и способностей. Например, у мальчиков чаще наблюдаются помехи в развитии речи и мелкой моторики, в то время как у девочек чаще возникают трудности с концентрацией внимания и самоконтролем. Однако, стоит отметить, что каждый ребенок уникален и его готовность к школе зависит от множества факторов, включая индивидуальные особенности личности и воспитания.

Какие понятия входят в структуру психологической готовности детей к обучению в школе?

Структура психологической готовности детей к обучению в школе включает такие понятия, как эмоциональная готовность, социальная готовность, познавательная готовность и мотивационная готовность. Каждое из этих понятий представляет определенные аспекты, которые считаются важными для успешной адаптации и обучения в школе. Например, эмоциональная готовность относится к умению ребенка контролировать свои эмоции и приспосабливаться к новым ситуациям, а познавательная готовность связана с развитием мышления, воображения и речи.

Какие особенности психологической готовности к школе характерны для мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста?

У мальчиков старшего дошкольного возраста часто отмечается более высокая активность и энергичность, что может приводить к трудностям в соблюдении правил и подчинении авторитетам. У них также может быть наблюдается большая физическая сила и склонность к играм с соперничеством и конкуренцией. У девочек же часто выявляется большая зрелость речи и эмоциональная восприимчивость. Они обычно более терпеливы, умеют лучше контролировать свои эмоции и проявляют большую заинтересованность в общении и коллективных играх.

Какие особенности готовности к школьному обучению мальчиков и девочек в подготовительной группе детского сада?

Особенности готовности к школьному обучению мальчиков и девочек в подготовительной группе детского сада могут различаться. Некоторые исследования показывают, что девочки обычно проявляют большую моторику и лучше развиты мелкая моторика и речевые навыки. У мальчиков часто наблюдается более активное поведение и более высокая энергия. Однако каждый ребенок уникален, и индивидуальные различия между мальчиками и девочками могут быть значительными.

Что такое психологическая готовность детей к обучению в школе?

Психологическая готовность детей к обучению в школе - это комплексная характеристика психического, физического и интеллектуального развития ребенка, которая определяет его способность адаптироваться к школьной среде и успешно осваивать учебный материал. Это включает в себя развитие когнитивных функций, эмоционально-волевую сферу, коммуникативные навыки и мотивацию к обучению.

Какова структура психологической готовности к школьному обучению?

Структура психологической готовности к школьному обучению включает несколько компонентов. Это когнитивная готовность, которая включает в себя знания, навыки и умения, необходимые для успешной учебной деятельности. Эмоционально-волевая готовность, которая определяет способность ребенка контролировать свои эмоции, волевую напряженность и управлять своим поведением. Коммуникативная готовность, которая связана с умением ребенка общаться с другими людьми и взаимодействовать в учебной среде. И мотивационная готовность, которая определяет желание ребенка обучаться и достигать успеха в учении.

В чем заключаются особенности готовности к школьному обучению мальчиков и девочек?

Особенности готовности к школьному обучению мальчиков и девочек могут проявляться в различных аспектах, таких как эмоциональная готовность, академическая подготовка, социальные навыки и т.д. У мальчиков и девочек могут быть разные предпочтения и интересы, влияющие на их готовность к учебе. Например, мальчики часто проявляют более высокую физическую активность, а девочки могут быть более склонны к социальным взаимодействиям. Кроме того, исследования показывают, что мальчики и девочки могут по-разному развиваться в когнитивном и эмоциональном плане.

Что входит в структуру психологической готовности детей к обучению в школе?

Структура психологической готовности детей к обучению в школе включает несколько компонентов. Один из них - когнитивная готовность, которая связана с развитием интеллектуальных способностей, приобретением понятий и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Еще одним важным компонентом является эмоциональная готовность, которая включает умение контролировать эмоции, устанавливать дружеские отношения с окружающими и адаптироваться к новой среде. Другими компонентами могут быть социальная готовность, связанная с умением взаимодействовать с другими детьми и erwachsens, и моторная готовность, связанная с развитием мелкой и крупной моторики.

Какие особенности психологической готовности к школе мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста?

У мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста могут быть различия в психологической готовности к школе. Например, исследования показывают, что мальчики в этом возрасте часто проявляют большую физическую активность и склонность к играм с элементами соревнования. Девочки же могут быть более социально ориентированы и проявлять большую заинтересованность в общении с другими детьми. Кроме того, мальчики и девочки могут по-разному развиваться в сфере когнитивных и эмоциональных навыков.

Каково понятие готовности детей к обучению в школе?

Понятие готовности детей к обучению в школе включает в себя комплекс психологических и физических характеристик, которые позволяют ребенку успешно и эффективно учиться. Это включает умение сосредоточиться, следовать инструкциям, пользоваться ручкой и ножницами, общаться со сверстниками и преподавателями и другие навыки, необходимые для успешного обучения в школе.

Какие особенности психологической готовности к школе мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста?

Особенности психологической готовности к школе могут различаться у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Некоторые исследования показывают, что мальчики могут быть более активными и иметь более развитые физические способности, а девочки могут быть более коммуникабельными и иметь более развитую речь. Однако это общие тенденции, и важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.